ряд арок на фасаде здания

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияБаля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияБалюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияПиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияКапите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияАба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияАтла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияРустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияКариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияАнтаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияБарелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияГорелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияФронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияПилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияПортик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияКолоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияСандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияФилёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияКартуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияМолдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияКронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияЦо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияАрхивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияПортал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияАркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияЭ́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде зданияКаннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Источник

Как читать фасады домов

Архитектурно-историческая шпаргалка

О — Облом. Оконница

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Обломы (мулюры, профили) — архитектурные элементы, расположенные по горизонтали на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах, базах колонн для усиления декора. Иногда обломы размещают также по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (на архивольтах арок) или ломаной линии (обрамления порталов, окон).

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Оконница — оконный переплет, в который вставляют куски слюды или стекла, связанные свинцовыми скрепами (например, в виде металлической решетки). Боковая поверхность оконного проема называется откос, щека или плечики. При этом щеками называют параллельные откосы бойниц или узких окон. А плечиками — трапециевидные откосы, расходящиеся внутри помещения (в такое окно можно просунуть только голову, хотя в проеме стены поместятся и плечи). Обычно оконный или дверной проем обрамляет наличник в виде накладных фигурных планок. Функционально он прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Обычно окна имеют прямоугольную форму. Но, например, в готических и романских постройках нередко делают круглое окно с каменным переплетом в виде радиальных лучей, исходящих из центрального кружка (роза). А в эпоху барокко появились овальные окна — «бычий глаз». Двойное окно с колонкой посередине и двумя арочками наверху, объединенными одной общей аркой или треугольным фронтоном называется венецианским. А арочное окно, разделенное вертикальными перемычками на три части — итальянским.

Нередко можно увидеть мансардное окно в скате крыши или куполе (люкарну). Его рама обычно стоит в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает ее. Люкарну используют не только для освещения, но и как часть декора.

А в утилитарный целях к домам пристраивают неотапливаемое застекленное с 2-3 сторон помещение — веранду. В отличие от террасы, веранда всегда остеклена.

П — Портик

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Портик — ряд колонн перед фасадом здания под одним антаблементом и фронтоном (или только антаблементом). Открытый с одной стороны, с противоположной стороны портик ограничен стеной. Обычно портик объединяет 2 (дистиль), 4 (терастиль), 6 (гексастиль) или 8 (окстастиль) колонн. Нередко за портиком скрывается портал — архитектурно оформленный вход в здание.

Р — Ризалит

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Ризалит — выступающая часть здания, идущая во всю его высоту. Ризалиты обычно расположены симметрично по отношению к центральной оси здания.

С — Свод. Сень

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Свод — перекрытие, опирающееся на стены или точечные опоры. Нижнюю часть свода называют пятой свода. Очень долго строительство куполов (перекрытия в виде полусферы) было сложной задачей. Но с изобретением парусов (тромпов) она стала решаемой. Паруса обеспечивают переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Они имеют форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок.

Внутри свод может быть украшен плафоном (произведением монументально-декоративной живописи или скульптуры) или кессонами (квадратными или многоугольными декоративными углублениями).

Снаружи свод покрывает кровля. Скаты (наклонные поверхности) кровли встречаются в ендове (месте пересечения), и в зависимости от количества скатов, их формы и угла могут образовывать клинчатую кровлю (остроугольную двухскатную крышу), вальмовую крышу (четырехскатную кровлю с треугольными скатами по торцовым сторонам), шатер или палатку (четырехгранную, восьмигранную или многогранную пирамиду), бочку (кровлю с плавными криволинейными скатами и расширением в нижней части) или крещатую бочку, образуемую двумя взаимно пересекающимися бочками.

Для защиты нижележащих стен от осадков делают капельники (специально загнутые края кровли) и полицы на шатровых крышах (вынос кровли).

В крыше могут быть устроены окна (слухи), но чаще на чердаке устраивают жилое помещение — мансарду. Двухскатная крыша мансарды состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. И сейчас его именем называют любое чердачное помещение.

Конечно, крыши зданий украшают. Чаще всего с помощью антефикса (украшения у карниза в виде гирлянд из стилизованных пальмовых листьев или плитки с рельефом) и пандатива (скульптурного украшения на вершине свода).

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Сень (балдахин) — богато украшенный навес на поддерживающих столбах. Над окнами обычно делают декоративные валики — бровки или полки. Они также служат для отвода воды. А полка над дверью называется лобик. При этом перемычка дверного проема может оставаться арочной.

Источник

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Происхождение, история, физические свойства и виды арок.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Арка – одна из древнейших архитектурных форм, на заре цивилизации она не была просто перекрытием, она несла в себе ритуально-символический смысл. Слово «арка» происходит от латинского «arcus» – дуга, но существует версия, что слово происходит от ивритского «арука», что означает «длинная, тянущаяся». С развитием каменного зодчества, арки приобрели повсеместный характер и стали частью многих типов сооружений. Сегодня арка является популярным декоративным элементом, подчеркивающим изящность и одновременно монументальность объекта, наряду с этим они заняли нишу в промышленном строительстве и стали неотъемлемым элементом многих хозяйственных построек.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Так как же появился столь прекрасный и незаменимый элемент? Откуда человек смог его почерпнуть? Какие схожие конструкции присутствуют в архитектуре и природе? Как развивалась и трансформировалась арка в ходе истории, и какие приобретала значения для человечества? Люди часто забывают о значимости обыденных вещей и редко задумываются о происхождении, на первый взгляд привычного и естественного. Потому-то и стоит периодически освещать простые, знакомые каждому и давно забытые как проблема, вещи и явления.

Изучение арок, как основного элемента храмовой и соборной архитектуры, а так же, и как отдельно стоящего произведения монументальной архитектуры – триумфальной арки, занимает в истории искусств огромное место. Применение арок как пролетов или несущих конструкций имело повсеместный характер уже в начале нашей эры, а оформление арочной конструкцией входа и окон – с 10 по 15 века являлось каноническим и предопределяло становление архитектурных стилей. Возможность распределять нагрузку всего здания на одни лишь арки сыграла роль в становлении и развитии искусства постройки готических соборов, и способствовала появлению в них витража. Особое место арочный пролет занимает в мостострое, ведь именно благодаря этому элементу было создано огромное количество переправ. Сейчас же при помощи арочного принципа можно с легкостью создать покрытия промышленных, сельскохозяйственных и общественных зданий пролетом от 12 до 100м. Это могут быть ангары и складские помещения, спортивные и торговые комплексы, различные кровельные системы. Виды и формы арок, их назначение, а так же сооружение, в которых они применяются, достигли необыкновенного разнообразия и, скорее всего, пришли к кульминационному моменту развития, продолжая свой длинный исторический путь.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Происхождение и природа арок

Как же человек пришел к такой несокрушимой и долговечной конструкции, которую легко соорудить из природных материалов, создав прочную опору для всего сооружения?

Скорее всего, люди заметили эту форму в природе, окружающей человека испокон веков. Арки были всегда на виду у человека – это и вход в пещеру, и грот, и склоненные друг к другу деревья, и радуга, и полукруг заходящего солнца. В мире встречаются необычные и причудливые природные арки. Они разбросаны по свету и присутствуют на каждом материке. Эти гигантские естественные шедевры вырезаны из твердых скал, под влиянием воды, ветра и солнца.

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Некоторые из них возвышаются на десятки метров над землей, в то время как другие едва сформированы и почти незаметны, но в любом случае их объединяет одно – все эти красивые естественные формирования обладают уникальной формой арки. Примеров таких явлений бесконечное множество, так что придется привести лишь наиболее монументальные и известные арки. Это Лондонская арка на побережье южной Австралии, гора Слоновий хобот, расположенная на побережье реки в южном Китае, утес Персе в Квебеке в восточной Канаде, Дердл-Дор – выступ на северном побережье Великобритании, Лазурное Око на западном побережье мальтийских островов. Радужный мост и Изящная арка находятся в США в штате Юта, где располагается целый национальный парк арок. В парке находится более 2000 природных арок из песчаника, а так же множество других ландшафтных образований. Он имеет площадь 309 кв. км и находится неподалеку от города Моаб. А самой большой на данный момент считается арка, расположенная в Китае, – мост Фей, пролет которой около 120 метров. Подобные, сформированные природой, арки можно встретить и в России: гора Кольцо в окрестностях Кисловодска, грот Дианы в мысе Лермонтова, Арка Стеллера на дальневосточном побережье, скала Золотые ворота близ массива Кара-Даг и др.

У людей первобытного мира арка принимала участие в ритуалах и, скорее, служила символом, в который вложен особый смысл, ведь через нее можно пройти. Например, у некоторых племен центральной Африки существует обряд, согласно которому, что бы мальчик стал мужчиной, он должен на несколько дней отправиться в лес и выжить там. Племя строит из веток арку на окраине леса, юноши, которые должны доказать, что уже готовы повзрослеть, уходят через арку в чащу, а оставшееся в деревне племя, начинает их оплакивать. Когда же те вернуться, то считаются уже зрелыми и готовыми к жизни мужчинами. Так же, пигмеи верят в существование бога радуги и, когда она, наконец, появляется, они, выражая желание общаться с ним, берут лук и стреляют в радугу. У римлян, где богом ворот и дверей был двуликий Янус, проход через ворота, по сторонам которых находились алтари Януса и Юноны, символизировал переход из одного возраста в другой. Значение ворот в религии Древнего Рима не ограничивалось обрядом юношеской инициации, но также было своеобразным способом очищения от зла. Арка была символом небосвода, у греков она обозначала Зевса, у римлян – Юпитера, а 35 арок символизировали дорогу жизни. Арки участвовали и в ритуале чествования и освящения победы. Триумфальные арки в конце концов наводнили всю Италию. Они были символом, увековечивающим победы. Однопролетные, глубокие, массивные арки на Руси были городскими воротами, защищающими от врагов, но в мирное время служили точкой отправления ритуальных шествий, так например, у главных ворот встречали масленицу и поедали блины. Дуга была и обтекаемым, динамичным элементом, присутствуя в конской упряжке. Важным является присутствие арки в обряде кумования на троицу. По обычаю, нужно сплести верхушки двух молодых, стоящих рядом берез, и, пройдя через получившуюся арку, обняться и поцеловаться – покумоваться. После этого девушки становились неразлучными подругами, и их не должны были посещать ссоры. Таким образом, арка, как символ, элемент быта, инструмент обрядов присутствует у различных народов и цивилизаций и играет важную роль в их жизни и культуре.

Физические свойства

Распределение сил

Суть работы арки можно представить на следующем простом примере: любая прямолинейная балка под воздействием нагрузки будет прогибаться. Происходит это потому, что под действием нагрузки в поперечных сечениях балки возникают продольные сжимающие и растягивающие напряжения. При этом в верхней части сечения действуют сжимающие напряжения, а в нижней части – растягивающие напряжения. Под действием этих напряжений верхняя часть балки сжимается, а нижняя – растягивается. В итоге, после прогиба балки, получается как бы перевернутая арка. Но если взять балку, уже имеющую некоторую кривизну оси, относительно большую по сравнению с пролетом, и перевернуть ее, то мы получим нечто, напоминающее арку. Такая теория касается арок, выполненных из цельного пласта материала. Совершенно другая идея лежит в основе арок, собранных из отдельных элементов, чаще всего, каменных. Сегменты выточены в виде усеченных клиньев, так что, опираясь друг на друга, они последовательно предают нагрузку, идущую сверху, соседнему сегменту, пока та вся не перейдет в опоры. Так что, если материал арки и опор имеет соответствующую прочность, то при повышении нагрузки арка лишь становится плотнее и крепче, это увеличивает срок ее службы и улучшает устойчивость.

Расчет арок

Расчет арок производится по правилам строительной механики. Начинают с замера и учета всех нагрузок, таких как масса самой арки, снеговая и ветровая нагрузки, а также прочие нагрузки, связанные с использованием помещения. После чего можно переходить к расчетам, которые выполняются в следующем порядке:

геометрический расчет арки;
статический расчет;
подбор сечений и проверка напряжений;
расчет узлов арки.

Нагрузки

Приходится учитывать, что нагрузки, действующие на арку, могут распространяться равномерно, на всю площадь поверхности, а могут быть сосредоточенны в отдельных местах. Например, точно постоянной и равномерной нагрузкой можно считать давление от массы покрытия и самой арки. К ним чаще всего добавляют условно полученный запас прочности, равномерно распределенной по длине пролета. Для определения массы арки используют коэффициенты собственной массы kсв = 2…4, который зависит от массы покрытия gn, снега p, других нагрузок и присутствует в выражении

ряд арок на фасаде здания. Смотреть фото ряд арок на фасаде здания. Смотреть картинку ряд арок на фасаде здания. Картинка про ряд арок на фасаде здания. Фото ряд арок на фасаде здания

Снеговую нагрузку р так же условно считают равномерно распределенной по длине пролета покрытия и определяют по нормам нагрузок и воздействий. Стрельчатые арки в этом случае принимают за треугольные, а для сегментных арок вводят определенные коэффициенты. Ветровую нагрузку q и считают приложенной нормально к поверхности покрытия и определяют так же по нормам нагрузок и воздействий. При этом для упрощения расчета криволинейные эпюры этой нагрузки можно заменять прямолинейными, а стрельчатые так же заменяют треугольными. Сосредоточенные, временные нагрузки Р включают в себя массу подвесного оборудования, или оборудования, находящегося на покровах пролета, и временных нагрузок на нем.

Геометрический расчет арки

Он заключается в определении всех размеров, углов и их тригонометрических функций полуарки, необходимых для дальнейших расчетов. Исходными данными при этом являются пролет l, высота f, а в стрельчатых арках также радиус полуарки r или ее высота f.

Статический расчет

Если рассматривать трехшарнирную арку, то опорные реакции состоят из вертикальных и горизонтальных составляющих. Причем вертикальные реакции определяют так же, как в свободно опертой балке, из условия равенства нулю моментов в опорных шарнирах. Горизонтальные реакции, которые называют распором, определяют из условия равенства моментов нулю в коньковом шарнире. Продольные и поперечные силы можно определять только в сечениях у шарниров, где они достигают максимальных величин, что необходимо для расчетов узлов. Полученные результаты сводят в таблицу усилий, по которой затем определяют максимальные расчетные усилия при основных наиболее не выгодных сочетаниях нагрузок.

Подбор сечений и проверка напряжений производятся по максимальным значениям расчетных усилий. При этом ветровые нагрузки учитываются только в тех случаях, если ветер более чем на 20% увеличивает расчетные усилия. Так же производится ряд проверок, на прочность, устойчивость к деформациям.

После глобальных расчетов выполняется анализ узлов арки, как опорных, так и замковых, если они есть. Производится проверка узла на смятие и устойчивость к горизонтальным нагрузкам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *