Что общего у закона и обычая
Разница между законом и обычаем
Далеко не все сферы человеческих отношений можно регламентировать правом. До сих пор в разных уголках земного шара действуют обычаи, игнорирование которых может повлечь ответственность. Насколько правомерно относить их к источникам права? Попробуем понять, в чём основные отличия указанных категорий и насколько существенной является разница между ними.
Определение
Закон – нормативный правовой акт государственного или международного уровня, принятый органом законодательной власти и включённый в систему права. Его положения обязательны для соблюдения, а за любые нарушения предусмотрена ответственность. Закон не должен противоречить вышестоящим правовым актам, в противном случае его действие прекращается.
Обычай – правило поведения, исторически сложившееся на определённой территории и принимаемое в качестве общеобязательной нормы определённой группой людей. Он может являться дополнительным источником права, а может противоречить ему. Ответственность за несоблюдение обычая в общем случае не предусмотрена.
Сравнение
Таким образом, закон – это письменный источник права, обычай же закрепляется в народном сознании и признаётся правовым лишь в том случае, если он санкционирован государством. Различной является и ответственность за отказ от исполнения норм. Нарушение закона чревато административным и уголовным преследованием, неуважение обычаев – порицанием. Впрочем, неписаные правила поведения могут навязываться и иным способом, в том числе насильственным.
В строгом смысле, не каждый обычай является правовым, а лишь тот, который санкционирован государством и признан в качестве законного. Ведь в некоторых странах до сих пор есть традиции воровства невесты или телесных наказаний, однако их исполнение не является допустимым.
Что общее у закона и обычая
Мысль — действие ума, разума, рассудка. Конечный или промежуточный результат мышления
Мыслью также иногда называют нечто выраженное в виде визуального образа, звука, словосочетания или ощущения, высказанное вслух предположение, соображение, рассуждение или гипотеза.
Правовое государство– это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются все права и свободы личности, обеспечивается верховенство права, принцип разделения властей и взаимная ответственность личности и государства.
Гражданское общество– совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных и др.), имеющих относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от производительного вмешательства государства.
Таким образом, сферу гражданского общества составляют: экономические, социальные, культурные, религиозные, семейные, нравственные отношения, в этих сферах индивид самостоятелен.
Правовое государство и гражданское общество не могут существовать друг без друга. Это определяется тем, что основным субъектом гражданского общества является активная, творческая, инициативная личность, которая активно действует во всех сферах гражданского общества (экономике, религии, в социальной, культурной сфере), а также в рамках правовой государственности – отстаивает свои права и свободы, восстанавливает их в случае нарушения, это все возможно только в условиях господства закона.
Правовое государство и гражданское общество в России находится в процессе формирования. Формально- в конституции РФ правовая государственность закреплена, закреплены основы функционирования гражданского общества,в реальности– они только формируются. Это связано с рядом проблем: в рамках принципа разделения властей наблюдается сильный перекос в сторону исполнительной ветви власти, отсутствие реальной независимости судебной ветви власти, не обеспечивается реализация прав и свобод личности, отсутствие ответственности государства перед личностью и т.д.
Правовое государство– это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются все права и свободы личности, обеспечивается верховенство права, принцип разделения властей и взаимная ответственность личности и государства.
Правовое государство основано на следующих принципах:
Принцип разделения властейозначает деление власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной, независимой осуществляется определенном органом и имеет контрольные рычаги и полномочия по сдерживанию других ветвей власти(система сдержек и противовесов). Идея принципа разделения властей была заложена Дж. Локком, а разработана в классическом варианте Монтескье в конце 18 века. Принцип разделения властей был дополнен системой сдержек и противовесов в рамках американской доктрины.Система сдержек и противовесов предназначена для предотвращения перекоса в сторону какой-либо ветви власти, все власти уравновешиваются друг другом.
Принцип верховенства закона означает подчинение всех государственных органов, должностных лиц, граждан требованиям закона. Причем закон должен быть правовым, т.е. содержание закона должно соответствовать общим идеям и общим принципам права (идеи гуманизма, равноправия, справедливости).В правовом государстве обеспечивается верховенство правового закона.
Принцип взаимной ответственности личности и государства друг перед другом означает, что не только личность несет меры юридической ответственности, но и государство в лице должностных лиц, государственных органов, отвечает за свои противоправные действия перед личностью. Если гражданин несет уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность, то государство несет конституционную ответственность, что означает лишение должностных лиц, государственных органов и
Что общее у закона и обычая?
Что общее у закона и обычая.
Его обязаны соблюдать все, независимо от расовой, религиозной, моральной принадлежности.
Лицо, нарушевшее закон несёт ту или иную юридическую ответственность.
Общего : и закон и обычай придуманы и используются социумом для регулирования общественных отношений и их производных.
Они служат постулатом и способом организации поведения и действий людей.
Что такое правовой обычий?
Что такое правовой обычий.
Привидите примеры : обычая традициипривычки?
Привидите примеры : обычая традиции
В чём общие черты в обычиях, традициях, привычках ПОМОГИТЕ ДАМ 15 БАЛЛОВ?
В чём общие черты в обычиях, традициях, привычках ПОМОГИТЕ ДАМ 15 БАЛЛОВ.
В чём отличия норм законов от норм морали?
В чём отличия норм законов от норм морали?
Что между ними общего?
Почему нормы морали и обычая не могли справиться с новыми проблемами общественной жизни?
Почему нормы морали и обычая не могли справиться с новыми проблемами общественной жизни?
Почему нормы морали и обычая не могли справиться с новыми пробдемами общественной жизни?
Почему нормы морали и обычая не могли справиться с новыми пробдемами общественной жизни.
Подготовить сообщение об одном из народов России : численность, язык, где проживают, традиции и обычии?
Подготовить сообщение об одном из народов России : численность, язык, где проживают, традиции и обычии.
Что известно об обычиях и традициях удмуртов, татаров и русских?
Что известно об обычиях и традициях удмуртов, татаров и русских.
Какие аргументы можно привести в эссе по цитате «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции»?
Какие аргументы можно привести в эссе по цитате «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции».
Помогите плизПолное или частичное освобождение от соблюдения установленных законом общих правил?
Полное или частичное освобождение от соблюдения установленных законом общих правил.
1 заниматься спортом 2 правильно питаться 3 заколятся 4 не сидеть на одном месте 5 гулять по паркам и т. Д 6 выгуливать животных 7 заколятся.
Слушать взрослых Не сидеть в гаджетах долго Помогать людям Не мусорить Не обижать младших Делать домашнее задание Беречь экологию.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество ; чего избегает, против чего готов бороться). При этом она достаточно динамична, то есть со..
Скорее всего слово «массовой».
Отсутствует зависти, амбиций, уважение и терпимость к чужому мнению, готовность протянуть руку помощи любому, кто в ней нуждается.
Правовой обычай. Соотношение правового обычая и закона
Соотношение права и обычаев. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом; заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.
Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно.
Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех пародов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.
Соблюдение некоторых обычаев (обрядов, ритуалов, церемоний) является для индивида не менее императивным требованием, чем исполнение законодательных предписаний, ибо здесь, как правило, ощущается жесткое давление общественного мнения, пересудов и молвы окружающих; боязнь подвергнуться осуждению со стороны знакомых, друзей, коллег; нежелание оказаться в положении человека, не уважающего общепринятые нормы поведения (гостеприимство, добрососедство, уважение старших; присутствие на похоронах, выражение сочувствия родным и близким покойного, традиция отмечать различные радостные события, неофициальные праздники, дни рождения, устройство свадьбы, новоселий и т.д.). Традиции обязывают.
Поэтому каждый стремится к тому, чтобы не ронять своего достоинства в глазах других людей, не выбиваться из общего ряда, следовать сложившемуся порядку вещей, поступать как все, как принято, как завещано. Те, кто не придерживается этих канонов, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, прослыть «белой вороной», эгоистом и т.д.
В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».
Но во всех случаях правовые обычаи должны находится в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредование разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.
Примеры правовых обычаев. Статья 5 ГК РФ, посвященная обычаям делового оборота, гласит: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе». В ст. 848 того же Кодекса говорится: «Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное». Аналогичные ссылки на обычаи содержатся в статьях 852, 853, 862 и других нормах Гражданского кодекса.
Статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания от 31 марта 1999 г. гласит, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – обычаями данного порта.
Что касается неправовых (общегражданских) обычаев, то их великое множество, и те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; к другим относится безразлично (нейтрально), поскольку они не причиняют никакого вреда, с третьими (вредными) ведет борьбу, стремится вытеснить их (пьянство, некоторые местные традиции горских народов – калым, выкуп невесты, кровная месть, феодально-байские пережитки в семье, разного рода предрассудки, отдельные нормы шариата, публичные казни и т.д.). Есть обычаи, которое связаны с религиозной или расовой нетерпимостью, неравенством полов и т.д.
В связи с развитием в России рыночных отношений и переходом от запретительных методов правового регулирования к дозволительным роль юридических обычаев возрастает. К этому ведет расширение экономической свободы личности, действие принципа «не запрещенное законом разрешено», стимулирование предпринимательства, частной инициативы.
Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.
Вопрос 40
Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.
Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.
Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения[278], но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества[279].
Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.
Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели[280].
Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.
Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.
С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.
Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.
Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.
В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации — эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.
Вопрос 41
Правосознание –это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юрид органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.
Правосознание – одна из форм общественного сознания.
Признаки правосознания:
1)Отражает государственно-правовые явления
2)своеобразие способов отражния гос-прав действительности – посредством юрид понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, обычаев и традиций,
3)способность к опережающему отражению к правовой действительности
4)взаимодействие с другими формами обществ сознания, каждая из которых по-своему оценивает явление (особенно с нравственным сознанием)
5) способность воздействовать на социальные процессы
6)оценочный характер (вырабатывает отношение к соблюдению и несоблюдению права, выступает как мотив поведения субъекта)
Функции правосознания
1. Познавательная (информационная). Направлена на получение правовых знаний (о закон-ве, практике)
2. Оценочная. Состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей оь этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, 2) в поведению – собственному и окружающих, 3)к деятельности правоохранительных органов. Позволяет выработать правовую установку личности (предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации), а затем правовую ориентацию личности (внут программа действий в юр зач ситуации)
3. Регулятивная. Основывается на двух первых, состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения, который действует с учетом правовой установки и ориентации. Т.о., результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.
4. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы
5. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности
6. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми
По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)
По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)
По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное
По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.
Вопрос 42
Структура правосознания – строение правосознания, расположение базовых элементов и связей, обеспечивающих его целостность.
Элементы структуры правосознания˸
1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)
2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)
3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).
Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.
Гносеологический и социологический подход
Вопрос 43
Вопрос 44
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.
В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
Формы правового воспитания
Кформам правового воспитания относятся:
§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).
Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.
Методы правового воспитания
Средства правового воспитания делятся:
§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.
В правовоспитательной работе используется много средств правового воспитания, среди которых определяющими являются: правовые акты; средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы); культурно-образовательные учреждения (кинотеатры, театры, дома культуры, клубы); научная и учебная литература.Воплощается воспитательный процесс в формах воспитания.
Вопрос 45
Деформация правосознания — это его искажение, «разрушение» позитивных идей, установок права.
Виды деформаций правосознания:
1. правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;
2. правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;
4. «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;
5. правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли.
Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение, поэтому остановимся па истоках правового нигилизма и возможностях его сведения к минимуму.
Вопрос 46
Вопрос 47
Вопрос 48
Вопрос 49
Вопрос 50
Вопрос 40
Право и обычай: единство, взаимосвязь, противоречие.
Как уже было сказано ранее, обычаи представляют собой исторически сложившиеся правила поведения людей, которые в результате многократного повторения стали привычными для них. Полезность обычаев признана обществом, они передаются из поколения в поколение.
Некоторые авторы включают в обычаи традиции, обряды, ритуалы, деловые обыкновения[278], но стоит их отличать, т.к. обычаи – это более сложные и тонкие социальные регуляторы, чем ритуалы и обряды, выраженные в символических действиях.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества[279].
Ритуал – это правило поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму его исполнения, причем эта форма является, строго канонизированной.
Обряды – это правила поведения, которые также заключаются в символичных действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека и преследуют идеологические (воспитательные) цели[280].
Разницу между этими видами социальных норм провести бывает достаточно сложно даже современным исследователям, а на практике тем более, т.к. мало кто задумывается, что приходится исполнять традицию или обычай, ритуал или обряд.
Однако можно с уверенностью утверждать, что ритуалы и обряды являются более ранними социальными нормами, чем обычаи, т.к. общество стало их использовать еще вероятно в тот период, когда человек не владел речью.
С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.
Различия права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением, по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности, по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.
Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.
В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются».
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации — эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.
Вопрос 41
Правосознание –это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юрид органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.
Правосознание – одна из форм общественного сознания.
Признаки правосознания:
1)Отражает государственно-правовые явления
2)своеобразие способов отражния гос-прав действительности – посредством юрид понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, обычаев и традиций,
3)способность к опережающему отражению к правовой действительности
4)взаимодействие с другими формами обществ сознания, каждая из которых по-своему оценивает явление (особенно с нравственным сознанием)
5) способность воздействовать на социальные процессы
6)оценочный характер (вырабатывает отношение к соблюдению и несоблюдению права, выступает как мотив поведения субъекта)
Функции правосознания
1. Познавательная (информационная). Направлена на получение правовых знаний (о закон-ве, практике)
2. Оценочная. Состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей оь этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, 2) в поведению – собственному и окружающих, 3)к деятельности правоохранительных органов. Позволяет выработать правовую установку личности (предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации), а затем правовую ориентацию личности (внут программа действий в юр зач ситуации)
3. Регулятивная. Основывается на двух первых, состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения, который действует с учетом правовой установки и ориентации. Т.о., результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.
4. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы
5. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности
6. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми
По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)
По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)
По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное
По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.
Вопрос 42
Структура правосознания – строение правосознания, расположение базовых элементов и связей, обеспечивающих его целостность.
Элементы структуры правосознания˸
1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)
2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)
3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).
Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.