церковь и смена пола
Загадка для пастыря: можно ли крестить транссексуала?
Многие знают, что имею честь участвовать в нескольких онлайн-проектах, в которых интернет-пользователи задают священнослужителям вопросы. Благодаря этому уже, что называется, набил руку в формате вопрос-ответ.
Вопросы поступают разнообразные. Большинство интересуются по поводу крестных, другие — советуются относительное борьбы с грехом, третьим — важна позиция Церкви на то или иное явление. Бывает и сектанты тестируют священника на знание Библии. Здесь все предельно ясно.
Но нередко передо мной встают поломанные человеческие судьбы, жизненные трагедии и безнадежное отчаяние. Честно признаюсь, что подсознательно боюсь этих вопросов, поскольку передо мной как бы возникает сложный хрупкий механизм из хрусталя — и любое неверное движение может завершиться локальным концом света для конкретного человека, семьи.
Время зазеркалья
Многое было, но не помню вопроса, который загнал бы меня в полный ступор. Обычно если вопрос сложный, то у меня есть время полистать Священное Писание, духовную литературу. В конце концов — есть интернет, который поможет подсмотреть ответы на подобные вопросы у моих коллег по сану.
На днях ко мне обратился не совсем обычный пользователь, который желает принять таинство Крещения. Другому бы я с радостью поведал, что нужно для подготовки стать христианином… а тут — опешил. Ко мне обратилась женщина, которая родилась мальчиком.
Вопрос задали в публичном формате, а не в приватной беседе, поэтому считаю, что имею право отрефлексировать ситуацию вслух. Тем более, что у меня почему-то появилось ощущение, что таких обращений к священникам станет больше в наше время духовно-нравственного зазеркалья.
Борьба мыслей
Короче говоря, мужчине, психологически чувствующем себя женщиной, в 30 лет после необходимых медицинских тестов все-таки удалось хирургическим путем сменить пол. Теперь она (он) вышла замуж и чувствует себя счастливым человеком. Но эта женщина, бывшая мужчиной понимает, что все произошедшее не совсем правильно с христианской точки зрения, но она (он) хочет посещать церковь и принять Крещение.
Откровенно говоря, во мне боролись две мысли: «он изменил, данный Богом пол!» и «но ведь он несчастное Божье создание, которое нельзя отталкивать от Церкви?». Точку в моих душевных терзаниях помог поставить веб-серфинг. Оказалось, что общецерковная позиция по этому вопросу давно имеется.
Бунт против Творца
Позиция по этому вопросу содержится в объемном соборном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году. Процитирую нужный отрывок целиком:
«Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности.
«Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность.
Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.
От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола».
Операции по смену пола – не мода, а эпидемия безумия, считает митрополит Иларион
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
«Гендерно нейтральное» отношение к детям, а также «смена пола» как решение психологических проблем обычных детей, все более пропагандируемые западными СМИ на примере известных лиц, правильнее охарактеризовать не как моду, а как эпидемию, считает глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
– Это эпидемия безумия, которая накрыла западный мир в результате потери духовно-нравственных ориентиров, – отметил владыка Иларион в программе «Церковь и мир», сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Архипастырь напомнил, что принадлежность к тому или иному полу дается человеку Богом.
– Если люди перестают верить в Бога, они начинают верить в разного рода фантомы, например, в то, что у человека может быть один пол биологический, а другой – психологический. Если какой-то человек в детстве, юности или в зрелом возрасте начинает себя осознавать принадлежащим к противоположному полу, то, с нашей точки зрения, это может быть какое-то духовное или психическое отклонение, которое, возможно, поддается лечению, в том числе при помощи психологов. Но сейчас на Западе выросло целое поколение психологов, которые, наоборот, говорят, что корректировать надо биологический пол, – сказал митрополит.
Представитель Церкви отметил, что психологи, получающие за такого рода консультации немалые деньги, порой находятся в сговоре с представителями еще одной мощной и высокооплачиваемой индустрии – индустрии операций по «смене пола».
Причем поскольку такие хирургические вмешательства, хотя и остаются достаточно дорогими, стали доступными лицам, принадлежащим к среднему классу, на Западе развивается целая эпидемия операций по смене пола, добавил архипастырь.
– Надо сказать, что очень многие люди, перенесшие подобную операцию, раскаиваются в том, что они сделали. Но их истории всячески замалчиваются, потому что наносят удары по этой индустрии и по идеологии, которая за ней стоит, – сказал иерарх, подчеркнув, что идеология эта не просто безбожная, а античеловеческая.
В заключение митрополит Волоколамский Иларион напомнил, что т.н. операция по смене пола – не что иное, как уродование и искалечивание человека, у которого просто создается видимость превращения мужчины в женщину или наоборот.
– Я говорил раньше и повторяю это сейчас: операция по смене пола — это обман и самообман, – резюмировал священнослужитель.
Напомним, что согласно «Основам социальной концепции» Русской Православной Церкви (п. Х.1.), «различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27)».
В Церкви подчеркивают (п. ХII.9), что «стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности».
Трансгендерность и церкви
Как мы можем оценить степень принятия трансгендерных людей в деноминации? Во-первых, с формальной точки зрения – через позиционные документы, в которых могут содержаться сведения о том: признает ли деноминация гендер человека в ритуалах крещения и венчания; сохраняют ли рукоположенные трансгендерные люди возможность служить после перехода; возможно ли рукоположение трансгендерных людей.
Позиционные заявления, тем не менее – только одна сторона вопроса. Часто практика в конкретных приходах или даже в целых регионах рассогласуется с позицией деноминации, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Было бы неверно заявить, что существуют деноминации, в которых нет ни одного принимающего священника или пастора. Точно так же неверно было бы заявить, что есть деноминации, в которых аффирмативны абсолютно все. Мы можем говорить о большем или меньшем принятии, а также о наличии или отсутствии открытого диалога по этому вопросу.
Следует также понимать, что принятие или отвержение трансгендерных людей не связано напрямую с позицией по сексуальной ориентации. Деноминация может занимать гомофобную позицию, но при этом принимать гетеросексуальных трансгендерных людей. Точно так же, в деноминации могут венчать гомосексуальные пары, и при этом запрещать рукоположение или крещение трансгендерных людей в избранном гендере. Наиболее ярким примером в этом смысле является Объединенная методистская церковь: эта деноминация стоит на грани раскола по вопросу брачного равноправия и рукоположения людей, находящихся в гомосексуальных отношениях. Одновременно с этим с 2008 года методисты разрешают рукоположение трансгендерных людей, а летом 2017 года пастором впервые стали небинарный трансгендерный человек.
Третья проблема, необходимая для понимания отношения к трансгендерности – подъем религиозного фундаментализма и групп, противодействующих «гендерной идеологии». Фундаменталистское мышление видит угрозу в изменении мужских и женских социальных ролей и в изменении традиционной модели семьи. Вместо того, чтобы понять разнообразие, фундаментализм пытается избавиться от него. Выбирается единственная модель, считающаяся хорошей и нравственной, все прочее называется неправильным и нравственно неприемлемым. Трансгендерные люди часто оказываются в центре полемики между группами с фундаменталистскими и группами с «либеральными», прогрессивными взглядами.
В этом очерке мы не сможем охватить все основные христианские конфессии, как принимающие, так и трансфобные. Не хватит места даже для описания принимающих деноминаций: на данный момент рукоположение трансгендерных людей разрешено в тридцати, и за каждым решением стоит отдельная история.
Мы выбрали для описания несколько конфессий – наиболее показательных, крупных, а также широко присутствующих в России и русскоязычном пространстве.
Русская православная церковь
Позиция Русской православной церкви по вопросам трансгендерности полностью выражена в документе «Социальная концепция Русской православной церкви». Этот документ был принят Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 13-16 августа 2000 года:
Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в форме болезненного чувства принадлежности к противоположному полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм). Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность. Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.
От транссексуализма надлежит отличать неправильную идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае не носит характер изменения пола.
На этот документ ссылаются все священники, которым задают вопросы о трансгендерности и позицию не меняют – во всяком случае, открыто. Дискуссии, ведущиеся во этим вопросам между мирянами, в основном маргинальны.
При этом никто из участвующих не опирается ни на научные данные, накопленные с двухтысячного года (и ранее), ни на другие источники информации.
В целом можно сказать, что открытой дискуссии о трансгендерности, и тем более конкретных изменений политики Русской православной церкви, придется ждать еще очень долго.
Римская католическая церковь
У Римской католической церкви нет официальной позиции по трансгендерности. В качестве основной опорной точки чаще всего используется параграф 2297 Катехизиса католической церкви из секции «Уважение к телесной целостности»:
«Сознательная и преднамеренная ампутация, калечение или стерилизация невинных людей, вне контекста медицинских предписаний исключительно терапевтического характера, противоречат нравственному закону».
Эту цитату можно очень ограниченно применить к трансгендерному сообществу и только к одной практике, связанной с трансгендерным переходом. Никаких документов о признании людей в избранном гендере, о рукоположении трансгендерных людей и т.д. в Римской католической церкви не существует.
Как и большинство крупных церквей, прихожане которых распространены во всем мире, Римская католическая церковь пытается найти баланс между консерваторами и либералами. Было бы легко сказать, что водораздел между двумя условными крыльями церкви пролегает в области экономической и политической развитости конкретных стран. Тем не менее, в реальности все несколько сложнее: как мы писали ранее, фундаменталистские группы возникают и в развитых странах Европы и Северной Америки.
Основными акторами дискуссии о трансгендерности являются Папа Франциск и высшие иерархи церкви, фундаменталистские группы и либеральные группы – причем и те, и другие группы, состоят как из мирян, так и из клира.
Основная задача Папы Франциска, насколько можно судить по его действиям и заявлениям – не допустить крупного раскола конфессии. Несмотря на то, что он часто считается «либеральным Папой», в его высказываниях можно найти много заявлений, которые скорее говорят о консервативной позиции. Это справедливо практически для всех конфликтных вопросов в Римской католической церкви, в том числе и для вопроса трансгендерности.
На первый взгляд может показаться, что позиция Папы достаточно однозначна: практически во всех публичных высказываниях, где он затрагивает этот вопрос, он говорит о «гендерной идеологии», которая вредит прихожанам, главным образом – детям. Это хорошо узнаваемая риторика христиан-фундаменталистов, и она не меняется на протяжении многих лет. Тем не менее, в отличие от предыдущих понтификов, Франциск встречается с трансгендерными людьми и не проявляет открытой трансфобии в разговорах с ними : не советует сменить гендерную идентичность или отказаться от нее, не требует выбирать между религией и идентичностью. К сожалению, это – единственное, что дает надежду на изменение позиции высших иерархов церкви.
В целом можно сделать вывод о том, что пока Папа не решается на открытый конфликт, который приведет к расколу конфессии (вне зависимости от того, какую сторону он или его преемник будет поддерживать в этом конфликте), его позиция будет оставаться двойственной.
Понтификат Франциска, тем не менее, привнес очень важное изменение в практики Римской католической церкви: в отличие от своих предшественников, Франциск не только допускает, но и поощряет плюрализм мнений и открытые высказывания со стороны священников, богословов-мирян и адвокационных групп.
Часто поддержка трансгендерных людей неотделима от поддержки ЛГБТ-сообщества в целом: поскольку, несмотря на все вышеперечисленное, до диалога о конкретных изменений социальной доктрины еще очень далеко, она чаще либо отвергается полностью в вопросах ЛГБТ, либо полностью признается.
Англиканское сообщество
Сообщество англиканских церквей не является жестко иерархическим объединением: оно состоит из 38 провинций, которые символически возглавляет архиепископ Кентерберийский. Все англиканские церкви находятся в полном каноническом единстве с «материнской» Церковью Англии, и в них существует взаимное согласие по ключевым доктринам. Тем не менее, в остальном церкви независимы друг от друга и могут принимать большинство решений без согласия других церквей. Большинство англиканских общин России принадлежит к Церкви Англии.
Кроме этого, существуют церкви англиканского толка, отделившиеся от англиканского сообщества по тем или иным причинам – в основном из-за несогласия с либеральным курсом сообщества. Они образовали Англиканскую епископальную церковь. В 2012 году Англиканская епископальная церковь в Европе учредила отдельную епархию в России Не стоит путать эту церковь с Епископальной церковью США, одной из самых либеральных церквей, входящих в Англиканское сообщество.
Англиканство – еще одна конфессия, находящаяся во внутреннем конфликте по вопросам ЛГБТ. Несколько англиканских церквей: Церковь Англии, Епископальная церковь США, Церковь Южной Африки и ряд других занимают прогрессивную позицию в отношении трансгендерных людей. В этих церквях трансгендерные люди имеют доступ ко всем таинствам, в том числе венчанию и рукоположению в предпочитаемом гендере. Кроме того, в Церкви Англии существует отдельная церемония смены имени для трансгендерных людей в процессе перехода.
Церковь Англии
Как уже было сказано, в отношении трансгендерности Церковь Англии занимает последовательно прогрессивную позицию. Важно отметить, что подобная позиция возможна в первую очередь благодаря усилиям самих трансгендерных людей в церкви и широкой помощи союзников-мирян: далеко не все священники и епископы настроены на изменение социальной доктрины. Многие решения в отношении трансгендерных людей принимаются исключительно благодаря адвокационным усилиям ЛГБТ и союзнических групп внутри церкви.
К сожалению, несмотря на эти шаги, принятие все еще нельзя назвать полным: так, священник может отказаться проводить церемонию смены имени, если это противоречит его совести. Кроме того, в церкви не существует механизмов защиты трансгендерных людей от дискриминации.
Лютеранские церкви
Как и в случае с большинством протестантских конфессий, невозможно говорить о единой Лютеранской церкви с едиными практиками и единой доктриной. Лютеранские церкви многочисленны, находятся в разных отношениях с государством и в разной степени зависят от его политики. Помимо этого, лютеранские церкви объединены в несколько союзов, крупнейшим из которых является Всемирная лютеранская федерация. В нее входит и крупнейшее лютеранское объединение на территории СНГ – Союз Евангелическо-лютеранских церквей.
Другие протестантские конфессии
В консультативный совет протестантских церквей в России, принявший этот документ, входят также адвентисты, пятидесятники и евангельские христиане – то есть, наиболее крупные протестантские конфессии РФ, не считая лютеранских церквей – как ЕЛКРАС, так и Церкви Ингрии (они состоят в Совете как наблюдатели).
Мы опишем общие тенденции в некоторых протестантских церквях.
Методизм
Как было сказано ранее, Объединенная методистская церковь в России занимает полностью трансфобную позицию.
Пятидесятничество
Пятидесятники и харизматы традиционно занимают трансфобную позицию, а многие конгрегации выпускают отдельные собственные заявления о непринятии трансгендерных людей.
Адвентизм
Адвентизм – крайне разнообразное направление протестантизма. Помимо широко известной Церкви адвентистов седьмого дня, существует более пятнадцати других адвентистских деноминаций.
Тем не менее, мы остановимся на крупнейшей и наиболее известной деноминации.
Адвентисты седьмого дня менее трансфобны, чем пятидесятники. В 2017 году Мировая церковь адвентистов седьмого дня и Генеральная Конференция – высший законодательный орган – приняли заявление о «трансгендеризме». В этом документе говорится о недопустимости исключения трансгендерных людей, а также вербального и физического насилия в их отношении. С другой стороны, в том же заявлении рекомендуется отговаривать трансгендерных людей от медицинского перехода.
Принимающие церкви
Мы бы хотели отдельно выделить две церкви, безоговорочно принимающие трансгендерных людей: Городскую церковь сообщества и Унитарианскую универсалистскую церковь.
Унитарии-универсалисты – одна из первых деноминаций, безоговорочно принявшая трансгендерных людей: первый трансгендерный пастор был рукоположен еще в 1988 году. Это – первая деноминация, создавшая отдельный административный орган, занимающийся потребностями ЛГБТ-сообщества. В рамках деятельности этого офиса была принята и предложена инклюзивная в том числе для небинарного сообщества форма литургии, а также введена церемония повторного крещения трансгендерных людей в предпочитаемом гендере.
♀♂ my blogg FTM
Наказание человек принимает совершив грех. И мне всегда было интересно, что же я сделал такого, что бог так наказал меня?
Моральный и религиозный аспекты
В Священном Писании и Священном Предании христианства отсутствуют какие-либо упоминания о транссексуальности и гермафродитизме, но прямо осуждается гомосексуализм, лесбиянство и трансвестизм, которые имеют другую биологическую природу. Отношение церкви к проблеме зависит от конфессии
———————————————————————————————————
В Русской Православной Церкви трансексуальность считается грехом.
Католическая Цековь, основанная, как и Православные Церкви, на Священном Писании и Предании, относится к транссексуалам проще, чем Московский Патриархат.
Официальные высказывания Католической Церкви полны противоречий.
С одной стороны, постулируется, что «пол изменить невозможно», запрещается менять пол человека в записях о крещении, запрещается рукоположение в сан для человека, сменившего пол, и Церковный Брак, венчание. Вместе с тем, брак, заключённый до смены пола Католическая Церковь признает действительным. Какое-то время Католическая Церковь даже не признавала существование транссексуализма, и феномена гендерной дисфории, в частности, об этом публично высказывался колумнист, отец William P. Saunders, но через несколько лет ситуация меняется.
В инструкции, распространённой среди Архиепископов Церкви, утверждается, что священник после смены пола может продолжать частную практику, если это не вызовет негативный общественный резонанс, а операция по смене пола может быть показана, если это жизненно необходимо для пациента, хотя тут же делается ремарка о том, что с точки зрения католической церкви, смена пола часто лишь усугубляет психологические проблемы.
Католическая Церковь сейчас считает транссексуализм, скорее, не извращением, следствием распущенности, как Православная Церковь, а психической болезнью, что ближе к точке зрения науки, большинства исследователей проблемы транссексуальности: в настоящий момент транссексуализм имеет индекс F64.0 психиатрической группы F диагнозов в классификаторе ММКБ, но в скором времени вероятно его исключение из данной группы диагнозов(вследствие выявленных в последних исследованиях биологических причин транссексуальности
———————————————————————————————————
Отдельные протестанские Церкви вообще не считают транссексуальность чем-то дурным.
В Коране отсутствую упоминания о транссексуальности, поэтому в некоторых суннитских странах были прецеденты коррекции пола; тем не менее явление всё ещё вызывает жаркие споры и дебаты, и однозначно осуждается большинством членов общества.
В Шиитском Иране транссексуалам проводятся операции по коррекции пола, государство готово взять на себя до половины расходов, при этом за гомосексуальность и лесбиянство в Иране публично казнят.
————————————————————-
Существует фильм про FtM-транссексуала Брендона Тину, убитого гомофобами: Парни не плачут.
Зачастую, негативное отношение общества к явлению имеет под собой основание в виде существования явления транспроституции, «продающей» нечто мерзкое и эпатажное (с точки зрения большинства обывателей).
Многие MtF транссексуалки, теряющие из-за давления общества, в процессе «перехода», работу, семью, социальный статус, часто остающиеся без средств к существованию и продолжению «перехода», оказываются втянуты в это явление, с которым общество никак не борется, а предпочитает не замечать его существование.
На примере нового закона в США в Церкви рассказали, к каким вещам нельзя быть толерантным
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Новый закон в Калифорнии (США), разрешающий несовершеннолетним без согласия родителей менять пол и делать аборты, ярко свидетельствует, что к определенным вещам в общественной жизни нельзя проявлять толерантность, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Как сообщил представитель Русской Церкви у себя в Telegram-канале, по новому закону AB 1184, который недавно подписал губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом, «несовершеннолетние пациенты не нуждаются в согласии родителей для смены пола, произведении аборта и других услуг, даже если держателем полиса является родитель».
При этом страховые компании не имеют права сообщать родителям о том, что их детям собираются изменить пол или сделать аборт.
«Губернатор объяснил, что закон необходим для защиты “прав на неприкосновенность частной жизни людей, получающих конфиденциальные медицинские услуги”. Возражения Калифорнийского семейного совета о том, что подобные нововведения нарушают родительские права, фактически отстраняют родителей от участия в жизни собственных детей по принципиальным вопросам, не были услышаны», – добавил Владимир Легойда.
Как заметил в этой связи представитель Церкви, складывает впечатление, что «западный мир постигла не только эпидемия коронавируса, но и какой-то массовый психоз физического и психического самоуничтожения».
«Хотелось бы избежать подобного в нашей стране. К таким вещам нельзя проявлять толерантность и “просто не обращать внимание”. Иначе наше общество быстро перейдет от стадии “немыслимо” к стадии “действующая норма”», – заключил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Напомним, что согласно «Основам социальной концепции» Русской Церкви (п. Х.1.), «различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27)». А согласно п. XII.2, Православная Церковь «ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта».