какие государства входят в таможенный союз на сегодняшний день
Список стран-участников Таможенного союза в 2021 году
Список стран Таможенного союза с Россией в 2021 году:
Все они члены ЕАЭС.
Что такое Таможенный союз
Таможенный союз (ТС) — это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена пошлины и других платежей в торговых отношениях при перемещении товаров между границами. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации. Все страны, входящие в Таможенный союз на сегодняшний день, имеют единое таможенное пространство и кодекс.
Благодаря этому достигается упразднение контроля за ввозом товаров и продукции на границах внутри ТС, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан государств ЕАЭС во время трудоустройства.
Члены ТС
В 2021 году состав ТС не изменился. Вот страны-участники Таможенного союза в 2021 году:
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, есть информация о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Но до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды ТС. Отчетливо прослеживается, что функционирование ТС служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности. Пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения. Учитывая эту информацию, ТС, каким его мы знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Этапы формирования
Появление ТС изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года. Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.
Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый экономический регион и утверждении ТС. С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 год заключено дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что начиная с 2012 года создается общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство. 1 июля 2010 года заключен еще один важный договор, допустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.
1 июля 2011 года аннулирован действующий контроль за перемещением товаров на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы. В 2014-м Армения входит в Таможенный союз с Россией и остальными государствами. В 2015-м Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза. С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЭАЭС). Он создан для автоматизации и упрощения ряда процессов на границе по перемещению между странами продукции и товаров.
Территория и управление ТС
Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Была образована территория ТС. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.
Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:
Направления и условия ТС
Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами. Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:
Достижение целей и перспективы
Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, приходим к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть. Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС и наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС. Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, но на это, помимо времени, требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри cоюза.
Анализ деятельности ТС
Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, но сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, но после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда. Тем не менее существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер. На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями. Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.
Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле. Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, притом что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями республики не получен доступ к программам России по импортозамещению. Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.
Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях. Хотя посты таможенников на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Тот, кто пересекает границу, не знает, входит или нет Киргизия в Таможенный союз, — пограничный контроль сохранился, но нет контроля за перемещением продукции, так как это государство является членом ТС.
Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси. На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это вытекает из снижения оборота товаров внутри единого экономического пространства. Отсутствуют какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать со временем до подписания соглашений. Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретает относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри ТС.
Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.
ТАМО́ЖЕННЫЙ СОЮ́З
Том 31. Москва, 2016, стр. 633
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАМО́ЖЕННЫЙ СОЮ́З, форма междунар. экономич. интеграции и/или этап в процессе такой интеграции; объединение стран, предполагающее создание единой таможенной территории и установление единой системы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в отношении третьих стран. Под Т. с. понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таким образом, что: 1) пошлины и др. ограничит. меры регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между участниками союза; 2) согласованные пошлины и др. меры регулирования торговли применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не включёнными в союз. Т. с. обеспечивает на интегрированном пространстве полную свободу движения как товаров, произведённых в странах – членах объединения, так и товаров из третьих стран, прошедших таможенную очистку. Участники Т. с. проводят единую внешнеторговую политику. Для её реализации в большинстве случаев создаётся спец. регулятивный наднациональный орган, которому делегируются полномочия тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли в отношении третьих стран. Т. с. создаётся и функционирует на основании межгосударственного соглашения.
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России
Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Формально союз начал свою работу с 1 января 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).
Весной 2011 г. Киргизия официально обратилась с просьбой о присоединении к Таможенному союзу.
В сентябре 2013 года президент Армении Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза.
В Таможенный союз Россия давно приглашает и Украину, однако Киев заявляет, что готов сотрудничать с ТС в формате «3+1». При этом Украина до конца 2011 г. надеется парафировать с ЕС соглашение об ассоциации, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Подробнее о действующих и возможных членах Таможенного союза >>
20 сентября президент Украины Виктор Янукович заявил о том, что страна готова присоединиться к тем положениям Таможенного союза, которые не помешают сближению страны с Евросоюзом
«Мы готовы рассмотреть положения Таможенного союза, которые не противоречат требованиям Евросоюза, и присоединиться к Таможенному союзу в той мере, в которой это соответствует национальным интересам Украины», — сказал Янукович, выступая на форуме «Ялтинская европейская стратегия». Читайте подробнее >>
Список стран-участников Таможенного союза на 2021 год
Формирование Таможенного союза предусматривает создание Единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Обратите внимание!
Таможенного союза, как объединения, больше не существует, в 2014 году он был реформирован в ЕАЭС — Евразийский экономический союз! Подробности читайте в статье: История создания и развития ЕАЭС: от ЕврАзЭС через ТС и ЕЭП
Основные документы Таможенного союза:
Этапы формирования: первые участники, настоящее время, планы на будущее
В 2001 году бывшими республиками СССР было учреждено Евразийское экономическое сообщество для реализации идей объединенного экономического пространства. В состав сообщества вошли 6 стран. И только три из них (Россия, Казахстан и Белоруссия) объединили свои территории, став первыми участниками Таможенного союза.
С 2015 года по причине создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сообщество было упразднено. Членство в ЕАЭС автоматически влекло за собой участие в Таможенном союзе (ТС) с применением единых тарифов пошлин.
Одновременно с вступлением в ЕАЭС в 2015 году к ТС примкнули Армения и Киргизия.
Тунис и Сирия изъявили желание стать членами Союза. Существует предложение приобщить к территории и Турцию, но реальных действий для подписания договоров с этими государствами пока не предпринято.
Вывоз товаров с таможенной территории союза
Вывоз или убытие товаров с таможенной территории таможенного союза предусматривает их обязательное таможенное оформление. Согласно действующему ТК ЕАЭС, при вывозе с таможенной территории таможенного союза, в таможенный орган, в зависимости от вида транспорта, необходимо предоставить все необходимые товаросопроводительные документы и сведения и уплатить таможенные платежи. После того, как таможенные операции будут выполнены, товар может быть вывезен с таможенной территории таможенного союза.
Кто входит в Евразийский экономический союз: перечень стран
В настоящий момент действующими участниками ТС являются:
Между государствами действует договор о Евразийском экономическом союзе, определяющий сферу его функционирования: основные принципы, управление, меры регулирования экономических процессов, сотрудничество по различным направлениям деятельности.
С 1 января 2021 года страны приняли Таможенный кодекс ЕАЭС для упрощения ряда процедур, проводимых между участниками.
О том, что такое Таможенный союз, дополнительно можно узнать ниже на видео.
Руководители ТС
На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:
Таможенная территория и особенности управления
Общность границ участников повлекла возникновение единого таможенного пространства. К нему отнесены и территории, находящиеся под юрисдикцией членов Союза. Ограничивают ТС сторонние государства. На внешние границы вынесены транспортные и таможенные пункты контроля, между государствами-членами действует только миграционный надзор.
Управление деятельностью объединения осуществляется органами:
Председательство в советах осуществляется в течение 1 года каждым членом в порядке очередности.
Отдельным статусом обладает Суд Союза, он не относится к органам управления. Суд постоянно пребывает в Минске и обеспечивает единообразие в толковании и применении норм международных договоренностей в пределах объединенной таможенной территории. В составе числятся по два судьи от каждого участника объединения, срок полномочий – 9 лет.
Органы Союза
Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.
Далее идет межправительственный совет. В него входят премьер-министры, главной задачей которых является рассмотрение стратегически важных проблем экономической интеграции.
Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.
Высший совет
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Страны ЕАЭС: список на 2021 год, кто входит в состав
История основания ЕАЭС начиналась с объединения 3 государств. Сейчас состав расширился и не только за счет постоянных участников. Также ведется работа по расширению экономического пространства, и другие государства проявляют к нему интерес. Страны, входящие в состав ЕАЭС:
Молдавия с 2021 года получила статус государства-наблюдателя. Подписаны соглашения и меморандумы, в том числе временные, с Китаем, Кубой, Вьетнамом, Ираном о зоне свободной торговли. Ведутся переговоры о сотрудничестве еще с несколькими странами по всему миру. Эти шаги позволят расширить возможности для экономики государств-участников ЕАЭС в целом, упростить деятельность для частного бизнеса и государственного сектора. Например, сертификаты соответствия на продукцию по техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС) получать в каждой стране-участнице не нужно. Эти документы признаются во всех государствах из списка выше.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.
Пошлины для участников союза
Таможенная граница ЕАЭС – это скорее номинальное, чем реальное препятствие для предпринимателей, везущих свои продукты за рубеж. Согласно нормам законодательства, действующего в ТС, запрещено установление внешнеэкономических пошлин и иных административных барьеров для свободного перемещения продукции и услуг.
Правило об отсутствии пошлин действует по отношению к товарам, изготовленным в границах ТС и изделиям, ввозимым из-за рубежа и прошедшим процесс очистки на таможне.
Упразднение пошлин не означает полное отсутствие контроля на таможне. Этот орган ведет учет перемещения ценностей, поэтому физические и юридические лица, вывозящие продукцию, заполняют специальные формы статистического учета согласно положениям 289-ФЗ от 03.08.18 г.
Компании и ИП, чьи автомобили или вагоны пересекли таможенную границу в рамках ЕВРАЗЭС, обязаны предоставить заполненный бланк не позднее 8-ми-дневного срока с даты окончания месяца, в котором совершался провоз. Правила заполнения и формат этого документа утверждены постановлением Правительства РФ №1329 от 7.12.15 г. Он направляется в ФТС на бумажном носителе или в электронном виде, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности. Познакомиться со всеми гранями работы с грузоперевозкой можно в статье доставка животных в Европу.
Цели и перспективы
Все меры таможенного регулирования направлены на достижение устойчивости экономического развития государств-членов ТС, диверсификации экономики, инновационному прогрессу, улучшению структуры торговли и инвестиций.
Положительные результаты, достигнутые в рамках соглашений, придаются огласке реже, чем новости о подписанных вновь договорах или о разногласиях. Но нельзя не заметить, что в пределах таможенной территории достигнуто упрощение оборота продукции, оказана реальная поддержка экономическим субъектам Союза.
Критика
Большая часть критических комментариев в адрес Таможенного союза сводится к плохой проработке условий торговли и сертификации товаров, навязывании Россией Белоруссии и Казахстану условий ВТО без вступления последних в организацию, а также в «несправедливом», по мнению некоторых экспертов, распределении доходов и поступлений между участниками. В то же время объективных исследований, доказывающих, что Таможенный союз является невыгодным проектом для его нынешних участников и потенциальных членов, нет, а целый ряд исследований последовательно указывает на то, что Таможенный союз так или иначе выгоден его членам в силу сложившися связей, территориальной, языковой и культурной близости стран, входивших в СССР.
Анализ деятельности
ТС состоит из государств, имеющих общее советское прошлое. Сегодня страны объединяют общие интересы.
Российский рынок является наиболее привлекательным для сбыта продукции остальных членов Союза. Ведущие процессы стабилизации ТС ЕАЭС также оставались за РФ за счет стабильного развития экономической сферы вплоть до 2014 года на фоне высоких цен сырьевых ресурсов. Резкого роста экономики ждать не приходилось, но Россия смогла занять крепкую позицию на мировой арене.
В 2010 году ТС начал работу без участия Белоруссии, впоследствии присоединившейся, по причине возникших разногласий. В целом члены международного объединения высказывали несогласие с условиями договоров, ограничивающих получение выгоды всеми участниками в равных условиях.
Между государствами остались пограничные зоны, пересечение которых все же сопровождается определенными нормами контроля. Так, практика показала отсутствие возможности доверительного взаимодействия, поэтому на внутренних границах ведется санитарный контроль.
Развитие получило производство участниками автомобилей за счет их беспошлинной продажи.
Общие сведения
Таможенный союз — это объединение, нацеленное на повышение экономического уровня в государствах-участниках. Созданный рынок насчитывает более 180 миллионов человек с денежным оборотом в 900 миллиардов долларов.
Заключение Таможенного союза позволило товарам беспрепятственно передвигаться по всей территории с действием универсального контроля.
Если факт экспорта документально подтвержден, то акцизы уплачивать не нужно, и ставка по НДС нулевая.
В случае импорта товаров в Россию из Казахстана и Белоруссии российские налоговые органы взимают акцизы и НДС. Таможенный союз — это легкая и выгодная форма взаимодействия.
Флаг Таможенного союза
Символика не изменилась со времен Евразийского экономического сообщества, Высшим советом ЕАЭС принято решение о сохранении желто-синего флага с изображением Евразии:
При этом активисты Евразийского движения РФ предлагают новую версию флага и эмблемы – «Пурпурное знамя» с восьмиконечной звездой в левом вернем углу:
Фиолетовый цвет, по их мнению, очень популярен, носит диалектический характер. Звезда – возрождение, общность судеб, веру.
Мнения в обществе
В 2012 году Центром интеграционных исследований при Евразийском банке развития был проведен социологический опрос. В опросе участвовали страны СНГ и Грузия. Был задан вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что экономики Белоруссии, Казахстана и России объединились?». Были получены следующие ответы стран, входящих и претендующих на вступление в таможенный союз:
— Таджикистан: «положительно» 76%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 2%.
— Казахстан: «положительно» 80%, «безразлично» 10%, «отрицательно» 5%.
— Россия: «положительно» 72%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 4%.
— Узбекистан: «положительно» 67%, «безразлично» 14%, «отрицательно» 2%.
— Киргызстан: «положительно» 67%, «безразлично» 15%,«отрицательно» 8%.
— Молдова: «положительно» 65%, «безразлично» 20%, «отрицательно» 7%.
— Армения: «положительно» 61%, «безразлично» 26%, «отрицательно» 6%.
— Белоруссия: «положительно» 60%, «безразлично» 28%, «отрицательно» 6%.
— Украина: «положительно» 57%, «безразлично» 31%, «отрицательно» 6%.
— Азербайджан: «положительно» 38%, «безразлично» 46%, «отрицательно» 11%.
— Грузия: «положительно» 30%, «безразлично» 39%, «отрицательно» 6%.