какие гласные смягчают согласные буквы 1 класс
Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
Группы согласных | Парные | Непарные |
Твёрдые | [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [ж], [ш], [ц] |
Мягкие | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [й’], [ч’], [щ’] |
Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков
Мягкость согласных обозначают гласные буквы е, ё, и, ь, ю, я. Мягкий знак пишется в ряде случаев. Буквы е, ё, ю, я играют двойную роль в словах в зависимости от их фонетической позиции.
Гласные буквы, обозначающие на письме мягкость согласных звуков
Мягкость согласных звуков обозначают гласные буквы е, ё, и, ю, я, например:
Мягкий знак в обозначении мягкости согласных
В русской фонетике мягкий знак не обозначает звука, а является графическим значком, который употребляется на письме для обозначения мягкости согласных, выполняет разделительную функцию между согласными и гласными (серьёзный, сватья, друзья, птичье), а также служит для обозначения некоторых слов, например:
Будем иметь в виду, что для обозначения мягкости в сочетании букв «ч», «щ» с другими согласными (чк, чн, чт, нч, нщ, рщ) мягкий знак не пишется, например:
ру чк а, но чн ой, изя щн ость, по чт и, бараба нщ ица.
Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости парного согласного в следующих случаях:
1. после буквы «л»
стекольщик, львиный, льняной, нельзя;
2. перед буквами, обозначающими твердый согласный
крыль ц о, толь к о, бельмо;
3. перед буквами, обозначающими мягкий согласный, который в родственных словах или в других формах этого слова становится твёрдым
Буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают два звука
Указанные буквы, кроме мягкости предыдущих согласных, обозначают в слове два звука в определенной фонетической позиции:
1. в абсолютном начале слова
3. после других гласных
Гласные, смягчающие согласные (таблица)
В фонетике русского языка четко выражено влияние одних звуков на другие. Влиятельными звуками являются в основном гласные, которые делают согласные мягкими, смягченными, влияют на длительность или звонкость звука. Иногда это влияние отчетливо слышно во время произношения слова — мягкие звуки так и просятся на язык. Но в некоторых случаях легко сделать ошибку как при произношении слова, так и при попытке записать его транскрипцию.
Смягчающие гласные
Гласные русского языка можно разбить на пары: а — я, у — ю, о — ё, ы — и, э — е. Сделаем фонетический разбор слов с использованием одной из пар (а — я), исследуя влияние разных гласных на один и тот же согласный звук:
Делаем вывод, что гласные, которые находятся первыми в паре, на мягкость соседних согласных не влияют.
Гласные, смягчающие согласные, в виде таблицы:
я | яблоко [й’аблоко], судья [суд’й’а], кровля [кровл’а], пяльца [п’ал’ца] |
ю | юрист [й’урист], любить [л’убит’], плюшевый [пл’ушывый] |
ё | ёлка [й’олка], полёт [пал’от], варёный [вар’оный] |
е | лежать [л’ижат’], генерал [г’ин’ирал], вешенки [в’ишын’к’и] |
и | лис [л’ис], синий [с’ин’ий], писать [п’исат’] |
Смягчение согласных также обеспечивает графема «ь», не имеющая обозначения в транскрипции: учитель [уч’ит’ил’], рьяный [р’й’аный], бегать [бегат’].
Интересный факт: иногда гласной не обязательно располагаться рядом со звуком, чтобы его смягчить. Возьмем для примера прилагательное «твердый», в котором чаще всего допускают фонетическую ошибку. За счет явления, которое характеризует это слово, кажется что и произносить его стоит соответственно. Но если попробовать произнести медленно, можно заметить как на первых движениях языка речевой аппарат готовится к последующим звукам. Именно поэтому в транскрипции слова «твердый» присутствует неожиданное смягчение: [т’в’ердый]. Аналогичный эффект можно наблюдать в словах вроде басня [бас’н’а], стекло [с’т’икло], гвоздик [гвоз’д’ик].
Какие согласные не смягчаются
В русском языке есть несколько согласных, которые не поддаются влиянию любых гласных:
В то же время, согласные «ч» и «щ» будут звучать мягко независимо от соседних звуков:
Таким образом, при фонетическом разборе и транскрибировании слов, необходимо учитывать, что череда гласных «а», «у», «о», «ы», «э» никак не влияет на соседние звуки, а такие гласные как «я», «ю», «е», «ё», «и» смягчают согласные. И кроме того, «ь», технически не являющийся ни гласным, ни согласным также делает соседние звуки мягкими. Также не стоит забывать, что звуки «ж», «ш», «ц» всегда твердые, а согласные «ч» и «щ» — наоборот, никогда не теряют мягкости.
Мягкие согласные звуки
Узнаем, что такое мягкие согласные, как они образуются и какие пары составляют с твёрдыми согласными.
Мягкие согласные — это шумные звуки, которые по сравнению с твердыми согласными произносятся с дополнительной артикуляцией языка.
Согласные звуки отличаются друг от друга участием шума и голоса. По соотношению голоса и шума согласные звуки делят на звонкие и глухие. Те согласные, которые состоят из шума и голоса, являются звонкими ([б], [в], [г], [д] и пр.) А, напротив, глухие согласные образуются с шумом, который появляется при прохождении струи воздуха через органы речи:[к], [с], [т], [ф] и пр.
Кроме признака звонкости/глухости согласные имеют свойство быть твёрдыми или мягкими в слове. Рассмотрим подробнее, какие мягкие звуки существуют в русском языке.
Что такое мягкие звуки?
Чтобы выяснить, что такое мягкие звуки, сравним два слова и обратим внимание на произношение их начальных звуков:«бок» и «бег»
В первом слове звучит звонкий согласный [б], в образовании которого участвуют губы:бок [б о к]
Начальный согласный звучит достаточно твёрдо. Сравним с произношением второго слова:бег [б’ э к]
Первый звонкий согласный звук обозначен той же буквой «б», но звучит он несколько по-другому. При его произношении спинка языка устремляется к твёрдому нёбу, выгибаясь мостиком. По бокам языка образуются узкие проходы для выдыхаемого воздуха, в результате чего звонкий согласный приобретает мягкость, или палатальность. Лингвистический термин «палатальность» восходит к латинскому слову palatum, что буквально значит «нёбо».
Итак, в русской речи различают твёрдые и мягкие согласные звуки.
По сравнению с твердыми согласными все мягкие звуки при образовании отличаются добавочным участием языка.Мягкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых имеется дополнительная артикуляция языка к нёбу.
Мягкость
Мягкими могут быть лишь согласные звуки, термина «мягкие согласные буквы» в русском языке не существует, так как буква – это всего лишь символ алфавита.
Согласные звуки называют мягкими, потому что при произнесении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу, чтобы вызывает так называемую мягкость.
Чтобы понять, как определить мягкость согласного звука, нужно следить за движением языка при произнесении конкретного слова.
Мягкость как элемент транскрипции имеет свое обозначение: ’.
На письме мягкость выражается двумя способами:
Согласный звук является мягким не из-за того, что после него стоят показатели мягкости, наоборот, после согласного звука ставятся показатели мягкости, если этот согласный звук является мягким.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Парные твёрдые и мягкие согласные
Многие звонкие и глухие согласные в русском языке отличаются признаком твёрдости/мягкости и образуют соотносительные пары:
С помощью твердых и мягких согласных можно различить слова:
Несколько согласных звуков не имеют пары по признаку твёрдости/мягкости. Всегда твердые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц]. В любой позиции в слове они звучат только твёрдо:
Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки
Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: [й‘], [ч‘], [щ‘].
Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы | Звуки |
б | [б], [б’] |
в | [в], [в’] |
г | [г], [г’] |
д | [д], [д’] |
з | [з], [з’] |
к | [к], [к’] |
л | [л], [л’] |
м | [м], [м’] |
н | [н], [н’] |
п | [п], [п’] |
р | [р], [р’] |
с | [с], [с’] |
т | [т], [т’] |
ф | [ф], [ф’] |
х | [х], [х’] |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама ([мама]) и мята ([м‘ата]) можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
Ещё одна полезная таблица звуков и букв
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:
Примеры заданий для детей
Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):
Задания на различие пары согласных Г/К
Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Какие гласные смягчают согласные?
Есть одно «НО»: существуют согласные, которые всегда остаются твердыми, даже если после них стоит одна из пяти перечисленных гласных. Это такие буквы, как «Ж», «Ц» и «Ш».
Так, например, слово «лес» имеет следующую транскрипцию: [л’эс]
Русский язык включает десять гласных букв, а именно «а, е, ё, и, о, э, ы, у, ю, я».
Но не все главные буквы в словах дают смягчение согласным, которые находятся перед ними.
У меня сын сейчас в садике учится писать, так как раз изучаем буквы, смягчающие согласные. Итак, к таким гласным относятся е, ё, ю, я, и.
Сын частенько ошибки делал со смягчающими ё и ю, писал о или у. Сейчас ему все объяснила, теперь все хорошо.
Буквы е, ё, ю, я, и, которые пишутся после согласных смягчают их, например:
несла, вёз, люк, смять, пила.
Из перечня согласных следует исключить всегда твердые непарные согласные ж,ш,ц, которые звучат твердо в любой позиции.
Также мягкие непарные согласные ч, щ звучат всегда мягко, независимо от последующего гласного звука, например:
чаща [ч’ а ш’а], чистый[ч’и с т ы й’]
щавель [ш’ а в’ э л’], щётка [ш’о т к а]
В иноязычных словах часто буквосочетание «де» звучит как [дэ], например:
дельта, декольте,адекватный, баядера, декорум.
Буква «е» после согласного «т» тоже не всегда смягчает его, например:
[рэ] амбре, кабаре, тире, стресс.
Этот перечень несоответствия написания и звучания согласных с буквой «е» можно еще продлить.
если еще в первом классе хорошенько запомнить алфавит и правила по буквам и звукам, в чем отличие, какие есть, что дают гласные и что дают согласные правила, то фонетический разбор всегда будет делать легко. Всего пять букв, которые делают согласные мягкими. Это пять гласных е,ё, и,ю,я
Все знают, что некоторые согласные буквы произносятся иногда мягко, иногда твердо. Это зависит от расположения гласной буквы позади согласной. Таких гласных немного, их всего лишь пять. К гласным, смягчающим гласным относятся такие: е, ё, и, ю, я. Все эти гласные являются смягчающими.
В русском языке выделяют гласные, которые смягчают предшествующие им согласные за исключением всегда твёрдых согласных таких как: ж,ш,ц.
Итак в русском языке таких гласных букв всего насчитывается пять, это буквы: е, ё, ю, я, и.
Стоит отметить, что наряду с этими буквами смягчает согласный и мягкий знак.
По правилам русского языка в правописании согласные буквы смягчаются несколькими гласными. Среди них такие буквы, как е, ё, ю, и, я. Например, в слове мягкий буква м смягчается именно гласной я. В то же время в слове мартовский та же буква м остается твердой так как после нее не идет смягчающей гласной.
Соответственно, остальные пять гласных не смягчают согласные, что можно продемонстрировать словами РАД-РЯД и НОС-НЁС:
Впрочем, в словах иностранного происхождения иногда такое смягчение не происходит, например в словах ТЕСТ, первая согласная Т остается твердой, а слово произносится как ТЭСТ.
Гласные (9):
A/a; а-умляут; E/e; I/i; O/o; о-умляут; U/u; u-умляут; Y/y
Согласные (20):
B/b; C/c; D/d; F/f; G/g; H/h; J/j; K/k; L/l; M/m; N/n; P/p; Q/q; R/r; S/s; T/t; V/v; W/w; X/x; Z/z
А вообще, фонетика немецкого языка насчитывает 44 звука: 16 гласных, 3 дифтонга, 22 согласных и 3 аффрикаты.
Слово «сирень» отличается следующими особенностями:
Почему всего в слове «сирень» шесть букв? К каким отнести шестую? Это мягкий знак после «н«. Буква не относится к упомянутым выше категориям.
Два слова об орфограммах:
Встречаются и ошибки наподобие «сирен». Просто забывается мягкий знак, который необходим. Нужно же смягчать «н» в конце существительного.
Пельмени¹(поставить ударение на второй слог, поделить слово на слоги «пель» «ме» «ни», подчеркнуть гласные одной чертой) : три слога,так как в слове три гласных звука.
Как обычно, ответим на все шесть вопросов по порядку. Согласные буквы в слове «скорость»: с, к, р, с, т; здесь есть следующие согласные звуки: [с], [к], [р], [с], [т`]. Гласных букв в слове «скорость» два и следующие: о, о; гласных звуков тоже два: [о], [а].
Сделаем фонетический разбор слова «скорость».
Звуко-письменный разбор слова «скорость».
с – [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый.
к – [к] – согласный, парный глухой, парный твёрдый.
о – [о] – гласный, ударный.
р – [р] – согласный, непарный звонкий, сонорный (всегда звонкий),парный твёрдый.
о – [а] – гласный, безударный.
с – [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый.
т – [т`] –согласный, парный глухой, парный мягкий.
Теперь ответим на последние вопросы: в слове «скорость» 8 букв и 7 звуков.