памятник на косовом поле

Газиместан

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

Газиместан (серб. Газиместан) — название памятника, посвященного битве на Косовом поле 1389 г.

Содержание

История [ править ]

15 июня 1389 года войска Оттоманской империи в своём завоевании Балкан сошлись с войском сербского альянса, в которое кроме сербов входили войска Боснии и других. Сербскими войсками командовал князь Лазарь, турецкими ‒ султан Мурад I.

По преданию, в ночь перед битвой князю Лазарю явился ангел и спросил его, что он выбирает — «царствие земное», то есть победу над турками и благополучие Сербии (но только пока он сам будет жить на земле) или мученичество ради Царствия Небесного (а также обещание, что сербский народ до конца времён останется православным). На что князь Лазарь ответил: «Земное царство — на миг, а Небесное Царство — навек» («Земаљско је за малена царство, а Небеско увек и довека»).

Косовская битва и сейчас играет значительную роль в сербском фольклоре, князь Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Монумент представляет собой средневековую башню, построенную на холме, с которого можно видеть место битвы ‒ Косово поле. На памятнике написан текст Косовской клятвы, данной князем Лазарем перед битвой:

Кто есть серб и сербского кто рода / Кто от сербской крови и колена / И на поле Косово не выйдет, / Пусть вовек не знает он потомства, / Женского потомства и мужского! / Пусть ничто ему не уродится ‒ / Ни вино, ни белая пшеница, / Пусть погибнет всё его колено!

В двух километрах на северо-запад от памятника, по другую сторону от трассы M2, находится могила османского султана Мурада I, погибшего в битве.

Престольные праздники [ править ]

Видовдан можно назвать главным праздником Сербии. Но при этом он не похож ни на какой другой. Особые торжества проходят на самом Косовом поле, на Газиместане, на Видовдан (День св. Вита). Ежегодно в этот день здесь собирается множество сербов практически со всех концов света и совершается заупокойное поминовение.

Как добраться [ править ]

Комплекс находится в 6-7 километрах на северо-восток от действительного места битвы, известного как Косово поле, в 5 километрах на северо-запад от Приштины, рядом с автомагистралью Приштина — Косовска-Митровица.

Источник

Сербы открыли памятник князю Лазарю в Косовской Митровице, албанцы против

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

БЕЛГРАД, 28 июн – РИА Новости. Памятник предводителю сербского войска князю Лазарю открыли в Косовской Митровице в годовщину боя на Косовом поле 1389 года. Албанские политики заявили, что это приведет к росту межнационального напряжения в крае, передает во вторник информационный портал Kossev.

Восьмиметровую бронзовую статую предводителя сербской армии, задержавшей ценой собственной жизни продвижение турок-османов на Балканы 28 июня 1389 года, открыл во вторник в северной части Косовской Митровицы директор канцелярии по Косово и Метохии в правительстве Сербии Марко Джурич при участии епископа Рашко-Призренского Теодосия и местных сербов. Князь, канонизированный Сербской православной церковью как святой великомученик, указывает рукой в сторону Косова поля, где произошла битва в четырнадцатом веке.

«Наш народ не существовал бы, если бы не глядел в прошлое и через всю свою новую историю не строил будущее на основах старой славы — с Косово на устах и в сердце… Лазарь здесь остается, и сербы здесь остаются», — цитирует директора канцелярия по КиМ.

Албанский политик из Косовской Митровицы Халит Берани считает, что установка памятника приведет к росту сербско-албанской напряженности, и «на севере края больше нет никаких признаков существования (самопровозглашенного) государства Косово». Градоначальник южной, албанской части города Агим Бахтири также выступил против памятника князю Лазарю.

«Памятники, которые устанавливают мертвым из прошлых веков, не могут вернуть живых на Косово, тем более, когда память возвращается как национальный страх», — приводит слова Бахтири Kossev.

Лидер оппозиционного властям самопровозглашенной республики Косово Альянса за будущее Косово и бывший полевой командир албанских сепаратистов Рамуш Харадинай предложил установить памятник погибшим в бое на Косовом поле албанским воинам.

«Албанское войско в то время было частью коалиции балканских народов на Косово и защитой западной цивилизации, многие из его рядов пали в бое на Косово. В честь и в память того войска предлагаю установить памятник в районе, где он произошел», — заявил Харадинай.

На месте боя на Косовом поле уже находится сербский памятник – Газиместан, куда каждый год 28 июня, на православный праздник Видовдан, съезжаются сербы. В последние годы такие поездки сопровождаются инцидентами между ними и албанцами. Во вторник полиция самопровозглашенной республики Косово сообщила, что один из микроавтобусов перевозивших сербов неизвестные забросали камнями, в два других автомобиля бросили бутылки с зажигательной смесью, обошлось без пострадавших. «Празднование на самом Газиместане прошло без инцидентов, в нем участвовали до 1,5 тысяч человек», — уточнила косовская полиция.

В 1999 году вооруженное противостояние албанских сепаратистов из Освободительной армии Косово и армии и полиции Сербии привело к бомбардировкам Югославии (в то время состоявшей из Сербии и Черногории) силами НАТО. В марте 2004 года косовские албанцы устроили погромы, которые привели к массовому отселению сербов из края и уничтожению многочисленных памятников их истории и культуры. Косовско-албанские структуры в Приштине 17 февраля 2008 года в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии.

Источник

Едем в сербское Косово: монастыри, Газиместан и даже винодельни

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

Если утверждение «Косово — это Сербия» совсем не очевидно, то с другим патриотическим лозунгом «Косово — сердце Сербии» спорить сложно. Тут до сих пор стоят православные храмы и монастыри, построенные в Средние века сербскими правителями. И, несмотря на тяжелую экономическую и политическую ситуацию, здесь все еще остаются сербские поселения. Маленькие кусочки православной Сербии в окружении мусульман-албанцев. Павел Морковкин собрал воедино историю этого края и те места, которые обязательно надо посмотреть.

У нас есть еще один материал о Космете: Что посмотреть в Метохии? (И где это вообще), не поленитесь прочитать и его. Он больше про южную часть частично признанного государства: национальные парки «Проклетие» и «Шар-Планина», города Джяковица и Призрен (в этом тексте про него будет тоже, потому что Призрен — это топ Косово. Несмотря даже на то, что он никак не север).

Как Косово отделялось от Сербии

В XII–XIII веках территория современного Косова оказалась под властью сербов, которые пришли на Балканы несколькими столетиями раньше. И если славяне сюда понаехали, то албанцы считают себя потомками иллирийцев, живших на этих землях еще в IV веке до нашей эры.

В 1389 году на Косовом поле, в пяти километрах от современной Приштины, объединенные войска сербских феодалов под предводительством князя Лазаря Хребеляновича сразились с армией Османской империи. Сербы битву проиграли, а сам князь попал в плен и был убит. Но и для османов эта победа оказалась пирровой: погиб командовавший армией султан Мурад I, а продвижение турок по Европе остановилось. Каждый год во время национального праздника Видовдана сербы ежегодно отмечают годовщину этой битвы. Из-за этих событий появилась идея о священной роли Косова в истории сербского народа и сербской государственности. Поэтому отделение Косова — очень болезненный вопрос для многих сербов.

С тех пор как Косово стало частью Османской империи, его этнический состав сильно изменился. Сербы обращались в ислам или массово уезжали из этих регионов. Этнографические карты и результаты переписи прошлого века показывают здесь смешанное население, а иногда и вовсе албанское большинство. После поражения Османской империи в Первой мировой войне Косово оказалось в составе Королевства Югославия, и уезжать отсюда стали уже албанцы. Белград попытался еще больше исправить ситуацию в сторону сербов и предложил переселяться в Косово жителям севера страны. Желающих переехать, правда, нашлось не очень много.

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

После Второй мировой войны в состав Республики Югославия Косово вошло на правах широкой автономии. Югославский лидер Иосип Броз Тито активно селил здесь беженцев из соседней Албании. По одной версии — чтобы побороть сербский национализм, по другой — чтобы создать основу для последующего присоединения Албании к Югославии. Сербы отсюда, наоборот, уезжали — не столько по политическим, сколько по экономическим мотивам: Косово всегда было одним из беднейших регионов в стране. У сербов даже ходит поговорка «Чем южнее, тем грустнее» («Што jужниjе, то тужниjе»), которая появилась из-за тяжелого положения южных регионов страны. Поэтому неудивительно, что люди покидали Косово в поисках более благополучного места.

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

Шестисотлетие Косовской битвы (1989 год) отмечали в Югославии с большой помпой. Мощи князя Лазаря Хребеляновича возили по всей Сербии и Боснии и Герцеговине. Югославское телевидение показало исторический фильм, напоминающий о былом величии сербов. На церемонии празднования Слободан Милошевич выступил с речью, в которой назвал Косово сербской землей. Все это происходило на фоне растущего сербского национализма и отмены автономии Косова и, конечно же, вызвало ответную реакцию у косовских албанцев.

Спустя два года начался распад Югославии и серия конфликтов, последним из которых в 1998 году стала война за независимость Косова. В 1999 году в конфликт вмешался НАТО и начал бомбить Югославию. Югославские войска покидают Косово. В 2008 году республика провозгласила независимость, которую сейчас признали уже более 100 стран — членов ООН (Сербия, Украина, Беларусь и Россия не входят в их число).

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

Что сербского посмотреть в Косове?

Космет — так сербы сокращенно называют эту территорию, по именам двух исторических регионов (Косово и Метохия), на которых образовалась непризнанная республика. На ее территории расположены десятки православных храмов и монастырей, некоторые из которых были построены аж в XIII веке и пережили и османское правление, и албанские погромы.

С современными сербскими общинами ситуация печальная. Сербы в Республике Косово — самое многочисленное национальное меньшинство. Но сколько конкретно их здесь живет — сказать сложно: последнюю перепись населения многие сербские общины бойкотировали. Разные источники называют цифры от 1,5 до 7,5 % от почти двухмиллионного населения. Сербы продолжают покидать эту территорию, но до сих пор легко найти населенные пункты, где почти все жители — сербы по национальности. Тут стоят православные церкви, улицы названы в честь сербских национальных героев, а расплатиться в магазинах можно динарами. Сначала бросается в глаза сербская государственная символика. Потом начинаешь обращать внимание на мелкие детали: например, у сербов принято украшать ворота дома жениха на свадьбу, а во время траура вешать на дом черное полотно — в албанских селах такого не найти. Много идеологических граффити: на стенах рисуют сербские кресты, а на въездных указателях зачеркивают албанские названия населенных пунктов. И если в магазине будет холодильник с пивом, то вы не найдете там ни одной косовской бутылки — только сербские и черногорские.

Примерная и очень оптимистичная карта сербских населенных пунктов на «Википедии».

Косовска-Митровица

Когда говорят о косовских сербах, то прежде всего имеют в виду именно этот город и так называемое Северное Косово — регион на севере республики, где сербы составляют подавляющее большинство. Естественной границей, отделяющей сербскую часть Косова от албанской стала река Ибар. Она же разделяет и город Митровицу — очень знаковое для сербско-албанских отношений место.

Положа руку на сердце, в Митровице нет ничего особо интересного, кроме этой самой знаковости. И еще взрывающее мозг ощущение от того, что две части одного города отличаются друг от друга намного сильнее, чем некоторые государства, — де-факто это и есть две разных страны. В сербской все обильно украшено национальными цветами: вдоль улиц стоят красно-сине-белые ларьки и клумбы. Улица сербского короля Петра I, увешанная сербскими знаменами, ведет на юг прямо к Ибару. На ней стоит памятник тому самому Лазарю Хребеляновичу. Князь указывает пальцем в сторону мусульманской части Косова. И чем ближе вы подходите к реке, тем заметнее становится албанская символика на противоположном берегу. Кое-где красные флаги с черным орлом можно встретить и на сербском северном берегу: здесь, кроме 22,5 тысячи сербов, живут и 5 тысяч албанцев.

В официальном сербском названии города фигурирует слово «Косовска», потому что на севере Сербии есть еще и Сремска-Митровица (в еще одном сложном для Сербии регионе — автономном крае Воеводина. — Прим. ред.). У албанцев Митровица всего одна, и они обходятся без уточнений. Сербская половина Митровицы выглядит как стандартный депрессивный восточноевропейский моногород: мрачные панельные дома, отвратительная городская инфраструктура, стены, исписанные политическими лозунгами. До войны Митровица и была промышленным центром: тут работал один из крупнейших в Югославии горнодобывающий комплекс.

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом поле

Сейчас о шахтерском прошлом Митровицы напоминает 20-метровый памятник сербским и албанским шахтерам, воевавшим во Второй мировой против Третьего рейха и коллаборантов. На холме, с которого видно весь город, две конические бетонные колонны держат бетонное корыто, украшенное медью. Автор монумента, серб Богдан Богданович, сам партизанил против немцев и даже успел поработать мэром Белграда в 1980-х. Но с приходом к власти Милошевича стал диссидентом и уехал в Австрию.

Этот памятник входит в огромную цепочку спомеников, разбросанных по всей территории бывшей Югославии. В 2016 году мы делали большой спецпроект «Стражи Балкан», посвященный этим памятникам. Предлагаем освежить его в памяти — там красиво и атмосферно.

Колонны, по задумке Богдановича, обозначают два народа, представители которых организовали Шахтерскую партизанскую роту, а корыто — их единство в борьбе против врага. Сейчас об этом символизме никто не вспоминает, медные части монумента пропали, а бетонные покрыли рисунками и надписями, в основном — сербскими националистическими.

Рядом с памятником на холме стоит новая церковь Святого Димитрия. Главный православный храм города — церковь Святого Саввы — расположен на албанской стороне и после войны оказался недоступен для сербов.

Сейчас главная достопримечательность города — новый мост через Ибар. Его открыли в 2001 году, и он должен был стать символом воссоединения сербов и албанцев. Французская строительная компания даже специально набирала местный интернациональный коллектив: поровну албанцев и сербов. Для сооружения придумали оптимистичное название — Мост дружбы, — которое, увы, не прижилось. Мост стал скорее символом разъединения, а не объединения местных жителей: на нем долгое время находились баррикады и блокпост международных миротворческих сил KFOR.

Сейчас для пешеходов проход открыт, но желающих им воспользоваться не очень много. Асфальтовое покрытие намеренно разрушено, поэтому автомобильное движение все еще невозможно — водители используют параллельный мост на окраине. Въезд на мост с обеих сторон охраняют полицейские: на юге — итальянские, на севере — сербские косовские. В целом в Митровице спокойно, но беспорядки периодически вспыхивают после значимых политических событий в непризнанной республике. Последние столкновения сербов с косовской полицией случились в мае этого года.

Источник

памятник на косовом поле. Смотреть фото памятник на косовом поле. Смотреть картинку памятник на косовом поле. Картинка про памятник на косовом поле. Фото памятник на косовом полеyarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

15 июня, (28 июня), 1389 г. на Косовом поле произошла судьбоносная для сербского народа битва против войск Османской империи.

Битва на Косовом поле происходила в день святого Витта (Видовдан) 15 июня 1389 года. Наверное, это самая героическая страница сербской истории, во всяком случае, Видовдан всегда оставался главным национальным праздником и даже в коммунистической Югославии занимал особое место.

О том, как протекало сражение, сведений сохранилось очень мало. Известно, что битва была необыкновенно жестокой и кровавой. Лишь под конец турки стали брать верх над сербами. Князь Лазарь и несколько воевод попали в плен и были казнены по приказу Баязида. И сербы, и турки понесли очень большие потери. На следующий день после битвы османское войско покинуло Сербию. В христианском мире долго ходили слухи о победе сербов на Косовом поле.

Год 1989-й оказался промыслительным для православного сербского народа. Тогда прославлялось 600-летие мученической гибели сербского войска на Косовом поле. Святые мощи князя Лазаря были пронесены по землям Срема, Боснии, Сербии, а в самый день битвы они были водворены в древнем монастыре Грачаница, что в Косове. Повсюду совершались богослужения, народ шел на поклонение своей главной национальной святыне (мощи святителя Саввы были сожжены турками в 1594 году), словно предуготовляясь к грядущим испытаниям.

Косовская битва оказалась переломной для судеб Европы и, конечно же, для Сербии. Не преимущество в оружии решало исход ее, но сила Животворящего Креста Господня. Ни одно из событий сербской национальной истории не оставило такого глубокого следа в народном сознании, как Косовское сражение.

У народа, восходящего на свою Голгофу в духовной славе, враг может отнять многие человеческие жизни, отнять все богатства земные, но не в силах он поколебать ту мощь национального духа, которая сияет в невидимом мире. Сербский народ смог так ярко выявить свое предопределение благодаря укорененности в живой традиции Православия, творческому присутствию в церковно-народном организме православной духовности, благодатному опыту исихазма, который стал, по выражению епископа Афанасия (Ефтича), «душой Сербии князя Лазаря».

Отвечали ему вельможи и воеводы: «Мы, господин наш, с самого рождения Бога и тебя знаем. Бог нас создает, ты же воспитываешь. Любовь и честь во множестве мы от тебя приняли и готовы за тебя, за благочестие, за Отечество умереть. Не пощадим себя, зная, что смешаемся с прахом. Умрем и да останемся навеки живыми, принесем Богу себя в живую жертву. Не пощадим животы наша и да станем примером ярким для потомков и да прославимся во Христе. «. Перед битвой все приняли Причастие, произнося: «Боже, в руце Твоя предаем души наша». Так в «Похвале князю Лазарю» рассказывает об этом событии его современник патриарх Даниил III.

В песне «Погибель Царства Сербского» физическое поражение показано как духовная победа, христианская философия жертвы выстроена как этическая основа народного самосознания. Косово осталось для сербов местом, где была решена их историческая судьба, в духовном плане явленная через страдания и жертву к Воскресению. Замечательный сербский святитель епископ Николай (Велимирович, † 1956) точно выразил осмысление сербским народом Косовской битвы как крестного пути национальной истории: «Выбор князем Лазарем Царства Небесного совершен от имени всего сербского народа, он (выбор) стал самым ярким выражением целокупного смысла нашей истории и ее постоянной идеей. Косово показало, что наша история разворачивается на высочайшем плане, на трагической и возвышенной границе небесного и земного, Божьего и человеческого»11.

Косовская битва явилась высочайшим проявлением великой мысли о том, что духовные ценности выше материальных и что во времена искушений важнее всего спасти человеку душу, как учил Спаситель: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить: а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир весь, а душе своей повредит; или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 10, 28; 16, 26).

Эта мысль направляла духовной жизнью сербского народа со времен Стефана Немани, «когда протрубили трубы апостольские и евангельский гром молитвами преподобного Симеона разбудил все Отечество, и фимиам, возжженный Господу, освятил воздух повсюду, и поднялись монастыри по всему отечеству преподобного, и народ наполнил церкви Христовы, поя и славя Бога. » (Житие преподобного Симеона Мироточивого).

Памятник, посвященный битве на Косовом Поле. Расположен в 6-7 километрах на северо-восток от действительного места битвы, в 5 километрах на северо-запад от Приштины, рядом с автомагистралью Приштина—Косовска-Митровица.
Наталья Масленникова

Источник

Православная Жизнь

И почему для сербов так важна память о Косовской битве.

Ежегодно 28 июня в Сербии отмечается национальный праздник «Видовдан» (Видов день), установленный в память о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году. Тогда сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем противостояло турецкой армии – более сильному и многочисленному противнику. Все сербские воины и их благородный правитель погибли в том бою, а Сербия оказалась под османским игом. Почему же для сербов так важна память о Косовской битве, а князь Лазарь почитается как национальный герой? Об этом порталу «Православная Жизнь» рассказал сотрудник пресс-службы Сербской Патриархии Николай Сапсай.

– Николай, Косовская битва – трагическое событие в истории средневековой Сербии, следствием которого стали пять веков турецкого рабства. Тем не менее она воспета в гимнах и народных песнях, а князь Лазарь после гибели почти сразу был причислен к лику святых. В чем же значимость этого сражения и почему князь Лазарь герой?

Мысленно перебирая в тот час все свои слова и поступки, князь Лазарь вспомнил, что ночью во сне, накануне Косовской битвы, ему явился Ангел и задал вопрос: что дороже – земное царство или Царство Небесное? «Царство земное – кратко и временно, а Небесное – на веки вечные», – ответил Лазарь небесному посланнику. Он сам выбрал Царство Небесное, вечное, и тем самым заключил с Богом «царев завет», известный в народе как «Косовский завет».

Но как же проигравший битву князь именуется национальным героем и прославлен в лике святых? Что за парадокс?

Святитель Николай Сербский утверждал, что именно Косовская битва сделала сербов великим народом. Святитель называл Косово «национальной Голгофой», «духовным и нравственным воскресением». Oн неустанно напоминал, что после сражения на Косовом поле турки повернули назад, приостановив дальнейшее шествие вглубь Балканского полуострова. «Поскольку сербское войско все на Косовом поле полегло – причем добровольно – за истину и правду Божию, – утверждает святитель Николай, – то оно и победило».

С одной стороны, в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в битве, с которого началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Поэтому для сербов Видовдан – день гибели земного «Сербского царства». Но вместе с тем – это и день памяти великого жертвенного подвига, победы Царства Небесного над царством земным, победы Вечной Жизни над преходящей, победы жертвенной любви над законами тленного мира.

Данное событие со временем приобрело центральное место в истории сербского народа. В связи с чем стало праздноваться в качестве национального праздника. В какой бы точке земного шара сербы не оказались, они стараются организовать памятные мероприятия. В диаспоре их совместно проводят посольства и епархии Сербской Православной Церкви. Однако центральные торжества проходят на месте битвы в Косово и Метохии, на юге Сербии.

– Известно, что в последний раз такое торжество было в 2017 году, его возглавлял Святейший Патриарх Ириней. В последующие годы по ряду обстоятельств Предстоятель Сербской Церкви не приезжал в Косово на Видовдан…

– В этом году наш Патриарх вновь молился на Косовом поле! Божественная литургия по случаю празднования Видовдана состоялась в монастыре Грачаница.

В проповеди к народу Святейший Патриарх Порфирий отметил, что православная вера является парадоксальной и каждый, кто попытается понять Евангелие лишь умом, обречен на провал. Ведь православная вера – вера любви, которая не только нелогична, но и антилогична. Предстоятель призвал народы в Косово и Метохии к мирному сосуществованию.

«Различия не должны быть причиной конфликтов и разлуки. Различия – это дары, а дар – это то, что мы получили, чтобы приумножить его и отдать себя другим. Грачаница – это наши глаза, наши уши, наше сердце – так решил князь Лазарь в День святого Вита. Он выбрал веру во Христа, а не праздничную трапезу. И поэтому, когда они говорят нам оставить Грачаницу, отказаться от Косово и Метохии, ну, господа, вы бы позволили себе вырвать глаз, отрезать уши, вырвать сердце? Мы знаем, что вы не согласитесь. Это битва за существенную свободу», – сказал Патриарх.

После Литургии на мемориальном комплексе Газиместан, посвященном битве на Косовом поле, Патриарх Порфирий вместе с архиереями отслужил панихиду по православным воинам, живот свой положившим за веру и Отечество.

Несмотря на многотысячную группу верующих, посетивших эти святые места, многие не смогли оказаться на торжествах из-за ограничений, введенных полицией самопровозглашенного государства Косово, кого-то не пустили из-за национальной символики. Были случаи задержания при жестких осмотрах, которым подвергались и священнослужители, и монашествующие.

В этот праздничный день Патриарх Порфирий также посетил город Крушевац и храм Лазарица, сооруженный еще при жизни князя Лазаря. В связи с 650-летием города – исторической столицы сербского князя, был открыт новый памятник святому Лазарю.

– Как сегодня сербы сохраняют память о событиях более чем 600-летней давности и духовную связь с Косовским краем?

– Несмотря на прошествие стольких веков от подвига князя Лазаря, битва за сохранение Косово и Метохии продолжается для сербов по сей день – и в прямом, и в переносном смысле. Стремясь с помощью Запада отнять у сербов эту святую землю, албанцы прибегают ко всевозможным средствам, в том числе переписывают историю, уничтожают памятники духовности и культуры сербского народа. Не стоит долго искать примеры притеснений православных на юге Сербии, так как даже в нынешнем 2021 году было несколько нападений на храмы, в связи с чем Сербская Православная Церковь просила ОБСЕ и KFOR защитить верующих в Косово и Метохии.

О сербских святынях в Косово и Метохии написано много художественных произведений, трудов, монографий, снято множество документальных фильмов. С их помощью сохраняется память о корнях идентичности для сербов, а также предоставляются подлинные сведения о многострадальной истории сербского народа на этой земле.

Молитвами благоверного князя Лазаря Господь да укрепит всех нас и поможет остаться на пути ведущем в Царство Божие, невзирая на все соблазны мира сего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *