Потому что по слогам
Деление слов на слоги – правила (1 класс)
При изучении фонетики школьники начиная с 1 класса не только дают характеристику звукам, но и делят слова на слоги. Деление слов на слоги представляет некоторую сложность, и сейчас мы выясним, как справиться с заданием без ошибок.
Что такое слог
Слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха.
Слогообразующим звуком в русском языке является гласный. То есть в слоге обязательно должен быть гласный звук, он и составляет основу.
Иногда, если в слове встречается три-четыре согласных рядом и среди них есть сонорный [р] или [л], он берет на себя слогообразующую функцию: Александр, смысл. Тогда мы произносим слово с небольшим призвуком возле слогообразующего согласного. Но в школе такой слог выделять не принято.
Кроме гласного, в слоге могут оказаться согласные звуки, но их может и не быть: о-сень.
Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный) и закрытыми (оканчиваются на согласный).
Некогда в русском языке были только открытые слоги; в процессе развития языка исчез ряд гласных, количество слогов сократилось и часть из них стали закрытыми.
Как правильно делить на слоги
Существую две фонологические школы: Московская и Ленинградская. В них существуют разные правила деления слов на слоги. Чаще всего в школьных учебниках используется система, предложенная Р. И. Аванесовым (Московская фонологическая школа). С его точки зрения, слогораздел проходит в месте наибольшего перепада звучности. Это значит, что преобладают открытые слоги, потому что гласный звук намного более звучный, чем почти любой согласный. Пример: ко-сто-чка, Лю-дми-ла, про-стой.
Однако если после гласного следует сонорный (л, м, н, р, й), а за ним шумный, то перепад звучности между сонорным и шумным получается больше, чем между гласным и сонорным, и тогда слогораздел проходит между сонорным и шумным: про-стран-ство.
Совпадает ли разделение слов на слоги и деление для переноса?
Деление слова на слоги имеет отношение к фонетическому (звуковому) анализу слова. Слово же для переноса мы делим, учитывая разделение на слоги, но все же по морфемам. То есть перенос, по возможности, проходит по границе морфем.
Допустим, если в слове имеется удвоенная согласная (рассмеяться), при делении на слоги удвоенный согласный всегда переходит в следующий слог (ра-ссме-я-ться), при переносе же полагается одну букву оставлять на одной строке, а другую переносить (деление для переноса: рас-сме-ять-ся). Правило, что слово переносится по слогам, означает, что на строке не может быть оставлена или перенесена часть слова меньше слога.
Что мы узнали?
При делении слова на слоги надо руководствоваться понятием звучности и проводить границу слога между максимально и минимально звучными звуками. Деление на слоги и деление для переноса часто не совпадают.
Фонетический разбор «потому что»
Фонетический разбор «потому»:
«Потому»
Характеристики звуков
Фонетический разбор «что»:
Характеристики звуков
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне всегда больше нравились таинственные персонажи.»
Морфологический разбор «потому что»
Фонетический разбор «потому что»
Значение «потому что»
Синонимы «потому что»
Карточка «потому что»
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
Данная схема практикуется в школьной программе.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [к о´ т’ик], колокольчик [калак о´ л’ч’ык], молоко [малак о´ ], восемь [в о´ с’им’], поисковая [паиск о´ вайа], говор [г о´ вар], осень [ о´ с’ин’].
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’ о ], патио [па’ти о ], радио [ра’ди о ], боа [б о а’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но. Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой «ё» – [о]: тёрн [т’ о´ рн], костёр [кас’т’ о´ р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
Звуко буквенный разбор: йотированные звуки
Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.
При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:
◊ Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:
Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.
◊ Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:
Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.
Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [ йа ´рмарка], но яйцо [ йи йцо´].
Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук
По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: вз битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого. Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бе сш умный [б’и ш: у´мный]. При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].
Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.
Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе
Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.
Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка
Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.
В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:
Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.
Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.
Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.
Ребенок читает по слогам. Как научить читать словами?
Сначала родители умиляются: «Ой, надо же, уже читает! Какой умничка!» Но время идет – а ребенок все еще читает по слогам. Как научить читать целыми словами?
Слоговое чтение – естественный этап в обучении. Однако у некоторых детей этот этап неоправданно затягивается. Можно ли как-то помочь ребенку перейти к более плавному чтению? Или не стоит «форсировать» события – сам научится?
Почему читать по слогам – плохо?
Когда ребенок только осваивает чтение, читать по слогам – вполне нормально. Однако чрезмерная задержка на этом этапе переходит в привычку.
Чтение по слогам – медленное. А это вызывает сразу несколько проблем:
Пока ребенок только учится читать, чтение по слогам полностью «поглощает» его ресурсы. Ведь это тяжкий интеллектуальный труд – узнать буквы, соединить их в слоги. И ребенок полностью поглощен процессом.
Но вот навык чтения развивается: читать слоги становится легко. И если на этом этапе не перейти к чтению целым словом, происходит одна весьма неприятная вещь – ребенок читает, но ничего не понимает.
Очень сложно воспринять смысл слов, прочитанных по слогам – в них практически отсутствует ударение. А если читается предложение, то слоги часто сливаются в общую массу – паузы между словами практически такие же, как между слогами. И что же здесь можно разобрать?
А родители удивляются: прочитал текст раз, два, три… А рассказать ничего не может. Наверно, память плохая! А вот и нет! Прочитайте такой же текст вслух выразительно – и ребенок отлично поймет и на вопросы ответит. Значит, дело не в памяти. Надо тренировать именно технику чтения.
Здесь важно отметить, что чтение – не самоцель. И не стоит чрезмерно акцентировать внимание именно на скорости чтения. Намного важнее, что чтение дает доступ к огромному массиву информации. И чем лучше, быстрее, осмысленнее чтение – тем лучше и быстрее эта информация усваивается.
Что нужно, чтобы научиться читать целыми словами?
Скорость чтения зависит от нескольких факторов:
Отсюда следует, что переходить к плавному чтению следует, когда ребенок научится читать слоги достаточно быстро – порядка 45-50 за минуту.
Это важно еще и потому, что ударный слог мы произносим достаточно громко и он имеет большую длительность. А вот безударный – быстро. И если ребенок не умеет читать слог достаточно быстро – он начинает и безударный слог растягивать. От этого слово становится «размазанным», ударение не слышно. И сам ребенок плохо понимает, что же он прочитал.
Упражнения для отработки плавного чтения
Когда ребенок научился быстро читать слоги, ему предлагают двухсложные слова типа ПА-РА, МО-РЕ – с ударением на первом слоге. Эти слова ему проще всего прочитать целиком.
Объясняют, что первый слог читаем громко, а второй – тише и быстрее. Каждое слово прочитывается несколько раз, пока не получится нужный результат. Потом эти же слова даются группами по 4-5-6 штук. И ребенок должен их все прочитать целиком.
Кто-то может сказать, что ребенок просто запомнит. Но это и хорошо. Ведь так формируется в мозгу облик слово, которое впоследствии ребенок так и будет узнавать и читать все сразу, а не по слогам.
Дальше вводятся слова тоже из двух слогов, только с ударением на втором – ЗИ-МА, КИ-НО. И снова прорабатываются, пока не получится беглое уверенное чтение.
Дальше можно переходить к словам с закрытыми слогами, к трехсложным и к чтению слов с предлогами (их тоже, по правилу, читают слитно, как одно слово).
Игры для отработки чтения словами
Есть множество интересных игр, которые приучают ребенка читать целым словом.
Например, «Читай-хватай» от «Банды умников» нравится практически всем. И читать приходится, действительно, очень быстро. Тем более, что в игре есть несколько вариантов разного уровня сложности.
А можно просто играть в слова с самодельными пособиями.
«Добавлялки-чепуха». Мы читаем слог. Потом добавляем к нему еще один, потом – еще один. Так можно дойти до чтения 5-6 сложных слов. «Чепуха» — потому что слова эти – тарабарские. Мы просто берем карточки со слогами и складываем в произвольном порядке. Главное – договориться, на какой слог будет падать ударение. А чтобы было смешнее, можно еще и придумывать, что это может быть. Например, прочитали слово «МО-КА-ТИ-ЗА» — что это может быть? Я, например, при этом слове представляю злющую старуху с клюкой:)
«Быстрее паровоза». Маленький паровозик едет – и закрывает слова. Надо успеть их прочесть, пока он не «наехал».
«Догадки». Читаем предложение, в котором части слов (конец) закрыты или стерты. Надо догадаться, что там написано. Например, «Мама и Коля пошли в мага…» ребенок легко догадается, что должно быть дальше. Такой навык тоже здорово помогает ускорить чтение.
Таким образом, слоговое чтение отлично «лечится» дома, без помощи специалистов.
Только запомните: если ребенок перешел к чтению текстов, бессмысленно заставлять его перечитывать много раз, надеясь, что знакомый рассказ он будет читать лучше. Читая 5-10 раз по слогам, он, скорее, закрепит неправильное чтение. Так что сразу исправляйте, добиваясь пусть медленного, но плавного чтения. И только когда все слова будут прочитаны идеально, можно пытаться увеличить скорость!