Стих у адыгов обычай такой

Заучивание стихотворения Киримизе Жанэ «У адыгов обычай такой»

Стих у адыгов обычай такой. Смотреть фото Стих у адыгов обычай такой. Смотреть картинку Стих у адыгов обычай такой. Картинка про Стих у адыгов обычай такой. Фото Стих у адыгов обычай такой Наталья Доленко
Заучивание стихотворения Киримизе Жанэ «У адыгов обычай такой»

Заучивание стихотворения «У адыгов обычай такой» Киримизе ЖАНЭ

Занятие в средней группе познание (Чтение художественной литературы)Автор: Доленко Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 16 «Солнышко» Кемеровская область, пгт. Краснобродский.

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «»Социализация», «Чтение художественной литературы»

1. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.

2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

3. Воспитывать интерес к художественным произведениям;

4. Расширение словаря антонимов.

Материал: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, разрезные картинки с изображением деда и бабушки, мольберт.

Воспитатель: Проводится игра «Скажи наоборот»

1.С опорой на картинки:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

Второй вариант игры:

2. Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Летом жарко, а зимой …я, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

Воспитатель: Молодцы, справились. А теперь я вас прошу подойти к мольберту. Ребятки, послушайте теперь мои загадки, отгадав их, вы сможете собрать отгадки м мольберте. Начинает? (ответы детей)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Кто всю жизнь работал,

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш. (дед)

Воспитатель: Опять молодцы, справились.

— А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т. е. говорю громче, чем другие).

Стихотворение называется «У адыгов обычай такой» написала Киримизе. ЖАНЭ.

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть,

Уважай его возраст седой –

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери,

Гостю сердце свое отвори,

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой –

У адыгов обычай такой.

Если строить решил себе дом,

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимешь бревно,

А для всех – как пушинка оно.

Встанет радостный дом над рекой –

У адыгов обычай такой.

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин,

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади

В честь того, кто нарушил покой –

У адыгов обычай такой!

В дружбе преданным будь до конца,

Не поддерживай в споре глупца,

Тайны сердца храни под замком,

Слово мудрых блюди, как закон,

Пустяками их не бейспокой –

У адыгов обычай такой!

Воспитатель:- Как называется стихотворение? (ответы детей)

Кто такие адыги? (ответы детей)

Какие обычаи были у адыгов? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Внимательно слушали стихотворение.

— Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. Всем понятно, что нужно делать?

Воспитатель еще раз читает стихотворение.

— Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).

Воспитатель! Молодца! А сейчас я вам предлагаю поиграть с вашими плечиками.

Пекло дневной порой.

Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

И остановимся пока.

Потом повторим всёопять:

Раз, два и три, четыре, пять.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей). Вы сегодня все были молодцы. На следующим занятии мы будем продолжать знакомиться с творчеством адыгейских поэтов.

Стих у адыгов обычай такой. Смотреть фото Стих у адыгов обычай такой. Смотреть картинку Стих у адыгов обычай такой. Картинка про Стих у адыгов обычай такой. Фото Стих у адыгов обычай такойМоя группа «Ручеек» Приглашаю в нашу группу «Ручеек», возраст детей 3-4 года. Приемную комнату мы оформили в соответствии с ее названием, в которой имеются:.

Источник

Урок-путешествие в начальной школе «У адыгов обычай такой»

Цели:
• познакомить учащихся с историей Кубани как многонациональной, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.

Оборудование: карта Краснодарского края и Адыгеи, плакат, предметы адыгейского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгейской сказки.

Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.

1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.

Два мальчика.(Один в национальном костюме)

Руслан Нехай
Адыгейский стол

(Показать lанэ – круглый стол)
(На столе: къуае – адыгейский сыр, пlастэ – мамалыга, чэтлыбжь – курица в соусе, хьалыжъу – лепешки с сыром, псы – ключевая вода)

Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.

(1 куплет в исполнении учащихся)

Учитель.
На первом месте адыгейский народ чтит правила норм поведения.

Киримизе Жанэ
Так в Адыгее говорят

1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.

3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.

4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.

5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.

6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.

7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.

Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Кушъэхапх» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Апэрэ лъэубэкъу – Лъэтегъэуцо» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.
Первые шаги.

Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айщет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.

Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
— Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
— Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.

Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
— На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.

Отец.
— Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.

Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.

Отец.
— Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)

Ведущий.
— На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.

Хозяин.
— Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.

Ведущий.
— Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.

Хозяин.
— Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.

Ведущий.
— Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:

Сын.
— Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!

Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.

Аскер Гадагатль
Да будет так!

…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!

1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.

Мурат Паранук
Край мой родной.

Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.

Агния Барто
Вовка – добрая душа

Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.

Аскер Гадагатль
Адыгея моя

Живет адыгейский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Дмитрий Лихачёв «Раздумья».

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)

Хъяркlэ, ныбджэгъу лъапlэхэр!
Тхьашъуегъэпсэу! Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!

Источник

Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»

Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»

Задача: помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.

Цели: • познакомить учащихся с историей адыгов, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества; • воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями; • развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой; Оборудование: карта Кабардино-

Балкарии, плакат, предметы адыгского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгской сказки.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»»

Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»

Задача: помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.

Цели:
• познакомить учащихся с историей адыгов, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Оборудование: карта Кабардино-балкарии, плакат, предметы адыгского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгской сказки.

Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»

Вступительное слово учителя.

Фи махуэ ф1ыуэ!
Добрый день, ребята!
Сегодня наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством.
Страна эта – Кабардино-Балкария! Граничит с Карачаево-Черкесией на западе, Ставропольским краем на севере, с Республикой Северная Осетия-Аланияна востоке и юго-востоке и с Грузией на юге.

Рассказ об адыгах.

1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.

Звучит стихотворение К. Бальмонта «ЧЕРКЕШЕНКЕ»

Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей,
Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий.

Я тебя сравнить хотел бы с юным тополем, который
Весь смолистый, в лёгкой зыби, к небесам уводит взоры.

Я тебя сравнить хотел бы, видя эту поступь, дева,
С тонкой лилией, что стебель клонит вправо, клонит влево.

Я тебя сравнить хотел бы с той Индусской баядерой,
Что сейчас-сейчас запляшет, чувства меря звёздной мерой.

Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.
Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.

И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, обычаи- правила норм поведения.
Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.

Исхак Машбаш
Адыги

1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
2 ученик.
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
3 ученик.
И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут.

(Показать lэнэ – круглый стол)
(На столе: кхъуей– сыр, пlастэ – мамалыга, жэдлыбжьэ – курица в соусе, лэкъум – лепешки, псы – ключевая вода)

Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.

(1 куплет в исполнении учащихся)

Учитель.
На первом месте адыгский народ чтит правила норм поведения.

1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.

3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.

4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.

5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.

6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.

7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.

Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Гущэхэпхэ» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Лъэтеувэ» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.
Первые шаги.

Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айщет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.

Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
— Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
— Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.

Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
— На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.

Отец.
— Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.

Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.

Отец.
— Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)

Ведущий.
— На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.

Хозяин.
— Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.

Ведущий.
— Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.

Хозяин.
— Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.

Ведущий.
— Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:

Сын.
— Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!

Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.

Аскер Гадагатль
Да будет так!

…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!

1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.

Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.

Агния Барто
Вовка – добрая душа

Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.

Аскер Гадагатль
Адыгея моя

Живет адыгский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)

Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!

Источник

Урок-путешествие в начальной школе «У адыгов обычай такой»

Цели:
• познакомить учащихся с историей Кубани как многонациональной, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.

Оборудование: карта Краснодарского края и Адыгеи, плакат, предметы адыгейского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгейской сказки.

Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.

1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.

Два мальчика.(Один в национальном костюме)

Руслан Нехай
Адыгейский стол

(Показать lанэ – круглый стол)
(На столе: къуае – адыгейский сыр, пlастэ – мамалыга, чэтлыбжь – курица в соусе, хьалыжъу – лепешки с сыром, псы – ключевая вода)

Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.

(1 куплет в исполнении учащихся)

Учитель.
На первом месте адыгейский народ чтит правила норм поведения.

Киримизе Жанэ
Так в Адыгее говорят

1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.

3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.

4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.

5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.

6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.

7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.

Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Кушъэхапх» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Апэрэ лъэубэкъу – Лъэтегъэуцо» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.
Первые шаги.

Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айщет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.

Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
— Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
— Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.

Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
— На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.

Отец.
— Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.

Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.

Отец.
— Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)

Ведущий.
— На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.

Хозяин.
— Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.

Ведущий.
— Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.

Хозяин.
— Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.

Ведущий.
— Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:

Сын.
— Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!

Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.

Аскер Гадагатль
Да будет так!

…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!

1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.

Мурат Паранук
Край мой родной.

Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.

Агния Барто
Вовка – добрая душа

Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.

Аскер Гадагатль
Адыгея моя

Живет адыгейский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Дмитрий Лихачёв «Раздумья».

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)

Хъяркlэ, ныбджэгъу лъапlэхэр!
Тхьашъуегъэпсэу! Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *