какие грузовые поезда относятся категории передаточных
Конспект на тему «Классификация и нумерация грузовых поездов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Классификация и нумерация грузовых поездов
Поездом называется сформированный в соответствии с ПТЭ и планом формирования сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы.
В качестве поездов рассматриваются также локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав, отправляемый на перегон.
Кроме этого, правила технической эксплуатации дают определения некоторым отдельным грузовым поездам:
Классификация грузовых поездов:
По скорости движения поезда бывают ускоренные и обычной скорости.
Ускоренные имеют уменьшенную массу, что позволяет им увеличивать скорость. К ним относятся рефрижераторные, молочные, овощные, контейнерные и другие поезда для перевозки специфических грузов. Все остальные поезда движутся с обычной скоростью.
2. По числу групп вагонов в составе грузовые поезда бывают одногруппные и групповые.
Одногрупные поезда составлены из вагонов, которые следуют на одну станцию расформирования (выгрузки). Групповые поезда состоят из двух и более подобранных групп назначением на две или более станции
3. По состоянию поезда делятся на груженные, порожние, комбинированные.
4. По условиям формирования грузовые поезда бывают отправительские и технические.
Отправительские организованы с мест погрузки с обязательным проследованием без переработки до станции назначения Технические формируются на технических и грузовых станциях без участия
5. По назначению грузовые поезда бывают прямые и в распыление.
Прямые составлены из вагонов назначением на одну станцию в адрес одного получателя. Поезда «в распыление» собраны из вагонов на станцию распыления по плану формирования. На станции распыления маршрутов вагоны получают окончательную заадресовку на станции выгрузки и должны быть согласованы со станциями расформирования поездов, отправляемых с технических станций
6. По условиям обращения поезда делятся на
— маршруты кольцевые, курсирующие с постоянным составом вагонов между станциями погрузки и выгрузки;
-маршруты технические, обращающиеся по установленным «ниткам» графика между предприятиями-отправителями и получателями с технологическими процессами, требующими ритмичной доставки грузов;
-сквозные, проходят без переработки одну или более технических станций;
-участковые, проходят без изменения состава в пределах одного участка;
-сборные, развозят и собирают вагоны по промежуточным станциям участка;
-сборные удлиненные, работают на опорных промежуточных станциях нескольких участков
-участково-сборные (зонные),часть участка проследуют без работы;
-передаточные, курсируют между станциями одного узла;
-хозяйственные, отправляются на перегон для выполнения хозяйственных и ремонтно-восстановительных работ.
Каждому сформированному поезду присваивается определенный номер и индекс для указания направления его следования (нечетное, четное), рода, категории, кодов станций формирования и расформирования Поездам, следующим со стороны ст.Астана и ст.Алматы на ст.Семей присваиваются четные номера, а обратно — нечетные. Номер поезда отражается в графике движения поездов. Так, поезд с номером 3402 следует в четном направлении, а 2001- в нечетном. Кроме этого, по номеру поезду можно определить род поезда. Нумерация поездов присваивается при разработке графика движения поездов. В настоящее время действует следующая нумерация грузовых поездов:
сборные (сборные удлиненные, участково-сборные)
orgperevozok.ru
Технология транспортных процессов
Новое
Популярное
Нумерация поездов
Категория поезда | Диапазон номеров | Примечание |
1 | 2 | 3 |
1. Пассажирские поезда в международном, дальнем и местном сообщении * | Критерии ** | |
1.1. Скорые круглогодичные | 1–150 | Vмарш от 50 км/час (вкл.) до 91 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км |
1.2. Скорые сезонного и разового обращения | 151–298 | То же |
1.3. Пассажирские круглогодичные | 301–450 601–698 | Vмарш до 50 км/час (искл.), маршрут следования свыше 150 км |
1.4. Пассажирские сезонные, разового назначения и детские | 451–598 | То же |
1.5. Скоростные | 701–750 | Vмарш 91 км/час и более |
1.6. Высокоскоростные | 751–788 | То же |
1.7. Обслуживаемые моторвагонным подвижным составовом (кроме скоростных и высокоскоростных) | 801–898 | |
1.8. Служебного (специального) назначения | 901–920 | |
1.9. Туристические (коммерческие) | 921–940 | |
1.10. Людские | 941–960 | |
1.11. Грузопассажирские | 961–970 | |
1.12. Почтово-багажные | 971–998 | |
2. Пригородные поезда * | ||
2.1. Пригородные, приграничные пригородные (региональные) поезда | 6001–6998 | |
2.2. Скоростные пригородные поезда | 7001–7098 | |
2.3. Скорые пригородные и городские поезда | 7101–7498 | |
2.4. Скоростные пригородные поезда | 7501–7598 | |
2.5. Поезда служебного (специального) назначения | 7601–7628 | |
3. Технические поезда * | ||
3.1. Состоящие из цельнометаллических вагонов без пассажиров | 5001–5998 | |
3.2. Состоящие из моторвагонного подвижного состава без пассажиров, в т.ч. от скоростных и высокоскоростных | 7631–7998 | |
4. Специализированные грузовые поезда, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания * | ||
4.1. Рефрижераторные | 1001–1020 | |
4.2. Контейнерные поезда | 1021–1420 | |
4.3. Для перевозок груза в контрейлерах | 1421–1440 | |
4.4. Специализированные для перевозки грузов в универсальном подвижном составе | 1441–1450 | |
4.5. Для перевозки живности | 1451–1460 | |
4.6. Для перевозки угля, руды, удобрений в кольцевых маршрутах | 1461–1810 | |
4.7. Для перевозки наливных грузов в кольцевых и технологических маршрутах | 1811–1998 | |
5. Грузовые поезда * | ||
5.1. Соединенные поезда, следующие на один и более диспетчерских участков | 9201–9298 | |
5.2. Для составов из порожних вагонов в количестве 350-520 осей с одним локомотивом в голове, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | 9301–9498 | |
5.3. Тяжеловесные поезда, в том числе: | 9501–9698 | |
5.3.1. весом 8000 т | 9701–9750 | |
5.3.2. весом 9000 т и более | 9751–9798 | |
5.4. Сквозные, в т.ч. на удлиненных плечах обслуживания | 2001–2998 | |
5.5. Участковые | 3001–3398 | |
5.6. Сборные | 3401–3468 | |
5.7. Сборно-участковые | 3471–3498 | |
5.8. Вывозные — для уборки и подачи вагонов на отдельные промежуточные станции участка и подъездные пути | 3501–3598 | |
5.9. Передаточные — для передачи вагонов с одной станции на другую | 3601–3798 | |
5.10. Диспетчерские локомотивы — для уборки и подачи вагонов на промежуточные станции | 3801–3898 | |
5.11. Подача вагонов рабочего парка на перегон для выгрузки в «окно» при производстве путевых работ | 3901–3978 | |
5.12. Подача вагонов по перевозочным документам под погрузку или выгрузку на примыкание к главным путям на перегоне, внутристанционные передачи, подача вагонов по договорам на пути (подъездные пути) станций, закрытых для грузовых операций | 3981–3998 | |
6. Локомотивы * | ||
6.1. Толкачи-резервные локомотивы, следующие для подталкивания или после подталкивания поездов: | ||
6.1.1. — грузовых | 4001–4148 | |
6.1.2. — пассажирских | 4151–4188 | |
6.1.3. — хозяйственных | 4191–4198 | |
6.2. Резервные локомотивы, следующие без вагонов: | ||
6.2.1. — от подталкивания грузовых поездов | 4201–4228 | |
6.2.2. — от подталкивания вывозных и передаточных поездов | 4231–4258 | |
6.2.3. — от подталкивания хозяйственных поездов | 4261–4298 | |
6.2.4. — от (к) пассажирских, людских, пригородных, почтово-багажных и грузопассажирских поездов | 4301–4398 | |
6.2.5. — от (к) поездов: ускоренных, соединенных, сквозных, участковых, сборных, сборно-участковых | 4401–4698 | |
6.2.6. — от (на) хозяйственных работ | 4701–4778 | |
6.2.7. — рельсосмазыватели | 4779–4798 | |
6.2.8. — от (к) вывозных, маневровых и передаточных поездов | 4801–4898 | |
6.3. Сплотки резервных локомотивов, находящиеся в эксплуатации: | ||
6.3.1. — грузовых | 4901–4960 | |
6.3.2. — пассажирских | 4961–4990 | |
6.3.3. — хозяйственных | 4991–4998 | |
7. Хозяйственные поезда * | ||
7.1. Восстановительные | 8001–8048 | |
7.2. Пожарные | 8051–8098 | |
7.3. Снегоочистители и снегоуборочная техника всех наименований | 8101–8198 | |
7.4. Для выполнения работ по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железной дороги: | ||
7.4.1. — щебнеочистительные машины | 8201–8248 | |
7.4.2. — выправочно-подбивочно-отделочные и рихтовочные машины | 8251–8298 | |
7.4.3. — путеукладочные и путеразборочные машины | 8301–8348 | |
7.4.4. — хоппер-дозаторные | 8351–8398 | |
7.4.5. — рельсовозные | 8401–8448 | |
7.4.6. — рельсошлифовальные | 8451–8498 | |
7.4.7. — остальные машины и агрегаты | 8501–8548 | |
7.5. Путеизмерители, дефектоскопы и вагоны-лаборатории | 8551–8598 | |
7.6. Автодрезины, мотовозы и специальный самоходный подвижной состав | 8601–8698 | |
7.7. Для перевозки воды по хозяйственным документам | 8701–8748 | |
7.8. Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в моторвагонном или специальном самоходном подвижном составе | 8751–8798 | |
7.9. Для перевозки работников пути, контактной сети и т.д. к месту работы и обратно в вагонах с локомотивной тягой | 8801–8848 | |
7.10. Работа маломощных диспетчерских локомотивов на перегоне | 8851–8868 | |
7.11. Работа с поездами по договорам с транспортными организациями железных дорог | 8871–8898 | |
7.12. Локомотивы и сплотки локомотивов, моторвагонный подвижной состав и вагоны в ремонт и из ремонта | 8901–8928 | |
7.13. Обкатка локомотивов и вагонов | 8931–8948 | |
7.14. Обкатка составов из порожних пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава | 8951–8988 | |
7.15. Для проведения опытных поездок | 8991–8998 | |
7.16. Из порожних вагонов, негодных под погрузку, следующих на заводы и в депо для ремонта и модернизации по специально оформленным документам | 9001–9098 |
Диапазон номеров для тестирования системы «Экспресс-3» — 790–799.
* — данная нумерация поездов обязательна для поездов международного сообщения государств-участников Содружества на всем маршруте следования, для поездов во внутригосударственном сообщении нумерация может производиться в соответствии с национальным законодательством государства.
** — данные критерии обязательны только для поездов международного сообщения государств-участников Содружества на всем маршруте следования, для поездов внутригосударственного сообщения — регулируются национальным законодательством государства.
Величина маршрутной скорости определяется в обоих направлениях следования делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех стоянок (с округлением значений до второго знака после запятой).
Классификация грузовых железнодорожных вагонов
Грузовые ж/д вагоны – единицы подвижного состава, предназначенные для железнодорожных грузоперевозок. Они отличаются по числу осей, материалу корпуса, грузоподъемности, сфере применения.
Рассмотрим подробнее классификацию и особенности грузовых вагонов.
Виды классификаций грузовых вагонов по различным признакам
Классифицируют грузовые железнодорожные вагоны по нескольким параметрам:
Количеству осей: выделяют дву-, четырех-, шести-, восьмиосные модели, а также многоосные, бестележечные и тележечные варианты.
В зависимости от видов кузовов различают вагоны цельнометаллические, с обшивкой из металла или древесины, сварные варианты с клепаными узлами.
Предельная грузоподъемность, габариты тары и нагрузка ось также разделяет подвижной состав.
Габариты ж/д состава с учетом ширины железнодорожного полотна: ширококолейные или узкоколейные.
По месту применения: универсальные для перевозки широкой номенклатуры грузов или со специальным назначением, то есть ограниченного числа грузов или редких, сложных грузов.
Вагоны спецназначения – транспортеры для отправки и доставки негабаритных грузов, авто, животных и другого специфического товара. К этой же подгруппе относят вагоны-мастерские, дозаторы, вспомогательные, предназначенные для техобслуживания ж/д полотна.
Подвиды вагонов по специализации
Все грузовые вагоны можно разделить на 7 основных подгрупп:
Крытые. Имеют дополнительную классификацию. Нужны для перевозки груза, которому требуется защита от осадков.
Цистерны – модели для перевозки жидких продуктов.
Полувагоны – открытые конфигурации для навалочных или насыпных продуктов.
Транспортеры – платформы для очень больших или тяжелых предметов.
Думпкары подходят только для сыпучих грузов, которым не нужна защита от осадков.
Хопперы – вагоны с системой быстрой выгрузки за счет конструктивных особенностей.
Автомобилевозы – специальные составы для перевозки авто, микроавтобусов и двухколесной техники.
Рассмотрим характеристики каждого варианта подробнее.
Крытые
Закрытые конструкции защищают груз от атмосферных осадков, ветра и даже хищения. Подходят для перевозки штучного груза в упаковке и без нее. В таких вагонах часто транспортируют пищевые продукты, различное оборудование, станки, сыпучие упакованные товары.
Закрытые вагоны имеют внутреннюю классификацию:
Универсальные модели для товарно-штучных, упаковочных или сыпучих грузов.
Специальные – нужны для перевозки сельскохозяйственных животных, птиц, легковых авто, рулонной стали или металла в пачках, а также бумаги и других видов продукции.
По грузоподъемности конструкции могут перевозить от 66 до 68 тонн с вместительностью от 81 до 138 м³. Специальные модели для перевозки автомобилей транспортируют 42 тонны с объемом до 265 м³.
Отдельно в подклассе крытых грузовых вагонов выделяют варианты для транспортировки скоропортящихся продуктов:
Рефрижераторы. За счет специального оборудования поддерживают заданную температуру внутри.
Термосы – для перевозки термически подготовленных продуктов. Они имеют утепленную конструкцию с большим слоем теплоизоляции, чтобы поддерживать заданную температуру без специального оборудования.
Ледники – специальные тары для перевозки грузов с применением сменного хладагента.
Все варианты грузовых вагонов широко применяются для перевозки товарно-материальных ценностей на дальние расстояния. Загрузка чаще всего боковая через откатные ворота.
Полувагоны
Применяются для перевозки навалочных грузов, контейнеров, автомобильного транспорта и длинномеров (лесозаготовок, труб и металла). Полувагоны оборудованы открытым кузовом, позволяющим быстро загружать и выгружать продукции. В полу часто обустроены люки для разгрузки (саморазгружающиеся модели).
Полувагоны бывают универсальными с выгрузными люками снизу, открывающимися внутрь дверьми или специальными, без люка и дверей только для верхней загрузки насыпных товаров.
Грузоподъемность полувагонов от 62 до 125 тонн. Объем – от 64 до 137,5 м³. При необходимости навалочный груз закрывается сверху брезентом, чтобы не было больших товарных потерь из-за воздействия ветра.
Транспортеры
Модели для сверхгабаритного груза. Данные грузовые вагоны состоят из несущей балки, в нижней части которой находится погрузочная площадка. Грузоподъемность платформы до 220 тонн. По конструкции бывают 4-, 8- или 16-осными.
Отдельно выделяют транспортеры, разделенные на секции и соединенные автосцепками. Их грузоподъемность до 480 тонн. Также есть варианты сочлененные, где груз находится между секциями на консолях, балках, скрепленных пружинами. Предельная нагрузка на такую платформу – до 500 т.
Цистерны
Специальная железнодорожная тара для перевозки жидкостей. В конструкции предусмотрены 4 или 8 осей. Грузоподъемность – до 125 тонн. Выполнены цистерны чаще всего из стали с дополнительными добавками, покрытием и оборудованием в зависимости от типа перевозимой продукции.
Думпкар
Специальный вариант для грузоперевозки сыпучих товаров. Его кузов при разгрузке способен наклоняться и опрокидывать товар на обочину. По типу выгрузки думпкары бывают с пневматической или гидравлической разгрузкой.
Хопперы
Удобные современные вагоны для перевозки насыпных, навалочных грузов с системой саморазгрузки под воздействием силы тяжести. Они выполнены в форме трапеции, где стены наклонены к разгрузочным люкам. Могут быть открытыми и закрытыми, с выгрузкой на междупутье или в бок от рельсовых путей.
Автомобилевозы
Крытые или открытые вагоны для перевозки легкового транспорта, микроавтобусов, прицепов и мототехники. Отличаются способом загрузки и крепления товара внутри вагона.
Каждый вид грузовых железнодорожных вагонов отличается удобством, вместительностью и грузоподъемностью. Ж/д перевозка грузов идеальна для больших поставок на дальние расстояния.
Классификация грузовых поездов
Грузовые поезда подразделяются по:
• условиям проследования до станций назначения;
• роду перевозимых грузов и скорости движения;
• состоянию включаемых в них вагонов;
• принадлежности подвижного состава;
• числу групп вагонов в составе поезда;
• условиям тягового обслуживания.
По условиям формирования грузовые поезда делятся на:
— маршруты, организованные с мест погрузки с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки, предусмотренной ПФП;
— поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя.
Маршруты с мест погрузки по способу их организации подразделяются на:
а) отправительские, сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем, владельцем пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов;
б) отправительские, сформированные на станционных путях общего пользования (перевозчика — владельца инфраструктуры) в соответствии с договором между перевозчиком и грузоотправителем;
в) станционные ступенчатые, сформированные из вагонов, погруженных несколькими грузоотправителями на одной станции;
г) то же, одним или несколькими грузоотправителями на нескольких станциях участка или железнодорожного узла (участковые ступенчатые).
По назначению включенных вагонов маршруты подразделяются на:
а) прямые — при перевозке на одну станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе маршрута отдельной группой);
б) маршруты в расформирование — при перевозке назначением на станции расформирования по ПФП;
в) маршруты в распыление — при перевозке назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей или операторов) по согласованию с владельцем инфраструктуры станции, на которых будет проводиться заадресовка вагонов (т.е. указание конкретной станции выгрузки и грузоотправителя).
По условиям обращения выделяются маршруты:
а) кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или район местной работы под повторную погрузку;
б) технологические, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями в увязке с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов.
Поезда, формируемые перевозчиком на технических или грузовых (без участия грузоотправителя) станциях, по условиям проследования подразделяются на:
— сквозные, следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций (технические маршруты);
— участковые, следующие без переформирования в пределах одного участка;
— сборные — для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям (зонные — с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные — с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые — следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки).
— вывозные — следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных станций примыкающего участка или обратно;
— передаточные — следующие между станциями, входящими в один узел (рис. 1.2.1).
По роду перевозимых грузов и скорости движения различают ускоренные поезда с параллельной (уменьшенной) весовой нормой и повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, животных, контейнеров, контрейлеров, а в отдельных случаях — особо выделяемых ОАО «РЖД» вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки. Их отправление и пропуск производится по твердым ниткам графика, установленным для этих поездов.
По числу групп в составе поезда формируются:
— одногруппные — на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования);
— групповые — из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения, разным получателям одной станции или по другим признакам.
Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается ПФП.
По состоянию включаемых вагонов грузовые поезда формируются:
— из груженых вагонов;
— из порожних вагонов — отдельно, по роду подвижного состава, а из цистерн — по виду налива;
— комбинированные — из груженых и порожних вагонов одного или нескольких собственников.
По принадлежности подвижного состава грузовые поезда могут формироваться из вагонов одного собственника (или находящихся под управлением одной компании) или нескольких.
По условиям тягового обслуживания грузовые поезда подразделяют на:
— обслуживаемые локомотивной тягой ОАО «РЖД»;
— обслуживаемые собственными или арендованными поездными локомотивами компаний-операторов (собственные поездные формирования).