л андреев петька на даче тема произведения
«Петька на даче» — читательский дневник по рассказу Леонида Андреева
Рассказ «Петька на даче» написан Леонидом Андреевым в 1899 году. Сюжет рассказа заключается в повествовании небольшого отрезка жизни простого мальчика и рабочей семьи. Ребенок 10 лет от роду уже долгое время работает подсобным рабочим у парикмахера.
Описание книги
ФИО автора: Андреев Леонид Николаевич
Название: Петька на даче
Число страниц: 11.
Издательство «Детская литература».
Год издания 1974 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1899 год
Главные герои рассказа и их характеристика
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в конце XIX века в России. В произведении показаны два мира: грязные улицы бедного московского квартала и живописная природа пригорода. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора
План пересказа рассказа
Главная мысль
Подневольный труд убивает в ребенке радость к жизни, лишает его детства.
Чему учит
Рассказ учит тому, что каждый ребенок имеет право на счастливое детство, на забавы и игры. Учит тому, что дети не должны работать наравне со взрослыми. Учит ценить те права и свободы, которыми мы обладаем. Учит тому, что эксплуатация одного человека другим отвратительна.
Отзыв
Меня очень тронул этот рассказ про бедного мальчика, который вынужден был с малых лет работать, чтобы не умереть с голода. Только на даче Петька ожил и стал нормальным, веселым ребенком. Но его счастье было так кратковременно и потом снова начались тяжелые будни. Мне жаль Петьку и жаль Николку, дети не должны так жить никогда.
Пословицы
Краткое содержание
Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.
Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.
Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.
Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.
На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.
Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.
Толкование непонятных слов
Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
Пролетка – легкий открытый четырехколесный двухместный экипаж, преимущественно одноконный.
Извозчик – кучер наёмного экипажа, повозки, либо сам наемный экипаж с кучером.
Новые слова
Подмастерье – в средневековых цехах ремесленник, не имевший собственной мастерской и работавший по найму у полноправного члена цеха — мастера; проработав несколько лет у мастера, подмастерье мог сам стать мастером.
Стричь под польку, бобриком – разновидности мужских стрижек.
Авторские афоризмы
«…Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он не мог ничего сказать, где оно и какое оно…»
«…Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему…»
«…В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный…»
«…ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы…»
Вывод и свое мнение
В рассказе описаны душевные переживания, томления маленького мальчика, оказавшегося в настоящей ловушке взрослой жизни. Будучи ребенком, Петька не мог сопротивляться окружающим его реалиям, и душа его погрузилась в некое оцепенение. Лишь на короткое время окунувшись в счастливое детство, в дальнейшем Петьке оставалось только мечтать и с грустью вспоминать свой отдых на даче.
Краткий анализ рассказа «Петька на даче» ( Л. Андреев)
Автор: Guru · Опубликовано 20.12.2020 · Обновлено 24.12.2020
Одним из представителей Серебряного века среди писателей является Л.Н. Андреев. Хотя его произведения изначально печатались только в журналах и газетах, они пользовались большой популярностью. Одним из интересных произведений автора является рассказ «Петька на даче».
История создания рассказа
Это рассказ написан на основе реальной житейской истории, рассказанной московским цирюльником Иваном, который по чистой случайности оказался однофамильцем автора. Он рассказал о своем детстве, о том, как жили дети из бедных семей. Как они взрослели очень рано. Вместо того, чтобы бегать и играть, как положено детям, такие ребятишки начинали трудовую жизнь.
Неудивительно, родители не могли прокормить, обуть, одеть своих детей. Их заработков хватало на самое скудное, почти нищее существование. И такие ребята попадали в ученики к ремесленникам. Родители были рады тому, что дети сыты целый день, иногда на ужин принесут кусочек. Кроме того, они приобщались к ремеслу, так как другого образования им бы родители не дали.
Конечно, к таким детям относились соответственно. У хорошего учителя их не обижали, обучали ремеслу, передавали свой опыт. Но все равно они были на положении слуг. Детства они, по сути, не видели.
Хотя цирюльник Иван, рассказавший эту историю, добился многого в жизни, получил даже диплом в Париже на конкурсе, но о детстве вспоминал с грустью.
Жанр, композиция, направление
«Петька на даче» со сути своей детский остросоциальный рассказ. Он нравится многим и особенно тем, кто в детстве испытал бедность. Писатель настолько хорошо вникал во внутренний мир детей, понимал их ощущения, что казалось, что это рассказ о нем самом. Все чувства и эмоции героя читатель глубоко переживает и примеряет на себя, настолько реалистично написан этот рассказ.
Сюжет рассказа можно охарактеризовать как кольцо. Точка начала сюжета в парикмахерской заканчивается в той же точке в конце. Этот прием придает объемность повествованию.
Сюжет рассказа
Десятилетний Петька рано начал привыкать ко взрослой жизни. Родители пристроили его к местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Петькину жизнь в это время можно охарактеризовать как сон, а не реальность. Он как будто заставляет себя не видеть, что происходит вокруг. Вся его жизнь один сплошной страх. Он боится каждого взгляда и слова своего наставника.
По большому счету для Осипа Абрамовича Петька был не ученик, а, скорее, слуга. От тяжелой работы, которую он выполнял у парикмахера, у Петьки не оставалось сил. Его постоянно тянуло в сон.
Единственной мечтой мальчика был отдых на даче в Царицыно, где его мать работала у господ. Наконец, его мечта сбылась. Мать взяла его с собой. Сколько впечатлений мальчик получил еще по дороге, когда ехал в поезде. Пейзаж за окном произвел на него неизгладимое впечатление. Сколько радости у него было на душе, сколько счастья от ощущения того, что он уезжает от ненавистного Осипа Абрамовича.
Приехав на дачу, Петька познакомился с гимназистом Митей. Как много интересного рассказал и показал ему Митя, мальчик-гимназист, который тоже отдыхал в деревне. Наконец Петя мог почувствовать радость детства. С Митей они рыбачили, разговаривали, резвились. Деревенский воздух и полноценный отдых придали здоровья мальчику. С его лица исчезли морщины, взгляд стал веселым и игривым.
Но вся его радость сошла на нет, когда мама сказала ему, что пора возвращаться домой. У Пети случилась истерика, он плакал до изнеможения. Но делать нечего, нужно ехать.
На обратном пути он даже не видел красоты пейзажей, которыми восхищался по дороге на дачу. Прибыв в город, он снова вернулся в парикмахерскую, услышал те же окрики своего хозяина. Жизнь вернулась в старое русло.
Анализ рассказа Леонида Андреева «Петька на даче»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Анализ рассказа Л. Андреева «Петька на даче»
Считается, что впечатления детства, наиболее сильные и значимые, могут определить жизнь человека. Таким событием, очевидно, стала поездка десятилетнего ребёнка на природу. Не случайно Л. Андреев назвал свой рассказ «Петька на даче», хотя не меньшую часть повествования занимает рассказ о тяжёлой работе мальчика в парикмахерской.
Писателя возмущает невероятное равнодушие к Петьке не только со стороны хозяина парикмахерской Осипа Абрамовича и подмастерьев, но и барина, человека образованного и, вероятно, считающего себя гуманным. Даже мать ребёнка Надежда не понимает сына. Она по-своему любит и жалеет его, но бедность заставляет отдать в «мальчики на побегушках»: «Петька уже три года живет у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая и другой поддержки, на случай болезни или старости, у нее нет». Надежда, ещё молодая женщина, в большей степени заботится о себе, а не о своём ребёнке, который слабее и беспомощнее её и живёт не с матерью, а «в людях». Её любовь животная, бессмысленная. Для неё показателем благополучия является то, что сын поправился на даче: « Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! – радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит».
Выросшего в тесноте, грязи и сутолоке Петьку сначала пугает природа, но он учится понимать её, испытывая к ней какое-то родственное чувство: « Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. …полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать». Сравнения «как сестёр», «как мать» подчёркивают одиночество Петьки, его жажду любви и понимания. Л. Андреев показывает и других мальчиков – подмастерья Николку и гимназиста Митю. Они оказываются милосерднее взрослых, ещё не очерствели душой. Именно они в системе персонажей являются главными. Дерзкий сирота Николка, несмотря на внешнюю грубость, опекает Петьку, с интересом выслушивает его, обучает азам профессии. Он « всегда становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял «мальчику», что значит стричь под польку, бобриком или с пробором».
Весёлый и живой Митя, живущий на даче, даёт возможность своему новому другу испытать все радости детства: порыбачить, искупаться в речке, полазить по крышам. Именно благодаря этим мальчикам робкий и тихий Петька познаёт вкус дружбы. А на даче и вовсе расцветает. И не умудрённые опытом люди, а ожесточившийся Николка произносит приговор бесчеловечным эксплуататорам детей и вообще всем взрослым, отнимающих у них детство: «Вот черти. Чтоб им повылазило».
Весь рассказ проникнут сочувствием к бедным и обездоленным детям, живущим в мире капитала. Известно (за рамками рассказа), что прототипом образа Петьки послужил модный парикмахер Москвы, восхитивший своим мастерством Париж. Он не спился, обучился профессии, стал обеспеченным и уважаемым человеком. Наверное, впечатления о поездке на дачу, мечта о другой, прекрасной и гармоничной жизни сформировали личность, преодолевшую трудности и грязь жизни, стремящуюся сделать людей красивыми и хоть так немного улучшить мир.
Идея рассказа проста и понятна – взрослые не имеют права отнимать у ребёнка детство, они должны окружать его любовью и нежностью, заботой и пониманием.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник, краткое содержание
Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Андреев Л.
Название: “Петька на даче”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 8
Главные герои и их характеристика
Петька, мальчик 10 лет. Апатичный, забитый, малоподвижный, равнодушный. Ученик парикмахера. Попав на дачу, становится веселым, подвижным, озорным и счастливым.
Николка, мальчик 13 лет, тоже ученик парикмахера. Веселый, хулиганистый, ругается матом. Несчастный и одинокий.
Митя, гимназист. Обычный ребенок, добрый, веселый.
Надежда, мать Петьки. Кухарка. Простая и необразованная, любит своего сына и желает ему счастья.
Осип Абрамович. Парикмахер. Равнодушный, жестокий человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о жизни мальчика Петьки, который был лишен детства в городе, но который на короткое время познал счастье свободы на даче.
Сюжет — краткое содержание
Служа в парикмахерской, Петька казался всем ленивым, равнодушным ко всему и даже дурачком.
Над ним издевались подмастерья, а единственный друг Николка пил водку и ругался плохими словами.
Однажды мать повезла Петьку на дачу, и в дороге мальчик был поражен новыми впечатлениями, а на даче испугался природы.
На даче Петька познакомился с гимназистом Митей, который стал брать мальчика с собой на рыбалку, купаться и в крепость.
Петька ожил, развеселился, научился мечтать, но пришло время возвращаться в город, и Петька устроил громкий скандал.
В городе Петька вновь превратился в апатичное существо, но помнил о даче и рассказывал о ней Николке, который страшно ему завидовал.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Петька вел себя на даче. Сперва его пугала природа, он уходил к лесу, на берег и лежал в траве. Потом Петька привык, подружился с Митей и стал самым обычным мальчиком. У него появилось детство, он научился играть и веселиться.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Ребенок не должен быть лишен детства, не должен с малых лет зарабатывать себе на жизнь каторжным трудом. Ребенок всегда должен оставаться ребенком.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить детей и заботиться о каждом из них, как о своем собственном ребенке. Учит доброте и отзывчивости. Учит любить природу. Учит не быть равнодушными перед лицом чужих страданий.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень сильное и печальное произведение. Его главного героя Петьку очень жаль, ему невозможно не посочувствовать. Взрослые люди лишили мальчика счастливого детства, превратили его почти в животное, а так не должно быть никогда.
Новые слова и выражения
Аляповатый — грубо сделанный, неуклюжий.
Струпья — корочки над поверхностью раны.
Сутолока — толкотня, толчея.
Конфуз — смущение, неловкость.
Пословицы к произведению
Где веселое детство — там радость.
Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
Два раза молодым не бывать.
Дерево стало кривым, когда было молодым.
Л.Андреев «Петька на даче»: главные герои и главная мысль, что писать?
К второстепенным героям относятся, во-первых, это приятель Петьки по имени Николка, который был помощником парикмахера. Ему было тринадцать лет и он старался вести себя по-взрослому: курил, сквернословил, рассказывал неприличные истории.
Когда Петька поехал на дачу, то встретил там другого мальчика по имени Митя, который учился в гимназии. Митя показал Петьке много интересных мест на даче, а так же научил его рыбачить.
Главная мысль рассказа: обратить внимание на использование детского труда обществом, которое не замечает этого вопиющего, уродливого факта.
Петька, главный герой рассказа, работает в парикмахерской. Его хозяин (его зовут Осип Абрамович) пообещал матери Петьки (Надежда) сделать из него человека. Привычная жизнь настолько затянула Петьку, что он из мальчика постепенно превращается в сморщенного маленького старичка.
Кратковременная поездка на дачу барина, у которого его мать работала кухаркой, могла бы изменить Петьку, но она слишком быстро закончилась.
Главная мысль: в этом, как и в большинстве своих рассказов, Андреев пытается обратить внимание на социальную несправедливость, автор подчеркивает, что общество, в котором дети должны с малых лет самостоятельно добывать себе пропитание, изначально больно, такое положение вещей противоестественно и это общество нуждается в переменах.
Свое произведение «Петька на даче» Леонид Николаевич Андреев написал в далеком 1916-ом году. Этот рассказ иллюстрирует несправедливость жизни, социальное расслоение в обществе.
Все остальные персонажи второго плана. Это:
Главная мысль рассказа состоит в том, что дети должны иметь детство, а не решать взрослые проблемы, не трудиться целыми днями и не стареть от этого преждевременно.
Будущий подмастерье Николка, которые служит в парикмахерской вместе с Петей. Мальчик уважает Николку и хочет быть на него похож.
Рассказ показывает читателю как тяжело маленькому мальчику, которого лишили детства и заставили стать взрослым раньше времени.
Этот рассказ о десятилетнем ребенке Петьке, который работал помощником в парикмахерской.
Работа для такого возраста была трудной и Петька, постоянно хотевший спать, похудел и имел нездоровый вид.
Он очень обрадовался, когда его мать взяла с собой на дачу своего хозяина, у которого она кухаркой работала.
На даче Петька почувствовал себя счастливым. Подружился с гимназистом, с которым ходил на рыбалку. Свежий воздух, отдых и хорошее питание способствовали тому, что Петька поправился, а в той атмосфере, которая его окружала, он чувствовал себя просто ребенком, забыв и про парикмахерскую и про ту работу, которую он выполнял там.
Главным персонажем этого рассказа является сам Петька.
К основным персонажа можно отнести:
Главной мыслю этого рассказа является желание автора показать тот тяжёлый труд, который простых людей ждал с самого раннего их детства.
Это была где-то непосильная работа, когда дети не видя настоящего детства, могли потерять свое здоровье, но это был единственный шанс хоть как то выжить в мире несправедливости.
Главным героем рассказа Леонида Андреева «Петька на даче» безусловно является мальчик Петя.
Ему десять лет. Мать ( Надежда ) воспитывает его одна и хочет, чтобы с старости сын стал ей опорой.
От такой серой и безрадостной жизни он тупеет и ничего не хочет.
Когда мать отпрашивает сына у хозяина парикмахерской и везет с собой на дачу, где работает кухаркой, мир мальчика меняется. Общаясь с природой, занимаясь настоящими мальчишескими делами ( исследование развалин, рыбалка ), Петька оттаивает душой.
Вернувшись в парикмахерскую, Петя опять теряет интерес к жизни. Правда по ночам он шепотом рассказывает другому ученику Осипа Абрамовича, какой бывает жизнь в деревне.
Автор показывает нам, что Петька обычный мальчишка, но жизнь лишила его детства, самой светлой и радостной поры нашей жизни. Он пока что не окончательно зачерствел душой, но в таких условиях, совершенно не подходящих для десятилетнего мальчишки, он, скорее всего, станет таким же, как и большинство посетителей парикмахерской: необразованным, пьющим водку и матерящимся работягой.
Хотя, может быть, «глоток воздуха», полученный на даче, и изменит все жизнь парнишки.
Второстепенными героями оказываются парикмахер Осип Абрамович, может быть и не злой человек, но совершенно равнодушный и лишенный сочувствия, мать Петька Надежда, кухарка, которая рассчитывает, что Петька таким образом выйдет в люди, Николка, еще один мальчик из парикмахерской и гимназист Митя, который жил в деревне.
В этом рассказе мы видим несколько моментов из жизни простого мальчика Петьки. Жизнь его не кажется сладкой. Мальчик работает в парикмахерской куда его устроила его мать. Тут он терпит унижения, ему дают подзатыльники. Мальчик полностью лишен счастливого детства, но до этого никому нет дела.
Одежды он попадает в дом богатых людей. Тут у него появилась новая жизнь, а главное радость детства. Но длилось это не долго и Петька вернулся домой.
Главный герой это Петька.
Второстепенные герои мама Петьки, Осипов Абрамович, мальчик Митя.
Мне кажется что автор хотел нам показать как плохо ребенку без настоящего детства. Три работает и лишен всех радостей, игр и шалостей
Пару дней за городом позволяют ему насладиться всей радостью.
Главных героев в рассказе я бы выделил несколько.
Первый и самый главный герой о котором идет речь это Петька, детство которого проходит во взрослой жизни.
Второй герой это парикмахер у которого работает Петька.
Третья героиня это мама Пети. Она понимает, что детство Пети проходит не правильно.
Четвертый герой это мальчик Митя с которым Петька гулял в деревне.
Главная мысль рассказа заключается в том, что детство должно проходить по-детски. Придет время и человек повзрослеет, а детство уже не вернется. Каждый ребенок должен прожить свое детство по полной.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа «Петька на даче».
Главный герой рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче»:
Второстепенные герои рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче»:
Главная мысль рассказа Л.Н.Андреева «Петька на даче» заключается в том, у каждого ребенка должно быть настоящее детство и, что дети не должны сами себе зарабатывать на кусок хлеба.