какие группы читательских умений проверяет исследование pisa
PISA — тест на компетентность
Международные тесты
Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.
«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»
Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.
А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.
PISA и функциональная грамотность
В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.
Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.
Примеры заданий PISA разных лет:
Позиции России и мнения экспертов
Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.
Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.
Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.
А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.
Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.
Читайте другие материалы по теме:
К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.
Доклад по теме «Международные сопоставительные исследования качества образования (PIRLS, PISA)»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Доклад по теме «Международные сопоставительные исследования качества образования (PIRLS, PISA)»
В Российской Федерации сформирована единая многоуровневая система оценки качества образования, состоящая из нескольких процедур. К ним относятся не только ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, исследования профессиональных компетенций учителей, но и участие России в международных исследованиях оценки качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.
По результатам международных исследований качества образования каждая страна получает информацию по:
среднему баллу страны по международной шкале;
отдельным группам показателей (гендерные различия, разделы учебного предмета, виды учебной деятельности и др.);
уровням учебных достижений учащихся;
тенденциям изменения образования в стране.
К основным международным сопоставительным исследованиям качества образования, в которых участвует Россия, относятся PISA ( Programme for International Student Assessment) и PIRLS ( Progress in International Reading Literacy Study ).
Если в 2000 году в исследованиях PISA приняло участие 32 страны мира, то в 2018 году их количество возросло до 79. А в исследовании PISA-2021 планируют принять участие уже 88 стран.
В первом полугодии 2018 года в Российской Федерации был проведен основной этап очередного цикла исследования PISA-2018, в котором приняли участие более 8000 учащихся 15-летнего возраста из более чем 200 образовательных организаций 43 субъектов Российской Федерации. По уровню читательской грамотности Россия заняла 26 место среди других стран-участниц.
В 2019 году представители Рособрнадзора и Минпросвещения России приняли участие во встрече управляющего совета PISA, которая прошла в Австралии. На ней обсуждались перспективы развития крупнейшей международной программы по оценке учебных достижений на период до 2024 года. На данный момент проходит работа по разработке концептуальной рамки и инструментария для включения нового направления «иностранный язык» в исследование PISA-2024. Предполагается, что первый цикл исследования инновационного направления «иностранный язык» будет включать в себя разделы «Чтение», «Аудирование» и, возможно, «Говорение».
Тестовые задания состоят из блоков – групп заданий, каждая из которых содержат описание некоторой ситуации и ряд вопросов, порожденных этой ситуацией. За два часа тестирования предъявляется 50-60 вопросов, т. е. на чтение и решение каждого из них приходится около двух минут.
При разработке материалов учитываются факторы, изменившие характер чтения и передачи информации: распространение электронных текстов, чтение которых требует других стратегий, изменение ситуаций чтения, когда используются несколько различных источников информации одновременно, а сама информация может быть противоречивой и нуждаться в проверке.
1 группа умений – поиск и извлечение информации
При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом сообщения, а также тем, содержится ли в вопросе косвенное указание на возможное место локализации искомой информации.
2 группа умений – интеграция и интерпретация информации
Эта группа умений предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста.
Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка.
3 группа умений – осмысление и оценка информации текста
Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко в вопросе не содержится дополнительная информация, но читатель сам, на основе собственного опыта, понимает необходимость привлечения дополнительных знаний.
Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении.
Целью является сопоставление уровня навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования.
Оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.
В процессе тестирования каждый школьник получает книгу для чтения с двумя текстами-заданиями и тетрадь с 10–15 вопросами разной степени сложности к каждому заданию, в которую и записываются ответы. На выполнение каждого задания отводится 40 минут с 10–20-минутным перерывом между двумя частями теста.
Наиболее сложными как для российских школьников, так и в целом для участников тестирования оказались вопросы со свободным ответом, для которых надо было не только найти ответ, но и сформулировать его достаточно кратко, чтобы уместить в отведенных строках тетради.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
нахождение информации, заданной в явном виде;
интерпретация и обобщение информации;
анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Исследование проводится один раз в 5 лет и к настоящему моменту проведены четыре цикла: в 2001 г. (35 стран), 2006 г. (40 стран), 2011 г. (49 стран), 2016 г. (50 стран). В 2016 году в исследовании приняли участие 4577 выпускников начальной школы из 206 образовательных организаций 42 регионов Российской Федерации.
В цикле исследования PIRLS-2011 Российская Федерация заняла 2 место по читательской грамотности четвероклассников среди 49 стран-участниц. В последнем цикле исследования PIRLS-2016 Российская Федерация заняла 1 место по читательской грамотности четвероклассников среди 50 стран-участниц с результатом в 581 балл, что статистически значимо выше среднего значения по шкале, которое составляет 500 баллов.
Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентации прочитанного. Требования к читательской грамотности изменились и в связи с информатизацией общества, со все расширяющимися сферами применения компьютеров и использованием интернета, где требуются совершенно другие умения в чтении.
Впервые понятие «читательская грамотность» было определено в рамках международного исследования PIRLS в 1991 г. Международная ассоциация по оценке учебных достижений (IEA, International Association for the Evaluation of Educational Achievement) изучала различные исследования для определения понятия чтения не только в техническом плане, но и в функциональном контексте — как возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное для общественных и личных целей.
Исследователи считают, что наших школьников мало учат работать с текстами разных жанров. Им предлагают в основном учебники и хрестоматии, а в ответ требуют контрольных работ, сочинений или в лучшем случае эссе. А между тем существуют сотни самых разных видов текста, с которыми человеку придется столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами.
Методическая разработка «Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA»
Методическая разработка «Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA» дает представление содержательных аспектов понятий «читательская грамотность», «смысловое чтение»; определяет типы построений заданий PISA, форматы текстов, ситуации в моделировании PISA.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA»»
Международное Исследование ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ PISA
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И смысловое чтение
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять
о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, участвовать в жизни общества, расширять свои знания
Смысловое чтение – вид чтения, который используется для решения задач, удовлетворения познавательных запросов и интересов:
КАК СТРОЯТСЯ ЗАДАНИЯ PISA
Задания для проверки читательской грамотности характеризуются по трем составляющим:
Первые две составляющие используют, чтобы установить разных уровней сложности задания.
Какие читательские умения контролируют
Умение – подход, который определяет способ работы читателя с текстом.
Группы читательских умений:
Умение найти и извлечь информацию
Умение интегрировать и интерпретировать сообщение
Умение осмыслить и оценить сообщение
Форматы и типы текстов в модели PISA
Текст – составляющая заданий PISA, любой материал для чтения.
Форматы текстов в модели PISA
Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п.
Примеры сплошных текстов: газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма
Примеры несплошных текстов : списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы
Форматы текстов в модели PISA
Примеры смешанных текстов: веб-страницы, журнальные статьи
Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления.
Примеры составных текстов: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности
Типы текстов в модели PISA
Описание – тип текста, в котором информация относится
к свойствам предметов в пространстве. Вопрос к тексту: «Что…?»
Пример : описание определенного места в книге о путешествиях
Повествование – тип текста, в котором информация относится к свойствам предметов во времени. Вопросы
к тексту: «Когда…?», «При каких обстоятельствах…?» и т.д.
Пример : роман, краткий рассказ
Типы текстов в модели PISA
Изложение – тип текста, в котором информация представлена
в виде составных понятий, ментальных конструкций или тех элементов, в которых понятия/конструкции можно проанализировать. Вопрос к тексту: «Как…?».
Пример: эссе, концептуальная карта
Аргументация – тип текста, который демонстрирует отношения между понятиями и утверждениями. Вопрос к тексту: «Почему…?».
Пример: письма редактору, отзывы о книге или фильме
Типы текстов в модели PISA
Инструкция – тип текста, в котором даются указания, что, как и в какой последовательности сделать.
Пример: рецепт, руководство по работе с ПО
Взаимодействие (сделка) – тип текста, цель которого заключается в достижении соглашения, заключении сделки.
Пример: письменное распоряжение, запрос на организацию встречи, поручение
Ситуации в модели PISA
Ситуация – составляющая заданий PISA. Используется, чтобы определить, зачем автор создал текст.
Ситуации в модели PISA
Пример: личные письма, художественная литература, биографии
Общественные ситуации. Относятся к текстам, которые касаются деятельности общества.
Пример: официальные документы, блоги в виде форума, информация об общественных событиях
Ситуации в модели PISA
Учебные ситуации. Относятся к текстам, которые строятся специально для учебных задач.
Пример: школьные учебники, электронные интерактивные обучающие программы
Деловые ситуации. Относятся к текстам сферы решения деловых вопросов.
Пример: должностная инструкция; объявление о найме работников в газете или интернете
Использование заданий в формате PISA для формирования читательской компетенции учащихся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование заданий в формате PISA для формирования читательской компетенции учащихся
В Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, рассматриваемое нами явление определяется «…как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Согласно данному определению функциональная грамотность – это способность личности осуществлять свою деятельность в обществе, используя полученные знания, умения, навыки. Так как деятельности, возможно, обучиться только в процессе практических упражнений, осуществляемых в формате командной работы, то занятия по изучению основных положений по грамотности чтения, характеристик текстов, особенности вопросов экзаменов PISA проводятся в формате активного обучения.
Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но недостаточно учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.
За последние годы образование в мире претерпевает значительное изменение приоритетов . Изучение материалов национальных исследований в странах ОЭСР, позволило экспертам обобщить ожидания от результатов школьного образования родителей, работодателей, общественности. Образование связывают с такими понятиями, как «хорошая работа», «экономический успех», «квалифицированный персонал», «здоровье», «благополучие», «качество жизни». Эти выгоды связаны с приобретенными в процессе учебы компетенциями.
Теории, ориентированные на компетенции образования формировались с 70-ых годов XX века. Понятие «компетентность» отличается открытостью, поэтому успешно проецируется на различные учебно-психологические, учебно-организационные и образовательно-политические концепции, а также наполняет цели и содержание образования на всех его этапах на протяжении всей жизни человека. Для образования важно было определить значение этого понятия, разделить термины «компетентность» и «компетенция», разработать критерии и инструменты их измерения, ответить на вопрос можно ли научить компетентности и как это сделать.
Рынок труда должен получать от системы образования специалиста обладающего высоким уровнем компетенции. Компетенция как результат образования выражается в готовности субъекта эффективно организовать внутренние (например, знания, умения, ценности) и внешние (например, людей, информацию) ресурсы для достижения конкретной цели. Компетенция проявляется в освоении субъективно новой деятельности, в процессе которой необходимо выполнять алгоритмизированные действия.
Выстраивание профессиональной и личной компетенции обучающихся осуществляется на основе сформированных у них ключевых компетентностей.
рефлексивная компетентность позволяет самостоятельно ставить задачи; осваивать знания и умения, необходимые для их решения; выявлять пробелы в своих знаниях и умениях; позволяет гибко изменять свою индивидуальную образовательную траекторию, строить собственную профессиональную карьеру.
технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять технологии, технологически мыслить в различных ситуациях.
проектная компетентность позволяет моделировать образ будущего и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь, способствует продуктивной деятельности.
коммуникативная компетентность позволяет использовать ресурс коммуникации для решения вопросов.
информационная компетентность позволяет принимать осознанные решения на основе осмысленной информации
социальная компетентность позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач
Составляя задачи в формате PISA необходимо учитывать их следующие признаки:
условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос; много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе:
необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы и т.д.).
необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации,
форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые даже не были сформулированы четко.
Задания в формате тестов PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:
оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, г. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и дослать из него необходимую информацию
оценить уровень развития предметных знаний и умений
оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т. д.)
оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире. т. е результативно действовать в нестандартных ситуациях;
формировать познавательный интерес к предмету через развитии исследовательской компетенции.
способствует сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом; определяют пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами.
Чтобы ясно понимать, что измеряет тест PISA, вникнем в каждое слово этого определения «Читательская компетенция или читательская грамотность».
Почему используется термин «читательская грамотность» вместо термина «чтение»? Чтение (особенно в педагогическом контексте) нередко понимается как декодирование – перевод букв в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире .
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель.
КАКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧИТЫВАЮТСЯ ТЕСТОМ PISA?
Чтение – это сложноорганизованная деятельность, и не все ее элементы поддаются измерению. Для теста PISA важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:
Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.
Текст – разнообразные материалы для чтения.
Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом.Последние две составляющие в тесте PISA представлены на разных уровнях сложности.
Ясно, что чтение – это целостная деятельность, и отдельные ее составляющие не существуют изолированно – каждый в своем ясно очерченном отделении. Принятое в исследовании PISA деление текстов и вопросов к ним на отдельные категории не означает строгой разделенности этих категорий. Представленные далее классификации созданы для того, чтобы разработать сбалансированный тест и задать рамку для описания результатов тестирования.
Ситуации функционирования текстов
Полезная классификация коммуникативных ситуаций, в которых чтение необходимо, Первоначально эта классификация была предназначена для обучения иностранным языкам, но она пригодна и для родного языка – как основа разработки диагностического инструментария. Классификация предлагает различать следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые и учебные.
В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека – и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Такие тексты предназначены как для поддержки и развития личных отношений между людьми (письма, беллетристика, биографии), так и для удовлетворения любопытства (информационные тексты), а также для приятного досуга. Электронные формы текстов, используемых в личных ситуациях, включают персональные электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.
В общественных ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Таковы, к примеру, официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете. Такие тексты предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое «чтение для обучения». Обычно эти тексты назначаются преподавателем, а не являются предметом свободного выбора читателя. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы.
Многие пятнадцатилетние учащиеся через один-два года будут заняты поиском работы, и вынуждены будут обращаться к текстам в деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе и т.д. Это так называемое «чтение для дела». Такие тексты включены в тест PISA, направленный, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность молодых людей успешно функционировать за порогом обязательного школьного образования, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Эта классификация ситуаций чтения описывает контексты и цели, для которых текст был написан. Иными словами, эта классификация отражает не место, в котором реальный текст реально читается, а ту аудиторию, которой он был адресован автором. Так, многие тексты, которые читаются в классе, не писались для класса. К примеру, ученики по заданию учителя могут читать в классе стихи, но поэты писали эти стихи вовсе не для учебных целей, а (чаще всего) для личного удовольствия читателей, для их духовного и эстетического самосовершенствования. В PISA художественные тексты отнесены в категорию «личные ситуации» именно потому, что таково было их исходное предназначение. В школе также часто присутствуют тексты, предназначенные для общественных ситуаций (например, правила для членов клуба). Такие тексты в PISA отнесены в категорию «общественные ситуации», вне зависимости от того, о школьном или внешкольном клубе идет речь. В то же время учебники часто читают и в школе, и дома, тем не менее, они предназначены для учебных ситуаций, и именно к ним отнесены в PISA.
Следует заметить, что четыре названных типа ситуаций чтения не строго изолированы, они пересекаются. Например, автор предназначает свой текст одновременно и для того, чтобы восхитить читателя, и для того, чтобы его просветить. Такой смешанный текст мы отнесем к «учебным и личным ситуациям».
Создатели теста PISA стремились включить в исследование читательской грамотности самые разнообразные читательские ситуации. Распределение текстов по типам читательских ситуаций в печатном варианте теста PISA-: личные – 30%, общественные – 30%, учебные – 25% деловые – 15%.
Строение теста PISA не позволяет построить отдельную шкалу для измерения каждого из пяти названных умений. Поэтому эти пять шагов к полному и глубокому пониманию текста укрупнены в три читательских умения и соответствующие им действия:
1. Найти доступ к информации и извлечь ее.
Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией
УМЕНИЕ ПЕРВОЕ: НАЙТИ и ИЗВЛЕЧЬ (информацию из текста) Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. Таким фрагментом может быть, к примеру, качество работника, требуемое работодателем, или местный телефонный код, или факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения. В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка. Отвечая на вопросы теста, которые требуют извлечения информации, учащиеся должны связать существенные детали вопроса (искомое свойство объекта, время, место или обстоятельства действия) и соответствующие детали текста. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. Искомая информация всегда содержится в тексте в достаточно явном виде. В формулировке вопроса также эксплицитно указано – что (какую именно информацию) требуется найти. Вопросы на извлечение информации могут иметь разную степень определенности. Пример предельно определенного вопроса: определить по тексту или по таблице, в какое время или в каком месте нечто происходит. Еще раз подчеркнем – текст или таблица содержат эту информацию в явном виде. Несколько более трудны вопросы, ответ на которые содержится в тексте в синонимическом виде. Поиск такой информации требует навыков категоризации. Например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, различить между двумя 19 сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Разные уровни читательской опытности могут быть измерены за счет систематического варьирования элементов вопроса, которые определяют его сложность. Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям.) При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.
УМЕНИЕ ВТОРОЕ: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (сообщения текста) Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать. Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Истолковывая текст, читатель делает явными скрытые допущения или утверждения как всего текста, так и любой его части. Толкование опирается на целый ряд умственных действий. К примеру, для ответа на вопрос учащимся приходится иногда делать выводы из сообщения текста, различать главные и второстепенные детали, кратко формулировать основные мысли или на основе сказанного в тексте умозаключать о предшествующем событии. Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста – от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п. И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка. Некоторые вопросы фокусируют читателя на определенной части текста, другие обращены ко всему тексту.20 И связывание единиц информации, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного. Вопросы, выясняющие глубину понимания, требуют чаще всего логики – например, чтобы учесть способ организации информации в тексте, определить намерения автора, пояснить значение слова или эпизода, которые придают общему значению текста особые оттенки. В процессе чтения между связыванием и истолкованием информации устанавливаются тесные двусторонние отношения. Связыванию единиц информации в значащее целое всегда предшествует акт толкования значения каждой из соединенных единиц. Объединение единиц текста в целое инициирует новый акт толкования этой более крупной единицы, которая в свою очередь ждет связи с другими единицами текста.
УМЕНИЕ ТРЕТЬЕ: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ (сообщение текста). Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например – согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению. Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом (например, ходили в кино). Чтобы осмыслить и оценить форму текста, читатель должен посмотреть на текст со стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу качества и уместности текста в целом и отдельных его элементов. Для того чтобы это сделать, необходимо иметь чувство стиля, жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, удался ли автору портрет героини или насколько авторские высказывания убедительны, важно обращать внимание не только на главные характеристики текста, но и на детали. Например, полезно чувствовать, как выбор эпитета может повлиять на интерпретацию. Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение, скажем, к героине повествования. Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.
СВЯЗЬ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Читательские умения взаимозависимы: невозможно какие-либо единицы информации связать между собой и истолковать до тех пор, пока они не будут извлечены из текста; невозможно осмыслить и оценить сообщение текста до тех пор, пока единицы его информации не будут связаны между собой и истолкованы. Тем не менее, для задач диагностики читательской грамотности каждый вопрос теста PISA отнесен к одному из трех читательских умений – по его преобладающим характеристикам. При этом мы отдаем себе отчет в том, что в ответе на любой вопрос теста в той или иной мере участвуют все три читательских умения как составляющие единого процесса понимания. Вне зависимости от уровня читательской грамотности, любой учащийся имеет возможность продемонстрировать определенный уровень владения каждым читательским умением. Все три читательских умения входят в репертуар читателя любого уровня компетентности. В реальном мире читательские задачи, предполагающие поиск информации, решаются в практически безграничном пространстве. В мире печатных текстов мы отправляемся в библиотеку, роемся в каталоге, просматриваем тома на полках, откладываем то, что нам показалось подходящим, «сканируем» оглавление, пролистываем страницы и лишь после этого выбираем один или несколько источников. В электронном мире это процесс еще более изощренный и разнообразный, но в любом случае поиск информации требует ее оценки и интеграции. В практике тестирования, основанного на печатных текстах, мы не имеем возможности измерить сноровку читателя в поиске источников информации. Широкомасштабные исследования чтения традиционно имеют дело с короткими, четко структурированными текстами. Появление электронного варианта PISA позволит преодолеть это ограничение. Для того чтобы проследить тенденции развития читательской грамотности между 2000 и 2009 гг., в PISA-2009 были сохранены те же пропорции вопросов на каждое читательское умение, что и в PISA-2000: найти и извлечь (информацию из текста) – 25%, интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) – 50%, осмыслить и оценить (сообщение текста) – 25%.
Тексты, включенные в задания PISA, представляют собой не специально созданные для учебных целей тексты (так называемые учебные), а тексты, взятые из «реальной жизни», из других сфер. Это отличие носит принципиальный характер, так как даже при общности тематики мы имеем дело с совершенно разными «текстовыми устройствами» и установками на адресата.
Аналитические (конструирующие) задачи.
Задачи этого типа направлены на поиск точной информации в тексте. Запрос на определенную информацию возникает в конкретной ситуации: нужно узнать, как установить компьютерную программу, когда высаживать данный сорт растения, когда и с какого вокзала отправляется поезд, какими последствиями грозит нарушение правила и т. п. Для такого типа задач характерна поисковая стратегия чтения. Поиск точной информации может быть частью и аналитической задачи и интерпретационной задачи.