какие действия ребенка запрещаются или поощряются

Какие действия ребенка запрещаются или поощряются

Воспитание процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он немного сложней, чем процесс обучения. Успех дела во много зависит от того, какие взаимоотношения сложились в семье между ребенком и детьми.

Каждый, кто воспитывает ребенка, знает, что с помощью поощрения можно научить малыша осмыслить и оценить свой поступок, помочь ему отличить хорошее от дурного. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к поощрениям.

Поощрение – один из методов корректировки детского поведения, поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление.

Но применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры. Если ребенка хвалят за каждый поступок, то этот метод воспитания теряет свой смысл и силу. Особенно снижает воспитательный эффект этого метода незаслуженное одобрение. Вместе с тем выразительный жест, улыбка, доброе слово, высказанное вовремя, к месту и умело, все это сильнее средства морального воздействия на ребенка: медлительный старается стать проворным, шалунишка – оправдать доброе мнение о себе.

Главное поощрять ребенка необходимо за действительные успехи в поведении, в учебе, в выполнение трудовых дел.

Наказание – сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Если наказание помогает малышу осознать свою вину и не унижает его человеческого достоинства, а наоборот, поднимает чувство ответственности за свои действия, то в этом случае оно педагогически оправдано и допустимо.

Какие же наказания педагогически допустимы?

Но в практике семейного наказания некоторые родители используют и такие методы, которые наносят серьезный урон становлению детской психики.

Во – первых, нельзя наказывать детей трудом, следствием которого является возникновение у ребят отрицательного отношения к труду.

Во – вторых, недопустимо использовать запугивание и угрозы: «Отдам Бабе-Яге», «Выброшу на улицу».

В – третьих, недопустимы все виды телесных наказаний, вплоть до самых мягких шлепков и «ласковых подзатыльников».

Вред физических наказаний, прежде всего в том, что применение их ведет к перевозбуждению нервной системы, калечит ребенка духовно, превращает его в озлобленного и апатичного человек, порождает в детях страх, трусость, лживость.

Детские шалости разнообразны. Их можно разделить на 4 группы:

Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания – уважения к личности ребенка в состоянии с разумной требовательностью к нему. В воспитании не должно быть места необдуманным запретам.

Источник

Использование методов поощрения и наказания

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

Единого подхода в воспитании детей нет и быть не может. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

Пытаясь воздействовать на “трудного” ребенка, родители используют и метод поощрения, и метод наказания. При этом некоторые родители пытаются чрезмерно захваливать, задаривать своего ребенка, а другие решают прибегнуть к самому легкому и эффективному, на их взгляд, методу воспитания – наказанию, применяя при этом и физические наказания. Но на практике ни один из этих методов не дает положительного результата.

К сожалению, родители забывают, что физические наказания пагубно влияют на процесс формирования личности ребенка. Ремень и тумак убивают чувствительность и отзывчивость в детском сердце. Периодически наказывая ребенка физически, родители рискуют сформировать из него боязливого, инфантильного человека, который будет считать себя отверженным, либо жестокого человека, желающего всем отомстить.

Постоянные наказания, переходящие в норму семейного воспитания, усугубляют взаимоотношения между взрослым и ребенком и не приводят к желаемым результатам. К сожалению, родители забывают, что существует еще один метод воспитания – поощрение, который дает более эффективные результаты при правильном его применении.

В Российской Педагогической Энциклопедии сказано: “В воспитании поощрение – это метод, стимулирующий развитие ребенка. В практике поощрение дает гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и другое. Оно осуществляется в различных словесных формах (благодарность, признательность, одобрение, похвала) наградах, подарках, в зависимости от возраста ребенка, его интересов, склонностей, целей воспитания и конкретной ситуации”. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм.

Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия родителям необходимо соблюдать некоторые принципы (на которые Ваше внимание будет обращено чуть позже) и индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

В раннем детском возрасте можно обойтись без наказаний вообще. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации.

Применяя методы поощрения и наказания, родители должны учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Здесь имеет значение все: особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое.

Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как коррекционный метод, предлагают нам следующие принципы его использования:

Источник

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании

какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Смотреть фото какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Смотреть картинку какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Картинка про какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Фото какие действия ребенка запрещаются или поощряются Гаяне Гукасян
Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании

Статья на тему:

Меры воздействия (поощрения и наказания) в семейном воспитании.

«В воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство

меры» А. С. Макаренко

Цель: определить правила применения воспитательных приемов «наказание» и «поощрение»

Вопрос о наказании детей волнует многих родителей. В сложном деле воспитания не всегда всё идёт гладко. Иногда ребёнок ведёт себя так, что на него не действует обычная просьба что-либо выполнить или, наоборот, прекратить неправильные поступки, отказаться от чего-нибудь и т. д. Встречаются в поведении детей грубость, непослушание, ложь, леность (примеры на уч-ся своего коллектива без перехода на личности). Самое тяжёлое, когда эти проявления принимают затяжной характер, укореняются. Недопустимую ошибку делают те родители, которые в таких случаях применяют физические наказания.

Следует подчеркнуть, что грубые, эгоистичные дети чаще всего вырастают именно в тех семьях, где ребят бьют с ранних лет. Бить ребёнка нельзя. Выдающийся педагог А. С. Макаренко с полным основанием говорил, что не видел ни одной семьи, где бы физическое наказание приносило пользу. Некоторые родители считают, что физические наказания помогают добиться послушания, пресечь поступки детей, но это мнение глубоко ошибочно, а результат только кажущийся, кратковременный. Не говоря уже о том, что побои унижают детей.Они наносят большой вред их психике: порождают в них трусость, жестокость, хитрость, упрямство, озлобляют детей, делают их безвольными. Тогда, дети отдаляются от родителей. В их отношениях появляется некая отчуждённость. И уже другие пути воздействия на ребёнка становятся малоэффективными. Хочется повлиять на ребёнка словом, но слово не до него не доходит. Не действует на него и совет отца, матери, если ребёнок не раз получал от них побои. И хотелось бы матери приласкать сына или дочь. Но уже как-то и не получается.

Каждый из нас является родителем и каждому неоднократно приходилось сталкиваться с проблемой: как поощрить или наказать, не навредив ребенку?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение ребенка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

Скажите. За что мы поощряем ребенка?

-за домашнюю работу

-за хорошие поступки

-за выполнения поручений

-за то, что похвалил воспитатель ….

Скажите. Как можно поощрить?

-разрешением запретного для этого возраста

Может ли здесь прослеживаться неразумная родительская любовь? К чему она может привести? (если за все хорошие поступки поощрять не только добрым словом)

Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные

А какой самый надёжный способ поощрения? (доброе слово, одобрение)

Правила поощрения:

2. За одно дело – один раз.

3. Не повторяйся в выборе поощрений.

5. Дарите подарки и учите их принимать.

6. Не хвалите из жалости.

7. Не хвалите из желания понравиться

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Задача наказания: создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз.

Предлагается родителям рассказать за что наказываем ребенка и как его можно наказать?

Правила наказания:

1. Наказывая,подумай: Для чего?

2. Наказание не должно повредить здоровью.

3. Если сомневаешься – не спеши наказывать.

4. Одно наказание – за один проступок.

5. Помни о сроке давности.

6. Наказал – забудь о проступке.

7. Наказывая не унижай.

8. Не наказывай лишением любви.

Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жестких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребенка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.

Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные связи его с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.

Чтобы мы не применяли: наказание или поощрение мы всегда должны помнить, что наказываем или награждаем не ребенка, а его поступок.

Упражнение для родителей:

Представьте своего ребёнка цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий, или не очень? Нарисуйте этот цветок (рисуют, вырезают).

А теперь, этими цветами засадите вот эту поляну (все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок)

Педагогика категорически отвергает не только физические наказания, но и всякие другие меры, морально унижающие ребёнка. В системе воспитания неприемлемы наказания, основанные на запугивании и страхе.

Недопустимость физических наказаний вовсе не означает, что стоит совсем отказаться от наказаний, особенно, когда они необходимы. Родителям следует помнить, что безнаказанность опасна и вредна. К тому же ребёнок перестаёт контролировать своё поведение, ответственно относиться к своим поступкам. Но всякое наказание должно применяться в разумных пределах, целесообразно. Тогда оно будет наиболее эффективным. Нужно, чтобы ребёнок понимал, за что его наказывают, почувствовал справедливость наказания. Ещё более важно – вызвать желание исправит свой поступок.

В качестве наказания в семьях применяют замечание, сделанное не между прочим, не на ходу, а организованно,наедине или при других членах семьи: родители запрещают так поступать впредь, порицают проступок, предупреждают, чтобы ребёнок так не делал. В более серьёзных случаях нужен строгий разговор родителей с ребёнком, выговор. Иногда целесообразно изменить своё обращение к сыну или к дочери, использовать более холодный тон, говорить сдержанно, только о самом необходимом. Дети часто переживают это как серьёзное наказание, особенно в семьях, где между родителями и детьми существуют нормальные, близкие взаимоотношения.

В некоторых случаях можно лишить ребёнка удовольствия, например, игры на компьютере, просмотра любимого мультфильма, общения с товарищами…

Родителям надо понимать, что нет какого-либо единственного, универсального средства воздействия. В зависимости от возраста ребёнка, его характера, условий жизни, взаимоотношений в семье, по-разному оценивается его проступок и применяется то или иное наказание. Одно дело, разбил ли ребёнок вазу нечаянно, в тесном помещении, и, совсем другое, если он сделал это из озорства, невзирая на многочисленные предупреждения взрослых.

Во всех случаях наказание ребёнка должно сопровождаться совершенно чёткими требованиями, чтобы он мог легче понять, как надо поступать и как поступать нельзя. При этом важна твёрдость и категоричность требований. Если дети не слушаются, значит, они чувствуют нетребовательность своих родителей, свою безнаказанность. Тот, кто хочет хорошо воспитывать своих детей,должен соблюдать основное положение педагогики: как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения к их личности. Вот почему нужна строгость и вместе с тем чуткость к ребёнку. И, чтобы не случилось несправедливости, применяя наказание, родители, прежде, должны точно установить факт виновности своего ребёнка.

Не следует применять наказания слишком часто, по любому поводу, чтобы у ребёнка не притуплялась к ним чувствительность, иначе, наказание потеряет свой педагогический смысл. Но уже если ребёнок наказан, то надо соблюдать определённую последовательность и выдержку. Нередко в семье накажут ребёнка и тут же пожалеют и простят его, даже, как будто чувствуют какую- то вину перед ним. Такая непоследовательность родителей порождает упрямство у ребёнка и совершенно обесценивает наказание как средство воспитательного воздействия. У внимательных,чутких к детям родителей нередко бывает и так: решат они наказать сына или дочку за серьёзный проступок, но, приглядевшись к ним, поймут, что ни наказывать, ни даже сердиться на них не надо, т. к. это принесёт один лишь вред.

Задача родителей заключается не в том, чтобы обязательно наказать ребёнка за проступок, а в том, чтобы найти наиболее действенные пути к исправлению. Надо также помнить, что мерами воздействия на ребёнка являются не только наказания.

Существенным средством воспитания и влияния на ребёнка являются поощрения, одобрения, похвала за успехи, благородные поступки. Поощряя хорошие поступки ребёнка, родители, тем самым, укрепляют веру в свои силы, вызывают желание быть ещё лучше.

Но поощрение тоже надо применять в разумных пределах, т. е. там, где оно заслужено. Нельзя захваливать ребёнка. Это развивает нескромность, зазнайство. Однако, и не замечать положительных проявлений у своих детей нельзя. Неправильно поступают те родители, которые слишком скупы на похвалы и считают чем-то зазорным похвалить ребёнка, когда он сделал то, что вполне заслуживает похвалы.

А самое лучшее средство борьбы с проступками детей – это правильная, чёткая организация всей жизни в семье. Очень важен режим дня детей, повседневная требовательность родителей и, вместе с тем, теплота и искренность их отношений к ребёнку, горячее желание помочь ему стать лучше…

Спасибо за внимание!

Список использованной литературы:

2. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников. – 2006, 240с.

Методы наказания и поощрения детей Данная тема стала очень актуальной в наше время, как для родителя, так и для педагога. Каждому приходилось заниматься воспитанием детей,.

Доклад-презентация «Превентивные меры по обеспечению безопасности в семьях группы риска» 1. В настоящее время актуальным стал вопрос в необходимости поиска механизма для формирования у детей сознательного и ответственного отношения.

Игровой массаж как эффективный метод коррекционного воздействия «…При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг» (Н. А. Бернштейн) Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего.

Конспект НОД по ФЭМП «Меры длины, объема. Геометрические фигуры» Цель. Знакомить детей со способами сравнения предметов по длине. Активизировать словарь (тяжелее, легче). Сформировать представления об.

Конспект занятия «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период» Конспект занятия по теме «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период» Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения на.

какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Смотреть фото какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Смотреть картинку какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Картинка про какие действия ребенка запрещаются или поощряются. Фото какие действия ребенка запрещаются или поощряютсяКонсультация для родителей «Наказания и поощрения» Можно ли наказывать детей? Как ни жалко, но в некоторых ситуациях это единственный выход. Но, чем реже вы это будете делать, тем эффективнее.

Мастер-класс «Музыкальная мозаика в семейном воспитании» «Музыкальная мозаика в семейном воспитании» В Городском психолого-педагогическом Центре Департамента образования города Москвы ТО «Ясенево».

Тест на выявление меры заботы родителя о ребенке Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция. Перед вами 15 утверждений. Против каждой фразы поставьте.

Золотые правила наказания и поощрения детей Золотые правила наказания и поощрения детей. Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта.

Источник

Золотые правила поощрения и наказания

Поощ­ре­ние и нака­за­ние – это две сто­роны одной медали, имя кото­рой «вос­пи­та­ние». И чтобы эта медаль ока­за­лась золо­той, необ­хо­димо знать основ­ные пра­вила поощ­ре­ния и наказания.

Нака­за­ние

Сего­дня все роди­тели стре­мятся стать более чут­кими, более ответ­ствен­ными в своих поступ­ках и как можно реже при­бе­гать к при­ми­тив­ным фор­мам пове­де­ния. Нельзя оправ­ды­вать суро­вые нака­за­ния и жесто­кость в чело­ве­че­ских отно­ше­ниях. Однако, совсем без нака­за­ния, к сожа­ле­нию, обой­тись не полу­чится. Чтобы нака­за­ние пошло ребенку на пользу, нужно руко­вод­ство­ваться неко­то­рыми правилами.

1. Нака­за­ние не должно вре­дить здо­ро­вью — ни физи­че­скому, ни психическому.

2. Если есть сомне­ние: нака­зы­вать или не нака­зы­вать – не нака­зы­вайте. Ника­кой “про­фи­лак­тики”, ника­ких нака­за­ний на вся­кий случай.

3. За один про­сту­пок – одно нака­за­ние. Если про­ступ­ков совер­шено сразу много, нака­за­ние может быть суро­вым, но только одно нака­за­ние, за все про­ступки сразу.

4. Недо­пу­стимо запоз­да­лое нака­за­ние. Иные «вос­пи­та­тели» ругают и нака­зы­вают детей за про­ступки, кото­рые были обна­ру­жены спу­стя пол­года или год после их совер­ше­ния. Они забы­вают, что даже зако­ном учи­ты­ва­ется срок дав­но­сти пре­ступ­ле­ния. Уже сам факт обна­ру­же­ния про­ступка ребенка в боль­шин­стве слу­чаев – доста­точ­ное наказание.

5. Ребе­нок не дол­жен пани­че­ски бояться рас­правы. Он дол­жен знать, что в опре­де­лен­ных слу­чаях нака­за­ние неот­вра­тимо. Не нака­за­ния он дол­жен бояться, не гнева даже, а огор­че­ния роди­те­лей. Если отно­ше­ния с ребен­ком нор­мальны, то их огор­че­ние для него – наказание.

6. Не уни­жайте ребенка. Какой бы была его вина, нака­за­ние не должно вос­при­ни­маться им как тор­же­ство вашей силы над его сла­бо­стью и как уни­же­ние чело­ве­че­ского досто­ин­ства. Если ребе­нок особо само­лю­бив или счи­тает, что именно в дан­ном слу­чае он прав, а вы неспра­вед­ливы, нака­за­ние не при­не­сет ему пользы.

7. Если ребе­нок нака­зан, зна­чит, он уже про­щен. О преж­них его про­ступ­ках – больше ни слова. Не вспо­ми­найте больше о про­ступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя нака­зы­вать едой; сильно бить; обзы­вать бран­ными сло­вами; ста­вить надолго в угол; нака­зы­вать в пуб­лич­ном месте; повто­рять свои тре­бо­ва­ния мно­же­ство раз, «уси­ли­вая» их весо­мость кри­ком. Помните, что ваша несдер­жан­ность в нака­за­нии все­ляет нена­висть к тому, из-за чего нака­зы­вают; делает ребенка заби­тым и ничтож­ным; осво­бож­дает от угры­зе­ния сове­сти; впо­след­ствии такие дети дела­ются нечув­стви­тель­ными; нака­за­ние создает мораль­ного циника.

9. Очень часто нака­за­ние не исправ­ляет ребенка, а лишь пре­об­ра­жает его. Нака­за­ние вынуж­дает ребенка бояться поте­рять роди­тель­скую любовь. У нака­зан­ного ребенка раз­ви­ва­ется враж­деб­ное чув­ство к роди­те­лям. Частые нака­за­ния, так или иначе, побуж­дают ребенка оста­ваться инфан­тиль­ным.

10. Вопреки быту­ю­щему мне­нию, не стоит нака­зы­вать ребенка тру­до­те­ра­пией – после этого любая работа будет вос­при­ни­маться ребен­ком, как наказание.

11. Вни­ма­ние! Ребенка ни в коем слу­чае нельзя нака­зы­вать:

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое пря­мое попа­да­ние инфор­ма­ции, ребе­нок бук­вально “про­гла­ты­вает” нега­тив­ные сиг­налы; впо­след­ствии это может при­ве­сти к раз­ви­тию пси­хо­со­ма­ти­че­ских заболеваний);

— во время работы и игры;

— непо­сред­ственно после душев­ной или физи­че­ской травмы;

— когда ребе­нок искренне ста­ра­ется что — то сде­лать, но у него не получается;

— когда сам вос­пи­та­тель нахо­дится в пло­хом настроении.

Поощ­ре­ние

Поощ­ре­ние — это сво­его рода искус­ство вос­пи­та­ния. Оно может быть как «полез­ным», так и «вред­ным». Овла­деть этим искус­ством роди­те­лям помо­жет ряд неслож­ных пра­вил. Усвоив их, вы смо­жете избе­жать мно­гих ошибок.

1. Пре­уве­ли­чен­ную похвалу тот­час хочется «поста­вить на место», про­явить свою истин­ную натуру. Не раз­бра­сы­вай­тесь неза­слу­жен­ной похва­лой направо и налево, стре­мясь рас­по­ло­жить к себе ребенка. Мно­гие роди­тели рас­ска­зы­вают о том, что резуль­та­том таких неоправ­дан­ных похвал ста­но­ви­лось совер­шенно невы­но­си­мое пове­де­ние отпрыска. Роди­тели пожи­мали пле­чами, назы­вая это пара­док­сом. А про­ис­хо­дит вот что: дети чув­ствуют неис­крен­ность, пре­уве­ли­чен­ную похвалу тот­час хочется «поста­вить на место», про­явить свою истин­ную натуру. Ребе­нок, словно чув­ствуя сомне­ние, а такой ли он «чудес­ный, милый, неза­ме­ни­мый», пыта­ется опро­верг­нуть похвалу своим поведением.

Ребе­нок оце­нит искрен­нюю похвалу, и в сле­ду­ю­щий раз будет искренне рад сде­лать вам приятное.

Итак, если вы хотите похва­лить ребенка (допу­стим, за убран­ную ком­нату), не спе­шите вос­кли­цать «Ты мой помощ­ник, какой моло­дец!» Про­сто ска­жите с улыб­кой: «Ком­ната теперь чистая, так при­ятно зайти сюда». Поверьте, ребе­нок оце­нит, и в сле­ду­ю­щий раз будет искренне рад сде­лать вам приятное.

А если, допу­стим, вы хотите похва­лить его за кра­си­вый рису­нок, то не торо­пи­тесь с выво­дами вроде: «Ты у меня насто­я­щая худож­ница рас­тешь!» — ребе­нок может засо­мне­ваться или рас­стро­иться, если сле­ду­ю­щий рису­нок вый­дет не столь удачно. Лучше обра­тить вни­ма­ние на сам рису­нок, напри­мер: «Какой боль­шой дом ты нари­со­вала, вокруг столько ярких цве­тов, и про живот­ных не забыла. А дерево какое высо­кое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так постро­ить свои ком­мен­та­рии, чтобы ребе­нок сам сде­лал выводы о своих спо­соб­но­стях. Напри­мер, если сын помог пере­дви­нуть вам тяже­лый шкаф, можно вме­сто слов «какой ты силь­ный», ска­зать о том, каким тяже­лым был шкаф, как непро­сто было его сдви­нуть, но вме­сте вы спра­ви­лись. Ребе­нок сам сде­лает выводы: «Зна­чит, я силь­ный, я нужен!»

Или, оце­нив спо­соб­но­сти ребенка в сти­хо­сло­же­нии, вме­сто «Ты будешь пре­крас­ным поэтом», лучше ска­жите ему: «Твое сти­хо­тво­ре­ние меня очень тронуло».

Ребе­нок дол­жен осо­зна­вать, что он сам спо­со­бен на мно­гое по своей при­роде, не при­ла­гая к этому осо­бых усилий.

2. Похвала должна быть направ­лена на посту­пок ребенка, а не на его лич­ность.

При­ме­рами вред­ных похвал могут быть такие: «Ты такая чудес­ная дочь!», «Ты насто­я­щий мамин помощ­ник!», «Ты такой доб­рый и отзыв­чи­вый, чтобы мы делали без тебя?» Ребе­нок может почув­ство­вать тре­вогу — ведь он далеко не такой иде­аль­ный, как о нем гово­рят. И здесь есть два вари­анта поведения.

Пер­вый: ско­рее всего, ребе­нок, не дожи­да­ясь «раз­об­ла­че­ния», сам будет дока­зы­вать свою «не столь иде­аль­ную» натуру пло­хим поведением.

Но воз­мо­жен и вто­рой вари­ант, когда ребе­нок сам пере­ста­нет быть искрен­ним и будет под­стра­и­ваться под похвалу и пред­по­чи­тать исклю­чи­тельно те ситу­а­ции, где можно покра­со­ваться только самой выгод­ной своей сто­ро­ной. А вни­мая бес­ко­неч­ным вос­кли­ца­ниям люб­ве­обиль­ных бабу­шек: «Какой заме­ча­тель­ный ребе­нок! Исклю­чи­тель­ные спо­соб­но­сти! Ну и умница!» — малыш рис­кует вырасти само­влюб­лен­ным эгоцентриком.

3. Не хва­лите ребенка за есте­ствен­ные вещи. Не делайте из его соци­аль­но­сти нечто необы­чай­ное. Это пра­вило очень хорошо рас­крыла пси­хо­те­ра­певт Жан Лед­лофф: «Если ребе­нок сде­лал что-то полез­ное, напри­мер, сам оделся, покор­мил собаку, сорвал букет поле­вых цве­тов, ничто не может его оби­деть больше, чем выра­же­ние удив­ле­ния его соци­аль­ным пове­де­нием. Вос­кли­ца­ния типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он сма­сте­рил, да еще сам!» — под­ра­зу­ме­вают, что соци­аль­ность в ребенке неожи­данна, несвой­ственна и необычна». Ребе­нок дол­жен осо­зна­вать, что он сам спо­со­бен на мно­гое по своей при­роде, не при­ла­гая к этому осо­бых уси­лий. Так стоит ли сби­вать его с толку своей неумест­ной похвалой?

4. Не выра­жайте свое одоб­ре­ние в финан­со­вом экви­ва­ленте. Не сле­дует поощ­рять помощь по хозяй­ству или твор­че­скую дея­тель­ность малыша день­гами. Чело­век успешно зани­ма­ется тем, что выби­рает искренне, по внут­рен­ним моти­вам. Если же ребе­нок знает, что вслед за дей­ствием после­дует оплата, то в корне поме­няет харак­тер пове­де­ния — из «твор­че­ского дела­ния» его актив­ность пре­вра­тится в «зара­ба­ты­ва­ние денег».

5. В семьях, где несколько детей, роди­тели должны сле­дить, чтобы поощ­ре­ние одного ребенка не вызы­вало у осталь­ных чув­ства зави­сти или обиды. Поощ­ряя детей, роди­те­лям каж­дый раз сле­дует дей­ство­вать обду­манно и неторопливо.

6. Одно­значно исклю­чите метод поощ­ре­ния – кон­фет­кой и шоко­лад­кой. Дети, конечно очень любят пола­ко­миться, но созда­вать культ из еды и вос­пи­ты­вать чрез­мер­ный инте­рес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку кон­фету, чем заняться с малы­шом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощ­ре­ние должно сле­до­вать за хоро­шим поступ­ком, а не обе­щаться зара­нее: «Сде­лай это, тогда полу­чишь вот это…» Ваш ребе­нок дол­жен научиться полу­чать удо­вле­тво­ре­ние от самого труда, а не ста­раться ради награды. Ведь в жизни не за каж­дым доб­рым дело сле­дует награда, и не надо при­учать малыша все­гда ожи­дать ее.

8. Учите сво­его ребенка быть бла­го­дар­ным за любые знаки вни­ма­ния, про­яв­лен­ные к нему, неза­ви­симо от суммы денег, затра­чен­ных на пода­рок. Если вашему ребенку дарят подарки, нико­гда не ана­ли­зи­руйте с ним их сто­и­мость и цен­ность, это может при­ве­сти к серьез­ным нрав­ствен­ным проблемам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *