реставрация фасада исторического здания
Новая жизнь старых домов: как в Москве реставрируют памятники архитектуры
Реставрация памятника архитектуры — сложный и многоэтапный процесс. В зависимости от состояния и размеров здания или сооружения она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Цель реставрации — вернуть и сохранить исторический облик объекта культурного наследия. Тот, который был изначально задуман автором проекта на момент возведения строения — 100, 200, 300 лет назад — или же сформирован на каком-то этапе его эксплуатации. В этом заключается главное отличие реставрационных работ от обычного ремонта, задача которого — поддержать текущее состояние здания.
В 2019 году в Москве отреставрировали 213 памятников архитектуры. Среди них городские усадьбы (особняки Миндовского и Каратаевой — Морозова), памятники промышленной и гражданской архитектуры (Миусское депо и прачечная Дома Наркомфина) и объекты садово-паркового искусства (беседки «Нерастанкино» и «Миловида» в музее-заповеднике «Царицыно»).
Из каких этапов состоит реставрация
Реставрация (или комплекс работ по сохранению) памятника архитектуры начинается с его первичного обследования. Для этого необходимо получить в нашем Департаменте задание на проведение работ по сохранению, а затем разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы. Они включают в себя изучение всевозможных архивных и справочных материалов, позволяющих получить информацию о строительстве и эксплуатации здания в разные временные периоды. Этим занимаются историки и искусствоведы.
Одновременно архитекторы и реставраторы проводят так называемое натурное исследование объекта. Они выезжают на место и изучают инженерные и конструктивные особенности здания, делают архитектурные обмеры и зондажи (пробные раскрытия слоев штукатурки), копают шурфы (глубокие ямы вдоль фундамента), берут пробы исторических материалов, из которых выполнены, например, какие-то элементы декора, и так далее.
Результаты полученных историко-архивных и инженерно-технологических исследований становятся отправной точкой для разработки проекта реставрации и приспособления памятника архитектуры. Он представляет собой свод методических рекомендаций по проведению работ. В нем содержится эскиз объекта, пояснительная записка с перечнем и обоснованием всех архитектурных, конструктивных и объемно-пространственных решений, необходимых для воссоздания памятника. В проекте подробно описаны этапы реставрации, а также указаны методические решения по реставрации объекта. Важной частью проекта является план приспособления исторического здания под современные нужды. Например, для размещения в нем кафе, библиотеки, музея, какого-нибудь общественного пространства и так далее.
После этого проектную документацию внимательно изучают и согласовывают специалисты Департамента. На следующем этапе определяется подрядчик, который непосредственно займется реализацией проекта. Разрешение на проведение реставрационных работ может получить организация, имеющая соответствующую лицензию на этот вид деятельности.
В Москве работают два крупных профессиональных объединения реставраторов. Это общероссийская общественная организация «Союз реставраторов России» и НП «Российская ассоциация реставраторов». В них состоят научно-исследовательские и проектные организации, а также реставрационные фирмы и индивидуальные архитекторы и реставраторы, которых привлекают для каких-то узкоспециальных работ. Например, есть реставраторы монументальной живописи, специалисты по лепному декору, мастера по позолоте и другие.
Вне зависимости от того, кому принадлежит памятник, Департамент культурного наследия города Москвы на всех этапах ведет контроль. Наши сотрудники регулярно выезжают на объекты и пристально следят за качеством производственных работ и их соответствием проекту. К примеру, в 2014 году началась масштабная реконструкция и благоустройство территории ВДНХ. На сегодняшний день комплексно отреставрированы 14 памятников архитектуры из 49, среди них павильоны № 34 «Космос», № 58 «Земледелие», № 14 «Вычислительная техника и информатика» и другие. Во время реставрации всех павильонов на ВДНХ мне приходилось посещать реставрационные площадки еженедельно.
Завершающим этапом является предоставление научно-реставрационного отчета на согласование в наш Департамент и последующая государственная приемка реставрационных работ.
Уникальные находки историков и реставраторов
Нередко еще при изучении исторических документов о памятнике архитектуры ученые делают неожиданные открытия. Они находят в архивах сведения об уникальных культурных ценностях — архитектурных элементах или декоре, которые были утрачены за годы эксплуатации здания. Так случилось со знаменитым львом на крыше особняка Анны Кекушевой на Остоженке (дом 21). О том, какой была трехметровая скульптура, установленная на кровле дома, историки знали по старым архивным фотографиям. Но вот что произошло с оригинальным львом, к сожалению, неизвестно. Поэтому реставраторам пришлось воссоздать его по имеющимся снимкам.
Процесс занял несколько месяцев. Первоначально был выполнен фор-эскиз небольшого размера из пластилина. Затем после всех этапов согласования была сделана модель из скульптурной глины, с которой в дальнейшем сняли форму и залили бетоном. С помощью бетонной модели произвели выколотку из медных листов. Далее изготовили каркас из нержавеющей стали, на котором закрепили выколоченные и сваренные медные части. В финале льва патинировали и покрыли защитным составом на основе воска. Наверх скульптуру поднимали четыре часа, после чего надежно закрепили на крыше дома при помощи огромных болтов.
Или еще пример. Скрытые керамические барельефы на здании павильона № 6 «Химия» на ВДНХ были обнаружены с помощью зондирования. Это изображения доярки с ведром для молока и свинарки, держащей поросенка на руках. О том, что исторически барельефы находились на этом месте, мы знали по архивным документам. Но считали, что они были утрачены, и планировали их воссоздавать по сохранившимся чертежам. Когда же начали демонтировать позднюю кирпичную кладку на памятнике, то обнаружили совершенно нетронутые художественные композиции 1954 года.
Другой яркий пример из истории реставрации ВДНХ — горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!», найденный в павильоне № 1 «Центральный». Уникальное панно много лет скрывалось за гипсокартонной фальшстеной в зале Мира. Конечно, было известно, что скульптор создавал этот горельеф к открытию Центрального павильона в 1954 году и что позднее — в конце 1950-х — горельеф был закрыт. Но то, что он сохранился, стало настоящим открытием для нас. Специалисты провели комплексную реставрацию. Увидеть горельеф можно будет после окончания работ в павильоне.
Как подбирают материалы при реставрации
Во время реставрации специалистам часто приходится восстанавливать утраченные элементы. Так называемая докомпоновка проводится из современных материалов. Бытует мнение, что некоторые образцы невозможно повторить. Это не так. Сегодня существует множество видов отделочных и строительных материалов, компоненты которых использовались несколько столетий назад.
Есть, правда, небольшие трудности с докомпоновкой каменных деталей. Дело в том, что камень, добытый на конкретном месторождении, уникален по своей природе. Например, многие здания в Москве, созданные в XIX и начале XX века, облицованы гранитом из рудников Карелии. Сегодня некоторые из них уже закрыты, поэтому приходится заказывать из соседних месторождений, подбирая материал, максимально близкий по структуре и внешнему виду.
Но даже добытый на разных пластах одного рудника камень отличается по структуре. Поэтому, например, для реставрации постамента памятника Горькому на площади Тверская Застава материал подбирался на камнеобрабатывающих комбинатах, где остались части партий гранита, полученные в прошлом столетии.
Технология полного воссоздания какого-то архитектурного элемента имеет свои особенности. Так, чтобы вернуть утраченные маскароны (скульптурное украшение в виде головы человека или животного), снимаются силиконовые формы с уцелевших фрагментов. Как правило, на одном здании бывает не один, а несколько маскаронов. По полученному слепку отливается копия, которая устанавливается на историческое место.
Материалы для реставрации заказываются как на российских фабриках, так и на зарубежных. К примеру, для докомпоновки сохранившейся керамики на фасаде павильона «Земледелие» на ВДНХ была произведена полихромная керамика на одном из подмосковных заводов.
В Московской области также изготовили часть фрагментов разноцветной смальты для облицовки фонтана «Каменный цветок». Остальную привезли из Академии художеств в Санкт-Петербурге, где ее заказывали и в 1954 году.
Кстати, технология производства материала была та же самая, что и более 60 лет назад. Смальту до сих пор делают, соединяя два стекла — цветное и белое. А между ними размещают прокладку из сусального золота или серебра. Для глубины и игры цвета нижний слой стекла должен быть от шести до трех миллиметров, а верхний — от 0,14 и больше. Например, для листьев цветка применялась так называемая глушеная смальта.
При восстановлении фонтана «Каменный цветок» реставраторы тщательно подбирали оттенки, чтобы они полностью соответствовали историческим. Современные образцы прикладывали к сохранившимся подлинным фрагментам на фонтане, и могу с уверенностью сказать, что они абсолютно идентичны по форме и цветам. Тем не менее у горожан возникли вопросы, почему некоторые детали фонтана (особенно зона самоцветов) оказались после реставрации гораздо ярче, чем до нее. Дело в том, что за долгие годы историческая смальта была почти полностью исчезла с постамента фонтана. А незначительные ее остатки покрылись плотным слоем налета, поэтому не выделялись на фоне бетонной конструкции. Сняв их и отчистив от загрязнений, специалисты увидели именно те цвета, что и впоследствии были воссозданы. Всего для отделки фонтана использовалось более 200 цветовых оттенков смальты.
Современная жизнь исторических зданий
В процессе реставрации памятника архитектуры важно соблюсти баланс между сохранением исторического наследия и современной функциональностью здания. При разработке и воплощении плана приспособления объекта перед реставраторами стоит очень сложная задача: вписать в историческое пространство новую функцию дома, не нарушив и не повредив подлинные детали памятника.
Обычно после реставрации в исторических зданиях размещаются школы, библиотеки, магазины, лечебные учреждения и другие социальные объекты. Например, в доме статского советника Андрея Дашкова (Дашков переулок, дом 7) работает теперь детская клиника. Здание, ставшее памятником архитектуры, было возведено в начале XIX века, в 1869-е годы в нем жил директор Румянцевского музея Василий Дашков. Бывшее Миусское трамвайное депо превратилось в гастрономический центр. В павильоне № 71 «Атомная энергия» на ВДНХ после реставрации открылся дворец госуслуг «Мои документы». Павильон № 58 «Земледелие» переоборудовали в центр славянской письменности «Слово», а в павильоне № 62 «Охрана природы» разместился Международный центр балета.
Иногда у здания уже есть определенная функция, поэтому задача реставраторов — сохранить и усовершенствовать ее. Так произошло с детской музыкальной школой имени Р.М. Глиэра. Она была открыта в 1933 году, и с тех пор в доме номер 29 на Большой Якиманке учили юных москвичей музыке. Спустя почти столетие здание изрядно обветшало и стало небезопасным для детей. Специалисты укрепили конструкции четырехэтажного дома, восстановили его исторический фасад, а внутри отремонтировали два концертных зала, фойе, коридоры и 28 учебных кабинетов. Дети во время работ занимались в другом здании.
Еще один пример удачного приспособления объекта культурного наследия под современные нужды — здание Дома-музея Тургенева на Остоженке. В прошлом году он открылся после четырех лет кропотливой проектной и реставрационной работы.
Двухэтажный деревянный дом с антресолями был построен в начале XIX века. До 1917 года в доме жила семья Ивана Тургенева. Позже в нем находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м — после расселения коммуналок — в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».
В преддверии 200-летия писателя здание комплексно отреставрировали. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажами. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей. Теперь в доме-музее хранится более 1500 экспонатов. В их числе — последний прижизненный портрет Ивана Тургенева, раритетные издания его книг и другие уникальные предметы.
Реставрация фасада здания
Выполняем реконструкцию и реставрацию фасадов в Москве и Московской области. Прайс 2021: косметические работы – от 370 руб/м2, капитальный ремонт – 1700, мокрый фасад – 1890. Допуск СРО; Гарантия – от 3 лет; Работаем с 2011 года.
Сделаем бесплатный расчёт сметы. Обращайтесь!
Открыть содержание статьи →
Навигация:
Реставрация фасада имеет отличие от ремонтных работ фасада в первую очередь статусом здания. Если фасад сооружения находится под охраной КГИОП, в таком случае речь идет о реставрации. В случае, когда отсутствует охрана КГИОП, то проводят обычный ремонт фасада.
При реставрировании фасада памятника архитектуры могут возникнуть сложности, поэтому это не быстрый и не легкий процесс восстановления. Вся реставрационная деятельность без исключения осуществляется в строгом согласовании с планом по восстановлению фасада, предусматривающим использовать соответствующие технологии.
В реставрации фасада есть два ключевых вида восстановительных работ: косметический и капитальный.
Косметическая реставрация
Любая реставрация стен начинается с подготовительных работ. На этом этапе необходимо выявить и устранить все дефекты, которые привели к повреждению фасада и могут негативно сказаться на его состоянии в дальнейшем. До начала основных работ мастера выполняют очистку и герметизацию межпанельных швов, проверяют целостность утеплителя, счищают старую облицовку.
В косметические работы входит:
Для фасадов подбирается специальная краска. Она имеет высокую устойчивость к перепадам температур, повышенной влажности и воздействию ультрафиолетовых лучей. Такое покрытие не выгорает на солнце, не растрескивается и год за годом сохраняет свой привлекательный внешний вид. Подробнее здесь
Пример косметического ремонта
В 2016 году мы делали ремонт фасада здания общей площадью 2010 м2. Дом расположен на одном из главных инфраструктурных объектов столицы – Садовом Кольце (ул. Садовая-Кудринская).
Состав работ по косметическому ремонту:
Работы выполнены бригадой промышленных альпинистов, без строительных лесов. Финишный слов – высокоэластичная краска Feidal Einphasen Elast Fassadenfarbe
Фотографии до и после
Капитальная реставрация фасада
Капитальная реставрация фасада предусматривает намного больший объем работ.
На подготовительном этапе необходимо выполнить:
При реконструкции фасада жильцам дома или работникам офисного здания нет необходимости куда-то временно переезжать. Но если речь идет о многоквартирном доме, то ремонт его фасадной части может быть начат только после согласования со всеми владельцами расположенного в нем жилья. Список работ и используемые материалы предварительно утверждаются на собрании собственников квартир, где они вносят свои предложения или принимают уже имеющиеся путем голосования.
Шумные работы разрешено проводить только в период с 9:00 до 19:00. Они прекращаются в выходные и праздничные дни. Из-за этого жильцам дома нужно быть готовым, что ремонт фасада может затянуться на несколько месяцев.
Капремонт фасада включает следующие виды работ:
Пример капитального ремонта фасада здания
2016 год. 3-х этажное административное здание, по адресу г. Москва, Вознесенский переулок (ЦАО).
Проделанные работ:
Заказчик остался доволен, вот его отзыв.
Механическим способом удалены все отслаивающиеся и поврежденные слои. После подготовительных работ произведено армирование штукатурно-клеевым составом Кнауф. Облицовка выполнена полимерной декоративной штукатуркой Bayramix.
Сопровождающие документы
Согласно утвержденным нормативам, косметическую реставрацию рекомендуют выполнять не реже 1 раза в 5 лет. Капитальная выполняется раз в 10 лет. Но, разумеется, все зависит от разновидности материалов и состояния стен.
Материалы должны строго соответствовать требованиям ГОСТов и СНиП:
Этапы работ
Реставрация или ремонт фасадов начинается только после тщательного обследования здания. Виды выполняемых работ будут зависеть от множества факторов, среди которых архитектурные особенности сооружения, разновидность облицовочных материалов и их состояние, желаемый результат и размеры выделяемого заказчиком бюджета.
Реставрацию фасада дома можно разделить на несколько этапов:
Это далеко не полный перечень индивидуальных работ. При капитальной реставрации могут использоваться металлоконструкции для усиления стен, торкретирование. Часто такие работы необходимы при облицовке мрамором или гранитом.
Технологии
Технология реставрации фасада подбирается в зависимости от разновидности отделочного материала и состояния стен. Для снятия загрязнений с поверхности наружных стен могут использоваться пескоструйные аппараты. Благодаря подаче смеси песка и соды под давлением можно оперативно убрать износившуюся штукатурку или краску. Такая методика подходит даже для конструкций из металла.
Вид отделки фасада
Технология выполнения работ
Фасад со штукатурной отделкой
Реставрация фасадов со штукатурной отделкой включает:
Восстановление фасадов из кирпича предусматривает работу со швами, заполненными скрепляющим раствором. Они могут деформироваться под воздействием влаги или других внешних факторов. Это приводит к повышению теплопотерь здания и ухудшению его эстетического вида. Восстановление кирпичного фасада включает:
Ремонт вентилируемых фасадов может предусматривать покраску панелей, замену отдельных из них вместе с крепежами или полную замену большей части облицовки, элементов и утеплителей. Основной перечень работ:
Исторический фасад
Реставрация исторического фасада – один из самых сложных видов работ. Одной из проблем, с которой придется столкнуться, является составление требуемой документации и оформление соответствующих разрешений. Реконструкция исторического фасада подпадает под регулирование большого количества нормативных и правовых актов.
Перед началом работ необходимо провести:
При оформление колористического паспорта обязательно необходимо открытия ордера ОАТИ. Без него выполнение любых фасадных работ на территории Москвы запрещено.
Редкий вид: пять примеров реставрации исторических зданий в Москве
Сохранение исторического наследия — один из основополагающих принципов градостроительной политики. Москва — не исключение, хотя скандалы из-за сноса исторических зданий в столице разгораются регулярно. Частные инвесторы вкладывают большие деньги в реставрацию объектов-памятников и приспособление их под современные потребности. Чаще всего в рамках таких проектах в центре города возводится элитное жилье, что существенно повышает капитализацию объектов.
Рассказываем, какие проекты появляются после реконструкции исторических зданий в центре Москвы.
Дом Наркомфина
Один из новых примеров — дом Наркомфина на Новинском бульваре, знаменитый памятник конструктивизма, реконструкция которого завершена в этом году. Здание было построено по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса в 1928–1930-х годах. Экспериментальный дом для работников Народного комиссариата финансов СССР возводился с применением новых на тот момент технологий. Это был первый в СССР жилой дом на каркасе из железобетона.
За почти вековое существование дома Наркомфина в нем ни разу не проводился капитальный ремонт. В 2004 году Всемирный фонд памятников включил дом-коммуну в список 100 памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения. Здание многие годы находилось в плачевном состоянии, к реставрации объекта не могут приступить из-за множества собственников. После консолидации прав собственности в руках единого юрлица в 2016 году был разработан проект реставрации. Главным архитектором проекта стал внук архитектора Моисея Гинзбурга — Алексей Гинзбург.
После реконструкции историческое здание стало элитным жилым комплексом на 44 двухуровневые квартиры с высотой потолков 7 м. В здании сохранена оригинальная планировка с коридорной системой. На придомовой территории появится благоустроенный сад, на крыше дома — зона отдыха для жильцов.
«Театральный Дом»
В результате реставрации исторического здания на пересечении Поварской улицы, Мерзляковского и Хлебного переулков появился элитный комплекс «Театральный Дом». Здание в стиле неоклассицизма было построено по проекту архитектора Н. Д. Струкова. В 1897 году в доме располагался театр Немчинова, с 1905 года помещение в нем арендовал Константин Станиславский для своей театральной студии. Позже — в советское время — тут были жилые и административные помещения.
Главные фасады комплекса воссозданы в первоначальном виде, восстановлены декоративные элементы и карнизы, стены во внутреннем дворе декорированы панно в стиле ар-нуво эпохи русского модерна. Подъезды украшают репродукции театральных афиш и копии картин ярких представителей стиля модерн в искусстве — Альфонса Мухи и Эдгара Дега. В оформлении входных групп использованы люстры из богемского стекла, дубовые двери с витражным остеклением. Всего в элитном комплексе 129 апартаментов, на верхних этажах они имеют собственные террасы.
Шереметьевское подворье
В Шереметьевском подворье на Никольской улице рядом к Кремлем в результате реставрации памятника культурного наследия появился комплекс с апартаментами премиум-класса St.Nickolas. Пятиэтажное здание было построено в конце XIX века по заказу графа Сергея Шереметева известным архитектором Александром Мейснером как доходный дом.
Проект реновации разработало архбюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». В здании по оригинальным образцам восстановлены фасады, лепные элементы и утраченные архитектурные детали, также отреставрированы парадные лестницы, несущие стены и своды Монье, оконные проемы, кирпичная кладка и колонны. В результате в комплексе разместился 41 апартамент.
Дом со львами
Не все исторические объекты в результате реставрации переделывают в жилье. Так, известный дом со львами на Пятницкой — особняк усадьбы фон Рекк — был реконструирован на средства федерального бюджета. В 2012 году памятник культуры федерального значения был передан Министерству энергетики России. В 2017 году по итогам голосования москвичей на сайте «Активный гражданин» объект был признан лучшим из проектов реставрации в столице.
Особняк был построен в 1897 году по проекту архитектора Сергея Шервуда. Заказчиком выступила Вильгельмина Рекк — жена главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. Это здание украшено лепниной, монументальным портиком, колоннами и парадным окном с двумя кариатидами. В левой его части — башня восьмиугольной формы с круглыми окнами и чешуйчатым куполом. Внутри здания воссоздано несколько парадных залов — зеркальный, мавританский, барочный, музыкальный, проходной. В результате реставрации особняка была восстановлена лепнина, в здании обновлены окна, двери и паркет, гипсовый декор с золочением и серебрением, а также росписи под куполом в одном из парадных залов.
Реконструкция здания ГЭС-2
Помимо жилых исторических зданий, в Москве реконструируют и знаковые промышленные объекты, приспосабливая их под современное использование. В этом году в центре Москвы на Болотной площади в здании бывшей ГЭС-2 должна закончиться реконструкция — здесь появится Центр современного искусства. Концепцию реконструкции промобъекта разработало архбюро Renzo Piano Building Workshop по заказу фонда V–A–C.
После реконструкции площадь здания составит более 40 тыс. кв. м, выставочные залы займут около 17 тыс. кв. м, также здесь предусмотрены концертные и театральные залы, библиотека, кафе и рестораны. Комплекс будет состоять из пяти частей: фронтальное и основное здания, правый и левый ризалиты и актовый зал. В подвальном этаже разместят выставочные пространства с естественным освещением и мастерские художественного производства «Своды». Помимо выставок, в бывшей ГЭС будут проходить лекции, концерты, театрализованные постановки и кинопоказы.