у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек весной будет большая охота
Иван Соколов-Микитов
Пеструшки
Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты, — скажут вам, — наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и силы — пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.
Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну, — думаешь, — дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.
Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротою раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.
Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.
Иван Соколов-Микитов — Пеструшки: Рассказ
Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты, — скажут вам, — наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и силы — пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.
Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну, — думаешь, — дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.
Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротою раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.
Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.
Сказки. Рассказы. Стихи
Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Рассказы о природе
Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты, — скажут вам, — наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и силы — пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.
Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну, — думаешь, — дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.
Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротою раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.
Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.
Урок литературного чтения по теме И.С. Соколов-Микитов «Пеструшки». 4-й класс
Класс: 4
Урок литературного чтения разработан с использованием технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Урок построен на основе базовой модели ВОР (вызов, осмысление, рефлексия). Основным приемом стал прием “чтение со стопом”. Суть приема состоит в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав следующую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения. Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.
Оборудование и организация урока: Столы поставлены в один общий. Учащиеся расположены парами. Пары образованы так, чтобы 1 ученик был сильным. Карточки с текстами рассказа (по частям), портрет писателя, иллюстрация мышки пеструшки, пословицы, карточки с незнакомыми словами, выставка книг И.С.Соколова-Микитова.
Технологическая карта урока.
I. Стадия вызова. | II. Стадия осмысления. | III. Стадия рефлексии. |
Вводный вопрос. Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета. | Сопоставление версий с новым фрагментом текста. | Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя. |
— Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
II. Введение в тему и постановка задач (вызов).
1. Работа в парах (парный мозговой штурм), первичный прогноз.
— Что это за высказывания?
— Что такое пословица? Что объединяет эти пословицы? (ответы детей)
— Насколько вы правы, нам предстоит проверить сегодня на уроке. Поможет нам в этом произведение И.С. Соколова-Микитова “Пеструшки” (демонстрация портрета рис.1).
— Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?
— Какого жанра будет это произведение?
(Первичный прогноз записывается на доске.)
3. Знакомство с биографией автора.
Об авторе рассказывает подготовленный ученик. (Ребенок дома самостоятельно подбирает материал, если ученик упустил главное, учителю необходимо дополнить).
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году в семье управляющего лесными угодьями купцов Коншиных. Детство его прошло на Смоленщине, в родительском доме.
Вот, что писал Иван Сергеевич о себе: “В мире старой деревни, охотничьих аксаковских угодий, старинных крестьянских песен, яснополянской усадебной тишине вырос я. Деревенскому миру. окружавшим меня простым людям, русской родной природе обязан я лирическим свойством моего таланта!”
Навсегда остались в памяти писателя праздничные народные гуляния, сельские пейзажи. В юности Соколов-Микитов много путешествовал, побывал в разных странах. В 30-е годы писатель много ездил по стране.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов умер в 1975г.
— Подумайте, что еще можно предположить о произведении.
III. Знакомство с текстом (чтение со стопом, осмысление).
Чтение до первой остановки (чтение учителем).
Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: “Ну, как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?”. Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. “Да что ты, – скажут вам, – наш Добрынюшка-богатырь мухи не обидел”. И видишь вдруг – впрямь такой мухи не обидит. А случается наоборот: росту и силы – пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.
— Что можно добавить к нашим записям? Докажите примерами из текста (работа в парах).
Прогнозы детей записываются на доску.
2. Чтение второй части (про себя).
Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку – такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь – под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. “Ну, – думаешь, – дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык – не было бы на всём свете зверя страшнее!” У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек – будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы-песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.
— Кто герой этого произведения?
— Что можем опровергнуть? Почему?
— Давайте предположим, что будет дальше? Обосновывайте свои ответы, опираясь на текст.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. “Если весело живется…”
3. Чтение до 3 остановки (хорошо читающий ученик вслух).
Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под кровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротой раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.
— Чьи прогнозы оправдались? Докажите примерами из текста.
— Почему этот маленький зверек оказался таким злобным?
— Что произойдет в рассказе дальше?
— Как вы думаете, чем закончится рассказ?
4. Чтение заключительной части (самостоятельное чтение)
Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нестерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.
— Какие из предположений у нас остались?
— Найдите в тексте отрывки, которые нам докажут, что это рассказ о животных.
5. Словарная работа. Прочитайте и попробуйте объяснить значение слов:
саженного, по пуду, верезг, лютые, юркие (слова на доске).
— Давайте сравним: как автор описывает пеструшку в начале рассказа (2 часть) и в заключительной части. Почему так произошло? (В начале рассказа мышка – пеструшка была злобной и агрессивной потому, что ей приходилось защищать свою жизнь. В заключительной части мышку кормили, не обижали и заботились о ней.) Иллюстрация мышки-пеструшки. (рис.2)
— Какие прогнозы можно было опровергнуть на начальных этапах, а мы из-за невнимательности их удерживали достаточно долго? (Если во время работы такое встречалось).
— Прочитайте еще раз 1 часть. Как вы думаете, почему свой рассказ о животных Соколов-Микитов начал именно так? (Автор таким образом вводит нас в повествование: описывает поведение людей и говорит, что такое встречается и у людей и у животных)
— Какая пословица больше подходит к рассказу? Объясните свой выбор. (Как аукнется, так и откликнется.)
— Назовите тему данного рассказа. (Рассказ о жизни мышек-пеструшек.)
— Определите главную мысль. (Необходимо заботиться о слабых.)
— Вспомните, какие чувства у вас возникали во время работы.
— Напишите “Синквейн” (приложение 1) по теме рассказа, главной мысли или по своим переживаниям.
Учащиеся по желанию зачитывают свои работы или сдают учителю.
V. Домашнее задание:
— Оцените свою работу и прикрепите карточки-настроения на доску (приложение 2).
(Дети сами оценивают, как прошел урок.)
— Вот опять звенит звонок.
Пора заканчивать урок.
Вам спасибо, молодцы!
Все вы были мудрецы.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
КАК ВЕСНА НА СЕВЕР ПРИШЛА
Для дошкольного возраста
Художник В.Федотов
Бродя по открытым проталинам в оживающей тундре, я попал в целую
«берёзовую рощу». Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по
земле крошечные полярные берёзки. Высота деревьев едва достигала
десяти-двадцати сантиметров. Однако это были настоящие берёзы с
надувшимися весенними почками, готовыми распуститься. Множество куропаток
перелетало и токовало в этой удивительной маленькой роще.
Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корнями покрытое
почками корявое деревцо и положил в сумку. Дома, в бараке, я поставил
деревцо в бутылку с водою, и через несколько дней в тепле готовые почки
стали доверчиво распускаться. Из них показались сложенные гармоникой
зелёные нежные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось. Это была
настоящая весенняя берёзка с крошечными круглыми и зазубренными листочками
величиной с крылышко мухи. Деревцо пахло обыкновенной берёзой, и этот
знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся
лес и любимую мною весеннюю охоту.
Таким же крошечным кустарничком здесь растёт ива. Тонкие упругие
стебли её прячутся в земле, поросшей мёртвой травою. На тоненьких ветках
надулись весенние пуховки. Странно видеть эти знакомые ласковые
шелковистые пуховки среди незнакомой и такой чуждой природы.