какие грамматические умения являются синтаксическими умениями
Синтаксические умения и навыки, методы их формирования
В курсе синтаксиса учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
1) различать сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь синтаксических единиц;
2) находить в предложении словосочетания;
3) определять в словосочетании главное и зависимое слово, тип подчинительной связи;
4) разграничивать свободные и фразеологически связанные словосочетания;
5) различать словосочетание и предложение;
6) находить однословно и неоднословно выраженные члены предложения, разбирать предложения по членам;
7) определять главные и второстепенные члены;
8) определять средства выражения членов предложения, тип сказуемого;
9) разграничивать односоставные и двусоставные неполные предложения;
10) определять однородность и неоднородность одноименных членов предложения;
11) разграничивать простые и сложные предложения;
12) определять тип сложного предложения по синтаксической связи его частей: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
13) указывать средства связи частей сложного предложения, разграничивать союзы и союзные слова;
14) описывать семантические отношения между частями сложносочиненного и бессоюзного предложения;
15) в сложноподчиненном предложении находить главную и зависимую часть, определять тип придаточного предложения;
16) делать синтаксический разбор предложения.
Методом формирования знаний и умений являются упражнения, схемы и разборы. При работе над синтаксисом используются такие типы синтаксических упражнений, как:
1) определить структуру словосочетания: найти главное слово, зависимое, определить вид подчинительной связи;
2) выписать из предложения словосочетания, отграничив их от однородных членов и грамматической основы предложения;
3) найти и выделить определенные члены предложения, указать, чем они выражены;
4) определить роль порядка слов и логического ударения в приведенных предложениях;
5) сгруппировать единицы по общности синтаксических признаков (например, предложения с разными типами сказуемого);
6) видоизменить синтаксические единицы (например, заменить согласованные определения несогласованными);
7) составить схематическое изображение изучаемого явления для предложений упражнения (например, схему расположения обобщающего слова и однородных членов в каждом из приведенных предложений);
8) составить словосочетания или предложения заданной структуры;
9) внести в предложение элементы с заданными характеристиками (например, имеющие уточняющее или поясняющее значение или распространяющие второстепенные члены);
10) исправить ошибки в предложениях с однородными, обособленными членами (например, в предложениях с деепричастным оборотом);
11) заменить неосновные средства связи частей сложноподчиненного предложения на основные;
12) заменить члены предложения придаточными частями и наоборот;
13) составить схему простого и сложного предложения.
Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 57 | Нарушение авторских прав
Обучение синтаксису
Нестерова И.А. Обучение синтаксису // Энциклопедия Нестеровых
Цели и задачи обучения синтаксису
Синтаксис –представляет собой высший уровень языковой системы, который характеризуется использованием всех ключевых ресурсов языка. Синтаксис состоит из науке о словосочетании и учении о предложении.
Обучение синтаксису в условиях современной школы проводится со следующими целями:
С опорой на вышеперечисленные цели формируются задачи обучения синтаксису.
Обязательный минимум обучения синтаксису в школе
Основу школьного курса «Синтаксис» составляет система синтаксических понятий и правил. Все языковые явления рассматриваются с семантической точки зрения, рассматриваются в зависимости от строения либо изучаются с опорой на коммуникативный аспект.
Важное место в школьном курсе русского языка занимает учение о словосочетании. В него входят основные тезисы о структуре, построении и использовании словосочетаний.
Словосочетание – являет собой соединение слов, которые образуют грамматическое единство, в котором одни слова зависят от других.
Словосочетание изучается в связке с предложением и является его структурным элементом. В 5 классе учащиеся изучают особенности словосочетаний, а в 8 классе переходят к более детальному изучению предложений. При этом словосочетания рассматриваются как важные структурные элементы в учении о предложении.
Учение о предложении направлено на изучение предложения, его особенностей включая деление на простые и сложные.
Предложение – синтаксическая единица коммуникации. Это минимальная единица общения, которая наделена предикативностью и интонацией.
Предикативность представляет собой соотношение содержания предложения и актуальности по отношению к действительности. Значение предикативности заключается в главных членах предложения, знакомство с этой категорией поможет учащимся лучше усвоить понятия двусоставного предложения и односоставного предложения, а затем и понять сложное предложение, как коммуникативную единицу. В процессе изучения синтаксиса школьники изучают интонацию. Она проявляется в понижении и повышении тона.
Синтатаксис включает в себя изучение членов предложения, которые бываю главными и второстепенными. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, а к второстепенным относят дополнения, приложения, обстоятельства и определения. Второстепенные предложения могут быть важнее главных.
Актуальное членение предложения зависит от порядка слов, который устанавливает последовательность различных по коммуникативной значимости частей высказывания, что необходимо для точной передачи смысла.
Навыки по актуальному членению предложения вырабатываются в процессе регулярного выполнения упражнений на уроках русского языка. Учащиеся усваивают, что именно предложение является основным средством выражения мыслей.
В этой связи следует выделить ключевые принципы обучения синтаксису.
Принципы обучения синтаксису
Умения, формируемые в процессе обучения синтаксису
Обучение синтаксису вырабатывает систему навыков и умений, связанных с использованием словосочетаний и предложений. Предложение состоит из словосочетаний. Умение правильно подобрать словосочетания составляет основу построения предложений, таким образом, умения следует разделить на две группы:
Умения, формируемые при изучении словосочетания
Умения, формируемые при изучении предложения
Умение по использованию в речи словосочетаний-синонимов.
Умение отличать простое предложение от сложного. Знать их основные типы.
Умение правильно строить словосочетания, т.е согласовывать слова и помнить об управлении.
Умение пользоваться синтаксическими синонимами. Учащиеся должны знать и уметь замещать сложные предложения с разными видами связи простыми предложениями с обособленными и однородными членами.
Использовать словосочетания для построения предложения в соответствии с нормами русского литературного языка и коммуникативной целесообразностью.
Составлять простые и сложные предложения в соответствии с нормами русского литературного языка
Умение производить синтаксический разбор словосочетаний.
Умение правильно употреблять предложения разных типов.
Проводить синтаксический разбор простых и сложных предложений.
Находить и анализировать синтаксические средства выразительности речи.
Умение обосновывать знаки препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
Синтаксические упражнения
На уроках русского языка важную роль играет синтаксический разбор. Схема синтаксического разбора представлена ниже.
Общая часть синтаксического разбора
Синтаксический разбор простого предложения:
Синтаксический разбор сложного предложения:
Наблюдение над языковыми единицами и выявление их сущности. осуществляется на уроках русского языка с целью осмысления языкового явления и формирования навыков по выделению их среди других явлений.
Определение структуры синтаксической единицы направлено на установление структуры словосочетания или предложения.
Нахождение в конструкции тех или иных структурных частей. Данный вид упражнений позволяет развивать у школьников внимание и языковое чутьё.
Конструирование направлено на формирование умений по составлению схем словосочетаний и предложений, а также по схеме составлять предложения.
Упражнения в синонимической замене синтаксических единиц используются на уроках русского языка для того, чтобы обогащать синтаксический строй речи учащихся и формировать навыки по выбору наиболее подходящей формы высказывания.
ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Целевые установки в современном образовании связаны с понятиями коммуникативности, компетентности и компетенции, предполагающие не только объем приобретенных знаний, но и самые способности как совокупность их к получению различных компонентов образования. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Социально-трудовая адаптация невозможна без практического овладения ими родным языком. Задача повышения общего уровня развития и культуры речи учащихся решается путем дальнейших поисков эффективных форм и методов обучения.
Требованием и целью основной образовательной программы начального общего образования является, развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию.
Не смотря на то, что существует множество исследований, методических разработок по обучению младших школьников синтаксису, мы, наблюдая за современными школьниками, можем увидеть, что дети затрудняются при построении предложений разных типов, определении структуры синтаксических конструкций, не всегда могут логично и грамотно ответить на поставленный вопрос учителя, сформулировать и аргументировать свои мысли.
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между новыми требованиями к организации процесса обучения, обозначенными в государственных стандартах, и неразработанностью педагогических технологий, непосредственно связанных с развитием аналитических способностей учащихся на уроках русского языка при изучении синтаксиса как его коммуникативной основы.
Исследования, посвященные изучению речи учеников школы, и наблюдения показывают, что учащиеся редко пользуются синтаксическими конструкциями, допуская при их построении ошибки стилистического характера. Ошибки, возникающие при построении простых предложений у школьников, обусловлены не только непониманием ими структуры предложений, но и не разработанностью данного раздела программы в существующей специальной методике русского языка.
Теоретический анализ общепедагогической и психологической литературы дает возможность сделать вывод о том, что нормально развивающиеся дети рано овладевают простыми грамматическими конструкциями. Благодаря языковому чутью у них вырабатываются динамические стереотипы, на основе которых произнесение предложений превращается в автоматизировано протекающий процесс. Употребление разнообразных синтаксических конструкций является одним из показателей речевого и умственного развития школьников. При детальном изучении синтаксического строя письменной речи учащихся экспериментального класса определяется динамика формирования синтаксического строя письменной речи, в плане насыщенности ее простыми и сложными предложениями.
Констатирующий этап нашего исследования проводился на базе третьего класса общеобразовательной школы. В исследовании участвовали 25 учеников. Учитель работает по учебно-методическому комплексу «Школа России».
Для диагностики мы воспользовались следующими критериями и показателями (таб.1)
Критерии и показатели сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения у учащихся третьего класса (по М.П. Целиковой)
1. Умение определять и выделять главные члены простого предложения.
Синтаксические умения:
усваивать понятия 1) умение применять на практике
синтаксиса; любые теоретические сведения;
2) умение синтаксически обос- 2) умение употреблять в речи
новывать пунктуацию; усвоенные синтаксические струк
3) умение самостоятельно раз- 3) умение оценивать собствен-
вивать синтаксический строй ный и чужой текст, находить в
речи; нём синтаксические ошибки,
3. Методы, приёмы обучения синтаксису, виды упражнений
Методы изучения синтаксиса:
объяснительно-иллюстративный; лекция; слово учителя; беседа; лингвистический эксперимент; метод проблемного изложения.
Приёмы: наблюдения над языковым материалом (живая разговорная речь, язык художественной литературы, анализ учебной и научной литературы); синтаксический разбор (полный, частичный, устный, письменный); работа над усвоением определений, терминов, правил, классификациями изучаемых явлений.
Виды упражнений при изучении синтаксиса: а) грамматический разбор конструкций; б) классификация сопоставимых учащимися синтаксических явлений; в) преобразование данных конструкций; г) конструирование словосочетаний или предложений заданной модели (по схеме); д) наблюдения семантико-стилистического характера; е) употребление указанных конструкций в самостоятельных высказываниях учащихся (Купалова А.Ю. Методика синтаксиса в книге: Основы методики русского языка в 408 классах. Под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. М., 1978).
Изучение раздела «Словосочетание»
Бабайцева В.В. Изучение темы «Словосочетание» в 7 (8) классах. – РЯШ, 1981, № 4.
Купалова А.Ю. Изучение первых тем синтаксиса. – РЯШ, 1987, № 4.
Словосочетание – одна из двух синтаксических единиц, изучаемых в школе. Место раздела определено на основе структурно-семантического принципа в лингвистике и линейно-ступенчатого в методике (от простых единиц к сложным).
Данная тема открывает изучение синтаксиса в 5 и 8 классах.
Этапы изучения: начальный; пропедевтический (5 класс); систематический (8 класс); факультативно-обобщающий (9-11 классы).
Данный подход к изучению темы требует учёта и реализации следующих лингвистических принципов:
экстралингвистического (сопоставление единиц языка и реалий);
функционального (показать роль единиц языка в речи);
нормативно-стилистического (знакомство в механизмом выбора слов и словосочетаний для реализации их в речи в соответствии с нормами языка);
межуровневых и внутрипредметных связей (опора на сопоставление слова и словосочетания, предложения);
исторического (учёт исторических изменений значений слов, входящих в состав словосочетания).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Синтаксические умения:
усваивать понятия 1) умение применять на практике
синтаксиса; любые теоретические сведения;
2) умение синтаксически обос- 2) умение употреблять в речи
новывать пунктуацию; усвоенные синтаксические струк
3) умение самостоятельно раз- 3) умение оценивать собствен-
вивать синтаксический строй ный и чужой текст, находить в
речи; нём синтаксические ошибки,
3. Методы, приёмы обучения синтаксису, виды упражнений
Методы изучения синтаксиса:
объяснительно-иллюстративный; лекция; слово учителя; беседа; лингвистический эксперимент; метод проблемного изложения.
Приёмы: наблюдения над языковым материалом (живая разговорная речь, язык художественной литературы, анализ учебной и научной литературы); синтаксический разбор (полный, частичный, устный, письменный); работа над усвоением определений, терминов, правил, классификациями изучаемых явлений.
Виды упражнений при изучении синтаксиса: а) грамматический разбор конструкций; б) классификация сопоставимых учащимися синтаксических явлений; в) преобразование данных конструкций; г) конструирование словосочетаний или предложений заданной модели (по схеме); д) наблюдения семантико-стилистического характера; е) употребление указанных конструкций в самостоятельных высказываниях учащихся (Купалова А.Ю. Методика синтаксиса в книге: Основы методики русского языка в 408 классах. Под ред. А.В. Текучева, М.М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. М., 1978).
Изучение раздела «Словосочетание»
Бабайцева В.В. Изучение темы «Словосочетание» в 7 (8) классах. – РЯШ, 1981, № 4.
Купалова А.Ю. Изучение первых тем синтаксиса. – РЯШ, 1987, № 4.
Словосочетание – одна из двух синтаксических единиц, изучаемых в школе. Место раздела определено на основе структурно-семантического принципа в лингвистике и линейно-ступенчатого в методике (от простых единиц к сложным).
Данная тема открывает изучение синтаксиса в 5 и 8 классах.
Этапы изучения: начальный; пропедевтический (5 класс); систематический (8 класс); факультативно-обобщающий (9-11 классы).
Данный подход к изучению темы требует учёта и реализации следующих лингвистических принципов:
экстралингвистического (сопоставление единиц языка и реалий);
функционального (показать роль единиц языка в речи);
нормативно-стилистического (знакомство в механизмом выбора слов и словосочетаний для реализации их в речи в соответствии с нормами языка);
межуровневых и внутрипредметных связей (опора на сопоставление слова и словосочетания, предложения);
исторического (учёт исторических изменений значений слов, входящих в состав словосочетания).
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.