Предмет истоки в 5 классе что это
Несколько родителей в Вологде отстояли право детей не изучать «Истоки»
Пока в школах Вологды детям продолжают незаконно навязывать «Истоки», некоторые родители, прочитав публикации Newsvo на эту тему, решили взять инициативу в свои руки и отстоять право своих детей на необязательное изучение этого предмета. Из-за того, что неравнодушных к нарушению прав детей мало, на это понадобилось много времени, однако родители добились соблюдения закона. Newsvo рассказывает, как это было.
Несмотря на то, что в июле этого года в департаменте образования области родителям ответили, что в 1-8 классах «Истоки» могут изучаться только с их согласия, в школах Вологды и области продолжают ставить этот предмет в расписание без учета мнения родителей.
Так, родители учеников школы №13 в Вологде, изучив в августе учебные планы на 2018/2019 год на сайте школы, с удивлением обнаружили, что «Истоки» находятся в списке предметов, которые должны выбирать родители, однако альтернативы им не предлагается. И это после того, как была направлена жалоба в департамент образования и там ответили, что «Истоки» могут изучаться только по выбору.
Скриншоты сайта школы № 17 в Вологде, сделанные родителями в августе.
По словам одной из мам, в школе это мотивировали тем, что у них нет других учебников. Более того, Ирине сказали, что ни о каком письме департамента образования они не слышали.
При этом родителям выдали для подписи согласие, в котором уже стояли «Истоки», а альтернативы этому предмету не предлагалось.
Ирина – одна из мам, кто защитил право ребенка на добровольное изучение «Истоков». Она обратилась к директору, и ее сыну предложили вместо «Истоков» изучение культуры народов России в проектной деятельности (3 проекта) во втором полугодии. В итоге учебник по «Истокам» в школе забрали назад, а вот деньги за купленные рабочие тетради уже не вернуть, при том что они должны закупаться школой за бюджетный счет.
Наталье, чей ребенок учится в 13-й школе в 4 классе, тоже удалось отстоять его права. В их классе родителей тоже не спрашивали согласия на изучение «Истоков», хотя обязаны были это сделать. В первый школьный день детям выдали учебники.
— Я посмотрела темы, и на следующий день сын отнес его обратно с моей запиской, что посещать урок не будет. Когда в прошлый четверг «Истоки» были поставлены третьим уроком, я написала записку классному руководителю, что заберу сына на это время из школы. Придя в школу, позвонила сыну, он передал трубку завучу, которая ведет этот урок, и та без проблем отпустила сына со мной, – рассказывает Наталья.
Родителям в 4 классе тоже выдали для подписи согласия, оформленные с нарушением – там нельзя было отказаться от «Истоков».
— 11 сентября было род. собрание, где выдали согласия на обучение ребенка по Учебному плану, который родители в глаза не видели. Все присутствующие, не вникая, подписали их. Перед собранием завуч предложила мне написать заявление у директора об отказе посещать «Истоки», вместо этого предмета написать 2 проекта за год на духовно-нравственную тему.
Страницы рабочей тетради по «Истокам» (4 класс).
Активные мамы и папы нашлись и в школе № 17. По словам Светланы, «Истоки» в 4 классе отменили после обращения кого-то из родителей. Свою позицию она аргументирует тем, что некоторые задания в учебниках и тетрадях по «Истокам» предназначены исключительно для детей из православных семей. На это обращала внимание и череповчанка Евгения Федоркова, дочь которой отказалась посещать этот предмет.
Светлана решила отказаться от изучения этого предмета в индивидуальном порядке, но делать этого не пришлось – благодаря активности некоторых родителей решение отменить «Истоки» в начальных классах было принято на уровне школы.
— Хочу выразить благодарность инициативной группе, поднявшей вопрос об отказе от обязательного изучения «Истоков» в школе. Люди проделали огромную работу, проанализировав документы, направив запросы во все возможные инстанции и организовав сбор подписей. Благодаря их усилиям родители школьников получили возможность критически отнестись к преподаванию этого предмета. Руководство школы тоже хочется поблагодарить за понимание.
Страницы рабочих тетрадей «Истоки». В 3 классе детей просят определить, что «наполняет каплю райской радости», а в 4 классе рассказывают о путях, которые «ведут человека к спасению».
Судя по отзывам родителей, другие школы в Вологде и области также продолжать нарушать законодательство, навязывая «Истоки» как обязательный предмет.
Дмитрию тоже удалось добиться отмены этого предмета после разговора с директором.
— Ребенка освободили от «Истоков», скорее всего, будет индивидуальный план учебы, проектирование или что-то в этом роде, из родителей класса пока я один письменно отказался, 30 детей продолжат изучать «Истоки». Директор отнёсся с пониманием, никаких уговоров и прочих «бяк», согласилась с моей позицией. Такое ощущение, что школы и хотели бы избавиться от «Истоков», но чиновники не дают.
Нам предложили на выбор: литературное краеведение, истоки и родной край. Мы выбрали литературное краеведение (литература вологодских писателей).
Предположения Дмитрия подтверждает происходящее в Вологодском районе. По словам одной из мам, директоров школ просят включать «Истоки» в учебную программу.
— В нашем районе начальник управления образования дала устное распоряжение всем руководителям школ района о включении именно предмета «Истоки». Иначе – увольнение, – говорит Ольга.
В Вологодском районе, как и в областной столице, соблюдения закона удалось добиться тем, кто за это боролся:
Добавим, что в группе родителей, которые объединились, чтобы отстоять права детей, есть образец заявления директору, которое нужно заполнить, чтобы отказаться от изучения «Истоков». Согласно законодательству, родители имеют право выбрать вместо него другой предмет.
Предмет истоки в 5 классе что это
Попам и чиновникам «Основ православной культуры» мало, поэтому теперь активнее стали продвигать другой интересный предмет под названием «Истоки». На самом деле это старый предмет, появился он еще раньше ОПК, однако формально всегда оставался факультативным.
Но с недавних пор в отдельных школах его сделали обязательным. Он отличается от ОПК тем, что включен в образовательную программу всех классов и является безальтернативным. Родители желают – дети изучают. Но не везде, потому что чиновники уже проводят «эксперименты» и вводят этот предмет как обязательный. Более того, в некоторых городах он уже давно является обязательным.
Выходит, что попы задумали интересную вещь. Сейчас они добиваются того, чтобы ОПК был во всех классах школы. Однако если этого не будет, то вместо ОПК могут ввести «Истоки».
Например, одна женщина обратила внимание на учебник «Истоки». Сразу же интересные выводы:
«Предмет истоков навязчиво пропагандирует детям одну из религиозных конфессий – христианство, причём преподнося его не в качестве образца ментального и морально устаревшего наркотика, используемого народом в прежние времена, а в качестве единственно верного идеала общемировой культуры. Главнейшие законы человечества прописаны в Библии – это практически цитата из учебника, допущенного для детей Министерством образования РФ.
Меня же, как женщину и маму будущей женщины, оскорбляет надменно-снисходительное и явно превосходственное отношение истокописцев к лучшей половине человечества. Снова заглянем в Основной закон (не бойтесь, не в Библию!) государства: мужчины и женщины обладают равными правами и свободами, а также возможностями для их реализации.
А истокопоклонцы не просто никак не хотят согласиться с положениями Конституции РФ, а норовят подсунуть своё фальсифицированное мнение, выдав его за единственно верное. Как кормилец, домостроитель, судья в споре и глава семьи – так это мужчина, а как воспитательница, домработница и хранительница очага – это женщина. Как решающее слово, как хозяин, как первый после бога – так муж, а как утешительница детей, вытирательница соплей, нянька и сказительница – так жена».
«Предмет истоки в школе – это своеобразная сыворотка для общества против любых проявлений женского равноправия и феминизма, вакцина против дальнейшего развития науки, совершенствования производства, соответствия российских законодательных стандартов общемировым правилам и нормам, мечты о господстве разума над косностью, жадностью и вечной человеческой глупостью»[1].
Хочется заметить, что этот комментарий не новый, это запись от 2011 года. Пока что крупные города не трогали, то есть предмет оставался факультативным в основном, но теперь ситуация изменилась.
Родителям школьников из Подмосковья (школы №2065) сообщили в сентябре, что предмет истоки будет обязательным. Как же они поступили? Радует, что не смирились, а выражали недовольство, затем обратились в прокуратуру.
Родители в обращении назвали данный предмет:
«Антинаучной манипуляцией», «навязыванием религиозной идеологии» и «давлением на детскую психику»[2].
Не понимают родители, что чиновники всего лишь желают «возродить духовность» и поэтому законы их особо не волнуют. Видимо, в новой редакции учебник уж совсем изобилует духовными основами российской государственности.
Люди возмущаются по этому поводу:
«Я не хочу, чтобы мои дети принудительно изучали «особенности нравственной культуры воина-христианина». Я против того, чтобы их заставляли определять виды колокольных звонов и описывать решения Вселенских соборов. Туда же (на свалку истории) может отправляться и православный календарь-месяцеслов.
Проблема в том, что ни от моего, ни от вашего желания ничего не зависит. В стране нет силы, которая может повлиять на в тайне принимаемые решения Министерства образования, скрытые ароматным дымком из кадила РПЦ»[3].
Еще в учебнике «Истоки»:
«Постоянно говорится про нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей, совершенно серьезно рассказывается про чудеса, которые творят иконы».
И вот как часто повторяются следующие слова:
«На 126 страницах книги упоминается: Бог — 60 раз, икона — 66, чудеса — 20, молитва — 26, крест — 31, храм — 83, ангел — 31». «Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом»[4].
Хочется напомнить, что, согласно законодательству РФ, правительство:
«обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»[5].
Если подобный предмет будет обязательным во всех классах, то можно забыть о светском образовании в России, потому что это явная пропаганда религиозного мракобесия.
По поводу факультативности данного предмета в школе №2065:
«В сентябре на родительском собрании нам сообщили про эксперимент департамента образования. Никакого выбора не было — сказали, что все пятиклассники раз в неделю будут ходить на урок «Истоки», отказаться нельзя».
Мать одного ученика Ирина Герасимова отметила:
«Я сама атеистка, но недовольны были вообще все верующие. У нас в классе половина детей из мусульманских семей, это ведь Новая Москва. У нас есть семьи иудеев, есть католики, адвентисты. И православные родители тоже выступили против откровенного навязывания их религии».
Заместитель председателя Отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе прокомментировал ситуацию:
«Я бы, в отличие от родителей, обратившихся с жалобой в Генпрокуратуру, не делал вывода, что упоминание ключевых понятий нашей культуры несет в себе угрозу продвижения религиозной идеологии»[6].
Не все эти понятия «ключевые», а также важны не сами понятия в чистом виде, а то, что пытаются навязать религиозное мракобесие детям.
Хочется особо заметить, что предмет «Истоки» разработала так называемая Российская академия естественных наук, то есть контора, которая к науке никакого отношения не имеет, там среди академиков не только Кадыров, первооткрыватель торсионных полей Акимов, Грабовой, который «воскрешал мертвых», фальсификатор истории Фоменко, но еще целая куча всяких ясновидящих, экстрасенсов и проч. шарлатанов.
Весь год родители добивались, чтобы этот предмет исключили из программы, но директор школы сказал, что не может пойти против министерства образования. Письма в разные инстанции тоже никак не помогли. Так что обращение в прокуратуру и распространение информации в СМИ – важный шаг.
Чиновники отрицают, что в «Истоках» пропагандируется именно православие:
«Эта предметная область относится к сфере культурологии и истории родного народа, не требует обязательного изучения культуры одной из религиозных конфессий, а предоставляет детям возможность: осознать духовные идеалы, хранимые в культурных традициях народов России, изучить историческую роль гражданского общества в становлении российской государственности»[7].
Демагогию чиновников всерьез рассматривать не стоит. Факты говорят о том, что пропаганда религии есть. Вот что пишут работники школы, которые преподают эти самые «Истоки» уже не первый год (речь идет о восторженных поклонниках).
Вот что происходит в школе в Великом Устюге:
«Если учитель чувствует, что не готов к какой-то из тем, мы рекомендуем ему не развивать ее, а просто прочитать абзац из учебника, – объясняет Нелли Владимировна. – Но тематика курса действительно простая. В 1-м классе учитель говорит детям о том, что видит человек, когда рождается. То есть о папе, о маме, о семье – как правильно ее понимать. Во 2-м классе – о том, что находится рядом с ребенком: лес, река, природа, как к ней относиться. В 3-м – уже о внутреннем мире, о терпении, о вере, о надежде, о качествах русского человека. В 4-м – подробнее о православии. Сейчас, например, наши четвероклассники изучают иконы. Сводили их в галерею, показали разные виды образов Божией Матери. Провели мастер-класс по иконописи, на котором каждый ребенок по каноническим прописям рисовал своего ангела-хранителя. Что интересно: на следующий день была контрольная по математике, и многие принесли свои иконки, положили на парты – чтобы ангел-хранитель помог.
В «Истоки» включены также поездки по родному краю, к православным святыням, в чем нам помогает Духовно-просветительский центр “Северная Фиваида”»[8].
И это просто культурология? Завуч школы Татьяна Владимировна Шарыпова вот что сказала:
«Да, теперь я понял, что это и зачем». Спустя 10 лет! Как завуч, я поначалу тоже скептически восприняла. Полистала учебники: через каждую страницу – рисунок храма, икона. Религия! Но съездила в Вологду, послушала Камкина, посмотрела – и захватило. Это ж воспитание души, чего нашим детям как раз не достает».
И главный результат промывки мозгов:
«А я сейчас даже не замечаю, что в «Истоках» религия есть, – с некоторым удивлением признается Нелли Владимировна. – Говорим-то об обычных вещах, в целом – о добре. «Истоки» сказываются и на других предметах, все учителя подмечают, что дети стали управляемей. Появился контакт и с родителями».
В дальнейшем эти замечательные лица планируют сие перенести в детские сады:
«Сейчас уже выпущены книжки для курса «Истоков» в детских садиках, я как раз занимаюсь его апробированием. За основу взят опыт классного часа, так что родители будут приучаться работать со своими детьми уже с 3-4-х лет».
Навряд ли родителям хочется, чтоб детей подобному «учили», возили ко всяким «святыням» и говорили про ангелов, бесов и проч. за счет нормальной школьной программы. Эти «Истоки» должны проверить эксперты из РАН хотя бы, так как, судя по всему, в предмете вообще нет ничего, что можно было бы отнести к культурологии, тем более что занимались учебником дельцы из РАЕН.
1. Предмет истоки в школе. URL: www.jobmamochka.ru/predmet-istoki-v-shkole/
2. Родители пожаловались в прокуратуру на уроки православия в школе. URL: https://news.rambler.ru/kids/35541416-roditeli-pozhalovalis-v-prokuraturu-na-uroki-pravoslaviya-v-shkole/
4. Родители пожаловались в генпрокуратуру на навязывание религиозной идеологии в школе. URL: https://www.znak.com/2016-12-09/roditeli_pozhalovalis_v_genprokuraturu_na_navyazyvanie_religioznoy_ideologii_v_shkole
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст 3
Соха, изба и «Троица»: Чему учат школьников на уроках нового предмета «Истоки» «Нам рассказывали, что если упадет ложка или вилка — значит, кто-то придет в гости»
Родители учеников московской школы № 2065 (расположена в Новой Москве) подали в Генпрокуратуру жалобу на «навязывание религиозной идеологии» их детям. Поводом стал обязательный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), в рамках которого преподается курс «Истоки». По словам учителей, это предмет об истории России, однако одна из мам рассказала «Коммерсанту», что на самом деле на «Истоках» детям рассказывают про «нечистую силу, святую воду, ангелов-хранителей и чудеса, которые творят иконы».
ОДНКНР преподается с сентября 2015 года в 40 московских школах. Эксперимент затронул сразу несколько школьных параллелей — с пятого по девятый классы. Родители учеников могли выбрать один из двух учебников: пособие «Православная культура» или учебник «Истоки».
В презентации курса «Истоки» сказано, что целью программы является «преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества». Также там утверждается, что школьная программа «Истоки» — это «один из факторов успешного выхода из демографического кризиса».
The Village поговорил с учениками школы № 2065 и их родителями, чтобы узнать, как там воспитывают «граждан России» с большой буквы, а также обратился за комментариями к администрации учебного заведения и в пресс-службу столичного департамента образования.
По данным «Коммерсанта», курсы «Истоки» и «Социокультурные истоки» разработаны в начале 2000-х под эгидой Российской академии естественных наук. Эта общественная организация не имеет отношения к Российской академии наук и часто критикуется учеными.
Линейка таких пособий рассчитана как на воспитанников детских садов, так и на учеников школ (с 1-го по 11-й классы), а также на студентов колледжей. Авторы учебников — член-корреспондент РАЕН, главный редактор ИД «Истоки» Игорь Кузьмин и член-корреспондент РАЕН, профессор Вологодского педагогического университета Александр Камкин.
Инна, мама ученика 5 «Д» класса
Об «Истоках» я узнала в августе на родительском собрании. Классный руководитель нам сказал, что это хороший новый предмет об истории России. Больше никаких подробностей не было.
5 сентября сын принес домой учебник по «Истокам», который сразу меня смутил. Например, название одного из параграфов звучит так: «Молитва и труд все перетрут». Напомню, что это учебник по истории — при чем здесь молитва?
— «Терпение, молитва и труд —
все перемогут, все перетрут» (стр. 43)
По мнению авторов учебника, главные памятники России — это соха, топор, изба, икона «Живоначальная Троица», Соловки, летописи и Кремль. На изучение каждого памятника отведено пять часов. Получается, дети пять недель будут изучать одну икону! Одно из домашних заданий по этой теме звучит так: «Как икона „Живоначальная Троица“ поменяла отношение всего мира к слову „мир“?» Каким образом 11-летний ребенок должен на это ответить?
А в параграфе про «Соловки», например, есть такая фраза: «Пришло зло на нашу землю и осквернило храмы». Какое зло? Как осквернило? Информация подается не с исторической точки зрения, а исключительно с религиозной. На мой взгляд, на детей давят, ими манипулируют и буквально навязывают православие.
Этот учебник нарушает нашу Конституцию, в которой прямо сказано, что религия в нашей стране отделена от государства. При этом «Истоки» — это обязательный предмет, по нему дети делают домашнее задание, пишут контрольные работы и получают годовые оценки. Какое-то сумасшествие! Я вообще решила не показывать этот учебник своему сыну. Ведь он еще не созрел как личность, ему рано выбирать религию.
Сначала мы с другими родителями обсудили ситуацию в общем чате, потом провели собрание и проголосовали против этого предмета. Решение было принято единогласно: и верующие, и неверующие родители — все выступили против навязывания религии в школе. Мы написали письмо на имя директора школы, в котором заявили, что отказываемся от «Истоков» в пользу предмета «Светская этика». Через какое-то время нам пришла отписка, в которой сказано, что сделать ничего нельзя, так как новый предмет спущен сверху. После этого мы несколько раз писали в департамент образования, который все наши запросы перенаправлял обратно в школу, откуда нам приходил ответ с тем же, уже знакомым нам текстом.
Поговорив с учителем «Истоков», мы добились того, чтобы весь класс сдал учебники обратно и дети учились без них. Спустя полтора месяца мы написали письмо в прокуратуру Новомосковского округа. Однако опять попали в замкнутый круг, потому что прокуратура отправила письмо в департамент образования, а тот — в нашу школу. Тогда мы написали подробное заявление в Генпрокуратуру, в котором потребовали провести профессиональную экспертизу учебника. Теперь ждем.
Больше всего меня поражает, что родителей не спросили, хотят они введения нового предмета или нет. Нас просто поставили перед фактом. Вообще, школа должна была спросить разрешения на преподавание религии и предложить альтернативу — например, предмет «Светская этика».
Во многих школах Москвы дети учатся по «Истокам» без учебников. Им их просто не выдали. Занятия давно идут, а учебник есть только у преподавателей. Массовые закупки произошли лишь в нескольких школах, поэтому и нет никакой реакции со стороны родителей: они просто еще не видели учебники и не знают, что в них.
Рабочая программа курса «Истоки» 5 класс
Планируемые результаты освоения курса социокультурные истоки в 5 классе:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Для обеспечения индивидуального подхода к интеллектуальным способностям и учебно-познавательным особенностям каждого классного коллектива предметное содержание реализуется в различных дидактических формах и с применением разнообразных методов и педагогических техник, направленных на эффективное освоение предметных понятий и общих способов действия.
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение. Соха и топор
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры
свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники
прошлого. Как вести библиографию о памятниках России. Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости. Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Тема 2. Крестьянские хоромы
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря. Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря. Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Тема 4. Храм Покрова на Нерли
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи. Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом. Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного.
Тема 5. Икона «Живоначальная Троица»
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания. Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет. Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Тема 6. Московский Кремль
Московский Кремль – символ Российского государства. Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила. Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы. Кремль – центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством». Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
Старинные летописи – наше национальное достояние. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные. Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
Семь чудес России. Обобщение и систематизация знаний.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение темы