какие герои произведения правнуки богатырей
Удивительное количество разных героев имеет поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Характеристика героев произведения показывает широкую палитру человеческих качеств.
Система образов очень скрупулезно продумана автором. Каждый герой имеет своё символическое значение.
Характеристика и анализ героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Главные и второстепенные герои с разных сторон своего социального положения показывают, как на них повлияла отмена крепостного права и какие испытания преподнесла.
Главные герои – это семь путешествующих крестьян. Среди них встает спор о том, кто на самом деле счастлив, в чем счастье заключается. Они решают объединиться и вместе найти ответ на этот волнующий вопрос.
Некрасов не дает подробного описания каждому главному персонажу, в отличие от второстепенных. Он дает общую на всех путников характеристику.
Возможно сделано это намеренно, чтобы показать, что у крестьян больше общего, нежели индивидуального.
Главные действующие лица
Основные герои поэмы – 7 путешествующих крестьян, они очень похожи общим портретом и судьбой.
При чтении «Кому на Руси Жить хорошо», кажется, что это и не семь человек, а один цельный герой. Он неприхотлив в еде, одежде, любит свою жену и детей, трудолюбив.
Главные персонажи поэмы, их характеристика и анализ:
Демьян – сам научился читать по слогам, простые слова ему даются легко, но «мудреные заглавия» ему не поддаются. Через персонажа автор показывает, что даже обычный крестьянский народ хочет получать образование и стремится к знаниям.
Лука – упрямый, много разговаривает, глуповат. Известно, что в недалеком прошлом он около трех лет работал у попа. Автор сравнивает его с мельницей: машет и жестикулирует руками, кажется, будто хочет взлететь, но не получается. В этом и заключается замкнутый круг, в котором живут крестьяне: им бы хотелось изменить свою жизнь, но слово потустороннего человека, выше их по статусу, закрывает для них двери. Возможно, теперь все изменится, с отменой крепостного права.
Роман – про него ничего неизвестно. Возможно он олицетворяет положение крестьян в обществе, где до их индивидуальности и личности никому нет дела. Они безликие.
Братья Иван и Митродор Губины – один назван обычным именем, другой – редким. Возможно, это прихоть и развлечение хозяев. Братья до полусмерти пьют, могут выпить каждый ведро алкоголя. Любят лошадей. В них показана черта крестьян – любителей выпить.
Пахом Онисимыч – старик, пчеловод. Автор сравнивает старика с умными пчелами. Есть среди крестьян много умных. Возраст Пахома указывает на его опытность, догадливость и мудрость.
Пров – серьезный, молчаливый, терпеливый и угрюмый. Настоящий богатырь, которого одолеть можно, только навалившись оравой. Представляет физическую силу и трудолюбие. Крестьянам приходится до смерти работать, чтобы жить.
В широком плане все семь героев имеют в себе черты, присущие всем крестьянам.
Второстепенные персонажи
Описание и нравственные качества характеризуют целое сословие в каждом персонаже.
Второстепенными героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо» являются:
Ипат – один из старых преданных слуг князя Утятина. Даже после отмены крепостничества, остается холопом при барине. Как только князь не издевается над ним: запрягает вместо лошади, бросает в прорубь зимой, переезжает санями.
Влас – старик, крестьянин при Утятине. Именно он рассказывает странникам о странном князе и его преданном холопе Ипате. Чтобы помочь наследникам Утятина, притворяется с остальными крестьянами. Ради этого бросает работу мирским старостой.
Клим Лавин – крестьянин, хитрый, грамотный мужик. Другие крестьяне не любили его за то, что водил дружбу с цыганами, пил и любил бездельничать. Бывал в Москве, Сибири и Петербурге.
Яким Ногой – крестьянин, трудолюбивый, честный, всё понимает. В нем преобладает духовность, он понимает прекрасное, украшает дом красивыми картинками, которые при пожаре первым делом спасает. Может постоять за себя и других, справедливый.
Ермил Гирин – справедливый, понимающий и честный мужик, уважаем среди крестьян.
Дед Савелий – старый богатырь, добрый честный, справедливый. Ему 107 лет, из них 40 лет скитался по каторгам и ссылкам. Не ладит со своей семьей, считает себя виноватым за гибель правнука – сына Матрены Корчагиной.
Помещик Шалашников – военный. Злой. Когда крестьяне не платили ему оброк, силой выбивал его из них. Погиб в бою.
Гаврила Афанасьич Оболт-Оболдуев – дворянин. Не работает, живет за чужой счет. Жалеет о прошедшем времени. Любит выпить и вспоминать былые времена, когда крестьяне по праву принадлежали ему, а он ими командовал и чувствовал себя и богом, и царем в одном лице.
Поп – священнослужитель. Искренне считает, что человек счастлив, если он богат, не запятнана его честь и живет в покое. Мечтает о такой жизни. Его тяготит его положение, тем более, что народ не любит служителей церкви. Его доход зависит от уровня жизни крестьян, к его интересам, чтобы крестьяне жили богаче.
Пан Глуховский – богатый и знатный человек, очень злой. Извращенный грешник, любит мучить и пытать, одержим сластолюбием.
Гриша Добросклонов – молодой парень, крестьянин, семинарист. Родом из бедной семьи, человек мира и прогрессивного будущего. Работяга, любит сочинять песни о счастье, которые поет окружающим.
Павлуша Веретенников – собирает народный фольклор. Главные герои встречают его на сельской ярмарке.
Заключение
Некрасов приступил к созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» спустя короткое время после отмены крепостного права. Целью написания поэмы было кратко показать, что дал закон об отмене крепостничества каждому слою населения. Но идея произведения осталась незавершенной.
Если бы не эти обстоятельства, возможно герои дошли бы и до царя в поисках счастливого человека. Несмотря на это, произведение актуально и любимо до сих пор, распалось на цитаты и распространилось в повседневной разговорной речи.
15 Русских богатырей из былин и преданий
Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.
Илья Муромец. Святой богатырь
Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.
Добрыня Никитич. Богатырь со связями
Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».
Алеша Попович. Младшенький
Бова Королевич. Лубочный богатырь
Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.
Дюк Степанович. Богатырь-мажор
Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».
Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
Вольга Святославович. Богатырь маг
Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.
Дунай Иванович. Трагический богатырь
Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.
Хотен Блудович. Богатырь-жених
Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».
Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Никита Кожемяка. Змееборец
Аника воин. Богатырь на словах
имя то какое говорящее. Хотен Блудович
Добрыня Никитич раздавал «правильные» советы:
Кого-то мне напомнил этот конь
Вот видишь трёх богатырей? Дак в центре Муромец еврей!
Чет Никитиным повеяло )
Былинный сюр
Дата написания: 28.06.2019.
Попалась мне тут по случаю новгородская былина о Василии Буслаеве.
Раньше я про нее слышал мельком в пересказе, но теперь решил припасть, так сказать, к первоисточнику.
Сам сюжет былины в целом незамысловатый. Живет в Великом Новгороде богатырь Васька Буслаев. Силушкой своей богатырской, правда, пользуется только чтобы бухать как не в себя и заниматься крупным членовредительством.
Допьяна уже стал напиватися,
А и ходя в городе, уродует:
Которого возьмет он за руку, —
Из плеча тому руку выдернет;
Которого заденет за ногу, —
То из гузна ногу выломит;
Которого хватит поперек хребта, —
Тот кричит-ревет, окарачь ползет.
Тогда новгородцы делают ход конем. Они засылают гонцов к матери Буслаева с дорогими подарками и просьбой «унять свое чадо милое». Кстати мать Буслаева весь текст именуется не иначе как «матёра вдова Амелфа Тимофевна». Не знаю, у кого как, но у меня сразу заиграла в голове тема из «Крестного отца».
Подгон проходит успешно и тут начинается самое интересное. Матера вдова Амелфа Тимофевна отправляет за Васькой не абы кого, а «девушку-чернавушку». Которая попросту хватает в охапку богатыря, переколотившего треть Новгорода в одно лицо, утаскивает на двор и запирает в погребе. Девушка. Богатыря. Утащила домой, как куль с говном. Мой мозг завис, выдал синий экран смерти, ребутнулся и я полез в яндекс.
Но читаем дальше. Заперев Ваську в подвале девушка-чернавушка отправляется на Волхов по воду. Как говорится, богатыри богатырями, а работу по хозяйству никто не отменял, полы не мыты, куры не доены. Тем временем команда Васьки Буслаева, лишившись своего папки-тащера быстро осознает, что осталась лицом к лицу с толпой очень злых новгородских мужиков. Вечер стремительно перестает быть томным, а для многих и вовсе превращается в последний. Они в свою очередь бегут за помощью, но почему-то к той самой девке-чернавке. И она им почему-то помогает. Ну да, логикой повествования автор заморачивался еще меньше, чем сценаристы современных блокбастеров. Дальше просто цитата:
Бросала она ведро кленовое,
Брала коромысла кипарисова,
Коромыслом тем стала она помахивати
По тем мужиками новогородскиим,
Прибила уж много до смерти
Коромысла. Два. По одному в руку. Чорт возьми, кто-нибудь, отправьте этот сюжет в Марвел, Джону Ву, братьям Вачковски, Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!
И такой эпик-баттл тоже имел место
Делать нечего — новгородцы повторяют свой прошлый маневр с подгоном вдове.
Диалог выглядел примерно так. Ну почти.
— А уйми свое чадо милая, молода Василья со дружиною
Матера вдова Амельфа Тимофеевна (поглаживая полосатого кота, размером с небольшого теленка):
— Вы просите меня унять свое чадо, но вы просите без уважения.
Новгородцы понимают, что тут уже одними подарками не отделаешься и обещают вдове ни много ни мало, а процент со всей новгородской торговли. Вдова повторяет маневр с девкой-чернавкой, Ваську утаскивают на двор, всё кончается пиром и миром. Как новгородские морги еще неделю пахали в три смены остается как-то за кадром.
Во второй былине Васька Буслаев отправляется в Иерусалим замаливать грехи, прихватив всю свою гоп-компанию, а также пати-драккар с лаптой и срамными девками. В итоге помирает, сдуру навернувшись грудью об камешек. Действительно — жил грешно, помер смешно.
Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.
Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870 ) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.
Ответственный
Добрыня Никитич — легенда и человек
С картиной художника Виктора Васнецова «Богатыри» (да, именно так, а не «Три богатыря») так или иначе знакомы все. На ней изображены три былинных богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. За каждым из богатырей стоит сформированный веками литературный тип героя. Илья Муромец — это воплощение могучей, почти стихийной силы, народный идеал героя-воина, героя-защитника. Алеша Попович — почти полная его противоположность. Он опирается не на силу, а на хитрость, эдакий Локи на минималках. Он лукав, увертлив, хвастлив, его проказы и шутки часто коварны и ведут к недобрым последствиям. Это классический герой-плут, так называемый «трикстер». А вот образ Добрыни Никитича собрал понемногу от двух этих крайностей и добавил в них нечто свое, уникальное.
Богатырь Добрыня Никитич в былинах состоит на службе у князя Владимира Красно Солнышко и часто отправляется выполнять различные его поручения, в том числе дипломатического характера. Помимо огромной физической силы Добрыня Никитич отличается природным «вежеством» (ученость, образованность). Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения. В некоторых былинах он прямо называется дальним родичем князя. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Добрыня Никитич является главным героем шести былин. В них он сражается с многочисленными врагами, побеждает Змея, спасает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и добывает для князя невесту.
У каждого из богатырей есть реальный исторический прототип. У Алеши Поповича это ростовский боярин, отборный воин князя Всеволода Большое Гнездо. Он прошел долгий и славный ратный путь и погиб в битве при Калке в 1223 году. Илью Муромца чаще всего отожествляют с муромский воином и силачом Илейкой по прозвищу «Чоботок», который в конце жизни принял монашеский сан и позже был канонизирован, как преподобный Илия Печерский. А прообразом богатыря Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, родной дядя князя Владимира.
«Скромный» памятник святому братоубийце, насильнику и многоженцу. Не, канонизировать правителей — это дохлый номер…
Незаконная любовная связь вызвала гнев Ольги, и Малуша была сослана в село Будутина под Псковом, где она вероятно вскоре и скончалась. Ребенком Владимир воспитывался в Киеве под присмотром самой княгини Ольги и своего дяди, воеводы Добрыни. По законам того времени незаконнорожденный сын мог наследовать отцу, однако у Святослава уже было два старших сына, Ярополк и Олег. В таких условиях «байстрюку» не приходилось рассчитывать на многое. Но именно тут в судьбу малолетнего Владимира вмешался его дядя. В 970 году, стремясь предотвратить междоусобицу, Святослав решил разделить свои земли между старшими сыновьями. Добрыня подговорил послов из Новгорода, чтобы они выпросили себе на княжение младшего сына, Владимира. Новоиспеченному князю новгородскому было около 10 лет и нетрудно догадаться, в чьи руках оказалась реальная власть.
Спустя два года Святослав умирает и вскоре между Ярополком и Олегом разгорается борьба за киевский престол. После битвы под Овручем погибает Олег. Согласно летописи он вместе с остатками войска пытался укрыться в городе, но в панике свалился с моста в ров, а уж как там было на деле… Во всяком случае, Владимир не стал строить иллюзий по поводу своей судьбы и с ближайшим окружением скрылся из Новгорода в варяжские земли. Но в 978 году он возвращается с сильным наемным войском, изгоняет из Новгорода посадника Ярополка и выступает на Киев. Собственно этот эпизод объясняет, почему недавний фильм про Владимира называется «Викинг», вот только сценаристами он был радостно профукан. Как и много чего еще. Владимиру 18 лет, в те времена это уже возраст не мальчика, но мужа. И все-таки за его действиями видна рука гораздо более опытного воина и дипломата. Одним из главных союзников Ярополка был Полоцк. Сначала Владимир использует дипломатический подход — засылает послов с предложением взять в жены Рогнеду, дочь владетеля Полоцка Рогвольда. Классический союз через родство. Вероятно именно этот эпизод позже станет основой былинного сюжета про то, как Добрыня Никитич сватает князю невесту.
Владимир и Рогнеда, картина 1770 года. Ось так и було, ага.
После того, как в 980 году Владимир стал единоличным правителем, он поставил Добрыню посадником в Новгороде. Впрочем, тот продолжал принимать деятельное участие в делах государства. В 985 году он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию, где проявил себя не только как воин, но и как дипломат.
Под покровом темноты через Волхов переправился небольшой отряд отборных воинов под командованием воеводы Путяты. Не поднимая шума, они направились прямо к усадьбе Угоняя и легко захватили его. Бунтовщики как раз проводили совет и все лидеры восстания оказались в руках Путяты. Их переправили обратно через Волхов в лагерь Добрыни, а сам Путята укрепился в доме Угоняя. Восстание разом осталось без предводителей, освободить которых не представлялось возможным. Такой «спецоперации» позавидовали бы многие современные армии. Новгородцы огромной толпой подошли в усадьбе «обступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла». На стороне воинов Путяты были опыт и выучка, на стороне новгородцев — более чем десятикратное численное превосходство. В темноте, в ограниченном пространстве завязалась яростная резня. Воспользовавшись суматохой, через Волхов начала переправляться остальная армия Добрыни. Он приказал поджечь город, самому ему здесь терять было уже нечего. Оказавшись перед выбором — сражаться или тушить родные дома — новгородцы запросили мира. Добрыня принял предложение новгородцев, приказал прекратить поджигать дома и позволил жителям тушить подожжённые.
После было собрано вече, на котором обсудили условия мировой. Добрыни категорически потребовал от всех жителей Новгорода принять христианство. И всё равно многих новгородцев пришлось крестить насильно. «Идоша мнози (креститься), а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Века спустя новгородцам продолжали поминать это насильное крещение издевкой «А вас крестил Путята мечом, а Добрыня огнем». Для полного искоренения язычества были разрушены капища. С новгородским крещением связывают также обычай носить нательные кресты. Некоторые язычники стали выдавать себя за уже крещённых и проверить это было невозможно. Добрыня для отличия велел выдавать крестившимся крестики, которые обязаны были носить все православные христиане. Тем же, у кого крестика не оказывалось, «не верити и крестити».
Воевода Свенельд из фильма «Викинг». Вобрал в себя все черты Добрыни, а вот имя поменяли, видать чтобы в зрителе квас не бурлил. Ну и эльфийский КДВ, по традиции.