какие действия предпринимали власти сша против правительства чили
В США вышла книга об участии ЦРУ в чилийском перевороте 1973 года
В США выпущен сборник рассекреченных документов, которые рассказывают о действиях ЦРУ по организации переворота в Чили 11 сентября 1973 года, и о связях спецслужб с Аугусто Пиночетом, передает британская газета Guardian.
Документы свидетельствуют, что ответственность за заговор против президента-социалиста Сальвадора Альенде, а также переворот в Чили лежит целиком на администрации Никсона-Киссенджера.
Среди действий, предпринятых США, были организация и финансовая поддержка оппозиционных организаций, участвовавших в перевороте, организация убийств деятелей, мешавших Пиночету, психологическая подготовка населения к смене власти.
США задерживали кредиты, выделенные World Bank и InterAmerican Bank, они провоцировали забастовки фермеров и транспортиков по всей стране. И, наконец, ЦРУ приступило к целой серии диверсий и терактов, целью которых было дестабилизировать обстановку в стране, заставить ее жителей поверить в необходимость введения жесткого военного режима.
Даже после того, как большинство стран осудили режим Пиночета и разорвали с ним дипломатические отношения, Америка активно пыталась интегрировать страну в мировую экономику. С 11 сентября 1973 года Пиночет управлял страной в течение 17 лет.
Стоит отметить, что в ноябре 2000 года в США была рассекречена значительная часть документов о связях с хунтой Пиночета. Тогда же Америка официально признала факт своего участия в путче.
«Действия, санкционированные правительством США в указанный период, усугубили политическую поляризацию и повлияли на давнюю традицию демократических выборов в Чили и уважение к конституционному порядку и главенству закона», говорилось в официальном сообщении пресс-службы американского президента.
История военного переворота в Чили 11 сентября 1973 года
11 сентября 1973 года в Чили был осуществлен военный переворот, в результате которого было свергнуто правительство «Народного единства».
За три года до этого события, 4 сентября 1970 года, в Чили состоялись президентские выборы, на которых победу одержал кандидат левого блока «Народное единство» социалист Сальвадор Альенде.
Новый лидер поставил перед собой задачу сделать Чили социалистической страной. Для этого была проведена национализация частных банков, медных разработок и некоторых промышленных предприятий. Были установлены дипломатические отношения с Кубой, Китаем и другими коммунистическими странами.
К сентябрю 1973 года в госсекторе и под контролем государства находилось свыше 500 предприятий, которые давали около 50% валовой продукции промышленности; государству принадлежали 85% железнодорожной сети. Было экспроприировано 3,5 тысяч земельных владений общей площадью в 5,4 млн. га, которые была распределены среди безземельных и малоземельных крестьян. Под контролем государства находилось около 70% внешнеторговых операций.
Гражданская оппозиция резко критиковала администрацию за намерение перейти на рельсы плановой экономики. В стране нарастала волна терроризма и вооруженных конфликтов между левыми и правыми группировками. Вслед за неудачной попыткой военного переворота в июне 1973 года прошла серия забастовок под антиправительственными лозунгами.
11 сентября 1973 года вооруженные силы, возглавляемые недавно назначенным Альенде новым главнокомандующим Аугусто Пиночетом, совершили военный переворот.
Переворот начался ранним утром 11 сентября, когда корабли ВМФ Чили, участвовавшие в совместных с ВМФ США манёврах «Унидес», проходивших у берегов Чили, обстреляли порт и город Вальпараисо. Высадившийся десант захватил город, штаб-квартиры партий, входящих в блок «Народное единство», радиостанции, телецентр и ряд стратегических объектов.
Радиостанции передали заявление мятежников о перевороте и создании военной хунты в составе командующего сухопутными силами генерала Аугусто Пиночета, командующего ВМФ адмирала Хосе Мерино, командующего ВВС генерала Густаво Ли и исполняющего обязанности директора корпуса карабинеров генерала Сесара Мендосы.
В результате переворота 1973 года к власти пришла военная хунта. В соответствии с указом хунты от 17 декабря 1974 года генерал Аугусто Пиночет Угарте стал президентом республики. Он осуществлял исполнительную власть, а хунта в целом — законодательную.
Были запрещены все левые политические партии, профсоюзы, объявлены вне закона забастовки. В 1975 году был принят закон, позволяющий закрывать газеты и радиостанции, сообщения которых могут быть расценены как «антипатриотические». Выборные местные советы и органы местного самоуправления были упразднены и заменены чиновниками, назначенными хунтой. Университеты подверглись чистке и были отданы под надзор военным.
По официальным данным, за годы правления Пиночета в Чили с 1973 по 1990 год были убиты по политическим мотивам почти 3,2 тысячи человек, почти 1,2 тысячи пропали без вести, а пыткам подверглись около 28 тысяч человек.
В 1991 году, через год после конца диктатуры, в Чили была создана специальная комиссия Реттига, которая собирала сведения о погибших или пропавших без вести за время военного правления. Она сообщила о 3197 погибших и пропавших без вести во время диктатуры.
Десятки тысяч чилийцев прошли через тюрьмы, около миллиона оказались в эмиграции. Одним из наиболее известных и неопровержимых примеров жестокости путчистов стало убийство певца и композитора, приверженца коммунистических взглядов Виктора Хары в 1973 году. Как установило следствие, в течение четырех дней Хару избивали, пытали и, в конце концов, расстреляли на стадионе «Чили» (с 2003 года стадион носит имя Виктора Хары), выпустив в него 34 пули.
Вмешательство Соединенных Штатов в чилийскую политику началось во время войны за независимость Чили (1812–1826). Влияние Соединенных Штатов Америки как на экономическую, так и на политическую арену Чили с тех пор постепенно увеличивалось за последние два столетия и продолжает оставаться значительным.
СОДЕРЖАНИЕ
Чилийская независимость
Прибытие Джоэла Робертса Пуансетта в 1811 году ознаменовало начало участия США в чилийской политике. Он был отправлен президентом Джеймсом Мэдисоном в 1809 году в качестве специального агента в южноамериканские испанские колонии (должность, которую он занимал с 1810 по 1814 год), чтобы исследовать перспективы революционеров в их борьбе за независимость от Испании.
Война на Тихом океане
Мирные переговоры не увенчались успехом, когда согласно условиям Чили требовалось вернуть завоеванные земли. Чилийцы подозревали, что новая инициатива США имеет проперуанский уклон. В результате отношения между Чили и США резко ухудшились.
Вместо этого Чили попросила США сохранить нейтралитет. Тихоокеанская эскадра Соединенных Штатов насчитывала всего несколько деревянных судов, а у Чили было два новых бронированных боевых корабля. США знали, что они не могут сравниться с чилийской военно-морской мощью, и отступили.
Страх войны 1891 года
Во время чилийской гражданской войны 1891 года США поддержали президента Хосе Мануэля Бальмаседу как способ усилить свое влияние в Чили, в то время как Великобритания поддержала силы Конгресса. После поражения при Бальмаседе США были полны решимости утвердить свое влияние во внутренних делах Чили (в то время преобладавшего победившим Конгрессом) любыми средствами, включая войну, оттесняя британские интересы в регионе.
Инцидент Итата
Балтиморский кризис
Первая половина 20 века
Участие Соединенных Штатов в чилийских делах усилилось в первые десятилетия 20-го века. После Первой мировой войны Соединенные Штаты заменили Великобританию в качестве ведущей сверхдержавы, контролирующей большую часть ресурсов Чили, поскольку большая часть экономической деятельности в стране находилась в руках США. Такое изменение помешало Чили получить прибыль в результате войны и обрести финансовую независимость. Зависимость от Соединенных Штатов формально началась в начале 1920-х годов, когда две крупные американские компании Anaconda и Kennecott взяли под свой контроль ценные ресурсы. Вплоть до 1970-х годов «обе отрасли контролировали от 7% до 20% валового внутреннего продукта страны».
Завершение Второй мировой войны принесло больше того же, поскольку Чили не могла даже использовать «избыток меди, которую они производили, поскольку почти вся медь продавалась через дочерние компании медных компаний Соединенных Штатов, основанные в Чили, для которых союзное правительство установило максимальную цену. на медные изделия в ходе войны ».
Поскольку рабочий класс требовал повышения уровня жизни, повышения заработной платы и улучшения условий труда, идея о том, что левое правительство может быть решением для людей, начала формироваться.
1950-е и 1960-е годы
Выборы 1970 года
Через четыре дня после заседания Комитета 40 8 сентября 1970 года в телеграмме между Ричардом Хелмсом и Генри Киссинджером говорилось о недостатке морального духа в посольстве США в Чили, по словам американского посла в Чили Эдварда Корри. Киссинджер заявил в ответ, что созовет еще одно заседание 40 комитета в следующий понедельник. Киссинджер далее отметил: «Мы не дадим Чили пойти насмарку».
Президентство Альенде
Трек I
Трек II
ЦРУ также составило второй план, Трек II. Агентство найдет офицеров, готовых поддержать переворот, и поддержит их. Затем они могли назначить новые выборы, на которых Альенде мог потерпеть поражение.
25 ноября 1970 года Генри Киссинджер издал меморандум, в котором подробно описывалась Программа тайных действий, которую США возглавят в Чили. В меморандуме Киссинджер заявил, что существует пять принципов программы. США продолжат поддерживать контакты в чилийских вооруженных силах, предпримут шаги по разделению сторонников Альенде, будут сотрудничать со средствами массовой информации для проведения пропагандистских кампаний против Альенде, поддерживать некоммунистические политические партии в Чили и публиковать материалы, в которых говорилось, что Альенде не придерживался к демократическому процессу, а также хотел наладить связи с Кубой и Советским Союзом.
После смерти Шнайдера ЦРУ изъяло пистолеты-пулеметы и деньги, которые оно предоставило. И Валенсуэла, и Вио были арестованы и признаны виновными в заговоре после убийства Шнайдера. Один из участников заговора, который избежал ареста, обратился за помощью к ЦРУ, и ему заплатили 35 000 долларов, так что «ЦРУ фактически заплатило« скрытые »деньги тем, кто непосредственно несет ответственность за убийство Шнайдера, а затем скрыло этот секретный платеж. в течение тридцати лет «.
10 сентября 2001 года семья Шнайдера подала иск, обвинив бывшего государственного секретаря США Генри Киссинджера в организации убийства Шнайдера в 1970 году, поскольку он выступал бы против военного переворота. Документы ЦРУ указывают на то, что, хотя ЦРУ и разыскивало его похищение, его убийство не было преднамеренным. Киссинджер сказал, что объявил переворот «безнадежным» и «отключил его». Однако ЦРУ заявило, что такого приказа о «отступлении» получено не было.
Переворот 1973 года
Согласно документу ЦРУ «Деятельность ЦРУ в Чили» от 18 сентября 2000 г., местное отделение ЦРУ в конце лета 1973 г. предложило США взять на себя обязательство поддержать военный переворот. В ответ штаб ЦРУ подтвердил станции, что «не должно быть никакого участия военных в каких-либо инициативах тайных действий; нет поддержки для подстрекательства к военному перевороту».
Что касается вопроса об участии ЦРУ в перевороте 1973 года, то в документе ЦРУ также четко говорится:
В течение 1972 и 1973 годов разведывательная сеть продолжала сообщать о заговоре с целью государственного переворота. В течение 1972 года Станция продолжала наблюдать за группой, которая могла бы совершить успешный переворот, и потратила значительно больше времени и усилий на проникновение в эту группу, чем на предыдущие группы. Эта группа впервые привлекла внимание Станции в октябре 1971 года. К январю 1972 года Станция успешно проникла в нее и через посредника установила контакт со своим лидером.
В отчете Церкви также рассматривается утверждение о причастности правительства США к перевороту 1973 года:
Были ли Соединенные Штаты НЕПОСРЕДСТВЕННО, тайно вовлечены в переворот 1973 года в Чили? Комитет не нашел никаких доказательств того, что это было так.
Стенограммы телефонного разговора между Киссинджером и Никсоном показывают, что они не участвовали в окончательном перевороте. Они действительно считают, что создали условия, которые привели к перевороту. Киссинджер говорит, что «они создали максимально хорошие условия». Никсон и Киссинджер также обсудили, как они будут разыгрывать это событие со средствами массовой информации, и сокрушались по поводу того, что, если бы это была эпоха Эйзенхауэра, они бы считались героями. Был PDB, в котором был раздел о Чили от 11 сентября 1973 года, который до сих пор полностью подвергнут цензуре, как и целая страница о Чили, предоставленная Никсону 8 сентября 1973 года. Кроме того, телеграмма от оперативника ЦРУ Джека Девайна от 10 сентября 1973 года подтвердила высокопоставленным чиновникам США о том, что переворот состоится на следующий день. В сотрудничестве с переворотом в сводке Управления военной разведки, также датированной 8 сентября и классифицированной как «Совершенно секретно Умбра», содержится подробная информация о соглашении между чилийской армией, флотом и военно-воздушными силами выступить против Альенде 10 сентября. Поскольку ЦРУ отрицает свою причастность к перевороту, в другой телеграмме, отправленной агентством 8 сентября и засекреченной «секретно», содержалась информация о времени и дате чилийского флота для свержения правительства президента Альенде. В телеграмме также указаны ключевые чилийские официальные лица, которые поддерживали переворот. Телеграммы примерно того же времени и еще одна, в которой говорилось, что переворот был отложен, чтобы улучшить тактическую координацию, и что попытка переворота будет предпринята 11 сентября.
Консервативный ученый Марк Фалькофф утверждал, что Куба и Советский Союз предоставили несколько сотен тысяч долларов социалистическим и марксистским фракциям в правительстве. Питер Винн отметил, что «чилийская революция всегда шла своим мирным путем, несмотря на контрреволюционные заговоры и насилие». Более того, этот сильный упор на ненасилие был направлен именно на то, чтобы избежать революционного террора, подорвавшего репутацию французской, русской и кубинской революций.
Жизнь под санкциями США против Чили: как это было
«Воздух» продолжает изучать, какой след экономические санкции оставили в культурной жизни стран мира. На очереди — Чили: nueva canción, Виктор Хара, песня «Янки, берегитесь» и другие феномены времен режима Альенде и пиночетовской хунты.
Санкции и попытка переворота
История санкций в отношении Чили запутанна — как, собственно, были запутанными и отношения США и Чили. Уже 5 сентября 1970-го, через день после прошедших в Чили выборов, на которых Сальвадор Альенде одержал весьма скромную победу (набрав всего 36,6% голосов избирателей), Ричард Никсон созвал экстренное совещание, на котором резко выступил против режима Альенде — социалистического и просоветского — и даже повел разговор о возможности выделить оппозиционным силам Чили порядка 10 миллионов долларов для организации военного переворота (здесь можно почитать рассекреченные записи разговоров Никсона, касающихся ситуации в Чили). Тогда же впервые прозвучало предложение ввести против Чили экономические санкции.
Фотография: Corbis/All Over Press
Сначала Госдепартамент США попробовал решить вопрос путем интриг, когда ничего не вышло, в дело вступило ЦРУ. Первоначальным этапом задумки была нейтрализация главнокомандующего чилийской армией Рене Шнайдера, для чего к делу был привлечен влиятельный генерал Роберто Вио. 22 октября группа Вио попыталась похитить Шнайдера, однако тот внезапно оказал сопротивление — и был убит на месте. Убийство Шнайдера, популярной среди чилийцев фигуры, моментально повлекло за собой резкое народное недовольство происходящим внутри чилийской армии — и, соответственно, возросшее доверие к Альенде. Такого поворота в ЦРУ не ожидали и, обсудив все с Киссинджером и Никсоном, на время оставили планы по организации переворота.
Фрагмент речи Альенде, посвященной победе на выборах 1970 года. Главный ее посыл — экономическая независимость и стабильность Чили ценой совместной работы всех граждан страны
С приходом к власти Аугусто Пиночета в результате военного переворота в 1973 году США продолжали оказывать финансовую помощь Чили — только в 1975 году они выделили стране порядка 400 миллионов долларов. Республиканскому Белому дому противостоял в этом вопросе сенат, в котором большинство занимали демократы: в 1975 году сенатор Эдвард Кеннеди, основываясь на сообщениях о многочисленных нарушениях прав человека режимом Пиночета, впервые озвучил вопрос о прекращении экономической помощи Чили. Впоследствии вопрос о прекращении вообще всей экономической помощи трансформировался уже в вопрос о прекращении военной помощи — и в июле 1976 года сенат США принял «поправку Кеннеди-Харкина», запрещавшую военную помощь США в отношении Чили и ограничивавшую экономическую помощь Чили 27,5 миллиона долларов. По сути, это были единственные реальные санкции против Чили. Действие их продлилось недолго — уже в 1981 году Рональд Рейган, всегда ставивший своему окружению Пиночета в пример как «человека, который очистил от коммунистов отдельно взятую страну», их снял.
Чилийская «новая песня»
«Gracias a la Vida», самая известная песня Парры
Главным культурным феноменом эпохи обострения отношений США и Чили была la nueva canción Chilena — чилийская «новая песня». Феномен nueva canción в той или иной форме существовал во всех испаноговорящих странах Южной Америки в 1960-е и 1970-е, но именно в Чили он обрел совершенно особенную судьбу. Матерью-основательницей «новой песни» — формы авторской песни, написанной на вдохновленную народными мелодиями музыку и с обязательным социальным подтекстом, — была чилийка Виолета Парра. 35-летняя ресторанная певица, выступавшая под псевдонимом Виолета де Майо, Парра в 1952 году начала путешествие по Чили и Андам, собирая местные сказки, рецепты, традиции и, самое главное, песни, собрав только лишь последних около 2000 штук. Вместе с еще одной фольклористкой, Марго Лойолой, независимо от Парры собиравшей народные песни и стихи северного Чили, они выступили в той же роли для Южной Америки, в которой, скажем, когда-то для румынской и венгерской народной музыки выступили Бела Барток и Золтан Кодай, — своей работой Парра и Лойола помогли определить и обосновать разницу в различных южноамериканских народных музыкальных стилях, до них никак не классифицировавшихся. Лойола выступала с собранными песнями в различных театрах, но Парра пошла дальше: скрестив основные черты изученной ею музыки со спецификой различной городской чилийской песни, она начала писать собственные вещи — в основном на социальные или откровенно политические темы.
Песня 1961 года, прямым текстом призывающая к герилье — партизанской войне: «На горле страны — петля Люцифера, мы продали Родину, как булавку, я хотела бы, чтобы у меня родился сын с мечом в руке, я плачу, когда думаю о герилье»
Хотя Парра была фигурой для чилийской музыки шестидесятых крайне масштабной, ошибочно будет думать, что порожденная ей «новая песня» сразу стала всенародно любимой и важной. Напротив, еще в 1967-м, на момент самоубийства Парры, она была скорее увлечением немногочисленной левацки настроенной молодежи из крупных городов вроде Сантьяго или Вальпараисо. Главным жанром массовой песни в Чили оставались баллады — тягостные напевы под оркестры, а большая часть молодежи рубила гаражный рок (впоследствии выросший в весьма занятную сцену чилийского психодела и прог-рока).
Заглавная песня с альбома группы Quilapayún «X Vietnam» (1968), внезапно ставшего бестселлером: «Янки, янки, берегитесь, берегитесь. Черные орлы сломают когти о героический народ Вьетнама». В 1968 году эти песни уже знали все чилийцы
Значение «новой песни» заметно выросло только с возросшим политическим авторитетом Альенде, который, в свою очередь, не преминул этим воспользоваться: фактически главную песню его президентской кампании написал Виктор Хара, самый популярный в стране бард, а не уступавшая Харе по популярности группа Inti-Illimani и вовсе положила манифест Социалистической партии Чили (главой которой и был Альенде) на музыку, выпустив получившийся результат под видом альбома «Canto al programa». Короче, «новая песня» придерживалась откровенно коммунистических ценностей — и, как результат, антиимпериалистических и антиамериканских.
На альбоме «X Vietnam» есть даже довольно лихая кавер-версия советского «Гимна демократической молодежи» («Эту песню запевает молодежь»)
«El pueblo unido jamás será vencido»
Каноническая версия Inti-Illimani 1973 года.
Виктор Хара
Лучший альбом Виктора Хары «El derecho de vivir en paz» (1971)
Хару, помимо прочего, страшно бесил термин «песни протеста» — он считал его гадким американским изобретением, придуманным для оболванивания молодежи. «Американский империализм, — писал он, — понимает и ценит магию общения через музыку и продолжает кормить нашу молодежь коммерческой требухой. Что они делают? Коммерциализируют так называемую «протестную музыку», потом создают идолов этой протестной музыки, которые подчиняются тем же законам и страдают от тех же ограничений, что и обычные поп-идолы, — эти музыканты немного трепыхаются, а потом исчезают. Зато они прекрасно нейтрализуют в молодом слушателе дух бунтарства». Сам Хара предпочитал определение «революционная песня».
«Manifesto», одна из самых известных песен Хары
Помимо прочего, оставшийся в воспоминаниях современников как прекрасный педагог и являвшийся довольно значительным для страны театральным деятелем, Хара был самым большим талантом среди всего движения чилийской «новой песни», да и «новой песни» вообще — по крайней мере, видимую конкуренцию в этом отношении ему может составить только великий кубинский бард Сильвио Родригес (если того вообще можно причислить к «новой песне») да венесуэлец Али Примера, в изгнании выпускавший пластинки чуть ли не масштаба раннего Скотта Уокера (что ни в коем случае не принижает заслуги других похожих музыкантов: так, например, альбом «La Nueva Canción Chilena» тех же Inti-Illimani или пластинка «Las Cuecas del Tio Roberto» брата Парры Роберто и ее сына Анхеля — абсолютные шедевры).
Но помнят Хару все-таки больше не из-за музыкальных талантов, а благодаря ужасной судьбе. Хару арестовали сразу после прихода к власти Пиночета, долго пытали в подвалах Национального стадиона в Сантьяго, где, по легенде, сломали ему все пальцы на обеих руках по отдельности, а потом расстреляли. Хара стал фактически символом репрессированных за свои политические взгляды музыкантов; редко какой крупный зарубежный певец, приезжая в Сантьяго, не исполняет его песню (так, например, в прошлом году сделал Брюс Спрингстин).
Практически все оставшиеся в живых деятели «новой песни» после прихода Пиночета к власти старались либо не высовываться (часто оседая в каких-нибудь деревнях на севере страны и оттуда распространяя записи), либо вовсе уехали из страны. Многие записали лучшие свои альбомы за границей. Лейблы, их выпускавшие, были разгромлены, пластинки и книги физически уничтожались. Некоторое время жанр вообще был под строжайшим запретом, но к 1975-му стал постепенно восставать из небытия, правда, что логично, в несколько измененной форме, получив название canto nuevo. Про политику уже открыто не пели, новое поколение уже прославившихся при Пиночете артистов скорее налегало на вечные темы любви, судьбы и самоопределения. Самым заметным из нового поколения бардов стал Фернандо Убьерго — действительно очень хороший, но и совершенно аполитичный артист, добившийся небывалой для «новых песенников» младшего поколения популярности (его поклонником был, например, сам Пиночет, неоднократно пытавшийся встретиться с Убьерго, который, впрочем, отклонял любые предложения генерала о встрече).
Убьерго выступает на самом большом фестивале песни Южной Америки в 1978 году. Толпа реагирует на него как на заправскую рок-звезду
Пиночет и пропаганда
Фотография: Corbis/All Over Press
Чилийский анекдот 1973 года: «Слышали, в Сантьяго открыли новый автобусный маршрут?» — «Нет! А что за маршрут?» — «От Национального стадиона до кладбища». Тот самый Национальный стадион в Сантьяго, где убили Хару, стал в итоге местом смерти огромного количества противников режима Пиночета — при этом режим спокойно устраивал там потом матчи (см. ниже).
Эти матчи были не единственным ритуалом, который хунта Пиночета выполняла для того, чтобы выжечь из памяти Альенде. В Чили массово, на главных площадях крупных городов принялись жечь книги — не только марксистские или вообще левые, но и любые, которые цензура считала «антиправительственными». Одним 1973-м такая практика не ограничилась — в годы диктатуры Пиночета книги горели весело и часто. В 1987-м, например, в Сантьяго сожгли 14 846 копий романа Габриэля Гарсиа Маркеса «Тайные приключения Мигеля Литтина в Чили». Впрочем, хунта публиковала и свои собственные книги — тоже вполне ритуального характера: так, изданная уже в октябре 1973-го, через месяц после переворота, «Белая книга» рассказывала всему «народу Чили» о готовившемся Альенде и его приспешниками «плане Z», который планировался на 18 сентября и во время которого страну захлестнула бы волна натурального красного террора.
В Чили сжигают книги
«Центр чилийских матерей»
Ритуалистичность, впрочем, нигде так не проявлялась, как в специальной организации чилийских женщин CEMA Chile («Центр чилийских матерей»), которую возглавляла жена Пиночета Люсия Хириарт. Хириарт и ее последовательницы одевались во все бордовое — якобы нейтральный цвет, призванный сгладить разницу во внешнем виде между богатыми и бедными чилийками, — и путешествовали по стране с лекциям о божественном происхождении чилийской женщины-матери и ее главенствующей роли в жизни общества. Такой взгляд на место женщины в семье укрепился в Чили еще в XIX веке, сама CEMA Chile была создана еще в 1950-е, но в годы правления Альенде образ женщины-матери стал относительно непопулярен — социалистическое правительство в соответствии с социалистическими же понятиями проводило политику гендерного равенства. Помимо бесконечных лекций, CEMA Chile еще организовывали специальные лагеря, которые формально создавались для того, чтобы научить малоимущих женщин элементарным правилам гигиены (проблема, особенно для сельского Чили, на тот момент довольно острая), приготовлению народных блюд и прочим домашним обязанностям, а на деле функционировали как центры идеологической пропаганды. Такой же пропагандой занималась и еще организация Хириарт — Secretaría Nacional de la Mujer («Национальный секретариат женщин»), организовывавшая образовательные программы для чилийских женщин. Программы эти, впрочем, носили понятный характер — по большей части на них проводились инструктажи по различным вопросам идеологии чилийского правительства. Нужно сказать, что Хириарт не добилась существенного успеха: 52% чилийских женщин, проголосовавших в 1988 году на воспетом фильмом Пабло Ларраина «Нет» референдуме о продлении президентского срока Пиночета, отдали свой голос против диктатора. Кстати говоря, на том референдуме образ женщины-матери использовался агитационной кампанией Пиночета на всю катушку, как это видно в ролике ниже.
После переворота: кино и телевидение
На чилийское кино, очень интересно развивавшееся в 1960-х и начале 1970-х и даже успевшее получить международное признание (два главных чилийских режиссера того времени — Рауль Руис и Мигель Литтин — успешно ездили со своими фильмами по различным фестивалям), перестали выделяться любые деньги, да и сами съемки не поощрялись в связи с перманентно введенным в стране комендантским часом, поэтому фильмы в Чили если и выходили, то снятые до переворота и откровенно аполитичные — каковым, например, был считавшийся у себя на родине лучшим чилийским фильмом всех времен «Июль начинается в июле» Сильвио Кайоцци. Телевидение было забито постоянными песенными фестивалями, бесконечными телемарафонами по всечилийскому сбору денег на нужды то детей-инвалидов, то бедствующих рыбаков, еще более бесконечными мыльными операми, а новости состояли из коротких сообщений от правительства страны. Хотя на страну были наложены санкции, Пиночет все равно остерегался критиковать США — поэтому в официальных СМИ существование Соединенных Штатов как бы отрицалось.
Чилийская новостная программа с очень странной картой мира в виде заставки
Надо сказать, подобное отношение к странам, выступавшим после Чили, сохранялось у пропиночетовских СМИ и потом: так, например, главная новостная программа страны «60 Minutos» в 1980-е долгое время выходила с заставкой, в которой была изображена карта Земли — только без Кубы, выступавшей против пиночетовского режима. Правда, такое нарочное отсутствие Кубы может объясняться еще и волюнтаризмом дизайнеров: в той же заставке на карте мира отсутствовали Австралия и Новая Зеландия — две страны, которые с Чили не то чтобы дружили, но, скажем так, не враждовали.
Советский след
Дуэт Градского и Пугачевой из оперы «Стадион»
Стадион, на котором убили Виктора Хару, нигде в мире не получил настолько же ощутимого статуса места практически святого, как в СССР. В середине восьмидесятых, например, Александр Градский написал, записал и поставил довольно кошмарную, но беспримерную по масштабу рок-оперу «Стадион» на либретто Маргариты Пушкиной. На оригинальном двойном виниле 1985 года роли исполняют буквально все звезды первой величины: Пугачева, Макаревич, Кутиков, Кобзон, Ярмольник, Миронов и Боярский. Сам Градский очень скромно ограничился ролью Певца — очевидно, вдохновленной на все сто пятьдесят процентов именно Харой.
СССР, предоставлявший идеологически братскому режиму Альенде невероятное количество финансовой, военной и инфраструктурной помощи (так, фактически все заводы, возведенные при Альенде в Чили, построены при непосредственной помощи советских профессионалов), вообще очень тяжело воспринимал военный переворот 1973 года. Сразу после того, как Пиночет пришел к власти, в Союзе развернулась крупномасштабная, ведомая главным образом комсомолом кампания солидарности с чилийским народом: в школах и университетах проводились многочисленные уроки политинформации, посвященные чилийским событиям, по заводам и госучреждениям страны с песнями Хары проехался главный американский диссидент Дин Рид (впоследствии он снимется в роли Хары в телевизионном гэдээровском фильме «Певец»), а самого Альенде во многих социалистических странах увековечили в топонимике. Особо горячо в СССР следили за судьбой многолетнего генсека Коммунистической партии Чили Луиса Корвалана, оказавшегося после переворота в заточении. В 1976-м он успешно был выменян на диссидента Владимира Буковского; «обменяли хулигана на Луиса Корвалана» — это о нем. А в 1985 году «Пионерская правда» развернула беспрецедентную по своим масштабам кампанию за освобождение двух чилийских школьников, Альваро Торо Веги и Орасио Лиры, арестованных за участие в антипиночетовской демонстрации. Надо сказать, что кампания действительно сработала — после миллионов и миллионов писем и карточек в поддержку школьников, пришедших из Союза, Торо Вегу и Лиру действительно освободили (по ссылке можно посмотреть передачу «История песни» о судьбе Альваро Торо Веги и Орасио Лиры).
Исторический гол сборной Чили в ворота не явившейся на матч сборной СССР
Самый, впрочем, известный в мировом поп-культурном масштабе случай откровенной вражды СССР и пиночетовского Чили связан с футболом. Осенью 1973-го сборные двух стран должны были встретиться в двух отборочных матчах чемпионата мира по футболу 1974 года. Первая игра состоялась в Москве спустя всего две недели после пиночетовского переворота, 26 сентября, и закончилась вничью — 0:0. На ответную игру, которая должна была состояться 21 ноября на все том же треклятом Национальном стадионе, советские футболисты просто не приехали: ФИФА отклонила прошение Федерации футбола СССР о переносе игры на другой стадион, и сборной самого большого друга Альенде ничего не оставалось делать, как пропустить матч. Неявка сборной СССР не помешала устроить чилийцам жутковатый мини-спектакль: чилийская сборная вышла на поле страшно выглядевшего полупустого Национального стадиона и, устроив показательную перепасовку, забила почти что ритуальный гол в пустые ворота. На чемпионате мира 1974-го чилийцы из группы не вышли.