какие группы включает классификация операций сектора государственного управления
Какие группы включает классификация операций сектора государственного управления
БК РФ Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
1. Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
5. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня подстатей классификации операций сектора государственного управления при дополнительной детализации операций сектора государственного управления.
(п. 5 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
Какие группы включает классификация операций сектора государственного управления
Классификация операций сектора государственного управления (Приложение 4 к Указаниям) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
В целях настоящих Указаний в данном разделе определен порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых для ведения организациями государственного сектора бухгалтерского учета, составления указанными организациями бухгалтерской и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минфина России от 01.12.2015 N 190н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
300 Поступление нефинансовых активов;
400 Выбытие нефинансовых активов;
500 Поступление финансовых активов;
600 Выбытие финансовых активов;
700 Увеличение обязательств;
800 Уменьшение обязательств.
Перечень кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам, включает следующие коды статей:
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(в ред. Приказа Минфина России от 27.12.2017 N 255н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 27.12.2017 N 255н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
Перечень кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицита, включает следующие коды статей:
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
170 Доходы от операций с активами (в части операций с источниками финансирования дефицита (переоценок);
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
310 Увеличение стоимости основных средств;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
410 Уменьшение стоимости основных средств;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
510 Поступление на счета бюджетов;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
550 Увеличение стоимости иных финансовых активов;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
610 Выбытие со счетов бюджетов;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу.
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
Перечень кодов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам, включает следующие коды статей:
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
220 Оплата работ, услуг;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
230 Обслуживание государственного (муниципального) долга;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
240 Безвозмездные перечисления организациям;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
250 Безвозмездные перечисления бюджетам;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
260 Социальное обеспечение;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
270 Расходы по операциям с активами;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
290 Прочие расходы;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
310 Увеличение стоимости основных средств;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
320 Увеличение стоимости нематериальных активов;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
330 Увеличение стоимости непроизведенных активов;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
340 Увеличение стоимости материальных запасов;
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале.
(абзац введен Приказом Минфина России от 16.02.2016 N 9н)
Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ)
В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
— источников финансирования дефицитов бюджетов.
Кроме того, согласно требованиям Раздела V Указаний N 65н КОСГУ применяется при осуществлении операций автономными и бюджетными учреждениями.
Указания N 65н (в том числе их раздел «Классификация операций сектора государственного управления») не устанавливают законность осуществления организациями госсектора тех или иных расходов (письма Минфина России от 15.08.2014 N 02-05-11/40969, от 17.10.2014 N 02-05-10/52622). Законность осуществления за счет бюджетных средств тех или иных расходов определяется путем анализа соответствия фактически проведенных расходов положениям правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств (письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-10-10/30084):
Внимание
При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), КОСГУ не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ). Согласно новой редакции п. 1 ст. 18 БК РФ КОСГУ используется только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности.
Отнесение расходов (доходов) на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной операции. В свою очередь, экономическое содержание операции определяется на основании содержания договора (контракта) и соответствующих первичных документов.
Таким образом, при отнесении расходов на определенную статью (подстатью) КОСГУ принципиальное значение имеет квалификация конкретных операций в соответствии с положениями действующего законодательства (трудового, гражданского и т.д.).
Пример
Если же с тем же сотрудником дополнительно заключается договор гражданско-правового характера на выполнение определенных работ, то все расходы (включая расходы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование) должны относиться на соответствующую подстатью статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ.
Перечни расходов, приведенные в Разделе V Указаний N 65н, не являются закрытыми и не исключают отнесения на конкретные статьи (подстатьи) КОСГУ иных, не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов (см., например, письмо Минфина России от 20.02.2015 N 02-05-11/8399).
При подобных обстоятельствах алгоритм принятия решения об отнесении того или иного вида расходов на конкретный код КОСГУ выглядит следующим образом.
Определяем, предусмотрено ли прямо Указаниями N 65н отнесение конкретного вида расходов на определенную статью (подстатью) КОСГУ?
Определяем, не содержат ли перечни расходов, относящиеся к конкретным статьям (подстатьям) КОСГУ, расходов, аналогичных по экономическому содержанию рассматриваемым видам затрат?
Применяем соответствующую
статью (подстатью) КОСГУ
Относим расходы к ПРОЧИМ
Применяем соответствующую статью (подстатью) КОСГУ
Подстатья 226 «Прочие работы, услуги»
Примечание
Положения Указаний N 65н не допускают возможности выделения из единых актов выполненных работ (актов оказания услуг) отдельных позиций для их оплаты по различным статьям (подстатьям) КОСГУ (см. также письма Минфина России от 03.10.2013 N 02-05-10/41173, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564, от 18.06.2015 N 02-05-11/35429). При ином подходе было бы просто невозможно организовать качественное планирование и осуществление бюджетных расходов, связанных с оплатой различных работ.
В то же время в рамках одного договора расходы могут оплачиваться по нескольким статьям (подстатьям) КОСГУ при выполнении следующих условий (письмо Минфина России от 01.12.2015 N 02-10-10/69756):
— в рамках договора можно выделить несколько предметов закупок различных товаров (работ, услуг);
— из условий договора и содержания первичных учетных документов можно выделить отдельные суммы расходов по соответствующим направлениям в целях корректного применения различных кодов КОСГУ.
Достаточно часто профессиональные суждения различных должностных лиц по вопросу об «аналогичности» тех или иных операций могут кардинально различаться. Однако соответствующая правовая позиция специалистов Минфина России может содержаться в официальных письмах финансового ведомства, разъясняющих положения Указаний о применении бюджетной классификации РФ, применявшихся в прошлые годы.
Кроме того, если определенные виды расходов в действующих Указаниях о применении бюджетной классификации в явном виде не упоминаются, совсем не лишним будет согласовать порядок применения КОСГУ при осуществлении таких расходов путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним. К таким документам, например, относятся:
— задания на оказание государственных (муниципальных) услуг;
— методические рекомендации (указания).
Коды КОСГУ применяются также и в целях бухгалтерского (бюджетного) учета в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Инструкциями по применению соответствующих Планов счетов, утвержденными приказами Минфина России от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н. При этом порядок применения кодов КОСГУ в целях бухгалтерского учета и кассового исполнения операций может различаться.
Некоторые статьи (подстатьи) КОСГУ могут применяться организациями госсектора только в целях ведения бухгалтерского учета по методу начисления и, соответственно, не используется при кассовом исполнении операций. Речь идет о кодах КОСГУ 172 «Доходы от реализации активов», 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами», 270 «Расходы по операциям с активами». Так, например, код 172 «Доходы от реализации активов» КОСГУ используется только в целях ведения бухгалтерского учета по методу начисления и, соответственно, не применяется при кассовом исполнении операций. Кассовые поступления от выбытия (реализации) нефинансовых активов отражается по соответствующим статьям группы КОСГУ 400 «Выбытие нефинансовых активов».
Согласно Указаниям N 65н в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета организации госсектора вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций (в рамках третьего разряда кода ) по статьям КОСГУ:
— 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
— 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
— 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;
— 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»
— 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале».
Внимание
Коды выбытия нефинансовых и финансовых активов, уменьшения обязательств в настоящее время не применяются при отражении в учете фактов хозяйственной жизни, которые не приводят к уменьшению стоимостных показателей активов, имеющихся в распоряжении госучреждения или же к уменьшению его обязательств. Речь идет, в частности, об отражении в учете:
— внутренних записей по дебету и кредиту одного и того же аналитического счета (в том числе при отражении внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов);
— принятия к учету объектов нефинансовых активов по первоначальной (фактической) стоимости, сформированной при их приобретении, получении, создании или изготовлении (списании их стоимости с кредита счета 106 00 «Вложения в нефинансовые активы»).
В подобных ситуациях и по дебету, и по кредиту отражаются счета, при формировании номеров которых используются коды поступлений активов, увеличения обязательств.
КОСГУ и КВР для бюджетных учреждений на 2020 год: таблица соответствия, обзор нововведений
КОСГУ и КВР – это специальные коды, которые используют государственные учреждения для отражения доходов и расходов. Коды едины для бюджета всех уровней. Расшифровка этих кодов помогает контролировать целевое использование бюджетных денег.
В статье расскажем, где применяются КОСГУ и КВР и как они связаны между собой, кому и на каком этапе госзакупок они нужны, приведем актуальную таблицу соответствия кодов в 2020 году.
Расшифровка аббревиатуры КОСГУ
КОСГУ расшифровывается как классификация операций сектора государственного управления. Это буквенно-цифровые коды, с помощью которых бюджетные организации группируют доходы и расходы по их экономическому содержанию.
Классификация разбита на основные группы:
Каждая группа делится на статьи, и далее – на подстатьи.
Например, в группу 100 «Доходы» входят статьи:
Статья 110 включает в себя подстатьи:
Полный список групп, статей и подстатей КОСГУ опубликован в приложении к Приказу Минфина № 209н.
Государственные учреждения применяют КОСГУ при:
КОСГУ входит в структуру счета бюджетного учета и занимает в нем три последних разряда:
Ранее коды КОСГУ применялись в структуре кода бюджетной классификации (КБК). С 2015 года этот код в КБК заменили на код вида расходов (КВР). Шифры КОСГУ находятся в строгой увязке с КВР.
Что такое КВР
Код вида расходов (КВР) – специальный цифровой код, который применяют в составлении и исполнении бюджетов, бухгалтерском учете и отчетности, чтобы обозначить направление расходования средств.
КВР не используют отдельно, он входит в состав кода бюджетной классификации (КБК) и занимает в нем разряды 18 – 20.
Коды видов расходов состоят из следующих групп:
В группы входят подгруппы и элементы. Полный список групп, подгрупп и элементов КВР описан в Приказе Минфина №85н.
КОСГУ в закупках
Коды КОСГУ используют заказчики на этапе построения плана и плана-графика закупок. Госзаказчики определяют, есть ли лимиты бюджетных средств по нужной статье расходов и какие товары и услуги они могут закупить по тому или иному коду КОСГУ.
Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике. Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации. Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.
Порядок определения КВР и КОСГУ
Порядок применения КОСГУ государственными учреждениями и детализация кодов описаны в Приказе Минфина №209н. Для точной классификации операций и увязки кодов КВР и КОСГУ Минфин рекомендует пользоваться таблицей соответствия кодов, которую публикует на своем сайте и периодически обновляет.
Например, вам нужно закупить бланки строгой отчетности (БСО). В приказе 209н находим подстатью, в которую входит приобретение БСО – это подстатья 349.
В таблице соответствия кодов подстатья 349 находится в увязке с КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» с примечанием: «В части бланков строгой отчетности».
Итог: отражать операцию по закупке бланков строгой отчетности нужно по КВР 242 и КОСГУ 349.
Если в таблице нет нужной комбинации кодов, чтобы отразить операцию, Министерство финансов в Письме от 28.03.2018 года № 02-05-10/20039 рекомендует направить предложения о добавлении в таблицу нужных увязок кодов.
Таблица соответствия КОСГУ и КВР на 2020 год
Обзор нововведений КОСГУ и КВР в 2020 году
Нововведения в 2020 году можно разделить на два типа:
Изменения в нормативных документах
С 1 января 2020 года для формирования КБК и определения КВР бюджетным и автономным учреждениям нужно пользоваться Приказом Минфина 85н, вместо приказа 132н, который действовал в 2019 году. В приложении № 4 к приказу перечислены коды видов расходов.
Госучреждения должны пользоваться новым порядком применения КОСГУ, который описан в приказе 209н. Он содержит пункты (13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9), которые вступили в силу 1 января 2020 года. Эти пункты отражают операции по расчетам с нерезидентами.
Изменение увязок в таблице соответствия КОСГУ и КРВ
Перечислим, какие соответствия кодов добавили, а какие исключили из таблицы.
Из таблицы исключили увязки:
Добавили примечания для увязок:
В 2020 году для верного применения КОСГУ нужно правильно разграничивать выплаты: в денежной они форме или натуральной, социальные или несоциальные.
Ответственность за нарушение законодательства
Если казенное учреждение неверно отразит КВР и КОСГУ, то контролирующие органы расценят это как нецелевое использование бюджетных средств, и учреждение получит наказание (ст 15.14 КоАП):
Чтобы правильно отражать доходы и расходы бюджетных средств и корректно применять шифры КОСГУ и соответствующие им КВР, нужно следить за изменением приказов Минфина и обновлением таблицы соответствия кодов.
Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления
Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления
1. Код классификации операций сектора государственного управления включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.
2. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.
3. Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
4. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
5. Министерство финансов Российской Федерации утверждает общие требования к порядку формирования перечня подстатей классификации операций сектора государственного управления при дополнительной детализации операций сектора государственного управления.
Судебная практика и законодательство — Бюджетный кодекс. Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления
Оценив представленные доказательства и установив, что из кассы Дозорцевой Н.Ю. на командировочные расходы 24.01.2014 выданы по статье 212 «прочие выплаты» 12 560 рублей, из которых 2756,10 рублей предназначены для оплаты транспортных расходов, подлежащих оплате по статье 222 «Транспортные услуги», руководствуясь положениями статей 23.1, 38, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, суды пришли к выводу о доказанности факта нецелевого использования средств федерального бюджета и наличии в действиях ГУФСИН России по Новосибирской области административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Исследовав и оценив, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные по делу доказательства, руководствуясь положениями статей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 6, 18, 23.1, 38, 158, 219, 268, частей 1, 2 статьи 270.2, статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание судебные акты Медведевского районного суда Республики Марий Эл, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ТУ Росфиннадзора нарушений учреждением бюджетного законодательства в части пунктов 6, 7 представления от 24.12.2014 N 45, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в данной части.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды установив, что факт совершения нарушений, указанных в разделе IV оспариваемого представления пп. «а» п. 99 Административного регламента, а также факт их устранения в ходе проверки казначейством не оспаривается, руководствуясь положениями статей 18, 19, 23.1, 38, 162, 165, 289, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом от 21.12.2012 N 171н, статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что представление в данной части вынесено в соответствии с действующим законодательством, нарушения прав и законных интересов заявителя в данной части не нарушено.