традиции и ритуалы органов безопасности
История органов пограничной службы
Знаменные традиции
Среди пограничных традиций особое место занимают знаменные традиции и связанные с ними воинские ритуалы. Учитывая их огромное моральное значение в идеологическом, военно–патриотическом воспитании воинов, первостепенное внимание уделялось церемонии вручения, независимо от вида знамени, будь то боевое, наградное или шефское. Поэтому уже с первых дней создания пограничной охраны ее руководство стремилось выработать единую форму, как для армейских частей, так и для пограничных.
Начиналась церемония с выноса к месту торжественного построения Боевого Знамени на древке и в чехле специально назначенной знаменной группой из трех наиболее заслуженных бойцов. Им было положено следовать в трех шагах за вручающим начальником. Оркестр исполнял гимн Советского Союза.После доклада командира начальник, прибывший для вручения Красного знамени, здоровался с чаcтью, а затем подходил к знаменщику, который в это время наклонял древко и держал его горизонтально обеими руками. Вручающий разворачивал полотнище и становился лицом к части, поставив знамя отвесно и придерживая его правой рукой, зачитывал Грамоту Президиума Верховного Совета СССР и текст «Положения о Красном знамени воинских частей Красной Армии», после чего вручал под звуки государственного гимна Красное знамя и Грамоту командиру части. Тот, приняв Боевое Знамя и Грамоту, зачитывал текст военной присяги, который воины громко за ним повторяли. Закончив чтение, командир целовал край знамени, а затем передавал его знаменщику. Под звуки гимна знаменная группа проходила вдоль всего строя, где для нее уже было установлено место. Бойцы приветствовали Боевое Знамя криком «Ура». Начальник, вручивший Красное знамя, поздравлял часть, бойцы отвечали криком «Ура», и вновь звучал государственный гимн. Завершалась церемония торжественным маршем личного состава части, после чего знамя уносили к месту хранения.
Следует отметить, что в советских пограничных войсках широко использовались различные формы эмоционального воздействия знамени, а некоторые из них, наиболее эффективные, становились затем традициями.
Например, церемония вручения воинской части ордена и его прикрепления к знаменному полотнищу. Эта традиция родилась в годы Гражданской войны. Особым приказом Реввоенсовета Республики от 8 мая 1919 года определялось, что «. орден Красного Знамени может быть присужден войсковым частям Красной Армии за особые отличия, оказанные в боях, для крепления его на имеющихся революционных знаменах». Последующие награждения показали их большую воспитательную эффективность. В Положении от 1943 года церемониалу вручения и прикрепления ордена отводился целый раздел. Так, «. ордена Союза ССР, которыми награждаются войсковые части и соединения, прикрепляются к Красному знамени в левом верхнем углу полотнища на лицевой стороне». Широко распространилась эта церемония и в пограничных войсках. Наличие боевых наград на знаменном полотнище не только придавало ему особое моральное значение, но и вызывало обоснованную гордость у пограничников, стремление образцово выполнять служебно–боевые задачи под орденоносным Боевым Знаменем.
Понимая высокое нравственное значение государственной награды, военное руководство предпринимало меры по художественному оформлению наградных отличий воинских частей и соединений. В 1948 году были введены орденские ленты к Боевым Знаменам орденоносных частей, которые соответствовали рас¬цветке ордена. Их наличие на древке придавало Боевым Знаменам особое значение воинской доблести. Выполнялись ленты на высоком художественном уровне: в верхней части завязывались в виде банта, в центре которого помещалась розетка из красного шелка, внизу – две кисти из золотистого шелка. Если часть имела несколько орденов, столько же крепилось и лент.
К лету 1950 года было изготовлено 40 таких регалий для орденоносных пограничных частей. В настоящее время ордена и орденские ленты прикреплены к Знамени Государственного комитета пограничных войск (орден Трудового Красного Знамени БССР, которым были награждены пограничные войска ОГПУ Белорусского округа) и к Боевому Знамени 86 пограничного отряда (орден Красного Знамени, которым был награжден 86 пограничный отряд).
Таким образом, бережное сохранение и соблюдение исторической преемственности традиций пограничных войск – одна из благороднейших задач современных защитников рубежей Беларуси, потому что они органично вписываются в современную служебно–боевую деятельность пограничников, воспитывая у них особое уважение к героическому прошлому пограничников Беларуси.
Научно–информационный сборник. Мн., ГКПВ, 2004., выпуск №5. С.35–46.
Пограничные ритуалы
Смотреть что такое «Пограничные ритуалы» в других словарях:
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Деперсонализация — опыт лиминальности как метафизический опыт свободы. Человек является носителем свободы духовного начала, не врожденного генетически, добытийного и сверхбытийного, открывающегося в небытие. Именно эта открытость небытию и отличает человека от… … Проективный философский словарь
Вялотекущая шизофрения — Вялотекущая шизофрения, или малопрогредиентная шизофрения[1][2][3] … Википедия
Секта — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия
Персия — (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора
Навя́зчивые состоя́ния — (синоним: обсессии, ананказмы, навязчивость) непроизвольное возникновение непреодолимых чуждых больному мыслей (обычно неприятных), представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, действий при сохранности критического к ним… … Медицинская энциклопедия
Психастения — I Психастения (греч. psychē душа + asthenia бессилие, слабость) нарушение психической деятельности в форме Психопатии (психастеническая психопатия) или невроза навязчивых состояний. Психастеническая психопатия начинает формироваться в детском… … Медицинская энциклопедия
ПОРТУГАЛИЯ. ИСТОРИЯ — Древний период. Хотя на территории нынешней Португалии обнаружены многочисленные следы человеческой деятельности эпохи палеолита, культуры западной и юго западной частей Пиренейского п ова начали формироваться лишь за последние 10 тыс. лет.… … Энциклопедия Кольера
ТАИЛАНД. ИСТОРИЯ — Ранний период. Предки тай переселились, вероятно, из южного Китая, и эти миграции происходили по речным долинам на протяжении нескольких столетий. В 11 и 12 вв. мигранты достигли рубежей кхмерской империи, центром которой был Ангкор (на… … Энциклопедия Кольера
АНАТОЛИЯ — Географические условия. Область древней Анатолии как культурной общности приблизительно совпадает с территорией современной Турции. Сердце страны плато, высотой 900 м над у.м. На севере свободному доступу к Черному морю мешают покрытые густыми… … Энциклопедия Кольера
История пограничных войск СССР/РФ. Справка
28 мая в России отмечается День пограничника.
В этот день в 1918 году декретом СНК учреждена пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление пограничной охраны. День пограничника СССР установлен в 1958 году. В современной России День пограничника ‑ 28 мая ‑ установлен указом президента РФ от 23 мая 1994 года «в целях возрождения исторических традиций России и ее пограничных войск». Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ создана указом президента России от 30 декабря 1993 года, была подчинена непосредственно президенту и правительству РФ. Указом президента России от 11 марта 2003 года Пограничная служба передана в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ) России.
Своими корнями история пограничной службы России уходит в далекое прошлое. Борьба со степными кочевниками заставляла русские княжества возводить на подступах к своим владениям богатырские заставы, а также приграничные крепости‑города. Во второй половине XIV века в связи с частыми набегами татар на русскую территорию на южных и юго‑восточных окраинах Московского княжества стали выставляться сторожевые отряды (сторожа) и станицы, которые высылали конных наблюдателей. Позже стали возводить засечные черты и пограничные укрепленные линии.
В 1571 году появилось «Уложение о станичной службе», регламентировавшее права и обязанности стражи и порядок охраны рубежей. В 1574 году был назначен единый начальник над сторожевой и станичной службой. С ростом внешней торговли в 1754 году создаются пограничные таможни. Охрана границы осуществлялась драгунскими полками, рассредоточенными по форпостам, и таможенными вольнонаемными объездчиками. В октябре 1782 года указом императрицы Екатерины II был учрежден институт «таможенной цепи и стражи» для охраны границ и осуществления пограничного контроля.
В 1827 году вступило в силу «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи», которая была подчинена департаменту внешней торговли Министерства финансов России. В октябре 1893 года пограничная стража была выделена из департамента внешней торговли в отдельный корпус пограничной стражи Министерства финансов (ОКПС). Главными задачами ОКПС были борьба с контрабандой и незаконным переходом границы.
С началом первой мировой войны большинство частей ОКПС перешло в распоряжение военного командования и влилось в состав полевых армий. В 1918 году ОКПС был расформирован.
30 марта 1918 года при Наркомате финансов РСФСР было создано Главное управление пограничной охраны, в 1919 году переданное в ведение Наркомата торговли и промышленности. На пограничную охрану возлагалась борьба с контрабандой и нарушениями государственной границы. 24 ноября 1920 года ответственность за охрану границы РСФСР была передана Особому отделу ВЧК. 27 сентября 1922 года охрана границы перешла в ведение ОГПУ, был сформирован отдельный пограничный корпус войск ОГПУ.
С июля 1934 года руководство пограничными войсками осуществляло Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД СССР, с 1937 года ‑ Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР, а с февраля 1939 года ‑ Главное управление пограничных войск НКВД СССР. В 1946 году пограничные войска были переданы в ведение вновь созданного Министерства государственной безопасности СССР, а в 1953 году ‑ МВД СССР. В 1957 году было сформировано Главное управление пограничных войск КГБ СССР.
По традиции в День пограничника все служившие в погранвойсках надевают форму, зеленую фуражку и собираются в парках. В Москве это Сокольники, Измайлово, Парк имени Горького и Поклонная гора. Одна из традиций празднования Дня пограничника ‑ купание в фонтанах. Встречаются также у памятника Юрию Долгорукому или на Красной площади. У тех, кто служил в погранвойсках еще во времена СССР, есть свои клубы с традициями, флагами и ритуалами.
В День пограничника производится праздничный фейерверк в городах‑героях и в городах, где расположены управления пограничных округов и групп пограничных войск. К 90‑летию Пограничной службы, которое отмечается в 2008 году, Комиссией по награждению общественными наградами и памятными знаками учреждена юбилейная общественная медаль «90 лет Пограничной службе».
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Рассмотрим более подробно данный ВУЗ, какие есть необходимые правила приема, как добраться и где остановиться родственникам.
История создания
История Московского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации начинается 4 февраля 1932 года, когда приказом ОГПУ СССР была сформирована 3-я школа пограничной охраны и войск ОГПУ в городе Москве.
В соответствии с постановлением ЦИК СССР и приказом ОГПУ от 16 апреля 1933 года школе было вручено Боевое Красное Знамя, а в июле 1934 года присвоено имя видного политического деятеля Вячеслава Рудольфовича Менжинского.
В апреле 1937 года 3-ю пограничную школу преобразовывают в Московское военное училище связи пограничной и внутренней охраны, которое готовит связистов, оружейных техников, руководителей административно-хозяйственной службы.
В суровые годы Великой Отечественной войны училище перешло на ускоренную подготовку командиров для подразделений специального назначения. В 1941 году подразделения училища входили в состав Северо-Восточной зоны обороны Москвы, курсанты принимали участие в возведении оборонительных сооружений на подступах к столице. В стенах учебного заведения готовили диверсионно-разведывательные группы, которые засылали в тыл наступающего противника для дезорганизации системы его боевого обеспечения.
Воспитанники училища мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Они были в составе практически всех подразделений на передовой, отважно бились с фашистами в составе партизанских отрядов, в частях охраны тыла героической Красной Армии. Свидетельство тому – 22 Героя Советского Союза и более полутора тысяч наших выпускников, награжденных государственными и правительственными наградами.
В феврале 1945 года курсанты училища с честью выполнили задание государственной важности по обеспечению проведения Ялтинской конференции глав правительств союзных держав.
24 июня 1945 года на Красной площади состоялся Парад Победы. Вместе с фронтовиками в парадном строю торжественно прошли курсанты училища.
После войны в училище были осуществлены фундаментальные преобразования, связанные с реорганизацией системы охраны границы страны. 16 апреля 1966 года наш вуз был преобразован в Московское высшее пограничное командное училище КГБ при Совете Министров СССР.
За заслуги в деле подготовки кадров для органов и войск Комитета государственной безопасности в 1967 году училище было награждено орденом Красного Знамени, в 1982 году — орденом Октябрьской Революции.
За достижения в деле подготовки специалистов зарубежных стран училище удостоено высоких правительственных наград Монгольской Народной Республики и Венгерской Народной Республики.
С 1978 по 1992 год училище носило гордое имя Моссовета.
В мае 1992 года училище переходит на подготовку кадров по специальности «Правоведение» со сроком обучения 5 лет. С этого момента выпускникам присваивается квалификация «юрист».
В сентябре 1993 года училище преобразовано в Институт.
Обучение курсантов и слушателей вуза осуществляется педагогами с высокой научной квалификацией и большим практическим опытом. Около 70% профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени и ученые звания.
Совершенствование организации образовательного процесса на основе фундаментальности и научности обучения, внедрения инновационных педагогических технологий, компьютерных обучающих программ, повышение эффективности системы образования, учебной материально-технической базы являются приоритетными направлениями деятельности всего Института.
Успешно освоившие программу подготовки водителей транспортных средств категории «В» и сдавшие квалификационные испытания получают водительское удостоверение.
Особое внимание в Институте уделяется довузовской подготовке абитуриентов. Ежегодно с октября по апрель функционируют подготовительные курсы. Опытные преподаватели, офицеры-воспитатели и курсанты старших курсов проводят занятия в профильных кадетских и лицейских классах средних школ города Москвы и Московской области.
Наращивание научного потенциала вуза производится посредством подготовки ученых в докторантуре и адъюнктуре Института в очной, заочной формах, а также в форме соискательства.
Работа кружков, секций, проведение тематических вечеров, диспутов, читательских конференций способствуют нравственному и эстетическому воспитанию курсантов, совершенствованию общеобразовательного уровня, формированию творческой активности. Значительную часть этих задач решает клуб Института.
Большую работу по патриотическому воспитанию нового поколения пограничников проводит ветеранская организация. В тесном взаимодействии с активом учебных групп и руководителями курсов ветераны-пограничники оказывают молодым сотрудникам помощь и моральную поддержку.
Начиная с июня 1945 года личный состав Института является постоянным участником всех военных парадов на Красной площади, что вызывает у курсантов особую гордость. Этой чести удостаиваются лучшие из лучших: они представляют не только Институт, но и всю федеральную службу безопасности. В Институте бережно сохраняются и преумножаются боевые и чекистские традиции и ритуалы. Неизгладимое впечатление производит на всех курсантов приведение к Военной присяге и посвящение в пограничники. Это событие остается в памяти каждого из них на всю жизнь.
Формы обучения
Существующие специальности
Какое можно получить образование
Институт оказывает услуги среднего профессионального и высшего образования, адъюнктуры и докторантуры, а также дополнительного профессионального образования. На базе института также можно обучиться и получить права категории «В». В Обнинском филиале производится обучение только по программе среднего профессионального образования.
Как поступить в учебное заведение
Поступать в учреждении могут не служившие парни в возрасте от 16 до 22 лет, и служившие абитуриенты в возрасте до 24 лет (на момент зачисления). Абитуриенты на программу среднего образования должны иметь уровень образования не ниже 9 классов общеобразовательной школы, для высшего образования – 11 классов, либо среднее профессиональное образование с прохождением программы 11 классов.
Граждане, уже имеющие высшее образование, на обучение не принимаются.
Какие нужно предоставить документы
Помимо этого, поступающий должен иметь при себе деловую одежду для экзаменов, а также спортивную форму.
Какие сдавать экзамены
Поступление на программу высшего образования производится на конкурсной основе на основании результатов ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, а также дополнительных вступительных испытаний по истории (тестирование) и физической подготовке.
Поступление на программу среднего профессионального образования производится на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, проводимых учебным заведением самостоятельно (тестирование), по русскому языку, обществознанию, истории и физической подготовке.
Нормативы по физической подготовке
Нормативы засчитываются по системе «зачтено-не зачтено», однако результаты рассчитываются по сложной бальной системе, с которой можно ознакомиться в вышеуказанном нормативно-правовом акте ФСБ:
Абитуриенты имеющие спортивные разряды, звания мастера спорта или кандидата в мастера получают дополнительные баллы. Кандидаты, не прошедшие отбор по физической подготовке, для дальнейшего поступления не допускаются.
Есть ли другие тесты и нормативы
Абитуриенты на военно-врачебной экспертизе проходят таких специалистов, как:
Помимо этого, до ВВК кандидат должен самостоятельно пройти такие процедуры и сдать такие анализы, как:
По результатам ВВК кандидат должен быть признан годным к военной службе.
Конспект Тема по ВПП № 10 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации
А. КУЛЕБА, полковник запаса
Профессия солдата — одна из самых древних, важных, ценимых и уважаемых. Народы нашего Отечества доверяли своим воинам самое дорогое — суверенитет страны. И чтобы оправдать это доверие, они мужественно и храбро, не щадя своей жизни, защищали Родину, творили, берегли и приумножали ее героические боевые традиции. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.
Традиции Вооруженных Сил Российской Федерации
Воинские традиции, являясь частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных, не однородны. Одни из них общие для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии.
Наиболее общими и главенствующими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение военнослужащих и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Боевые традиции — сердцевина системы воинских традиций, ее главная составная часть.
Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. В основе воинской деятельности и боевых традиций русской армии лежали три основополагающих нравственных понятия — «патриотизм», «воинская честь» и «воинский долг». Их морально-этической основой традиционно служила православная вера.
К основным боевым традициям армии нашей страны относятся:
— любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту;
— верность Военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
— героизм, стойкость и мужество;
— самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
— личный пример командира в бою, забота о сохранении жизни подчиненных при ведении боевых действий;
— уважение к командиру и его защита в бою;
— верность союзническому долгу;
— отдание воинских почестей военнослужащим, погибшим в бою;
— гуманное отношение к поверженному врагу, населению стран противника и пленным и др.
На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали великие отечественные полководцы и военачальники. Так, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России.
Под патриотизмом (от греч. patris — «родина») понимается преданность и любовь к своему Отечеству, народу и готовность к подвигам во имя своей Родины.
Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою.
Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал — лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам.
Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска (1238 г.). На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости. Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков.
А вот более близкий к нам во времени пример. В ходе боевых действий на территории Республики Афганистан (1979–1989 гг.) душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда советских десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели огонь из пулеметов на флангах. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.
На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей.
Наиболее точно сформировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он писал: «Сам погибай, а товарища выручай». Эти слова непобедимого полководца стали девизом всех российских воинов.
Традиция войскового товарищества получила наиболее полное развитие в годы Великой Отечественной войны. О фронтовой дружбе находим проникновенные строки в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»:
Свет пройди — нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
Дружбы той святей и чище,
Что бывает на войне.
Важной особенностью войскового товарищества является взаимная выручка. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью и попустительством. Войсковое товарищество предполагает помощь товарищам словом и делом.
Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. Русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под крепостью Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Таджикистане, на Северном Кавказе.
Например, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.
Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой. Так, 28 мая 1985 г. гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время вражеской атаки, когда душманская граната упала вблизи солдат, не раздумывая, накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.
К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. С древних времен русские полки шли в бой с развернутыми знаменами, во время сражений ими подавались сигналы, около них разгорались самые ожесточенные схватки. Испокон веков в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них отражались слава и гордость победителей.
В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».
При Петре I в русской регулярной армии и на флоте были введены знамена для частей и кораблей, под ними стало проходить принятие присяги. В Воинском уставе 1716 г. говорилось: «Кто к знамени присягнул единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Морской устав гласил: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпела и марсели под страхом лишения живота».
Петром I были лаконичны и емко сформулированы требования к чести Боевого знамени и Военно-морского флага: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем. » В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил».
В русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом.
История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью.
Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. Эта традиция продолжается и в российских Вооруженных Силах. Имена героев не только заносятся в списки воинских частей и подразделений, но и присваиваются кораблям, воздушным судам.
Традиция увековечения памяти погибших при исполнении воинского и служебного долга военнослужащих получила нормативное закрепление в Законе Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В Вооруженных Силах РФ используются следующие формы увековечения:
— установление памятника (памятного бюста, монумента, мемориальной доски) на Родине погибшего военнослужащего;
— присвоение имен погибших военнослужащих образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам, оформление уголков (стендов) в школах, где они проходили обучение, переименование улиц, проспектов и площадей;
— занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, организация и проведение различных спортивных турниров памяти погибших военнослужащих и др.
К началу ХХ века наградная система включала в себя десятки орденов и медалей. Герои войны в защиту Отечества получали признание и почитались в российском обществе. Отличившиеся на поле брани не только воины, но и целые воинские части и корабли награждались памятными реликвиями: знаменами, штандартами, серебряными трубами. В наши дни государственная наградная система сформулирована Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Наряду с этим создана богатая и разнообразная ведомственная наградная система.
Еще в Древней Руси сложилась замечательная традиция — оставлять память о военных походах. Она не только закреплялась во все последующие времена существования Российского государства, но и непрерывно развивалась, приобретая новые формы. Произрастающая из нее важнейшая традиция Вооруженных Сил России — глубокое уважение к памятникам и местам захоронений воинов, погибших при защите Отечества.
Забота о членах семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, является не только одной из традиций, но и нравственным долгом и обязанностью воинских коллективов.
Работа по оказанию социально-правовой помощи членам семей погибших военнослужащих в Вооруженных Силах России ведется по нескольким направлениям, например:
— организация встреч командования с членами семей погибших;
— содействие в поступлении их детей в суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса, другие ведомственные образовательные организации;
— разъяснение членам семей порядка реализации льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных для них законодательством;
— оказание материальной помощи членам семей с использованием при этом возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, благотворительных фондов и т. д.
К числу важнейших воинских традиций относится забота о ветеранах Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов, а также ветеранах военной службы.
Такая работа — один из элементов повседневной деятельности Министерства обороны, при этом ветеранские организации, в свою очередь, активно привлекаются к патриотическому воспитанию молодежи.
Таким образом, что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Вкратце дать ответ на этот вопрос можно так:
— точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;
— быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;
— по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;
— строго хранить государственную тайну, проявлять бдительность;
— дорожить дружбой и войсковым товариществом;
— помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.
Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, ритуал, воинский ритуал.
Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение.
Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях.
Церемония — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.
Ритуал — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд».
Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях.
Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту.
Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.
К числу основных воинских ритуалов, закрепленных в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, следует отнести:
— приведение к Военной присяге;
— вручение боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям;
— вынос Боевого знамени воинской части (в ВМФ — подъем и спуск Военно-морского флага);
— вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия;
— заступление на боевое дежурство;
— развод и смена караулов;
— военные парады, салюты, годовые праздники частей (кораблей);
— строевые смотры и др.
Рассмотрим некоторые из них.
Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к Военной присяге.
Военная присяга — официальная торжественная клятва гражданина, впервые поступающего на военную службу или приносимая в иных, предусмотренных законом случаях, выполнять обязанности по защите Отечества.
Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников — первых профессиональных военных — существовал ритуал посвящения в воины. Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю.
В русской императорской армии до октября 1917 г. сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит».
Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является воинское приветствие или, как говорили в старину, ритуал чинопочитания. В древние времена и в Раннее Средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В Средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.
Уже в первом отечественном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1648 г. были регламентированы вопросы чинопочитания. В 1809 г. при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 г. была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал, который стал одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии.
В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие». «Воинское приветствие, — говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, — является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности».
Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать: могилу Неизвестного солдата; братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг при каждом прибытии на военный корабль и убытии с него; похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.
Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых возможностей и техники безопасности.
Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.
Значительную роль в организации служебно-боевой деятельности играет ритуал развода и смены караула. В русской армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. В XVIII–XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности.
В настоящее время цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью контроля личного состава, состояния его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.
Большим событием в жизни каждого подразделения является прием молодого пополнения и распределение его по подразделениям. Это один из первых ритуалов, в котором участвуют молодые воины.
Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения личных, деловых и профессиональных качеств каждого солдата (матроса).
Одна из важных боевых традиций российских Вооруженных Сил — сохранение памяти о воинах, павших в сражениях. Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 г. как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями».
Наряду с этим в русской армии с 40-х годов XIX в. стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. Современный Устав внутренней службы (ст. 231) также содержит описание ритуала упоминания на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений.
Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений.
С парадами неразрывно связаны салюты. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.
Этот ритуал, как и многие другие, вызывает внутренний подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.
Огромное значение в воинских ритуалах традиционно имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивой, вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!»
Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный.
Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.
Наряду с перечисленными и другими ритуалами сформировались ритуалы, отражающие специфику служебно-боевой деятельности других видов и родов войск, силовых ведомств, военных образовательных организаций.
Воспитательное воздействие ритуалов усиливается в связи с торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью их проведения, которые не только убеждают в необходимости следовать традициям, но и воодушевляют военнослужащих на добросовестное отношение к служебному долгу.
Таким образом, традиции и ритуалы представляют собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми.
В них отражаются морально-боевые качества воинов, нормы и правила их поведения на службе и в бою, везде, где приходится охранять государственные интересы нашей Родины. Это элементы их боевого наследия, это нравственные и моральные ориентиры, позволяющие новым поколениям избирать правильную линию поведения в сложных и экстремальных ситуациях.
Как убедительно показала жизнь, традиции и ритуалы формируют у военнослужащих стремление как можно лучше выполнить свой воинский долг, быть достойным славы старших поколений.
Методические рекомендации
1. Занятие целесообразно провести в форме рассказа-беседы, свободного диалога офицера с солдатами (матросами), в ходе которого периодически обращаться к военнослужащим с постановочными проблемными вопросами.
2. Руководителю во время занятия целесообразно использовать фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы, а также видеофрагменты из документальных и художественных фильмов, показывающих красоту воинских ритуалов, или видеозаписи о торжествах в своей воинской части.
5. Рассмотрение вопросов следует проводить в тесной связи с традициями своей части, с учетом служебного опыта военнослужащих, а также специфики ритуалов, проводимых в соответствующем виде (роде) войск.
На занятии руководителю (при необходимости) целесообразно также обратить внимание военнослужащих на причины и последствия негативных традиций и ритуалов, имеющих место в некоторых подразделениях.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Горбылев М.И. Боевые традиции вооруженных сил: символы воинской чести : Учебное пособие — М. : Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы, 2008.
5. Ендовицкий Д.А. Военно-политическая работа : Учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, Ю.Н. Коренчук, В.Г. Шамаев. — М. : КНОРУС, 2021.
6. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы — М. : Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.
7. Максимов С.Г. Русские воинские традиции — М. : Вече, 2015.
8. Серых В.Д. Воинские ритуалы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Воениздат, 1986.