у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота

Сказки. Рассказы. Стихи

Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Рассказы о природе

Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты, — скажут вам, — наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и силы — пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну, — думаешь, — дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротою раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

Источник

Иван Соколов-Микитов
Пеструшки

Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты, — скажут вам, — наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и силы — пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну, — думаешь, — дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротою раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

Источник

У северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек весной будет большая охота

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Похожая примета

Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты, — скажут вам, — наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и силы — пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну, — думаешь, — дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротою раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

Похожая примета

Даже опытному путешественнику легко заблудиться в полярной тундре. Идешь, идешь, бывало, и ничто как будто не изменяется перед глазами. Маячат впереди далекие горы, да однообразно желтеют уже освободившиеся от снега пологие холмы. То и дело с треском срываются или быстро под ногами разбегаются белоснежные куропатки, злобно вьются над головой путешественника черные хищные чайки — поморники, с поразительной смелостью охраняющие свое гнездо, искусно скрытое в моховых кочках.

Безбрежна, однообразна таймырская тундра. Точно корявыми бородавками покрыта скудная почва, насквозь пропитавшаяся ледяной водой. Крошечная полярная березка стелется кое-где под ногами. Идешь, идешь без дороги, глубоко проваливаясь в мокром, раскисшем снегу, спотыкаясь о кочки, покрытые бурой травою. Заставив путешественника вздрогнуть, вдруг выскочит маленький бесхвостый зверек — пеструшка. Сколько в нем лютой ярости, отчаянной готовности защищать свою жизнь! Подпрыгивая над землею, он храбро набрасывается на сапог путешественника, нарушившего его покой. Замечательна жизнь этих бесчисленных обитателей тундры. Всю долгую зиму пеструшки проводят под снегом, с поразительной быстротою прорывая извилистые ходы, питаясь подснежной растительностью тундры. В летние месяцы, подобно другим, более крупным северным животным, маленькие пеструшки совершают дальние кочевки. Целые полчища этих зверьков пускаются в далекие путешествия. Смелых пеструшек не останавливают реки, крутые горные перевалы. С изумительной настойчивостью, во множестве погибая в пути, они переплывают бурные потоки, бросаются в глубокие пропасти, вползают на каменные обрывы. Зимою и летом за пеструшками охотятся многочисленные враги. В огромных количествах пеструшек истребляют полярные лисицы — песцы, ловят совы и чайки, живущие в тундре почти повсеместно. Даже северные олени — эти природные вегетарианцы — не отказываются полакомиться свежим мясом раздавленной копытами пеструшки.

Тяжелой показывается непривычному путешественнику ходьба. На первых порах как бы сами собою подламываются ноги, глухо стучит сердце в груди. Тяжелая походная ноша давит плечи, ослепительный свет полярного дня нестерпимо режет глаза. Но с каждым часом втягивается путешественник в ритм ходьбы. Ноги уверенно находят точку опоры, зрение и слух обостряются. Мало-помалу привыкаешь думать, наблюдать на ходу. С особенной остротою примечаешь и стремительный полет птицы, со свистом пронесшейся над головою, и журчание сокрытого снегом весеннего ручейка, и яростный писк пеструшки, промелькнувшей в траве под ногою. Бодрым, полным живых впечатлений возвращается путешественник из похода. После многих часов утомительной ходьбы особенно приятно увидеть дымок костра, знакомые походные палатки, разбитые на берегу реки, увидеть друзей, своих спутников, смехом и шуткой встречающих запоздавших товарищей, увлекшихся охотой в пути.

После трудного похода особенно крепко спится на постелях из мягких оленьих шкур. Бодрым просыпается путешественник, разбуженный утренними голосами птиц, пролетевших над самой палаткой. Здесь он как бы не чувствует своего возраста: молодость и бодрость к нему возвращаются…

Похожая примета

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Источник

Урок литературного чтения по теме И.С. Соколов-Микитов «Пеструшки». 4-й класс

Класс: 4

Урок литературного чтения разработан с использованием технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Урок построен на основе базовой модели ВОР (вызов, осмысление, рефлексия). Основным приемом стал прием “чтение со стопом”. Суть приема состоит в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав следующую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения. Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.

Оборудование и организация урока: Столы поставлены в один общий. Учащиеся расположены парами. Пары образованы так, чтобы 1 ученик был сильным. Карточки с текстами рассказа (по частям), портрет писателя, иллюстрация мышки пеструшки, пословицы, карточки с незнакомыми словами, выставка книг И.С.Соколова-Микитова.

Технологическая карта урока.

I. Стадия вызова.II. Стадия осмысления.III. Стадия рефлексии.
Вводный вопрос.

Выдвижение версий, связанных с развитием сюжета.

Сопоставление версий с новым фрагментом текста.Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя.

— Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

II. Введение в тему и постановка задач (вызов).

1. Работа в парах (парный мозговой штурм), первичный прогноз.

— Что это за высказывания?

— Что такое пословица? Что объединяет эти пословицы? (ответы детей)

— Насколько вы правы, нам предстоит проверить сегодня на уроке. Поможет нам в этом произведение И.С. Соколова-Микитова “Пеструшки” (демонстрация портрета рис.1).

у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Смотреть фото у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Смотреть картинку у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Картинка про у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Фото у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота

— Как вы думаете, о ком или о чем будет это произведение?

— Какого жанра будет это произведение?

(Первичный прогноз записывается на доске.)

3. Знакомство с биографией автора.

Об авторе рассказывает подготовленный ученик. (Ребенок дома самостоятельно подбирает материал, если ученик упустил главное, учителю необходимо дополнить).

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году в семье управляющего лесными угодьями купцов Коншиных. Детство его прошло на Смоленщине, в родительском доме.

Вот, что писал Иван Сергеевич о себе: “В мире старой деревни, охотничьих аксаковских угодий, старинных крестьянских песен, яснополянской усадебной тишине вырос я. Деревенскому миру. окружавшим меня простым людям, русской родной природе обязан я лирическим свойством моего таланта!”

Навсегда остались в памяти писателя праздничные народные гуляния, сельские пейзажи. В юности Соколов-Микитов много путешествовал, побывал в разных странах. В 30-е годы писатель много ездил по стране.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов умер в 1975г.

— Подумайте, что еще можно предположить о произведении.

III. Знакомство с текстом (чтение со стопом, осмысление).

Чтение до первой остановки (чтение учителем).

Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: “Ну, как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?”. Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. “Да что ты, – скажут вам, – наш Добрынюшка-богатырь мухи не обидел”. И видишь вдруг – впрямь такой мухи не обидит. А случается наоборот: росту и силы – пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

— Что можно добавить к нашим записям? Докажите примерами из текста (работа в парах).

Прогнозы детей записываются на доску.

2. Чтение второй части (про себя).

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку – такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь – под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. “Ну, – думаешь, – дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык – не было бы на всём свете зверя страшнее!” У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек – будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы-песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

— Кто герой этого произведения?

— Что можем опровергнуть? Почему?

— Давайте предположим, что будет дальше? Обосновывайте свои ответы, опираясь на текст.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. “Если весело живется…”

3. Чтение до 3 остановки (хорошо читающий ученик вслух).

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под кровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротой раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.

— Чьи прогнозы оправдались? Докажите примерами из текста.

— Почему этот маленький зверек оказался таким злобным?

— Что произойдет в рассказе дальше?

— Как вы думаете, чем закончится рассказ?

4. Чтение заключительной части (самостоятельное чтение)

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нестерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

— Какие из предположений у нас остались?

— Найдите в тексте отрывки, которые нам докажут, что это рассказ о животных.

5. Словарная работа. Прочитайте и попробуйте объяснить значение слов:

саженного, по пуду, верезг, лютые, юркие (слова на доске).

— Давайте сравним: как автор описывает пеструшку в начале рассказа (2 часть) и в заключительной части. Почему так произошло? (В начале рассказа мышка – пеструшка была злобной и агрессивной потому, что ей приходилось защищать свою жизнь. В заключительной части мышку кормили, не обижали и заботились о ней.) Иллюстрация мышки-пеструшки. (рис.2)

у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Смотреть фото у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Смотреть картинку у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Картинка про у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота. Фото у северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек будет весной большая охота

— Какие прогнозы можно было опровергнуть на начальных этапах, а мы из-за невнимательности их удерживали достаточно долго? (Если во время работы такое встречалось).

— Прочитайте еще раз 1 часть. Как вы думаете, почему свой рассказ о животных Соколов-Микитов начал именно так? (Автор таким образом вводит нас в повествование: описывает поведение людей и говорит, что такое встречается и у людей и у животных)

— Какая пословица больше подходит к рассказу? Объясните свой выбор. (Как аукнется, так и откликнется.)

— Назовите тему данного рассказа. (Рассказ о жизни мышек-пеструшек.)

— Определите главную мысль. (Необходимо заботиться о слабых.)

— Вспомните, какие чувства у вас возникали во время работы.

— Напишите “Синквейн” (приложение 1) по теме рассказа, главной мысли или по своим переживаниям.

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы или сдают учителю.

V. Домашнее задание:

— Оцените свою работу и прикрепите карточки-настроения на доску (приложение 2).

(Дети сами оценивают, как прошел урок.)

— Вот опять звенит звонок.
Пора заканчивать урок.
Вам спасибо, молодцы!
Все вы были мудрецы.

Источник

Иван Соколов-Микитов — Пеструшки: Рассказ

Так бывает: росту человек саженного, силы непобедимой, кулаки по пуду. Станешь, бывало, расспрашивать: «Ну как, грозен, чай, ваш Добрынюшка-богатырь?» Засмеются все, а сам богатырь глаза отведёт. «Да что ты, — скажут вам, — наш Добрынюшка-богатырь мухи ещё не обидел». И видишь вдруг — впрямь такой мухи не обидит. А случается и наоборот: росту и силы — пшик, а задору, а злобности, а шуму на десятерых наберётся. Это и у людей, и у зверей одинаково.

Не видел я зверя злобнее бесхвостых мышей-пеструшек, зимою и летом живущих в полярной тундре. Сколько раз, бывало, идёшь по тундре, наступишь на кочку — такой поднимается верезг, писк, даже подчас вздрогнешь. Глядишь — под ногами маленькая пеструшка. И с какой необычайной яростью бросается она на ваши огромные, по сравнению с нею, сапоги! Крошечные глазки горят, вострые зубки злобно оскалены. «Ну, — думаешь, — дать такому зверьку медвежью силу да львиный рык — не было бы на всём свете зверя страшнее!» У северных охотников есть такая примета: если в тундре много пеструшек — будет зимою богатая охота. Пеструшками питаются в тундре белые лисицы — песцы. Зимою песцы откапывают пеструшек под снегом, а летом ловят их на земле.

Вышедшая из-под снега тундра во всех направлениях изрыта бесчисленными ходами, некуда ногу поставить. Ходы эти проделаны пеструшками в зимнее время: так в течение долгой зимы под покровом снега продолжается невидимая, очень суетливая жизнь беспокойных зверьков. В бесчисленном лабиринте ходов юркие зверьки кормились, рожали и выхаживали потомство. Эту подснежную жизнь пеструшек нарушают бродящие по тундре песцы, с необычайной быстротою раскапывающие снег и ловящие пеструшек. Чутьё и острейший слух помогают песцам безошибочно находить живую добычу под толщею снега.

Однажды мы поймали в нашей походной палатке пеструшку, посадили в железный ящик и стали кормить. Не видя опасности, маленький зверёк скоро привык к людям. Нетерпимая злобность пропала, мы смело брали его в руки, и он больше совсем не кусался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *