Сретение господне что за праздник обычаи

Сретение Господне: что за праздник, история и традиции, что нельзя делать 15 февраля

Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть фото Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть картинку Сретение господне что за праздник обычаи. Картинка про Сретение господне что за праздник обычаи. Фото Сретение господне что за праздник обычаи

Праздник Сретение (Сретенье) Господне, который в России отмечают 15 февраля, в славянской традиции символизирует первую встречу зимы с весной. Праздник Сретение (на древнеславянском это слово означает «встреча») в христианстве посвящен важному событию — встрече праведника Симеона с младенцем Иисусом.

В православии Сретение — один из 12 важнейших, помимо Пасхи, двунадесятых праздников. Он всегда отмечается 15 февраля.

Христианские конфессии, живущие по современному григорианскому календарю, отметили Сретение 2 февраля.

Сретение Господне: что за праздник

Сретение Господне носит еще одно название: Принесение во Храм. События праздника связаны с евангельской легендой о том, что случилось, когда Дева Мария и праведный Иосиф по традиции принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм (это был ритуал, который совершали со всеми мальчиками-первенцами). Это событие произошло на сороковой день после рождения Иисуса, то есть праздник всегда отмечается на сороковой день от Рождества Христова. Мария и Иосиф, принеся младенца в храм, совершили в его честь ритуальное жертвоприношение двух голубей, символизирующих мудрость и чистоту.

В храме Мария и Иосиф встретили праведного Симеона, которого в христианстве принято называть Богоприимцем, а также благочестивую вдову пророчицу Анну. Согласно легенде, Симеон более трехсот лет ждал появления Мессии (Спасителя), которым для христиан стал Иисус Христос. Симеон и Анна благословили Иисуса, признав в нем Спасителя.

В богословии встреча Симеона с Иисусом символизирует неразрывную связь Ветхого и Нового Заветов — древней библейской традиции и молодого в то время христианства. Есть также версия, что Симеон символизирует Бога-отца, признавшего своего сына-Иисуса.

Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть фото Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть картинку Сретение господне что за праздник обычаи. Картинка про Сретение господне что за праздник обычаи. Фото Сретение господне что за праздник обычаи

Сретенье на Руси: традиции и приметы

В славянской традиции Сретенье — это первая встреча зимы с весной на фоне прибывающего дня и постепенно отступающих морозов. Праздник иногда приходится на Масленицу, время наступления которой связано с Пасхой. В 2021 году православное Сретенье приходится на масленичную неделю у западных христиан (16 февраля — Жирный вторник, 17 февраля — Пепельная среда).

Русская Масленица в 2021 году приходится на неделю с 8 по 14 марта включительно.

Согласно приметам, погода на Сретенье показывает, какой будет весна: если морозно — весна наступит нескоро; если оттепель — весна будет ранней и дружной.

На Руси со Сретенья крестьяне начинали осматривать оставшееся с осени зерно, отделяя семенной запас. По традиции в этот день досыта кормили зерном куриц-несушек, чтобы птица лучше неслась. Также со Сретенья, если погода позволяла, скотину начинали выгонять из хлева в загоны.

Сретенье: что можно и нельзя делать 15 февраля

По традиции в это время на Руси из оставшегося с осени зерна мололи муку, из которой пекли круглые ковриги и блины, символизирующие солнце. Люди всячески старались выказать радость в связи с приближением весны. Сидеть дома в одиночестве считалось плохой приметой. В этот день селяне старались накрыть столы побогаче, особенно ценилось мясо, поскольку к этому времени его запасы были только у зажиточных крестьян.

На Сретенье, как и в любой большой церковный праздник, под запретом была тяжелая работа. Разрешалось только ухаживать за скотиной и готовить пищу. Особенно строго запрещались уборка и стирка, а также купание и мытье в бане. В этот день старались даже детей не купать, считалось, что это может принести несчастье. Под запретом были и женские рукоделия.

Строго порицались ссоры, споры, особенно — ругань. Праздник следовало провести в радостном ожидании весны.

Источник

Сретение Господне: что это за праздник и чему на самом деле он посвящен?

Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть фото Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть картинку Сретение господне что за праздник обычаи. Картинка про Сретение господне что за праздник обычаи. Фото Сретение господне что за праздник обычаи

15 февраля все православные верующие отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати двунадесятых праздников церковного года. Но почему событие, которому посвящен этот праздник, такое важное, понятно не сразу и не всем. О том, чему посвящен этот праздник и какие смыслы он несет в себе, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» священник и православный педагог.

«Этот праздник отсылает нас к евангельскому рассказу о том, как младенец Иисус на сороковой день после своего рождения был принесен родителями в Иерусалимский храм, как того требовал ветхозаветный закон, – говорит священник Георгий Кочетков. – Принесен для того, чтобы в воспоминание об освобождении народа божьего из египетского рабства быть выкупленным подобно всем первенцам израильским. Чтобы милость Бога была на нем и на доме его». На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет белых голубков. Это и есть жертва Богу».

На ступенях храма святому семейству встретился праведный старец Симеон. Удивительна история его жизни, которая известна из апокрифических источников. Симеон был одним из семидесяти двух ученых-переводчиков, которым царь Птолемей дал задание перевести священное писание на греческий язык. Переводчик Симеон усомнился в словах пророка «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он решил, что надо исправить «дева» на «жена». Но ему явился ангел, который предрек, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности писания и не увидит своими глазами Спасителя мира, которого родит Дева. По преданию, в ожидании этого события святой Симеон прожил целых триста лет.

Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть фото Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть картинку Сретение господне что за праздник обычаи. Картинка про Сретение господне что за праздник обычаи. Фото Сретение господне что за праздник обычаи Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр).Около 1192 года.

«Сретение в переводе означает «встреча», – говорит преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Владимир Якунцев. – Но на языке Писания это всегда нечто большее, чем просто пересечение людей в одной точке пространства. Настоящая встреча открывает нам другого: кто он есть, к чему он Богом предназначен, почему он послан к тебе. Встреча всегда судьбоносна. «Кроме встреч, в Евангелии вообще ничего нет, – говорил митрополит Сурожский Антоний. – Каждый рассказ – это встреча».

«Иногда ты встречаешь именно этого человека или Бога, потому что больше тебе помочь некому, иногда – потому что им некому кроме тебя помочь. И Богу? Почему нет! Например, если сам Он без тебя не может сказать о себе, достучаться до кого-то или просто принести ему лекарство», – говорит Якунцев.

Кажется, никогда человек не имел столько возможностей для встреч, как сегодня. Самолет доставит тебя в другой город или на другой материк за несколько часов, а при помощи смартфона или ноутбука ты можешь оказаться там за секунду. Последний пандемийный год вообще приучил нас к тому, что можно попасть на рабочее совещание, дружескую встречу или экскурсию, не выходя из дома.

«Но приходится признать, что от всего этого технологического изобилия встреч в нашей жизни не становится больше – тех самых встреч, глаза в глаза и сердцем к сердцу, которые влияют на путь нашей жизни, – говорит Владимир Якунцев. – И праздник Сретения требует от нас особого усилия».

«Встреча, с одной стороны, всегда долгожданна: нет человека, который ее не ищет. Если в нашей жизни долго не происходит настоящего общения, мы чувствуем увядание. А с другой стороны, встреча – всегда вызов. Ведь мир заставляет нас жить в режиме экономии энергии: мы боимся, что у нас не хватит сил, времени, средств на себя – поэтому нам трудно быть готовыми ко встрече, она часто застает нас врасплох. Мы и внимание, и помощь других часто боимся принимать, приученные к мысли о том, что за все надо платить», – говорит Якунцев.

Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть фото Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть картинку Сретение господне что за праздник обычаи. Картинка про Сретение господне что за праздник обычаи. Фото Сретение господне что за праздник обычаи Фото: Сорокин Донат/ТАСС

По его словам, не все понимают, читая Евангелие, что и Христос пришел в наш мир в поисках встречи, был рожден для встречи. Недаром на некоторых иконах Сретения Богородица сама протягивает Младенца старцу Симеону, в его лице как бы вверяя Христа всем людям, но и испытывая всех людей: возьмете?

«Сегодняшний мир очень индивидуализирован, он внушает человеку мысль о какой-то самодостаточности – ему как будто все меньше нужен другой. Все выше заборы вокруг наших домов, все больше дворов огорожены и заперты, можно получить образование, работу, чуть ли не семью – с экрана девайса. При наличии средств даже ребенка можно «родить» одному – не важно, мужчина ты или женщина», – говорит он.

Но перед этим громадным и могучим миром современных возможностей сам человек как будто теряется, становится все более беззащитным, слабым, одиноким, говорит Якунцев. «Оказывается, без другого нельзя не только одолеть эту слабость и беззащитность – нам душно жить только с собой и для себя. Чтобы утолить эту жажду, недостаточно даже собственной семьи, потому что семья – это еще во многом «я сам», – говорит он.

Как говорил исповедник веры XX века духовный писатель Сергей Фудель, «Церковь есть тайна преодоления одиночества». «К сожалению, сегодня люди часто не знают, что Церковь в своем существе – не столько храм и богослужение, сколько самая настоящая встреча – с Богом, но и с человеком, – говорит Владимир Якунцев. – Иногда даже самого близкого человека, с которым ты мог прожить десятилетия, в его последней искренности и глубине встречаешь именно рядом с Богом, то есть в Церкви. И праздник Сретения предлагает каждому этот шаг веры навстречу другому сделать».

Источник

Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать

Это один из важных православных праздников в году – он наполнен радостью и скорбью, памятью о прошлом и мыслями о будущем.

Традиции и обычаи Сретения

В церковном календаре этот день отмечен как двунадесятый праздник, что означает его великую важность для нас всех. В храмах в этот день проводится особая праздничная литургия, на которой вспоминаются слова и молитвы Симеона Богоприимца, восхваляется Господь наш Иисус Христос и Божья Матерь. Верующие стараются соблюдать традиции праздника:

На Сретение люди встают на путь исправления. Приближение Великого поста чувствуется все сильнее. По правилам православия, подготовка к посту начинается за 4 недели до его непосредственного начала. Сретение всегда попадает на одну из этих недель.

По одной из традиций также на Сретение крестят детей. Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине. На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны.

Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть фото Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть картинку Сретение господне что за праздник обычаи. Картинка про Сретение господне что за праздник обычаи. Фото Сретение господне что за праздник обычаи

В этот день священнослужители напоминают о важном событии — встрече Иисуса, которому исполнилось ровно 40 дней с момента рождения, со старцем Симеоном и Анной Пророчицей.

Что нельзя делать на Сретение Господне

В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки. 15 февраля — отличный день для избавления от вредных привычек, и каждый, кто искренне попросит небеса о помощи, получит поддержку и покровительство.

В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи. Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию.

В день Сретения нельзя убираться. Это время посвящают молитвам, не отвлекаясь на мирские дела. Уборку верующие проводят заранее, чтобы встретить великий день с чистыми помыслами и в чистом помещении. Безусловно, церковь не запрещает убираться, если в этом есть острая необходимость, однако в день празднования не стоит забывать о духовном развитии и пропускать время молитв. Исключить стоит и иную работу, связанную с тяжелым трудом: ремонт, переезд, перестановка мебели, строительство.

На Сретение верующие постятся, но не строго, а лишь исключают из рациона мясные продукты. Воздержание и усмирение плоти также ведет к духовному росту и помогает укреплять силу воли.

В день церковного празднования воспрещается гадать и ворожить, проводить обряды и даже косвенно участвовать в них.

Не стоит в день праздника активно веселиться, забывая о молитвах, направленных на спасение душ. Это касается не только посещения увеселительных мероприятий, но и длительного просмотра телевизионных передач, а также компьютерных игр.

Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть фото Сретение господне что за праздник обычаи. Смотреть картинку Сретение господне что за праздник обычаи. Картинка про Сретение господне что за праздник обычаи. Фото Сретение господне что за праздник обычаи

Что нужно сделать 15 февраля 2021 года

Верующие обязательно посещают храмы и церкви, где возносят молитвы Господу и славят его. Во время праздничного богослужения верующие просят у небес защиты и покровительства, а также причащаются.

После торжественной службы верующие приносят домой освященные свечи, названные громницами. Их используют для защиты дома и живущих в нем от любых бед. Также со службы верующие приносят освященную воду, обладающую уникальными свойствами.

На Сретение принято приглашать родных на обед, во время которого вновь возносят молитвы и благодарят Господа за его милость. Молитвы возносят не только за себя, но и за всех живущих на земле, желая всем благ и процветания, прощая врагов и недоброжелателей, оставляя их поступки на волю Господа.

Помощь ближним — еще один обязательный к исполнению пункт. Помогать принято ежедневно, однако в день праздника каждый добрый и безвозмездный поступок ценится особенно, если он не совершен с корыстной целью.

В светлый праздничный день уместным и благоприятным будет прощение обид и встреча с людьми, которые близки сердцу, а также молитвы за них и просьбы Господа о защите от любых невзгод.

Источник

Традиции и обычаи праздника Сретение Господне имеют глубокие языческие корни

Один их самых древних праздников Сретение Господне православные отмечают 15 февраля. Его история возникновения имеет языческие корни. С этим днём связано много интересных традиций, обычаев и обрядов.

Православная история возникновения праздника Сретение Господне

Праздник Сретения символизирует встречу холодной зимы и теплой весны. Согласно народным приметам, начиная с этого дня морозы идут на убыли, и приближается весенняя оттепель. Сретение имеет глубокие языческие корни, а церковным праздником этот день признали после прихода на Русь христианства. Язычники просили в этот день богов послать богатый урожай и тёплую погоду.

В церковном мире Сретение имеет свой смысл, а именно символизирует встречу в иерусалимском храме Иисуса Христа с праведником Симеоном, который выступает от лица всего человечества. Библейская легенда гласит, что Симеон занимался переводами божественной литературы с еврейского на греческий язык. Когда он прочитал слова « Се Дева во чреве примет и родит Сына», то решил, что в тексте ошибка и хотел исправить слово «дева» на «жену».

Именно в этот момент к нему явился ангел и убедил, что это вовсе не ошибка, а настоящая истина. Симеону пришлось ждать 300 лет, чтобы убедиться в правильности пророчества. Он пришёл в храм, куда Мария с Иосифом принесли младенца Иисуса, согласно всем церковным канонам, по исполнению ему сорока дней.

Если же женщина родила первенца мужского пола, то по истечении 40 дней она должна совершить ритуальное жертвоприношение. Семья была бедной и не могла себе позволить принести ягнёнка, лишь пару голубей. Именно в этот момент и произошла та самая встреча — «сретение».

Увидев Марию с младенцем, святой Симеон взял Иисуса на руки и произнёс следующее:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля ».

Марии же он сказал такое пророчество:

Приметы на 15 февраля

У простых людей Сретение считалось не столь большим праздником. Большинство примет связано с земледелием:

«Корми в Сретение кур овсом – весной и летом будешь с яйцом».

Запреты на Сретение Господне

Обряды на Сретение Господне 15 февраля

15 февраля верующие освящают в церкви свечи, которые затем используют для очищения жилища от негативной энергии. Также в этот день освящают воду, она имеет чудодейственное свойство, исцеляет от недугов.

Обряд для исполнения задуманного

В церкви также молятся с просьбой о помощи в затруднительной ситуации. Для этого необходимо повернуться лицом на восток и 8 раз повторить вслух:

Ритуал для привлечения удачи

Чтобы привлечь удачу и благополучие, со сретенской водой проводили следующий обряд:

«Как льется водица, так дуют ветра, разольется неудача, развеется беда, омоется раба Божья… (имя) росою утренней, овеется ветром свежим. Станет раба Божья… (имя) удачливой, понятливой, все стечется, все свяжется, все заслоны и запруды разойдутся, как их и не было! Словам замок, а ключ пропал».

Ритуал желательно произвести до полудня, обязательно на голодный желудок.

Источник

Праздник Сретения Господня

Вступительное замечание

По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив­шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво­рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего Промысла Божия, должен был не только принять плоть человеческую, но пожить в мире с людьми и за время этой земной жизни, как Богочеловек, совершить дело спасения чрез прине­сение Себя в жертву за грехи всего мира. Спаситель явился на землю не разорить закон человеческий, как и сказал Он о Себе, а исполнить его ( Мф. 5: 17 ), возвести к лучшему пониманию. Поэтому и зем­ная жизнь Его от самого рождения и до крестных страданий была совершенным исполнением того за­кона, который существовал в то время среди народа еврейского.

Каждый новорожденный младенец мужеского пола у Евреев подвергался обрезанию крайней плоти в восьмой день после рождения и Христос был обре­зан в восьмой день по рождении Своем ( Лк. 2: 21 ).

В сороковой день по рождении новорожденный первенец, по закону еврейскому, приносился впервые в храм, и Христос Спаситель, как точный испол­нитель закона, в сороковой день по рождении Своем принесен Преблагословенною Мариею в храм Иеру­салимский. Это последнее событие – принесение нашего Спасителя Пречистою Матерью Его во храм и по­читается Православною Церковью дванадесятым празд­ником «Сретения Господня».

Обряд обрезания среди народа еврейского

Из истории детства Иисуса Христа евангелисты рассказывают только о четырех событиях: об об­резании в восьмой день после рождения Его ( Лк. 2: 21 ); принесении Его во храм в сороковой день ( Лк. 2: 22 – 39 ); поклонении волхвов и бегстве в Египет ( Мф. 2: 1 – 15 ).

«По прошествии восьми дней, когда над­лежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде за­чатия Его во чреве» ( Лк. 2: 21 ).

Обрезание, совершенное над Богомладенцем Иису­сом в восьмой день по рождении Его, было одним из священных действий Ветхого Завета, установленное Самим Богом. Оно служило памятником завета, заключенного Богом с родоначальником еврейского народа – Авраамом ( Быт. 17: 10 ) и подтвержденное потом через Моисея.

Этот священный обряд состоял в обрезании камнем или каменным ножом ( Исх. 4: 25 ) крайней плоти младенца, что составляло знак вечного завета Божия с потомством Авраама. Обрезание, подобно крещению в христианской Церкви, служило дверью, вводящею обрезанного в общество еврейского народа Божия. По высокому значению своему, обрезание было вменяемо в обязанность всем вступающим, в об­щество народа Божия, не исключая рабов и домочад­цев ( Быт. 17: 10 – 14 ).

Каждый еврей мог совершать обрезание, но пре­имущественно – семейства ( Быт. 17: 23 ); в слу­чае нужды обрезание могли совершать даже и жен­щины ( Исх. 4: 25 ). За несоблюдение же обряда обре­зания виновные в этом осуждались на лишение жизни ( Быт. 17: 14 ).

Обрезание служило отличительным признаком народа Божия, отделяя его от всех других народов, и глубоко уважалось евреями, как знак народного превосходства ( Быт. 34: 4 ; Нав. 5: 2 ; Суд. 14: 3 и др.).

Вместе с тем этот обряд имел другое нрав­ственное значение, указывая на внутреннюю потреб­ность духовной чистоты и святости, которые должны отличать избранный народ от других народов ( Втор. 10: 16; 30:6 ).

Получив свое начало в лице Авраама, закон обрезания был подтверждаем на Синае ( Лев. 12: 3 ); и сам Моисей дознал необходимость его потому что Бог угрожал и ему смертью за необрезание сына его ( Исх. 4: 24 ).

Имя, принятое Божественным Младенцем при обрезании, означало, что рожденный есть Спаситель или Искупитель грешного рода человеческого, как изъяснил Ангел ( Мф. 1: 21 ). Какою силою облечено было это благодатное имя, видно как из обетований Самого Спасителя (Мат. 10:20; Мар. 16: 17 ; Ион. 14: 14 ), так и из деяний св. апостолов, творивших этим именем знамения и чудеса ( Деян. 4: 30 ) и почерпав­ших в нем силу для своей спасительной пропо­веди.

Обрезание Господне Православною Церковью празд­нуется 1-го января, как, один из великих (хотя не дванадесятых) праздников.

Сретение Господне

Вторым событием из детства Иисуса Христа было принесение Его сорокодневного от рождения во храм Иерусалимский.

В народе еврейском во времена ветхозаветные все перворожденные дети мужеского пола, по заповеди Божией, должны были посвящаться на служение Богу. Эта заповедь Божия дана была по случаю чудесного избавления от смерти первенцев Еврейских при выходе Евреев из Египта.

Избранный народ Божий, изнемогая под Египет­ским игом, в молитвенном вопле взывал к Богу отцов своих о своем освобождении. Господь, услы­шав этот вопль, внушил Моисею требовать от фараона освобождения народа еврейского. Но когда ни кроткие убеждения его, ни видимое предстательство Божие за Евреев не тронули сердца фараона, тогда Всемогущий Господь, желая наказать ожесточенное упорство фараона и явить милость Свою к избран­ному народу Своему, чудесным образом поразил смертью всех первенцев египетских, пощадив при этом всех первенцев Еврейских ( Исх. 13: 12–16 ). В благодарность Богу за спасение своих первенцев, евреи и должны были отдавать их Богу на служение при скинии ( Исх. 13: 2 ).

В последствии вместо первенцев Господь избрал Себе одно колено Левиино, которое и служило Ему при скинии, а затем и храме. А перворожденные младенцы мужского пола в сороковой день обыкно­венно приносились в храм Иерусалимский. Здесь они искупались все, кроме младенцев из колена Левиина, от служения Богу особою платою, которая состояла из пяти сиклей серебра и поступала на содержание служащих при храме ( Числ. 3: 47; 18: 16 ; Исх. 13: 13 ). Еврейский сикль равняется четырем драхмам, а драхма = 22 ½ коп. серебра, отсюда сикль = 90 коп. Сле­довательно цена выкупа за первенца мужского пола равняется на наши деньги 4 р. 50 к. 3 Выкуп про­изводился и за младенцев женского пола и равнялся 3 сиклям еврейским, на наши деньги 2 р. 70 коп.

«Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его во Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужскаго пола разверзающий ложесна (новорожденный), был посвящен Господу» ( Лк. 2: 22 – 23 ).

Такая причина и цель закона о первенцах явно нисколько не касалась Великого Первенца Марии. Как Сын Божий, Он свободен был от законов человеческих. Но, как пришедший на землю не на­рушит закон, а исполнить, то он и исполняет его со всею точностью.

Преблагославенная Мария принесла Своего Пер­венца во храм Иерусалимский и, исполняя полностью закон еврейский, явилась с положенною жертвою за Себя, чтобы священник принес молитву Богу о Ея очищении.

«Чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» ( Лк. 2: 24 ).

В храме Иерусалимском, как единственном в то время святилище, в часы молитв и жертвоприно­шений собиралось много народа. И в то время, когда Пресвятая Дева с обручииком Своим Иосифом при­несла сюда своего Божественного Младенца, дворы храма наполнены были толпами молящихся, среди которых находились праведный Симеон и пророчица Анна.

Иосиф и Мария, повинуясь закону, пришли в Иерусалим с Младенцем Иисусом наряду с другими родителями, не богатыми, но бедными. Бедность не позволила им даже принести в жертву овна, а при­несли они две горлицы, или двух птенцов голуби­ных. По-видимому, все было обыкновенно, и ничто не отличало святого семейства от других бедных семейств, пришедших во Иерусалим для испол­нения того же долга. Но не так совершилось на самом деле. Как в Вифлееме пастухи и восточные волхвы, или мудрецы, наставленные чудесным обра­зом, явились проповедниками славы дивного рождества единородного Сына Божия, благоволившего об­лечься в естество человеческое: так и в Иерусалиме Бог приготовил проповедников великого таинства. Праведный Симеон и пророчица Анна возвещают, о тайне, проповедуют наступление спа­сения, и прославляют Иисуса, Спасителя мира.

«Тогда Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был в нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2: 25–26 ).

В то время, когда Пречистая Дева Матерь пред­стала в храме для исполнения того, что следовало по закону очищения и искупления первородного, пришел сюда и убеленный сединами старец Симеон, как – бы представлявший в лице своем Ветхий Завет, столь пламенно ожидавший пришествия Мессии. Имя Симеон означает услышание ( Быт. 29: 33 ).

Старец Симеон был человек праведный, бла­гочестивый, исполненный даров Св. Духа, глубоко понимающий Св. Писание, и всем сердцем ожидав­ший обещанного Избавителя мира. Он ожидал первого пришествия Христа подобно тому, как истин­ные христиане, исполненные благодати Св. Духа, ожи­дают второго страшного пришествия Христа, когда Он со славою придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его. И вот в награду за это ожидание и святую благочестивую жизнь Си­меона, ему обещано было Духом Святым, что он не увидит смерти до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Древнее Церковное предание свидетельствует, что Симеон получил это обещание за 270 лет до Рож­дества Христова при следующих обстоятельствах.

Обещано видеть Господа, рожденным от Девы, но не сказано–как, когда и где? Это, вероятно, потому, чтобы и вера и упование старца не ослабли, но постепенно увеличивались, дабы он достойным обра­зом мог встретить Христа. Можно судить, чем сделалась после этого жизнь для Симеона, прожив­шего весь предел земной жизни, уставшего от жизни, исполненной множеством своих и народных испытаний; загорается у него сильнее, чем когда – либо, живая надежда избавления; с каждым часом он ожидает явления в мир давно желанного Мессии, с каждым восходом солнца старец ожи­дает востока с высоты, а с каждым заходом – вспоминает о своем западе и чем ближе к концу склоняется его жизнь, тем живее и напряженнее становится его ожидание. Когда Иисус был прине­сен в 40-й день Св. Девою во храме, то Симеон, будучи уже тогда 360 лет, как говорить предание, пришел во храм по внушению Св. Духа.

Пришел Симеон по вдохновению в храм. И когда родители принесли Мла­денца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взяв Его на руки, благословил Бога и сказал» ( Лк. 2: 27, 28 ).

Праведный Симеон в это время жил за горо­дом, в предместии Иерусалима; по старости лет и слабости здоровья он уже не посещал храма, как раньше, но по внушению Духа Божия сегодня соби­рается с последними силами, идет в храм для встречи Богомладенца Иисуса, так как он полу­чил откровение, что Матерь Божия принесет Мла­денца в храм, чтобы представить пред Господа ( Лк. 2: 22 ).

Видя эту картину, праведный Симеон на мгнове­ние останавливается в немом благоговении пред чудным Младенцем, который сиял, как лучезарный столп на руках Своей Матери. Затем Боголепный старец Симеон, благословив Бога, берет Мла­денца себе на руки, он не целует Его, не ла­скает Его, как делают обыкновенно с детьми: он держит Его только пред собою и с любовью и радостью смотрит на Него, потому что это его Спаситель, его утешение и мир. Он держит в своих старческих руках Того, Кого ожидал и желал видеть не только он, но и весь мир, все люди. Дух Святой открывает ему в сем Мла­денце обетованного Мессию, и святой, убеленный сединами старец, подобно лебедю, поющему свою последнюю песнь, объятый священным восторгом, произносит свой чудный предсмертный гимн.

«Ныне отпускаешь раба твоего Владыко, восклицает старец, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты у уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычни­ков, и славу народа Твоего, Израиля» ( Лк. 2: 24 – 32 ).

Какие чистые и возвышенные мысли о Спаси­теле высказывает в своем священном гимне праведный Симеон. Он видит в Младенце Иисусе Спасение или Спасителя людей не от внешнего рабства, но от, рабства дьяволу, – от грехов их. Он видит назначение сего спасения для всего мира; оно не ограничится одними Евреями, как думали сии последние; оно уготовано для всех людей. Предвидеть он и те блага, которые Мессия дарует людям. Он освободит их от заблуждений, суеверий и страстей, и просветит светом истинного Богопочтения. Видит в Нем и славу народа Израиль­ского, так как Спаситель мира среди этого народа жил, учил, творил чудеса и из него же избрал апостолов – просветителей вселенной.

«Иосиф же и Матерь Его дивились ска­занному о Нем» ( Лк. 2: 33 ). Но ни одно только радостное и утешительное из жизни Божественного Младенца возвестил праведный Симеон.

Краткими, но многознаменательными словами Симеон предвещал Богоматери всю будущую жизнь Ее Сына. Сколько высоких мыслей, сколько глу­боких чувствований, сколько благоговения возродилось в душе Богоматери при этих пророческих словах. Он еще Младенец, а праведный Симеон называет Его Ветхим деньми; Он еще слаб, а уже имеет власть живота и смерти! Он еще в пеленах, а Ему кланяются, яко Богу!

После слов, сказанных святым родителям Си­меоном, являет присутствие свое во храме, престарелая пророчица Анна, которая также указывала мно­гим на Богомладенца Иисуса, как на обетованного Мессию Христа.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Ассирова, достиг­шая глубокой старости, проживши с му­жем от детства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк. 2: 36 – 38 ).

Вторым свидетелем столь дивного события явле­ния в храм Иерусалимский Богомладенца Иисуса была пророчица Анна. Святая Анна пророчица, дочь Фануилова, происходила из колена Ассирова, кото­рое отличалось богатством, силою и, вместе с тем, кротостью и миролюбием ( Быт. 49: 20 ; Втор. 33: 24 – 25 ). От роду Анна имела 84 года и обладала даром пророчества. С мужем она прожила только семь лет, сохранив при этом для брака девство. Не до­вольно было евангелисту сказать: «проживши с му­жем семь лет», но он прибавляет «от девства своего». Следовательно, в представлении евангелиста, образ Анны был еще возвышеннее от того, что она была чистою девою до брачного состояния.

Старая, слабая, Анна с трудом могла ходить во храм и однако земным отечеством ее был дом Божий; отечество небесное, вечное, которого ожидала душа ее с святым нетерпением, было еще впереди. Теперь она ждала величайшего, мирового события – явления во плоти своего Господа, Утехи Израилевой; она знала, что когда, наконец, придет Сын Божий во плоти, тогда Его узрят и обрящут в доме Божием, во храме. Посещая храм, куда стремилось сердце ее днем и ночью, она надеялась, хотя и на закате дней своих, встретит в нем Господа славы. Надежды ее оправдались. Приходит во храм согбен­ная от старости и постоянного поста старица, и ее сердце забилось. Сердце старицы еще раз сделалось юным, ее глаза заблистали, но руки дрогнули, по чему она и не берет в свои объятия Избавителя. Постигнув духом, кого видит пред собою, она славит Бога за исполнение древних обетований в слух Св. семейства, и не только здесь во храме, но и везде, где только были люди, жившие верою в Иисуса Христа и ожидавшие Его скорого явления для спасения людей.

«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею в го­род свой Назарет» ( Лк. 2: 39 ).

Святое семейство с Божественным Младенцем Иисусом возвратилось из Иерусалима в город Вифлеем. А отсюда, избегая преследования Ирода, Иосиф, по откровению от Ангела, берет Младенца и Матерь Его и уходит в Египет ( Мф. 2: 14 ).

Эта страна, бывшая некогда убежищем для де­тей Иакова, теперь поступила убежищем для Бого­младенца, скрыв Его от убийц царя Ирода. После смерти Ирода, Господь воззвал Сына Своего из Египта ( Мф. 11: 19 – 21 ), подобно тому, как Он раньше вывел сынов Израилевых из Египта и ввел их в землю обетованную. По возвращении из Египта Иосиф и Мария отправились в Галилею, в род­ной свой город Назарет (Лук, 2: 39), да сбудется реченное чрез пророков, что Он (Христос) Назореем наречется ( Мф. 2: 23 ).

В этом то незначительном, но живописном городке и воспитывался Иисус Христос до тридцатилетнего возраста, преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков ( Лк. 2: 52 ). Здесь то в тиши семейной, вдали от шумной сто­личной жизни, вдали от земной и ложной учености, Иисус Христос готовился к великому служению, которое Он принял на Себя, как исполнение воли Отца Небесного.

Торжественная и чудная встреча Богомладенца Иисуса праведными Симеоном и Анною во храме Иерусалимском не могли не подействовать на помыслы, слышавших и видевших это евреев. Сама Пресвя­тая Дева Матерь и Св. Иосиф удивлялись, как говорит евангелист: «и бе Иисус и Мати Его чудящася о глаголемых о Нем» ( Лк. 2: 33 ). Удивлялись Иосиф и Матерь Божия словам Симеона о предвечном Младенце не по незнанию своему, а по чувству глубочайшего благоговения к Богу, удостоившему Деву Марию быть Матерью Господа, а Иосифа попечителем Её. Не могли не удивляться произошедшему также и все присутствовавшие во храме. С одной стороны, торжественная в храме встреча Христа и пророче­ское приветствие Симеона, с другой стороны, явление в Иерусалиме восточных мудрецов, вопрошающих: где родившийся царь Иудейский ( Мф. 2: 2 )? напол­няют молвой весь многолюдный Иерусалим; молва доходит до ушей царя Ирода. Все встрепенулось во Израиле, все впадают в тревогу от этого известия. Одни ищут рожденного Христа, чтобы принести дары, как Царю и Господу Своему, и поклониться Ему; другие встревожились Его явлением, ищут Его по­губить, как, напр., Ирод царь.

После события Сретения Господня св. Симеон вскоре скончался, имея от роду более 360 лет.

По народному верованию св. Симеону Богоприимцу молятся о здоровье младенцев.

Из рассмотрения события Сретения Господня нельзя не видеть чудного примера смирения и послушания закону Божию, уставам и предписаниям закона со стороны Богомладенца. Сам законодатель, Сам Ветхий деньми, давший древле на Синаи закон Моисею, «днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Тот, Который устами псалмо­певца Давида взывал: к Тебе привержен есть от чрева Матери Моея ( Псал. 21: 119 ), приносится для особого посвящения Господу. Тот, которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен, положенным законом выкупом.

По примеру Спасителя нашего, принесенного в сороковой день во храм Иерусалимский, и каждый из нас сорокадневным от рождения приносился в храм, и этот священный обряд называется воцерковлением. Чрез воцерковление новорожденный представляется св. Церкви и вводится в нее, как новый ее член. Для этого, после положенных молитв, священник, взяв на руки принесенного матерью младенца подобию Симеону, три раза изображает им крест: входя во храм, среди храма и пред Царскими дверьми, каждый раз произнося: «Воцерковляется раб божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святого Духа» и пр. Нужно заметить, что младенцы мужского пола вносятся священником в алтарь, а затем уже как те, так и другие возвращаются матерям, при чтении молитвы Симеона Богоприимца: ныне отпущаеши раба Твоего. С молитвами о мла­денце соединяются молитвы и о самой матери, дабы восстановить ее союз с Церковью, прерванный бо­лезнями.

История праздника

В воспоминание встречи Господа Иисуса Симеоном и Анною по храме Иерусалимском в сороковой день по рождении Его Православною Церковью установлен, дванадесятый праздник Сретения Господня.

Об этом празднике упоминают свв. Отцы Церкви III, IV и V века. В III в. о празднике Сретения говорит Мефодий Тирский или Патарский, в своем слове о Симеоне, Анне и Богоматери. В IV в.–св. Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, св. Амфилохий епископ Иконийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. В V в. – Феодот епископ Анкирский. Из этого же века Право­славная Церковь имеет песнопения на день Сретения, изложенные Анатолием, епископом Константинопольским. 25 Но за все это время праздник Сретения Господня не был всеобщим, и не составлял большого церковного торжества. Уже в VI веке, в царствование Юстиниана праздник этот сделался торжественным и повсеместным, по следующему случаю.

В конце октября месяца 542 года в Константинополе и прилежащих к нему областях появилась страшная моровая язва, длившаяся три месяца и от которой ежедневно умирало от 5 до 10 тысяч чело­век. Не говоря уже о простолюдинах, тела самых знатных и богатых граждан оставались не погребенными. Разумеется, как и в наше время, так и в древности, при народных бедствиях, обращались к Богу с усердной молитвой о помиловании. Тогда Гос­подь открыл одному из благочестивых мужей, что бедствия, постигшие народ, прекратятся, как скоро установлено будет торжественное празднование Сре­тения Господня. Объявление этого Богоугодного предложения всеми было принято с радостью. И когда наступил второй день февраля 543 года и совершено было торжественное церковное празднество со всенощ­ным бдением и крестным ходом, моровая язва прекратилась. Вслед за этим греческий император Юстиниан повелел по всей империи день этот причислить к торжественнейшим дванадесятым празд­никам Церкви.

Свв. Отцы и Учители Церкви своими бессмертными трудами украсили Богослужение настоящего празд­ника соответствующими событию молитвословиями и песнопениями, которыми и доселе Православная Цер­ковь восхваляет празднуемое событие. Так, стихиры на Господи воззвах – произведение Германа, патриарха Константинопольского и Иоанна Дамаскина; стихиры на Литии – творчество Анатолия, патриарха Константинопольского, Иоанна Монаха, Андрея Пирра, Германа и Андрея Критского. Стихиры стиховны составлены монахом Козьмою и Андреем Критскими. Составле­ние всего канона на этот день принадлежит Козьме, епископу Маиумскому. Из хвалитных стихир последняя принадлежит Герману, а остальные неиз­вестно кем написаны.

Богослужение праздника

Сретение Господне в Православной Церкви празднуется 2-го февраля и, по уставу Церкви, принадле­жит к числу дванадесятых Богородичных праздников. Что к Богородичным, а не Господским праздникам принадлежит Сретение Господне, видно из того, что если этот праздник случится в воскресенье, то воскресная служба не оставляется, как это и бывает во все Богородичные праздники; тогда как в Господские праздники, случившиеся в воскре­сенье, воскресная служба опускается. Иногда празд­ник этот называется – Сретением Пресвятой Бого­родицы. 26

Последнее наименование праздника дает большее право причислить настоящее событие к числу двана­десятых Богородичных праздников. Что может быть подтверждено и самим фактом принесения Богомладенца во храм. Сорокадневный Младенец Иисус именно был принесен Мариею во храм по закону еврейскому. Главным действующим лицом настоящего священно – исторического события является Богоматерь, а отсюда и празднуемое событие должно отнести более к Ней, чем к Богомладенцу Иисусу, что и увидим ниже из богослужебных песнопений на сей день.

Еще с 15 января Церковь начинает напоминать чадам своим о приближении праздника (Сретения Господня пением ирмосов этого праздника «Сушу глубокородительную землю».

Предпразднство Сретения Господня начинается 1-го февраля, а попразднство оканчивается 2-го фе­враля, если не случится в это время великого поста, потому что тогда Сретение празднуется столько дней, сколько до поста остается. Если же сам праздник случается в первые дни Великого поста, то церков­ное празднование переносится на предыдущее воскре­сение пред постом и тогда попразднственных дней не бывает.

На всенощном бдении праздника читаются три паримии: первая ( Исх. 12: 51; 13: 1 – 3; 13: 10 – 16 ; Лев. 12 ) об избрании первенцев Еврейских на служение Богу и о древнем законе очищения; вторая (Исаии 16) о духовном очищении от грехов, виденном пр. Исаиею в прикосновении горящего угля к устам Исаии; третья (Исаии 19: 1 – 21) о видении Исаиею Египта, куда приидет Господь, и сотрясутся рукотворения египетские от лица Его и ведом будет Господь Египтянам: что вскоре после Сретения Го­спода действительно и исполнилось, когда Он с Мариею, Матерью Своею, и Иосифом удалился от Ирода в Египет.

Евангелие на всенощном бдении читается от Луки (2: 25 – 32) и оканчивается словами праведного старца, что он видел «Свет во откровение язы­ком, и славу людей твоих Израиля».

В день 2-го февраля на литургии читается Апо­стол – послание апостола Павла к Евреям (7: 7 – 17) о вечном превосходнейшем священстве Христовом по чину Мелхиседекову пред священством ветхозаветным. Евангелие на литургии читается от Луки (2: 22 – 40).

В некоторых местах пред началом литургии, в воспоминание избавления от моровой язвы, бывшей в 542–543 гг., исходят с литиею вне обителей и, но время крестного хода, поют стихиры и канон праздника.

Как на особенность в совершении Богослужения можно указать следующее. Хотя Сретение принадле­жит к Богородичным праздникам, но в этот день, как бывает в праздник Господень, поло­жено – «входное», после которого поется тропарь и кондак праздника; но праздничные антифоны не положены, а поются изобразительны с блаженными, после же служб – всенощной и литургии положен особый отпуст, как и в праздники Господни.

На другой день Сретения – 3-го февраля Церковь совершает память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

Общая нравственная мысль описываемого нами праздника – внушение смирения и беспрекословного повиновения воле Божией. В частности поступок родителей Иисуса Христа научает всех родителей тому, что они должны прежде всего обращаться с плодом благословения Божия к Богу, Который один дает дыхание и жизнь, и в деснице коего заклю­чается вся участь человека. Пример Преблагословенной Матери Сына Божия, исполнившей, подобию обык­новенным женам, обряд очищения, внушает каждому из нас заботиться об очищении себя от вся­кой скверны плоти и духа, каковым сквернам мы действительно более или менее подвергаемся.

Народные обычаи в день Сретения

В некоторых местах России существует обычай в день Сретения освящать в церкви воду от «пристрита», т. е. от сглаза – дурной встречи с чело­веком, могущим причинить своими глазами вред встретившемуся. Всякая болезнь человека и живот­ных, необъяснимая и непонятная для простолюдина, относится им к области «пристрита» и лечится чрез кропление Сретенской водой и впрыскивание солью; этою же водою вспрыскивают при самом рождении дитя и животное, чтобы предупредить над ними «пристрит». Началом этого обычая, может быть, послужило известное в древне – христианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца, в противодействие суеверным не христианским обрядам, которыми сопровождались празднования новомесяца. Непонятно, почему именно Сретенской, а не Богоявленской воде приурочено исключительное значение и действие от «пристрита». Думают, что на это имело влияние самое название праздника – Сре­тение, т. е. встреча, откуда «пристрит». Во всяком случае вера в «пристрит» есть суеверие, и освя­щение воды от «пристрита» есть поддержка этому суеверию. Тем менее имеет для себя это освяще­ние оснований, что церковным уставом не установ­лено торжественное и нарочитое освящение воды в день Сретения.

Что касается магического значения человеческих глаз вообще, то явление это наблюдается у разных народов и даже в самом священном писании. По этому вопросу подробную справку дает о. Архиман­дрит Мефодий (Великанов) в статье: «Молитвы св. Церкви жене-родильнице».

– «У разных народов глаза с заключающеюся в них какою-то магнетическою, магическою силою могут служить и служат поводом к соблазну, прель­щению, чарам, порче, и т. п. Недаром великий наш поэт и знаток сердца человеческого по отношению к женщине (ам) сказал: «Твои (ваши) плени­тельные очи яснее дня, темнее ночи». По словам пророка Исаии «вознесошася дщери Сиони и ходиша высокою выею и помизанием («стрелянием») очес. и ногама купно играющия» (Исаии 3: 16). По народному же поверью следует опасаться вообще всякого «злого глаза», недоброго, лихого человека. Он может «сглазить». Средством против этого «сглазу» служит для народа «вспрыскивание чрез уголек».

Сильное влияние, или воздействие, при посредстве глаз на других наблюдается у многих знаменитых людей. Известно, что у Петра Великого были гениаль­ные, «прядающие» глаза. У великого князя Иоанна Третьего были такие проницательные, «магнетические» глаза, что робкие, нервные женщины, по свидетель­ству Карамзина, падали в обморок при взгляде на них государя. Император Николай Первый тоже имел пронзительные, «острые» глаза. Многие лица трепетали пред жгучим, «магическим» взором приснопамятного святителя Московского Филарета.

Подобная являемость усматривается в нашей эпи­ческой поэзии и вообще в разных родственных между собою арийских языках: «отверзлись (у пророка) вещия зеницы, как у испуганной орлицы» (Пуш­кин). Имя древне – русского князя «Димитрий» сопро­вождается украшающим эпитетом Грозные – очи. В скандинавской мифологии, в Эдде, встречается выражение: «Sigurdr ormr I anga» = 3игурд с змием в очах. То же воззрение лежит в основе гре­ческих речений: «δράχων» (одного корня с глаголом δέρχω, δέρχομαι = взирать, смотреть) и οφβαλμòς = глаз (‘όφεως + λαμυοζ = жилище змия 29 ).

Нравственно испорченной природе человека есте­ственно отражаться в глазах: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь. ( Мф. 7: 3 – 5 ); «С тех пор, как Вечный Судия мне дал всеведенье про­рока, в очах людей читаю я страницы злобы и порока» (Лермонтов). Значит, истинно вековечное мудрое изречение: «Глаза (sive лицо) есть зеркало души». Нечистая и сожженная совесть у людей ха­рактеризуется нередко дико блуждающими или не прямо смотрящими в лицо очами, или же так назы­ваемыми «кровавыми мальчиками». Адам и Ева, пре­ступившие заповедь Творца своего и мучимые укоряющею совестью, не могли более лицезреть Господа Бога, убоялись и скрылись от лица Его между де­ревьями рая ( Быт. 3: 6, 8 ). «Как молотком стучит в ушах упреком, – Борис Годунов,– и все тошнит и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах» (Пушкин). После всего сказанного касательно «глаз» сами собою становятся понятными слова молитвы о жене-родильнице: «со­блюди ю. ей Господи, от ревности и зависти, и от очес призора». Здесь изобра­жается исконное поверье и некую таинственную для людей силу глаз.

На северо-западе праздник Сретения известен под именем громниц, от обычая в этот день освящать в церкви свечи, называемые громницами, которые, будто бы, имеют силу против грома, молнии, проливного дождя и града, низводимых ча­родеями или волшебницами. Эти свечи дают и уми­рающим для поражения и отогнания сатаны. Просто­людины этими свечами в день Сретения обжигают друг другу крестообразно на голове волосы в пре­дупреждение и излечение головной боли. Все эти воз­зрения на значение Сретенских свечей достаточно говорят против обычая освящения их в церкви.

В виду приведенных заблуждений и суеверий простого народа касательно великого дванадесятого праздника «Сретения Господня», не мешает кому следует обратить особенное внимание на заблуждаю­щихся пасомых и не только устною проповедью, но и кратким печатным словом укрепить в умах и сердцах простого народа истинное понятие о на­званном празднике.

История второго Иерусалимснаго храма от его основания и до последних дней

Перенесемся мысленно к тому второму храму Ие­русалимскому, в который впервые внесен был со­рокадневный Богомладенец Иисус и посмотрим, что представлял собою храм в то время, когда праведный Симеон встретил Господа, и что нахо­дится в настоящее время на месте древнейшего еврейского святилища.

В то время, когда родился и жил на земле Господь Иисус Христос, в Иерусалиме стоял об­ширный великолепный так называемый второй Иерусалимский храм, построенный Заровавелем, после возвращения евреев из плена Вавилонского, на месте прежнего, разрушенного Навуходоносором, храма Соломонова. По сведениям, сохранившимся в книгах Ездры и Неемии, а также в повествованиях книг Маккавейских и в замечаниях Гетакея, приводимых Иосифом Фланием в его сочинении, храм Заровавеля построен, как выше было за­мечено, на месте Соломонова храма, потому же плану, но в меньших размерах. Определенный стиль но­воустроенному храму вавилонские пленники заимствовали частью из воспоминаний о Соломоновом храме, частью из сохранившихся до них значительных его развалин. Хотя и значительно по объему умень­шен был храм Заровавеля, но имел два двора, внешний и внутренний, с притворами, хранилищами богослужебных принадлежностей и помещениями от­дельных лиц, имевших отношение к храму. Уже Неемия упоминает здесь помещение первосвящен­ника Елияшива; помещение Товии, внука первосвященника, его жены и детей, переделанные из кладовых. Эти помещения главным образом были во внеш­нем дворе, особенно у ворот с притворами, охра­нявшимися по древнему обычаю левитами. Ворота, как и в Соломоновом храме, были на всех четы­рех сторонах.

Во внутреннем дворе стоял жертвенник, по­строенный, согласно с законом Моисея, из нетеса­ных белых камней в виде четырехугольника 20 локтей длины и ширины и 12 локтей высоты. Сам храм был построен, как и Соломонов, из боль­ших камней и дерева; камни были те же самые, которые входили и в стены Соломонова храма, а дерево, сгоревшее при пожаре храма, во время его разрушения, было заменено новым. В первом от­делении храма, подобно как и в скинии Моисея, находился, по свидетельству Гетакея, один жертвен­ник каждений и один светильник, а по свидетель­ству 1 Макк, жертвенник фимиамов, светильник и трапеза хлебов. Но существенное отличие храма Заровавеля от Соломонова и далее от скинии Мои­сея представляло внутреннее отделение храма. Хотя, по древнему образцу, место, соответствовавшее святому святых, и здесь было отделено завесою, как завесою же закрывался и вход в первое отделение храма, но бывших некогда здесь священных при­надлежностей – ковчега с очистилищем и херувимами, теперь здесь не было. Таким образом, ковчег завета был только один для всего ветхозаветного периода, и его потеря, во время вавилонского плена, не могла быть вознаграждена другим ковчегом. Утвердилось верование, что ковчег завета вместе, с другими остатками скинии Моисеевой, хранившимися при хра­ме Соломоновом, во время разрушения Иерусалима, по повелению Божию, был сокрыт пророком Иере­миею в некоторой ближайшей пещере, где он должен был оставаться в неизвестности до последних времен; так как, по этому верованию, ковчег Мои­сеев не переставал невидимо присутствовать среди народа, то какому либо новому ковчегу не было места. Святое Святых после пленного храма было совер­шенно пусто; на том месте, где некогда стояли херувимы и ковчег завета, виднелся ничем не покры­тый простой камень. Указывая на этот камень, свя­щенники говорили: «там, под скалою, глубоко, в земле, есть пещера, а в пещере стоит сокрытый от человеческих взоров ковчег завета». Во вся­ком случае, тяжелая картина пустоты Святаго Свя­тых давала знать имеющим очи видеть, что второй Иерусалимский храм был святилищем осиротелым, что народ Иудейский, хотя и возвращенный из плена, не возвратил всего прежнего благоволения Иеговы. Известно, что начатый постройкою в 534 году, храм Заровавеля, после многих препятствий к постройке, был, наконец, окончен в шестом году Дария Гистаспа в месяце Адаре, в третий день месяца (516 г. до Р. X.).

Так как храму Заронавеля много не доста­вало в сравнении с Соломоновым храмом, то и после его постройки продолжались в нем разные дополнительные работы, по образцу того же храма Соломонова. Особенно большие работы были произве­дены первосвященником Симоном праведным. Во время Симона дворы храма сравнялись с простран­ством дворов первого храма во всех пунктах. Кроме того Симоном были возобновлены некоторые сосуды, не достававшие второму храму. Им было сде­лано медное море по образцу Соломонова, место кото­рого до селе заменял большой каменный сосуд для воды или далее одно из водохранилищ по дворе храма. В связи с медным морем стоит исправ­ление Симоном водопровода, имевшего значение для храма. По всей вероятности, Симоном были сде­ланы и золотые венцы и другие золотые украшения, бывшие в притворе храма. В описании Соломонова храма венцов мы не встречали. Вероятно они были сделаны теперь.

Далее следует целый ряд опустошений Иерусалимскаго храма и затем его исправлений, при чем каждый раз прибавляется нечто новое в видах укрепления и украшения храма. В одно из таких исправлений храма получил происхождение особенный праздник: «обновление храма». Самое большое опустошение в храме было произведено Антиохом Епифаном; все сокровища и сосуды храма были в то время похищены, а самый храм осквернен идолослужением, на большом каменном жертвеннике Заровавеля был поставлен малый жертвенник Юпитера Олимпийского.

Восстановление храма последовало при Иуде Мак­кавее. Он построил новый жертвенник всесож­жений из новых камней, а камни жертвенника, оскверненного Антиохом, разобрал и сложил в особом месте во дворе храма, где они оставались во все время существования храма. Затем были сде­ланы Иудою остальные священные сосуды; фронт храма опять был украшен золотыми венками, к которым прибавлены еще щиты, как символ переживаемого беспокойного времени. Приведен был также в порядок и внешний двор, и окружающие его стены, пострадавшие в разных местах, были снова исправлены и возвышены. Затем стены внеш­него двора снова были повреждены Антиохом V Евпатором и опять восстановлены Ионафаном Маккавеем, и особенно Симоном Маккавеем. Нако­нец, при завоевании храма Иродом великим была сожжена западная галерея внешнего двора и храм осквернился кровопролитием. Но Ирод, чтобы из­гладить свои проступки и желая угодить евреям, капитально перестроил храм Заровавеля, велико­лепно украсил его, употреблявши на постройку самые лучшие строительные материалы и громадные камни в сорок локтей длины. Об этих то кам­нях и сказал Господь ученикам, обращая взор Свой к Иерусалиму, что настанет время, когда от этой колоссальной постройки не останется камня на камне.

Таким образом первым побуждением к пере­делке храма для Ирода было желание исправить те повреждения, какие он сам сделал на святом месте, и которых не могли ему простить не только ближайшие служители храма, но и весь народ. Но это естественное побуждение реставрировать храм, в планах Ирода слилось с другими честолюби­выми побуждениями – создать себе в истории славу Соломона, строителя храма, наложить на храм пе­чать своего вкуса, и чрез реставрацию храма высту­пить в глазах народа исполнителем пророчества Агея о имеющем открыться величии второго храма, понятом Иродом в смысле внешнего великолепия.

Не будем детально касаться внешнего пере­устройства Иродом храма: поднятия его стен в высоту, устройства его крыши и дворов, так как подробное описание займет слишком много времени и места в описываемом нами событии. Заметим только, что реставрированный Иродом храм принял вид большого великолепия, сравнительно с прежним храмом, а величина дворов и объем самого храма достигли в полном составе площади Соломоновского храма. Что же касается внутренней отделки храма, то предание указывает, кроме принадлежностей богослужения и сосудов, только отдель­ные украшения, которые были развешены здесь, не зависимо от архитектурной отделки храма.

Внутри притвора богослужебным законом не предписывалось содержать какие-нибудь богослужеб­ные сосуды. Но в период Иродова храма здесь находим два мраморных стола; один по правую, дру­гой по левую руку. По позднейшему преданию здесь, в притворе, еще висел меч, сделанный из таланта золота с надписью: «дерзнувший взойти сюда иностранец да будет казнен смертью». Из при­твора в залу святого вела, так называемая «вели­кая дверь». Название «великой двери» дано ей только для отличия от находившейся рядом с нею малой боковой двери.

Не смотря на свое сложное устройство «великая дверь» храма закрывалась еще снаружи богатейшею завесью, висевшею на золотом пруте и состоявшею из четырех цветов завесы скинии с новыми изо­бражениями небесных звезд; Иосиф Флавий назы­ваете выделку этой завесы вавилонскою. Некоторые исследователи относят к внешней завесе храма, а не к завесе святаго святых Евангельское свиде­тельство о завесе, раздравшейся на двое сверху до низу в час смерти Иисуса Христа, на том основа­нии, что чудесные явления этого часа совершились на глазах всех, а между тем раздрание одной вну­тренней завесы пред святым святых не было бы заметно народу и было бы чудом для одних свя­щенников.

Об украшении самого помещения храма Иосиф Флавий делает только общее замечание, что Тит, осмотрев его, нашел, что оно превосходит все описания; но в чем состояло его великолепие Иосиф не показывает. Резные изображения херувимов на сте­нах были разве только на некоторых выдающихся пунктах, потому что вся внутренность храма белилась перед Пасхою. Следовательно и золотой обкладки, какую имели стены Соломонова храма, здесь не было. Среди храма висела большая виноградная кисть из золота. Что касается богослужебных принадлежностей средней части храма, то стол и светильник, увеличенные в числе Соломоном, теперь снова были сокращены до того минимума, который был назначен Моисеем для скинии; они стояли на 26-м локте от входа, один по правую, другой но левую сторону храма. Замечательно, что жертвенника каждений римские по­бедители, ворвавшиеся во храм, не нашли. По крайней мере в числе трофеев, взятых Титом из Иеру­салимского храма, упоминается только светильник и стол предложений. И на арке Тита в Риме нет жертвенника каждений. Нужно думать, что он, как наиболее драгоценный сосуд, был сокрыт священ­никами где-нибудь в подземельях храма во время осады Иерусалима. Но важнейшим трофеем, взятым из Иерусалимского храма, Тит считал свиток Иудейского закона. Внутреннее отделение храма или святое святых не получило никаких украшений и в храме Ирода было совершенно пусто. Если по преданию здесь были херувимы, то не херувимы, осе­нявшие ковчег, а вероятно резные изображения на стенах, сделанные по примеру Соломонова храма, так как ковчега завета здесь не было.

Начавшийся постройкою в 18 году царствования Ирода, храм строился полтора года в своем глав­ном корпусе, отделка же дворов продолжалась 8 л. Таким образом торжественное освящение храма нужно полагать зимою 12-го года до Р. Христова. Но объявленное официально окончание постройки храма не было полным окончанием. Некоторые работы про­должались в нем еще очень долго, до прокуратора Альбина, 62 или 64 года по Р. X. В этот то реставрированный Иродом второй храм Иерусалимский и внесен был сорокадневный Богомладенец Иисус, где принял Его на руки свои праведный, маститый старец Симеон, получивший от этого название Бо­гоприимца. Проследим кратко дальнейшую историю второго храма Иерусалимского до его окончательного разрушения и посмотрим на площадь бывшего храма в настоящее время.

Площадь храма с её постройками в настоящее время

Не долго суждено было стоять ветхозаветному храму по его обновлении Иродом. В 70 году по Р. X. ис­полнилось над ним пророчество Иисуса Христа. Тридцатого апреля Тит, уже владевший так назы­ваемою третью и второю стеною Иерусалима, обратил свои усилия против храма и прежде всего против башни Антония, столь ненавистной иудеям прежде, но теперь представлявшей последний оплот спасения. Сильные наступательные движения римлян были сначала успешно отражены евреями; но чрез два месяца, 23-го июня, крепость Антония была уже в руках римлян. Впрочем внешний двор храма вме­сте с этим не перешел еще во власть римлян, и только 15 и 16 июля римляне с большими поте­рями овладевают западною и северною частью внеш­него двора. Теперь осажденные заключились во внут­реннем дворе храма. Двадцать первого августа рим­ские стенобитные машины были придвинуты к север­ной стороне, внутреннего двора и после шестидневной работы не принесли ни какого вреда стене и воротам. Но 3-го сентября один римский воин, подня­тый своими товарищами, успел незаметно для заклю­ченных вбросить в высокое окно одной из камер двора горящую головню, которая скоро зажгла камеру, а затем и всю окружность внутреннего двора. Среди произошедшего при этом между осажденными смятения, римляне проникли в последнее убежище Иудеев и, не смотря на желание Тита сохранить храм, сожгли его, как говорить Иосиф Флавий, в тот самый день, в который первый храм был сожжен вавилонянами.

От разрушения Иерусалима Титом до императора Адриана ветхозаветный храм был грудою развалин, в которой однако ж ясно можно еще было отличить значительную часть каменных стен корпуса храма, дворовых камер и наружной стены. Сюда заходили для сетования и молитв иудейские книжники. Первое свидетельство о так называемом плаче евреев на развалинах храма, продолжающемся до ныне, нахо­дим у Иосифа Флавия, который говорит о некоторых старцах, сидевших на пепелище храма и оплаки­вавших его участь.

Император Адриан, который, изгнав из Иеру­салима всех без исключения иудеев и запретив им под страхом смерти приближаться к городу и храму, основал здесь римскую колонию Элия Капи­толина, а развалины храма Иеговы переделал в храм Юпитера Капитолийского.

С воцарением императора Константина Великого, храм Юпитера в Иерусалиме был разрушен, и опять площадь храма обратилась в огромное поле развалин. И только чрез вековое безмолвие, царство­вавшее на площади разрушенного ветхозаветного храма при императоре – богоотступнике Юлиане было приступлено к возобновлению древнейшего храма. По распоряжению Юлиана было собрано много пожертвований от иудейских общин для постройки святилища по его древнему плану. Но едва было приступлено к закладке оснований, как страшное землетрясение, соединенное с извержением пламени из древних катакомб храма, навело такой ужас на работников храма, что уполномоченный по постройке, Алипий, при­нужден был оставить свое предприятие в самом начале. Явление было понятно всеми, не только христианами, но и язычниками и иудеями, как выражение небесного гнева, так как Иисус Христос предска­зал бывшему храму всегдашнее разрушение.

В VII в. по завоевании св. града Калифом Ома­ром, арабы магометане связали это место с именем Магомета и, сделав его своим третьим, после Мекки и Медины, святилищем, воспретили вход христианам под страхом смертной казни. Только в прошлом столетии после посещения площади храма Соломонова великим князем Константином Николаевичем доступ туда христианам был открыт. Вся обширная площадь до 1½ версты в окружности, вымощена ши­рокими каменными плитами и обнесена с восточной стороны древнею стеною, а с остальных сторон разными частными домами.. В восточной стене нахо­дятся, ныне заложенные, золотые ворота, стоящие, по преданию, на месте тех врат, чрез которые Спа­ситель торжественно вступил в Иерусалим пред своими крестными страданиями. По средине площади возвышается восьмиугольная, великолепно разукрашен­ная снаружи и внутри, мечеть Скалы или Омара с огромным куполом. Это и есть центр мусульманских святилищ, занявших площадь ветхозаветного храма, называемого у местных арабов Куббет ес – Сахра, т. е. купол скалы, а у еврейских писателей «мечеть Омара» Внутри мечети, посредине находится природная скала, на которой, по преданию, стоял жертвенник пред «святое святых» еврейского храма. Между арабскими надписями, входящими в состав украшений мечети, нельзя не указать надписи, опре­деляющей время построения мечети, решающей все новейшие споры о национальности и религии ее строи­телей: «во имя Бога милостивого и Милосердного! Раб Божий, Обдалла Имам ель – Мамун, повелитель всех верующих построил храм сей в 72 году Гиджары (691 году по Р. Хр.).

Впечатление паломника

Приведенные нами сведения о втором Иерусалим­ском храме, его запустении и окончательном упразднении восполним впечатлениями паломника, посетив­шего площадь древнего храма и находящиеся на ней постройки в настоящее время.

В воскресение, 19 Марта, в конторе русских построек в Иерусалиме объявили подписку желающим посетить «Святое святых», на месте которого теперь находится мечеть Омара и огражденный двор при ней. Для наших паломников, конечно, не инте­ресны мусульманские мечети, но им дорого то место, где стоял священный храм Соломонов, а главное где находилось «Святое святых», в которое имел доступ только один раз в год первосвященник. Сколько я мог заметить русский богомолец постольку чтит библейские места, поскольку они связаны с новозаветными событиями; так, при воспоминании храма Соломонова, они не говорят о том, что в нем стоял Ковчег завета, что в нем являлась «Слава Господня» и друг. Нет, они приурочивают к «Святому Святых» главным образом священное придание о вхождении в него Божией Матери.

Желающих посетить это святое место оказалось не мало. Каждый должен был предварительно вне­сти в контору Палестинского общества небольшую плату, потому что заведывающие мечетью Омара пу­скали в нее христиан только за деньги. После посе­щения Гроба Господня меня особенно сильно тянуло увидеть, место храма Соломонова, в доподлинности которого не может быть никакого сомнения. Я тоже записался в конторе и мне выдали, как и всем билетик для свободного прохода в мечеть Омара. По числу этих билетиков Палестинское общество платило туркам договоренную плату. После обеда объявлено было, чтобы все, записавшиеся на осмотр «Святаго Святых», собирались к персиковому дереву на дворе Палестинского Общества. Это персиковое дерево очень красивое, тенистое и раскидистое, всегда привлекает к себе массу паломников для отдыха и бесед. Здесь происходит перепродажа вещей паломников, здесь можно услышать пророческую заповедь о кончине мира, здесь же собираются и караваны богомольцев. Когда собралась толпа при­близительно сотни в две паломников, черногорец – кавас (турецкий жандарм) повел ее через весь го­род, мимо храма Воскресения к мечети Омара. Часть дороги проходила по так называемому «Страст­ному пути» и в настоящее время к нему применимо название «страстный», потому что до сих пор нельзя пройти по нем спокойно, без содрогания при виде такого множества слепых, прокаженных, увечных и вообще страдающих от разных болез­ней людей. Все они шпалерами вытянулись вдоль улицы и отчаянно вопят о милостыне – «Я слабу! Я слабу»! (т. е. я слепой!); чаще всего слышится среди общего шума просьба. Но если вы остановитесь и окажете внимание одному убогому человеку, как мигом окружит вас толпа нищих с протяну­тыми руками. Перед стеною обширного двора Омаро­вой мечети произошла задержка. Посылали извеще­ние о паломниках магометанским властям. Тут я заметил горбатенького грека-монаха, который присое­динился к нам в качестве проводника и истолкова­теля святых мест. Я уже имел случай послушать его беседы. Он изъясняется довольно свободно по-русски и приобрел большую сноровку в обращении с нашими паломниками. Прежде чем начать объяснение, он не мало потратил слов на приглашение к тишине. Ему, как видно, надоело ждать перед воротами и он, энергично поговорив с кавасом и с турецкими солдатами, смело двинулся вперед, а за ним вошла во двор вся толпа. Это чисто восточ­ный прием с разными задержками и препятствиями, сколько я мог заметить в своем путешествии по городам Сирии и Палестины.

Кстати о подземелье. Что бы выровнять вершину горы Мориа, на которой предназначался двор для храма, Соломон покрыл это место гигантскими сооружениями, состоящими из множества сводов, а уж поверх их была выровнена на пространстве около двенадцати десятин красивая площадь, извест­ная в настоящее время под названием Харам – Эш – Шериф, т. е. благородное святилище. Подземные своды хорошо сохранились до сих пор и образуют огромное решительно ничем не занятое помещение. Во времена крестоносцев здесь содержались их лоша­ди. Смотря на эти колоссальные каменные сооружения, простоявшие около трех тысяч лет и выдержавшие вероятно не одно землетрясение, невольно вспоми­наешь предсказания пророков об «останке Израиле» ( Ис. 10; 20: 22 ). В нынешнее время, говорит апо­стол Павел, по избранию благодати сохранился остаток. И к этому остатку, к этому корню дерева прививались другие народы, другие религии. Так и на сводах Соломоновых по разрушении еврейского храма Иеговы, стояли и языческие храмы (юпитера Капитолийского при императоре Адриане) и магоме­танские (при эмире и его преемниках), и христианские (по времена крестоносцев); от христианских хра­мов на площади Харам – Эш – Шериф осталась, полагают, Юстиниановская базилика, превращенная маго­метанами в мечеть. Она известна здесь под назва­нием Эль-акса («удаленная»).

Проводник – грек подвел нас к двум рядом стоящим колоннам и рассказывал, что они слу­жили для испытания греховности людей. Грешный человек, не мог пройти между ними. Но с тех пор, как один неудачник застрял между колон­нами, приказано было загородить проход металли­ческими прутьями.

Служба 1-го янв., Великая веч. стих. на Господи воз. 3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *