открыл дверь и поцарапал чужую машину
Что делать если поцарапал чужую машину
Стоянка автомобиля во дворе всегда уязвима: там нет условий для безопасной парковки, и очень часто въезжающие и выезжающие автомобили не имеют места для нормального маневра. В результате часто происходят микроаварии, когда одна машина задевает другую, нанося ей мелкие или ощутимые повреждения.
Что делать, если при парковке или выезде, вы поцарапали чужую машину во дворе? Как правильно решить возникшую проблему? Какие способы законны, и кто должен платить за ущерб?
Как следует вести себя, если поцарапали чужую машину?
Во дворе, где обычно при паркован о много машин, всегда слишком мало места для маневра и слишком малое расстояние между припаркованными автомобилями. То есть, созданы все условия, чтобы невнимательный или неопытный водитель зацепил, поцарапал или ударил машину соседа.
В этой ситуации есть несколько правильных выходов:
Таким образом, если вы просто слегка зацепили соседнюю машину дверью, ущерб минимален, а пострадавший автовладелец готов идти на контакт, вызова сотрудников ГИБДД и оформление ДТП не имеет смысла – лучше решить эту мелкую проблему между собой. Если же ущерб велик, а стороны не могут договориться, вызов автоинспекторов обязателен – на основании документов по ДТП пострадавшая сторона имеет право обратиться к страховщику виновника за возмещением ущерба или в суд.
В то же время, не забывайте: решение проблемы по взаимному согласию не предусмотрено законом. Если у владельца поврежденного авто позже появятся к вам дополнительные претензии, будет трудно доказать суду, что вы уже решили эту проблему без свидетелей и составления документов. Поэтому вызов ГИБДД – наиболее надежное решение.
Почему нельзя уезжать с места ДТП
Поскольку случайное повреждение чужого автомобиля во дворе или на парковке приравнивается к полноценной аварии, ваше отсутствие на месте происшествия (и отсутствие записки с контактами для связи) будет расценено как бегство с места ДТП.
Вы попадете под подозрение даже в том случае, если не заметили, как зацепили чужое авто: незнание не освобождает от ответственности: после просмотра видео с камер наблюдения и опроса свидетелей, вас найдут, и придется доказывать, что ваш отъезд не связан со злым умыслом.
Запомните! Для суда неважно, сбежали ли вы с места ДТП, уехали из-за занятости или просто не заметили, что зацепили чужой автомобиль. Доказать свою невиновность вам будет трудно, и потребуется очень опытный адвокат, чтобы отстоять вашу правоту.
Более того, если вы уехали с места столкновения, не дождавшись владельца машины или сотрудников ГИБДД, вам может отказать в возмещении ущерба еще и ваша страховая компания, и вам придется восстанавливать чужую поврежденную машину за свой счет.
Поэтому всегда оставайтесь на месте происшествия, какой бы тяжести урон ни был нанесен другому автомобилю во дворе. А идеальный вариант избежать претензий закона – остаться на месте и самим вызвать ГИБДД, особенно, если владелец авто отсутствует.
Кто платит за нанесенный ущерб
Если ваша машина поцарапала или помяла чужое авто во дворе, виновником естественно, считаетесь вы. При мелком повреждении проще заплатить пострадавшему автовладельцу сразу. Для возмещения серьезного ущерба существует ваша страховка ОСАГО.
Вот для ее оформления и необходим вызов ГИБДД: на основании составленного инспекторами протокола и списка зафиксированных повреждений, пострадавшая сторона имеет возможность или сразу вызвать вашего страховщика на место происшествия, или обратиться затем к страховой компании за возмещением понесенного при ДТП ущерба.
Если у вас нет страховки – это трудная ситуация. Во-первых, она у вас обязана быть (за отсутствие полиса ОСАГО полагается штраф), а во-вторых, сотрудникам ГИБДД придется возбудить дело об административном правонарушении, после чего пострадавшая сторона может обратиться в суд с ходатайством о взыскании с вас средств на восстановительный ремонт поврежденной машины.
Важно помнить, что ваша страховая компания может отказаться выплачивать страховое возмещение пострадавшей стороне по ОСАГО, если вы совершили ДТП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, автомобиль был неисправен, за рулем сидели не вы, или вы сбежали затем с места происшествия. В этих случаях вам придется восстанавливать поврежденное авто за свой счет.
В заключении стоит отметить, что нанесение даже незначительного ущерба чужому автомобилю при парковке во дворе или выезде считается полноценным ДТП и требует возмещения ущерба пострадавшей стороне. Существует несколько правильных сценариев поведения, если вы зацепили или поцарапали чужую машину: вы можете лично договориться с автовладельцем о компенсации, либо вызвать ГИБДД, оформить протокол происшествия и подключить к возмещению ущерба своего страховщика по полису ОСАГО.
Но чего вам нельзя делать, так это уезжать с места происшествия, так как вас потом могут наказать по статье 12.27 КоАП. Если вы не хотите платить серьезные штрафы, лишиться ВУ на 1.5 года или получить арест на 15 суток, всегда дожидайтесь владельца авто и договаривайтесь с ним. А лучше сразу вызывайте ГИБДД и оформляйте протокол: лучше заплатить штраф и возмещение по ОСАГО, чем потом доказывать в суде свою невиновность и восстанавливать чужую машину за свой счет.
Мой пассажир поцарапал дверью чужую машину. Кто отвечает?
Представим такую ситуацию: я припарковал машину, выключил двигатель. Мой пассажир выходит из машины и случайно дверью царапает соседнее авто. Это будет полноценное ДТП или гражданская ответственность этого пассажира?
Как определить, ДТП это или нет
ДТП — это событие, которое возникло в процессе движения машины по дороге или с ее участием.
Дорога — любая обустроенная и приспособленная для движения транспорта поверхность.
Логично было бы предположить, что раз машины не двигаются, то и ДТП нет, но так бывает не всегда.
Если обе машины припаркованы
При этом каско потерпевшего будет работать. Он сможет получить возмещение от страховой компании независимо от того, ДТП это или нет, а вот виновнику придется отвечать перед страховой.
Это обычные гражданско-правовые отношения, связанные с причинением вреда чужому имуществу. По закону вред, причиненный имуществу, должен быть полностью возмещен тем, кто этот вред причинил. Только если пассажир не докажет, что это произошло не по его вине. Ну, например, его заставили.
Если одна из машин движется
Как быть, если вам поцарапали машину
Практически всегда в таком ДТП виноват тот, кто открыл дверь и создал проблемы. Кроме случаев, если проезжающая машина намеренно таранила уже открытую дверь или иным образом нарушала ПДД — в этом случае вина может быть и обоюдной.
По ПДД водителю и пассажирам запрещено открывать двери, если это создает помехи для движения.
Если дверь открыл пассажир, то он несет все ту же ответственность по ст. 1064 ГК РФ за причинение вреда. Причем отвечать он будет за оба автомобиля, как лицо причинившее вред.
Что в итоге
Независимо от того, припаркованы обе машины или одна из них в движении, если дверь открыл пассажир — он и будет отвечать. Будет случай признан ДТП или нет, в случае с пассажиром значения не имеет.
А вот если дверь открыл водитель, то все становится сложнее. Фактически это ДТП с участием застрахованного лица: есть вред имуществу и все признаки наступления страхового случая.
Но страховые компании часто не хотят признавать такую ситуацию страховым случаем, поэтому суда со страховой не избежать или потерпевшему, или виновному водителю.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Важно! Если автомобиль был поврежден в результате открытия двери другого автомобиля
Этот пост меня побудили написать мои собственные хождения в ГИБДД и страховую. При наличии полного КАСКО я до сих пор не могу полноценно оформить документы и приступить к ремонту машины. Поэтому рассказываю о своих ошибках с надеждой, что эта информация поможет другим участникам сообщества их избежать или минимизировать собственные потери.
Для начала отвечаю на вопрос, поставленный в предыдущем посте.
Почему в случае, если автомобиль при движении был поврежден открытой дверью из припаркованного автомобиля по закону нельзя использовать европротокол?
Для начала уточним условия применения европротокола:
1) участниками ДТП являются только 2 автомобиля;
2) оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО;
3) вред причинен только транспортным средствам;
4) потерпевший оценивает ремонт поврежденного автомобиля не дороже 100 тысяч рублей;
5) оба водителя не имеют разногласий в оценке причин ДТП: один признает себя виновным, а второй считает себя не виновным в ДТП.
На первый взгляд, все условия выполняются (при условии оценки ущерба 11 июня 2019 в 16:21 Метки: наблюдение
Honda CR-V 2014, двигатель бензиновый 2.0 л., 150 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — наблюдение
Машины в продаже
Honda CR-V, 2014
Honda CR-V, 2014
Honda CR-V, 2013
Honda CR-V, 2014
Комментарии 15
Добрый день.уменя похожий случай, составили европротокол, но с водителем, а дверь открыл пассажир, страховая отказывалась принимать документы, со скандалом приняли, теперь 20 дней жду решение, будет отказ, пойду в суд.Тут все не так однозначно, как вы пишете, я нашел несколько судебный решений, где обосновывается причинно-следственная связь, и доказано, что именно водитель несёт ответственность за пассажиров.А также суд в этих решениях обязал страховую выплатить невыплаченную страховую выплату, стоимость экспертизы, моральный вред и штраф.
Ущерб у меня не большой, осмотр и расчет от страховой всего на 53.300 руб, но посмотрим будет ли выплата, и было бы интересно пободаться, поскольку тоже считаю, что водитель несёт ответственность за пассажиров, а ущерб принесен в результате взаимодействия двух транспортных средств.
Я написал, что четкого рецепта, как в этом случае поступить нет. У меня ситуация была такая же, как и у Вас, и решил я ее абсолютно также.
Я объяснил в статье, почему данная ситуация является серьезной проблемой, т.к. имеется юридическая норма, закрепленная в ст. 12.29 п.1. КОАПП РФ, на которую может ссылаться и ГИБДД, и страховая. Ситуацию можно решить в свою пользу только при обоюдном согласии второго водителя (из авто которого была открыта дверь) и страховой компании. В противном случае можно попытаться решить дело через суд, но это а) хлопотно, б) долго, в) дорого, если суд проиграете (а такая вероятность есть, если пассажир водителю не сват, не брат и не сын). И все это время машина будет простаивать, а это важно, если машина единственная в семье и постоянно используется. Здесь уж если есть КАСКО — имеет смысл заплатить франшизу и сделать, если нет КАСКО — либо ждать решения суда, либо отремонтировать за свой счет.
Вопрос решён, страховая позвонила и пригласила на подписание соглашения, в течение 10 дней переведут деньги.
Это очень хорошо, что вы осветили этот вопрос, просто я когда прочитал ваш опыт, подрастроился, и готовился к долгому пути решения вопроса, будучи уверенным, страховая откажет, сказав, что это не страховой случай.Теперь, следующие, кто придет по запросу о дтп с открытием двери пассажиром, прочитают, что и страховая в принципе выплачивает по ОСАГО…
Я лично просто подрастерялся, когда я проезжал мимо них, они ударили дверью мой автомобиль, и выскочив, стали наезжать на меня, что это обоюдка… естественно были посланы, вызвал ГИБДД, а эти жуки, приехали, и начали разводить нас на европротокол, уж не знаю, умышленно или нет, но поскольку у меня повреждения на сумму меньше сотни, плюс дтп не будет отображаться в базе, то я согласился…и в принципе, это работает, если второй участник согласен на подписание европротокола, то страховая все таки выплачивает деньги, как при ДТП.
P.S. место действия Санкт-Петербург, моя страховая СК Согласие.
P.P.S.дтп было 17.10.2020, осмотр 20.10.2020, подписание соглашения о выплате 22.10.2020г. О выплате дополню как получу.
Вы чего тут разведи, тут нужно вызывать участкового и он оформляет по повреждению имущества третьим лицом после подумаете постановление об отказе в возбуждении уголовного. Дела и в страховую или в суд имели нет каско
Вы наверное не поняли. Определение в отношении третьего лица у меня и так уже есть. Речь идет о том, что при известном виновнике привлечь его к ответственности очень сложно, все равно приходится платить франшизу и получать удорожание по КАСКО.
Если у вас каско то СК должна выплатить вам страховку а потом уже взыскать с виновника. Либо вам самим нужно идти в суд в частном порядке о взыскании ущерба, а суд сам решит с кого взыскать с родителя или виновника. Скорее всего повреждение было неумышленное и по этому страховая вам голову морочит.
Вообще-то СК сама по себе ничего никому не должна. У Вас есть выбор, каким способом подать заявление. Денежная компенсация не интересует, т.к. она выплачивается с учетом старения а/м, и будет составлять от 30% до 60% стоимости оригинальных новых з/ч. Гораздо интереснее ремонт у официального дилера с полной заменой новыми з/ч. Теперь собственно возникает вопрос, как определяется вина. 1) Если вина Ваша, выбора нет, платим франшизу и соглашаемся с подорожанием КАСКО на следующий год. 2) Если же виновный — другое лицо, то платить за это еще и франшизу не хочется, а до тех пор, пока виновный не будет признан таковым, страховая будет ждать подтверждающих документов, и никто машиной заниматься не будет. Этим документом может быть: 2а) европротокол, но тогда Вы можете рассчитывать на ремонт не более чем на 100 т.р. 2б) постановление из ГИБДД, и тогда будет полноценный ремонт, сколько бы он не стоил (в рамках страховой суммы, конечно). Но это постановление почти невозможно получить в случае вины 3-го лица (нужна добровольная явка с повинной этого лица с документами, а также его представителей если лицо несовершеннолетнее). Возможен вариант 2в) это самостоятельный иск в суд после ремонта по варианту 1 с требованием компенсировать Вам франшизу. Здесь есть варианты, но подоражание КАСКО Вам все равно никто не компенсирует — а это самая большая проблема.
А теперь собственно вишенка на торте: принять решение, как будете подавать документы в страховую (1, 2а, 2б или 2в), нужно непосредственно сразу после ДТП, т.к. нужно решить, будете ли оформлять европротокол или ехать в ГИБДД, а также заранее оценить стоимость повреждений.
Да как тебе сказать, Ром. Я постарался избавить читателей от различных сопливых подробностей и описать суть дела. Дверь открыла настежь вполне уже дееспособная, но еще не совершеннолетняя 16-летняя дочь водителя. Они видишь в ресторан приехали отмечать сдачу экзаменов. Европротокол подписать — это пожалуйста, а в ГИБДД ехать они не могут, очень заняты. Вину он по европротоколу признал. В ГИБДД с третьего раза на разбор явился. Дочь свою он выгораживает, как может. Остальное все описано в статье. Я вообще сильно удивился, откуда на пустом месте столько сложностей. Я-ж в ГИБДД только справку получить приехал…
Машину ударили соседней дверью на парковке. Что с этим делать?
Мы пообщались со специалистами по кузовному ремонту и выяснили, какие мелкие царапины по кузову можно устранить самостоятельно, а какие придется полировать и закрашивать в сервисе, а еще узнали, считается ли потертость от двери соседней машины дорожно-транспортным происшествием и можно ли привлечь виновника к ответственности.
«Если коцки остались незначительные, не до грунта, то такой ремонт обойдется в 1 тыс. рублей, это стоимость полировки одной детали. Если до грунта не дотянулось, но вмятина присутствует, то к полировке добавляется еще и удаление вмятины. В зависимости от глубины вмятины это тоже стоит вполне приемлемых денег — от 1 до 3 тыс. рублей. Без разборки двери», — объяснил в беседе с корреспондентом Autonews.ru директор сервисного центра «Автоглобус» Андрей Савин.
Если на месте царапины виден белый или серый след под краской, то повреждение дошло до грунта. В этой ситуации нет других вариантов, кроме как покраска детали. И тут перед автомобилистом встает выбор: покрасить повреждение локально или выкрасить всю деталь. Проблема в том, что повреждения такого рода обычно располагаются аккурат в центре детали и точечная покраска может привести к образованию ореола.
«Есть специальные технологии локальной покраски. Но они все равно подразумевают покрытие лаком либо всей детали, либо значительной ее части. Как раз из-за опасности появления ореола. Особенно это бывает видно на перламутровых красках в местах, где лак соприкасается со старым покрытием. Перламутровые краски вообще после нанесения меняют свой оттенок, поэтому с ними сложно работать — тяжело подобрать нужный цвет», — объясняет Савин.
Покраска детали в Московском регионе колеблется от 6 до 10 тыс. рублей. Чем ближе к центру города, тем выше стоимость услуги. В эту сумму обычно входят все материалы, а также разбор детали. Если повреждение обнаружено на двери, то ее демонтируют и после окрашивания ставят обратно. Если же речь идет о заднем крыле, то в любом случае будет осуществляться маскировка соседних деталей от попадания краски.
Самое тяжелое и глубокое повреждение — когда речь идет о деформации металла, тогда плоскость повреждения еще нуждается в шпатлевке. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал руководитель цеха кузовного ремонта сервиса сети «Вилгуд» на Кантимировской Сергей Карканица.
«Самые сложные повреждение от дверей лечатся привлечением жестянщика — грунтовкой, покраской и покрытием лаком. Если ремонт сложный после сильного удара, тогда будет кузовной ремонт с вышкуриванием детали, вмятина выравнивается специальным аппаратом, шпатлюется и красится — это стоит около 10 тыс. рублей», — объяснил специалист.
Обычно повреждения от ударов дверью до металла не доходят, но царапина портит визуальный образ автомобиля. «В 80% случаев такие вещи полируют перед продажей. Но большая часть водителей на такие деформации не обращают внимание. Также эти царапины обычно чинят, когда машина приезжает на какой-то другой ремонт и клиент просит заодно подрихтовать и это, все равно мастер краску делает. Но я не встречал случаев, когда люди отдельно из-за таких царапин приезжали бы», — вспоминает директор техцентра «Автоглобус».
Оставлять без внимания такое повреждение все-таки не стоит. «Базовая окраска и грунт без лака на покрытии плохо держится. Если грунт поврежден, то со временем это может привести к коррозии, степень коррозии зависит от марки и бренда. На бюджетных машинах коррозия проявится быстрее. Если деталь алюминиевая, коррозии нет, но происходит окисление, хотя сейчас таких дверей очень мало», — объяснил руководитель цеха кузовного ремонта «Вилгуд» Сергей Карканица.
Особое внимание мелким повреждениям на кузове, как показывает практика сервисменов, уделяют владельцы премиальных автомобилей перед перепродажей. Потому что из-за такого повреждения дорогая машина может потерять в цене, и владелец поедет в сервис на полировку как минимум чтобы избежать торга. Но если речь идет о среднем и бюджетном автомобиле, такая история — большая редкость.
Некоторые специалисты считают, что небольшую царапину или скол на двери можно устранить своими силами. «Если не долетело до грунта и глубокая восстановительная полировка не нужна, то можно просто купить полироль в магазине. Можно купить профессиональный полироль с абразивной составляющей и полирующей составляющей. Чтобы сделать все более качественно, можно приобрести специальную полировальную машинку или надеть полировальный круг на дрель. Многие водители вполне справляются с мелкими повреждениями в условиях гаража и дачи», — считает Андрей Савин из «Автоглобуса».
Другая часть сервисменов уверена, что такое повреждение устранить самостоятельно нельзя. «Даже легкое повреждение нужно устранять профессионально, потому что для этого нужна специальная полировальная машинка, а также необходимо применение полировальной пасты», — объяснил Сергей Карканица из «Вилгуд».
Если водитель обнаружил на парковке даже незначительные повреждения кузова своего автомобиля, то по закону у него есть все основания произвести ремонт детали за счет страховой компании. Потому что повреждение можно оформить как следствие дорожно-транспортного происшествия. Это корреспонденту Autonews.ru подтвердил директор юридического департамента компании «ПравоКард» Владимир Лисюткин.
Дело в том, что если царапину на кузове оставила дверь соседней машины, а произошло это все на дороге, то инцидент вполне может считаться ДТП. А виновника можно привлечь к ответственности, вплоть до лишения прав, если он покинул место происшествия.
«Абсолютно любые повреждения автомобиля можно расценивать как ДТП. Если второй участник покинул место, то необходимо вызвать сотрудника ГИБДД и посмотреть камеры. За оставление места аварии предусмотрено лишение прав. Если, например, на камерах не видно четкого удара, то инспектор назначит административное расследование и экспертизу — возьмут образцы краски», — объяснил юрист.
Страховая компания оценивает такое повреждение как покраску детали. Однако на первый взгляд повреждение от двери на самом деле вполне может оказаться чем-то более серьезным — возможно, автомобиль на парковке задели бампером или торчащими из другой машины стройматериалами, а возможно соседняя машина вообще двигалась с открытой дверью — в этом случае повреждения и ремонт будут более серьезными и затратными. Специалисты страховых компаний и юристы в любом случае советуют не оставлять такие инциденты без внимания и оформлять все по закону.
Произошло ДТП из-за открытия двери машины: кто виноват и что делать? Судебная практика
Водитель, разъезжая по дорогам, должен быть предельно внимательным не только в процессе движения, но и в моменты стоянки/остановки или посадки и высадки пассажиров. В такие моменты риск причинить вред другим участникам дорожного движения многократно возрастает. Когда водитель открывает свою дверь, то он чаще всего смотрит в зеркало и следит за дорогой, но вот пассажиры так поступают редко, поэтому автолюбитель обязан следить еще и за ними. Если не досмотреть за пассажирами, то может произойти ДТП, в котором придётся доказывать свою невиновность. Ниже в статье мы постараемся разобрать наиболее частые ситуации ДТП с открыванием дверей авто, расскажем, кто виноват и что делать участникам.
Открывая дверь, произошёл удар: считается ли это ДТП?
Для ответа на этот вопрос нам потребуется вспомнить основные понятия из ПДД. Первым делом вспомним определение дорожного движения:
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
В нашем случае всему виной будет открытая дверь транспортного средства. Значит, дорожное движение осуществлялось с помощью автомобиля. С этим понятно. Переходим к определению ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
В рассматриваемой ситуации будет важно, в какой именно момент открывалась дверь машины. То есть было ли авто задействовано в процессе движения по дороге.
При этом, следует учитывать позицию судов, в том числе и Верховного Суда РФ, о том, что посадка и высадка пассажиров или самого водителя в авто – это часть процесса движения транспортного средства. Поэтому в большинстве случаев при причинении вреда имуществу или другим участникам дорожного движения это будет квалифицировано как ДТП.
Но вот вопрос о том, кто что нарушил и кто виноват в таком ДТП, остаётся открытым.
Кто виноват в аварии с открытием дверей автомобиля?
Практика показывает, что вопрос определения вины в ДТП с открытой дверью не такой уж однозначный. В 2021 году можно встретить три различных варианта распределения и установления вины в таком ДТП, а именно:
Чтобы понять, почему так происходит, вспомним основные правила и обязанности и водителя, и пассажира при посадке/высадке.
Самые внимательные наверняка уже думают, что тут ни слова не сказано про то, как открывать двери, когда машина уже стоит. Об этом говорится в отдельном пункте, но отнести это к обязанностям или водителя, или пассажира нельзя, он общий.
Самый важный для нас пункт ПДД: запрещается создавать помехи открытыми дверями другим участникам дорожного движения (пункт 12.7 Правил).
Вот и получается, что и водитель должен следить за пассажирами, и сами пассажиры должны действовать, не нарушая Правил дорожного движения. Отсюда и неоднозначная судебная практика по определению виновного в ДТП с открытой дверью машины.
Ситуация №1: Пассажир открыл дверь, в неё въехало другое авто: кто виноват?
Для начала сразу определим, что это не тот случай, когда можно рассматривать вину въехавшего водителя.
Доказывать невиновность придётся только пассажиру и водителю стоявшего авто. Как уже говорилось выше, нарушение могут выявить как у пассажира, так и у водителя. При этом, вменять им будут разные пункты ПДД.
Одни инспекторы пассажиров привлекают по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ (наказание: предупреждение или 500 рублей). На мой взгляд, привлечение по данной статье неправильно, так как имело место ДТП, а, значит, были созданы помехи для движения другим автомобилям. На этот случай есть другая норма ответственности, а именно часть 1 статьи 12.30 КоАП РФ (санкция: штраф 1000 рублей).
Водителей, как правило, привлекают по части 4 или 6 статьи 12.19 КоАП РФ за нарушение правил остановки или стоянки, а пункт ПДД, который они нарушили, указывают 12.7.
Но привлечение, например, пассажира к административной ответственности ещё не гарантирует, что водитель останется невиновным. В 2021 году судебная практика в основном идёт по пути возложения вины и ответственности на водителя транспортного средства, даже когда есть «админка» на пассажира. Дело в том, что водитель – не простой участник дорожного движения, а владелец источника повышенной опасности, отсюда и «повышенная» ответственность за всё происходящее с машиной.
Если вы оказались в таком ДТП со стороны стоящего автомобиля, из которого выходил пассажир, открывая дверь, то есть небольшая вероятность успешного для вас исхода дела, если вы поставите вопрос о нарушении водителем двигавшегося автомобиля необходимого бокового интервала (пункт 9.10 ПДД).
Определения бокового интервала нигде нет. Однако, существует методический расчёт в судебной технической экспертизе. Согласно такой методической информации, при объезде препятствия необходимое значение бокового интервала рассчитывается по следующей формуле:
Где V1 – это скорость объезжавшей машины. Например, при значении V1 – 40 км/ч, безопасный боковой интервал будет считаться по формуле: 0,35 + 0,005×40, то есть будет равен 0,55 метров или 55 сантиметров, чего вполне достаточно, чтобы прибавить расстояние в ширины стоящего автомобиля плюс открытая дверь.
Но здесь главное – попытаться убедить судью, что если бы водитель опережающего автомобиля соблюдал безопасный интервал, то мог бы избежать ДТП даже при внезапном открытии двери стоячей машины, не предвидя такого действия водителя или пассажира. Это, к сожалению, далеко не всегда представится возможным, так как вопрос у судьи должен стоять в том, чьё нарушение находилось в более прямой причинно-следственной связи с происшествием.
Ситуация №2: Ударили дверью на парковке
Под данную формулировку ситуации можно подобрать много различных ситуаций, в которых могут виновными признать разных участников. Приведём примеры.
Это не все варианты, ещё можно придумать и сильный ветер, и каких-нибудь прохожих. Но в общем, практика распределения виновных здесь очень сильно зависит от конкретных обстоятельств и факторов, при которых произошло ДТП – кто во что горазд на парковке со своим автомобилем.
Во всех этих ситуациях виновных необходимо будет выявлять в зависимости от их обязанностей и обстоятельств произошедшего. Вину могут возложить и на пассажира, и на водителя, универсальной формулы здесь, увы, нет.
В некоторых случаях это будет считаться ДТП. Например, когда один из автомобилей только подъехал. В других говорить о дорожно-транспортном происшествии можно с большой натяжкой. Если удастся доказать, что участники инцидента садились в машину и собирались уезжать, и это действие, которое в совокупности относится к дорожному движению. В противном случае это просто дорожный инцидент, в результате которого был причинён какой-то ущерб.
Ситуация №3: В долгое время открытую дверь въехала машина
С одной стороны, ситуация простая, но не нужно забывать, в какой замечательной стране мы живём. Далеко не каждый водитель окажется порядочным и заявит, что да, это он не заметил открытую дверь и въехал в неё. В большинстве случаев придётся доказывать, что дверь была уже давно распахнута, и помех для движения других ТС не создавала.
И здесь, как и во всех других наших статьях, напомним о важности видеорегистратора в автомобиле. Если вы решили обзавестись им уже после такого ДТП (очень надеемся, что решились), то могут помочь камеры наружного наблюдения, которые лучше найти сразу после происшествия самостоятельно и попросить хозяев сохранить запись, а затем ходатайствовать в ГИБДД о приобщении её к материалам дела.
Если доказать не получится, то с большой долей вероятности виновным признают водителя, у которого была открыта дверь.
На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).
Ситуация №4: Если въехал велосипедист
Когда дверь сшибает другая машина, ущерб, конечно, может причиняться серьезный, но, как правило, только «железу».
В ситуации с «мелкоколёсными» участниками дорожного движения всё сложнее. Будь то велосипедист, кто-то на самокате, электросамокате или на роликовых коньках или даже пешеход – все они при наезде на открытую дверь могут получить значительный ущерб здоровью. А если это будет ребёнок, то тем более.
В таком случае ответственность за указанные выше нарушения водителя или пассажира автомобиля будет строже, а наказание ждёт по статьям 12.24 КоАП РФ или 264 УК РФ. Кроме того, виновных ждёт возмещение ущерба вреда здоровью велосипедиста или иных участников дорожного движения.
В случае, если виновным будет признан водитель ТС, то за него в основном выплатит страховая компания по ОСАГО, а если только пассажир, то платить ему всё из своего кармана. Важно помнить, что при вреде здоровью, пострадавшие смогут еще потребовать и моральный вред, который может составлять и 100, и 200, и даже 500 000 рублей.
В ситуации, когда удастся на велосипедиста возложить вину за столкновение с открытой дверью машины, водитель всё равно будет возмещать вред. Всё потому, что он владеет источником повышенной опасности и его вина презюмируется. Зато сможет починить дверь за счет велосипедиста, поскольку последний виноват непосредственно в самом ДТП. Исключением является въехавший в дверь мотоцикл – в этом случае мотоциклист – также владелец ИПО, поэтому возмещение вреда производится на общих основаниях.
Что делать при ДТП с открытой дверью?
При ДТП с дверью машины, как и при любом другом виде аварии, в первую очередь, нужно выполнить требования Правил дорожного движения на этот случай, которые изложены в пунктах 2.5, 2.6 и 2.6.1.
Вот основные из них:
В зависимости от ситуации, если есть время и возможность, то фотографируйте место ДТП, расположение ТС, велосипеда и любых других предметов. Фиксируйте на фото-видео привязку машин к неподвижным стационарным объектам.
Далее или в процессе фотографирования озаботьтесь поиском свидетелей ДТП. Если есть запись видеорегистратора, сохраните её. Возможно, видео будет у очевидцев или других участников происшествия.
Если нет, то обратите внимание на уличные камеры, которые могли снять всё происходящее в момент наезда на открытую дверь.
Всё, что вам удастся собрать и что будет доказывать вашу невиновность, надо указать в документах ГИБДД, пусть приобщают записи или запрашивают их у собственников видеокамер.
Обязательно следите, чтобы инспекторы всё правильно измерили и указали в схеме ДТП. В случае каких-то неточностей указывайте свои замечания и не пишите, что согласны со схемой, лучше просто указать, что ознакомлены. Схему и все составленные документы лучше сфотографировать, чтобы у вас были копии.
Если вы всё сделаете правильно, то в дальнейшем это поможет вам или вашему юристу (защитнику) доказать вашу невиновность.
Судебная практика
Про общие тенденции в судебной практике по ДТП с открытой дверью я уже рассказал немного выше. Ниже будут приведены некоторые акты, из которых будет видно, чем руководствуются суды, вынося то или иное решение.
По поводу Постановлений Пленума нужно сказать отдельно, так как они немного противоречивые.
В далеком 2010 году, был принят Пленум по вреду здоровью (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1), в котором, ко всему прочему было указано следующее:
При этом надлежит учитывать, что вред считается причинённым источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).
Именно на этот абзац ссылался водитель авто в последнем акте судебной практики. Если учитывать написанное в Пленуме, тогда ответственность за открытую дверь пассажиром на водителя возложить нельзя.
Но есть и другой документ. ППВС РФ №58 по ОСАГО от 26 декабря 2017 года. В его пункте 12 изложено следующее:
Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности.
Применительно к Закону об ОСАГО под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация в пределах дорог, а также на прилегающих к дорогам и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях, а также любых других территориях, на которых имеется возможность перемещения (проезда) транспортного средства).
Как мы видим из судебной практики, суды неохотно вникают в то, являлось ли стоящее ТС источником повышенной опасности, проявляет ли свои вредоносные свойства и является ли открытая дверь авто проявлением таких свойств. Но это аргумент, который сможет освободить водителя машины от ответственности за действия нерадивого пассажира, если получится доказать суду, свою позицию.