Продувка турбины что такое

Основы турбонаддува. Часть 2

Что такое Trim.

Trim это общепринятый термин, используемый при описании турбинного или компрессорного колеса турбины. Например, вы часто могли слышать фразу «У меня стоит турбина GT2871R с 56 Trim». Так что же это такое? Trim это величина, показывающая соотношение между индюсером (inducer) и эксдюсером (exducer) турбинного или компрессорного колеса. Еще более точно, это соотношение их площадей.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Например:
Турбина GT2871R (Garrett part number 743347-2) имеет компрессорное колесо с:
Диаметр индюсера: 53.1мм
Диаметр эксдюсера: 71.0мм

Таким образом Trim для него будет:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Trim крыльчатки, как компрессора, так и турбины напрямую влияет на ее производительность. Чем больше величина trim тем, как правило, больший поток воздуха может пройти через крыльчатку.

Что значит A/R хаузинга(улитки)

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Значение A/R имеет разное влияние на производительность турбинной части и компрессорной.

A/R компрессора практически не влияет на его производительность. Как правило, хаузинги с большим A/R применяются для оптимизации отдачи в приложениях с малым наддувом, а хаузинги с меньшим A/R компрессора используются для больших значений наддува.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Также при выборе A/R следует принимать во внимание эффективность всего выпускного тракта после турбины. Использование прямоточных выхлопных систем большого сечения позволяет использовать чуть меньший А/Р турбины и при той же пиковой мощности получить более ранний выход на наддув.

Виды выпускных коллекторов и их влияние.

В основном все турбоколлекторы делятся на два типа: литые log-style и трубные сварные:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое
Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Дизайн турбоколлектора довольно сложный процесс т.к. очень много факторов должно быть принянто во внимание. Ниже приведены общие советы для достижения максимальной производительности:

— Старайтесь использовать максимально возможный радиус поворотов, т.к. как каждый крутой изгиб ранера поглощает часть полезной энергии потоков газа.
— Добивайтесь равной длины ранеров для избежания перекрестного наложения выхлопных импульсов.
— Избегайте резких изменений сечения
— В сводах ранеров избегайте резких углов для сохранения направления и скорости потока
— Для лучшей отзывчивости турбины избегайте больших объемов коллектора, для большей пиковой мощности, наоборот, может быть использован больший объем коллектора
— Оптимально выбирайте длину ранеров и объем коллектора в зависимости от объема мотора и диапазона оборотов на которых необходимо получить наилучшую отдачу

Литые коллектора чаще всего применяются в заводских гражданских компоновках, в то время как сварные трубные коллекторы чаще применяются в спортивных вариантах моторов. Оба вида имеют свои достоинства и недостатки.

Литые коллекторы обычно весьма компактны и более дешевы при массовом производстве.

Трубные коллекторы могут быть изготовлены в малых сериях или единичных экземплярах для конкретного случая и не требуют такой сложной предварительной организации производства как литые. Правильно разработанный и изготовленный трубный коллектор обеспечивает длительный срок эксплуатации и значительное улучшение производительности по сравнению с литым log-style коллектором.

Твинскрольные коллекторы

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое
Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Назначение такой конструкции в разделении цилиндров, чьи рабочие циклы могут пересекаться между собой и для лучшего использования выхлопного импульса каждого цилиндра.

Наример, на 4-х цилиндровом моторе с порядком работы цилиндров 1-3-4-2, цилиндр #1 начинает свою фазу выпуска пока еще не закончена выпускная фаза в цилиндре #2, и его выпускной клапан открыт, а в зависимости от величины перекрытия, в этот момент может быть открыт и впускной клапан цилиндра #2. В нетвинскрольном коллекторе импульс высокого давления из цилиндра #1, попав в коллектор, сбивает течение потока цилиндра #2 не позволяя ему хорошо продуться в своей начальной стадии впуска. Также при этом, сам поток из цилиндра #1 теряет часть своей энергии.

Пример твинскрольного турбинного хаузинга:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Более эффективное использование энергии выхлопных газов в твинскрольных системах ведет к улучшению отзывчивости турбины на малых оборотах и большей мощности на больших.

Степень сжатия турбомоторов.

Основными факторами, вызывающими детонацию являются:

Теперь, когда мы разобрались с общими факторами связанными с детонацией, поговорим о степени сжатия. Степень сжатия (СЖ) определена как:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

СЖ заводских моторов будет разной для атмосферного и турбомотора. Например стоковый мотор Honda S2000 имеет СЖ равную 11.1:1, в то время как турбомотор Subaru WRX имеет СЖ 8.8:1.

Существует много факторов влияющих на максимально допустимую СЖ. Нет одного простого ответа какой она должна быть. В общем случае, СЖ должна быть выбрана максимально возможной для предотвращения детонации, с одной стороны, и обеспечения максимального КПД двигателя, с другой. Факторами влияющими на выбор СЖ в каждом конкретном случае являются: октановое число применяемого топлива, давление наддува, температура воздуха в предполагаемых режимах эксплуатации, форма камеры сгорания, фазы клапанного механизма и противодавление в коллекторе.
Многие современные атмосферные моторы имеют хороший дизайн камеры сгорания и большую стойкость к детонации, что при правильной настройке блока управления позволяет устанавливать на них турбонаддув не меняя заводскую степень сжатия.

Что такое AFR или соотношение воздух/топливо.

При обсуждении вопроса настройки двигателя, выбраный AFR, наверное, наиболее часто встречающийся вопрос. Правильный AFR имеет крайне высокое влияние на общую производительность и надежность мотора и его компонентов.
AFR определен как соотношение количества воздуха зашедшего в цилиндр к количеству зашедшего в него топлива. Стехиометрическая смесь это смесь при которой происходит полное сгорание топлива. Для бензиновых двигателей стехиометрией является соотношение 14.7:1. Это означает что на каждую часть топлива приходится 14.7 частей воздуха.

Что означают понятия «бедная» и «богатая» смесь? Более низкие значения AFR означают меньшее количество воздуха относительно топлива и такая смесь называется богатой. Аналогично, большие значения AFR означают больше воздуха относительно топлива и называются бедной смесью.

Например:
15.0:1 = бедная
14.7:1 = стехиометрическая
13.0:1 = богатая

Реально при настройке существует три способа борьбы с детонацией:
— уменьшение давление наддува
— обогащение смеси
— использование более позднего зажигания.

Задачей настройщика является поиск наилучшего баланса этих трех параметров для получения максимальной отдачи и ресурса турбомотора.

По материалам Garrett TurboTech.
Перевод и адаптация Oleg Coupe (TurboGarage)
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.

Источник

Основы турбонаддува

Основные принципы работы турбодвигателя.

Каким же образом турбокомпрессор позволит нам получить больше воздуха в цилиндрах нашего мотора? Давайте взглянем на приведенную ниже диаграмму:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Tech101_turbo.jpg» title=»Tech101_turbo.jpg»/>

Рассмотрим основные этапы прохождения воздуха в двигателе с турбокомпрессором:

Схема внутреннего устройства турбокомпрессора:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Cutaway.jpg» title=»Cutaway.jpg»/>

В зависимости от конкретного мотора и его компоновки под капотом, турбокомпрессор может иметь дополнительные встроенные элементы, такие как Wastegate и Blow-Off. Рассмотрим их подробнее:

Blow-off

Wastegate:

Представляет собой механический клапан установленный на турбинной части или на выпускном коллекторе и обеспечивающий контроль за создаваемым турбокомпрессором давлением. Некоторые дизельные моторы используют турбины без вейстгейтов. Тем не менее, подавляющее большинство бензиновых моторов обязательно требуют его наличия. Основной задачей вейстгейта является обеспечивать выхлопным газам возможность выхода из системы в обход турбины. Пуская часть газов в обход турбины, мы контролируем количество энергии газов, которое уходит через вал на компрессор и, тем самым, управляем давлением наддува, создаваемым компрессором. Как правило, вейстгейт использует давление наддува и давление встроенной пружины, что бы контролировать обходной поток выхлопных газов.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»InternalWG.jpg» title=»InternalWG.jpg»/>
Встроенный вейстгейт состоит из заслонки, встроенной в турбинный хаузинг (улитку), пневматического актуатора, и тяги от актуатора к заслонке.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»ExternalWG.jpg» title=»ExternalWG.jpg»/>
Внешний гейт представляет собой клапан, устанавливаемый на выпускной коллектор до турбины. Преимуществом внешнего гейта является то, что сбрасываемый им обходной поток может быть возвращен в выхлопную систему далеко от выхода из турбины или вообще сброшен в атмосферу на спортивных автомобилях. Все это ведет к улучшению прохождения газов через турбину ввиду отсутствия разнонаправленных потоков в компактном объеме турбинного хаузинга.

Водяное и масляное обеспечение:

Шарикоподшипниковые турбины Garrett требуют значительно меньше масла чем втулочные аналоги. Поэтому установка маслянного рестриктора на входе в турбину крайне рекомендована, если давление масла в вашей системе превышает 4 атм. Слив масла должен быть заведен в поддон выше уровня масла. Поскольку слив масла из турбины происходит естественным путем под действием гравитации, крайне важно, чтобы центральный картридж турбины был ориентирован сливом масла вниз.

Частой причиной выхода из строя турбин является закоксовка маслом в центральном картридже. Быстрая остановка мотора после больших продолжительных нагрузок ведет к теплообмену между турбиной и нагретым выпускным коллектором, что в отсутствии притока свежего масла и поступления холодного воздуха в компрессор ведет к общему перегреву картриджа и закоксовке имеющегося в нем масла.

Для минимизации этого эффекта турбины снабдили водяным охлаждением. Водные шланги обеспечивают эффект сифона снижая температуру в центральном картридже даже после остановки двигателя, когда нет принудительной циркуляции воды. Желательно также обеспечить минимум неравномерности по вертикали линии подачи воды, а также несколько развернуть центральный картридж вокруг оси турбины на угол до 25 градусов.

Выбор турбины.

Правильный подбор турбины является ключевым моментом в постройке турбомотора и основан на многих вводных данных. Самым основным фактом выбора является требуемая от мотора мощность. Важно также выбирать эту цифру максимально реалистично для вашего мотора. Поскольку мощность мотора зависит от количества топливовоздушной смеси, которая через него проходит за единицу времени, определив целевую мощность, мы приступим к выбору турбины способной обеспечить необходимый для этой мощности поток воздуха.

Другим крайне важным фактором выбора турбины является скорость ее выхода на наддув и минимальные обороты двигателя, на которых это происходит. Меньшая турбина или меньший горячий хаузинг позволяют улучшить эти показатели, но максимальная мощность при этом будет снижена. Тем не менее, за счет большего рабочего диапазона работы двигателя и быстрого выхода турбины на наддув при открытии дросселя в целом результат может быть значительно лучше, чем при использовании большей турбины с большой пиковой мощностью, но в узком верхнем диапазоне работы мотора.

Втулочные и шарикоподшипниковые турбины.

Втулочные турбины были самыми распространенными в течение долгого времени, тем не менее, новые и более эффективные шарикоподшипниковые турбины используются все чаще. Шарикоподшипниковые турбины появились как результат работы Garrett Motorsport во многих гоночных сериях.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Ball_brg.jpg» title=»Ball_brg.jpg»/>
Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Journa_brg.jpg» title=»Journa_brg.jpg»/>

Отзывчивость турбины на дроссель в значительной степени зависит от конструкции центрального картриджа. Шарикоподшипниковые турбины Garrett обеспечивают на 15% более быстрый выход на наддув относительно их втулочных аналогов, снижая эффект турбо-ямы и приближая ощущение от турбо-мотора к атмосферному большеобъемнику.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Tech101_speed.jpg» title=»Tech101_speed.jpg»/>

Шарикоподшипниковые турбины также требуют значительно меньшего потока масла через картридж для смазки подшипников. Это снижает вероятность утечек масла через сальники. Такие турбины менее требовательны к качеству масла и менее склонны к закоксовке после глушения двигателя.

Термин Trim.

Trim это общепринятый термин, используемый при описании турбинного или компрессорного колеса турбины. Например, вы часто могли слышать фразу У меня стоит турбина GT2871R с 56 Trim. Так что же это такое? Trim это величина, показывающая соотношение между индюсером (inducer) и эксдюсером (exducer) турбинного или компрессорного колеса. Еще более точно, это соотношение их площадей.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»tech102_wheels.jpg» title=»tech102_wheels.jpg»/>

Например:
Турбина GT2871R (Garrett part number 743347-2) имеет компрессорное колесо с:
Диаметр индюсера: 53.1мм
Диаметр эксдюсера: 71.0мм

Таким образом Trim для него будет:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»formula_1.gif» title=»formula_1.gif»/>

Trim крыльчатки, как компрессора, так и турбины напрямую влияет на ее производительность. Чем больше величина trim тем, как правило, больший поток воздуха может пройти через крыльчатку.

Понятие A/R хаузинга

A/R (Area/Radius) описывает геометрическую характеристику компрессорного или турбинного хаузинга. Технически A/R означает отношение сечения канала хаузинга, деленое на расстояние от центра вала до центра этого сечения:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»HSGAR.gif» title=»HSGAR.gif»/>

Значение A/R имеет разное влияние на производительность турбинной части и компрессорной.

A/R компрессора практически не влияет на его производительность. Как правило, хаузинги с большим A/R применяются для оптимизации отдачи в приложениях с малым наддувом, а хаузинги с меньшим A/R компрессора используются для больших значений наддува.

A/R турбины, наоборот, значительно влияет на ее производительность, определяя ее способность пропустить тот или иной поток воздуха. Использование меньшего A/R увеличивает скорость потока в турбинном хаузинге, приходящего на турбинное колесо. Это дает возможность увеличить отдачу турбины на низких нагрузках, приводит к более быстрому отклику на дроссель и снижает значение минимальных оборотов двигателя, требуемых для выхода турбины на рабочий наддув. Тем не менее, меньший A/R приводит к тому, что газ попадает на крыльчатку практически по касательной, что уменьшает максимальный поток газа который турбинное колесо способно пропустить. Это также увеличивает подпор газа перед турбиной, ухудшает продувку мотора на высоких оборотах, повышает EGT и как результат всего этого снижает максимальную пиковую мощность.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»TiALvsCast.jpg» title=»TiALvsCast.jpg»/>

Также при выборе A/R следует принимать во внимание эффективность всего выпускного тракта после турбины. Использование прямоточных выхлопных систем большого сечения позволяет использовать чуть меньший А/Р турбины и при той же пиковой мощности получить более ранний выход на наддув.

Виды выпускных коллекторов и их влияние

В основном все турбоколлекторы делятся на два типа: литые log-style и трубные сварные:
Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Cast_log_style_enlarged.jpg» title=»Cast_log_style_enlarged.jpg»/>

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Welded_tubular_turbocharger.jpg» title=»Welded_tubular_turbocharger.jpg»/>

Дизайн турбоколлектора довольно сложный процесс т.к. очень много факторов должно быть принянто во внимание. Ниже приведены общие советы для достижения максимальной производительности:

— Старайтесь использовать максимально возможный радиус поворотов, т.к. как каждый крутой изгиб ранера поглощает часть полезной энергии потоков газа.
— Добивайтесь равной длины ранеров для избежания перекрестного наложения выхлопных импульсов.
— Избегайте резких изменений сечения
— В сводах ранеров избегайте резких углов для сохранения направления и скорости потока
— Для лучшей отзывчивости турбины избегайте больших объемов коллектора, для большей пиковой мощности, наоборот, может быть использован больший объем коллектора
— Оптимально выбирайте длину ранеров и объем коллектора в зависимости от объема мотора и диапазона оборотов на которых необходимо получить наилучшую отдачу

Литые коллектора чаще всего применяются в заводских гражданских компоновках, в то время как сварные трубные коллекторы чаще применяются в спортивных вариантах моторов. Оба вида имеют свои достоинства и недостатки.

Литые коллекторы обычно весьма компактны и более дешевы при массовом производстве.

Трубные коллекторы могут быть изготовлены в малых сериях или единичных экземплярах для конкретного случая и не требуют такой сложной предварительной организации производства как литые. Правильно разработанный и изготовленный трубный коллектор обеспечивает длительный срок эксплуатации и значительное улучшение производительности по сравнению с литым log-style коллектором.

Твинскрольные коллекторы

Твинскольный коллектор может быть как литым так и сварным трубным и используется в паре с соответствующим твинскольным турбинным хаузингом.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Cast_Twin.jpg» title=»Cast_Twin.jpg»/>

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»Welded_Twin.jpg» title=»Welded_Twin.jpg»/>

Назначение такой конструкции в разделении цилиндров, чьи рабочие циклы могут пересекаться между собой и для лучшего использования выхлопного импульса каждого цилиндра.

Наример, на 4-х цилиндровом моторе с порядком работы цилиндров 1-3-4-2, цилиндр #1 начинает свою фазу выпуска пока еще не закончена выпускная фаза в цилиндре #2, и его выпускной клапан открыт, а в зависимости от величины перекрытия, в этот момент может быть открыт и впускной клапан цилиндра #2. В нетвинскрольном коллекторе импульс высокого давления из цилиндра #1, попав в коллектор, сбивает течение потока цилиндра #2 не позволяя ему хорошо продуться в своей начальной стадии впуска. Также при этом, сам поток из цилиндра #1 теряет часть своей энергии.

Пример твинскрольного турбинного хаузинга:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»divided_turbine.jpg» title=»divided_turbine.jpg»/>

Более эффективное использование энергии выхлопных газов в твинскрольных системах ведет к улучшению отзывчивости турбины на малых оборотах и большей мощности на больших.

Степень сжатия турбомоторов.

Основными факторами, вызывающими детонацию являются:

Теперь, когда мы разобрались с общими факторами связанными с детонацией, поговорим о степени сжатия. Степень сжатия (СЖ) определена как:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое

СЖ заводских моторов будет разной для атмосферного и турбомотора. Например стоковый мотор Honda S2000 имеет СЖ равную 11.1:1, в то время как турбомотор Subaru WRX имеет СЖ 8.8:1.

Существует много факторов влияющих на максимально допустимую СЖ. Нет одного простого ответа какой она должна быть. В общем случае, СЖ должна быть выбрана максимально возможной для предотвращения детонации, с одной стороны, и обеспечения максимального КПД двигателя, с другой. Факторами влияющими на выбор СЖ в каждом конкретном случае являются: октановое число применяемого топлива, давление наддува, температура воздуха в предполагаемых режимах эксплуатации, форма камеры сгорания, фазы клапанного механизма и противодавление в коллекторе.
Многие современные атмосферные моторы имеют хороший дизайн камеры сгорания и большую стойкость к детонации, что при правильной настройке блока управления позволяет устанавливать на них турбонаддув не меняя заводскую степень сжатия.

Обычной практикой при турбировании атмосферных моторов является увеличение мощности на 60-100% относительно заводской. Тем не менее, для значительных значений наддува требуется уменьшение заводской СЖ.

AFR или соотношение воздух/топливо.

При обсуждении вопроса настройки двигателя, выбраный AFR, наверное, наиболее часто встречающийся вопрос. Правильный AFR имеет крайне высокое влияние на общую производительность и надежность мотора и его компонентов.
AFR определен как соотношение количества воздуха зашедшего в цилиндр к количеству зашедшего в него топлива. Стехиометрическая смесь это смесь при которой происходит полное сгорание топлива. Для бензиновых двигателей стехиометрией является соотношение 14.7:1. Это означает что на каждую часть топлива приходится 14.7 частей воздуха.

Что означают понятия бедная и богатая смесь? Более низкие значения AFR означают меньшее количество воздуха относительно топлива и такая смесь называется богатой. Аналогично, большие значения AFR означают больше воздуха относительно топлива и называются бедной смесью.

Например:
15.0:1 = бедная
14.7:1 = стехиометрическая
13.0:1 = богатая

Реально при настройке существует три способа борьбы с детонацией:
— уменьшение давление наддува
— обогащение смеси
— использование более позднего зажигания.

Задачей настройщика является поиск наилучшего баланса этих трех параметров для получения максимальной отдачи и ресурса турбомотора.

Компрессорные карты

Для начала обозначим и разъясним некоторые термины, с которыми нам придется столкнуться в этой статье:

Понятие абсолютного и относительного давления.

Под абсолютным давлением мы будем понимать давление относительно полного вакуума. Соответственно оно может быть только больше или равным нулю. На Земле на уровне моря оно принято равным одной атмосфере или 1атм.

Под относительным давлением мы будем понимать давление относительно атмосферного. Соответственно оно может быть как положительным так и отрицательным, в зависимости от того больше или меньше оно чем атмосферное.

Составляющие компрессорной карты

Компрессорная карта это график, описывающий конкретные характеристики компрессора в различных режимах его работы. Среди этих характеристик мы разберем: эффективность компрессора, диапазон массового расхода воздуха, возможности работы на разных давлениях наддува, а так же скорость вращения вала турбины.

Ниже приведена типичная компрессорная карта с названиями ее составляющих.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»3076map.jpg» title=»3076map.jpg»/>

Рассмотрим их по порядку:

По вертикальной оси у нас расположен Pressure Ratio, или соотношение давлений, величина, описываемая как отношение абсолютного давления на выходе из компрессора к абсолютному давлению на его входе:

*Очень грубо говоря эта величина просто показывает во сколько раз компрессор сжал воздух.

Как рассчитать Pressure Ratio: К примеру мы хотим рассмотреть ситуацию работы компрессора при 0.7 атм наддува в коллекторе. Для начала вспомним что наддув это относительное давление, а мы везде оперируем только абсолютным. Поэтому сразу добавляем к нему 1.0 атмосферного давления и дальше имеем в виду что у нас 1.7атм абсолютного давления в коллекторе

. В нашем случае, при нормальном атмосферном давлении на входе в турбину, соотношение давлений будет таким:

PR = Pcr/Pin = 1.7/1.0 = 1.7

Но на самом деле все несколько сложнее. В виду наличия в системе воздушного фильтра давление на входе в компрессор, как правило, несколько меньше атмосферного. В зависимости от размера и качества фильтра оно может быть меньше на 0.02-0.10атм. Допустим у нас оно меньше атмосферного на 0.05атм.

Тогда наша формула приобретет следующий вид:

PR = 1.7/(1.0-0.05) = 1.7 / 0.95 = 1.79

В случае спортивной машины без воздушного фильтра, мы можем принять наш делитель всегда равным единице и просто считать PR = 1 + ДавлениеНаВыходе.

Air Flow или расход воздуха

По горизонтальной оси у нас расположен массовый расход воздуха.

Это величина, показывающая, массу воздуха, проходящую за единицу времени через компрессор и, соответственно, дальше через двигатель. Исторически это величина на компрессорных картах выражается в lb/min или по-русски в фунтах воздуха за минуту времени. Фунт это 0.45кг, а минута это 60 секунд 🙂

Поскольку, как мы уже проходили, мощность двигателя напрямую зависит от количества топливо-воздушной смеси которая проходит через него, массовый расход, это, одна из главных характеристик которую мы можем получить, изучая компрессорную карту. При прохождении через мотор 1 фунта воздуха в минуту, современные моторы вырабатывает в среднем 9-11 лошадиных сил мощности. Соответственно даже беглый взгляд на компрессорную карту может нам сказать, на какую потенциальную мощность мы можем рассчитывать с этой турбиной. На приведенном выше примере, область работы компрессора заканчивается примерно на 52 фунтах, соответственно эту турбину грубо можно сразу оценить на 500лс.

Граница Surge

Граница Surge это крайняя левая линия компрессорной карты. Работа компрессора левее этой границы, т.е. за пределами обозначенной компрессорной картой, связанна с нестабильностью воздушного потока, всплесками и провалами наддува. Длительная работа компрессора в таком режиме приводит к преждевременному выходу его из строя в виду большой переменной нагрузки на подшипники и крыльчатку компрессора.

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»3076Surge.jpg» title=»3076Surge.jpg»/>

Турбина может попасть в режим Surge в одном из двух случаев.

Еще одним способом, помогающим снизить вероятность попадания компрессора в зону Surge является использование компрессорного хаузинга с так называемым Ported Shroud. Фактически это обводные воздушные каналы, встроенные в компрессорный хаузинг:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»AntiSurge.jpg» title=»AntiSurge.jpg»/>

Благодаря этим каналам удается сместить границу Surge левее по компрессорной карте, за счет того что часть воздуха может выйти из компрессора назад во впуск. Это позволяет при прочих равных использовать больший компрессор на меньшей турбинной части без возникновения эффекта Surge. Ниже приведено сравнение двух компрессорных карт: с обычным компрессорным хаузингом и со встроенными обводными каналами:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»AntiSurgeMap.jpg» title=»AntiSurgeMap.jpg»/>

Видно, что есть довольно значительная область карты красного цвета, которая является рабочей для турбины с портированным компрессорным хаузингом, но при этом находится левее границы Surge карты синего цвета, соответствующей обычному хаузингу.

Как это выглядит в реальной жизни? Ниже приведено фото двух турбин 30й серии, первая 3071 без Ported Shroud, вторая 3076 с заводским Ported Shroud

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»_GT3071R.jpg» title=»_GT3071R.jpg»/>

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»_GT30R.jpg» title=»_GT30R.jpg»/>

Так же бывает возможность доработки заводского компрессорного хаузинга под Ported Shroud, если с завода он не был изготовлен. Например в случае GT3582R это выглядит так:

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»GT35R.jpg» title=»GT35R.jpg»/>

Посмотрим еще раз на нашу компрессорную карту и рассмотрим последние три составляющих:
Предельная граница эффективности, Зоны эффективности компрессора и Скорость вращения турбины

Продувка турбины что такое. Смотреть фото Продувка турбины что такое. Смотреть картинку Продувка турбины что такое. Картинка про Продувка турбины что такое. Фото Продувка турбины что такое‘); w.show();» alt=»3076map.jpg» title=»3076map.jpg»/>

Предельная граница эффективности компрессора

Как линия Surge ограничивает карту слева, так граница эффективности ограничивает ее справа. Garrett на своих картах указывает область работы компрессора до 60-58% эффективности. Все, что находится правее этой границы, будет иметь эффективность ниже 58% и использование компрессора в этой области теряет смысл. За этим пределом начинается неоправданно большой нагрев сжимаемого компрессором воздуха, а скорость вращения турбины выходит за допускаемые производителем значения.

Зоны эффективности компрессора

Мы видим концентрические замкнутые линии, расходящиеся из центральной области карты. Возле каждой такой линии подписано значение эффективности компрессора внутри области очерченной этой линией. Самая маленькая область в центральной части соответствует максимально возможной эффективности компрессора. По мере удаления от центра мы будем попадать в области все меньшей и меньшей эффективности пока не упремся либо в предел по Surge слева, либо в предел по производительности справа.

Скорость вращения турбины

Линии, обозначенные на карте как скорость вращения турбины, показывают с какой скоростью будет вращаться вал турбины в этой области. Значения выражаются в оборотах вала за минуту времени. С ростом скорости вращения турбины у нас увеличивается давление и/или расход воздуха через компрессор. Как видно, эти линии начинают сходиться в области границы зоны эффективности и, как уже было сказано выше, за пределами этой области скорость вращения турбины быстро увеличивается за пределы допустимого.

На этом мы заканчиваем рассмотрение компрессорной карты и теперь, понимая что на ней изображено, в следующей главе мы перейдем к изучению процесса подбора турбины под конкретный мотор.

По материалам Garrett TurboTech.
Перевод и адаптация Oleg Coupe (TurboGarage)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *