существуют ли на самом деле приметы
Стоит ли верить в приметы?
Приметы и суеверия испокон веков существуют у самых разных народов, и вера в них зачастую доходит до абсурда. Люди подвержены им по самым разным причинам. Одни – из желания легкой удачи и наживы, другие – из страха перед теми или иными событиями, а третьи просто запомнили то, что еще в детстве им рассказывала бабушка, и не имеют никакого весомого повода не доверять ее словам. Так стоит ли на самом деле верить в народные приметы и пытаться понять значение знаков судьбы для того, чтобы избежать несчастья и поймать удачу за хвост?
Распространенные суеверия и их связь с реальностью
Одно из самых распространенных суеверий связано с черными кошками, перебегающими дорогу. Скорее всего, оно имеет отсылку к временам Средневековья, когда люди боялись ведьм.
По поверьям, те имели возможность перевоплощаться именно в этих животных. К слову, в Древнем Египте кошки, независимо от своего окраса, считались священными животными, и мысли о том, что они могут принести неудачу, показалась бы египтянам довольно странной.
Также одним из самых популярных суеверий является такое понятие, как «постучать по дереву». Якобы подобным образом можно избежать нежелательных событий. Такая примета связана со старинными легендами, повествующими, что в деревьях живут добрые духи, помогающие отпугнуть неудачу.
Самые страшные суеверия связаны с 13-м числом, выпадающим на пятницу. По статистике, этой даты боятся около 17 миллионов человек только в одной Америке.
Тем не менее, она не связана с каким-то определенным событием. Число 13 давно зарекомендовало себя как несчастливое: Иуда был 13-м сотрапезником, он же упоминается в 13-м Писании, а в 13-й главе Евангелия рассказывается о его предательстве.
В каббале было 13 злых духов, а в 13-й главе Апокалипсиса сказано об антихристе. Распятие Иисуса случилось в пятницу. Вероятно, что в связи со всем этим в XIX веке и зародилось поверье о нехорошем дне.
Приметы и суеверия, в которые стоит верить
Существуют приметы и суеверия, в которые верить буквально может и не стоит, но придерживаться их иногда необходимо. Некоторые из них связаны с беременностью.
Считается, что если беременная будет играть с кошками, то ребенок родится несчастливым. Можно с уверенностью сказать, что на счастливой судьбе ребенка этот процесс вряд ли отразится, а вот заразиться токсоплазмозом от животного вполне можно, что в этот период является крайне нежелательным.
Другое поверье: чтобы ребенок не родился косолапым, нельзя сидеть, скрестив ноги. Эта примета имеет отношение скорее к здоровью матери: при таком положении кровообращение в конечностях нарушается, и с учетом того, что нагрузка на них и так постоянно повышена, может развиться варикозное расширение вен.
Еще одна народная примета гласит: нельзя никому показывать ребенка, пока ему не исполнится шесть недель и не будет проведен обряд воцерковления, иначе его могут сглазить.
Лучше всего действительно ей следовать: в этот период организм ребенка ослаблен, а посторонние люди могут принести в дом инфекцию.
Когда приметы сбываются?
Формальная логика, опирающаяся на четкие правила и законы, опровергает миф о приметах. Но в то же время психологи склонны считать, что человек притягивает к себе то, о чем постоянно думает.
Поэтому приметы действительно имеют свойство сбываться у тех людей, которые в них верят. Рассыпали соль и уверены, что с кем-то поругаетесь? Скорее всего, так и произойдет, потому что вы уже настроили себя на ссору с кем-то из близких.
Нашли монетку и уверены, что она к какому-то радостному событию? Вы будете ждать что-то приятное, и оно также произойдет, ведь каждый день наполнен множеством хороших моментов, но далеко не всегда вы обращаете на них внимание.
Поэтому если уж и верить в приметы и суеверия, то только в те, которые несут за собой что-то хорошее.
Хотите знать о приметах больше? Смотрите следующее видео:
Почему так много людей верят в приметы?
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.
«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»
«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»
«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»
«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»
«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»
Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.
Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.
Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.
Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?
Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстрактном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.
Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.
Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:
…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.
Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.
Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).
Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.
Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве.
Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.
Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.
Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.
Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату.
И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.
Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.
Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрослом опыте жизни.
Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологической травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.
Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.
С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.
Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.
Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.
Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.
Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.
И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.
Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.
Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:
«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.
Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.
Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).
Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.
Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».
Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».
Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:
«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».
Суеверия, в которые верят люди
Суеверия, в которые верят люди: Pixabay
Современные люди не менее суеверные, чем их предки. За период существования человечества предубеждений накопилось немало, они стали частью мировоззрения и приобрели новые оттенки значений. Как влияют суеверия на жизнь, что стоит за ними и какие самые популярные?
Посидеть на дорожку
Славяне-язычники верили, что если внезапно сорваться в дорогу, то домовой последует за хозяевами и дом останется без присмотра. Присаживаясь на дорожку перед отъездом, люди как бы обманывают домового и злых духов, которые могут увязаться следом за ними. Путешественники делают вид, что не уезжают, а на пару минут присаживаются. Это делают даже те, кто остается дома.
Принято прислушиваться к знакам: любой стук, падение предмета или случайно оброненное слово могли подсказать, как пройдет поездка, будет ли удачной. С точки зрения психологии, такое суеверие позволяет успокоиться и собраться с мыслями, чтобы ничего не забыть.
Необходимо посидеть перед дорогой: Pixabay
Необычное поведение птиц
Птиц часто ассоциируют с душами умерших. Если в окно бьется птица, то это душа предка пришла за кем-то из ныне живущих. Это предвестие смерти или трагического события.
По кукованию кукушки можно предсказать долгую жизнь или скорую кончину. Если кукушка кукует долго, то проживете много лет. Если она прокуковала за спиной у спрашивающего, то и жизнь его останется за спиной, есть риск преждевременного ухода в мир иной.
Запрет на купание после Ильина дня и поедание яблок до Спаса
Некоторые народные суеверия связаны с календарными праздниками. Считалось, что купание после Ильина дня (2 августа) — табу.
Писатель и этнограф Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» пишет, что такое поверье позволяло предупредить болезни у детей, ведь августовские дни становились прохладнее и возрастал риск простудиться после купания.
Есть яблоки до Яблочного Спаса (19 августа) считалось плохой приметой. По мнению Владимира Даля, это делали, чтобы уберечь урожай фруктов, дать ему созреть.
Стук по дереву
Многие люди стараются не рассказывать о своих замыслах до их воплощения. Но если уж рассказали, то спешат три раза постучать по дереву. Наши предки, совершая такое действие, призывали на помощь духов, которые, как утверждали языческие легенды, жили в корнях деревьев.
Из деревьев раньше делали деревянных идолов для защиты дома. Изготавливают их и сейчас. Так что стук по дереву, чтобы не сглазить, — просьба о заступничестве, обращенная к духам. Нам предубеждение досталось на уровне генной памяти.
Плевок через плечо при встрече с черной кошкой
Черную кошку боятся многие: Pixabay
В Англии черная кошка — символ удачи и везения, как написано в «Энциклопедии английского фольклора». У других же народов все наоборот. Многие убеждены, что если черная кошка перебежала дорогу, то на человека посыплются неудачи. Считается, что черный кот — помощник ведьмы в магических ритуалах.
В Средние века люди практически истребили черных кошек, увеличив тем самым популяцию крыс — разносчиков бубонной чумы. От этого сами и пострадали.
Считается, что, поплевав через плечо, отпугнете нечистую силу, которая действует заодно с черной кошкой.
Запрет на открытый зонтик в помещении
Эта примета существует во многих странах мира, а корни ее в истории Древнего Рима. По легенде аристократка раскрыла зонтик для защиты от солнца под сводами дома, после чего произошло обрушение.
Солнцу покровительствовал Аполлон. Яркий зонт якобы вызывает у него раздражение: Аполлон мог подумать, что люди закрываются от его силы. Поэтому направлял на них свой гнев.
Еще одна причина суеверия — в обиде духов жилища. Они считали зонт предметом для защиты вне помещения, а внутри воспринимали его как угрозу. В результате вредили и мстили человеку.
Рациональное пояснение суеверию следующее: зонт изготавливали из непрочных материалов, он мог сломаться и поранить людей в помещении, тогда как под открытым небом, где места намного больше, риск травм гораздо ниже.
Скрещенные пальцы и ругательства на удачу
Многие просят ругать их перед походом на экзамен или собеседование. Примета говорит, что злые духи вредят лишь хорошим людям, а плохих обходят стороной. Так что, ругая хорошего человека, сделаете его невидимым для злых духов.
На экзамене или собеседовании скрещивают пальцы. Это не только позволяет безнаказанно солгать, не продав душу дьяволу, но и служит защитой от зла. Этим знаком пользовались первые христиане, отличая по нему собратьев по религии. Язычники-римляне не знали этого обычая и не могли схватить и сжечь приверженца новой веры.
На удачу нужно скрестить пальцы: Pixabay
Снятие истерики ребенка святой водой
У славян существует суеверие, связанное с истерикой ребенка. Считается, что, если ребенок без причины плачет, плохо спит и становится беспокойным, нужно сделать следующее:
Эта молитва — универсальное средство, как и святая вода. Утереть лицо подолом, подержать малыша на руках и нежно укачать его может только мама, одно присутствие которой действует на ребенка умиротворяюще.
Пятница 13 и число 666
Множество лифтов в мире не имеют кнопки «13». Это число считается несчастливым во всем мире. Вот еще примеры того, как действует это суеверие:
Откуда возникли корни суеверия? Изначально, причиной стали 13 апостолов, которые были на Тайной вечере — на последней трапезе перед распятием Сына Божьего.
В отличие от Европы, в странах Азии число 13 счастливое, а вот 4 — нет. У китайцев оно созвучно с иероглифом «смерть».
Под цифрой из трех шестерок скрыто так называемое «число зверя». О нем упоминается в Откровении Иоанна Богослова. О нем написано и в Библии, и в Ветхом Завете.
Люди стараются не применять это число в быту, так как оно считается зашифрованным именем Сатаны. Священники дают свое объяснение: негативное значение 666 возникло из-за неправильного трактования Откровения. В древних языках числа были закреплены за буквами алфавита. Первые христиане в числе 666 зашифровали имя Нерона ― их гонителя.
Табу на рукоделие для беременных
В старину женщины рожали в отсутствие адекватной медицинской помощи, мало знали о медицинской стороне беременности и родов. Часто во время родов женщины теряли детей. Чтобы как-то защитить себя от трагической случайности, они придумывали различные суеверия и ритуалы.
Считалось, что можно:
Считается, что беременным нельзя шить, вязать и вышивать: Pixabay
Просыпанная соль
В древние времена соль имела большую ценность. Почетных гостей всегда потчевали домашним хлебом с солью. Не удивительно, что случайно просыпанная соль могла стать причиной крупной ссоры. К тому же соль была и есть важным атрибутом магических ритуалов.
Вот как нужно действовать, чтобы не накликать беду или не спровоцировать конфликт:
Суеверия с зеркалами
С зеркалом связано немало суеверий: Pixabay
Считается, что зеркало — портал между миром живых и мертвых. Поэтому если в доме покойник, то все зеркала завешивали простынями. Разбив зеркало, можно освободить потустороннюю сущность и впустить в мир живых. Ребенок может увидеть нечисть в осколке зеркала, испугаться и будет плохо спать по ночам.
Это суеверие имеет и чисто бытовой характер: разбившимся зеркалом дети могут пораниться. Поэтому их пугали, чтобы предупредить беду.
Взгляд с улыбкой в зеркало при возвращении с полдороги — это еще одно суеверие о зеркалах. Считается, что внутри каждого человека существует обратная сторона личности — отрицательная. Она делает нас забывчивыми и рассеянными, пытаясь забрать удачу. Вернувшись домой и с улыбкой взглянув на себя в зеркало, можно вернуть успех.
Большинство суеверий произошли из-за непонимания сути вещей либо имеют религиозный подтекст. Право каждого человека верить или отрицать. Выбирайте то, что комфортнее для вас и живите в гармонии с опытом предков и собственной жизненной позицией.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.