какие грамматические умения являются морфологическими умениями выберите один ответ
Какие грамматические умения являются морфологическими умениями выберите один ответ
Темы: «Методика морфологии», «Методика синтаксиса».
2. Укажите основные задачи изучения морфологии в школе:
а) формирование общих морфологических понятий «части речи», «морфологические признаки частей речи»;
б) выработка практических умений и навыков правильного словоизменения, а следовательно, грамотной и правильной речи;
в) обучение морфологическому разбору;
г) формирование умений и навыков определения морфологических признаков слов.
3. Среди учебно-языковых морфологических умений укажите 1) опознавательные, 2) классификационные, 3) синтетические:
а) распознавать части речи;
б) группировать прилагательные по разрядам;
в) производить морфологический разбор слова;
г) распознавать глаголы I и II спряжения;
д) группировать союзы по разрядам.
4. Обозначьте цифрами последовательность морфологического разбора:
а) Укажите морфологические признаки, постоянные и непостоянные.
б) Определите синтаксическую роль.
в) Укажите общее значение и начальную форму.
5. Согласны ли вы с утверждением, что морфологию необходимо изучать на синтаксической основе:
6. Согласны ли вы с утверждением, что любую лексико-грамматическую категорию, грамматическую форму нужно в доступной для учащихся форме рассматривать как знак или систему знаков, являющихся способом отражения окружающего мира в сознании человека:
7. Укажите проблемные вопросы, которые можно использовать при изучении морфологических тем:
а) Какая самостоятельная часть речи называется именем существительным?
б) Почему слова бег, бегать, несмотря на то что имеют общее значение действия, относятся к разным частям речи?
в) Как образуется сравнительная степень имени прилагательного?
г) Что нужно сделать, чтобы правильно определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол с безударным окончанием?
8. Продолжите утверждение. При изучении морфологии основное внимание должно уделяться:
а) формированию понятий грамматическая форма и её значение, осознанию логических отношений, выражаемых грамматическими формами (местонахождение, направленность движения и др.);
б) орфографическому аспекту.
9. Согласны ли вы с утверждением, что при изучении морфологии необходимо формировать у учащихся умение подбирать различные грамматические формы для выражения одних и тех же отношений с учётом их смысловых и стилистических оттенков и правильно использовать их в своей речи:
10. Выберите тему, изучение которой должно быть организовано только на синтаксическом уровне:
а) неопределённая форма глагола;
б) переходные и непереходные глаголы;
11. Укажите частнометодические принципы изучения синтаксиса:
12. Продолжите утверждение, выбрав правильные ответы. Методика синтаксиса изучает:
а) процессы усвоения учащимися синтаксических понятий и закономерностей, различных типов словосочетаний и предложений;
б) обучение правильной расстановке знаков препинания;
в) обучение синтаксическому разбору;
г) процессы овладения синтаксисом в речевой деятельности учащихся;
д) процессы овладения пунктуацией;
е) обучение правильному словоизменению.
13. Укажите основные задачи изучения синтаксиса в школе:
а) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими синтаксических понятий и правил;
б) обеспечить усвоение учащимися синтаксических понятий;
в) совершенствовать речь учащихся с точки зрения её соответствия синтаксическим нормам языка;
г) познакомить учащихся с синтаксическими нормами языка,
д) целенаправленно обогащать синтаксический строй речи учащихся;
е) познакомить учащихся с синтаксическими синонимами;
ж создать базу для успешного усвоения школьниками правил пунктуации;
з) обеспечить усвоение учащимися правил пунктуации.
Тесты по Теории и методике развития речи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТЗ 4. Тема: «Формирование грамматического строя речи».
1. Содержание формирования грамматического строя речи детей
2.Морфологический строй речи дошкольников включает
3.Соответствие слова и его грамматической формы
7.Пути формирования грамматически правильной речи
— создания благоприятной языковой среды
8. Пути формирования грамматически правильной речи
— практика речевого общения
-исправление грамматических ошибок
9.Форма проведения занятий по обучению грамматическим навыкам в младшем дошкольном возрасте
11. Игра на правильное употребление предлогов с пространственным значением
-«Угадай, кого не стало?»
12. Игра на усвоение формы родительного падежа множественного числа существительных
14. Игра – драматизация для закрепления в речи детей форм глаголов
-«Угадай, что в мешочке?»
-«Угадай, чего не стало?»
15. Ошибка в употреблении детьми существительного во множественном числе в родительном падеже
16. Вопросы к детям средней группы по усвоению категории среднего рода
17.Несклоняемые имена существительные
18. Ошибка в употреблении детьми сравнительной степени прилагательных
19. Ошибки детей при образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных
20. Игра для детей среднего возраста на употребление повелительного наклонения глаголов
— «Подарки куклы Кати»
21. Упражнения на подбор глаголов для детей старшего дошкольного возраста
-«Кто что умеет делать»
-«Кто больше назовёт действий»
-«Где что можно делать»
23. Соответствие цели и содержания упражнения
1. Составление ответов на вопросы 1.Откуда вышел мальчик?
2.Подбор однородных определений 2. Какая сегодня погода?
24. Построение предложения с глаголом сослагательного наклонения
25.Последовательность усвоения детьми предложений
1. Слова – предложения 4.Четырёхсловные
2.Двухсловные 5. С однородными членами
3.Трёхсловные 6. Сложные
27. Способы словообразования существительных, обозначающих детёнышей животных
28. Соответствие названия игры и цели
1. «Кто пришёл?» 1. Уменьшительные наименования дитёнышей»
2. «Кто у кого?» 2. Названия в именительном падеже
3. «Кто что делает?» 3. Образование звукоподражательных глаголов
29. Игра драматизация на образование названий посуды при помощи суффиксов
30. Методы обучения способам словообразования в младшем и среднем дошкольном возрасте
32. Животные, у детёнышей которых нет специального названия
33. Методы обучения способам словообразования старшего дошкольного возраста
34.Игра на образование названий профессий
-«Угадай, чего не стало?»
35. Вопросы на образование притяжательных прилагательных
38. Соответствие между названием упражнения и содержанием заданий
1. «Знаешь ли ты профессии?» 1.Чинит часы часовщик
2. «И я тоже» 2.Он лётчик – я тоже лётчица
39.Слова, образованные на основе существительного и глагола
41.Упражнения для составления сложных предложений
— «Один начинает – другой продолжает»
42.Вопрос на использование глагольной формы
-Какого цвета игрушка? -Что можно делать с мячом?
43.Соответствие слова и части речи
2.Холодно 2. Наречие
44. Соответствие слова и части речи
2. Сверкающая 2. Причастие
3. Жёлтые 3. Прилагательное
45. Последовательность освоения детьми грамматических форм
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-893231
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Выполнила: Синицына Ю.А.
студентка гр. ОФ-318/165-3-1
Проверила: Мишанова О.Г.
доктор педагогических наук
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования. Планирование результатов начального образования в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык.
Морфология относится к традиционно изучаемым в начальной школе разделам русского языка. Поэтому, казалось бы, вопросы содержания и методики изучения этого раздела не актуальны. Однако изменение целей обучения и появление новых требований к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку, а также достижения передового опыта учителей оказывают постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по морфологии в начальной школе.
В настоящее время учителя начальных классов вынуждены планировать конечные результаты деятельности учащихся по морфологии русского языка и развивать морфологическую компетенцию учащихся, это, на мой взгляд, поможет не только постоянно держать в поле зрения конечную цель обучения морфологии, но и качественно повысить уровень освоения учащимися многих грамматических категорий и понятий.
Актуальность: определяется с появлением необходимости поиска эффективных методов и приёмов обучения на уроках русского языка, которые будут способствовать достижению планируемых результатов по морфологии, что обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Процесс достижения младшими школьниками хорошего уровня морфологической компетенции будет успешным, если на уроках русского языка комплексно использовать такие эффективные методы обучения, как: метод языкового анализа, метод конструирования, наглядный метод, метод упражнений.
База исследования : МОУ Тимирязевская СОШ
4 а класс. Классный руководитель: Шалыгина Елена Викторовна.
Челябинская область, Чебаркульский район, п.Тимирязевский.
ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проблема изучения морфологии младшими школьниками находится в центре внимания исследований таких ученых как Л. И. Айдарова, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, М. Р. Львов, В. П. Озерская, А. М. Орлова и другие.
Для полноценного понимания, что такое морфологическая компетенция, была проведена работа с каждым понятием.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова
Компетенция – область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен
Ещё компетенция толкуется как,
— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Морфоло́гия — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение»)
Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»).
Исходя из выше перечисленных понятий «компетенция» и «морфология», мы можем сформулировать общее понятие морфологической компетенции:
Прежде чем узнать, с помощью чего формируется морфологическая компетенция, познакомимся с понятием «Формирование»
Формирование морфологической компетенции младших школьников на уроках русского языка — сознательный процесс развития знаний, умений по морфологии с помощью специальных морфологических упражнений, которые имеют свою цель: осознание учащимися морфологического строя русского языка.
Методика обучения морфологии в начальных классах
В задачи морфологии входит изучение основных понятий грамматики (грамматическая форма, грамматическая категория, грамматическое значение), распределение слов по частям речи, а внутри частей речи – по семантико-грамматическим разрядам, рассмотрение грамматических категорий и формообразования отдельных частей речи, а также основных случаев употребления грамматических форм в контексте.
Для формирования морфологической компетенции существует специальная методика:
Методика морфологии – раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения.
Особенности методики изучения морфологии обусловливаются целями ее изучения. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков, главное из которых – различать части речи и производить морфологический разбор.
Из специфики морфологии вытекают следующие принципы ее изучения:
лексико-грамматический – сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, (например, беготня : лексическое значение «быстрые перемещения людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного»);
парадигматический – сопоставление косвенных форм и исходной формы слова;
морфолого-синтаксический – сопоставление слова как члена предложения и части речи.
Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями.
Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:
полный или частичный морфологический разбор слова;
формообразование слов, постановка слова в указанной форме;
конструирование словосочетаний и предложений с определенной частью речи;
нахождение части речи в предложении, в тексте;
словообразование частей речи.
опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
группировка слов по частям речи, их разрядам;
составление парадигмы слова;
разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
наблюдения за текстообразующей функцией частей речи;
наблюдения за функционированием частей речи в текстах разных стилей;
наблюдения за синтаксическими взаимосвязями между частями речи в структуре предложения.
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
Работа над морфологическими понятиями продолжается при изучении других тем. Закреплению знаний и учебно-языковых умений служат дополнительные задания к упражнениям учебников. Если они регулярно выполняются, то знания учащихся поддерживаются на нужном уровне.
Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления.
В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение.
В данную методику входит:
Система работы над темой «Имя существительное»
Например, в I и II классах в центре – усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в III – IV классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний.
Система изучения имен прилагательных
В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие? ; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III и IV классах – склонение прилагательных и правописание падежных окончаний.
Система работы на темой «Глагол»
Всё морфологические категории, с которыми знакомятся учащиеся можно объединить в таблицу:
Какие грамматические умения являются морфологическими умениями выберите один ответ
Сайт преподавателя русского языка и литературы
—>Приветствую Вас Гость | RSS
Ивлиевой Евгении Александровны
Темы: «Методика морфологии», «Методика синтаксиса».
1. Выберите частнометодические принципы изучения морфологии:
2. Укажите основные задачи изучения морфологии в школе:
а) формирование общих морфологических понятий «части речи», «морфологические признаки частей речи»;
б) выработка практических умений и навыков правильного словоизменения, а следовательно, грамотной и правильной речи;
в) обучение морфологическому разбору;
г) формирование умений и навыков определения морфологических признаков слов.
3. Среди учебно-языковых морфологических умений укажите 1) опознавательные, 2) классификационные, 3) синтетические:
а) распознавать части речи;
б) группировать прилагательные по разрядам;
в) производить морфологический разбор слова;
г) распознавать глаголы I и II спряжения;
д) группировать союзы по разрядам.
4. Обозначьте цифрами последовательность морфологического разбора:
а) Укажите морфологические признаки, постоянные и непостоянные.
б) Определите синтаксическую роль.
в) Укажите общее значение и начальную форму.
5. Согласны ли вы с утверждением, что морфологию необходимо изучать на синтаксической основе:
6. Согласны ли вы с утверждением, что любую лексико-грамматическую категорию, грамматическую форму нужно в доступной для учащихся форме рассматривать как знак или систему знаков, являющихся способом отражения окружающего мира в сознании человека:
7. Укажите проблемные вопросы, которые можно использовать при изучении морфологических тем:
а) Какая самостоятельная часть речи называется именем существительным?
б) Почему слова бег, бегать, несмотря на то что имеют общее значение действия, относятся к разным частям речи?
в) Как образуется сравнительная степень имени прилагательного?
г) Что нужно сделать, чтобы правильно определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол с безударным окончанием?
8. Продолжите утверждение. При изучении морфологии основное внимание должно уделяться:
а) формированию понятий грамматическая форма и её значение, осознанию логических отношений, выражаемых грамматическими формами (местонахождение, направленность движения и др.);
б) орфографическому аспекту.
9. Согласны ли вы с утверждением, что при изучении морфологии необходимо формировать у учащихся умение подбирать различные грамматические формы для выражения одних и тех же отношений с учётом их смысловых и стилистических оттенков и правильно использовать их в своей речи:
10. Выберите тему, изучение которой должно быть организовано только на синтаксическом уровне:
а) неопределённая форма глагола;
б) переходные и непереходные глаголы;
11. Укажите частнометодические принципы изучения синтаксиса:
12. Продолжите утверждение, выбрав правильные ответы. Методика синтаксиса изучает:
а) процессы усвоения учащимися синтаксических понятий и закономерностей, различных типов словосочетаний и предложений;
б) обучение правильной расстановке знаков препинания;
в) обучение синтаксическому разбору;
г) процессы овладения синтаксисом в речевой деятельности учащихся;
д) процессы овладения пунктуацией;
е) обучение правильному словоизменению.
13. Укажите основные задачи изучения синтаксиса в школе:
а) обеспечить усвоение учащимися знаний о синтаксисе русского языка на основе сознательного восприятия ими синтаксических понятий и правил;
б) обеспечить усвоение учащимися синтаксических понятий;
в) совершенствовать речь учащихся с точки зрения её соответствия синтаксическим нормам языка;
г) познакомить учащихся с синтаксическими нормами языка,
д) целенаправленно обогащать синтаксический строй речи учащихся;
е) познакомить учащихся с синтаксическими синонимами;
ж создать базу для успешного усвоения школьниками правил пунктуации;
з) обеспечить усвоение учащимися правил пунктуации.
14. Обозначьте цифрами последовательность синтаксического разбора простого предложения:
а) Определите главные и второстепенные члены предложения, укажите, какими частями речи они выражены.
б) Укажите тип предложения по структуре, выделив грамматическую основу.
в) Охарактеризуйте предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске.
г) Охарактеризуйте предложение по наличию второстепенных членов.
д) Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов.
е) Укажите, чем осложнено предложение.
15. Среди учебно-языковых синтаксических умений укажите: 1) опознавательные, 2) классификационные, 3) синтетические:
а) распознавать члены предложения;
б) группировать словосочетания по главному слову;
в) выделять словосочетания из предложения;
г) производить синтаксический разбор предложения;
д) определять виды придаточных предложений;
е) группировать предложения по количеству главных членов.
16. Укажите среди ответов учащихся на вопрос учителя: Что нужно сделать, чтобы существительные военный, врач стали подлежащими? – правильный:
а) Построить с ними предложения.
б) Связать с ними другие слова.
в) Подобрать к ним глаголы.
г) Подобрать к ним сказуемые.
д) Включить их в грамматическую основу предложения.
17. Выберите более точный вариант определения:
а) Предложение – это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.
б) Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (совет, просьба, приказ). Предложение характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Слова в предложении связаны грамматически, т. е. с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.
18. Согласны ли вы с утверждением, что главное внимание при изучении темы «Обращение» должно уделяться знакам препинания, которыми выделяется эта конструкция на письме:
19. Согласны ли вы с утверждением, что усиление функционального аспекта преподавания синтаксиса требует более широко использования текста как средства обучения:
20. Укажите тип упражнения: 1) морфологические упражнения; 2) синтаксические упражнения.
а) опознание части речи, того или иного разряда части речи;
б) подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
в) отграничение одних синтаксических структур от других;
г) определение структуры данной синтаксической единицы;
д) нахождение в предложении тех или иных структурных частей;
е) постановка слова в указанной форме;
ж составление схем предложений;
з) составление парадигмы слова;
и) составление предложений по схемам;
к) группировка слов по частям речи, их разрядам;
л) составление предложений указанной структуры.
м) разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи.
1. При подготовке тестов была использована следующая литература: Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. М., 2006; Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Е. А. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др. Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М., 2005; Титов В. А. Методика преподавания русского языка: Конспекты лекций. М., 2005; Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. Под ред. М. Т. Баранова. М., 1990; Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1988; Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., 2002; Смирнова А. Д. Изучение морфологии в школе: Пособие для учителя. К., 1988.