какие группы глаголов существуют

Группы глаголов в русском языке

Непродуктивные группы глаголов. Глаголы с непродуктивным соотношением основ делятся на десять групп.

Деление глаголов на группы

Группа

Исход основы прошедшего времени

Исход основы настоящего времени

Группа I включает глаголы с показателем [а] — нуль: писа-ла, пиш-ут, ворча-ла — ворч-ат, рва-ла — рв-ут, бра-ла — бер-ут, сме[]-ла-сьсме[j-у]т-ся, [м’а]-ла —мн-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ать (-ять). По признаку конца основы настоящего времени выделяется четыре подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [а] — нуль. В зависимости от качества конечной согласной, а также наличия беглых гласных в основе настоящего времени в подгруппе 1 выделяются пять разновидностей.

Глаголы группы I, 1а подвергаются воздействию глаголов I класса, в результате чего появляются вариантные словоформы. Глаголы группы I,1а принадлежат к I спряжению.

б) Глаголы с основой настоящего времени на шипящую: бренчать, брюзжать, бурчать (разг.), верещать, визжать, ворчать, держать, дребезжать, дрожать, дышать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать (прост.), шуршать, два глагола с основой настоящего времени на [j] (бояться, стоять), а также гнать с основой настоящего времени на [н’] и спать с основой настоящего времени на [п‘]. Особенности отдельных глаголов: у спать в форме 1 л.ед.ч. имеет место чередование [п’] — [пл‘]: с[п’-а]т, но сп[л’-у]; у гнать в основе настоящего времени беглая о: гна-ла, но го[н’-а]т.

Глаголы группы I,1б принадлежат ко II спряжению.

в) Глаголы с основой настоящего времени на [j]: баять (устар.), блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться (прост.), надеяться,реять (высок.), сеять, смеяться, таять,хаять (прост.), чаять (устар., прост.), чуять (прост.), а также деять, деяться (устар. и прост.).

Глаголы группы I, 1г принадлежат к I спряжению.

г) Глаголы с основой настоящего времени на твердую согласную: врать, жаждать, ждать, жрать (прост.), лгать, орать (прост, кричать), попрать (высок.), рвать, ржать, сосать, стонать, ткать.

Глаголы группы I, 1г принадлежат к I спряжению.

д) Глаголы с основой настоящего времени на твердую согласную и с беглыми о, е в основе: брать, драть, звать (зва-лазов-ут).

Глаголы группы I, 1д принадлежат к I спряжению.

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [а —yj]: живописатьживописа-лаживопис[уj-у]т (I спр.).

Глаголы I класса испытывать, истязать, наказывать, обязывать, связывать, указывать обладают вариантными словоформами настоящего времени, основа которых оканчивается на [уj] подобно основе настоящего времени глагола живописать.

Подгруппа 3 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [ан.]: жать (жнут), мять, распять, начать, зачать, почать (прост.).

Глаголы группы I, 3 принадлежат к I спряжению.

Подруппа 4 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [ам]. В этой подгруппе выделяются три разновидности.

а) Глаголы с инфинитивом на -ать (-ять): жать (жмут), взять.

б) Глаголы с инфинитивом на -пять и чередованиями [а] — нуль, [н’-j]: донять — до[н’а]-ла — до[j]м-ут, занять, нанять, перенять, понять, пронять, унять.

в) Глаголы с инфинитивом на -пять и чередованием [а — и]: внять — в[н’а]-ла — вним-ут, обнять, отнять, поднять, разнять, снять.

Особенности отдельных глаголов: у принять имеют место чередования [аи], [н’] — нуль и совмещение приставки и корня: при[н’а]-лаприм-ут; у изъять имеют место чередования [аи], [j] — нуль: из[]-лаизым-ут.

Глаголы группы I, 4 принадлежат к 1 спряжению.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [е] — нуль. В зависимости от качества конечной согласной в основе настоящего времени в подгруппе 1 выделяются две разновидности.

а) Глаголы с основой на парно-мягкую согласную и с чередованием [т’ — ч], [д’ — ж], [с’ — ш], с[т’] [`ш’], [п’] — п[л’] [б’] —б[л’], [м’] — м[л’] в форме 1 л. ед.ч.: блесте-ла — блес[т’-а]т, но бле[`ш’]-у. В эту разновидность входят глаголы: бдеть (устар.), блестеть, болеть (испытывать боль), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть (разг.), гореть, греметь, гудеть, дудеть (разг.), зависеть, звенеть, зреть (устар. видеть), зудеть (разг.), кипеть, коптеть, корпеть (разг.), кряхтеть (разг.), лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть (прост.), свиристеть (разг.), свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть (высок.), скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть (разг.), терпеть, храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь, а также кишеть с основой на шипящую (кишела — киш-ат).

Глаголы группы II, 1а принадлежат ко II спряжению.

б) Глагол реветь (I спр.) с основой настоящего времени на твердую согласную: реве-ларев-ут.

Подгруппа 2 — глагол петь с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [еоj]: пе-лаno[j-y]m (I спр.).

Группа III включает в себя глаголы с показателем [и] — нуль: билаб[j-y]m, вы-лаво[j-y]m, гни-лагни[j-y]т, бри-лабре[j-y]т. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ить (-ыть). По признаку конца основы настоящего времени выделяется четыре подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иj] и нулем гласного в основе настоящего времени: бить, вить, лить, пить, шить (ши-лаш[j-у-у]т).

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иoj]: выть, крыть, мыть, ныть, рыть (ры-лаpo[j-y]m).

Подгруппа 3 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иuj]: гнить, почить (высок., устар.) — почи-ла, noчu[j-y]m.

Подгруппа 4 — глагол брить с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иej]: бри-лабpe[j-y]m.

Все глаголы группы III принадлежат к I спряжению.

Группа IV включает глаголы с показателем нуль — [н]: сохласохн-ут, ста-ластан-ут. В этой группе различают две разновидности.

Глаголы группы IVa подвергаются воздействию глаголов IV класса, в результате чего появляются вариантные словоформы.

б) Глаголы с отсутствием -ну- в инфинитиве: деть, стать, стыть, -стрять (в-, за-), а также глагол клясть: к[л’а]-лаклянут.

Все глаголы группы IV принадлежат к I спряжению.

Группа V включает глаголы с показателем нуль — смычный зубной [д] или [т]: бре-лабред-ут, цве-лацвет-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -сти(-сть). В зависимости от качества конечного согласного основы настоящего времени выделяются две подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени нуль — [д]: блюсти, брести, вести, класть, красть, пасть, прясть, сесть. Особенности отдельных глаголов: у сесть в основах прошедшего и настоящего времени имеет место чередование [е — а]: се-ла — [с’а]д-ут.

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени нуль — [т]: гнести (устар.), мести, обрести (высок.), плести, рассвести, цвести, с компонентом -честь (с-, рас-, об-, вы-, у-, за-, на-, по-, предпо-), а также расти. Особенности отдельных глаголов: у расти основа прошедшего времени оканчивается согласным с, в основах прошедшего и настоящего времени имеет место орфографическое чередование [оа]: рос-лараст-ут.

Все глаголы группы V принадлежат к I спряжению.

Группа VI включает глаголы с показателем нуль — [в]: плылаплыв-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ишь (-ыть): жить, плыть, слыть.

Глаголы группы VI принадлежат к I спряжению.

Глаголы группы VII принадлежат к I спряжению.

Глаголы группы VIII принадлежат к I спряжению.

Группа IX включает глаголы с показателем [уyj]: ду-ладу[j-y]m. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -уть: дуть, обуть, разуть.

Глаголы группы IX принадлежат к I спряжению.

Группа X включает глаголы с совпадающими основами прошедшего и настоящего времени: вез-лавез-ут, берег-лаберег-ут. В зависимости от суффикса инфинитива и качества конечного согласного основы выделяются две подгруппы.

Подруппа 2 — глаголы с основой на согласные [б], [з], [с], [р].

В зависимости от суффикса инфинитива и качества конечного согласного основы выделяется четыре разновидности.

Все глаголы группы X принадлежат к I спряжению.

Источник

Russian Language Club

Open your heart to Russia!

Классификация глаголов в русском языке

какие группы глаголов существуют. Смотреть фото какие группы глаголов существуют. Смотреть картинку какие группы глаголов существуют. Картинка про какие группы глаголов существуют. Фото какие группы глаголов существуют

Продуктивные классы включают глаголы I и II спряжений. У всех этих глаголов есть определённая система изменений окончаний в настоящем времени (для глаголов несовершенного вида) и в будущем времени (для глаголов совершенного вида).

Непродуктивные классы глаголов имеют свои особенности при спряжении и их следует запомнить. 🙂

Продуктивные классы

2 класс — бол-Е-ть
я бол-Е-Ю
ты бол-Е-ЕШЬ.
они бол-Е-ЮТ

4 класс — отдох-НУ-ть
я отдох-Н-У
ты отдох-Н-ЁШЬ.
они отдох-Н-УТ

Непродуктивные классы

Чередование согласного происходит во всех формах настоящего времени:
п/пл (капать), б/бл (колебать),
м/мл (дремать), с/ш (писать),
з/ж (сказать), т/ч (шептать),
т/щ (клеветать), д/ж (глодать),
ст/щ (свистать), г/ж (двигать),
к/ч (плакать), х/ш (махать),
ск/щ (искать), зг/зж (брызгать).

Если вы хотите выучить больше русских глаголов с правильными формами, то слушайте подкаст ‘Russian Verbs’. На подкасте каждый понедельник появляется новый русский глагол со всеми формами в настоящем, прошедшем и будущем временах, а также в форме Императива. К тому же, если у глагола есть видовая пара (НСВ и СВ), то все формы парного глагола тоже будут.
На подкасте не только формы, но и примеры использования всех форм в предложениях.
А если вам трудно только слушать, то в комментариях к каждому аудио-треку есть документ для печати (в PDF) со всеми материалами по новому глаголу.

1. Откройте скобки, напишите правильные формы глаголов в настоящем (или будущем) времени
я (открыть)
ты (заснуть)
он (издавать)
она (обижать)
мы (выкупить)
вы (прожить)
они (перестать)

3. Найдите ошибки в формах глаголов.
Я встречю тебя завтра.
Мы решам проблему вместе.
Каждую субботу она ездет на дачу.
Мой брат коллекционировает фотографии футболистов.
Я летю на самолёте в Петербург.
Она никогда не ношит джинсы.

Источник

Группы глаголов

какие группы глаголов существуют. Смотреть фото какие группы глаголов существуют. Смотреть картинку какие группы глаголов существуют. Картинка про какие группы глаголов существуют. Фото какие группы глаголов существуют

ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ

Глагольные группы выделяются для удобства изучения особенностей спряжения русских глаголов. Принцип выделения групп сугубо практический. В одну группу могут входить глаголы и продуктивных, и непродуктивных классов (по классификации научных грамматик). Например, глаголы крикнуть и привыкнуть в одной группе.

В каждой группе заучивается спряжение глагола-модели, по образцу которого изменяются все остальные глаголы данной группы. Например, в группе 1 – глагол читать, а в группе 2 – глагол говорить.

При изучении глагольных групп не стоит настаивать, чтобы студенты запоминали номер группы, важнее запомнить основной глагол-модель. Например, спрашивать как читать, расти как идти, а не гр. 1 и гр. 5.

Необходимо обратить внимание студентов на следующие особенности.

А) В глаголах этой группы может быть чередование согласных (только в форме 1 лица ед. ч.), в глаголах с основой на согласные Б, П, В, Ф, М также наблюдается чередование:

Б) в глаголах с основой на шипящий (Ч, Ж, Щ, Ш) в 1 лице ед. ч. и в 3 лице мн. ч. прибавляются окончания и -ат (вместо и –ят): учу, учат; лежу, лежат.

Многие заимствованные глаголы относятся к этой группе, например, синтезировать, ассимилировать, анализировать и др.

К этой группе относятся глаголы на –АТЬ (сказать, плакать, искать и др.). К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения. В глаголах этой группы наблюдается чередование согласных, но, в отличие от группы ГОВОРИТЬ, оно происходит во всех лицах:

К этой группе относятся глаголы на –ТИ (нести, расти, везти и др.). К основе на согласный добавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на образование прошедшего времени:

Нести – нёс, несла, несли

Везти – вёз, везла, везли

Вести – вёл, вела, вели

Расти – рос, росла, росли

К этой группе относятся односложные глаголы бить, лить, шить, вить и образованные от них приставочные разбить, налить, выпить и др. Эти глаголы имеют окончания 1 спряжения:

К этой группе относятся все приставочные глаголы с этим корнем: продать, передать, сдать, отдать и др. Глаголы этой группы имеют особые окончания, которые нужно запомнить.

К этой группе относятся глаголы, имеющие в инфинитиве суффикс -ва- (после корней да-, зна-, ста-), который исчезает при спряжении: продавать, сдавать, узнавать, вставать и др. К основе на гласный прибавляются окончания 1 спряжения:

К этой группе относятся глаголы на – СТЬ (класть, упасть, пропасть, украсть и др.). Как и в группе ПИСАТЬ, здесь наблюдается чередование согласных во всех лицах: С – Д. К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на образование форм прошедшего времени.

Упасть – упал, упала, упало, упали

Украсть – украл, украла, украли

К этой группе относятся глаголы, в которых есть чередование гласных: Ы – О (мыть, открыть, закрыть и др.). К основе на гласный прибавляются окончания 1 спряжения:

К этой группе относятся глаголы на –ЧЬ (мочь, помочь, беречь, лечь, течь, печь и др.). При спряжении глаголов наблюдается чередование согласных: Г – Ж, К – Ч.

К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на образование форм прошедшего времени.

Мочь – мог, могла, могли

Лечь – лёг, легла, легли

Печь – пёк, пекла, пекли

13. Группа ОТДОХНУТЬ

К этой группе относятся глаголы на –НУТЬ (крикнуть, привыкнуть, погибнуть, исчезнуть, возникнуть и др.). К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на то, что некоторые глаголы группы образуют форму прошедшего времени без суффикса -ну- :

Отдохнуть – отдохнул, отдохнула, отдохнули

Крикнуть – крикнул, крикнула, крикнули

Привыкнуть – привык, привыкла, привыкли

Исчезнуть – исчез, исчезла, исчезли

Погибнуть – погиб, погибла, погибли

В группы не вошли такие глаголы, как хотеть, бежать, жить, умереть, снять и др. Эти глаголы рассматриваются как глаголы «вне групп» и рядом с ними даётся спряжение. Знакомство с группами должно происходить постепенно, по мере поступления новых глаголов в той последовательности, в которой они изучаются.

Глаголы записываются в тетрадь под руководством преподавателя. Первые 10 (13) страниц – для записи глагольных групп. Это будет своего рода глагольный справочник для студента. В каждой группе записывается глагол-модель. Его спряжение, все замечания относительно чередования согласных, вариантов окончания и т. п.

Начиная с 11 страницы глаголы записываются подряд, ставится порядковый номер, чтобы контролировать студентов: не пропущен ли какой-либо глагол, а также для удобства последующего повторения.

Глаголы записываются парами. Слева (или сверху) – глагол НСВ, справа (снизу) – глагол СВ. Студентов должны быть приучены к такой записи, поэтому никаких дополнительных помет о воде глагола не делается.

Если глаголы записываются в тетрадь до объяснения темы «Вид глагола», вносится только глагол одного вида, а для другого оставляется свободное место, которое заполняется впоследствии. Также поступаем и с управлением глаголов: записывается только те вопросы, которые понятны студентам на данный момент, для других оставляем свободное место.

Например, глагольная пара ЧИТАТЬ / ПРОЧИТАТЬ вначале будет записана только с вопросом что?. Вопросы о чем? о ком? будут записаны после знакомства с данным значением предложного падежа.

Под глаголами (или рядом с ними) записывается модель, по которой он изменяется. И указывается чередование, если оно есть. Например:

(читать) (мочь) он помог

В остальных случаях форма прошедшего времени не указывается.

Необходимо записать и формы императива, причем, иногда лучше дать ее с отрицанием, например, от глагола УПАСТЬ: Не упади (те)!

После каждой видовой пары записываются предложения-примеры. Иногда рядом с вопросами можно написать существительные, с которыми сочетается данный глагол. Например:

ПРОВОДИТЬ / ПРОВЕСТИ что? 1) время, вечер, каникулы

2) собрание, конференцию и т. д.

В окончательном варианте запись нового глагола должна выглядеть так:

РАССКАЗЫВАТЬ – РАССКАЗАТЬ 1) кому? что?

(читать) (писать) 2) кому? о ком? о чём?

(Не) рассказывай(те)! Расскажи(те)!

Примеры: Мой друг часто рассказывает мне весёлые истории.

Вчера он рассказал мне о том, как он был в цирке.

Источник

Морфология русского литературного языка*

ГЛАГОЛ

Классификация глаголов

Основы глаголов

В зависимости от того, от какой основы образуются формы спряжения, их можно разбить на две группы: на группу форм с основой прош. вр. и на группу форм с основой наст. вр. К первой относятся: прошедшее время (рисова-л), инфинитив (рисова-ть), причастия прош. вр. (рисова-вший, рисова-нный) и у глаголов соверш. вида деепричастие (нарисова-в). К группе форм, образуемых от основы наст. вр., принадлежат: настоящее время у глаголов несоверш. вида (риcуj-yт) или будущее простое у глаголов соверш. вида (нарисyj-yт), повелительное наклонение (рисуй), причастия наст. вр. (pucyj-ущий, pucyj-емый) и у глаголов несоверш. вида деепричастие (pucyj-a). Прочие глагольные формы являются аналитическими формами, т.е. образуются путем сложения одной из указанных форм с особыми так называемыми вспомогательными частицами или словами. Такова, например, форма условного наклонения (рисовал бы), форма будущего сложного времени (будут рисовать) и др.

Так образуются формы спряжения у большей части глаголов, но у некоторых из них отдельные формы образуются или не от той основы, как обычно, т.е., например, не от основы прош. вр., а от основы наст. вр. (ср. прош. вр. свали-л и страдат. причастие прош. вр. свал-енный от основы наст. вр. свал-ят), или же от особой основы, отличной от обеих основ (ср. прош. вр. засох, наст. вр. засохн-ут и инфинитив засохну-ть). Кроме того, и сами основы прош. и наст. вр. не остаются всегда такими, как они обнаруживаются в формах прош. вр. и 3-го л. множ. числа наст. вр. В некоторых группах глаголов эти основы при образовании определенных форм изменяются благодаря тому, что у них одни фонемы в порядке чередования заменяются на другие, ср., например, 3-е л. множ. числа пек-ут и 2-е л. ед. числа печ-ёшь или 3-е л. множ. числа прос-ят и 1-е л. ед. числа прош-у. Все эти особенности в образовании форм спряжения не случайны, а определяются характером той основы, от которой образуется данная форма.

Различия между основами прош. и наст. вр. у разных глаголов неодинаковы. На учете того, какого рода различия представляют те или иные глаголы в основах прош. и наст. вр., строится классификация глаголов. Выделяемые путем сопоставления основ классы глаголов характеризуются каждый особым свойственным только ему соотношением основ прош. и наст. вр. Например, глаголы типа играть имеют основу прош. вр., оканчивающуюся на суффикс -а-: игр-а-л, толк-а-л, организовыв-а-л и основу наст. вр. с этим же суффиксом -а-, к которому присоединяется суффикс -j-, ср.: игр-a-j-yт, толк-a-j-yт, организовыв-a-j-yт. Но, например, у глаголов типа писать при основе прош. вр., одинаковой с глаголами типа играть (ср. игр-а-л и пис-а-л, вяз-а-л, плак-а-л), в наст. времени является непроизводная основа на согласную без суффикса: пиш-ут, вяж-ут (ср. игр-a-j-yт). Различаясь основами наст. вр., глаголы играть и писать имеют неодинаковое соотношение основ прош. и наст. вр. (ср. игр-а-л – игр-a-j-yт и пис-а-л – пиш-ут) и, следовательно, принадлежат к разным классам глаголов.

В современном русском литературном языке глаголы по соотношению основ прош. и наст. вр. делятся на довольно большое число классов. Одни из этих классов являются продуктивными, другие – непродуктивными. Продуктивные классы – это такие, в которых число глаголов постоянно увеличивается за счет новообразований. Иначе говоря, продуктивными являются классы глаголов, имеющие соотношение основ, которое свойственно производным глаголам, образуемым посредством продуктивных словообразовательных суффиксов. Большая часть глаголов принадлежит к продуктивным классам. Число этих глаголов не может быть установлено, так как оно постоянно изменяется, увеличиваясь благодаря новообразованиям. В принципе количество глаголов, входящих в продуктивные классы, безгранично.

Напротив, непродуктивные классы глагола характеризуются таким соотношением основ прош. и наст. вр., с которым в современном языке глаголы вновь не образуются. Поэтому число глаголов в непродуктивных классах не может увеличиваться благодаря новообразованиям. В одних классах глаголы исчисляются единицами, в других десятками или даже сотнями, но какое бы количество их ни было в том или другом непродуктивном классе, оно всегда может быть определено.

В современном литературном языке продуктивных классов глагола пять. Соотношение основ прош. и наст. вр. у глаголов, входящих в эти классы, может быть схематически изображено следующим образом:

IV класс. Основа прош. вр. производная на суффикс -и-, а основа наст. вр. непроизводная на мягкую согласную или шипящую: бел-и-л – бел-ат, реш-и-л – реш-ат. Особенностью глаголов этого класса является то, что у них страдательные причастия прош. вр. образуются не от основы прош. вр., как у глаголов прочих классов, а от основы наст. вр., например: побел-ят – побел-ённый (ср. побели-л), реш-ат – реш-ённый (ср. реши-л), сохран-ят – сохран-ённый (ср. сохрани-л).
Этот класс пополняется за счет образований от прилагательных и существительных. Глаголы, образованные от прилагательных, по большей части являются переходными. Они нередко образуют соотносительные пары с соответствующими непереходными глаголами II класса, которые производятся от тех же прилагательных: белить (от белый, ср. белеть), чернить (от черный, ср. чернеть), золотить (от золотой), обезлошадить (от безлошадный) и т.д. Среди глаголов, образуемых от существительных, наряду с бесприставочными: мылить (от мыло), бесить (от бес), халтурить (от халтура) и др. большое число образуется с помощью приставок, ср.: разбазарить (от базар), приземлиться, заземлить (от земля), раскулачить (от кулак), насобачиться (от собака) и др.

Глаголы непродуктивных классов, как уже говорилось, обладают соотношением основ прош. и наст. вр., которое несвойственно вновь образуемым глаголам. Таких глаголов в современном русском языке более трехсот, если считать одни только непроизводные глаголы без приставок. Они отличаются большим разнообразием в соотношении основ прош. и наст. вр. Учитывая наиболее значительные различия в соотношении основ у этих глаголов, их можно подразделить на семь классов. В эти классы, однако, не входят отдельные так называемые изолированные глаголы, которые не могут быть отнесены ни к одному классу, так как каждый из них имеет особое соотношение основ прош. и наст. вр., отличное от других глаголов.

Класс IV. Основа прош. вр. непроизводная, на гласную а, основа наст. вр. также непроизводная, без гласной а, на носовую согласную н или м: жа-л – жм-ут, (на-)ча-л– (на-)чн-ут, (по)ня-л – (по-)йм-ут, (с-)ня-л – (с-)ним-ут, (под-)jа-л – (под-)ым-ут.
По основе прош. вр. глаголы IV класса тождественны, но они значительно различаются основами наст. вр., так что этот класс можно было бы подразделить на ряд групп и подгрупп. Общей чертой, позволяющей их объединить в один класс, служит то, что у всех глаголов этого класса конечная гласная а основы прош. вр. заменяется в основе наст. вр. или на носовые согласные н (жа-л – жн-ут), м (жа-л – жм-ут) или же на сочетания фонем -йм (поня-л – пойм-ут), -им (сня-л – сним-ут) с такой же носовой согласной на конце.

Класс V. Основа прош. вр. на гласные и, у, основа наст. вр. на те же гласные + j: гни-л – гниj-ут, почи-л – почиj-ут, ду-л – дyj-yт, обу-л – oбуj-ym, разу-л – разуj-ym.
Эти глаголы очень близки с глаголами I и II продуктивных классов. Они различаются лишь качеством конечной гласной в основах (ср. игра-л – игpaj-ут, беле-л – белеj-ут).

Класс VI. Основа прош. вр. на гласные и, е, а, основа наст. вр. на иные гласные, чем гласные на конце основы прош. вр., + j: би-л – бей – бj-ут, бри-л – брej-ут, мы-л – мoj-ут, живописа-л – живописуj-ут.
Глаголы этого класса довольно сильно различаются между собой качеством конечной гласной в основе прош. вр., а с этими различиями связаны известные различия в качестве последней гласной основы наст. вр. Так, гласной и после мягкой согласной и шипящей основы прош. вр. соответствует в основе наст. вр. гласная е, причем во всех глаголах, кроме глагола бри-л – бреj-ут, эта гласная «беглая», ср.: би-л – бей – бj-ут, ви-л – вей – вj-ут, ли-л – лей – лj-ут, пи-л – пей – пj-ут, ши-л – шей – шj-yт. Гласной и после твердых согласных (т.е. ы) и гласной е в основе наст. вр. соответствует гласная о, ср. вы-л – вoj-ут, кры-л – кpoj-ут, мы-л – мoj-ут, ны-л – нoj-ут, ры-л – роj-ут, пел – поj-ут. Все эти глаголы имеют непроизводные основы, но к VI классу принадлежат также глаголы и с производными основами. Таковы глаголы с основой прош. вр. на суффикс -а-, заменяемый в основе наст. вр. суффиксом -у-, к которому присоединяется j: живописа-л – живописуj-ут, истяза-л – истязуj-утистязajyт), притяза-л – прumязyj-ymпритязают). К ним можно отнести еще глаголы, которые не имеют форм, образуемых от основы прош. вр.: испытуют, наказуют, обязуют, связуют, указуют.

2. а) бояться, бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворочать, гнать, дребезжать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, зычать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, спать, стоять, стучать, торчать, трещать, урчать; б) бдеть, блестеть, болеть, велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть, гореть, греметь, гудеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть, зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, хотеть (но хочешь, хочет), храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь.

3. а) блеять, брать, врать, вопиять, драть, ждать, жрать, звать, лгать, орать, попрать, рвать, ржать, смеяться, сосать, стонать, ткать; б) реветь.

V класс: 1. гнить, почить;

2. дуть, обуть, разуть.

VI класс. 1. а) бить, вить, лить, пить, шить; б) брить; в) выть, крыть, мыть, ныть, рыть;

3. живописать, истязать, притязать, а также глаголы, у которых имеются только формы, образуемые от основы наст. вр.: испытуют, наказуют, обязуют, связуют, указуют.

Изолированные глаголы: бежать, быть, дать, есть, ехать, идти, надоесть, создать, чтить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *