какие дни бывают в лагере
Какие дни бывают в лагере
Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
Утром: Посвящение в индейцы — игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
“Однако, — говорит вожатый, — война — не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён — творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.
Вот такой план — где-то примерный, где-то избыточный — додумывайте на свой вкус.
Тематический день в лагере
День или дни в детском лагере в стиле африканского сафари – это для тех, кто любит приключения. Для всех детей приобретите специальные панамы. Расскажите участникам о представителях животного мира Африки, включите в рассказ интересные научные факты о каждом из них. Дети могут сделать тематические поделки из поролона, искусственного меха, проволоки и игрушечных глаз. Организуйте игру по поиску различных предметов, а в качестве призов вручите миниатюрные игрушки в форме африканских животных. Установите палатки, где на лице любого ребенка по желанию нарисуют маску льва, тигра, слона или зебры. Игры на подражание можно модифицировать таким образом, чтобы они соответствовали тематике мероприятия. Например, дети могут имитировать походку или поведение определенного животного
«Эпоха рыцарских подвигов»
Проведите в летнем лагере волшебный день, посвященный рыцарской эпохе. Поставьте несколько столов, на которых дети могли бысделать волшебные палочки и чародейские шляпы. Приобретите для этого все необходимые принадлежности: бумагу, клей, наклейки, поделочный пенопласт, краски и большие неоновые трубочки. Устройте турнир для Рыцарей Круглого Стола, а после – праздничный бал. Покажите детям фольклорные танцы той исторической эпохи.
Тематическое планирование для летнего оздоровительного лагеря (для детей 6–10 лет)
Оксана Рабец
Тематическое планирование для летнего оздоровительного лагеря (для детей 6–10 лет)
Пн • Беседа «Как вести себя в отряде»
• Открытие лагерной смены «Лето на пользу»
Организационные мероприятия по приему детей,распределению по отрядам и размещению:
• Инструктаж по технике безопасности;
– организация самоуправления в отряде;
– оформление отрядных уголков
• Совместный выпуск газеты «Как мы знакомились с лагерем»
Вт •Минутка здоровья: «Как песок может стать опасным»
• Акция-конкурс «Фотокроссинг». (чем мы можем рисовать)
• Конкурс рисунка «Дети рисуют ЛЕТО»
•Игра: учимся рисовать «Помоги кисточка добраться до подарков».
•Нарисуй и поиграй: Настольная игра «Шашки».
Игры на свежем воздухе
• Минутка здоровья «Как вести себя в жару на участке»
• «Безопасное колесо» познавательный турнир;
• Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак;
• Акция «Каникулы без дыма»
Настольная игра «Ориентиры безопасности»
• Подвижные игры на свежем воздухе;
«ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ» ЛАГЕРЯ
Чт • Минутка здоровья «Мы любим праздники»
• Праздник открытия лагеря «Здравствуй, лагерь!»
• Игровая программа «Веселимся вместе»
• Подвижные игры на свежем воздухе
«Насекомые – польза и вред»
• Викторина «Зеленые страницы», посвященная «Дню охраны окружающей среды»
• Конкурс поделок из природного материала
• Оформление плаката «Полезные растения»
• Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»
• Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;
— в прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты;
— составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);
• Подвижные игры на свежем воздухе;
Вт • Минутка здоровья «Правильное питание»
• Познавательный турнир «Умники и умницы»;
• Игра «В стране интеллектуалов»;
• Круглый стол «Остров знаний»
• «Математическая шкатулка«.
• Настольная игра «Шашки».
• Подвижные игры на улице
• Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»,
«Одежда для сказочных героев
• Подвижные игры на свежем воздухе;
• Викторина «Что за прелесть эти сказки»
•Беседа: «Правила поведения в библиотеке».
• Экскурсия в библиотеку.
•Конкурс рисунков: «По сказкам Пушкина»
«Кошка и собака- наши соседи»
• Развлекательная игра «Крокодил»
• Выпуск газеты «Крокодильчик»
• Подвижные игры на прогулке
«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»,
• Игра-путешествие «Путешествие на остров Здоровья»
• Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»,
• «Дискуссия «Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет»!»
• Игры на свежем воздухе. Мини-футбол.
Пн • Минутка здоровья
• Познавательный досуг «Родная Зямля»
• Конкурс «Бабушкины поговорки»
• Наше наследие. Презентация «Замки Беларуси».
• Конкурс на лучшего чтеца произведений Я. Купалы и Я. Коласа.
• Конкурс рисунков «Живу в Беларуси и тем горжусь»
• Игры на свежем воздухе «Колесо белорусских игр»
Вт • Минутка здоровья «Закаливание»
• Мастер – класс «Умелые руки не знают скуки»;
• Мастер-класс по оригами.
• Конструкторская мастерская по сборке летучих змеев.
• Конкурс на лучшего летучего змея.
• Запуск летучих змеев.
• Подвижные игры на свежем воздухе
Ср • Минутка здоровья «Трудовая деятельность»
• «Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;
• Конкурс «Лучшая песня о дружбе»
• «Знатоки дорожной азбуки» Профилактическая беседа о правилах поведения на улице.
• «Писатели и поэты о дружбе» (детская библиотека)
Чт • Минутка здоровья «Мы любим праздники»
• Работа киноклуба «Малахитовая шкатулка»
• Учимся рисовать «Помоги кисточка добраться до подарков».
• Изготовление подарков именинникам
Пт • Минутка здоровья
«Как снять усталость с ног»
• Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»;
• Конкурс «Наша реклама»
• Выпуск газеты «Мистер и Мисс – лето 2015»
Пн • Минутка здоровья «Идём на экскурсию»
• Торжественная линейка День памяти.
• Беседа «Поклонимся великим тем годам…»
• Конкурс рисунков «О мире… о войне».
• Возложение цветов к памятнику погибшим солдатам.
• Литературные чтения «Мои сверстники – герои войны»
• Работа киноклуба «Подвигу народа – жить в веках»
• Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию»
• Спортландия «Спорт любить – сильным и здоровым быть»;
• Подвижные игры на свежем воздухе;
• Конкурс «Спортивная пантомима»— изобразить:
— гребцов на байдарке с рулевым;
— мастеров синхронного плавания;
• Минутка здоровья «Мы против наркотиков»
• Конкурсная программа «Пропавший день рождения»
• Общелагерная игра «Взятие городков»
•Конкурс рисунков: «Мой лучший день в лагере»
• оформление газеты отзывов о лагере “Гномик”, защита газеты.
• «Сюрприз – PARTY» шоу программа к закрытию оздоровительного сезона;
• «Наши таланты» Конкурс художественной самодеятельности.
• “Оранжевая дискотека” с веселыми конкурсами
• Торжественная линейка закрытия летнего лагеря.
«Золушки Страны чудес». Конкурсная программа для летнего лагеря Цель: развивать у детей фантазию и творческие способности, публично выступать перед аудиторией. Задачи: • Заинтересовать детей участием.
Фотоотчет о работе летнего оздоровительного лагеря «Мастер» при ДШИ им. А. И. Плотнова Хочу вам представить фотоотчет о работе летнего оздоровительного лагеря «Мастер» в 2015 году. Лагерь находился на территории детской школы.
«Слава Отечеству». Мероприятие в рамках летнего оздоровительного лагеря «Радуга» Разработчик: Д. В. Перемитина, методист по ДО «Слава Отечеству» С поступлением ребенка в новый коллектив начинается активное приобретение.
Перспективно-тематическое планирование «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Перспективно – тематическое планирование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Подготовительная к школе группа № СОДЕРЖАНИЕ.
Примерное тематическое планирование по обучению детей ПДД в средней группе Тематическое планирование по обучению детей правилам дорожного движения в средней группе. Сентябрь. 1. Д/у «Город и улица». Цель: дать понятие.
Проект летнего оздоровительного периода «Постигая мир» Цель проекта:Создание благоприятных условий для познавательного, интересного, гармоничного (интеллектуального и физического) развития.
Рабочая программа школьного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Городок Здоровья» Рабочая программа школьного летнего лагеря МБОУ НОШ № 17 г. Пятигорска с дневным пребыванием детей «Городок Здоровья» туристско-краеведческого.
Сценарий летнего оздоровительного турпохода «Родными просторами» (на территории детского сада) В. Ребята, вы все сегодня с рюкзачками, в которых лежит запас еды, правильно одеты и готовы пуститься в путь. А путь, я думаю, нам предстоит.
Создание безбарьерной среды реабилитационным центром «Доброта» для отдыха детей-инвалидов на базе оздоровительного лагеря ГБУ КО «Калужский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доброта» был создан в 1995 году. В Центре.
Тематическое планирование игр и упражнений для сенсорного развития детей 2–3 лет Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным.
Примеры тематических дней
Содержание
Зимние олимпийские игры
Именно летом можно очень весело и интересно провести зимние олимпийские игры. И вот как…
Открытие зимних олимпийских игр
После завтрака весь лагерь собирается на линейке для проведения церемонии открытия зимних олимпийских игр. Каждый отряд представляет какую-то страну (страны между отрядами распределяются заранее). В костюмах представителей стран-участниц олимпийских игр присутствуют элементы национальной одежды. Перед колоннами участников выносят таблички с названиями стран и государственные флаги.
На церемонии открытия произносится торжественная речь, зажигается олимпийский огонь, представители отряда, ответственного за проведение мероприятия, показывают небольшое выступление. После завершения церемонии открытия начинаются соревнования. Весь лагерь перемещается на стадион для участия в чемпионате по хоккею.
Хоккей. Чемпионат по хоккею может проводиться, например, на баскетбольной площадке. По периметру площадки устанавливаются скамейки, на которых можно развесить различные рекламные плакаты, чтобы все было как по настоящему.
Одновременно на поле играют по шесть игроков в каждой команде (пятерка полевых игроков и вратарь). Вместо клюшек можно использовать швабры (если не жалко — многие после игры придется чинить). Вместо шайбы — арабский мячик. Все остальное, как в настоящем хоккее.
Вратарь тоже как настоящий
Время игры можно изменять в зависимости от возраста детей. Примечательно, что возраст игроков сильно не влияет на исход игры и вполне может случиться, что пятый отряд выиграет у первого. Так что шайбу, шайбу, шайбу.
Основной этап соревнований
После полдника и до ужина проводится основной этап соревнований. Этот этап представляет собой игру по станциям для всего лагеря. Каждая станция соответствует одному виду спорта. Ниже перечислены некоторые станции с их кратким описанием.
Бобслей. Бобслей проводится в песочнице. В качестве бобов можно взять большие алюминиевые тазы. В одном заезде в команде по бобслею принимают участие два человека. Первый игрок садится в боб, а второй должен оттолкать его определенное количество кругов (или определенное расстояние по прямой) за минимальное время. Для маленьких игроков количество толкающих может быть увеличено. Горнолыжный спорт. Если в Вашем лагере есть холмик. То считайте, что Вам повезло. Разметьте кривую трассу на спуске с холма прутиками с флажками. Прутики не должны быть слишком длинными, чтобы дети не повредили глаза. В спуске с горы принимает участие весь отряд по очереди. Задача как можно быстрее сбежать по размеченной трассе с холма.
Лыжные гонки. Команд лыжников состоит из нескольких человек (в зависимости от длины лыж). В качестве лыж используются две гладкие доски, к которым игроки, стоящие в колонну, привязываются за ноги (ноги фиксируются не жестко, чтобы их не повредить). Задача команды синхронно пройти заданное расстояние по прямой за минимальное время. В одном забеге могут принимать участие сразу же несколько команд.
Шорт трек. Участникам шорт трека выдаются сапоги на несколько размеров больше размера ноги участника. Задача пробежать в них определенную дистанцию за минимальное время.
Фигурное катание. Вечером после ужина на «катке», где с утра проходило ледовое сражение в хоккей, можно провести соревнования по фигурному катанию. От каждого отряда выставляется одна или две пары фигуристов.
Под красивую музыку в красивых костюмах дети показывают пародию на выступление фигуристов. По сути, такой пародией является парный танец с элементами, присущими выступлениям фигуристов на льду. Оценки парам можно даже не ставить. А просто устроить показательные выступления.
Участие или наблюдение за фигурным катанием — довольно спокойное и приятное занятие, идеально подходящее для того, чтобы закончить им такой яркий и насыщенный спортивный день.
Перед отбоем можно собрать весь лагерь на линейке для проведения церемонии закрытия зимних олимпийских игр и награждения участников и победителей.
Ночь Ивана Купалы
Праздник Ночь Ивана Купалы проходит с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). В эту ночь все веселятся, прыгают через костер, купаются, гадают, плетут венки и поют песни.
Древние славяне праздновали этот праздник в честь языческого бога плодородия — Купало. Его описывали как прекрасного молодого мужчину в венке из желтых цветов — купальниц.
По легенде, в эту ночь появляется всякая нечистая сила: лешие, водяные, русалки, бабы-яги и колдуны. Деревья в лесу переходят с места на место и шумом своих ветвей разговаривают друг с другом.
Но самое главное, что в ночь Ивана Купалы расцветает папоротник. Его цветок огненного цвета, столь ярок, что на него невозможно смотреть. Во время цветения папоротника слышны голоса духов, не желающих допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства. Большая удача найти расцветший папоротник. Кто сделает это, тот сможет всем повелевать, узнает, где закопаны сокровища, и начнет понимать голоса зверей и птиц.
В детском лагере этот праздник можно справлять вечером. С детьми можно собирать цветы, плести из них венки и потом бросать венки в воду. Хорошо также поиграть в старые русские игры, провести конкурсы, устроить шуточное гадание и, конечно, найти цветок папоротника. Неожиданно к детям может явиться нечистая сила и тоже вместе с ними поиграть.
Произвольное
Итак, наиболее яркие дни в лагере те, когда все посвящено одному событию. Например:
«День лагеря»
Цель: создание условий для полноценного отдыха детей.
Линейка: флаг лагеря, фонограмма гимна, маршрутные листы, воздушные шары, материал для костра.
Станции: карта с местами работы отряда, кроссворды по истории отряда, отрядные альбомы, флаг и символ лагеря, аудиокассета, карточки с педагогическими ситуациями, рисунки, сценические костюмы, грим, ткань, краски.
Линейка: после завтрака все отряды, включая отряд вожатых, собираются на линейку. Командиры отрядов сдают рапорт руководителю программы лагеря, от отряда вожатых рапорт сдаёт старший вожатый. На линейке говорится о цели сбора: с начала сезона вожатый каждого отряда говорит детям о том, что созвездие орла появляется на небосклоне только в летнее время. День появления – единственный день в году, когда все дети могут стать вожатыми. Для этого детям нужно собрать созвездие (звёзды для созвездия выдаются после удачного прохождения каждой станции), показать «вожатские» номера спеть песню и пройти обряд посвящения.
Проводится торжественное поднятие флага под фонограмму гимна лагеря. Отрядам выдаются маршрутные листы с указанием местонахождения звёзд. После окончания линейки отряды расходятся по станциям.
Станции: (проводятся вожатыми, количество станций равно количеству звёзд в созвездии Орла)
1. История (на станцию прибегает один отряд).
Рассказывается история лагеря. Дети знакомятся с обычаями и традициями лагеря, затем детям предлагаются кроссворды по прослушанному материалу.
На данной станции весь отряд выстраивается в шахматном порядке, и под фонограмму учатся танцевать традиционный лагеря танец.
3. Педагогические ситуации.
На станции дети выступают в роли вожатых, им даётся возможность самостоятельно найти выход из сложной ситуации.
Возможные варианты проведения:
Отряду предлагаются костюмы, парики, грим для создания образов каких-нибудь персонажей (определяет вожатый проводящий станцию). Оценивается схожесть с персонажами, энтузиазм детей и творческой представление.
Проводится в специально оформленном под музей помещении. Экспонаты: бойцовка, флаг, символ вожатского отряда или лагеря, отрядные альбомы и интересные вещи, принадлежащие вожатым.
На станции с детьми разучивается песня лагеря, которая будет исполняться в «орлятском кругу» на вечернем костре.
Проводится у флагштока. Детям выдаются ткань, краски и предлагается нарисовать флаг с тематикой «лагерь и наш отряд». Нарисованный флаг поднимается на флагшток под флагом лагеря. Оценивается оригинальность идеи, выраженной в рисунке, эстетичность выполнения.
Детям показываются рисунки, с помощью которых они должны вспомнить кричалки. Затем отряду предлагается набор слов, используя которые нужно сочинить кричалки про вожатых и лагерь.
9. Созвездие лагеря.
На заранее размеченные территории каждый отряд выкладывает из шишек одну звезду созвездия Орла. После прохождения станций каждый отряд фотографируется на фоне созвездия. Созвездие лежит до конца сезона, охраняется специальным караулом из детей дежурного отряда.
Творческое мероприятие «Под светом звезды»
Мероприятие проводится после полдника. Каждый отряд заранее подготавливает один номер и разучивает одну песню, все номера показываются со сцены. Также свои номера показывают вожатые.
Посвящение в «дети лагеря»
Проводится после ужина, каждый отряд собирается на линейку, сдают рапорта. Руководитель программы лагеря поздравляет всех с удачным прохождением испытаний и посвящением. В небо поднимается созвездие Орла из воздушных шариков. Во время линейки физруки подготавливают костер.
После линейки все отряды образовывают «орлятский круг» вокруг костра. Поются отрядные песни (обязательно гимн лагеря.) В заключение поется прощальная песня и проводится ритуал прощания с волной дружбы.
На следующий день проводится конкурс рисунков на асфальте на тему «Я и лагерь».
Тематические смены и дни
Тема дня или смены
Тематические дни
Тематическим («Темовым») днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?
Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.
Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.
Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.
Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.
Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.
Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.
Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.
При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.
Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.
Как создать тематический день
Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.
Тема дня — всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)
Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)
Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:
Вот такой план — где-то примерный, где-то избыточный — додумывайте на свой вкус.
Ещё пара примеров специальных тематических дней:
Разработка тематического дня
Тематический день — это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.
Тематические дни бывают:
Требования к тематическим дням:
При разработке тематического дня необходимо:
Логика тематического дня
Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:
Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:
Планирование тематического дня:
Что и как оформлять:
Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.
Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.
1) Отрядные тематические дни
Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.
2) дружинные тематические дни
Критерии экспертной оценки тематического дня:
Тематические смены
В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).
Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.
На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.
В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.
Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.
Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы — экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.
Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.
Далее по ходу смены мы постепенно приближаемся к цели (каждый день находится новые кусок карты, и т. п.).
В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. — словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!
Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).
После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:
Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.
На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия
Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.
Далее полная свобода фантазии. Но ни одна смена, пожалуй, не обойдётся без творческого конкурса с выступлениями отрядов на сцене (a la «Максидром», «Золото Канн»,…), пары ролевушек разного типа.
Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.
В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.
Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…
Принцип тематической смены
Все написанное дальше исходит из следующих предпосылок:
Идея построения тематического дня
Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.
Под словом «эстафета» понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.
Под «КВН» понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в «уголке», поэтому к концу смены набирается полный «уголок» с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются ). В другой день состав команд меняется.
Идеи тематических смен: