какие деньги считаются харам в исламе
Запретный заработок в исламе
«Сегодня вот здесь немножко согрешу. Зато наварюсь на этом, и отдам потом садака в мечеть на хорошую сумму!» — знакомый ход рассуждений иных бизнесменов и товарищей, мечтающих разбогатеть на обмане. Кажется, что пропитание, полученное через харам — это не самый большой проступок. Можно ведь постараться «закрыть» грех обильными пожертвованиями на пути Аллаха, кормить бедняков, опекать мечеть… Но так ли все просто? За ответами вновь обращаемся к книгам великих ученых.
В книге «Шарх-уль Мафруз» пишется:
Также (т.е., запретно) и все приобретённое не в соответствии с нормами шариата.
В хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорится:
В хадисе, переданном от Ибну Хиббана, Ибну Хузаймата и Хакима говорится:
Также, передает Табарани:
«На том, кто приобретёт имущество запретным путём и истратит его на поддержание родственных уз, и освободит этими деньгами раба, будет только грех».
Сказал Суфьяну Саври:
«Тот, кто истратил имущество, заработанное запретным путем, на пути Аллаха, подобен человеку, который вымыл одежду мочой».
В хадисе передается:
[Мухаммад Тахир Карахи, «Шарх-уль Мафруз» с. 662-663]
[1] Книга «Заважир» 449/1
[2] Книга «Заважир» 386/1
[3] Ибну Хиббан 3216, Ибну Хузаймат 2471, Хаким 548/1
[4] Книга «Макасид» стр. 47
[5] Книга «Шиаб-уль Иман» стр. 5774
Ростовщичество в Исламе (риба)
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].
Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).
К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.
Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе
Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:
«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);
«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);
«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);
«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].
Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.
На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.
Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?
Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.
Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.
Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.
Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.
Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.
[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.
Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.
[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.
[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.
В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).
[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.
На что можно потратить средства, заработанные запретным путем?
Куда потратить харамные деньги?
Начиная с того момента, как Аллах Всевышний низвел Адама (алейхи салям) на землю, Он сотворил для всех живых существ, источники их удела и благ. Важно использовать эти блага без расточительства и делить их по-братски. Если же человек будет действовать исходя из принципа «главное, чтобы я был сыт, а остальные пусть умирают с голоду», то мы придем к тому, свидетелями чего мы являемся сегодня, когда жители западного полушария страдают от ожирения, а например, жители Африки умирают с голода.
Ислам, разъяснил не только то, как нужно поклоняться Аллаху Всевышнему, но и установил определенные рамки использования мирских благ. Прибыль, полученная законным путем, соответствующим установлениям религии, именуется «халялем». Что же касается прибыли, полученной путями, не соответствующими предписаниям религии, то она именуется «харамом».
Религия Ислам приказывает мусульманам заниматься только законными видами деятельности, и зарабатывать средства существования, только чистым и дозволенным путем. Если же не смотря на это повеление, в руки человека попали средства, являющиеся харамом, то, по мнению наших алимов, необходимо как можно скорее избавиться от этих средств. Но если эти средства были получены путем совершения греха или посредством попрания прав других людей, то недостаточно будет просто избавиться от этих средств.
Поскольку прибыль, являющаяся харамом, не является собственностью того человека, у которого она находится в руках, то из них невозможно выплачивать садака или закят. Исходя из хадиса «Аллах – благой, и принимает только благое и чистое», средства, являющиеся харамом, запрещено расходовать на благие цели. Более того, было высказано мнение о том, что тому, кто станет расходовать средства, являющиеся харамом, на благие дела, будет записан грех. Поэтому нельзя загрязнять харамом пожертвования, собираемые на строительство мечетей или на создание благотворительных организаций.
Если человек хочет избавиться от средств, являющихся харамом, то необходимо вернуть их тому человеку, которыми они принадлежали, при условии, что их собственник известен. Если же эти запретные средства принадлежали государственной казне, или являлись общественными средствами, то их необходимо вернуть в государственную казну, или потратить на пользу общества.
Если же собственники этих средств неизвестны, то в этом случае, поскольку данные средства считаются «хабис» (нечистыми), их тратят на нужды общества. Например, на строительство общественных туалетов или бань. Так же эти средства могут быть потрачены на оплату счетов-фактур мечетей или иных благотворительных учреждений и организаций. Если же подобные пути расходования недоступны, то в этом случае их можно раздать бедным и нуждающимся, но не как садака.
Все о деньгах с точки зрения ислама
Многое в нашей жизни заточено на деньгах, с денежными вопросами мы имеем дело на ежедневной основе. Вот что Коран и сунна Посланника Аллаха (мир ему) говорит о вопросах, связанных с деньгами:
Ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты (в рост)
Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников ( 2: 276).
В Ночь Мирадж увидел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил, кто это? Джабраил ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).
Посланник Аллаха говорил: «В ночь, когда я вознесся на небо, я столкнулся с людьми, животы которых были как дома, полные змей, и их можно было увидеть снаружи. Я спросил Джабраиля, кто эти люди, и он ответил, что это те, кто совершал Риба».
«Риба (ростовщичество) имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…»
Каждому человеку Мы определили близких, которые наследуют из того, что оставили родители и ближайшие родственники. Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю. Воистину, Аллах — Свидетель всякой вещи (4:33)
Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел (4:7).
«Коль будете трудиться, уповая на Аллаха, Он накормит вас; посмотрите, как Он кормит птиц, которые вылетают из гнезд на рассвете, а вечером возвращаются сытые».
Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что Судный День настанет тогда, когда люди перестанут беспокоиться каким образом они зарабатывают деньги.
В хадисе сказано, что человек, который взращён на неправедном заработке не войдет в рай.
«В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками, святыми и праведниками».
«После тяжких грехов самым большим является оставление после своей смерти долг».
«Аллах проклял тех, кто берет риба, дает ее, записывает ее и выступает свидетелем в этом».
«У лихоимства есть семьдесят три формы, самая легкая из которых подобна кровосмешению человека с собственной матерью. А самым тяжким лихоимством является покушение на честь мусульманина».
«Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете сражаться на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».
Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка (107: 1-3).
«Тот, кто заботится о вдове и о бедных людях, подобен воину на пути Аллаха, или подобен тому, который постится днем и выстаивает ночь (на намазе)».
О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями (9:34).
«Семерых Аллах укроет в Его тени в день, когда будет одна-единственная тень: (в их числе) мужчина, поднесший милостыню тайком, так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…»
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню (с иманом), он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 18).
Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу (17:26-27).
Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что каждый день два ангела спускаются с неба и один из них говорит: «О Аллах! Возмести каждому, кто расходует на твоем пути», а другой говорит: «О Аллах! Обедни скупого».
Худшее, что есть в мужчине – это беспокойная скупость и сильная трусость.
Пророк (мир ему) сказал: «Два качества, которые не могут совместится с верующим: это скупость и плохой нрав».
«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным».
Умеренность в милостыне
Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (17:29).
Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями (25:67).
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).
«Богатство – это не обилие имущества. Однако истинное богатство – это богатство души (довольство)».
Какие деньги считаются харам в исламе
Начиная с того момента, как Аллах Всевышний низвел Адама (мир ему) на землю, Он сотворил для всех живых существ источники их удела и благ. Важно использовать эти блага без расточительства и делить их по-братски. Если же человек будет действовать исходя из принципа «главное, чтобы я был сыт, а остальные пусть умирают с голоду», то мы придем к тому, свидетелями чего мы являемся сегодня, когда жители западного полушария страдают от ожирения, а, например, жители Африки умирают от голода.
Куда потратить харамные деньги?
Ислам разъяснил не только то, как нужно поклоняться Аллаху Всевышнему, но и установил определенные рамки использования мирских благ. Прибыль, полученная законным путем, соответствующим установлениям религии, именуется «халяль». Что же касается прибыли, полученной путями, не соответствующими предписаниям религии, то она именуется «харам». Ислам приказывает мусульманам заниматься только законными видами деятельности и зарабатывать средства существования только чистым и дозволенным путем. Если же, несмотря на это повеление, в руки человека попали средства, являющиеся харамом, то необходимо как можно скорее избавиться от них. Но если они были получены путем совершения греха или посредством попрания прав других людей, то недостаточно будет просто избавиться от этих средств. Поскольку прибыль, являющаяся харамом, не является собственностью того человека, у которого она находится в руках, то из них невозможно выплачивать садака или закят. Исходя из хадиса «Аллах — благой, и принимает только благое и чистое», средства, являющиеся харамом, запрещено расходовать на благие цели. Более того, было высказано мнение о том, что тому, кто станет расходовать средства, являющиеся харамом, на благие дела, будет записан грех. Поэтому нельзя загрязнять харамом пожертвования, собираемые на строительство мечетей или на создание благотворительных организаций. Если человек хочет избавиться от средств, являющихся харамом, то необходимо вернуть их тому человеку, которому они принадлежали, при условии, что их собственник известен. Если же эти запретные средства принадлежали государственной казне или являлись общественными средствами, то их необходимо вернуть в государственную казну или потратить на пользу общества. Если же собственники этих средств неизвестны, то в этом случае, поскольку данные средства считаются «хабис» (нечистыми), их тратят на нужды общества. Например, на строительство общественных туалетов или бань. Также эти средства могут быть потрачены на оплату счетов-фактур мечетей или иных благотворительных учреждений и организаций. Если же подобные пути расходования недоступны, то в этом случае их можно раздать бедным и нуждающимся, но не как садака.
В хадж на деньги, полученные запретным путем
По мнению Ханбалитского мазхаба, если человек отправится в хадж на деньги, полученные харамным путем, то его хадж будет недействительным. По мнению трех других мазхабов, хадж этого человека будет действительным, несмотря на то, что сам этот человек будет считаться грешником. Не следует отправляться в хадж на средства, заработанные запретным путем. Даже если такой человек совершит хадж, то все равно он не получит саваба за совершение хаджа. Как известно, если хадж будет принят, то это станет причиной того, что человек будет очищен от всех своих прежних грехов. Такой человек как будто бы заново рождается на свет. Однако для того, чтобы хадж был принят, необходимо неукоснительное соблюдение следующих пяти условий: 1) Отправляясь в хадж, человек должен иметь чистое и искреннее намерение. То есть как и любое другое поклонение, хадж должен совершаться только ради довольства Аллаха Всевышнего. 2) Для совершения хаджа должны использоваться только халяльные средства. 3) Если человек ущемил или попрал чьи-то права, то прежде чем отправиться в хадж, он должен возместить эти права другим людям, а также попросить прощения у тех, кого он обидел. 4) На протяжении всего хаджа человек должен воздерживаться от любых скверных слов и поступков. 5) Человек должен совершить хадж, выполняя все его обязательные условия и предписания.
Только Аллаху Всевышнему известно, какое вознаграждение получит человек за такой хадж, при совершении которого были соблюдены все необходимые условия и который стирает все грехи человека. Чем больше недостатков человек допустит при совершении хаджа, тем меньше будет его вознаграждение. Есть люди, которым хадж не дает ничего, кроме того, что они формально считаются выполнившими эту обязанность. По этой причине тем, в чьем имуществе есть доля запретного или сомнительного, лучше занять деньги на хадж у других людей, а по возвращении обратно вернуть этот долг из своих средств.
Недозволенные игры
«Я когда-то играл в азартные игры, — пишет читатель, — делая ставки на спорт, после своего проигрыша я еще поставил и выиграл свои проигранные деньги. Харам ли те деньги, которые я выиграл после своего проигрыша?»
Исходя из того, что деньги, выигранные на тотализаторе, являются деньгами, которые проиграли другие люди, то они, вне всякого сомнения, считаются харамом. Для лучшего понимания данного вопроса хотелось бы привести следующий пример. Национальные лотереи и всевозможные спортлото также являются азартными играми, и тот факт, что в них принимает участие гораздо большее количество людей, никак не меняет их сути, так как эти розыгрыши содержат в себе все элементы азартных игр. Также не становятся эти игры дозволенными, если они организованы государственными структурами. Кроме того, человек, получивший подобный выигрыш, по сути, получает его бесправно, так как эти средства не являются платой за труд или приложенные усилия. Этот выигрыш полностью основан на случайности.
Посланник Аллаха предупреждал нас, что перед Судным Днем распространится бесчестие и обман, пропадет доверие между людьми, и многим будет все равно, каким способом они зарабатывают деньги.