новгород церковь параскевы пятницы приметы
Российские древности: церковь Пятницы на Торгу в Новгороде
Храм Пятницы (впереди)
В сегодняшнем выпуске нашей рубрики «Российские древности» мы снова вернемся в Великий Новгород и в домонгольское время. Этот город занимает первое место среди всех русских городов по количеству сохранившихся памятников древнейшего периода, и еще далеко не о всех мы рассказали. Наш сегодняшний рассказ пойдет о церкви-сейфе заморских купцов и об одной из самых сложных задач, которые стояли перед реставраторами.
Кто был в Новгороде, тот знает, что там изначально существовало (и существует) разделение города на принципиально разные части: Софийскую, с храмом Святой Софии и Детинцем, и Торговую. Сейчас от кремля к Торгу перекинут пешеходный мостик, и всего за несколько минут можно пройти от Софии до места, которое носит два названия: Ярославово дворище (по месту некогда существовавшей здесь княжеской резиденции) и Торг. Здесь было основное место торговли, здесь была вечевая площадь (впрочем, как показали историки, вече в Новгороде было далеко не для всех), здесь же был центр деловой и светской жизни Великого Новгорода.
Разумеется, здесь стоят и храмы. И при этом, если в Детинце сейчас сохранилось всего три церкви, причем древняя только София, то на Торгу по-прежнему высится семь храмов. Про один из них — Николо-Дворищенский собор 1113 года — мы уже писали в нашей рубрике. Еще одно домонгольское здание — церковь Параскевы Пятницы очень необычной для вольного города архитектуры.
Пятница — святой день на Руси
Интереснее всего то, что в Новгороде, особенно на Торгу, храмы несли, так сказать, двойное назначение. Первое, разумеется, ритуальное (а заодно и что-то вроде дома культуры или клуба — место встречи членов той или иной территориально-социальной группы). Второе же — складское и, можно сказать, сейфовое. Именно в подклетах (подвальных этажах) каменных церквей купцы «арендовали» места для хранения самых ценных товаров и денег. Потому что при пожаре в деревянном городе единственное, что оставалось целым, — это каменные храмы.
Несколько слов о самой Параскеве Пятнице. В мифологии славян это реально обожествленный день недели. Культ этой «святой» весьма тесно сплелся с культом Макоши — единственного женского божества пантеона Владимира Красно Солнышко. Церковь боролась-боролась с подобным обожествлением, да и плюнула на это совершенно безнадежное дело (хотя еще Стоглавый собор осуждал всяческие суеверия, связанные с ней). Наш храм — не самый древний дошедший до нас, черниговская Пятница будет немного подревнее.
Вологодская икона Параскевы. XV век
Храм Параскевы Пятницы, как и многие другие, строился купцами. Впервые Пятницкую церковь построили еще в 1152 году «заморские купцы» (те самые «заморские гости», которые упомянуты в соответствующей арии). Кстати, это не иностранные купцы, а купцы, торгующие с заграницей. Внешторг новгородский. В 1152 году храм построили деревянный. Он, разумеется, сгорел — через четыре десятилетия. Выстроили новый — снова сгорел. И вот в 1207 году «заморские гости» снова построили храм — на сей раз в камне. Крестообразность плана, мощные пучковые пилястры и плинфа в качестве строительного материала говорят о том, что строили его приглашенные мастера, причем, скорее всего, смоленские (посмотрите на Свирскую церковь!).
План сохранившихся частей храма
Именно в этом городе впервые возникли подобные, изумительно красивые постройки. Потом такие храмы строили в Чернигове, в Овруче (это только сохранившиеся), но в Новгороде подобный тип построек не прижился.
Задача для реставраторов
Века идут, и здание время от времени требует ремонта. Несколько раз (в XIV и в XVII веках) храм сильно перестраивали. Как и все новгородские храмы, Параскева пострадала в Великую Отечественную войну, и требовалась реставрация. Восстановление Параскевы стало, пожалуй, одной из самых сложных задач для реставраторов за всю историю. Дело в том, что выдающийся реставратор и архитектор Григорий Штендер, обследовавший храм, нашел на памятнике следы как минимум 15 перестроек! И как быть с ними? Восстановить храм на момент 1207 года и уничтожить следы архитектуры другого времени, не менее важные для истории архитектуры?
О чём грустит Параскева
Новгородские священнослужители, несмотря на запрет Синода, сохранили уникальные памятники культовой деревянной резьбы.
Сегодня «Сокровищница» откроет для вас ещё один шедевр древнерусского творчества.
Исчезнувшая резьба
Прежде чем отправиться на выставку «Древнерусское резное дерево XIV – XVII вв.» в здание Присутственных мест в Новгородском кремле, давайте немного окунёмся в историю. Дерево во все времена жизни наших предков было основным материалом для строительства и обихода жилища. Поэтому не удивительно, что одним из самых распространённых художественных ремёсел на Руси всегда была резьба по дереву.
Новгородские мастера в старину украшали резьбой и ставни домов, и мебель, и сани, и посуду. То, что поддавалось резцу, радовало глаз. Кто-то творил только для себя, кто-то на заказ или на продажу. Собственно, как и сегодня. Профессионалы и любители были всегда.
Дело в том, что XVIII век, Петровские времена, знамениты не только огромным количеством политических, экономических и бытовых реформ, но и церковных. В 1722 году Священный Синод решил бороться с иконами и скульптурами, выполненными с «недостатком искусного мастерства». И после выхода соответствующего Указа все деревянные предметы из церквей были убраны.
В результате под «горячую руку» попали не только «безобразные болваны», но и настоящие шедевры древнерусского искусства. Что ж поделать, и в те времена перегибали палку и во власти, и на местах.
Из Указа Синода от 21 мая 1722 года:
Сокровища из рухлядной
К счастью, далеко не везде старательно подчинялись «указаниям сверху». У некоторых церковных служителей рука не поднималась выбрасывать или сжигать в печи старинные и намоленные образы святых или искусно вырезанные кресты. Поэтому они просто прятали их подальше от глаз до лучших времён.
В середине XIX века на хорах Софийского собора в рухлядной (кладовой) художник Ф.Г. Солнцев, профессор И.И. Горностаев, архимандрит Макарий и митрополит Григорий обнаружили целый клад из уникальных памятников древнерусской резьбы. Всё это богатство было извлечено на свет и позднее составило основу коллекции резного дерева Новгородского музея древностей. А часть была отправлена в Санкт-Петербургскую академию художеств.
Одним из спасённых тогда шедевров стала деревянная скульптура Параскевы Пятницы XVI века. Уникальнейший образ святой великомученицы, происхождение которого до сих пор неизвестно, сейчас является одним из главных древнерусских резных сокровищ в собрании Новгородского музея.
Святая великомученица Параскева.
В ранней юности Параскева посвятила себя аскетической жизни. А когда Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, она была схвачена правителем Ликаонии Аэтием, претерпела жестокие мучения и была обезглавлена.
У восточных славян Святая Параскева считалась покровительницей полей и скота. В день её памяти принято приносить в церковь плоды для освящения, молиться о сохранении животных. Почиталась она и как целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов.
Она была покровительницей новгородского купечества. В Великом Новгороде на Ярославовом дворище в XIII веке заморскими купцами был возведен храм её имени, который является шедевром древнерусского зодчества. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу сегодня открыта для музейного посещения.
Когда вы решите посетить выставку «Древнерусское резное дерево XIV – XVII вв.», не идите сразу через весь зал к предмету нашего разговора. Сначала, не торопясь, посмотрите удивительно красивую резьбу знаменитого Людогощенского креста 1359 года с орнаментом и медальонами-барельефами святых. Мастер Яков Федосов воплотил в нём символику «древа жизни» и вложил победоносные чувства событий тех лет.
Вас поразят и лёгкие, ажурные в своей тонкости и каком-то совершенно неземном исполнении, церковные Царские врата с растительным орнаментом. Изящность и мастерство резчика поражают до сих пор.
Загадка Параскевы
Мастер не стал отходить от церковных иконописных канонов, чтобы запечатлеть иконописный лик, но оставаясь в этих рамках, сумел передать необыкновенное обаяние, индивидуальность и поэтичность образа. Как ему это удалось – совершенная загадка, магия искусства, любви и веры.
Огромные, чуть раскосые карие глаза святой смотрят мимо вас. Отрешённый потупленный взор обращён внутрь себя. Слегка сжаты губы, на щеках проступает румянец. Кажется, вот-вот задумавшаяся девушка очнётся и произнесёт что-то очень важное для вас.
Конечно, можно найти много эпитетов, чтобы описать это творение, поискать сравнения, порассуждать о художественной технике мастера-резчика. Но оставим это нашему благодарному читателю.
На выставке, кроме Параскевы, вас ещё ждёт не менее уникальная скульптура Николы Можайского, различные резные кресты и иконы. Вариантов для новых открытий много. Но уверяю вас, покинув выставку, загадочную скульптуру Параскевы вы уже не забудете никогда. И возможно, так же, как и я, будете задавать себе вопрос – так о чём же она грустит?
Параскева Пятница: история, традиции, приметы, что нельзя делать 27 октября
Параскеву Пятницу на Руси чествуют дважды и оба раза осенью. По народному календарю праздник в честь Параскевы Пятницы отмечается 27 октября (14 октября по старому стилю). Этот день называют также Параскева Грязниха, или Грязнуха (из-за осенней распутицы). На Руси Параскеву Пятницу чрезвычайно почитали, она считалась всеобщей матушкой, бабьей заступницей, лекаркой, хранительницей матерей, замужних женщин и вообще женского начала. Церковь поминает Параскеву Пятницу чуть позже — 10 ноября. Об истории, традициях и приметах, а также о том, что нельзя делать 27 октября, — в материале ФАН.
Отметим сразу, все перечисленное ниже актуально и для 27 октября, и для 10 ноября.
История Параскевы Пятницы
Из христианских источников известно о нескольких святых по имени Параскева (в переводе с греческого Параскева означает Пятница — день крестных мук и окончания земной жизни Иисуса Христа, а также распространенное в христианстве женское имя).
Одна из самых известных великомучениц с таким именем — раннехристианская святая Параскева Иконийская, жившая в III веке в Малой Азии. За свою веру, в которой Параскева была очень тверда, она была подвергнута пыткам, а затем казнена во время страшных гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Было еще несколько святых с именем Параскева, подвиги которых описаны в христианской литературе.
Традиции и приметы на Параскеву Пятницу
Эту святую чрезвычайно почитали на Руси как бабью заступницу, отождествляя ее с Богородицей, а также с дохристианскими женскими божествами, отвечавшими за «плодовитость» женщины, за ее семейное благополучие, за здоровье детей, а также за женские ремесла.
Прозвище Грязниха октябрьская Параскева получила из-за осенней распутицы, которая предшествует белому чистому снегу, укрывающему землю.
Согласно приметам, распутица 27 октября говорит, что до настоящей зимы еще около месяца.
Также по приметам, если на Параскеву лошадиное копыто заливает грязной водой, значит скоро выпадет снег и сразу установится санный путь.
Согласно традиции, девушки 27 октября молились Параскеве о хорошем замужестве, о ладе в семейной жизни, о благополучной беременности и легких родах, о здоровье детей. Больных и слабых детей в этот день обязательно обливали родниковой водой, чтобы Грязниха смыла с них все болезни, как грязь.
Параскева Пятница также считалась покровительницей женских ремесел, но заниматься рукоделием в этот день было строжайше запрещено. На Параскеву разрешалось только трепать лен, девушки это делали напоказ, чтобы понравиться потенциальному жениху и будущей свекрови.
«Мни и толки льны с Грязнухи»; «Мни лен дольше — волокно будет лучше».
Запреты: что нельзя делать 27 октября
На Параскеву Пятницу под строгим запретом были все женские работы, кроме трепания льна и приготовления пищу. На нарушительниц Параскева могла обидеться и наслать болезни. Согласно народным верованиям, святую пытали, втыкая в нее спицы и веретена, и с тех пор Параскева ходит по земле, вся исколотая. А все из-за женщин, нарушивших запрет рукодельничать в этот день.
«Кто прядет в пятницу, у того отец с матерью на том свете будут слепы».
Также на Параскеву строжайше запрещалось тревожить матушку-землю: особенно копать ямы железными лопатами. Этот запрет связан с поверьем, что во время крестной муки Христа в Великую пятницу было землетрясение.
«По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут».
Также, согласно народным поверьям, на Параскеву женщинам было категорически запрещено мыться, стирать, мыть и расчесывать волосы, а также купать детей.
Кроме того, в этот день порицались смех и веселье, под запретом были вечерние девичьи посиделки. Примета гласила:
«В пятницу смеешься — в старости наплачешься».
Читайте также об одном из главных осенних праздников Покров Пресвятой Богородицы.
Параскева Пятница: история и традиции, почему отмечают дважды, что нельзя делать 10 ноября
Одну из самых почитаемых на Руси святых Параскеву Пятницу Русская православная церковь поминает 10 ноября. Церковный праздник является как бы «дублем» народного почитания этой святой, которую на Руси чтят также 27 октября (14 октября по старому стилю). В конце октября отмечается «бабий праздник» — Параскева Грязниха (или Грязнуха), который тоже связан с Параскевой Пятницей. Считается, что народные приметы и запреты на 10 ноября повторяют те, которые приняты на Грязниху, поэтому им стоит следовать.
История праздника
Известно несколько святых с именем Параскева (в переводе с греческого это имя означает Пятница — день крестных мук и окончания земной жизни Иисуса Христа). 10 ноября церковь чтит Параскеву, которая родилась в Иконии в третьем веке в семье ревностных христиан, специально давших дочери имя, символизирующее ее связь с Христом.
Параскева пошла по стопам родителей и решила не выходить замуж за язычника, полностью посвятив себя богу. Вскоре жестокий римский император Диоклетиан начал страшные гонения на христиан, направив для расправы с ними в Иконию своего наместника Аэтия. Аэтий был очарован красотой Параскевы и просил ее отречься от христовой веры, обещая всяческие милости. Однако девушка отказалась отступиться от учения Христа, ее не испугали мучения, которым ее повергли язычники. Не в силах сломить упорство Параскевы, Аэлий приказал ее обезглавить.
Параскева Пятница и богиня Мокошь
Параскева Пятница в народной традиции соединилась с языческой богиней по имени Мокошь, которая в дохристианские времена отвечала на Руси за женское начало. С Мокошью связывали созревание девочки в половозрелую женщину, замужество, роды и материнство, женское здоровье и половую жизнь, а также все женские ремесла — ткачество, прядение, шитье и так далее.
Все эти бабьи обязанности Мокошь «передала по наследству» Параскеве. Поэтому в некоторых областях Параскева носит название Льняница. Дело в том, что на Параскеву Пятницу единственным из разрешенных женских ремесел было — трепать лен.
О чем молились Параскеве
Девушки молились Параскеве об удачном замужестве, о семейном благополучии, о легких родах, о здоровье будущего ребенка, ей поверяли разные женские тайны, в том числе касающиеся здоровья и сексуальной жизни.
Что нельзя делать 10 ноября
На Параскеву Пятницу были строжайше запрещены все женские работы, разрешалось только трепать лен. Согласно народной традиции, были категорически запрещены прядение, шитье, вышивание, вязание и так далее. Считается, что Параскева ходит вся исколотая иглами, веретенами и спицами девушек, нарушивших запрет на работу в этот день.
Также в этот день запрещались все манипуляции с водой — мытье, стирка, даже купание детей. Исключение делалось только для больных детей, их наоборот считалось полезным обмыть чистой колодезной или ключевой водой.
Мужчинам строжайше запрещались все работы на матушке-земле, которую в этот день нельзя было беспокоить. Особенно строгий запрет был относительно использования металлического инвентаря.
«По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут», «На матушку-Параскеву грешно тревожить землю», «У той, что прядет в пятницу, на том свете будут слепы отец с матерью».
Погодные приметы на Параскеву Пятницу
Это время предзимья связывали с распутицей, поэтому Параскеву часто называют Грязниха, или Грязнуха.
По погоде в этот день определяли, как скоро установится санный путь, это зависело от глубины луж: если лужи глубокие, то первый снег может уже не растаять.
Ярославово Дворище и Торг в Великом Новгороде
Ярославово Дворище и Торг – это исторический архитектурный комплекс, расположенный на торговой стороне Великого Новгорода. Когда-то на этом месте находилась резиденция Ярослава Мудрого, собиралось новгородское вече, велась торговля, у берегов реки стояли многочисленные суда.
Если смотреть на эти церкви по отдельности, то в них нет ничего интересного, но в комплексе это настоящий древний город. По нему очень интересно гулять и ты понимаешь как была устроена жизнь в 16хх годах!
Тут на самом деле есть какой-то дух той древней эпохи, наверное потому, что вокруг совсем нет современных построек, а власти пытаются сохранить антураж во всем.
Информация для посещения
Изначально все рассчитано на то, что вы будете спускаться с пешеходного моста от Кремля, там расположена карта-схема, несколько развлекательных стендов и продажа сувениров.
Тут Новгород большие молодцы, потому что продают все-таки не китайский ширпотреб, а местный колорит — брелоки из бересты, картины на бересте, а также все продавцы одеты в древнерусские одежды. Смотрится все это очень здорово.
Вход бесплатный и работает круглосуточно. Также отсюда открывается потрясающий вид на ночной Кремль. А вот в церкви вход платный и работают они далеко не всегда. Еще один важный момент — тут нет туалета.
История места
Название «Ярославово Дворище» появилось в честь князя Ярослава, впоследствии нареченного Мудрым. Правая сторона города исторически предназначалась для торговли, проживания купцов, сборов вече. В начале 11 века на ее территории Ярослав возвел дворец, превосходящий европейские сооружения. Проведенные после войны исследования подтверждают наличие следов, характерных для деревянного строения огромных размеров. Однако дальнейшее изучение было прекращено, чтобы сохранить объект и изучать его в дальнейшем с помощью более современного оборудования.
В 15 веке независимость города прекратилась, а Ярославово Дворище стало принадлежать князю Ивану III, который увез вечевой колокол в Москву.
Спустя время появилась торговая площадка, именуемая Торг. Во время войны комплекс пострадал незначительно, его легко можно было реконструировать, если бы не решение о разборке всего ансамбля. Работы велись несколько лет, но их удалось остановить благодаря ученым-историкам Академии наук.
Древний торг
Торг являлся экономическим центром Новгорода. Перпендикулярно берегу реки тянулись Торговые ряды. Каждый из них был отведен под конкретный товар, поэтому они получили следующие названия – Кафтанный, Хлебный, Мыльный, Рыбный и другие.
Всего насчитывалось сорок два ряда. Сразу за ними располагались дворы, где селились купцы из разных мест. На Торгу купцы из Европы и Азии закупали воск, мед, меха, кожу, моржовый клык.
Никольский собор
Николо-Дворищенский собор является наиболее древним новгородским храмом, не считая Софийского собора. Он был заложен в 1113 году по приказу князя Мстислава и стал первой каменной постройкой на Торге.
Согласно легенде, когда князь Мстислав был тяжело болен, он стал молить о выздоровлении Николая Чудотворца. Святитель явился ему во сне, повелев отправить посольство в Киев за чудотворной иконой. Однако в результате бури на озере Ильмень новгородцев прибило к берегу. Когда погода наладилась, они обнаружили икону. Князь благополучно исцелился, после чего заложил храм в честь Святого Николая.
Фреска 12 века
Внутри почти ничего не сохранилось, но есть фреска 12 века — «Святой Лазарь». И по ней прям видно, что она 12 века.
По Собору я прошелся без особого интереса, а вот фреска заинтересовала. Она простая, видно что у людей не было современных кисточек, не было современных красок и возможностей как-то украшать свою работу. Она максимально проста и красива. Чтобы ее увидеть, нужно подойти к этой двери и посмотреть вправо.
Мультемидийная панорама
В подвале Никольского собора в небольшом зале установлен проектор, стоят стульчики и холодно так, что приходится сидеть в куртках.
Но за 15 минут рассказывают все самое интересное из истории города, показывают много исторических фотографий.
Рассказывают про все церкви вокруг, что одну построили в память о войне со скифами, другую построил купец, чтобы искупить грехи, а третья вообще не церковь, а дворец князя.
Вот такая мультимедийная панорама
Первоначально храм был под юрисдикцией князей, а с 13 века стал вечевым храмом. Около него встречалось городское вече. Помимо легитимных собраний к храму приходили рядовые новгородцы для выражения протеста вече. Поскольку храм был святым местом, то в нем периодически спасались представители то одной, то другой противоборствующей стороны.
В 20-е годы 20 века собор был действующим, а после стал не только храмом, но и музеем. Во время войны в нем располагалась казарма. Собор был поврежден, пошли трещины в стенах, сводах и арках, порушились кровля и верхняя часть здания. Его много раз перестраивали, но старались сильно не изменять. С 1945 по 1962 годы храм действовал, но затем в нем устроили атеистическую экспозицию от Новгородского музея, а в куполе – планетарий.
В 1994-99 годы собор был отреставрирован при поддержке Ганзейского союза нового времени под руководством Г.М. Штендера.
Сегодня службы в храме не проводятся, он открыт для посещения как музей. До наших дней дошли фрагменты фресок 12 века, которыми был расписан собор. Среди них «Страшный суд», «Иов на гноище», фресковые орнаменты.
Режим работы и стоимость посещения
Режим работы: с 10:00 до 18:00
Выходные – понедельник, вторник, последняя пятница месяца
Никольский собор предлагает вниманию туристов мультимедийную панораму, включающую в себя два фильма:
Стоимость мультимедийной панорамы:
При желании можно приобрести единый билет – на посещение собора и мультимедийную панораму. Его стоимость:
Церкви Ярославова Дворища
На небольшой территории Ярославова Дворища сосредоточено большое количество архитектурных памятников 12-18 веков.
Церковь жен-Мироносиц
На ее месте раньше стояли одноименные, впоследствии сгоревшие, церкви. Упоминание о самой первой есть еще в летописи от 1299 года. Инициатором возведения храма в начале 16 века стал купец Иван Сырков. И хотя церковь относилась к Ярославовому дворищу, тем не менее ее строили рядом с домом купца. Таким образом, она считалась фамильной церковью Сырковых. В дальнейшем к ней пристраивались приделы: в 1536 году придел Евангелиста Матфея, а в 1539 – Сретения Господня.
К середине 18 века церковь стала относится к Юрьеву монастырю, а в 1832 году была отписана Сыркову монастырю.
В настоящее время это одноглавая крестово-купольная четырехстолпная постройка с тремя выступами и звонницей. С южной и западных сторон к ней пристроены два крыльца с лестницами, которые ведут наверх. Верхний этаж дополнительно делится на два яруса. Всего у церкви три этажа. Нижний – это подвальный. Наличие подвала – это московская традиция, в Новгороде так не строили. Считается, что одно время Иван IV хранил в нем казну.
Сегодня здесь расположен Детский культурный центр.
Режим работы: с 10:00 до 18:00
Выходные – среда, четверг
В церкви работает выставка «Рукам – работа, душе – праздник», посвященная ярмарочной культуре, традиционным ремеслам и промыслам новгородских крестьян второй половины 19 – начала 20 веков. На выставке проходят мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол, вязанию спицами, крючком, иглой и т.д. Стоимость мастер-класса – 200 рублей с человека.
Церковь Прокопия
Недалеко от церкви жен-Мироносиц расположена церковь Прокопия. Ее возвели в 1529 году при поддержке купца Д. Сыркова. Церковь небольшая, с одним куполом и тремя выступами. Постройка трехэтажная, оснащенная погребом. Для нее характерно совмещение новгородских традиций в архитектуре с веяниями из Москвы, к которым относятся апсиды в количестве трех, а не одной.
Закрыта для посещения.
Церковь Параскевы Пятницы
Храм очень нежный, легкий, небольшой, но уютный. Еще с 1156 года на данном месте была построена деревянная церковь Параскевы Пятницы – покровительницы торговцев. Несколько раз ее перестраивали из-за пожара, пока в 1207 году не была возведена каменная постройка. Однако и ее много раз реконструировали. Несмотря на это церковь 1207 года сохранилась в достаточной мере, чтобы оценить ее образ того времени. Во внешнем облике помимо типичного одноглавого вида присутствуют черты нехарактерные для новгородских построек того периода. Из особенностей – характерные лопатки, форма боковых апсид и многое другое, что свидетельствует о заимствованиях из архитектуры Смоленска. Более детальные исследования выявили, что не только данные элементы, но и весь облик церкви повторяет смоленский храм Михаила архангела на Смядыни.
Согласно легенде, если утром обежать храм, то Параскева Пятница пошлет девушке супруга, а замужней женщине – беременность. По другому поверью, если посчитать все углы у храма, то сбудется загаданное желание. Поэтому храм часто еще называют церковью «о ста семидесяти углах».
Закрыта в связи с проведением проектно-реставрационных работ.
Церковь Успения
К северу от церкви Параскевы Пятницы расположена церковь Успения.
У церкви есть и второе название «Успение на козьей бородке». Произошло оно из-за расположенной неподалеку площади, где продавали домашних животных, в том числе коз.
Храм шестистолпный с тремя апсидами и одним куполом был заложен в 1135 году, а закончен только к 1144 году. Строили его в память о жителях Новгорода, погибших у Жданой горы во время похода на суздальские земли. Церковь является одной из самых последних княжеских построек. В связи с пожарами ее часто перестраивали. В начале 15 века с северной и южной сторон добавились два придела. В результате всех изменений от церкви остался только первоначальный план. В 30-60-е годы 19 века рядом с храмом возвели колокольню.
В 30-е годы 20 века церковь закрыли и сделали из нее склад. Во время ВОВ она пострадала сравнительно несильно, но в 50-е годы по указу властей на кирпичи разобрали колокольню и северный придел.
Закрыта для посещения.
Церковь Георгия
Находится недалеко от церкви Успения. Вид ее не совсем обычный, относящийся к провинциальному барокко. Тип композиции представляет собой «восьмерик на четверике», при котором верхний объем ставился на более низкий нижний. Впервые церковь упоминается в летописях, относящихся к середине 14 века. Из-за многочисленных пожаров от этой постройки остался лишь фундамент с севера и нижние стены. К середине 18 века произошел обвал стен, но в 50-54 годы 18 века их восстановили. Перед войной советская власть закрыла церковь, а в 1941 году в ней стало формироваться народное ополчение. Церковь сильно не пострадала. В 1952 году ее реставрировали, при этом разобрав на кирпичи колокольню и притворы. Сегодня в здании располагается музей, в котором проходят выставки. Наиболее интересная – это фрески церкви Спаса Преображения.
Режим работы: с 1 мая по 30 сентября с 10:00 до 18:00, с 1 октября по 30 апреля с 10:00 до 17:00
Перерыв: с 14:30 до 15:30.
Выходные – среда, четверг, последний понедельник месяца.
В церкви проходят две выставки:
Церковь Иоанна на Опоках
Расположена к западу от храма Георгия. Была построена в 1127-30 годах по приказу князя Всеволода Мстиславича в честь рождения сына. Практически сразу после возведения была передана князем гильдии купцов «Иваньскому сто». Гильдейцы были практичными людьми, поэтому они устроили в подвале склад, а в самой церкви проходили торговые разбирательства. В середине 15 века претендентов на богатства города было много, в том числе Московское княжество. В Новгороде проводилась антимосковская политика, одним из действий которой стала перестройка древних церквей по приказу митрополита Евфимия. Церковь разобрали и отстроили заново. В середине 18 века была возведена колокольня, которую разобрали в 30-е годы 20 века. Церковь много раз реставрировали, велись противоаварийные работы.
По внешнему виду церковь представляет собой массивное сооружение, типичное для новгородской архитектуры. Это прямоугольная, вытянутая крестовокупольная шестистолпная церковь с тремя апсидами и одним куполом.
Невозможно посетить Великий Новгород и не увидеть Ярославово Дворище и Торг, которые не менее популярны, чем Детинец. На территории комплекса имеется более десяти древних, а также несколько современных сооружений. Среди последних – памятник солдатам, участвовавшим в ВОВ, монумент Садко, а также памятный знак Ганзейского союза.
Закрыта для посещения.
Воротная башня
Режим работы: с 10:00 до 18:00
Перерыв: с 13:30 до 14:30.
Выходные – вторник, среда, первый понедельник месяца.
В залах Воротной башни размещена выставка «Христианские древности. Художественный металл 11-19 веков», на которой представлены кресты, амулеты, миниатюрные иконки, церковная утварь.