Принятие человеком чувств и поступков противоположных тем что были вытеснены им

Принятие человеком чувств и поступков противоположных тем что были вытеснены им

46. Отношения «терапевт-пациент» рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов в подходе
психодинамическом

47. Первый появляющийся в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка со взрослыми, складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного общения — это:
аффективно-личностные связи

49. По определению когнитивный подход в работе с детьми ориентирован на «перепрограммирование» мышления и когнитивных процессов как:
механизма возникновения проблем и образования симптомов

50. Поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба или на уничтожение кого-либо называется:
агрессией

51. Поведение как реакция на внешние стимулы (при обращении другого человека, воздействиях внешних обстоятельств) называется поведением
реактивным

52. Поведение, при котором предложение другого человека отвергается субъектом, потому что это предложение исходит не от него самого — это:
негативизм

53. Повышенная привязанность ребенка ко взрослому называется:
зависимостью

54. Подчеркнутая, но без нелепости, пантомимичность, выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих — это:
демонстративность

56. Полярное сочетание вязкости, инертности, пронизывающих все личностные особенности с пароксизмальной аффективной взрывчатостью, взрывами злобности, с одной стороны, и утрированных привязчивости, нежности и слащавости, с другой — свойственно психопатии
эпилептоидной

58. Последовательности поощрения и порицаний выступают как самостоятельные поведенческие события в таком методе психотерапии, как:
скрытое обусловливание

59. Представляет собой экспансивный вариант психастенического синдрома и определяет расстройство личности обсессивно-компульсивного типа, характеризующееся эмоциональной суженностью, — психопатия
ананкастная

60. Принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления предполагает:
реактивное обучение

Источник

Принятие человеком чувств и поступков противоположных тем что были вытеснены им

Предисловие редактора перевода

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интригующей казалась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пыталась и пытается стать наукой, до сих пор балансируя где-то между искусством, наукой и верой.

Такая неопределенность положения психологии связана с тем, что исторически она всегда находилась под мощным прессом идеологических воззрений общества. Очень часто развитие многих областей психологии определялось и поощрялось политическим строем государства и господствующей идеологией.

В нашей стране поколения психологов воспитывались в основном на догматическом, огульном отрицании многих достижений научной мысли, которые не укладывались в существовавшие идеологические каноны. Яркими примерами служат полное отрицание психоанализа, однобокие представления о воспитании и формировании личности, потребностей и т. д. Желание создать советскую психологию обернулось кризисом психологии в нашей стране. Этот кризис углубляется и отмежеванием ряда психологов от мировых достижений, нежеланием знать и использовать результаты, полученные естественными дисциплинами, в частности нейронауками, в области познания человека и его природы. Следствием всего этого явилась фрагментарность знаний и отсутствие базового фундаментального образования при подготовке молодых специалистов. А это в свою очередь вызвано и тем, что при наличии отдельных высококвалифицированных психологов в СССР отсутствует полнокровный учебник по психологии, в котором были бы изложены самые современные данные по всем областям этой науки. В результате — несоответствие подготовки молодых специалистов-психологов в СССР мировому уровню.

В связи с этим кажется важным, что издательство «Мир» дало прекрасную возможность советскому читателю познакомиться с очень интересной книгой франко-канадского психолога Годфруа — профессора с большим лекторским опытом. Книга, названная автором во французском варианте «Пути психологии», характеризуется рядом важных особенностей, позволяющих использовать ее в качестве основного учебного пособия для студентов колледжей, институтов и университетов, а также и как руководство для преподавателей.

Во-первых, она энциклопедична. В ней не только представлены все существующие научные направления психологии, но затрагиваются и последние достижения в самых различных областях психологических знаний. Автор рассматривает не только традиционные проблемы восприятия, памяти, мышления и т. д., но и вопросы естественно-научного познания внутреннего мира с помощью медитации, смело привлекает данные социобиологии при объяснении поведения людей в обществе.

Во-вторых, в книге привлекает научность изложения и интерпретации результатов. Материал учебника максимально деполитизирован. Это очень важное достоинство книги; при ее написании автор руководствовался убеждением, что наука становится наукой только тогда, когда философская дискуссия перестает быть единственным методом познания, уступая место точному и систематическому эксперименту. Всю книгу пронизывает мысль об однозначной зависимости психологических закономерностей от деятельности мозговых механизмов.

В-третьих, материал книги очень хорошо организован дидактически. Книга легко, увлекательно читается. Но главное в том, что материал книги организован как бы на нескольких уровнях сложности. Основной учебный материал изложен в начале каждой главы. Затем каждый раздел главы расширяется за счет дополнительных данных в разделе «Документы». Отдельные главы (приложения А и Б) дают расширенное представление о механизмах мозговой деятельности и методах статистического анализа в психологии. Существенно наличие вопросника после каждой главы для контроля или самоконтроля усвоения учебного материала студентом. Вопросы при желании легко ввести в ЭВМ, что позволит преподавателю проводить компьютеризованный контроль подготовки к экзамену и облегчит самоподготовку учащихся.

В целом книгу можно рекомендовать в качестве основного учебника по психологии на младших курсах психологических и педагогических факультетов, а также как учебное пособие для биологических, медицинских и технических вузов. Безусловно, книга представит интерес для всех, кто интересуется природой человека, кого волнуют тайны психики, ее закономерности и механизмы.

Профессор Г. Г. Аракелов

Чем больше я узнаю человека, тем больше я люблю свою собаку, говорил дурак.

Чем больше я узнаю человека, тем больше я его люблю, говорила собака.

Чем больше я узнаю, тем больше я люблю, говорил человек.

Будучи научным консультантом серии, в которую включили этот труд, я взял себе за правило отклонять любые просьбы о написании предисловий к публикуемым в ней книгам. Говорят, однако, что нет правил без исключений и что исключения лишь подтверждают правило. Признаться, я никогда не мог уловить логику в этом утверждении, но тем не менее осмелился на сей раз им воспользоваться. К тому же это руководство — несколько особый случай, что и оправдывает допущенное мною отступление от правил.

Автор был моим учеником; он любезно напомнил мне об этом и даже выразил свою благодарность. Я тоже помню его, а также помню — о чем, несомненно, помнит и он, — как я прогнал его с одного из первых экзаменов, который он мне сдавал. Он собирался в то время заниматься преподавательской деятельностью в Центральной Африке, а экзаменовался по культурной (этнографической) антропологии. Пробелы в его знаниях показались мне тем более недопустимыми, что он мог вскоре оказаться в местах, где как раз и следовало бы задуматься о возможностях этой дисциплины, которая в то время редко фигурировала в обязательной программе начального курса психологии. Как я полагаю, Жо Годфруа согласился со мной и, приняв вызов, не только быстро наверстал упущенное, но и вплотную занялся предметом, который был для меня главным (и вскоре стал единственным), — экспериментальной психологией. Он в ней преуспел, доказав, что можно одновременно быть человеком действия со страстным, пылким темпераментом и неукоснительно подчиняться жесткому режиму лаборатории. Он проявил творческое воображение, впервые проведя исследование, в котором сочетались перспективы этологии и экспериментальной психологии животных, на десяток лет раньше, чем большинство специалистов в этих двух областях науки обнаружило их взаимодополняющий характер. Он проводил ночи напролет возле своих хомячков и заснял кинофильм, который мой коллега этолог Ж. Рюве и сейчас демонстрирует нашим студентам. Лет двенадцать спустя хомячков сменили канадские белки. На этих белках Годфруа сделал блестящую докторскую диссертацию, работая в одиночку в Квебеке, где он продолжал свою преподавательскую деятельность.

Настоящее руководство — плод этой деятельности, которой автор отдается с упоением. Он не признает, однако, преподавания в той его бесплотной форме, когда учитель довольствуется простой передачей знаний, рискуя вселить в своего ученика, подавленного энциклопедическим объемом материала, ощущение, что ему предстоит труд Сизифа; Годфруа — приверженец динамичного и, как теперь принято говорить, «коммуникационного» стиля. Он обращается не к будущим специалистам, уже решившим стать психологами. Его аудитория (особенно учащиеся колледжей, в том смысле, какой вкладывают в это слово в Северной Америке) ожидает получить от курса психологии не только некую целостную совокупность сведений, но и представление о вкладе психологических дисциплин в решение кардинальных проблем нашего времени. А поэтому для Жо Годфруа важно прежде всего возбудить в своих учениках любознательность, которая к тому же выходила бы за пределы его курса. С этой целью он без колебаний рассказывает о спорах, которые ведутся в наши дни и отражаются, как в зеркале, в развитии психологических дисциплин, а подчас и сами бывают результатом этого развития. Автор не боится, что читатели догадаются о его собственных затруднениях, и не пытается создавать впечатление, что психология способна ответить на все их вопросы. Он предпочитает показать им, как психология, подобно всякой развивающейся науке, постоянно испытывает сомнения; как, для того чтобы продвигаться вперёд, она пересматривает свои суждения и представляет стоящие перед ней проблемы в ином свете; он стремится также показать, что психология больше, чем любая другая наука (кроме, быть может, социологии), рискует оказаться в зависимости от господствующей идеологии общества, в которое она «вписана», и что изучать психологию — это означает, помимо всего прочего, учиться выявлять дефекты этого общества. Но, излагая читателю честно и реалистично все эти сомнения, он постоянно опирается на научные данные, причем объясняет, как эти данные были получены и как их следует интерпретировать. Будучи противником конформизма, автор не присоединяется ни к одной школе; а для такой позиции в современной психологии, как это ни парадоксально, надо обладать очень независимым мышлением и даже известной интеллектуальной смелостью. С конструктивным эклектизмом он черпает из разных источников и подчеркивает двоякие корни поведения человека — биологические и культурные. Знакомясь с теоретическими рассуждениями и конкретными данными, читатель встретится с рядом крупных ученых, талант которых оставил след в этой странной науке о нас самих.

Источник

Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте. Тест с ответами

1. Психопатия истерическая определяется:
• стремлением «казаться лучше» в глазах окружающих, демонстрируя несуществующие или утрируя действительные качества своей личности

2. Качественная и количественная нехватка межличностных контактов ребенка с другими людьми в психологии обозначается термином
• дефицит общения

3. Метод групповой психотерапии, который базируется на терапевтической драматизации личности и эмоциональных проблем и конфликтов, называется:
• психодрамой

4. Эмоция переживания угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленная на источник действительной или воображаемой опасности — это:
• страх

5. Метод психотерапии, в основе которого лежит представление об определяющей роли семейных отношений и динамики в состоянии ее членов — это:
• семейная психотерапия

6. В понимании и разрешении внутренних эмоциональных конфликтов, возникших в наиболее ранних отношениях, определяющих субъективное значение последующего опыта и воспроизводящихся в последующей жизни состоит подход:
• психодинамический

7. Поведение, при котором предложение другого человека отвергается субъектом, потому что это предложение исходит не от него самого — это:
• негативизм

8. Поведение как реакция на внешние стимулы (при обращении другого человека, воздействиях внешних обстоятельств) называется поведением
• реактивным

10. Упрямство довольно часто отмечается у детей как специфическая форма построения собственного замысла, сводящегося к простому противодействию замыслам, каждой инициативе, исходящим от взрослого в период
• кризиса трех лет

11. Механизм психологической защиты, заключающийся в том, что человек ориентирует свое поведение на достижение цели более высокой, чем та, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой, называется:
• сублимацией

12. Принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены им, с целью еще более сильного их подавления предполагает:
• реактивное обучение

13. На ослабление/ликвидацию отдельных видов поведения через воображение их в вызывающем отвращение виде направлена:
• скрытая сенситизация

14. Термин, используемый в психологии для обозначения процесса и феномена облегчения, оптимизации деятельности одного человека при активном поддерживающем присутствии другого — это:
• фасилитация

15. В детстве циклоиды могут ничем не отличаться от сверстников или производить впечатление формирующихся:
• гипертимов

16. Агрессию, используемую как средство достижения эмоционально нейтральной цели, называют:
• инструментальной

17. Метод психотерапии, включающий в себя сильный поведенческий компонент типа «клин — клином», — это:
• наводнения техника

18. Эмоциональное состояние острого внутреннего беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием опасности — это:
• тревога

19. Особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных, с точки зрения взрослых, действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим — это:
• капризы

20. Эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого уподобления, отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом — это:
• идентификация

21. Активной и упорной деятельностью, вытекающей из сверхценных интересов и потому отличающейся односторонностью и педантизмом отличаются шизоиды
• экспансивные

22. Подчеркнутая, но без нелепости, пантомимичность, выразительность эмоциональных, интонационных, двигательных проявлений с осознаваемой или неосознанной целью привлечь к себе особое внимание окружающих — это:
• демонстративность

23. Theraplay (терапевтическая игра) — форма игровой психотерапии, введенной Э. Джернбергом, и воспроизводящая
• отношения родителя и младенца

24. Одна из систем креативно-экспрессивной психотерапии, использующая творческие занятия для укрепления веры в себя, оптимизации коммуникативных установок и возможностей, личностного роста — это:
• психотерапия творческим самовыражением

25. Игровая терапия построения отношений сконцентрирована на:
• системе отношений «ребенок-терапевт» здесь-и-теперь

26. Нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающиеся в изменении поведения, в снижении активности, критичности, изменении направленности и перестройках структуры мотивационной сферы, нарушении самооценки и др. — это:
• личностные нарушения

27. Термин «имматуризм», введенный А. ван Кревеленом, обозначает сверхранние проявления:
• инфантилизма

29. Полярное сочетание вязкости, инертности, пронизывающих все личностные особенности с пароксизмальной аффективной взрывчатостью, взрывами злобности, с одной стороны, и утрированных привязчивости, нежности и слащавости, с другой — свойственно психопатии
• эпилептоидной

30. В психологии акцентуациями называются:
• вариации темперамента, характера или личности психически здоровых лиц

31. Проявлением бессознательных детских травм или конфликтов (с точки зрения психоанализа) являются:
• сновидения

32. Низкий уровень проявления того или иного или нескольких видов деятельности — это:
• пассивность

33. Бессознательную компенсацию неспособности что-либо выполнить и ослабляющие связанные с ней стресс и тревогу обеспечивают механизмы
• психологической защиты

34. Термин «внушаемость ребенка» определяется в психологии как:
• восприимчивость к внушению, связанная с установкой субъекта на восприятие внушающего воздействия

35. Агрессию, возникающую как реакция на фрустрацию, называют:
• реактивной

36. Интроверсия, проявляющаяся в замкнутости, скрытности, оторванности от реальности свойственна психопатии
• шизоидной

37. Представляет собой экспансивный вариант психастенического синдрома и определяет расстройство личности обсессивно-компульсивного типа, характеризующееся эмоциональной суженностью, — психопатия
• ананкастная

38. Психопатия гипертимная определяется:
• постоянно приподнятым настроением, безудержным оптимизмом, беззаботным весельем

39. Один из методов когнитивного подхода, использующий техники эмоционального фокусирования, прямой конфронтации для разрешения проблем, осознания собственной ответственности за их возникновение, поиска путей продуктивного разрешения конфликтов — это:
• рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса

40. Чувство, основанное на симпатии, преданности; чувство близости к кому-либо, обозначается психологическим термином
• привязанность

42. Тревогу, выражающуюся как относительно устойчивое личностное образование, называют:
• тревожностью

43. Особенность поведения как дефект волевой сферы человека, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей, иногда в ущерб себе, вопреки здравому смыслу — это:
• упрямство

44. Продукт манипулятивной деятельности ребенка, являющийся фактом самовыражения, показателем состояния психики в данный момент, но и оказывающий растормаживающее действие на ребенка, помогающий избавиться от страхов и невротического чувства вины — это:
• рисунок

45. Психодинамический подход берет начало от принципов и методов
• психоанализа

46. Процесс наделения других людей собственными чувствами, неприемлемыми с точки зрения «Сверх-Я» называется:
• проекцией

47. Вид воздействия одного человека на другого, при котором у воспринимающего человека помимо его воли и желания возникают мысли, чувства, желания и настроения, которые вызывает другой человек, в психологии называется:
• внушением

48. В структурированном виде представлена повышенной утомляемостью, психической невыносливостью, повышенной раздражительностью при дефиците энергетического потенциала, сенситивностью, неспособностью преодолевать житейские трудности, физические напряжения психопатия:
• астеническая

49. Одним из главных методов в подростковой психологии и психиатрии является:
• семейная психотерапия

50. В поиске удобных причин для оправдания невозможности совершить тот или иной поступок или, наоборот, в поиске убедительного обоснования неприемлемого поведения заключается:
• рационализация

51. Использование литературных произведений как инструмента психотерапии обозначается термином
• библиотерапия

52. Особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане — это:
• игра

53. Особое психическое состояние субъекта, препятствующее выполнению им тех или иных действий, называется:
• психологическим барьером

54. Механизм психологической защиты, который состоит в вытеснении желания или конфликтной ситуации в область подсознательного, называется:
• подавлением

55. В бессознательном отказе допустить существование определенных фактов или в трансформировании реальности с целью приспособить ее к своему поведению выражается:
• отрицание

56. Совокупность факторов, непосредственно обусловливающих психотравмирующее переживание — это:
• патогенная ситуация

57. По определению когнитивный подход в работе с детьми ориентирован на «перепрограммирование» мышления и когнитивных процессов как:
• механизма возникновения проблем и образования симптомов

58. На оптимизацию отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и обучение, направлена:
• психокоррекция

59. Последовательности поощрения и порицаний выступают как самостоятельные поведенческие события в таком методе психотерапии, как:
• скрытое обусловливание

60. Опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психокоррекции широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей, являясь методологическим принципом для всех типов методик
• игровая психокоррекция

61. В модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения состоит подход:
• поведенческий

62. Метод, в котором терапевт строит общение с пациентом через сенсомоторные каналы (звук, движение, прикосновение) — это:
• паравербальная психотерапия

63. Рациональная психотерапия (разъясняющая психотерапия, психотерапия убеждением) предложена как альтернатива
• терапии внушением

64. Для пациентов с сильным рассудочно-аналитическим радикалом и алекситимией рациональная психотерапия
• является предпочтительным методом

65. Психопатия эксплозивная определяется:
• чрезмерной раздражительностью, аффективной взрывчатостью, сопровождающейся плохо контролируемой агрессивностью

70. В ликвидации или модификации закрепленных в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители состоит задача подхода:
• поведенческого

71. Особенность поведения, которая заключается в действиях по первому побуждению, под влиянием внешних случайных обстоятельств или сильных эмоций — это:
• импульсивность

72. Систематическая десенситизация заключается в:
• вытеснении выученных реакций

73. Вариант глубоко заниженной самооценки, представление о собственной неспособности к выполнению социальных функций, о своей личностной ущербности, не соответствующее реально высоким способностям индивида — это:
• чувство собственной неполноценности

74. Специфические продукты работы воображения у детей в процессе деятельности сознания, концентрирующегося не на отражении объективной реальности, а на преобразовании ее качеств, свойств и элементов — это:
• фантазии

75. Поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба или на уничтожение кого-либо называется:
• агрессией

76. Повышенная привязанность ребенка ко взрослому называется:
• зависимостью

78. Первый появляющийся в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка со взрослыми, складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного общения — это:
• аффективно-личностные связи

79. Расхождения между уровнем притязаний и реальными возможностями ребенка приводят к:
• аффекту неадекватности

81. К числу личностных свойств, способствующих повышенной внушаемости, относятся:
• неуверенность в себе, низкая самооценка

82. Эмоционально переживаемое противоречие, столкновение противоположно направленных целей, интересов у ребенка — это:
• внутренний конфликт

83. Депривация — это:
• лишение/утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного/необходимого

84. Отношения «терапевт-пациент» рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов в подходе
• психодинамическом

85. Вызывающая демонстрация своих качеств, в том числе таких, которые заведомо могут вызвать неодобрение, с целью доказать свое превосходство над окружающими, над обстоятельствами, свою оппозиционность к ним или независимость — это:
• бравада

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *