Почему в салонах машины дешевле чем у частников
Почему в автосалонах машины дешевле чем у официального дилера?
Всем доброго времени суток. В сегодняшней статье я расскажу почему в автосалонах машины дешевле чем у официального дилера. Чтобы вы не читали эту статью субъективизмом, кроме моего мнения в статью добавлены видео от популярных блогеров.
Первый раз я увидел этот парадокс в 2017 году, когда мне захотелось новую машину.
Тогда мой выбор пал на Hyundai Solaris 2016 модельного года в базовой комплектации на ручке.
Прежде всего мое внимание привлекла цена — всего 385000 руб. за автомобиль без пробега. В то время, официальные дилеры, продавали новый Солярис в базовой комплектации за 685000 руб., а старый за 645000 руб. согласитесь нехилая скидка!
Занятно, что низкую цену объясняли старым годом выпуска автомобиля, дескать с 2017 года идёт новый кузов, а это распродажа старых неликвидов.
При этом, у официальных дилеров, автомобили 2016 года в базовой комплектации раскупали службы такси быстрее, чем они приезжали в салон! В то время в СПБ активно развивались таксопарки.
А в автосалоне на Выборгском шоссе, где я хотел приобрести машину, менеджер мне подтвердил тот факт что автомобили действительно есть в наличии и я могу их приобрести по этой цене…
Я бегло произвел осмотр автомобиля, он был НОВЫЙ, и с ПТС в наличии. подвоха на этом этапе я не увидел.
В чем обман?
Обман вскрылся когда я сел к кредитному менеджеру оформлять договор займа.
Мы заполнили анкету на автокредит, и я ушел в зону ожидания ждать звонков банков и решений о выдаче кредита.
В этот момент я получаю уведомление о новом запросе кредитной истории, кстати, всем рекомендую — 390 рублей за год, в объединенном кредитном бюро.
Банки при запросе в БКИ указывают сумму займа. И что я вижу:
Автокредит не на 385 000 рублей, а на все 963 250, а после еще на 700 000, благо я отказался по телефону! Когда я обратился к менеджеру с вопросом почему так, мне сказали, что я невнимательно читал договор!
Если бы у меня не было уведомления от сервиса о кредитной истории, я на эмоциях, вполне мог бы совершить такую покупку, поверьте менеджеры по продажам там неплохие психологи и умеют нажать на нужные точки….. За голову я взялся бы потом, когда увидел бы реальный размер кредита…. Так что сервис меня уберег от долгов….
Занятно, что эти деятели работают до сих пор и даже не изменили схему работы! Они дилеры сразу всех марок и машины у них по ООООчень вкусным ценам — «поло» на 201000р. дешевле чем у дилера (на момент написания этой статьи 699 т.р.), новый «солярис» на 171000р (на момент написания этой статьи 679 т.р.).
Я думаю, в этот самый момент все читатели поняли — автомобили в автосалоне могут стоить дешевле, чем у официального дилера, но это не значит что кто то вам их по этой цене продаст!
Как такое возможно?
Да друзья, чудес на этом свете не бывает! Если вы конечно не входите в близкий круг известных личностей….
самые дешевые новые автомобили без обмана можно найти при помощи сайта autospot.ru
Автозавод продает автомобили по фиксированной цене, при этом дилеры получают скидки и отсрочки платежей….
Автосалоны, не являющиеся официальными дилерами, не могут рассчитывать на такие условия, зачастую они вообще покупают автомобили у официалов, представляясь, например таксопарками…. А жить они на что должны? Им точно также нужна прибыль, именно поэтому они и заманивают доверчивых автомобилистов привлекательными ценами. Естественно они не собираются вам продавать автомобили по этой цене! И задача чтобы вы пришли с деньгами, а потом вдруг да чего вы и купите!
Никогда не ведитесь на новые автомобили, которые продаются дешевле автомобилей с пробегом, это 100% обман!
Схемы обмана в автосалоне, который предлагает новые автомобили дешевле официальной цены.
Нет ПТС.
Формально, это не обман. Логика тут такая — на эти автомобили нет ПТС, когда они будут неизвестно, делается это по двум причинам:
Часть автовладельцев будут ждать свои автомобили, а часть возьмет машины с ПТС.
Весь расчет, на то что вы согласитесь приобрести автомобиль подороже зато здесь и сейчас. Весьма вероятно, что у этого автомобиля будет куча допов. и цена будет ВЫШЕ цены официального дилера.
Ранее про это даже выходили репортажи по ТВ:
“Мутный” кредитный договор.
Это классика жанра. Схема примерно следующая — вам предложат новый автомобиль, старого года выпуска по вкусной цене в кредит от “своего” банка под 4-6% годовых, в то время когда ставка для автокредита начинается от 15%… Вы на радостях подпишите договор, но мелким шрифтом там окажется включено страхование жизни на весь срок кредита, при этом вашу жизнь оценят в 150 т.р. или увеличенная ставка — подсунут на подпись 5-6 листов про ставку 4-6% а в итоге эти ставки просуммируют, расчет идет на тех кто подписывает документы не читая.
Вот видео на эту тему от Ярослава Ефремова:
Лично я сталкивался с кредитом от Совкомбанка под 10% годовых, но схема была такой — если вы 3 года платите платежи по ставке 10% вам списывают остаток долга, досрочно гасить нельзя, а при малейшей просрочке, эффективная ставка по кредиту оказывается 52% годовых. Т.е. даже автокредит от банка Тинькофф под 22% годовых это честный продукт (они хотя бы не скрывают размер ставки).
Завышение цены.
Именно этот вариант я и рассматривал в первой части статьи. Сама машина в базовой комплектации действительно стоила 385000 рублей, но купить ее можно только с рядом условий, которые поднимали цену существенно выше официальной.
Конкретно в моем случае — машину по этой цене надо было ждать, хотя по телефону сказли что она в наличии, а на имеющуюся уже установили допы и при покупке надо отдельно оплатить торговую наценку и услугу по сопровождению сделки.
Сама схема строиться на том, что для покупки необходима оплата различных комиссий, сборов, обязательная предпродажная подготовка, и т.п. там уж как извернуться юристы салона….
Рассчитывают такие салоны на «лопухов из региона». Подробно про этот вид мошенничества рассказывает Ильдар Автоподбор:
Мошенничество с предоплатой.
Это самая “гнилая” из всех схем! Такой “чернухой”, автосалоны могут заниматься только с прикрытием правоохранительных органов.
Если вы не увидели обман на этапе подписания договора — прощайтесь с предоплатой на 100% или платите за машину значительно завышенную цену. Их договоры составлены грамотными юристами и в суде они будут формально правы! поэтому внимательно читайте, что подписывайте!
Основная идея автосалона — взять с человека задаток! (задаток, в отличие от предоплаты, не возвращается).
Обычно это происходит так:
По итогу вы или дарите задаток, или покупает автомобиль гораздо дороже чем у официалов.
Это были основные схемы обмана с которыми доводилось встречаться мне или моим друзьям/родственникам.
Заключение.
На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, теперь вы понимаете, почему в автосалонах машины дешевле чем у официального дилера, и никогда не попадете на удочку мошенников.
Если вы знаете другие способы обмана от “серых” автосалонов или хотите поделиться своей историей — пишите их в комментарии, с удовольствием дополню статью.
Покупка б/у авто в салоне: подводные камни
Около половины всех автовладельцев, покупая машину с пробегом, стремятся приобрести её в специализированном салоне. Как правило, это или дилерский центр, продающий б/у автомобили, или площадка по продаже авто с пробегом.
Но насколько безопаснее такая покупка, и есть ли вероятность столкнуться с обманом в автосалоне? Разбираемся в материале «Автокода».
Содержание
Какие бывают автосалоны
Прежде чем совершить покупку машины с пробегом в автосалоне, давайте разберемся, какими бывают эти точки продаж. Условно их можно разделить на два типа — официальные дилеры и салоны, специализирующиеся на продаже машин с пробегом.
Официальные дилеры получают прибыль от продажи машин крупных автоконцернов, с которыми у них заключен контракт. Подержанные экземпляры обычно попадают к ним по Trade-in. То есть покупатель сдает свой б/у автомобиль, доплачивает и получает новую дилерскую машину.
Второй тип – салоны, специализирующиеся на продаже б/у автомобилей. В этом и состоит их основной доход. Часто такой автосалон выглядит как обычная стоянка, на которой находится много машин разных марок.
Особенности дилерских салонов
Несомненный плюс таких автосалонов в том, что они беспокоятся за репутацию и не продают откровенный хлам или машину с сомнительным прошлым. Хотя от ошибок не застрахованы и они. Но это, скорее, исключение из правил.
Есть у них еще одна особенность. Сегмент дешевых автомобилей у «официалов» представлен скудно. Например, компания «Оками Маркет», один из крупнейших продавцов б/у автомобилей от официального дилера в Свердловской области, в настоящий момент предлагает лишь два автомобиля дешевле 350 тысяч рублей.
Если денег на покупку не хватает, вам будет полезно узнать, как купить машину в автосалоне в кредит.
Плюсы и минусы салонов официальных дилеров
Покупка б/у автомобиля в салоне у «официалов» имеет следующие преимущества:
Теперь перейдем к минусам:
Как видите, и плюсов, и минусов у таких автосалонов хватает.
Салоны продажи б/у автомобилей
Нюансов у такой сделки гораздо больше. Чтобы купить б/у автомобиль в автосалоне, вам придется как минимум несколько раз внимательно прочитать договор купли-продажи.
Будьте готовы к тому, что мелкий салон постарается во что бы то ни стало «выкачать» из вас большую сумму, чем та, что указана в объявлении о продаже машины. «Фишкой» такого салона может быть 20-страничный договор купли-продажи с кучей пунктов. Расчет простой. Покупатель устанет постоянно перечитывать этот талмуд и не увидит важные пункты. Например, такие, где написано, что вы обязуетесь заплатить салону 5-15 тысяч за предпродажную подготовку, составление договора купли-продажи, диагностику, консультирование при подборе – вариантов много.
Смотрите в оба, ведь после того, как вы вычеркнете эти пункты и договор распечатают заново, менеджер может незаметно подменить ваш экземпляр. Например, забрав у вас документы, чтобы поставить печать, или «обнаружив» какие-то неправильные пункты.
В таких местах обычная распечатка договора может занять час времени. Это нужно для того, чтобы внимание покупателя ослабло, к тому же вам будут давить на то, что салон вот-вот закроется.
При покупке авто рекомендуем воспользоваться сервисом для проверки подержанных машин «Автокод». Всего за 5 минут вы узнаете всю подноготную автомобиля: есть ли на нем штрафы, аресты, не состоит ли он в угоне, где проходил ТО и многое другое. А главное – вы будете уверены в том, что вас не обманывают.
Автокод подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Если вам нужно постоянно пробивать большое количество машин, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц. «Автокод Профи» позволяет добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.
Плюсы и минусы покупки у неофициального дилера
Начнем с плюсов для покупателя:
В предыдущей главе мы уже назвали основные минусы. Назовем и другие:
Мы назвали основные проблемы, с которыми есть риск столкнуться. Но имейте ввиду, нечестные продавцы постоянно совершенствуются, ведь покупка подержанных машин и их перепродажа – основной источник дохода «серых» салонов, поэтому схем, как облапошить покупателя, может быть гораздо больше.
Советы при покупке
Чтобы покупка подержанного автомобиля доставила вам только радость, следуйте простым инструкциям:
Чтобы быть уверенным в том, что машина исправна и не была бита, воспользуйтесь услугой выездной проверки авто. Опытный мастер приедет в нужное время, проведет осмотр и поможет вам не ошибиться при выборе подержанного автомобиля.
Парадокс: покупка авто в кредит может быть дешевле, чем за собственные деньги. Разбираемся, так ли это и почему
Автокредит – хороший способ обзавестись личным транспортом, не отдавая за него целое состояние. А еще популярности автокредитам добавляет тот факт, что банки готовы давать большие скидки клиентам, а порой вообще отказывают продавать авто не в кредит. Почему невыгодная для заемщика операция становится выгодной для банка, и какие выводы из всего этого должен сделать клиент?
Скидки: по госпрограмме и не только
До пандемии автомобильный рынок принадлежал покупателю: автомобили, за редким исключением, не были в дефиците, клиент мог выбрать любую комплектацию (даже совсем «пустую»), а навязывание дополнительных опций было почти незаметным. Привлекали автодилеры клиентов достаточно крупными скидками, причем цены на главных страницах сайтов указывались, в основном, с учетом всех специальных предложений.
А предложений таких было много, скидку давали за:
Главной долгое время была скидка по государственной программе – «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль». Суть программ в том, что, покупая новый автомобиль российского производства не дороже определенной суммы (до 1-1,5 миллиона рублей в разные годы), клиент автоматически получал скидку в размере 10%. Скидка уже учитывалась в сумме автокредита, а банк потом получал компенсацию из бюджета.
Другие скидки зависели от конкретного автодилера, но без специального предложения, как правило, не оставался ни один покупатель.
Все изменила пандемия – сначала все салоны просто не работали месяц или два, потом они работали в ограниченном режиме. Некоторые производители наладили прямые продажи автомобилей с доставкой домой, но это исключение из общей тенденции.
А потом автодилеры столкнулись с жестким дефицитом автомобилей, который не преодолен до сих пор. И дефицит привел к тому, что автодилеры, которые и раньше «настраивали» клиентов на продажу в кредит, сейчас еще более явно не хотят принимать оплату собственными средствами клиента. Например, как выяснили в Frank Media, каждый дилер зарабатывает порядка 5% на собственно продаже автомобиля – а это максимум 50 тысяч рублей на автомобиле за миллион рублей. При этом за кредиты салоны получают куда большие бонусы.
Отсюда и разница в подходах – при одинаковых ценах для покупателей в кредит и за свои средства, в первом случае клиент получит большую скидку:
Но почему так происходит и как дилеры могут давать скидку, которая иногда даже больше маржи, которую они зарабатывают на продаже автомобиля?
Почему кредиты так выгодны дилерам
На первый взгляд, для автосалона нет никакой разницы, купит клиент автомобиль в кредит или за свои деньги – компания в любом случае получит всю сумму сразу. Но дальше в дело вступают банки, которым нужно кому-то выдавать свои кредиты, и они предлагают автосалонам определенные бонусы. А за банками приходят и страховые компании – автосалоны давно выполняют агентские функции как по кредитованию, так и по страхованию.
По данным все того же Frank RG, вознаграждение автосалоны получают достаточно солидное:
К автокредитам в обязательном порядке оформляются полисы ОСАГО и каско, и за продажу каско страховая тоже может поделиться с салоном (там суммы доходят до 50-70 тысяч рублей в год).
Соответственно, автосалону просто нет смысла продавать Lada Granta за расчет на месте – ведь тогда он заработает на продаже лишь 25-30 тысяч рублей, из которых половину отдаст клиенту в виде скидки. А продав то же авто в кредит, банк получит 30 тысяч маржи на самой продаже, плюс до 50 тысяч бонуса от банка, плюс неплохие бонусы от страховых компаний.
Правда, с приходом дефицита автомобилей автодилеры начали хитрить еще сильнее – как говорит Сергей Пиголкин из компании «Карклик», салонам просто не нужно жертвовать частью своего бонуса от банка, ведь автомобили купят в любом случае. Чтобы заработать еще больше, они иногда ставят покупателей перед фактом – или клиент покупает массу «допов», страховок и другого «воздуха», или просто не купит автомобиль.
Несколько месяцев назад в профильных tg-каналах сообщали, что автосалоны просто отказывали клиентам, которые хотели купить автомобили ценовой категории Lada за собственные деньги – то есть, сделать покупку можно было только в кредит. Это явно «самодеятельность» менеджеров на местах – продавая авто в кредит, они зарабатывают себе премии, поэтому и совершенно наглым образом отказывали покупателям.
Есть и масса других уловок, рассказал нам Марсель Ахметшин из «Опоры России»:
Скорее всего, такая ситуация продлится еще долго – пока на рынке не будет закрыт дефицит новых автомобилей, а рыночное преимущество не переместится на сторону покупателя.
Почему образовался дефицит и когда он закончится?
На днях в Минпромторге уже официально заявили – программы льготного автокредитования («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и программа для медиков), скорее всего, в ближайшее время возобновлены не будут. Все дело в дефиците автомобилей – их не хватает настолько, что запускать стимулирующую программу просто нет смысла, ведь машины и так прекрасно раскупаются.
Дефицит возник не сейчас – ему уже как минимум год, и причина у него в целом одна. Это – нехватка комплектующих, и прежде всего микрочипов. Чипы используются едва ли не во всех компонентах автомобиля, даже самого дешевого (в России все новые авто должны быть оборудованы модулями ЭРА-ГЛОНАСС, и там тоже нужны чипы). А чипов не хватает, потому что из-за пандемии был прерван их производственный цикл, который полностью может занимать до полугода.
А еще не стоит забывать и о главной причине – пандемии. Из-за локдауна во многих странах в прошлом году останавливались производства, с которых в Россию шли отдельные компоненты или машинокомплекты в целом, да и в России периодически останавливается на вынужденный простой даже АвтоВАЗ. Сроки ожидания автомобиля растягиваются – от 7-8 недель для распространенных моделей, а для премиальных (где электроники в разы больше) – и до 2-3 кварталов.
Дефицит автомобилей плюс желание автодилеров продавать их только в кредит могут стать серьезной проблемой для тех, кто хочет купить авто за собственные деньги и при этом по возможности не переплачивать за слишком «богатую» комплектацию.
Отдельная проблема – отсутствие льготной госпрограммы. Когда она действовала, покупатель мог сэкономить хотя бы 10% от стоимости нового автомобиля (хотя цены выросли гораздо сильнее) – с учетом невысокой цены автомобиля этих денег хватило бы на полис каско или дополнительные опции. Сейчас программы нет и в ближайшем времени ее возвращение не планируется – а значит, покупателям придется оформлять автокредиты на полную стоимость машины, и часто платить по ним проценты по завышенным ставкам.
Но если дилеры так активно продают клиентам автокредиты, возможно, есть смысл оформить его даже при наличии денег?
Стоит ли брать кредит ради скидки?
Даже до пандемии и дефицита многие заемщики предпочитали поучаствовать в госпрограмме и получить скидку в 10% на новый автомобиль, купив его в кредит с досрочным погашением (а жители Дальнего Востока – со скидкой в 25%). Кроме скидки по госпрограмме были и другие акции, и в сумме клиент экономил до сотни тысяч рублей, которые мог потратить на что-то полезное.
Формально все это не запрещено – банки никак не вправе препятствовать досрочному погашению кредита, причем досрочным оно может быть и на следующий день после покупки автомобиля (но чаще кредит полностью погашается в первую расчетную дату).
Но в этом случае клиенту стоит помнить о некоторых особенностях, предупреждает Оксана Савчина из РУДН. Так, покупая авто в кредит под досрочное погашение, нужно учесть:
В случае со страховками все просто – полис каско разорвать нельзя (да и это в целом полезная вещь), но вот договор страхования жизни и GAP можно разорвать в течение 14-дневного «периода охлаждения», и страховая компания вернет страховую премию заемщику. После этого, скорее всего, вырастет процентная ставка по кредиту, но при досрочном погашении это не так важно.
Но есть еще один крайне важный момент, о котором рассказал Андрей Лихачев из компании «Хелп Консалтинг» – досрочное погашение кредита, формально не запрещенное законом, по факту может стать для клиента невозможным. Так, автодилер может заключить с покупателем договор, который обяжет его вернуть сумму скидки, если покупатель погасит кредит досрочно или решит вернуть часть страховой премии. И в этом случае скидка за покупку в кредит будет полностью нивелирована либо процентами по кредиту, либо лишением этой самой скидки.
Кроме того, стоит помнить о других «подводных камнях» автокредитов – например, досрочное погашение обычно возможно лишь после уведомления об этом банка, иногда придется снимать ограничения на регистрационные действия с автомобиля.
При желании можно рефинансировать автокредит обычным потребительским. Несмотря на то, что залоговые кредиты считаются более выгодными, автокредит обычно таковым не является. А рефинансировав кредит под обычный потребительский, клиент сможет распоряжаться автомобилем без ограничений, он сможет не платить за полис каско, и при желании легко продать авто. И все это – под относительно доступную процентную ставку.
Так что, резюмируя, отметим – смысл получать автокредит под дальнейшее досрочное погашение ради скидок есть. Но только если в условиях договора не будет «сюрпризов», которые лишат выгоды всю эту затею.
Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи
Как работает система продажи новых авто. Взгляд «изнутри»
Основа данной системы заключается в том, что скидка на автомобиль зависит от участия покупателя в специальных предложениях дилера. Чаще всего на цену авто влияет количество приобретенных дополнительных услуг или выбранная комплектация.
Возможность предоставлять скидку за автомобиль возникает у дилеров в связи с тем, что они заключают договоры с банками, страховыми организациями, которые “гасят” размер скидки, выплачивая “вознаграждение” за каждого приведенного клиента.
Система работает так: автодилер продает машину со скидкой, при этом, для ее покупки гражданин заключает кредитный договор с банком. Последний возмещает часть или всю разницу между фактической и сниженной ценой авто, при этом зарабатывая на проценте с предоставленного займа.
Аналогично система выстроена и со страховыми компаниями. Обычно предоставляется скидка на авто в размере стоимости КАСКО, ОСАГО или страхования жизни. Покупатель машины приобретает одновременно с автомобилем страховку, стоимость которой фактически возмещается ему дилером. Выгода продавца авто заключается в том, что страховая выплачивает ему вознаграждение за каждого приведенного таким образом клиента, которое нивелирует предоставленную скидку на машину.
Стоит отметить, что чаще всего дилеры заключают с покупателем авто дополнительное соглашение, согласно которому сумма скидки подлежит возмещению в случаях, когда кредит “гасится” досрочно или покупатель желает вернуть сумму, уплаченную по договору страхования. Это способ защиты дилера от того, что покупатель авто фактически не воспользуется специальным предложением, но получит скидку.
В 2021 году, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой прошлого года, количество автомобилей, которые продают дилеры снизилось, спрос, в свою очередь, остался на том же уровне, а на отдельные модели и марки даже повысился. Соответственно, автодилерам экономически нецелесообразно реально снижать стоимость авто и работать в убыток. Поэтому ждать реальных скидок на автомобили не стоит.
Андрей Лихачев, юрист
Новая схема продажи автомобилей в условиях пандемии
Поделюсь своими личными наблюдениями …
В семье пользуемся обычно 2-3 автомобилями, обновляем их примерно 1 раз в 5-7 лет. Автомобили покупаем регулярно с 1995 года и не припоминаю момента, когда машина стоила дешевле в кредит, чем покупка за наличные. За «наличку» как правило было дешевле.
Если в 90-х и начале 2000-х достаточно легко удавалось накопить на новый автомобиль, то в последнее время это делать стало сложнее. Цены растут быстрее чем доходы. По этой причине мы начали пользоваться кредитными программами банков.
Первый кредит на покупку автомобиля помню взяли в 2007 году. Все было просто, можно было выбрать в автосалоне автомобиль, зафиксировали цену. Обратиться в 2-3 банка, выбрать лучший вариант кредитования, отправить информацию по машине в выбранный банк, оплатить первый взнос и доступную по тем временам страховку. И все, можно ехать за номерами или воспользоваться услугой постановки на учет у дилера.
Сейчас схема у большинства автодилеров другая. Автомобилей в наличии мало, а те что есть, уже имеют установленное дополнительно оборудование. Заказать автомобиль на заводе с фиксированной ценой практически невозможно. Автомобили или продаются не доехав до салона или по приходу сразу наполняются дополнительным оборудованием, что позволяет продавать его дороже с дополнительной наценкой.
Как правило, кредит сейчас навязывается только в своем банке (у большинства автопроизводителей есть такой банк) и страховка в страховой компании партнере. Думаю поэтому сейчас процентная ставка по автокредиту почти всегда выше чем проценты по потребительскому кредиту, а стоимость страховки выше в автосалоне в 2-3 раза при этом купить страховку на кредитуемый автомобиль в другом месте запрещается.
Из вышесказанного можно сделать вывод о прошедшей в последнее десятилетие разделе автомобильного рынка среди отдельных групп и как следствие отсутствии конкуренции как среди автодилеров, так и среди банков и страховых компаний.
Марсель Ахметшин, эксперт по недвижимости
Сейчас, автосалоны активно предлагают покупателям приобрести автомобили в кредит
Причем в условиях пандемии COVID-19 они еще больше активизировались. Это обусловлено рядом причин.
Так, в 2020 году, с самого начала пандемии, новые автомобили премиум-класса дорожали в среднем на 150 тысяч рублей в месяц. И с большой вероятностью рост цен на автомобили (как новые, так и подержанные) в ближайшее время продолжится.
Таким образом, в ряде случаев приобретение автомобиля в кредит с возможностью досрочного погашения, действительно, является более выгодным вариантом. Клиент получает скидку, а имеющиеся наличные средства он может выгодно инвестировать и заработать дополнительный доход. При этом необходимо обязательно просчитывать все возможные варианты и не забывать о том, что при оформлении кредита потребуется внести первоначальный взнос от 15 до 40% (чем он выше, тем ниже ставка), а также возникнут дополнительные расходы, в частности, обязательный полис КАСКО, пошлина за регистрацию автомобиля и, в отдельных случаях, установка дополнительного оборудования.
В целом, по итогам 2020 года было выдано 896,4 тысяч автокредитов, что на 5,9% меньше по сравнению с 2019 годом. В апреле 2021 года выдано рекордное количество автокредитов – более 105 тысяч. При этом в мае 2021 года средний размер выданных автокредитов установил рекорд — 1,08 млн руб. (для сравнения: в мае 2020 г. – 730 тыс. руб.). При этом отмечается серьезное увеличение объема просроченной задолженности, причиной которого является снижение реальных располагаемых доходов населения, переход на неполный рабочий день и, как следствие, сокращение заработной платы, а в ряде случаев – и вовсе потеря работы.
В настоящее время дилеры продолжают предлагать достаточно выгодные условия покупателям. Процентные ставки по автокредитам практически не изменились. В 2021 году у большинства банков они находятся в пределах от 9% до 11,9% годовых. Однако в связи с ростом просроченной задолженности и ухудшением качества кредитного портфеля, банки стали более тщательно подходить к оценке кредитоспособности заемщиков. И, как следствие, наблюдается снижение уровня одобрения заявок на кредиты.
Оксана Савчина, кандидат экономических наук
Продажа автомобиля в кредит всегда была и остаётся важной составляющей кумулятивной маржи любого дилера
И не важно, новый автомобиль или подержанный. Дилер получает комиссионное вознаграждение от банка партнёра при оформлении кредита на автомобиль в его салоне.
Если раньше покупатель за счёт вознаграждения дилера гарантированно получал скидку на автомобиль при оформлении кредита, то сейчас это практикуется всё реже. Ведь действительно, зачем жертвовать частью своего вознаграждения от банка, если машины и так продаются как горячие пирожки?
И, если говорить откровенно, чем больше дополнительных услуг в кредите навязано покупателю, тем лучше для дилера, тем большее вознаграждение он получит. Поэтому сейчас так много негатива среди покупателей автомобилей — посмотрите комментарии на профильных форумах или в соцсетях. Ведь кроме самого кредита, заёмщику настойчиво предлагаются дорогие и не всем нужные опции — такие, как страхование жизни, сохранения остаточной стоимости, карты помощи на дорогах и т.д. Зачастую покупателя ставят перед выбором — или покупаете автомобиль на этих условиях, или мы его вам не продадим. Сейчас рынок продавца, автомобили многих марок по-прежнему в дефиците — этим и пользуются улыбчивые менеджеры автосалонов…
Тем не менее, и сейчас можно получить скидку на новый автомобиль при оформлении кредита у дилера — нужно лишь запастись терпением и искать лучший вариант, общаясь с большим количеством дилеров. У всех разная ситуация, и кто-то всегда предложит более интересные условия. Мы у себя в проекте carclick.ru каждый день наблюдаем, как дилеры торгуются, и многим покупателям удаётся значительно улучшить условия сделки даже в такое не простое время.
Кстати, снова стали актуальны «кредиты ради скидки» — когда клиент покупает автомобиль в кредит, а через несколько дней гасит кредит без каких-либо последствий для себя. В этой схеме доволен и покупатель, и дилер. А вот банк вряд-ли — он уже предоставил вознаграждение дилеру, тот поделился им с клиентом, при этом банк по факту через несколько дней теряет клиента и, как правило, просто не успевает заработать на этом. Наверное не нужно говорить, что этот подход не афишируется среди дилеров и предлагают его или знакомым, или профессионалам рынка.
Можно было бы ещё порассуждать на тему скидки на автомобиль при покупке в кредит по госпрограмме «первый автомобиль» или «семейный автомобиль». Напомню, по этой программе можно было приобрести новые автомобили ценой до 1,5 миллиона рублей со скидкой 10% (25% для жителей ДФО). Но, учитывая ситуацию на рынке, с целью снизить спрос и охладить рынок, действие этих программ приостановлено как минимум до 1 августа — точную дату правительство сообщит позже.
Сергей Пиголкин, IT инвестор и предприниматель