церковь спаса на волотовом поле

церковь спаса на волотовом поле. Смотреть фото церковь спаса на волотовом поле. Смотреть картинку церковь спаса на волотовом поле. Картинка про церковь спаса на волотовом поле. Фото церковь спаса на волотовом полеswann74

Про путешествия, ориентирование и про всё

На выезде из Новгорода в сторону Москвы по каждую из сторон дороги стоят древние церкви. По правую руку церковь Спаса на Ковалеве, а по левую церковь Успения на Волотовом поле. Построены обе церкви были практически в одно и тоже время в 14 веке. И обе были до основания разрушены во время Великой Отечественной войны. Почти три года линия фронта проходила совсем рядом от города, по реке Малый Волховец. Обе церкви стояли на советской стороне фронта и были разбиты вражеской артиллерией.

Церковь Спаса на Ковалеве начали восстанавливать в 1970-е годы, а до храма в деревне Волотово добрались только в 90-е. Деньги на реставрацию частично выделило немецкое правительство. Открыли церковь в 2003.

церковь спаса на волотовом поле. Смотреть фото церковь спаса на волотовом поле. Смотреть картинку церковь спаса на волотовом поле. Картинка про церковь спаса на волотовом поле. Фото церковь спаса на волотовом полецерковь спаса на волотовом поле. Смотреть фото церковь спаса на волотовом поле. Смотреть картинку церковь спаса на волотовом поле. Картинка про церковь спаса на волотовом поле. Фото церковь спаса на волотовом поле

Храм не действует, здесь по-прежнему ведутся восстановительные работы. Для того, чтобы попасть внутрь надо звонить Наталье Львовне.

церковь спаса на волотовом поле. Смотреть фото церковь спаса на волотовом поле. Смотреть картинку церковь спаса на волотовом поле. Картинка про церковь спаса на волотовом поле. Фото церковь спаса на волотовом поле

Церковь стоит посреди большой и живой деревни. Со всех сторона она окружена деревенским кладбищем. Такое впечатление, что так было всегда.

Трудно представить, что двадцать лет назад здесь была только груда битого кирпича и куски штукатурки. Вообще все ближние новгородские села ужасно древние. С историей и, кажется, что с традициями. Но на самом деле никаких особенных традиций не сохранилось. Все выбили за время советской власти. Обыкновенная деревня с коровником постройки советских лет.

Как и церковь на Ковалевом поле церковь Успения была знаменита своими фресками. Развалины после войны были “законсервированы”, это значит лишь то, что их не растащили по камешку, а огородили. И вот в начале 90-х годов начали восстанавливать. Как это делалось: в течении долгих лет собирали обломки стен, вывозили в мастерские и каталогизировали. Собрали больше, чем 1,7 миллиона обломков. Потом пытались из этих старых обломков величиной в несколько квадратных сантиметров, как пазл, собирать фрески. Делали это глядя на старые черно-белые фотографии, а также рисунки.
Когда все обломки собрали, то саму церковь восстановили. Стоит теперь церковь посреди современной новгородской деревни и удивляет тем, что такую красоту построили 660 лет назад.

Про судьбу отреставрированных фресок. Наталье Львовне я не позвонил и внутрь храма не попал. Собирают фрески в пазлы с помощью специально разработанной компьютерной программы. Подробно об этом написано здесь. Но как я понял из этой статьи: все равно в основном подбор обломков друг к другу идет вручную. После таких сложнейших и трудоемких работ, мастерство реставраторов восхищает даже больше, чем оригинальные работы.
По этой ссылке можно посмотреть фотографии о том, что получается в результате реставрационных работ.

Источник

Российские древности: храм Успения на Волотовом поле

Храм на Волотовом поле, 2004

О храме, чьи фрески сравнивали с фресками Феофана Грека, который последовательно сжигали сами строители, шведы, немецкие войска, но который тем не менее восстанавливают, причем на деньги союза, в который некогда входил Новгород. Наш сегодняшний выпуск «Российских древностей» — о храме Успения на Волотовом поле.

В прошлом выпуске «Российских древностей» мы рассказали вам о возрожденном новгородском храме XIV века, встречающем въезжающих в Новгород из Москвы. Этот храм видно слева от дороги. А справа, если быть внимательным, можно увидеть храм, построенный семью годами позже, с почти идентичной судьбой: церковь Успения на Волотовом поле.

Это странное слово — «Волотово»

Название «Волотово» или «Волотово поле» гораздо древнее стоящего здесь храма. Что оно означает, точно неизвестно, существует несколько толкований этого названия. В древних хронографах так назывались мифические великаны и первые старейшины рода человеческого. А поскольку рядом с храмом был курган, который новгородское предание связывало с могилой первого новгородского посадника Гостомысла, а рядом будто бы хоронили вельмож и богатырей, то и все место стали называть «Волотово поле». Такое объяснение приводит митрополит Евгений (Болховитинов) в своих «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода», вышедших в 1808 году. Другая версия упоминает имя любимого в Новгороде Велеса (Волоса) — в самом городе Волосова улица до сих пор есть. Также есть толкование о том, что раньше волотами называлось племя чудь. Но, вероятнее всего, здесь было личное владение человека с дохристианским именем Волот.

Источник

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле

Церковь построена в 1352 г. по заказу архиепископа Моисея, в 1363 г. храм был расписан.

Выстроенная в ближайшем соседстве с Ковалевской церковью, церковь Успения на Волотовом поле по общей композиции была близка к церкви Николы па Липне. Это также кубического типа одноглавый храм с одной пониженной апсидой. Однако зодчий Волотовской церкви проявил много самостоятельности в поисках новых пространственных решений. Прежде всего, в Волотове подкупольные столбы значительно придвинуты к стенам церкви, что создает впечатление большей пространственной обобщенности: этому способствовало также округление нижней части столбов. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV и XV веков.

церковь спаса на волотовом поле. Смотреть фото церковь спаса на волотовом поле. Смотреть картинку церковь спаса на волотовом поле. Картинка про церковь спаса на волотовом поле. Фото церковь спаса на волотовом поле

Всемирную известность храм приобрел не только благодаря архитектурным достоинствам, но и неповторимой фресковой росписи. Стены церкви украшали около 200 композиций. В первые месяцы ВОВ памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров.

церковь спаса на волотовом поле. Смотреть фото церковь спаса на волотовом поле. Смотреть картинку церковь спаса на волотовом поле. Картинка про церковь спаса на волотовом поле. Фото церковь спаса на волотовом поле

Уникальные иконы XV в. из ц. Успения представлены в экспозиции иконописи в Кремле.

Восстановление в 2001 – 2003 годах церкви Успения на Волотовом поле получило широкий общественный и политический резонанс в нашей стране и за рубежом, как один из самых плодотворных международных проектов, способствующих культурному сближению наций.

© «Новгород.ру», 1997-2021.
Великий Новгород, ул. Нехинская, д.8, тел. (8162) 60-60-06

Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески

Приложение. Мозаики и фрески в памятниках архитектуры


Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле близ Новгорода

Фрески. 80-е годы XIV века

¦ До гибели волотовские фрески представляли один из наиболее хорошо сохранившихся живописных ансамблей Новгорода. Они никогда не белились и не записывались. Кроме отдельных механических повреждений живописной поверхности, эти фрески не имели изъянов. Около 1910 года их очистили от копоти и пыли и промыли каким-то составом, который образовал темный налет, местами стянувший краску, отчего она стала шелушиться и осыпаться. В наилучшей сохранности находились отдельные фрески западного притвора церкви (Воскресение Христово и две фигуры ангелов), умело промытые в 1930-х годах.

Волотовская церковь была посвящена Богородице и являлась монастырским храмом. Это во многом предопределило выбор ряда сюжетов фресок. Так, например, среди святых были изображены основатели монастырской жизни и подвижники: Иоанн Лествичник, Евфимий, Варлаам и Иоасаф, причащающий Марию Египетскую Зосима, получающий от ангела монашеский устав Пахомий. Наиболее видное место в росписи было отведено сценам из жизни Богоматери, начиная от Введения во храм и кончая Успением.

Представленную в конхе Богоматерь прославляли изображенные на внутренних сторонах триумфальной арки Косьма Маюмский и Иоанн Дамаскин. С прославлением Богоматери связаны были и такие
¦ композиции придела, как Премудрость созда себе храм и Лествица Иакова.

Изображения Авраама, Адама, Мельхиседека, Аарона, Феодора Студита и Иоанна Лествичника, несомненно, навеяны образами феофановских старцев. Большую близость к ангелам из феофановской Троицы обнаруживает архангел Михаил со сферою. Трактовка складок в виде зигзагообразных линий, тонких расщепов и острых треугольников заставляет вспомнить о полных движения одеяниях феофановских святых. Красновато-коричневый тон с положенными поверх него жирными белыми мазками близок к тому, что мы находим во фресках церкви Спаса Преображения.

К последним восходит и фигурирующий в волотовских фресках декоративный фриз, имитирующий диагонально положенные кирпичики. Все это дает основание утверждать, что волотовский мастер знал работы Феофана Грека.

Среди южнославянских росписей самой близкой к волотовским фрескам оказывается роспись пещерного храма около села Иваново в Болгарии. Как в Новгороде, так и в Иваново мы соприкасаемся с принципиально родственными явлениями — славянской переработкой палеологовских форм в направлении большей экспрессии и реализма. Волотовский мастер представлял собой столь ярко выраженную индивидуальность, что рядом с ним совершенно стушевываются помогавшие ему ученики. Из всех новгородских росписей XIV века фрески церкви Успения были наиболее монолитными по стилю, что крайне затрудняло распознавание в них отдельных почерков.
¦

Суслов В. В. Церковь Успения пресвятой Богородицы в селе Волотове, близ Новгорода, построенная в 1352 г. М., 1911 (= Труды Московского Предварительного комитета XV Археологического съезда, II).

Мацулевич Л. Церковь Успения пресвятой Богородицы в Волотове. — В кн.: Памятники древнерусского искусства, издаваемые имп. Академией художеств, IV. СПб., 1912, с. 1–34, ил. 1–46.

Порфиридов Н. Г. Живопись Волотова. — Новгородский исторический сборник, 7. Новгород, 1940, с. 55–65.

Алпатов М. Фрески храма Успения на Волотовом поле. — В кн.: Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М., 1948, с. 102–148.

Alpatov М. Die Fresken von Volotovo in Novgorod. — Jahrbuch der osterreichischen byzantinischen Gesellschaft, 15. Wien, 1966, S. 303–321.

Порфиридов Н. Г. Следует ли отказываться от летописной даты волотовской стенописи? — В кн.: Культура средневековой Руси. [Сборник статей] к 70-летию М. К. Каргера. Л., 1974, с. 186–188.

Иоаннисян О. М. Роспись церкви Успения на Волотовом поле (к проблеме связи новгородского и палеологовского искусства). — В кн.: Проблемы истории и культуры Северо-Запада РСФСР. Л., 1977, c. 62–65.

Красноречьев Л. Е. О датировке волотовских фресок — В кн.: Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977, с. 149–152.

Алпатов М. В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977.

Колпакова Г. С. О композиционных особенностях росписи храма на Волотовом поле. — В кн.: Древнерусское искусство. XIV–XV вв. М., 1984, с. 179–195.

Колпакова Г. С. О новгородских стенописях XIV века. Стилистическое соотношение росписи Волотова, церкви Феодора Стратилата и фресок Феофана Грека в церкви Спаса Преображения. — Советское искусствознание, 19. М., 1985, с. 78–95.

Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.

Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV веков. М., 1987, с. 13–21, 495–499, табл. 1–108.

Источник

Церковь Успения в селе Волотово под Новгородом. Праздничный чин

¦ 30. Праздничный чин: Сретение; Преображение; Воскрешение Лазаря; Сошествие во ад; Успение
(стр. 93–98, 170–173; илл. стр. 95, 444–449)
Новгородский музей, инв. 7583, 7580, 10913, 2179, 3770
Вторая половина XV в.

«Сретение» — 90 × 58;
«Преображение» — 88 × 57;
«Воскрешение Лазаря» — 89,5 × 60;
«Сошествие во ад» — 89,5 × 59,5;
«Успение» — 90,5 × 56.

Происхождение. Из церкви Успения на Волотовом поле. В Новгородский музей поступили оттуда в 1926 г. Кроме издаваемых пяти икон тогда в церкви Успения было обнаружено еще четыре праздника: «Благовещение», «Распятие», «Вход в Иерусалим» и «Крещение» 1 (местонахождение неизвестно).

Размеры рассматриваемого праздничного ряда свидетельствуют, что иконы написаны не для волотовской церкви. Наличие «Благовещения» и «Успения» дает возможность предположить существование первоначального чина, состоявшего не менее чем из двенадцати праздников.

3 См. обмеры церкви Успения на Волотовом поле в научном архиве СНРПМ в Новгороде, № 73. Макарий ([1860], 1, с. 575) приводит размер 3 сажени 2 вершка, т. е. около 650 см.

4 Н. Г. Порфиридов. Живопись Волотова. — «Новгородский исторический сборник», 7. Новгород, 1940, с. 65.

6 Отчет Новгородской реставрационной мастерской за 1931 г. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 205; Дневник научной командировки в Новгород Ю. А. Олсуфьева, 1931 г. — ГТГ, Отдел рукописей, ф. 67, д. 357. Л. М. Глащинская [1938] указывает иной период реставрации волотовских икон — 1936–1937 гг.

Доски липовые, каждая из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

Сохранность. Золотой фон и красочный слой с мелкими утратами. На иконах «Сретение», «Сошествие во ад», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» не сняты поздние записи на полях, по контурам одежд и архитектуры, на нимбах. Оставлены контрольные участки поздних живописных слоев на иконе «Сошествие во ад» справа, на горке, и на «Преображении» слева, на поле.

Описание.

«Сретение». Слева Богоматерь с младенцем Христом, пророчица Анна со свитком и Иосиф с жертвенными птицами идут к храму. На пороге, у высокого кивория, стоит Симеон Богоприимец, протянув покрытые руки к Христу. С крыши храма переброшен велум к киворию на стене, замыкающей церковный двор. Надпись на фоне киноварью:

«Преображение». В центре Христос в белых одеждах с розовыми и голубыми тенями. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток. Фигура его окружена круглой, состоящей из четырех концентрических голубых и зеленых кругов «славой» с золотым ассистом. Слева от Христа — пророк Илья, справа — Моисей со скрижалями. Три луча, нисходящих от «славы», направлены к поверженным апостолам. Петр — справа на коленях, поднял руку; Иоанн падает, отвернувшись, с его ноги слетел сандалий; Иаков упал навзничь, закрыв лицо руками. Средняя часть «горок» — зеленая, по сторонам скалы желтые и розовые. Надписи киноварью:

«Воскрешение Лазаря». Христос в зеленовато-синем гиматии и лилово-розовом хитоне изображен с группой апостолов слева. Правую руку он протянул к Лазарю, в левой держит свиток. Лазарь и иудеи справа. Один из слуг держит пелены Лазаря, закрывая нос рукавом. Юноша отодвигает крышку саркофага. К ногам Христа припали сестры Лазаря, Мария в красном и Марфа в зеленом мафории. На втором плане горы, за которыми видна зубчатая стена. Надпись киноварная, сохранилась фрагментарно:

«Сошествие во ад». На поверженных вратах ада, на краю пещеры стоит Христос, обращенный влево. Фигура его в круглой зелено-голубой «славе» с золотым ассистом. Правой рукой Христос держит Адама, в левой — восьмиконечный крест. За Адамом стоят пророки: Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча. Ева находится справа, за ней Моисей со скрижалями и группа праведников, в том числе Авель. На втором плане горки, слева лилово-серая, справа — желтая. В пещере изображены дверные ключи, замки, пружины и топор.

«Успение». Богоматерь в лилово-коричневом мафории и зеленовато-синем хитоне лежит на ложе, у изголовья горят две свечи. Христос в охристых с золотым ассистом одеждах обратил лицо к Богоматери. В руках у него «душа» в виде младенца. Ореол Христа с сонмом ангелов, миндалевидный, наверху красный херувим. Справа и слева святители, по двое с каждой стороны, и два ангела. Перед ложем представлено чудо с неверным Авфонией. На втором плане две постройки: базилика (справа) и здание с плоской кровлей и портиком (слева).

Цветовая гамма иконы включает многочисленные оттенки сиреневых, желтых, зеленых и красных цветов. Надпись киноварная:

Моделировка ликов на всех иконах светлая, санкирь светло-коричневый, с оливковым оттенком. «Оживки» — белилами, неяркие тонкие, имеется подрумянка. Контуры коричневые.

Фон, поля, нимбы золотые; нимб Христа крестчатый. На торцовых полях розовая опушь. Поземы зеленые с орнаментом «ковриком».

Иконография.

Иконографическая схема «Сретения» 7 — Богоматерь с младенцем Христом, пророчица Анна и Иосиф находятся слева, Симеон Богоприимец — справа, алтарь отсутствует или оттеснен на второй план — подобна тому изводу, который принят

В новгородском искусстве эта схема встречается

с той, однако, разницей, что во фреске младенец изображен в руках у Симеона.
¦

7 О сюжетной основе и иконографии «Сретения» см. кат. № 11 и приведенную там литературу.

8 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 9.

10 М. В. Алпатов. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977, табл. 45.

Эта асимметричная схема «Сретения» восходит к раннепалеологовской традиции:

а также сохраняющие эту традицию росписи Югославии и Греции

в московском искусстве принимается иная, симметричная схема «Сретения», встречающаяся в новгородских памятниках —

13 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 124, 155.

Отличительным признаком волотовской иконы, по наблюдению Э. А. Гордиенко, является киворий на стене слева. Его изображение имеет символическое значение. Вместе с велумом, переброшенным от крыши базилики, киворий подразумевается как сень небесная, под которой в самом центре стоит Богоматерь с младенцем Христом. Ее фигуре отведена главная композиционная и смысловая роль, в чем выражено представление о Богоматери как об олицетворенном храме, в котором пребывает воплощенный Логос.

Ближайшая иконографическая аналогия волотовскому «Преображению» 14 —

15 Г. В. Попов. Живопись и миниатюра Москвы середины XV — начала XVI века. М., 1975, табл. 27.

В «Воскрешении Лазаря» 16 использована привычная схема, где Христос с апостолами располагается слева, иудеи и Лазарь — справа. Развитие этого типа в Новгороде может быть прослежено

Композиция волотовской иконы полностью воспроизведена

что свидетельствует о существовании своего иконографического канона в Новгороде в XV в.

16 О сюжетной основе и иконографии «Воскрешение Лазаря» см. кат. № 11.

В композиции «Сошествие во ад» 18 среди характерных для развитого XV в. черт следует отметить расположение Адама и Евы по двум сторонам, многочисленность фигур. Такая же схема принята

«Сошествие во ад» изображается уже иначе. Новгородский мастер придерживался старого образца.

18 О сюжетной основе и иконографии «Сошествия во ад» см.:

20 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 27. В иконах из Тихвина и из Благовещенского собора форма «славы» миндалевидная, а не круглая.

21 В. Н. Лазарев. Андрей Рублев и его школа. М., 1966, табл. 125, 146.

Особенность волотовского «Успения» 22 — изображение эпизода с отсечением рук Авфонии: эта сцена нередко изображается в больших храмовых или «местных» иконах и менее характерна для икон праздничного ряда. Другой особенностью является присутствие четырех святителей (Иерофея, Тимофея, Иакова «брата Господня», Дионисия Ареопагита) вместо двух или трех обычно помещаемых. Эти четыре фигуры видим в Новгороде

Схема волотовского «Успения» нашла широкое применение в Новгороде:

22 О сюжетной основе и иконографии «Успения» см.:

27 См. фотографию иконостаса церкви Двенадцати апостолов. — Фотоархив ЛОИА АН СССР. 0–491–26; II–68093; III–8756; III–477. См. также илл. стр. 256.

Как известно, на протяжении XV в. в русском искусстве происходит изменение иконографии некоторых евангельских сцен. Одни из них — «Преображение», «Воскрешение Лазаря» — получили новую форму уже в иконостасе московского Благовещенского собора 1405 г.; другие — «Сретение», «Сошествие во ад» — в иконостасе Успенского собора во Владимире 1408 г. и Троицкого собора в Загорске 1425–1427 гг.
¦ Волотовские праздники ориентируются в каждом случае не на новые, а на старые схемы, восходящие к искусству XIV в. «Успение», извод которого не дает материала для решительных суждений, также отчасти связано с памятниками XIV в. — фигуры четырех святителей. Иконы из Волотова свидетельствуют об устойчивости ранних иконографических традиций в новгородском искусстве XV в.

Датировка и атрибуция.

Иконы до сих пор остаются малоизученными. В. Н. Лазарев [1969] относит их к 60-м годам XV в. В. К. Лаурина [1970] считает волотовские иконы классическими произведениями второй половины XV в. В последних работах она определяет их как памятники 80–90-х годов XV в., перечисляя в качестве датирующих признаков «характер трактовки лица, моделировку удлиненных фигур и складок одежд» («Живопись древнего Новгорода и его земель» [1974], с. 16, 57), Э. А. Гордиенко относит волотовские праздники к 50-м — 60-м годам XV в. В настоящем издании принята широкая датировка икон. В стилистической эволюции они занимают место между датированными новгородскими памятниками середины столетия и произведениями конца XV в. (ср., с одной стороны, шитье эпохи Евфимия II, фрески Сергиевской церкви 1459 г., а с другой — Софийские таблетки и иконы 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря, кат. №№ 64–66).

Высокое качество волотовских икон выдает принадлежность этих памятников к мастерской архиепископского двора. Последнее подтверждается также сходством с Софийскими таблетками.

Выставки.

Литература.

¦ 52. Сретение. Преображение

70–80-е годы XV века. 90×58; 88×57. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород [7583, 7580].

Из церкви Успения в селе Волотово под Новгородом. [В эту же серию икон входят «Воскрешение Лазаря», «Сошествие во ад» и «Успение».] Сохранность хорошая, кроме незначительных утрат на полях. Орнаментальная разделка позема типична для новгородских икон зрелого и позднего XV века. Показательна и более дробная трактовка лещадок горок. Все это говорит о тяготении к «украшенной» форме. В иконах первой половины XV века все более скупо и просто. Не исключена возможность, что в состав утраченного деисусного чина Волотовской церкви входила икона апостола Петра, ныне хранящаяся в Национальном музее в Стокгольме ( Kjellin H. Ryska ikoner i svensk och norsk ägo, Taf. 21). Она обнаруживает большую стилистическую близость к «праздникам». Для «Преображения» ср. таблетку из собрания П. Д. Корина ( Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, № 5, с. 31–32, ил. 16; [ Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977, табл. XII]).
¦

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *