ритуал молчания как называется
Мауна — практика молчания
П опробуйте проанализировать, сколько слов в день вы произносите? А сколько из них поистине полезные и несут в себе какую-либо информацию? Меньше половины из тех, что мы ежедневно произносим!
Между тем брошенные на ветер слова пагубно сказываются на наших мыслях, не дают нам сконцентрироваться на действительно важных вещах. В бесконечных праздных разговорах мы теряем контроль над собой, над собственной волей, а самое страшное, что чем больше мы болтаем, тем больше нам хочется и дальше продолжать это делать и тем сложнее остановиться. Когда разговор перестаёт быть осмысленным и осознанным, человек переходит на ложь, которая, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на карму.
Если вы действительно осознаёте, что ваша собственная болтовня вредит вам, обратитесь к практике мауны. Мауна — это сознательное приведение своего разума и тела к состоянию отказа от физических и умственных разговоров. К физическому единению с собой.
Антар мауна
Как мы уже знаем, «мауна» — это ‘молчание’, а «антар» с санскрита переводится как ‘внутри’, соответственно «антар мауна» — это ‘внутреннее молчание’. Такая практика поможет очиститься, найти внутри себя смятение или, наоборот, умиротворение и научиться отделять одно от другого, погружаясь, таким образом, в царство истинного, созидательного безмолвия.
Ежедневно мы полностью отдаём себя мирским делам и заботам, растрачиваем свою энергию и внутренние силы на то, что происходит вне нас и совершенно не уделяем внимание тому, что происходит внутри. Антар мауна ориентирует нас на осознанное восприятие своего внутреннего «Я», постижение своих истинных желаний и возможностей и понимание принципов работы собственного рационального и иррационального ума. Таким образом, человек эволюционирует и продвигается к постижению своей высшей цели.
Медитативная практика антар мауны станет для вас первым шагом на пути к самосовершенствованию, самосознанию. Даже одночасовая такая медитация позволит человеку со временем открыть в себе внутренние ресурсы, доселе неведомые ему самому. По мере того как вы будете продвигаться вглубь своего сознания, вы будете продвигаться в умении смотреть на многие жизненные ситуации сквозь призму их многогранности и, таким образом, найдете множество способов преодоления трудностей, которые до этого казались непосильными.
Давайте более подробно рассмотрим стадии антар мауны. Всего их шесть:
Овладев практикой антар мауны, вы получаете полный контроль над своим сознанием и разумом.
Мауна йога как способ научиться воспринимать себя таким, какой ты есть на самом деле
Во время сеансов мауны йоги, выполняя простые асаны и погружаясь в медитацию, мы учимся «видению» собственного ума, наблюдаем за собственным восприятием жизни.
Мауна йога способна научить нас смотреть в лицо своим страхам, негативным эмоциям, которые мы давно запрятали вглубь себя. Нужно быть готовым, что посредством мауны йоги на поверхность выйдут и отрицательные эмоции — и это нормально. Когда неугодные мысли посещают нас в повседневной жизни, мы попросту отмахиваемся от них, отгоняем. А ведь отворачиваться от своих собственных страхов и размышлений, пусть даже и негативных, — это значит отказываться воспринимать себя самого таким, какой ты есть на самом деле.
По мере достижения успехов в практике мауны йоги, мы учимся наблюдать за собой, своими страхами — так их влияние на наше подсознание ослабевает, мы принимаем себя и избавляемся от внутреннего негатива.
Наиболее подходящими асанами для практики мауны йоги являются: Падмасана (поза Лотоса), Сиддхасана (Совершенная поза), Ваджрасана (поза Удара молнии), Сукхасана (Удобная поза). Однако, если вам сложно пребывать достаточно долгое время в позе, где ноги должны быть скрещены, вам подойдёт Шавасана (поза Мертвеца).
Мауна — практика молчания
К сожалению, практически вся деятельность современного общества сводится к общению, разговорам и обсуждениям. Именно поэтому, впервые услышав об идее практики молчания, многим она кажется дикой. Между тем, если к этому вопросу подойти осознанно, практика молчания, или мауна, — это крайне эффективный способ развития собственных личностных качеств и навыков. Естественно, истинная практика молчания — это не просто внешние действия, а это работа внутри себя.
Ещё одной сложностью является и то, что практиковать мауну для современного человека, являющегося неотъемлемой частью социума, — очень сложно. Если вы всерьёз нацелены практиковать мауну, выбирайте раннее утро между четырьмя и семью часами. Именно в это время мы, как правило, ещё не на работе, нам не звонят и не пишут сообщения. Другими словами, попробуйте отгородиться от бесконечного потока информации и дать возможность своему разуму отдохнуть, вследствие чего, в течение рабочего дня он даст гораздо больше ответов и будет способен решить сложившиеся ситуации как можно рациональнее и продуктивнее.
Мауна садхана
Термин «садхана» означает ‘регулярные действия’. Мауна садхана — это регулярные действия практики молчания, совершаемые до наступления рассвета. Именно в это время человек максимально расслаблен, его разум ещё свободен от влияния внешнего мира.
Значение мауны садханы в жизни каждого человека сложно переоценить, ведь её основополагающей целью является духовное совершенство человека.
Через мауну садхану человек учится преодолевать внутренние барьеры, а также барьеры нашей повседневной жизни. Ту энергию, которую вы получаете во время мауны садханы, вы должны научиться направлять на созидание, помощь другим, общественно полезные дела. В противном же случае, эта энергия будет подобна разрушающему урагану, поскольку сила её очень велика.
Начните с ежедневной мауны садханы по 1,5–2 часа в день, а затем попробуйте каждую неделю в течение целого дня практиковать мауну, результаты очень скоро удивят вас!
Мауна полная
На сегодняшний день существуют следующие виды мауны:
Практика полной мауны — это совокупность вышеописанных видов мауны, это своего рода идеал, лучший способ восстановить душевное здоровье и гармонию. Совершенные йоги — это муни, те, кто смог достичь «состояния внутреннего безмолвия». Та энергия, которую они при этом получают, они направляют на саморазвитие.
Полная мауна — это полное освобождение человеческого ума от мыслей, это то, к чему стремятся все мудрецы.
Процесс постижения полной мауны лучше всего начинать в лоне природы, например в горах, где само окружение способствует единению человека с собственным внутренним миром. Со временем приходит состояние некой отстранённости, прозрачности, при этом мы всё также продолжаем быть частью социума, в котором вращаемся, но постепенно всё, что нас окружает, — люди и события перестают нас затрагивать, у нас появляется способность проходить через всё это, оставляя ненужное вне себя.
Человек должен научиться входить в это состояние, по сути, он должен научиться пребывать в нём постоянно: рот закрыт, но «открыты» уши, мы слушаем, а самое главное, слышим и других людей и себя в первую очередь.
Мауна молчания
Сушупти-мауна, или мауна молчания, — это безмолвие ума через отказ от бессмысленной, ненужной болтовни. Мауна — это священное молчание, во время которого человек концентрируется на собственном внутреннем мире. Во время мауны следует отказаться от чтения газет, просмотра телевизора, компьютерных игр и прочих занятий, которые связывают нас с окружающим миром и способны дать пищу для обсуждений, пусть даже и внутренних, с самим собой.
Мауна — это не просто физическое молчание, это молчание нашей души, во время которого она ищет успокоения в природе и сливается с собственным естеством воедино.
Начните с двухчасовой ежедневной мауны. Сначала будет тяжело, однако впоследствии вы ощутите внутреннюю концентрацию, умиротворение и ясность мыслей.
Практика мауны
Практика мауны сложна только поначалу, идти следует от простого к сложному: можно начинать с получасового молчания и медитации. А уже впоследствии прийти к тому, что трёхдневная мауна станет для вас необходимостью.
Итак, практика мауны состоит из восьми ступеней:
10ти-дневный обет молчания в ашраме в Индии
День 0
Из кондиционированной прохлады самолета я попадаю во влажную душную жару. Мне говорили, что ехать в Индию летом не стоит, что это самый жаркий сезон, к тому же, сезон дождей. Но я уперлась рогом. Сажусь в такси, показываю адрес моего центра Випассаны, и меня долго везут в деревню на окраине города. Мой ашрам расположен в тени высоченных деревьев и пальм. Все газоны подстрижены, вдоль дорожек растут кусты, усыпанные разнообразными цветами. Территория очень красивая и большая. Я регистрируюсь, подписываю кучу бумажек, меня определяют в комнату номер 10. Ключей от комнаты нет. Она всегда остается открытой. Говорят, что в 12.00 будет обед и с 15.00 вступает в силу запрет на всякое общение, полное разделение полов и необходимо будет сдать все телефоны, книги, тетрадки, ручки, плееры и прочее.
Иду в столовую на обед. Столовая представляет собой большое пространство с каменным полом, длинными металлическими столами и пластиковыми стульями. Перед входом снимаешь шлепанцы, берешь алюминиевый поднос, встаешь в очередь и ждешь, когда на твой поднос из больших кастрюль и чанов большим половником положат нечто. Нечто – это что-то непонятное ни на вид, ни на вкус. Какая-то белая каша из прозрачных крупинок со специями и кусками моркови, плюс странная коричневая подливка и серая лепешка. (Все меню на Випассане вегетарианское). Вилок, ложек и ножей нет. Все индусы едят руками, жадно смешивая эту кашу с подливкой и запихивая ее себе в рот всеми 5ю пальцами. Я, будучи жутко голодной после 13 часов перелета, не притрагиваюсь ни к чему из предложенного. Все выкидываю. Мою свой поднос, минуя муравьев-гигантов около раковины и стоя на носочках, чтобы как можно меньше соприкасаться с мокрым каменным полом в странных разводах под раковиной. Ни одного белого лица. Все индусы и индуски с длинными черными косами ниже попы.
Захожу в свою комнату. Бетонный пол и стены, кое-как покрашенные побелкой. Вместо кровати бетонный выступ из стены. На ней тонкий затхлый матрасик и зеленая сетка против москитов в виде балдахина. Из интерьера это все. И правильно. Ничто не должно отвлекать меня от моих мыслей и работы над собой. Захожу в комнату с туалетом и душем, и на меня выползает огромный индийский таракан сантиметров 5 в длину. Весь перекошенный, с кривой спиной, шевелит своими длинными усами в разные стороны. Я в ужасе закрываю дверь, забираюсь с ногами на кровать, накрываюсь балдахином, беру телефон. Рыдая взахлеб, начинаю писать смски друзьям, о том, что я этого не выдержу, что это выше моих сил, что я не ожидала от себя такой реакции и мне страшно от одной мысли, что я добровольно заперла себя здесь на 12 дней, с тараканами, с едой, которую не могу есть, с людьми, которые еле говорят по-английски. Я решаю почитать и отвлечься. Тем более, что у меня остается последний час, когда я могу читать, последний час мирской жизни. Мысли о побеге из ашрама толпятся в моей голове. И вот, что я прочитываю в книге. Совершенно случайно, открыв одну из страниц наугад:
«Пройдут годы, и ты будешь вспоминать этот период жизни как время блаженной меланхолии. Ты поймешь, что, хотя оплакивала любовь и твое сердце было разбито, в твоей жизни происходили перемены, лучшего места для которых было и не найти. Ты жила в прекрасном святом месте, окруженном благостью. Не надо торопить события ни на минуту. Пусть все само разрешится, здесь, в Индии.»
Я в течение нескольких минут перечитываю этот случайный абзац снова и снова. Ведь в нем каждое слово так точно про меня. И ко мне постепенно приходит осознание, что это знак свыше, чтобы я осталась и не уезжала. Под этим впечатлением я закрываю книгу и решаю вернуться к ней после 10ти дней. Я выключаю телефон, мысленно прощаясь с друзьями и настраиваясь на 10 дней тишины. Собираю свои скромные мирские вещички и несу их сдавать, по дороге обливаясь слезами. Теперь есть только я, мои мысли, моя кровать, вентилятор на потолке. Тут не на кого больше вешать свои переживания и эмоции. Здесь никто кроме меня самой меня не успокоит и не поддержит. Видимо, так рождается сила.
Вечером проходит общее собрание. Нас около 35 женщин и 35 мужчин. На собрании я вижу 2 белых лица – женщина из Гонконга и из Бразилии. Знакомлюсь со своим расписание на ближайшие 10 дней: 4:00 Подъем 4:30-6:30 Медитация 6:30-8:00 Завтрак 8:00-9:00 Медитация 9:00-11:00 Медитация 11:00-12:00 Обед 12:00-13:00 Отдых и личные встречи с учителем 13:00-14:30 Медитация 14:30-15:30 Медитация 15:30-17:00 Медитация 17:00-18:00 Чай 18:00-19:00 Медитация 19:00-20:15 Лекция 20:15-21:00 Медитация 21:00-21:30 Время для вопросов в зале 21:30 Отход ко сну Получается по 10 часов медитации в день. Если не медитация — то еда, отдых и сон.
После собрания иду на ужин, в надежде хоть чем-нибудь поживиться. Но нет. Это снова какая-то каша из чечевицы или злаков вперемешку с проросшей пшеницей. Плюс, чай с молокой. Я отказываюсь от каши. Беру чай, насыпаю в него 4 ложки сахара из банки, полной муравьев. На сегодня это все, что попало в мой желудок. Мои 45 кг ожидали потерь.
В силу вступил обет молчания, полное разделение полов. Нельзя ни на кого смотреть. Идти можно, опустив глаза и голову, нельзя допускать никаких физических контактов.
Вечером перед сном ко мне приполз еще один огромный таракан. Я не понимала, как проведу здесь первую ночь. Темень кромешная, света нет, фонарика тоже нет. На улице в разнобой поют цикады, квакают лягушки. В комнате куча живности в виде пауков, тараканов, ящериц на потолке. Я так и не смогла от страха закрыть глаза всю первую ночь. Вплоть до гонга в 4 утра на первую медитацию.
День 1.
Как поется в песне: Why am I sitting in the middle of nowhere
Standing here with nothing to do.
В 4 утра в Индии настоящая кромешная ночь. Плетусь босяком на первую медитацию. Голова кружится и тошнит. Миную по дороге всех лягушек и ящериц, на ходу убиваю москитов, присосавшихся ко мне.
В зале для медитаций у каждого своя подушка с номером. Занимаю свою подушку. Пока что совершенно не ясно, что делать и как делать. Так проходит 2 часа. В 6.30 иду на завтрак, снова отказываюсь от еды, пью только сладкий чай. За завтраком снова плачу. Не понимаю, как это выносить. Мысли уехать посещают все чаще. После встречи с учителем становиться ясно, что делать. Сегодня мы учимся наблюдать за дыханием. Просто наблюдать. Чувствовать, как оно проходит через ноздри. Это очень трудно. Трудно сидеть с закрытыми глазами и пытаться сосредоточиться на дыхании. Делаешь пару осознанных вдохов и выдохов, а потом мысли снова наступают, и отключить мозг кажется нереальным. На вечерней лекции объясняют, зачем это нужно. Через дыхание мы знакомимся со своим внутренним телом и мозгом. У каждого человека есть внешнее и внутреннее тело. Внешнее – это то, которым мы можем управлять. Например, мы хотим поднять руку, и рука поднимается. Хотим написать фразу, и пальцы пишут, хотим сделать шаг, и ноги идут. А есть внутреннее тело – внутренние органы. Мы не можем приказать сердцу биться медленнее, или желудку переваривать пищу быстрее. А дыхание – это единственное, что может быть и внутренним и внешним. Оно есть у нас всегда, с самого нашего рождения. Каждый день мы дышим, не задумываясь об этом. Но если захотим, мы можем задержать дыхание, замедлить его или ускорить. Таким образом, наше дыхание – это мост между нашим внешним и внутренним телом. Наблюдать за дыханием = отключать мозг. Во время всей жизни наш мозг путешествует либо в прошлое, вспоминая события, либо в будущее, планируя, мечтая и моделируя диалоги. Он никогда не находится в настоящем моменте. Но реально только настоящее. Настоящий момент единственно важен для нас. Прошлого давно нет. Будущее еще не наступило. Реально только настоящее. Это мы и пытаемся почувствовать через дыхание. Чувствовать свое дыхание = чувствовать настоящее, жить в настоящем.
На лекции так же объясняют, что в течение всей жизни мы накапливаем негативности и завязываем много узлов на глубочайшем уровне ума. Отвлекаясь книгами, походами в кино, встречами с друзьями и путешествиями, мы избавляем себя от страданий лишь на поверхностном уровне ума. Но чтобы развязать узлы на глубоком уровне ума, необходимо научиться Випассане. Объяснили также, что здесь проходит глубочайшая хирургическая операция на мозг с удалением всех негативностей, и поэтому нам дискомфортно, больно и хочется сбежать отсюда.
День 2
Не понимаешь – ощущай (И.Вырыпаев)
Самое тяжелое, не кушая ничего уже 2 дня, в 4 утра нести себя на 2х часовую медитацию. Голова запрокидывается назад, либо падает от отсутствия сил и желания спать. Я решаю закутаться в мокрую простыню, чтобы было проще высидеть. На завтрак снова ничего не ем, пью только сладкий чай. Перед утренней медитацией убиваю еще одного огромного таракана. Уже три трупа в моей комнате. Когда слышу гонг на обед – О чудо! – я первая в очереди за едой. Сметаю все, не оставляя ни крошки. Без разбора, что это и какой у этого вкус. Кстати, каждый день была одна и та же еда на завтрак, обед и tee time. Это опять же сделано с целью не отвлекать мозг ни на что. Не давать ему новую пищу для размышлений. Никогда не думала, что с такой яростью наброшусь на эту еду. На медитации отсутствует какое-либо движение воздуха. Духота, закрытые глаза и неподвижное тело. Спасает мокрая простыня, в которую я обмотана.
День 3.
Сегодня мы учимся наблюдать за ощущениями на носу и на маленьком участке под носом, около ноздрей. Это нужно для того, чтобы приучить мозг чувствовать тонкие уровни. Наш мозг очень груб и чувствует только явно выраженные ощущения. Кусает комар – чувствуешь. Упал на колено – чувствует. Но на самом деле каждый квадратный сантиметр нашего тела что-то чувствует. Наша задача научить мозг наблюдать эти ощущения. Можете ли вы сказать, что сейчас чувствует квадратный сантиметр кожи над вашим левым локтем? Нет? А он чувствует. Главное – это просто наблюдать разные ощущения на коже носа и около него. Учиться отключать мозг. Снова и снова возвращать его к этим наблюдениям. На встрече с учителем пожаловалась, что совсем не могу спать, и мне постоянно снится прошлое. Во снах я снова и снова возвращаюсь к своей проблеме. Учитель сказал «перед сном класть свой мозг на ладошки и ступни ног». Хм. Ну что же. Сегодня попробую. На вечерней медитации перед глазами проплывали картинки с самой разнообразной едой, которая в избытке присутствует в моей жизни в Москве. Но я ее даже не замечаю и принимаю как должное. А здесь за пару минут сметаешь тарелку с безвкусным рисом и счастлив как слон. Здесь воспринимаешь
ВИПАССАНА. ПРАКТИКА МОЛЧАНИЯ.
Видеть вещи такими, какие они есть – редкая способность. Вопреки кажущейся простоте, это крайне трудно. Между сознанием и объектом часто возникают эмоции, затем оценки и чувства. Всё это отдаляет нас от истинной сути мира и самих себя.
Созерцать ясным умом и чистым сердцем учит випассана – одна из древнейших практик медитации, основа которой – молчание. Её предназначение – освобождение от всевозможных загрязнений путём беспристрастного наблюдения. В основе практики четыре благородные истины: о страдании, его причине, прекращении и пути прекращения страдания. Открывшись Будде в процессе медитации, они стали важнейшими в буддизме и впоследствии в випассане.
Автор: Любовь Волдинер
Что есть страдание?
Неудовлетворённость и привязанность – неиссякаемые источники страдания. Гнев, разочарование, обида. Влечение, желание обладать, болезненное пристрастие. Обычные человеческие чувства. Одни яркие, другие едва различимые. Длящиеся годами или вспыхивающие внезапно. Чувства неотделимы от нас, но в то же время, это не совсем так.
Важное место в випассане занимает учение о непостоянстве мира, его непрерывном движении и изменении. Мы часто говорим, что под Луной ничто не вечно, но тем не менее человеку сложно поверить в конечность своего «я», из чего следует жажда обладания, присваивания, а также привязанность к жизни и страх перед смертью в минуты прозрения, когда она прокрадывается в сознание.
Випассана учит не только искусству жить, но и умирать, что, в сущности, одно и то же. Она помогает смотреть бесстрашно, в первую очередь – внутрь себя. Жизнь действительно не вечна, и лучшее, что мы можем сделать, – прожить её счастливо и умиротворенно, свободными от влечения, отвращения и привязанностей.
Подобный образ жизни не означает безучастие и отказ от всех радостей. Важно уметь искусно балансировать между крайностями – мирским удовольствиям и самоистязаниям – следуя по срединному пути. Делать это легко и изящно, потому что випассана не про борьбу с собой, а про принятие и свободу от собственных чувств.
Во время практики самую важную роль играет наблюдение за ощущениями.
Возникая в теле и вызывая реакцию, чувства и эмоции побуждают мозг реагировать, испытывать влечение к приятным и отвращение к отталкивающим. Чрезмерная причастность – или иначе привязанность – делает нас заложниками собственных переживаний и создаёт внутренние загрязнение.
Для того, чтобы остановить процесс создания новых страданий и искоренить старые, необходимо безучастно наблюдать за ощущениями в теле, сохраняя одну позу. Владение телом и умом одинаково важно. Благодаря наблюдению за неприятными ощущениями растворяются глубокие переживания, а тихий ум делает внимание восприимчивым даже к самым тонким ощущениям.
Випассана требует терпеливости. Как и любая медитация она начинается с осознанного дыхания и после переходит к самонаблюдению. Здесь раскрывается учение о непостоянстве. Может показаться, что ощущений нет, но они всегда присутствуют. Меняются. Появляются и исчезают. Чем внимательнее наблюдение, тем больше тому доказательств.
В данной медитации нет правильных ощущений, несмотря на то, что хочется стремиться к свободному потоку. В ней нет ступеней. Из раза в раз состояние может меняться, что не означает ничего, кроме того, что работа продолжается. Забыв про прошлый опыт, мы наблюдаем за тем, что происходит сейчас.
Благодаря этой простой на первый взгляд технике, можно научиться видеть вещи такими, какие они есть. Чистый ум, просветлённый лучами випассаны, сохраняет совершенную объективность. Он не реагирует, не привязывается, не судит. Позволяя внешнему миру оставаться в своем истинном виде, он, как самое чистое зеркало, отражает реальность.
Центры випассаны существуют по всему миру. Курсы проходят совершенно бесплатно. Випассана приемлет только добровольное пожертвование от тех, кому она действительно помогла. Прошедшие хотя бы один курс могут стать помощниками на следующих курсах. Такое участие, подобно самой медитации, позволяет развивать благородные качества: нравственность, доброту, терпение и мудрость.
На протяжении практики необходимо хранить благородное молчание, соблюдать предписания и вегетарианскую диету. Общее количество медитаций составляет около десяти часов в день. Запрещены книги, электронные устройства, украшения, косметика, парфюм, яркая вызывающая одежда. Делать записи, заниматься спортом или йогой также запрещается, как и заходить на территорию противоположного пола. Разум должен пребывать в постоянном спокойствии, чтобы получить максимальную пользу от практики. В процессе прохождения могут возникать самые разные чувства. Не всем легко переносить молчание – оставшись наедине со своими мыслями, некоторые чувствуют страх и тоску. За помощью можно обратиться к учителям, ведущим курс.
Випассана – это важное решение, к осуществлению которого нужно быть готовым психически, физически и духовно. Это универсальное средство от страданий, но, тем не менее, не волшебное лекарство от любых невзгод и не необычный эксперимент.
Курс – это только маленький шаг в большой мир. Випассану необходимо практиковать каждый день, чтобы ощутить её благо в полной мере. Как и всё, её ресурс имеет свойство заканчиваться, если его не питать. Наблюдая со стороны за собственными ощущениями, эмоциями и чувствами, мы приобретаем умение пребывать в истине. Смотреть на мир любящим взглядом, потому что ничего от него не хотим и ничего не ждём. Наша жизнь не вечна, но это не делает её менее чарующей и непостижимой.
Практика молчания: познание самого себя
Современные люди, проживающие в больших городах, буквально тонут в информационном потоке. Они смотрят телевизор, читают новости в газетах или интернете, обмениваются ими со знакомыми, пролистывают новостные ленты в соцсетях и т.д. Такое «информационное цунами» довольно-таки негативно сказывается на спокойствии человека. К тому же, он не может услышать свое Я, услышать истинные свои желания. Поэтому так важно в наши дни прибегать к практике молчания, которая называется мауна.
Практика молчания
Чтобы начать практиковать, необходимо остаться одному. Существует ежедневная практика (несколько часов в день), однодневная и ретрит (от 10 дней и больше).
Необязательно ехать в храм, можно остаться одному на даче или отправить своих родных отдохнуть. Не стоит начинать с недели или месяца молчания, для начала хватит 2-3 ч. Остаться в одиночестве на такое время вполне возможно — было бы желание.
Во время практики молчания нельзя разговаривать и с самим собой. Вам следует заранее обдумать, чем вы будете заниматься. Здесь важно выбрать такое занятие, которые не вызывает эмоций и не провоцирует на какие-либо поступки, рассуждения, пустой внутренний диалог. Рекомендуется заняться дыхательными упражнениями и медитацией, а также прогуляться по лесу, побыть на природе, послушать пение птиц и т.п.
Поначалу будет весьма сложно, но не стоит отчаиваться — во всем нужна практика и терпение.
У вас в голове начнется настоящий «каламбур», ваши мысли будут проситься вырваться наружу, будут давить вам на мозг. В данный момент главное не сдаться и не начать разговаривать вслух. Просто осознайте, сколько «хлама» накопилось у вас в голове и продолжайте практиковать. Пройдет время и станет намного проще.
Постепенно вы начнете чувствовать легкость, которую никогда не ощущали ранее. Вы будете находиться «здесь и сейчас». Вы научитесь «слышать» мир и себя.
Не зря говорят, что раньше у людей не было необходимости в словесном общении, они общались при помощи телепатии. Но когда ум стал «загрязняться» стало необходимо выразить свои мысли словами.
Польза практики молчания
Мауна дает человеку множество преимуществ. Она очищает сознание, наполняет энергией и помогает постичь истину происходящего вокруг. В тишине люди находят покой.
Практика молчания дисциплинирует
Практика молчания помогает познать себя
Этот инструмент идеален для самоанализа. Из-за бешеного ритма и информационного потока человек стал мало времени уделять себе и своим истинным желаниям. Все потребности ему навязывают внешние источники.
Во время мауны можно расслабиться и оценить себя, свою жизнь, происходящее вокруг. Такие «паузы» часто помогают понять людям, что они живут не своей жизнью, выбрали не правильный путь для себя и т.д.
Во время ретрита задайте самому себе следующие вопросы: «Кто я и что делаю?», «Я доволен своей жизнью?», «Чего я действительно хочу?», «Куда мне направлять свою энергию?», «Что мне следует делать, чтобы достичь своих истинных желаний?»
Все это необходимо делать «про себя» (не вслух). Ваши мысли не будут беспорядочно перескакивать с одной на другую, а сконцентрируются на ВАС. Истинные ответы на перечисленные вопросы, как правило, приходят после успокоения внутреннего словесного «цунами». Поэтому так важна регулярность и продолжительность практики.
Практика молчания помогает осознано дышать
Многие дыхательные упражнения и медитации направлены на развитие энергии Ци и контролировании своего дыхания. Мауна служит весьма хорошим инструментом для освоения данной техники. Вы научитесь следить за своим дыханием и будете знать, куда отправляете каждый вдох и выдох.
Практика молчания сохраняет энергию
В настоящее время люди вынуждены много разговаривать: дома, на работе, в общественных местах и т.д. На это уходит достаточно много энергии. Практика молчания как бы возвращает ее обратно и сохраняет внутри тела. Здесь также подключается техника осознанного дыхания: энергия поступает с каждым вздохом. За счет нее вы сможете очиститься от негативных эмоций и добиться желаемого.
Практика молчания учит следить за словами
Когда вы научитесь тишине и познаете все ее прелести, то у вас не будет необходимости и желания говорить впустую. Вы научитесь взвешивать каждое свое слово и придавать ему значение. Благодаря этому вы станете хорошим собеседником, четко и ясно излагающий свои мысли. Ваши слова приобретут силу, а следовательно, и власть.
Не отказывайте себе в таком удовольствии, как практика тишины. Устраивайте себе хотя бы однодневные ретриты. Благодаря молчанию вы узнаете чего вы хотите, и впустите это в свою жизнь.
Помните, что молчание — это золото! 😉
А вы практиковали молчание? Какие инсайты, открытия к вам приходили? Делитесь своим опытом в комментариях. 😉
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.