родное поле русское поле

«Родное поле» стихи Виктора Фёдоровича Бокова

родное поле русское поле. Смотреть фото родное поле русское поле. Смотреть картинку родное поле русское поле. Картинка про родное поле русское поле. Фото родное поле русское поле

родное поле русское поле. Смотреть фото родное поле русское поле. Смотреть картинку родное поле русское поле. Картинка про родное поле русское поле. Фото родное поле русское поле

Родное поле

Серебристая гладь, белоснежная скатерть!
Это русское поле, живые снега.
Сколько жить мне придется, настолько и хватит
Самой строгой и нежной любви для тебя.

Ой ты, сердце, с чего так тревогу забило?
Что в просторе нашло, коль не можешь ты спать?
Не меня ль это поле вспоило, вскормило,
Помогло матерински мне на ноги встать?

Я стою. Я смотрю. Не могу наглядеться.
Белый снег мне мигает веселой искрой.
Уж не здесь ли прошло мое милое детство,
Не по этой ли тропке я бегал домой?

Рядом с полем дома, как сугробы большие.
Из заснеженных крыш поднялись дымы.
Смотрят на землю пристально звезды России,
Им виднее всего, как мы вышли из тьмы.

Провода прогибаются под бахромою,
В них гудит и лютует седая зима.
Свет уходит в деревню дорогой прямою,
На тока – к молотилкам, к крылечкам – в дома.

Там в деревне жила еще мама-старушка,
Не ложилась, не впрок ей под старость спанье.
Может, песни мои она ловит в наушник,
А я на поле снежном пою про нее.

Серебристая гладь, белоснежная скатерть!
Это поле родное, живые снега.
Сколько жить мне придется, настолько и хватит
Самой строгой и нежной любви для тебя.

Источник

Русское поле

«Русское поле».
Слова Инны Гофф…
Это лучшая песня о родине. Я бы предложил
сделать её Государственным гимном России.
(Расул Гамзатов)Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег, —
Счастьем и болью вместе с тобою.
Нет, не забыть тебя сердцем вовек.
Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты моя юность, ты моя воля —
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось.

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.
Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской —
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле…
Я, как и ты, ожиданьем живу —
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днём вижу я синеву.

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле,
Студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу, не тая:
— Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок.

Песня из кинофильма режиссёра Эдмонда Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968 год). Слова Инны Гофф, музыка Яна Френкеля. [Следует, видимо, напомнить, что Кеосаян решился тогда на весьма рискованный шаг, вложив в фильме эту насквозь патриотическую песню в уста белогвардейского офицера. Необычайная популярность фильма в немалой степени способствовала популяризации песни Яна Френкеля. Но, разумеется, это уже самостоятельная история, хотя и очень интересная сама по себе, но никак не связанная с собственно стихами Инны Гофф — Прим. ред.]

Послушайте мелодию песни. А вот здесь можно сравнить различные исполнения этой песни — Владимиром Ивашовым, Геннадием Каменным, Николаем Никитским и Валерием Ободзинским.

История песни «Русское поле»

«Написала, потому что люблю поле. Люблю русское поле, потому что родилась в России. Таких нигде и нет, наверное… Как мала суша в сравнении с «равниной моря», так малы города в сравнении с ширью наших полей. Полей… Этот ничем не заслонённый вид на край света, из-за которого утром всплывает солнце и за которым оно прячется к ночи… Золотое шумящее поле налитых колосьев было последним мирным видением моего отрочества…» (Инна Гофф).

«Авторы назвали свою песню «Русское поле», и тут неожиданно, ещё до её звучания на радио (записал песню Юрий Гуляев), один из коллег Френкеля попросил изменить её название, ибо с таким названием песня уже была у этого композитора. Можно возразить: видимо, она была недостаточно известна. Но ведь и судьбу новой песни (как всякой другой!) никто бы не взялся предсказывать. Авторы, как говорится, пошли навстречу, согласились и переименовали песню в «Поле». Так она официально и числится. Но её распространение оказалось столь могучим, а сочетание этих двух слов столь пленительным, что все невольно стали называть её именно «Русское поле» (Константин Ваншенкин).

(Обе цитаты взяты из публикации Юрия Бирюкова, ведущего рубрики «История песни», в газете «Вечерняя Москва» от 24.11.2005).

Инна Гофф в официальных справочниках и воспоминаниях друзей и близких

Инна Анатольевна Гофф родилась 24 октября 1928 года в Харькове. Её мать — преподаватель французского языка, отец — врач-фтизиатр. С началом войны семья успела эвакуироваться в Томск. Инна работала няней, потом библиотекарем в эвакогоспитале, совмещая работу с учёбой в школе. Она писала стихи, легко поступила в Литературный институт имени М. Горького, посещала семинары Михаила Светлова, но неожиданно ушла в прозу, на семинар к Константину Паустовскому. Институт окончила в 1950-м, печаталась с 1947-го. Ещё во время учёбы вышла замуж за известного поэта и писателя Константина Ваншенкина, с которым прожила всю свою жизнь.

В 1950-м году на 1-м Всесоюзном конкурсе на лучшую книгу для детей Инна Гофф получила первую премию за повесть «Я — тайга». Основные темы в её творчестве — этические проблемы, дружба и любовь, долг и верность. Она писала рассказы, повести, исследования. Роман о любви И. Гофф «Телефон звонит по ночам» (1963) — единственный её опыт в этом жанре.

В 1985 году она написала к однотомнику «Избранного»:

Вы давно доросли до романа», — сказала мне когда-то Вера Фёдоровна Панова. Я считаю, что после своих более крупных вещей доросла до рассказа.

Инна Гофф встречалась, дружила, сотрудничала со многими известными людьми, о которых писала в своих книгах. Александр Твардовский, Михаил Светлов, Алексей Фатьянов, Марк Бернес, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Виктор Некрасов, Евгения Гинзбург, Виктор Шкловский, Юрий Трифонов — герои её рассказов и повестей.

Долгое время стихи она писала «для себя». Но, благодаря Марку Бернесу, Яну Френкелю и Эдуарду Колмановскому, появились замечательные песни на стихи Инны Гофф — «Август», «Когда разлюбишь ты», «Я улыбаюсь тебе», «Ну а лето продолжается», «Снова ветка качнулась».

Песню «Снова ветка качнулась» в исполнении Анны Герман можно скачать здесь.

Из выступления на вечере памяти Яна Френкеля в 1990 году:

… В начале 60-х годов мой муж Константин Ваншенкин, став соавтором Яна Френкеля, естественно, познакомил с ним и меня, и началась наша дружба, выходящая далеко за пределы творческой, дружба наших семей, наша творческая дружба с Яном Френкелем. И вот я помню эту комнатку на Трубной, где мы сидим с ним у Френкелей, и я случайно что-то к слову спела ему на свой мотив, которым я была вполне довольна, который за хозяйственным столом, как все женщины, напевала, спела ему «Август», и он попросил меня написать эти слова для него. Так возникла наша первая с ним песня, и вот уже более 30 лет она звучит, и так приятно, что люди до сих пор её знают и хорошо к ней относятся… Последняя песня, которую написал Ян Френкель, была песня на мои слова — «Отчего ты плачешь, старая лоза». Вот так от песни до песни — 30 лет дружбы, 30 лет сотрудничества. Осознаёшь, сколь велика глубина потери…

Песню «Отчего ты плачешь, старая лоза» в исполнении Геннадия Каменного можно скачать здесь.

А вершиной её творчества как поэта-песенника стала, безусловно, песня «Русское поле».

Инна Гофф умерла в апреле 1991 года после тяжёлой болезни.

Константин Ваншенкин об Инне Гофф:

В Литинституте мы, проучившись рядом год, не обращали внимания друг на друга. И вдруг — что-то там щёлкнуло, события стремительно понесли нас, и всё окончилось свадьбой.

У нас не было творческой ревности, наоборот, удачи другого воспринимались как свои. У нас с ней был свой союз писателей из двух человек. Большинство писательских жён видят главную заботу в том, чтобы хвалить своих мужей. Это тоже необходимо, от критиков слова доброго не дождёшься, но мы относились друг к другу очень требовательно. И любовь тому не мешала, наоборот…

Да, я женился счастливо. Общие интересы, ощущение, что каждый творческий успех — общий… Всё это у нас с Инной было.

Каждый её успех меня искренне радовал. Семья у нас действительно была счастливой.

Жена у меня была одна, любимая. Жаль, что ушла раньше меня…

Мужчина должен уходить раньше женщины — это закон жизни. Есть такое выражение: я бы хотел с ней поменяться местами. В данном случае это именно так!

Боль утраты, связанная со смертью Инны Гофф, звучит в одном из последних поэтических сборников К. Ваншенкина — «Ночное чтение» (1994).

Ремарка о значении для человека его «малой» родины. «В Харькове было прохладно. Пожалуй, слишком прохладно для сентября. Осень — лучшее время в моем городе».

В 1977 году Инна Гофф написала рассказ «Вчера он был у нас», посвящённый известной просветительнице Христине Алчевской (мать И. Гофф преподавала в народной школе, основанной знаменитой харьковчанкой). Род Алчевских был родственно связан с архитектором Бекетовым, которому Харьков обязан самыми прекрасными своими зданиями и даже целыми кварталами. Писательнице непосредственно в руки попал оригинал неизвестного письма Алчевской о встрече с А. Чеховым в Ялте, что и послужило толчком к написанию рассказа.

Из письма Константина Паустовского:

Дорогая Инна Анатольевна (мне всё хочется написать «Дорогая Гофф», как я звал Вас в Институте), — получил Ваш «Северный сон» (хорошее название) и прочёл его, не отрываясь. Читал и радовался за Вас, за подлинное Ваше мастерство, лаконичность, точный и тонкий рисунок вещи, особенно психологический, и за подтекст. Печаль этого рассказа так же прекрасна, как и печаль чеховской «Дамы с собачкой».

Поздравляю Вас, и если правда, что хотя бы в ничтожной доле я был Вашим учителем, то могу поздравить и себя с такой ученицей…

(Таруса, 22 октября 1960).

И в прозе, и в поэзии Инна Гофф не является представителем какой-либо волны: военной или шестидесятников. Она не претендует на принадлежность к какой-нибудь идеологии или сословию — городскому или деревенскому. Она просто настоящий художник, особая статья — глубоко личная, когда она пишет, и общечеловеческая, когда её читают.

Интерес к писательству и способности у Инны Анатольевны проявились рано. В Томске во время войны она писала стихи. Сочинила пьесу для кукольного театра. В школе делала стенгазету. Стихи писала успешно, с ними поступила в Литературный институт, но потом перешла на прозу… Стала писать песни. Сначала сочиняла для себя, напевала. Мы дружили с Бернесом, Колмановским, Френкелем…

Писала каждый день, когда шла вещь. Это уже потребность, невозможность остановиться. Долго готовилась к вещи, а не так: одну заканчивала, другую начинала. Написала довольно много. У неё вышло более двадцати книг. Мы никогда не работали в штате. Конечно, материально было трудновато. Наша дочь Галя закончила Полиграфический институт, стала известной художницей. Оформляет книги. С десяти лет участвует в выставках…

Мы познакомились, когда Инна была студенткой Литературного института. Инна была автором не только стихов, но и прекрасной прозы. Фазиль Искандер и Булат Окуджава не раз выражали ей свою похвалу. Все её книги оформляла дочь — художница Галя Ваншенкина.

Я часто бывала у них. Кстати, Галя написала портрет Булата Окуджавы, который очень понравился ему и висел у него в кабинете. Его собрание сочинений оформляла Галя. Мои рассказы о брате, погибшем на фронте — ему было 20 лет, мои рассказы об истории женитьбы сына, о забавных случаях в моей логопедической практике — всё это было положено в основу книги Инны Гофф «Советы ближних». В благодарность за «соавторство» Инна подарила мне вазу с трогательной надписью. Я храню и книги, и пластинки с записью песен на её стихи в исполнении Анны Герман, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона. На всех книгах и пластинках рукой Инны написаны добрые слова в мой адрес. В кабинете писательницы в большой плетёной корзине стоял огромный сноп пшеницы (подарок Маргариты Агашиной, её подруги, тоже известной поэтессы) — видно, на память о «Русском поле». На полке с сувенирами можно было увидеть голубую с золотом чашку — подарок Марка Бернеса. Они дружили. В уютном доме этой писательской четы было интересно… (Сайт «Русская Германия»)

Несколько слов о Константине Ваншенкине

Упаси вас бог познать заботу —
Об ушедшей юности тужить,
Делать нелюбимую работу,
С нелюбимой женщиною жить.
Константин Яковлевич Ваншенкин родился 17 декабря 1925 года в Москве. В 1942 году из десятого класса ушёл в армию и в конце войны неожиданно для себя стал писать стихи. Впервые напечатался в 1948 году. Многие стихи Ваншенкина стали песнями благодаря Марку Бернесу, композиторам Эдуарду Колмановскому и Яну Френкелю.

Многое в жизни и творчестве семьи Ваншенкиных связано с подмосковным Воскресенском — в 1952 году в Воскресенскую городскую больницу перевёлся врач-фтизиатр Анатолий Ильич Гофф.

Когда отец Инны построил здесь дом, то вдоль окошек посадил три рябины. Помните? «За окошком краснеют рябины…».

Именно в Воскресенске Константин Ваншенкин написал свои самые известные песни — «Я люблю тебя, жизнь» и «Алёша». А ещё «Вальс расставанья», «За окошком свету мало», «Я спешу, извините меня» и множество лирических стихотворений.

Книгу «Летом в Воскресенске», в которой собраны стихи Гофф и Ваншенкина, написанные в этом городе, оформила их дочь.

Многие помнят одно из его ранних стихотворений — «Мальчишка» («Он был грозою нашего района, // Мальчишка из соседнего двора…»).

На третьем курсе Литературного института им. Горького Константин Ваншенкин стал членом Союза писателей. В одно время с ним учились Юрий Трифонов, Евгений Винокуров, Владимир Солоухин, Владимир Тендряков, Юлия Друнина, Владимир Соколов, Расул Гамзатов, Юрий Бондарев, Андрей Турков, Александр Ревич, Борис Балтер, Инна Гофф, Владимир Корнилов, Эдуард Асадов, Григорий Поженян.

Рассказывает Константин Ваншенкин:

Что касается стремления написать стихотворение как песню, в большинстве случаев у меня такого не было. «По заказу» я написал только «Алёшу» и «Вальс расставания», но сделал это с удовольствием, как для себя. «Жизнь» изначально была длиннее в полтора раза, и то, что она стала песней, — заслуга Марка Бернеса, моего друга. Это он увидел в стихотворении песню, вместе со мной сокращал его, заказывал музыку…

Стихотворение написано в 1956 году, и многие критики связывали его появление с общественным подъёмом, ХХ съездом. Мне, конечно, это и в голову не приходило.

Время тогда было окрашено общими надеждами.

И я никогда не думал, что мои стихи станут песнями, которые будут с удовольствием петь и слушать полвека.

А вообще, на мой взгляд, это критика записала меня в оптимисты. На самом деле я скорее грустный поэт. Даже, может быть, печальный. Я чаще говорю о потерях, об утратах, нежели о радостных перспективах…

Мои любимые песни — слова Инны Гофф

И меня пожалей
(Музыка Александры Пахмутовой)

Для чего ты сказал
Среди ясного дня,
Что её ты жалеешь,
А любишь меня?
Пусть минуют её
И сомненье, и боль,
Пусть страдает и терпит
Лишь наша любовь.

Ты сказал, что любовь
Не боится разлук,
Говорить о любви
Не положено вслух…
Ты сказал и ушёл
К той, кто ждёт у окна.
Ты ушёл, и осталась
Я снова одна.

Для чего ты сказал
Среди ясного дня,
Что её ты жалеешь,
А любишь меня?

То ли снег за окном,
То ли пух с тополей…
Об одном я прошу:
И меня пожалей…
Август
(Музыка Яна Френкеля)

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.

Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной,
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной.

За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!

Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной,
Что сбывается ранней весной.

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Как когда-то мне нравился ты.

На этой странице песня «Август» (4 варианта) в исполнении Нины Бродской, Аиды Ведищевой, Марии Лукач или Маргариты Николовой.

Я улыбаюсь тебе
(Музыка Эдуарда Колмановского)

Опять расстаюсь я с тобою,
С любовью моей и судьбою.
Боюсь, что не выдержишь ты
и заплачешь,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.
Достался нам век неспокойный,
Прошли мы сквозь грозы и войны,
У смерти в гостях мы не раз побывали —
Но я улыбался тебе,
Но я улыбался тебе.

Бывает, что мысли как тучи,
Бывает, что ревность нас мучит.
Но должен один из двоих улыбнуться —
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Взгляни на меня долгим взглядом,
Ты здесь, ты пока ещё рядом.
Ты рядом, но ты далеко уже где-то,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Опять расстаюсь я с тобою,
С любовью моей и судьбою.
Боюсь, что не выдержишь ты и заплачешь,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Вдвоём победим мы разлуку,
Покуда нужны мы друг другу,
Покуда любовь существует на свете,
И я улыбаюсь тебе,
И я улыбаюсь тебе.

Послушайте эту песню в исполнении Марка Бернеса и Дмитрия Гнатюка.

Ну, а в заключение мне хочется порекомендовать для внимательного чтения вот эту публикацию — «Инна Гофф. Из записных книжек» (журнал «Октябрь», № 5, 1996).

Источник

Это всё моё родное..

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое —
Это все моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

(Владимир Натанович Орлов)

Где раздолье вешних далей,
Да земель родных приют.
Где слова любви звучали,
Песни птицы где поют.

В предрассветной дымке ранней
Где едва забрезжит свет,-
Все сбываются желанья,
Край где я душой поэт.

Может этой жизни сутью
Обретеньем вечных чувств,
Мир светлей, добрее будет,
И прекрасней будет пусть..

Россия, Русь душой воспета!
В ней дух сияет и растёт.
Той высшей волею завета
Земля вновь силу обретёт..

И этой вере нет предела,
Она в веках всегда жива.
Хранит так преданно и смело
Всю суть любви и естества..

Это всё душе родное
Глубиною чувств простых,
Что в себе никак не скрою
Думой вечной слов святых.

Ничего прекрасней нету
Чувства страстного поэта.
Я в душе своей не скрою-
Это всё моё родное.
Я вобрал в себя всё это,
Что теплом любви согрето.
Чувство доброе, земное,
Нам дано познать с тобою.

Видно так, что у меня
Вся страна моя родня,
И конечно без Кремля
Не прожить мне даже дня..

Ничего нету сердцу роднее
И от этого хочется жить
Здесь душой я и телом сильнее
Только эту мне землю любить!

Я узнал, что у меня
Есть тропинка, и лесок,
Как огромная семья —
В поле каждый колосок!

Это Родина моя!
Речка, небо голубое —
Наша русская земля!
Здесь на век мне всё родное!

Как мне землю не любить
Где душе моей отрада
Только здесь могу я жить
И другой земли не надо..

Мир событий мысль маня,
Изменяет вновь меня.
День и ночь, зима и лето,
Время суть как скорость света..

Новостей людских потоки,
Жизни вечные истоки..
Города, моря и реки,
Всё что связано навеки.

Мир вещей такой привычный,
Но по сути необычный.
В нём наверно всё возможно,
Что понять бывает сложно.

Человек видать не знает
Разум что его меняет.
От частиц и до планет
Всё меняет знаний свет.

Мы прикованы к экранам,
Нас влечёт мир этот странный.
Чтоб простую вещь понять,
Нужно всё на свете знать..

Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

Ты скажи за что мы любим землю,
Те края где русский дух живёт,
И не зря душа просторам внемлет,
Широтой окинув небосвод?.

Так всегда гордились наши деды
Красотой лесов, полей, и рек
Дух страны в веках не будет предан
Где свободой дышит человек.

Наши земли взглядом не окинуть,
Души наши силой не сломить.
Мы верны великому почину,
Что нас учит Родину любить.

С чего начинается Родина
Так сразу не просто понять.
Она ведь не дядина, тётина,
Она нам по сути как мать.

И странно порой что в неверии,
Ругаем родную страну..
Она заслужила доверие,
Пройдя сквозь огонь и войну!

Источник

Об экспонате

родное поле русское поле. Смотреть фото родное поле русское поле. Смотреть картинку родное поле русское поле. Картинка про родное поле русское поле. Фото родное поле русское поле

Картину «Русское поле. Лихолетье» братья Ткачёвы представили в 1990 году на выставке в Брянске. Они подготовили её к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне. Художники изобразили женщин, которые тянут тяжелый плуг по пашне вместо лошадей. Им помогает мужчина с инвалидностью.

Братья Ткачёвы говорили, что сюжет картины родился благодаря рассказу Клавдии Поляковой, жительнице села Овстуг. В 1943 году, после освобождения Брянщины от фашистов, её избрали председателем колхоза.

Рассказав художникам эту историю, женщина попросила их создать полотно об изнурительном труде всех тех, кто остался в тылу.

Братья уже подготовили этюды и начали писать работу на холсте, когда неожиданно получили ещё и письмо от бывшего военного разведчика Константина Назарова. Он писал, что уже несколько лет бережёт снимок, вырезанный из газеты. На фотографии были засняты женщины, тянущие плуг по колхозному полю. Разведчик признался, что этот снимок потряс его до глубины души: «да так, что я стал сам изображать этот чудовищный, нечеловеческий, каторжный труд». Мужчина набросал карандашный эскиз, но решил, что ему не хватит мастерства написать большое полотно самому. Поэтому он обратился к художникам с просьбой воплотить эту идею в жизнь. Так, картина оказалась своеобразным социальным заказом.

В 1990 году готовое полотно показали на выставке в Брянске. Клавдия Полякова побывала на встрече с художниками. Пожилая женщина сидела на почётном месте на фоне картины. Позже авторы признались, что это был один из трогательных моментов в их жизни — образ, созданный ими, находился рядом со своим прототипом.

Алексей и Сергей Ткачёвы также рассказывали, что для мужского персонажа с инвалидностью им позировал реальный житель села Овстуг — Николай Иванчиков. После завершения работы мужчина даже подарил братьям на память свою деревянную ногу, которую сам смастерил.

Картина «Русское поле. Лихолетье» вошла в цикл произведений «Родная земля». За этот цикл братья Ткачёвы получили Премию Союзного государства в области литературы и искусства в 2009–2010 годы.

Источник

Песни на стихи поэта Виктора Бокова

19 сентября родился советский поэт Виктор Боков (1914—2009).

Виктор Боков. Краткая биография

родное поле русское поле. Смотреть фото родное поле русское поле. Смотреть картинку родное поле русское поле. Картинка про родное поле русское поле. Фото родное поле русское поле

Виктор Фёдорович Боков (1914—2009), советский поэт, автор популярных песен, среди которых «Оренбургский пуховой платок», «На побывку едет», «Лен, лен, лен», «На Мамаевом кургане», «Я назову тебя зоренькой».

Виктор Фёдорович Боков родился 19 сентября (6 сентября по старому стилю) 1914 года в деревне Язвицы Владимирской губернии (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина.

После окончания школы учился в Загорском педагогическом техникуме, а с 1934 по 1938 гг. — в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. В 1930-м опубликовал своё первое стихотворение в загорской газете «Вперед».

В 1941 году Виктор Боков стал членом Союза Писателей СССР. В 1942 г. поэта призвали в действующую армию, однако будучи ещё курсантом Боков был арестован за «разговоры», осужден по 58-й статье и отправлен в СибЛаг. В лагере поэт провёл 5 лет, освободившись в 1947-м году.

С 1948 по 1958 Боков с семьёй находился в ссылке в деревне Ильино Боровского района Калужской области. Творчество поэта стало востребованным во время хрущёвской оттепели.

Боков становится лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957) и Всесоюзного конкурса на лучшую песню (1960), а в впоследствии — членом правления Союза писателей РСФСР и редколлегии еженедельника «Литературная Россия».

В настоящее время Виктор Боков известен главным образом как поэт-песенник. Среди наиболее популярных песен на его стихи можно назвать «Выходил на поля молодой агроном», «Гляжу в поля просторные», «На побывку едет молодой моряк», «Оренбургский пуховый платок», «На Мамаевом кургане тишина», «Я назову тебя зоренькой» и др.

Поэт награждён орденом Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и «Знак Почета». Виктор Фёдорович Боков скончался в подмосковном Переделкино 15 октября 2009 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.

Своё творческое кредо поэт выразил в стихотворении «Величальная русской песне».

ВИКТОР БОКОВ
Величальная русской песне

Песня русская — это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка-Дон у Ростова,
Это матушка-Волга в пути.

Песня русская — это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок.
Только встань на минуту, послушай,—
Заведешься, как новый движок.

И пойдешь, полетишь над полями,
Где притихла кормилица рожь,
И подружишься с соловьями;
И, как иволга, запоешь.

Песня русская — ветер и парус,
Даль, не виданная досель.
Это молодость, это не старость,
Это май, это зелень земель.

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть,
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Всё она своим сердцем объемлет!
Ей и двадцать и тысяча лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

В сборнике «Я кланяюсь России. Песни на стихи Виктора Бокова» (для голоса/хора в сопровождении фортепиано/баяна; Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1982) представлены песни советских композиторов, написанные в разные годы в соавторстве с поэтом: «Я кланяюсь России» композитора Н. Поликарпова; «Гляжу в поля просторные», «Тольятти-городок» композитора Н. Кутузова; «Учись людей любить», «На побывку едет» композитора А. Аверкина; «Сибирь» композитора Ю. Чичкова; «Поле русское, родное…», «За Северной Двиной» композитора Ю. Зацарного; «Новоселье» композитора А. Абрамского; «Песня о Северной Двине» композитора Ф. Маслова; «Оренбургский платок», «Я назову тебя зоренькой» композитора Г. Пономаренко; «Сердце ждет свидания» композитора В. Киселева; «Уж как по мосту-мосточку» композитора Е. Конькова; «Аленушка» композитора Е. Кузнецова; «Стали ночи опять коротки» композитора В. Клюева; «Ой, зима, зима!» композитора А. Экимяна; «Разыгрался день веселый» композитора В. Иванова; «Виноград цветет» композитора Г. Плотниченко.

Сборник «Виктор Боков. Я кланяюсь России». Тексты песен

Я КЛАНЯЮСЬ РОССИИ. Музыка Н. Поликарпова

Когда в поля приходит теплый вечер,
И, отдохнув, спокойно дышит грудь,
Хочу тогда в глаза озер и речек
И в глубину России заглянуть.

И широка она, и необъятна —
От Дальнего Востока до Карпат.
Мне этим летним вечером понятно,
О чем со мной березы говорят.

В душе моей живут мечты большие:
Мне хочется над Родиной лететь.
Я кланяюсь, я кланяюсь России,
Она меня учила жить и петь.

И в этот час, закатный и вечерний,
Когда теплом обласканы поля,
С любовью светлой, нежною, дочерней
Я говорю России — я твоя!

ГЛЯЖУ В ПОЛЯ ПРОСТОРНЫЕ. Музыка Н. Кутузова

Гляжу в поля просторные,
На дали золотистые,
А вижу брови черные,
Глаза твои лучистые.

Как море, плещет в поле рожь,
Играет ветер колосом,
А кажется, что ты поешь
Родным и милым голосом.

В кустах ручья журчание,
Трава водой любуется,
А сердце ждет свидания,
Одной тобой волнуется.

УЧИСЬ ЛЮДЕЙ ЛЮБИТЬ. Музыка А. Аверкина

Когда уходит лето,
Тогда приходит осень,
Когда проходит осень,
Тогда спешит зима.
У человека — сердце,
У человека — совесть,
А есть ли в тебе совесть,
А есть ли в тебе совесть,
Ты мне ответь,
Ты мне ответь сама!

Когда тебя полюбят,
Тогда тебя голубят,
Когда тебя голубят,
Тогда ты весь, как луч.
На небе светит солнце,
По небу ходят тучи,
Брось, милая, сердиться,
Брось, милая, сердиться
И выгляни,
И выгляни из туч!

Когда тебя прощают,
Тогда тебя жалеют,
Когда тебя жалеют,
Тогда охота жить.
Есть на земле дороги,
Есть у людей тревоги,
Умей прощать обиды,
Умей прощать обиды,
Учись людей,
Учись людей любить!

СИБИРЬ. Из кинофильма «Сибирь». Музыка Ю. Чичкова

Сибирь — таежные урманы,
Сибирь — равнины и поля.
Кочуют белые туманы
В степных владеньях ковыля.

ПРИПЕВ:
Сибирь, Сибирь, твои пространства
Необозримы, как моря.
Ты несравненна и прекрасна,
Ты навсегда любовь моя.

Сибирь, в тебе свое начало,
Сибирь, в тебе своя душа:
То раздается шум Байкала,
То слышен голос Иртыша.

Сибирь, Сибирь, сестра Урала,
Сибирь — владычица морей.
Как мать моя, ты понимала,
Что значу я в судьбе твоей.

ПОЛЕ РУССКОЕ, РОДНОЕ… Музыка Ю. Зацарного

Поле русское, родное —
Разволнованная рожь,
Ты меня своей волною
С головою захлестнешь.

ПРИПЕВ:
Эх, раздолье мое,
Ширь без края!
В поле рожь,
Наша рожь,
Русская, родная!

На привольной нашей ниве
Нет ни тропок, ни межи,
Только музыка колосьев,
Только море спелой ржи.

Не измерить наше поле,
Не обнять его широт.
Сердце с радостью и болью
О родной земле поет.

ТОЛЬЯТТИ-ГОРОДОК. Музыка Н. Кутузова

Над Жигулевским морем
Сосновые леса,
Там вырос новый город
И встали корпуса.
Раскинулся привольно
Тольятти-городок,
В Тольятти, как в Приморье,
Приморский ветерок.

Там волны голубые
И чайки над водой.
Там люди молодые
И город молодой!
Заря над Волгой всходит,
Все золотит вдали.
С конвейера там сходит
Машина «Жигули».

Она по всем дорогам,
По всей стране летит.
Любима всем народом,
Ей всюду путь открыт.
Живи, цвети на славу,
Приволен и широк,
Трудись на всю Державу,
Тольятти-городок!

НОВОСЕЛЬЕ. Музыка А. Абрамского

Едут гости на широкий новый двор:
Новоселие справляет комбайнер.
Пошел да, пошел развеселый разговор —
Новоселие справляет комбайнер.

Поздравляет новоселов старый дед,
Всем желает жить счастливо много лет.
Пошел да, пошел развеселый разговор —
Всем желает жить счастливо много лет.

Чтоб хозяин дома век свой не тужил,
Чтоб до внуков и до правнуков дожил.
Пошел да, пошел развеселый разговор —
Чтоб до внуков и до правнуков дожил.

Шутят девушки: «Мы в этот новый дом
Комбайнеру сибирячку подберем!»
Пошел да, пошел развеселый разговор —
Комбайнеру сибирячку подберем!

Свечерело, электричество зажгли,
Ноги сами раскомаривать пошли.
Пошел да, пошел развеселый разговор —
Ноги сами раскомаривать пошли.

Уж такой у нас народ — сибиряки,
На работу, на веселье горячи.
Пошел да, пошел развеселый разговор —
На работу, на веселье горячи!

ПЕСНЯ О СЕВЕРНОЙ ДВИНЕ. Музыка Ф. Маслова

Бежит, бежит, бежит вода,
Круги и кольца делая.
— Куда ты, милая, куда?
— Спешу я к морю Белому.

С утра до самой темноты,
До теплой летней зорюшки
Гудят гудки, плывут плоты,
Блестят на солнце бревнышки.

В Двину-реку леса глядят,
В ней сосны отражаются,
То фабрика, то комбинат,
То город приближается.

Бежит, бежит, бежит вода,
Как голубая улица.
Двина у нас герой труда
И вместе с нами трудится!

Бежит, бежит, бежит вода…

ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК. Музыка Г. Пономаренко

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок — даже сердце отдать.

Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель,
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.

В этот час, одинокий, вечерний,
Мне с тобой хорошо говорить.
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщины твои удалить.

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела —
Все равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран все сильней свирипеет,
Мы не пустим его на порог,
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.

СЕРДЦЕ ЖДЕТ СВИДАНИЯ (Припевки). Музыка В. Киселева

Я не знаю, почему
Люблю ночную тишину,
Тихие потемочки,
Веселые вечерочки.

Ах, отчего, да оттого,
А почему, да потому,
Трое ходят, трое пишут,
Отвечаю одному.

Я по бережку иду,
По песку сыпучему,
Я люблю, а ты не любишь.
Это, милый, почему?

Ах, отчего, да оттого,
А почему, да потому,
Ты сказать стесняешься,
Подруге объясняешься.

Если любишь, говори,
Понапрасну не томи,
Сердце ждет свидания,
Говорю заранее.

Ах, отчего, да оттого,
А почему, да потому,
Не люблю свидания,
Если опоздания.

Стрелки часиков спешат,
Дорогой мой, шире шаг,
Дорога минуточка,
А любовь — не шуточка.

Ах, отчего, да оттого,
А почему, да потому,
Одно сердце пламенно,
А другое каменно.

ЗА СЕВЕРНОЙ ДВИНОЙ. Музыка Ю. Зацарного

Опять я загрустила,
А кто тому виной?
Молоденький мальчишка
За Северной Двиной.

Опять не сплю ночами,
Причина мне ясна —
Во-первых, это возраст,
А во-вторых, — весна.

От счастья тихо плачу,
От радости горю.
Что в сердце происходит,
Родным не говорю.

И от того скрываю,
Кто стал тому виной?
Молоденький мальчишка
За Северной Двиной.

УЖ КАК ПО МОСТУ-МОСТОЧКУ. Музыка Е. Конькова

Уж как по мосту да по мосточку,
К родниковому да ручеечку
Шла девица черноока,
Молода, стройна, высока.

Коромыслицем она играла,
В родничок ведерки опускала.
Размахнула, зачерпнула,
Поднялась и улыбнулась, эх!

На крылечко — ох! — девушка всходила,
Её мама — ой! — мама родная бранила
За гулянья, за свиданья,
За гармошку, за страданья.

Ой, ты, мама, мама, не ругайся,
Откровенно дочери признайся,
Как гуляла, как ходила,
Как отцу платок дарила, эх!

Я пойду сегодня разгуляюсь,
С ненаглядным, милым повидаюсь,
Настоюсь, наговорюся,
Нацелуюсь, нагляжуся,
Эх! Никого не побоюся!

Я НАЗОВУ ТЕБЯ ЗОРЕНЬКОЙ. Музыка Г. Пономаренко

Часто сижу я и думаю:
Как мне тебя называть?
Нежную, скромную, милую,
Как мне тебя величать?

Я назову тебя реченькой,
Только ты дальше теки,
Я назову тебя звёздочкой,
Только ты дольше свети.

Я назову тебя зоренькой,
Только ты раньше вставай,
Я назову тебя солнышком,
Только всегда успевай.

Я назову тебя радугой,
Только ты ярче гори,
Я назову тебя радостью,
Только ты дальше зови!

АЛЕНУШКА. Музыка Е. Кузнецова

Белая черемуха
Сыплет белый снег.
Где ты, где, Аленушка,
Где твой легкий след?
В заводь мою грустную
Птицей прилети,
Косы свои русые,
Туго заплети!

Сядь на белом камушке,
Где звенят ручьи,
Протяни мне лапушки
Милые свои.
Так ли все по-прежнему
Я любим тобой?
Или чувство нежное
Утекло с водой?!

Ходит с песней звонкою
По лесу весна,
Гостья долгожданная
К нам с тобой пришла!
Белая черемуха
Сыплет белый снег…
Прилети, Аленушка,
Приласкай, мой свет!

СТАЛИ НОЧИ ОПЯТЬ КОРОТКИ. Музыка В. Клюева

Стали ночи опять коротки,
Долог день, далеко до заката.
Не дают мне покоя гудки
И фабричные наши ребята.

У завода с названьем «Металл»,
На поселке на нашем рабочем
Бродят вечером восемь гитар
И гармошка одна, между прочим.

Мне она и милей, и родней,
Я ее с первых слов понимаю
И легко, и легко перед ней
Сердце, душу свою раскрываю.

Гитаристы, оставьте меня,
Не для вас я пою голосисто,
Мне никак без гармошки нельзя,
А особенно — без гармониста.

НА ПОБЫВКУ ЕДЕТ. Музыка А. Аверкина

Отчего у нас в поселке
У девчат переполох?
Кто их поднял спозаранок,
Кто их так встревожить мог?
На побывку едет молодой моряк.
Грудь его в медалях,
Ленты в якорях.

За рекой над косогором
Встали девушки гурьбой.
«Здравствуй»,— все сказали хором,
«Черноморский наш герой!»
Каждой руку жмет он
И глядит в глаза,
А одна смеется:
«Целовать нельзя!»

Потихоньку отдыхает
У родителей в дому.
Хором девушки вздыхают:
«Мы не нравимся ему!»
Ни при чем наряды, ни при чем фасон,
Ни в одну девчонку
Не влюбился он!

Ходит, шутит он со всеми,
Откровенно говорит:
«Как проснусь, тотчас же море
У меня в ушах шумит,
Где под солнцем юга
Ширь безбрежная,
Ждет меня подруга
Нежная».

ОЙ, ЗИМА, ЗИМА! Музыка А. Экимяна

Лебединый, невесомый
И немятый снег в полях.
По просторам, через села
Кони мчатся во весь мах.

ПРИПЕВ:
Ой, зима, зима, зима,
Белая, метельная,
Ты для сердца моего —
Песня колыбельная.

Колокольчик, дар Валдая,
Ни минуты не молчит:
То хохочет, то рыдает,
То смеется, то грустит.

Из ноздрей коней буланых
Под раздольный стук копыт
То и дело на поляны
Богатырский пар валит.

Нет конца снегам бескрайним,
Все сильней азарт коней.
Хорошо нам, друг желанный,
Слушать музыку саней.

РАЗЫГРАЛСЯ ДЕНЬ ВЕСЕЛЫЙ. Музыка В. Иванова

Разыгрался день веселый,
Все работы на ходу.
У сибирских новоселов
Молодой задор к труду.

ПРИПЕВ:
Да, эх! Сибирь родная,
Кругом поля, поля.
Цвети, цвети,
Моя земля!

Чернозём, как хлеб душистый,
Как парное молоко,
От пяти плугов ложится
И чернеет далеко.

Ой ты, мать-Сибирь родная,
Мы твои богатыри,
Не к лицу такому краю
И ковыль и пустыри.

Мы засеем, и распашем,
Землю-матушку насквозь,
Чтобы нам и детям нашим
Замечательно жилось.

ВИНОГРАД ЦВЕТЕТ. Музыка Г. Плотниченко

Виноград цветет,
Наливается,
А мне милый мой
Улыбается.
Говорит: — Постой,
Ненаглядная,
Чудо-гроздочка
Виноградная.

Я подумала,
Что в ответ сказать?
— Поцелуй меня,
Молодой казак!
На лиман гляжу —
В камышах волна,
Поцелуй горяч,
А любовь сильна.

Виноград цветет,
Наливается.
Нам Кубань давно
Очень нравится.
Груша на воду
Ветви свесила,
На Кубани жить
Очень весело.

Мой хороший друг,
Выходи на круг,
Веселее пой,
Казачок лихой.
Виноград цветет,
Я люблю его.
Будет в этот год
Урожай всего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *