человек лежит на полу референс
Школа рисования
Базовые знания каждого художника и иллюстратора
Подборка сайтов с позами и рефами людей
Уже затрагивалась эта тема, но я решила в один пост собрать еще несколько новых и слегка подзабытых источников. В итоге это все отличный материал для практики рисования человека и животных, рекомендуется для использования только в учебных целях. Расположила в порядке того, что больше всего нравится мне и что удобнее всего использовать. В основном все бесплатно.
Осторожно, по ссылкам много обнаженной натуры.
Crocus Cafe Шикарный канал с обнаженной натурой
http://figuresfordrawing.tumblr.com/archive#_=_ Огромная коллекция с Тумблера, очень много интересных и сложных поз с красивой обработкой, люблю ей пользоваться.
http://reference.sketchdaily.net/ru/
Можно задать свои настройки и точно так же рисовать, важный плюсик — есть животные и части тела.
https://line-of-action.com/ Еще один хороший сайт, кроме поз есть отдельно эмоции, руки и животные.
https://drive.google.com/drive/u/0/folders/0B33F9qXgdh-AeXBFcDN3QmlYZDg Чья-то личная коллекция рефов, тоже очень много изображений, все сгруппировано по папкам.
http://senshistock.com/sketch/ Простой доступный сайт с секундомером и фотографиями людей в обстановке, фото с Deviantart, есть пары, есть одиночные фигуры, все одеты.
https://www.quickposes.com/ru Слишком много странных настроек, но тоже пользоваться можно.
http://www.posemaniacs.com/ Мышечные модели людей, нужен флеш плеер в браузере.
http://artmodelsphoto.tumblr.com/archive Немного глуповатый, на мой взгляд, тумблер с кучей гифок, но иногда попадаются интересные модельки.
Приложения и программы в помощь художникам
Как художнику облегчить себе жизнь с помощью мобильных и настольных приложений? Где систематизировать референсы и готовить свои собственные, как подбирать цвета и позы, изучать анатомию и чем заменить Photoshop на планшете — все тут.
В чем можно порисовать помимо Photoshop?
Все цифровые художники слышали про Adobe Photoshop. Это гибкий и многоцелевой инструмент, который изначально разрабатывался для фотоманипуляций. Его создатели, братья Нолл, даже не предполагали, что кто-то будет в нем рисовать. Однако, помимо «Фотошопа» есть и другие программы, созданные чисто для рисования. Многие из них доступны для мобильных устройств. Расскажем о парочке таких.
Autodesk SketchBook
Растровый графический редактор Autodesk Sketchbook имитирует реальные материалы для рисования. У него есть более 190 настраиваемых кистей, маркеры, аэрограф, карандаш, шариковая ручка и т.д. Краски смешиваются и растушевываются, а инструменты реагируют на силу нажатия и угол поворота стилуса. Благодаря этому можно делать плавные переходы между цветами.
В Sketchbook используется палитра цветов популярных маркеров Copic. Однако пользователь всегда может настроить нужный оттенок самостоятельно с помощью цветового круга
Интерфейс достаточно прост в освоении — все в нем заточено в первую очередь для рисования. Мобильная версия не сильно отличается от десктопной. К планшету можно подключить стилус (Apple Pencil, Wacom Stylus и еще 4 вида) или рисовать пальцем. Доступны жестовые команды, чтобы повернуть холст или масштабировать изображение.
Sketchbook также поддерживает слои. Их можно менять местами, скрывать, объединять и настраивать прозрачность, что облегчает работу над рисунком. Помимо традиционных растровых форматов, доступен импорт изображения в psd.
Держите видеообзор, который подробно ознакомит с возможностями программы и со списком поддерживаемых стилусов:
ProCreate
Еще один растровый редактор. Доступен только владельцам iPad. ProCreate также имитирует поведение реальных материалов для рисунка в «цифре».
В приложении большая библиотека встроенных кистей —более 200 штук, все отсортированы по группам. Для настройки каждой доступно много параметров — движение штриха, гладкость, форма, настройка краев и т.д. Конечно же, инструменты реагируют на силу нажатия, скорость движения и наклон стилуса. Подключить можно не только Apple Pencil, но и другие стилусы.
Во время настройки кисть всегда можно проверить на специальном поле справа
В Procreate встроена поддержка слоев, а также доступно более 25 режимов наложения. Есть 11 фильтров, с их помощью имитируют иллюзию глубины, движения или добавляют спецэффекты. Рисунок автоматически сохраняется после каждого касания (в Sketchbook — после каждых 10-ти), чтобы внезапный сбой или севшая батарейка не уничтожили прогресс.
Чтобы было удобнее работать с приложением, не помешает запомнить таблицу жестовых команд
Готовую работу можно экспортировать в разных форматах, включая psd. Procreate также позволяет записывать таймлапсы в разрешении 4К. Затем их можно разместить в социальных сетях целиком или в короткой версии длительностью 30 секунд.
Возможность записать основные этапы работы пригодится для тех, кто ведет личный арт-блог. Автор Jingsketch
Приложением пользуются как обычные художники, так и арт-директоры AAA компаний, авторы комиксов, профессиональные иллюстраторы и концепт-художники.
В ProCreate можно работать где угодно — на диване, в дороге или в кафе. Нужно только не забыть планшет и стилус. Автор James Jean.
Функций и возможностей в ProCreate много, поэтому держите еще один обзор:
Цена: 899 рублей
Скачать: IOS
Procreate Pocket
На волне успеха разработчики выпустили мобильную версию приложения под названием Procreate Pocket. Он мало отличается от старшего собрата — все основные функции сохранены, но так как экран мобильного телефона гораздо меньше, чем у планшета, рисовать будет не очень удобно. Его основная цель — быть всегда под рукой, чтобы можно было сделать быстрый набросок на ходу.
Цена: 449 рублей
Скачать: iOS
Референсы. Создавай, смотри, собирай.
Поиск референсов — один из важнейших этапов подготовки к работе. Художник подбирает изображения, которые помогают ему создать нужное настроение, выбрать позу персонажа, сделать ее выразительной и, конечно же, не нарушить анатомию. Порой эта задача превращается в целый квест и приходится много часов шерстить Pinterest и фотостоки, чтобы найти что-то подходящее. Вот несколько приложений, которые могут облегчить процесс поиска.
Handy Art Reference Tool
Когда нужно показать настроение или эмоцию, важно не только лицо — язык тела тоже играет большую роль. Несмотря на развитие устной речи, человеческий мозг все еще «смотрит» на руки, чтобы лучше понимать мысли и чувства собеседника. На них обращают больше внимания, чем на многие другие части тела (кроме лица, конечно). У артистов театра даже существуют специальные упражнения, чтобы сделать движения рук более выразительными.
Так как картина — это застывшая история без слов, художникам нужно использовать все доступные средства для невербальной передачи эмоций. Профессионалы уделяют большое внимание проработке рук и закладывают смысл в каждый жест. В то же время, руки — это головная боль многих новичков. Их трудно рисовать из-за сложной геометрии кистей и пальцев.
Проблемы с рисованием рук — популярный мем среди художников
Handy Art Reference Tool от Belief Engine пытается решить эту проблему. В приложении можно выбрать один из множества предложенных жестов. Кисть и части предплечья можно покрутить в поисках подходящего ракурса.
Интерфейс довольно понятный
Если готовые варианты не устраивают, то можно сделать свой собственный референс. В специальном режиме на модели появляются “кости”. Двигая их, пользователь сгибает и разгибает фаланги пальцев и вращает кисть модели. Следует помнить, что приложение не учитывает ограничения, накладываемые анатомией. Поэтому пальцы можно легко “сломать” и вывернуть под неестественным углом.
Приложение позволяет создать референс руки в нужном положении
Кроме рук, в Handy Art Reference Tool есть модели мужских и женских голов, обрубовки и череп. За отдельную плату предлагаются модели стоп и черепов животных.
Если вам нужно осветить модель, то в сцену можно добавить до трех источников освещения. Они перемещаются в любом направлении. Этого достаточно, чтобы установить стандартную трехточечную схему освещения: основной, контровой и отраженный источники света.
Пользователь может регулировать яркость свечения и настраивать цвет для каждого источника
Приложение позволяет сохранить модель со всеми настройками, чтобы можно было вернуться к ней позже. Для удобства работы в графическом редакторе доступен экспорт снимка модели отдельным файлом.
Цена: от 199 рублей для Android до 5$ для Mac. Некоторые пакеты моделей покупаются отдельно.
Скачать: для Android, iOS, Windows, Mac.
Posebook by Silver
Автор следующего приложения — Стивен Сильвер, британский художник и карикатурист, специалист по дизайну персонажей. В списке его клиентов — Disney, Nickelodeon, Warner Brosers. Он работал над популярными американскими мультсериалами для детей и взрослых, типа «Ким Пять-с-плюсом», «Дэнни-призрак» и «Клерки». Еще Сильвер учит, как создавать персонажей для мультиков.
В помощь новичкам он создал библиотеку референсов с уроками по рисованию, и продает ее в виде мобильных приложений Posebooks by Silver. Есть версии с мужскими и женскими персонажами. Оба приложения содержат почти три с половиной тысячи фотографий натурщиков в разных костюмах и позах, соответствующих характеру персонажа, будь то пират, мафиози или домохозяйка. Приложения задумывались как практическое пособие для изучения поз, силуэтов, выражения эмоций.
«Как лучше рисовать? Ответ прост: рисовать!»
Стивен Сильвер
В Posebook доступны 6 мужских и 4 женских персонажей, снятых в разных позах и ракурсах. Каждый снимок сделан в большом разрешении, чтобы можно было потренироваться в изображении не только всей фигуры, но и ее отдельных частей — лица или рук.
Выглядит это примерно так:
Кроме фигур в полный рост, в приложении есть портреты для изучения мимики и эмоций, силуэты и фотографии кистей рук
Помимо фотографий, в Posebook есть еще 6 видеоуроков от Сильвера и 25 примеров того, как популярные художники решали задачи по его урокам.
Пример того, как Keith Rowsell попробовала творчески переосмыслить одну из фотографий
Также есть небольшое демо от Стивена:
Цена: 10$ за мужскую или женскую версию.
Скачать: версии для Android и iOS.
ArtPose
Задача художника — зацепить внимание зрителя. Если персонаж нарисован в динамичной позе и под интересным ракурсом, картинка сразу цепляет. Конечно, легче сказать «Рисуй это», чем сделать: как понять, насколько изогнется тело в прыжке, будет ли видна рука за корпусом и что делать со второй ногой? А если на позу посмотреть снизу или сверху? А ведь еще нужно помнить о перспективе!
Решить эту проблему можно с помощью ArtPose. Приложение позволяет выбрать позу 3D персонажа и осмотреть ее со всех сторон. Вы можете настраивать 3D модель одного или двух людей путем вращения по опорным точкам, которые расположены в подвижных частях тела. Всего таких точек двадцать на модель.
Ограничители движения предусмотрены только для локтей и коленей. Остальные суставы легко вывернуть под неестественным углом
Для экономии времени доступны предустановленные позы, которые можно отредактировать под собственные нужды. Для самого манекена настроек не так уж много — размер мышечной массы и несколько причесок. После всех манипуляций можно проверить, насколько хорошо читается силуэт.
В режиме экорше на модели показаны мышцы — пригодится в изучении анатомии
Персонажа также можно осветить. Доступно два источника освещения разного цвета, их расположение можно менять. Подробнее о возможностях программы:
Цена: от 259 рублей.
Скачать: Android, iOS, Steam. Обратите внимание, что есть отдельные версии с мужской и женской моделью.
P.S. На PC можно сделать аналогичные вещи с помощью программы Daz3D.
Skelly
Руки и ноги моделей в большинстве приложений типа ArtPose можно выкручивать под невообразимыми углами, поэтому установить реалистичную позу бывает непросто. Создатель Skelly: Poseable Anatomy Model, Станислав Прокопенко aka Proko, постарался учесть возможности человеческих суставов.
В приложении есть две модели для практики: самого Skelly или его упрощенного братца — Robo Skelly
Про это приложение у нас есть отдельная статья. Вкратце — скелет можно использовать для постановки поз и изучения анатомии, а также освещать с разных сторон.
PureRef
Когда на рабочем месте все разложено по своим местам, то и работается намного легче. Приложение PureRef помогает навести порядок в визуальной библиотеке и удобно разложить нужные референсы.
Сортировать рефы просто: просто перетаскиваем нужные изображения из папки с неразобранными картинками или прямо из окна браузера в программу. Столь же просто выхватить кадр из фильма, который вы смотрите на компьютере. Достаточно сделать скриншот и вставить его в PureRef. Готовую библиотеку можно сохранить. Так кадр с крутой композицией или интересным цветовым решением не потеряется.
Сортировка и хранения референсов с PureRef идут проще — не нужно сохранять, вырезать, копировать и вставлять картинки. Достаточно их просто перетащить
Можно настраивать размеры элементов библиотеки: делать самые важные референсы крупнее, а вспомогательные — меньше. Их можно крутить, переворачивать, обрезать, изменять прозрачность и делать черно-белыми. При этом сохраненные изображения не теряют в качестве.
Каждое изображение можно приблизить и рассмотреть в деталях
Чтобы закрепить окно с программой поверх всех остальных, нужно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+Shift+A. Интерфейс PureRef очень минималистичен — при его запуске вы увидите только серое окно. Чтобы эффективно пользоваться органайзером, желательно запомнить основные горячие клавиши. Полный список — здесь.
Цена: устанавливается самим пользователем. Можно и бесплатно.
Скачать: версия для Windows, MacOS или Linux — на официальном сайте.
Как обуздать цвет?
Чтобы объекты на картине смотрелись гармонично и естественно, их нужно суметь вписать в окружение. Для этого художник должен многое держать в уме, например: цвет источника освещения (который, кстати, может быть не один) и окружения, то, как они взаимодействуют и влияют на цвет объекта.
Colour constructor
Приложение Colour Constructor создано для того, чтобы помочь начинающим художникам и ускорить работу профи. Как оно работает?
Сперва пользователь формирует палитру и создает нужное количество геометрических фигур с базовыми цветами. Затем устанавливается цвет и интенсивность источников освещения, выбирает цвет окружения — будь то небо или густая листва в лесу.
Объектов можно добавлять гораздо больше, чем может уместиться на экране
Введя все параметры, мы увидим на примере примитива, как изменится цвет кожи в свете неоновых ламп, каким станет красное платье под синей лампой и т.д. У нас появится готовая тоновая разбивка, с которой можно брать цвета.
Если цвета на предметах будут слишком насыщенными и неестественными, то на них появится предупреждающий знак
Пример того, как можно использовать программу для создания иллюстрации от Ахмеда Альдури:
Цена: 7$.
Скачать: есть версии для Mac и PC.
P.S. Приложения — это здорово, но опытный художник должен уметь подбирать цвета самостоятельно. Почитайте, как поместить объект в окружение и что влияет на цвет теней, света и рефлексов.
Палитра для металлов и кожи
Артур Гимальдинов — художник, который работает в игровой индустрии 12 лет. За это время он сотрудничал с Blizzard, Paizo Publishing, Towards Mars и Acute Games. Артур поделился с подписчиками палитрой, в которой собраны цвета для изображения металлов, кожи и работы в ч/б. А мы делимся с вами!
Палитру можно использовать отдельно, или для покраски чб рисунка с помощью карт градиентов, как в этом видео.
Как искать и использовать референсы для видео
Когда клиент обращается в продакшн или креативное агентство за созданием рекламного ролика, чаще он уже имеет при себе несколько референсов. Он может не знать этого термина, но фраза «хочу вот так» или «сделайте примерно как в этом ролике» прозвучит точно. Даже если у клиента не будет референса, исполнитель попросит поискать наиболее понравившиеся примеры у других брендов, на которые можно ориентироваться при создании креатива.
На нашем YouTube-канале «Каждый пиксель важен» мы проводили эфир с копирайтером Иваном Мартыновым и креативным директором Everypixel Studio Андреем Лишаковым, в котором разбирали удачные и неудачные примеры использования референсов в видеорекламе. В этой статье мы выделили главные правила работы с референсами, которые помогут избежать чужих ошибок. Также расскажем о сервисах, в которых можно найти примеры рекламы на любой вкус и под любые задачи.
Референсы
(от англ. справка, отсылка) – опорные визуальные материалы, которые изучают перед началом креативной работы для вдохновения. Также они могут задавать вектор технической реализации задумки.
Где кончается референс и начинается плагиат?
Первая и частая ошибка — брать референс и полностью переносить на свою концепцию, не добавляя ничего нового. Очевидно, что это неэтично и в среде профессионалов называется «ленивым креативом». Такой подход, если не провалится, то до эффекта оригинала скорее всего не дотянет. Причина кроется в разности целевых аудиторий. Чтобы было понятно, приведем в пример поговорку: «Что русскому здорово, немцу — …» не очень, мягко скажем. Когда вы берете в качестве референса чужую рекламу, нужно учитывать аудиторию, в которую она целится. Маловероятно, что ваш потребитель воспримет эти приемы так же.
Яркий пример — рекламные видео британского бренда Lurpak.
А это ролики, создатели которых ориентировались на видео Lurpak.
Здесь, несмотря на качественное техническое исполнение, видно полное копирование – идея, приемы съемки, стилистика фоновой музыки, и даже диктор имитирует голос актера Рутгера Хауэра из роликов Lurpak. Хоть сферы деятельности брендов близки (продукты питания), потребители отличаются. Lurpak продвигает маргарин на британский рынок. Перед тем, как создать свои ролики, они на протяжении полутора лет проводили исследования своих покупателей. В итоге компания нащупала новый тренд на домашнюю готовку среди своих потребителей, для которых раньше было привычнее ходить в рестораны. Этот инсайт Lurpak заложил в основу роликов. Бренд «Помидорка» рассчитан на российскую аудиторию, для которой приготовление пищи дома — и так норма. Такая идея в рекламе томатной пасты не получит схожего с Lurpak отклика у потребителей.
Бренд мебели «Кухни Мария», вероятно, тоже взяли в качестве референса видео Lurpak для своего рекламного ролика.
В этом примере из референса взяты только технические наработки, которые бренд наложил на собственную идею. Пусть реализация достаточно стандартная и шаблонная (счастливая семья, два ребенка, большая кухня), этот вариант гораздо ближе аудитории бренда.
Полезный совет
Сопровождайте каждый референс комментариями, что в нем нравится, а чего категорически стоит избежать (цветовое оформление, настроение, композиция, подбор моделей, креатив и т.д.).
Прямое копирование можно также увидеть в ролике приложения Veon от «Билайн», где в качестве референса взяли видеоклип группы Woodkid.
Музыка, цветовая гамма, крупные планы, визуальные эффекты и сюжет идентичны оригинальному ролику. Особенно видны заимствования на покадровом сравнении (Woodkid | Veon).
Излишний креатив не поймут
Другая крайность в противовес «ленивому креативу» – создавать слишком сложные концепции на основе референсов. Конечно, вы избежите упреков в плагиате, но рискуете вызвать непонимание у целевой аудитории.
В примере «АСКО-Страхование» главный посыл не лежит на поверхности. Чтобы понять идею, нужно копаться в деталях. Последнее требует внимательности, а человек, как известно, старается игнорировать рекламу.
Для сравнения, похожая идея, но в более простой и понятной интерпретации, реализована в ролике Пермского мясокомбината.
Отличный пример совмещения понятности и легкости контента показывает IKEA. Если хотите достучаться до аудитории и быть услышанными, смело берите эти видео в качестве референсов.
Что такое референс, зачем он нужен и как с ним работать
Человеку знать и помнить все на свете просто невозможно. Как выглядит лемур? Или вяз? Или Большой театр? Может, кто-то и помнит внешний вид животного в целом, здания или предмета, но в точности воспроизвести мелкие детали и нюансы не получится.
И если 300 лет назад художникам надо было долгое время наблюдать за животными, птицами или людьми, чтобы в точности их изобразить, ждать неделями, чтобы увидеть чей-то полет или походку в нужном ракурсе, то сейчас достаточно найти референсы.
О них мы и поговорим в статье. Я расскажу, что такое референс, зачем он нужен, в каких сферах используется и где его найти.
Что такое референс
Референс – это помощник для художников, фотографов, дизайнеров, бизнесменов и других специалистов. Если конкретнее, то это изображение, рисунок, фотография, текстовое описание объектов или видеоролики, которые являются образцом для работы.
Например, художник-комиксист хочет нарисовать в комиксе нового персонажа-животного. Он ищет его фотографию или рисунок, изучает снимок, запоминает все мелкие детали и особенности, получает дополнительную информацию и вдохновение для новых идей и сюжетов. Кроме живого существа в полный рост, референсами могут быть изображения зданий, техники, отдельных частей тела, интерьера и т. д.
Они нужны, чтобы понять форму предметов или позу человека, найти красивые ракурсы, увидеть, как падает тень и как от этого меняется изображение, изучить чужие стили и попробовать написать что-то похожее, но в то же время оригинальное.
Например, заказчик хочет увидеть на логотипе своего стрелкового клуба кентавра. Дизайнер не знает, с чего начать. Как соединяется человеческая часть с лошадиной? Как рисовать копыта? Должен ли быть у него лук в руках, если да, то как он выглядит?
Поэтому специалист обращается за помощью к интернету. Google или Яндекс выдаст тысячи изображений этого существа с разных ракурсов, нарисованных в разной стилистике, при помощи разных художественных приемов, в разных позах. Сравнив несколько экземпляров, специалист отбирает наиболее подходящие и уже с них создает собственный уникальный логотип.
Также референсы помогают избавиться от шаблонов, что засели в голове. Если спросить любого человека, как выглядит какой-либо предмет или живое существо, то в большинстве случаев можно услышать описания его в общих чертах. Например:
А ведь на самом деле все можно описать совершенно иначе:
Кроме того, референс может вытащить творца из кризиса. Когда нет идей и сюжета, ничего не нравится и никак не получается придумать что-то подходящее, можно найти свой источник вдохновения и обратиться за помощью к образцам и макетам.
Вместо полного слова “референс” иногда можно увидеть “реф” или “рефка”.
Виды референсов
Есть три вида референсов:
Поговорим о каждом из них.
Стилистические – это референсы, которые помогают подобрать стиль вашей работы, будь то рисунок, фотография, анимация или что-то другое. Специалисты могут изучить цветовую гамму, особый наклон линий, общий стиль, дизайн, шрифт и взять на заметку что-то для себя.
Часто в этом пункте играют тренды. Например, стала модной определенная поза, стиль или цветовая гамма для фотосессии. Пример можно найти и увидеть на просторах интернета, потренироваться позировать, надеть похожую одежду или создать в студии похожую атмосферу, а после сделать собственную фотографию.
Тематические референсы – это образцы идей для сценариев, сюжетов, общей концепции работы, драматургической основы.
Например, начинающий блогер хочет стать таким же известным, как и его кумир. Для этого новичок изучает чужие видео, мониторит конкурентов, выбирает доходную нишу и тематику, которая помогла заработать популярность его кумиру, после чего решает двигаться по этому конкретному тематическому направлению.
Технологические референсы – это примеры технических аспектов работы.
Например, молодая мультипликационная студия решает создать свой мультфильм. Чтобы не провалиться со своей первой работой, она может подглядеть у более известных студий их технологии создания мультфильмов. Ей не интересны сюжеты, отдельные персонажи, общее настроение и атмосфера. Ее волнует только техническая сторона: приемы анимирования, визуальные эффекты, придание чертам лица реалистичности и т. д.
Стоит уточнить, что при работе не рекомендуется использовать только один референс. Иначе велик шанс, что получится если не точная, то вполне узнаваемая копия оригинала. Оптимальное количество референсов – 3.
Не стоит забывать, что референс – это вспомогательное средство, а не источник плагиата. С его помощью можно создать что-то свое, оригинальное и авторское, а не просто заниматься бессмысленным или невольным копированием.
Сферы применения
Сразу понятно, что референс чаще всего используют специалисты творческих направлений. Первым делом на ум приходит рисование и художники. Но на самом деле сфер применения этого инструмента очень и очень много.
Но в первую очередь, конечно, референсы нужны в изобразительном искусстве. Вы, наверное, не раз видели предложения по написанию портретов на заказ с фотографии. Это тоже пример использования референсов.
Художники их применяют по следующим возможным причинам:
Мастера традиционного рисунка и живописи тоже порой не обходятся без этого средства, тем более когда нет возможности рисовать с натуры.
Художники-комиксисты изучают позы, пропорции и анатомию, мимику людей, чтобы рисовать своих персонажей “живыми”. Или изучают животных, которых они плохо помнят или не знают мелких деталей.
Художники, которые работают с 2D и 3D, используют специальные программы. С их помощью можно отзеркалить, перевернуть изображение, нарисовать поверх него и т. д. Такими программами часто пользуются еще и графические дизайнеры, иллюстраторы, гейм-разработчики и другие.
Дизайнеры интерьера смотрят видеоэкскурсии по знаменитым дворцам-музеям, чтобы воссоздать стиль барокко в помещении заказчика. Дизайнеры сайтов используют в качестве референса страницы сайтов, а контент-маркетологи и SMM-специалисты в качестве макета подбирают популярные страницы в социальных сетях.
Представители модной индустрии часто вдохновляются с помощью референсов. Например, чтобы создать коллекцию одежды в стиле ретро, модельеры изучают старые фотографии, где им со снимков позируют женщины и мужчины прошлого столетия.
Музыканты подбирают трек-референсы, т. е. музыку, которая близка по звучанию и стилю. Она является основой для новой композиции, обладающей своими оригинальными фишками. А писатели могут использовать текстовые описания или фото, если не знают, как выглядит предмет или живое существо.
В бизнесе референсы решают сразу несколько задач. Во-первых, с их помощью можно договориться с заказчиком или исполнителем об общей концепции проекта.
Например, клиент заказал сделать съедобный подарочный набор, но не знает, что именно должно быть в качестве содержимого подарка. Тогда исполнитель присылает ему примеры своих работ на фотографиях: коробка с различными конфетами и шоколадками, фруктовая корзинка, торт и т. д. Или, наоборот, заказчик точно знает, чего он хочет, и присылает исполнителю примеры того, что должно быть в результате.
Референс помогает клиенту рассказать о своих пожеланиях, а исполнителю позволяет конкретнее узнать детали заказа.
Во-вторых, компании, чтобы завлечь потенциальную целевую аудиторию, предлагают всем желающим ознакомиться с референс-листом. Это собрание удачных завершенных проектов, описание товаров и услуг, список постоянных клиентов.
В-третьих, при поиске подходящих референсов можно заодно проанализировать ситуацию на рынке, предложения конкурентов и тренды сферы деятельности.
Еще одна ниша, где используют референсы, – это фотосъемка. Здесь действуют те же принципы, что и в бизнесе. По подобранным снимкам можно понять, что хочет получить в результате клиент, как фотографу объяснить заказчику, в какую позу ему встать и какое выражение лица сделать.
В анимационных студиях, как я уже говорила, референсами могут являться работы других компаний, видеоролики, анимации или изображения.
Референсы используют в различных областях: от искусства и дизайна до веб-разработки и бизнеса. Везде, где создается что-то новое, может пригодиться что-то уже существующее.
Особенности работы с референсами
Как я уже говорила, в качестве референсов могут выступать изображения, фотографии, тексты, видео, музыка. Но чаще всего рефками называют только рисунки и фотографии.
О главной особенности и проблеме работы с этими вспомогательными средствами я уже немного говорила. Но повторю, так как это очень важно запомнить и знать: использование референсов – это не слепое копирование. Макет не повторяется точь-в-точь, а предназначен для вдохновения или заполнения пробелов в знаниях.
Разберем на примерах, как же с ним работать:
В других сферах все идет по такому же плану. Каждый референс должен пройти через призму восприятия, опыта и вкуса человека. Нужно учиться на чужих работах, а не воровать их.
Разница между референсами и мудбордом
Что значит референс, мы уже разобрались. Это образец для вдохновения, идей или технических нюансов.
Мудборд же – это несколько референсов, которые передают общее настроение, атмосферу и стиль будущей работы. Это своеобразный рассказ о том, что будет в результате. Он может состоять из десятка или сотни изображений. По-другому, это коллаж.
Кроме картинок и фотографий, мудборд может включать в себя:
В бизнесе не ограничиваются одним мудбордом. Их делают сразу несколько, чтобы у заказчика или исполнителя были альтернативные решения, из которых они совместными силами выберут наиболее удачный вариант.
Есть специальные сервисы, которые облегчают создание мудбордов:
На последнем ресурсе есть уже готовые подборки, которые можно использовать для своей работы.
Где искать референсы
Самый простой и очевидный способ поиска референсов – использование поисковика Google или Яндекс. Главное – это написать точный и конкретный запрос. Если надо найти замок Бран в Румынии при лунном свете, то вовсе не достаточно вбить в поисковую строку “замок” или “замок в Румынии”.
Иногда поисковиков бывает недостаточно. Тогда на помощь приходят специальные сервисы. Один из самых популярных – это Pinterest, в котором собрана неописуемо огромная коллекция изображений, видео, рисунков.
Если не понравилась эта площадка, воспользуйтесь другими, например: Pixabay, Deviantart, Tumblr. Они хранят множество изображений, иллюстраций и фотографий.
Источником референсом могут стать тематические группы и страницы во ВКонтакте, Facebook, Instagram и других социальных сетях. Особенно много подходящего материала в профилях художников, фотографов и блогеров.
В фильмах, сериалах, мультфильмах, музыкальных клипах и в роликах на YouTube содержится также много полезной информации, эскизов и макетов.
Неожиданно, но и интернет-магазины могут помочь в поиске. Фотографии мебели, одежды, предметов интерьера и многого другого вы найдете на сайтах.
Для дизайнеров и иллюстраторов сокровищницей референсов стали платформы Behance и Dribbble, для фотографов – Art Partner и Kinfolk, для режиссеров и аниматоров – Vimeo.
Не важно, какой именно ресурс для поиска вы выберете, главное, не останавливайтесь на одном. Чем больше будет охват площадок, тем выше шанс найти что-то по-настоящему стоящее.
Заключение
С референсами работает поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Вспомогательные материалы – фотографии, музыка, текстовые записи, видео или что-то другое – помогают посмотреть на объект с другой стороны, узнать о нем больше и напитаться вдохновением.
С макетами, примерами, предметами восхищения и эталонами работают во многих сферах деятельности. Способы применения референсов зависят только от воображения.
Но использовать референсы – это не воровать чужую работу, не копировать ее, а интерпретировать под себя, вычленять что-то полезное, добавлять свою оригинальность и индивидуальность в конечный результат.
Для работы часто используют коллекцию референсов – мудборды. Они помогают посмотреть на всю картину целиком, выработать концепцию и сформулировать идею.