Проблема социальной философии в чем сущность

Проблемы социальной философии

Значение ценностей и самосознания индивида в социальной философии. Проблемы взаимодействия общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей. Главные опасности, таящиеся в современном социальном развитии.

РубрикаФилософия
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления14.12.2015
Размер файла17,2 K

Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть фото Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть картинку Проблема социальной философии в чем сущность. Картинка про Проблема социальной философии в чем сущность. Фото Проблема социальной философии в чем сущность

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для того, чтобы узнать о проблемах социальной философии, нам нужно сперва понять, чем же она является и что из себя представляет.

Социальная философия область философии, занимающаяся изучением общества и поведения человека в нём.

Выделяется два типа философствования при этом:

Он призван ответить на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. В качестве решаемой задачи ставится желаемая форма общества, в которой человек мог бы следовать своему предназначению, в котором бы соблюдались нормы достойного существования человека. Данный раздел социальной философии выступает ещё в роли социального проповедничества, делая акцент на высшие ценности жизни.

Исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия.

Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных).

Социальная философия не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах.

Все социальные и гуманитарные науки (взять, к примеру, историю или социологию) занимаются взаимодействиями людей и продуктами этих взаимодействий. Специфика социальной философии состоит в том, чтобы выявить в нашей жизни, в нашем сознании то место, которое в них занимает некий «невидимый элемент«.

Каждый человек, проживающий жизнь, ощущает на себе воздействие сил, которые не поддаются наглядному описанию и, тем не менее, играют, таинственную и существенную роль в том, как складываются наши жизни и наши исторические судьбы. Человек ощущает, что окутан невидимыми нитями, которые связывают его свободу, но без которых эта свобода вряд ли может проявиться. Эти силы задают порядок существования, которому подчиняется каждый человек. В истории люди по-разному стремились этот порядок обозначить, дать ему имя: Космические силы, Боги или Бог. Сегодня этот порядок все чаще обозначают словом Общество.

Встает вопрос, как именно изучать то, что невидимо? «Невидимость» социальных связей, отношений, форм относительна. Эти невидимые отношения и формы даны нам в форме косвенных, непрямых выражений. Невидимое представлено в видимом: в вещах, поступках, человеческом языке и теле, в тех способах организации и учреждениях, без которых люди не могут жить вместе.

Что бы мы в жизни ни делали, какие бы поступки ни совершали, мы действуем не совсем так, как нам этого хочется. Часто мы поступаем, «как надо». Это не значит, что мы действуем только согласно строгим правилам и послушно выполняем их под страхом наказания. Происходящее, скорее, можно представить по аналогии с тем, как люди пользуются языком. Мы выражаем свои мысли на языке, но не мы сами этот язык придумали. Еще один пример: мы идем по своим делам, но идем по улице, направление которой не сами определили. Цели и результаты деятельности не всегда совпадают. На то, что человек делает, как бы накладываются формы. Есть социальные формы, которые характерны для жизни всех людей, где бы и когда бы они ни жили. Есть формы, которые обнаруживаются в одних обществах и не существуют в других.

Вот мы плавно и подошли к самим проблемам социальной философии.

Она основывается на самосознании индивида в обществе.

Существуют два подхода к этой проблеме:

§ Первый основан на представлениях о человеке как совокупности социальных отношений: общество производит тех людей, которые ему нужны.

§ Люди желают именно того, чего ждет от них общество. Они охотно подчиняются социальным правилам, воспринимая социальный мир как легитимный (узаконенный).

Следующей проблемой является периодизация человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т. п.

Третьей по счёту проблемой я бы хотел выделить главные опасности, таящиеся в современном социальном развитии.

Четвёртой проблемой можно выделить роль ценностей в социальной философии и в социальной жизни.

Социальная философия говорит не только о том, что имеет место в жизни общества, но и о том, что должно быть. Теоретическое исследование социальной действительности возможно лишь в том виде, в каком она предстает, пройдя через фильтр оценочных суждений. Человеческая деятельность невозможна без оценок и норм. Философия, изучающая общество и человека и имеющая своей конечной целью рационализацию человеческой деятельности, всегда постулирует явные или неявные ценности. Связанные с ними оценки лежат в основе понимания социальных явлений.

Пятая проблема, которую хотелось бы озвучить в моём выступлении, называется причины, определяющие характер и динамику социальной жизни.

Когда-то считалось, что устройство общества и ход истории предопределены волей Бога. Позднее была выдвинута идея общих законов истории, неуклонно ведущих человечество от первобытного, дикого состояния через варварство к цивилизации. Разнообразные социальные теории этого времени пытались сформулировать так называемый закон прогресса.

Шестая проблема, которой я буду завершать своё выступление, является объяснение и понимание человеческой деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Отношение философии к духовному миру человека определяется системой базовых ценностей, которые лежат в основе взаимодействия человека и общества. Подходы при исследовании общества в социальной философии: натуралистический, идеалистический, материализм.

контрольная работа [41,5 K], добавлен 22.02.2008

Предмет социальной философии, законы жизни и развития общества, существенные связи между людьми, определяющие структуру общества. Главные условия, тенденции и перспективы общественного развития. Проблемы теории познания, ценности духовной культуры.

реферат [25,5 K], добавлен 30.10.2011

Роль и значение философии в жизни общества и человека, исходные философские проблемы. Учение о чувствах, рассудке и разуме И. Канта. Нравственные основы поведения человека в обществе. Влияние философии как науки на процесс специально-научного познания.

реферат [24,4 K], добавлен 03.01.2011

Специфика и методология социальной философии и ее развитие в истории человечества. Три стороны социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная). Роль социальной философии в поиске построения и обоснования теоретической модели общества.

реферат [19,6 K], добавлен 21.05.2015

Специфика философского знания. Проблемы философии на современном этапе. Поиски сущности человека в истории философской мысли. Элементы антропоцентризма и гуманизма в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Философские аспекты происхождения человека.

реферат [36,9 K], добавлен 31.01.2012

Важная характеристика исторической концепции Гегеля. Материалистическое понимание истории. Проблемы взаимодействия материальных и духовных факторов исторического процесса, личности и общества. Направления в социальной философии. Этапы развития общества.

контрольная работа [21,9 K], добавлен 23.05.2012

Роль мировоззрения и самосознания личности в современном мире. Человек в древнейших религиозных и философских учениях. Рассмотрение христианской концепции человека. Изменение системы ценностей при попадании из устойчивой социальной среды в неустойчивую.

контрольная работа [45,0 K], добавлен 02.05.2012

Источник

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. ОБЩЕСТВО

Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть фото Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть картинку Проблема социальной философии в чем сущность. Картинка про Проблема социальной философии в чем сущность. Фото Проблема социальной философии в чем сущность Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть фото Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть картинку Проблема социальной философии в чем сущность. Картинка про Проблема социальной философии в чем сущность. Фото Проблема социальной философии в чем сущность Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть фото Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть картинку Проблема социальной философии в чем сущность. Картинка про Проблема социальной философии в чем сущность. Фото Проблема социальной философии в чем сущность Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть фото Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть картинку Проблема социальной философии в чем сущность. Картинка про Проблема социальной философии в чем сущность. Фото Проблема социальной философии в чем сущность

Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть фото Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть картинку Проблема социальной философии в чем сущность. Картинка про Проблема социальной философии в чем сущность. Фото Проблема социальной философии в чем сущность

1. Общество как основная проблема социальной философии.

2. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности.

3. Марксистский анализ социально-классовой структуры общества.

4. Социальная структура общества по М.Веберу.

5. Этническая концепция общности людей.

I.Проблемами социального индивидуализированного человеческого бытия занимается социальная философия. Она затрагивает целый комплекс этих проблем, куда входят история, культура, бытие человеческой личности.

Социальную философию интересуют следующие проблемные вопросы:

1) Что такое, собственно, есть «общественная жизнь»?

2) Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково его истинное назначение?

3) К чему стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия?

4) Какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще? К какой области бытия относится общественная жизнь и каков ее подлинный смысл?

5) Каково отношение общественной жизни к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще?

Если исходить из всего этого, то получается, что социальная философия есть такая отрасль философского знания, которая исследует предельные, онтологические основания всех сторон общественной жизни людей –истории, культуры, религии, политики права, экономики и т.д.

Исходя из этого, нам теперь предстоит понять, что такое общество.

Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным. Сейчас этот термин употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины (научное сообщество, общество художников и т.д.). Но эти общества или сообщества являются составной частью общества. Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество – это объективна реальность, форма существования бытия, самоорганизованная система деятельности и жизни людей. Понятие общества охватывает прошлые, настоящие и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.

Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, фундаментальное значение имеет анализ его социальной структуры.

Взгляды на природу и сущность социальной структуры общества в современной философии отображены в нескольких концепциях.

II.Концепция социальной стратификации и социальной мобильности была разработана в 50-е гг. ХХ в. американскими социологами. Суть этой концепции заключается в использовании понятий «страта», «группа», «малая группа». Термин «страта» взят из геологической науки и означает в ней пласты в геологической породе. В социальной философии «страта» отождествляется с группой.

В целом группа, страта рассматриваются как первооснова социальной структуры общества. По мнению американских социологов, первичная группа – это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в результате непосредственной встречи или ряда встреч. Благодаря этому каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого участника. В совокупности это создает образ группы, социального объединения в момент взаимодействия или же спустя какое-то время в виде воспоминаний.

Данная концепция страдает абстрактностью, т.к. критерием принадлежности людей к той или иной группе выступает прежде всего субъективное состояние (сознание, память, психика) члена группы. По существу, если руководствоваться этой концепцией, группой можно назвать совокупность людей, связанных между собой совершенно случайными и незначительными связями (группа пассажиров трамвая № 4, посетители какого-либо ресторана, если даже все они ездили в трамвае № 4 или посещали ресторан только 1 раз). В соответствии с подобным подходом, в современном обществе группы формируются путем свободного волеизъявления заинтересованных лиц. Это значит, что социальная группа представляет собой известное коллективной единство, целью которого является достижение и выполнение поставленных задач.

Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть фото Проблема социальной философии в чем сущность. Смотреть картинку Проблема социальной философии в чем сущность. Картинка про Проблема социальной философии в чем сущность. Фото Проблема социальной философии в чем сущность

Определенное распространение в европейской социальной философии получила концепция амер. социолога П.Сорокина. Общество подразделяется им на слои – «страты». Критерии, по которым людей можно отнести к тому или иному слою, могут быть самыми разными: профессия, уровень жизни, общность социальных интересов, спорт, партия любителей пива, местожительство и т.п.

Важнейшей чертой стратификационного общества является социальная мобильность, которая, в свою очередь, делится на горизонтальную и вертикальную. В соответствии с горизонтальной мобильностью, люди могут перемещаться внутри одного и того же слоя, например, меняя специальность, местожительство, формы получения дохода. Вертикальная мобильность означает переход людей из нижних страт в верхние, и наоборот. В данном случае применяются термины «лифты» и «эскалаторы». Как правило, перечисляют 6 «лифтов» или путей достижения благополучия: 1) экономическая деятельность, с помощью которой бедный, но инициативный человек может стать миллионером; 2) область политики, где можно сделать политическую карьеру; 3) служба в армии, где из рядового солдата можно дослужиться до генерала; 4) через служение Богу можно достичь высокого положения в церковной иерархии; 5) научная деятельность, позволяющая хотя и не сразу, а благодаря огромным усилиям, добиться высокого положения; 6) удачный брак, с помощью которого можно моментально улучшить свой социальный статус и материальное положение. Перечисленные возможности существуют, но только незначительная доля людей может воспользоваться указанными возможностями.

По мнению создателей теории социальной стратификации и мобильности, она позволяет понять структуру открытости западного общества, предоставляющую своим членам возможность социальных перемещений.

Однако нельзя не признать, что критерии, используемые для разделения общества, не имеют под собой прочной основы. Подобная стратификация не позволяет определить количество страт в обществе. Более того, одно и тоже лицо может быть зачислено в несколько страт, например, спорт, местожительство, собаководство. Критерии определения страт в немалой степени зависят от субъективного подхода исследователя, а, следовательно, размывают границы социальных слоев и по существу не дают истинного знания о социальной жизни общества и факторах, ее определяющих.

III.Классовый анализ социальной структуры общества был разработан в марксистско-ленинской теории, у истоков которой стояли Маркс и Энгельс, и в которую весомый вклад внесли их последователи.

Существование классов и классовой борьбы между ними было открыть французскими историками Ф.Гизо (1787-1874), Ж.О.Н.Тьерри (1795-1856), Ф.Минье (1796-1884), А.Тьера (1797-1877).

Исторически первой формой деления общества на классы была рабовладельческая формация. Всего формаций – 6:

рабовладельческая рабы и рабовладельцы

феодальная помещики-феодалы и крепостные крестьяне

капиталистическая буржуазия и рабочие

Определяющим фактором принадлежности к тому или иному классу является наличие или отсутствие частной собственности. Уход с исторической сцены одних и приход других классов обусловлен необходимостью смены производственных отношений, становящихся препятствием для развития производительных сил.

Классовое деление общества проявляется не только в экономике, но ив политике, в духовной жизни. Чтобы сохранять определяющую роль в экономической жизни, господствующий класс должен постоянно обладать политической властью, чтобы проводить и отстаивать нужные для него законы. В духовном и идеологическом плане он обязан утверждать те принципы, которые соответствуют его положению и устремлениям.

Одним из важнейших положений марксистского учения о социальной структуре общества является положение о классовой борьбе как важнейшем факторе общественного развития. Марксизм исходит из того, что вся история человеческой цивилизации после распада первобытной общины – это история борьбы между классами. Согласно марксизму, классовая борьба является основным двигателем исторического развития, а ее высшей формой проявления является социальная революция. Классовая борьба при капитализме ведется в 3 основных формах: экономической, политической и идеологической.

Основным направлением экономической борьбы трудящихся является борьба за повышение заработной платы, улучшение условий труда, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска.

Суть политической борьбы заключается в организованных действиях трудящихся, направленных на завоевание власти на различных государственных уровнях. Главной задачей является завоевание политической власти в национально масштабе.

Идеологическая борьба – это борьба идей и концепций. Она включает в себя необходимость освобождения сознания трудящихся от мелкобуржуазных идей и предрассудков и внесение прогрессивной идеологии в сознание трудящихся и рабочего класса.

Как представляется марксизм несколько абсолютизирует роль классовой борьбы в развитии общества и в какой-то степени даже вступает в противоречие с основополагающими положениями своей доктрины. Исходя из закона борьбы и единства противоположностей, общество получает импульсы для развития не только в процессе классовой борьбы, но и находясь в социальном мире. Например, в России самые впечатляющие реформы были осуществлены при Петре I и Алексадре II, когда классовой борьбы в обществе в целом не было.

IV.В ХХ в. в академических политических кругах признание получили идеи об обществе немецкого мыслителя М.Вебера. При анализе общества он не отрицал в нем существование классов и классовой борьбы, но одновременно обращает внимание на огромную роль страт и партий в социальной структуре общества.

Вебер делит общество на 3 самостоятельных группы класса – подсистемы общества со своими принципами функционирования: экономическую, социальную и политическую. В экономической сфере действуют классы и проявляют там свою сущность. В социальной – страты, в политической – партии.

Классом Вебер называет группу людей, которая находится в одной и той же классовой ситуации. Всего 3 класса, состоящих из различных групп:

1 – класс собственников.

2 – класс наживы, включающий в себя тех, кто занят банковскими операциями, торговлей и сферой обслуживания.

3 – социальный класс.

Принадлежность к тому или иному классу определяется не отношением к средствам производства, а совершенно произвольными критериями, преимущественно уровнем потребления и формами владения собственностью. Формы и размеры собственности в решающей степени предопределяют классовое расслоение.

К социальным классам относятся: пролетариат, мелкая буржуазия, интеллигенция, не обладающая собственностью, инженеры, служащие, чиновники, мелкие чиновники. Группа со знаком «-» в данном классе отсутствует.

Переход из одного класса в другой не составляет трудностей. Причина в том, что классообразующие признаки размыты и между классами нельзя провести границы. Видимо поэтому Вебер, хотя и признает существование классовой борьбы, но у него нет угнетенных классов. Все классы равны, разделяя их лишь на «+» и «-».

Страта отличается от класса тем, что классы возникают в процессе развития производственных и товарных отношений, страты же появляются по мере установления принципов потребления во всех сферах общественной жизни.

Политические партии самостоятельны, независимы и отделены от социальной базы. В то же время заметим, что современные политические партии создаются, а затем действуют с целью защиты интересов определенных социальных сил.

Ради достижения своих целей классы, страты и партии борются за овладение в обществе властью.

Классы наиболее активны во время кризисных ситуаций, угрожающих технико-экономическому состоянию общества. Страты активны в периоды спокойного развития общества.

V.Определенного внимания заслуживаеттеория этнических общностей, их возникновения и развития, принадлежащая В.И.Ленину. Согласно этой теории, первыми известными формами общности людей в доклассовый период были род и племя. До появления родовой организации людей для человека была характерна стадная форма существования.

Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. Основой рода служило коллективное владение и использование средств производства. Род возглавлялся советом, в который входили все взрослые мужчины и женщины. Совет выбирал и смещал руководителей – старейшин.

На начальной стадии развития рода принадлежность к нему определялась по материнской линии (матриархат). Позднее, когда мужской труд стал преобладающим, матриархат сменился патриархатом.

Следующей более крупной формой этнической общности людей является племя. Ее появления объясняется необходимостью сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Племена форма общественной жизни усложняется, появляются вожди-руководители, военоначальники, жрецы, новые органы управления, чего не было у рода. Это объясняется тем, что появляется племенная собственность, которая потребовала новые формы управления. Можно сказать, что племя – это более крупная, чем род, общность людей, как правило, состоящая из нескольких сот или даже тысяч человек. В каждое племя входил не менее 2-х родов. Подобная форма общности существовала практически у всех народов мира и сохраняется в некоторых регионах мира вплоть до наших дней.

Родоплеменная общность способствовала совершенствованию орудий труда, выработке норм и правил социального поведения, развитию первобытной культуры и языка общения. С момента появления родоплеменная общность выступает как социально-производственная и одновременно этническая общность. С развитием производства, меновым отношениям, возникновением классов и государств кровнородственные связи постепенно разрушаются и происходит образование народности.

Как историческая общность людей народность наиболее типична для рабовладельческого и феодального обществ. В отличие от рода, народность основана не на кровнородственных связях, а прежде всего на общности территории людей, принадлежавшим к различным родам и племенам и объединенными друг с другом совместной производственной экономической и культурной деятельностью, а также общим языком. Народности возникли, главным образом, слиянием родственных племен.

На этой стадии развития заметно усиливается политико-правовой аспект в человеческих отношениях, происходит дальнейшая социально-классовая дифференциация людей. Таким образом, народность – это общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада (менталитет), культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях.

Следующей более высокой формой общности людей, в которой этнический момент начинает дифференцироваться от социально-производственного и приобретать в известной степени самостоятельное значение является нация. Формированию нации способствует прежде всего необходимость расширения и закрепления территории, усложнение экономических и производственных отношений, объединение близких по языку, психическому складу и культуре народов. Все это происходит с развитием капитализма. В социально-политическом плане это приводит к образованию национальных государств. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей менталитета людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Как видим, народность и нация обладают общими признаками. Однако, по мнению В.И.Ленина, нацию от народности отличают «глубокие экономические факторы».

Между тем, согласно М.Веберу, нельзя отождествлять нацию с народом отдельного государства, принадлежащего к определенной политической общности. Многочисленные политические общности, например, США, Франция, Канада, Россия, Австрия включают в себя социальные группы, которые решительно отличают свою национальность от коренной нации государства, в котором проживают.

Нацию также нельзя определять по языковой принадлежности людей.

Нацию не следует путать с расами. Расовые различия – это внешние различия людей по некоторым биологическим признакам: цвету кожи, разрезу глаз и т.д. В зависимости от этих признаков различают 3 расы: белую, желтую и черную.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что этнические общности людей имеют исторически преходящий характер и в своей основе имеют экономические условия. Это свидетельствует, что при определенных условиях, связанных с изменением экономических условий и необходимостью установления новых отношений между людьми, возможно возникновение новых этнических общностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *