Стих у адыгов обычай такой
Заучивание стихотворения Киримизе Жанэ «У адыгов обычай такой»
Наталья Доленко
Заучивание стихотворения Киримизе Жанэ «У адыгов обычай такой»
Заучивание стихотворения «У адыгов обычай такой» Киримизе ЖАНЭ
Занятие в средней группе познание (Чтение художественной литературы)Автор: Доленко Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 16 «Солнышко» Кемеровская область, пгт. Краснобродский.
Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «»Социализация», «Чтение художественной литературы»
1. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
2. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
3. Воспитывать интерес к художественным произведениям;
4. Расширение словаря антонимов.
Материал: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, разрезные картинки с изображением деда и бабушки, мольберт.
Воспитатель: Проводится игра «Скажи наоборот»
1.С опорой на картинки:
Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
Второй вариант игры:
2. Без опоры на картинки.
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Летом жарко, а зимой …я, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.
Воспитатель: Молодцы, справились. А теперь я вас прошу подойти к мольберту. Ребятки, послушайте теперь мои загадки, отгадав их, вы сможете собрать отгадки м мольберте. Начинает? (ответы детей)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Кто всю жизнь работал,
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
Воспитатель: Опять молодцы, справились.
— А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т. е. говорю громче, чем другие).
Стихотворение называется «У адыгов обычай такой» написала Киримизе. ЖАНЭ.
Если где-то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг,
Ты не вздумай его перебить,
Придержи свою гордость и прыть,
Уважай его возраст седой –
У адыгов обычай такой.
Если гость постучит у двери,
Гостю сердце свое отвори,
И полдома на время отдай,
И четлибжем его угощай,
И пои ключевою водой –
У адыгов обычай такой.
Если строить решил себе дом,
Весь аул помогает трудом.
Ты один не поднимешь бревно,
А для всех – как пушинка оно.
Встанет радостный дом над рекой –
У адыгов обычай такой.
Если дочь родилась или сын,
Нашей славной страны гражданин,
Ты прижми его нежно к груди,
А в саду деревцо посади
В честь того, кто нарушил покой –
У адыгов обычай такой!
В дружбе преданным будь до конца,
Не поддерживай в споре глупца,
Тайны сердца храни под замком,
Слово мудрых блюди, как закон,
Пустяками их не бейспокой –
У адыгов обычай такой!
Воспитатель:- Как называется стихотворение? (ответы детей)
Кто такие адыги? (ответы детей)
Какие обычаи были у адыгов? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Внимательно слушали стихотворение.
— Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. Всем понятно, что нужно делать?
Воспитатель еще раз читает стихотворение.
— Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
Воспитатель! Молодца! А сейчас я вам предлагаю поиграть с вашими плечиками.
Пекло дневной порой.
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всёопять:
Раз, два и три, четыре, пять.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей). Вы сегодня все были молодцы. На следующим занятии мы будем продолжать знакомиться с творчеством адыгейских поэтов.
Моя группа «Ручеек» Приглашаю в нашу группу «Ручеек», возраст детей 3-4 года. Приемную комнату мы оформили в соответствии с ее названием, в которой имеются:.
Урок-путешествие в начальной школе «У адыгов обычай такой»
Цели:
• познакомить учащихся с историей Кубани как многонациональной, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Оборудование: карта Краснодарского края и Адыгеи, плакат, предметы адыгейского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгейской сказки.
Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.
Два мальчика.(Один в национальном костюме)
Руслан Нехай
Адыгейский стол
(Показать lанэ – круглый стол)
(На столе: къуае – адыгейский сыр, пlастэ – мамалыга, чэтлыбжь – курица в соусе, хьалыжъу – лепешки с сыром, псы – ключевая вода)
Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.
(1 куплет в исполнении учащихся)
Учитель.
На первом месте адыгейский народ чтит правила норм поведения.
Киримизе Жанэ
Так в Адыгее говорят
1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.
3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.
4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.
5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.
6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.
7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.
Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Кушъэхапх» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Апэрэ лъэубэкъу – Лъэтегъэуцо» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.
Первые шаги.
Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айщет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.
Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
— Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
— Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.
Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
— На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.
Отец.
— Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.
Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец.
— Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий.
— На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.
Хозяин.
— Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий.
— Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин.
— Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий.
— Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:
Сын.
— Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.
Аскер Гадагатль
Да будет так!
…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!
1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.
Мурат Паранук
Край мой родной.
Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.
Агния Барто
Вовка – добрая душа
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.
Аскер Гадагатль
Адыгея моя
Живет адыгейский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Дмитрий Лихачёв «Раздумья».
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)
Хъяркlэ, ныбджэгъу лъапlэхэр!
Тхьашъуегъэпсэу! Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!
Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»
Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»
Задача: помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Цели: • познакомить учащихся с историей адыгов, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества; • воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями; • развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой; Оборудование: карта Кабардино-
Балкарии, плакат, предметы адыгского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгской сказки.
Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»»
Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»
Задача: помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Цели:
• познакомить учащихся с историей адыгов, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Оборудование: карта Кабардино-балкарии, плакат, предметы адыгского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгской сказки.
Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»
Вступительное слово учителя.
Фи махуэ ф1ыуэ!
Добрый день, ребята!
Сегодня наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством.
Страна эта – Кабардино-Балкария! Граничит с Карачаево-Черкесией на западе, Ставропольским краем на севере, с Республикой Северная Осетия-Аланияна востоке и юго-востоке и с Грузией на юге.
Рассказ об адыгах.
1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.
Звучит стихотворение К. Бальмонта «ЧЕРКЕШЕНКЕ»
Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей,
Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий.
Я тебя сравнить хотел бы с юным тополем, который
Весь смолистый, в лёгкой зыби, к небесам уводит взоры.
Я тебя сравнить хотел бы, видя эту поступь, дева,
С тонкой лилией, что стебель клонит вправо, клонит влево.
Я тебя сравнить хотел бы с той Индусской баядерой,
Что сейчас-сейчас запляшет, чувства меря звёздной мерой.
Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.
Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.
И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, обычаи- правила норм поведения.
Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.
Исхак Машбаш
Адыги
1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
2 ученик.
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
3 ученик.
И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут.
(Показать lэнэ – круглый стол)
(На столе: кхъуей– сыр, пlастэ – мамалыга, жэдлыбжьэ – курица в соусе, лэкъум – лепешки, псы – ключевая вода)
Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.
(1 куплет в исполнении учащихся)
Учитель.
На первом месте адыгский народ чтит правила норм поведения.
1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.
3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.
4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.
5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.
6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.
7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.
Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Гущэхэпхэ» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Лъэтеувэ» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.
Первые шаги.
Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айщет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.
Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
— Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
— Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.
Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
— На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.
Отец.
— Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.
Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец.
— Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий.
— На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.
Хозяин.
— Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий.
— Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин.
— Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий.
— Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:
Сын.
— Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.
Аскер Гадагатль
Да будет так!
…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!
1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.
Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.
Агния Барто
Вовка – добрая душа
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.
Аскер Гадагатль
Адыгея моя
Живет адыгский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)
Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!
Урок-путешествие в начальной школе «У адыгов обычай такой»
Цели:
• познакомить учащихся с историей Кубани как многонациональной, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Оборудование: карта Краснодарского края и Адыгеи, плакат, предметы адыгейского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгейской сказки.
Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.
Два мальчика.(Один в национальном костюме)
Руслан Нехай
Адыгейский стол
(Показать lанэ – круглый стол)
(На столе: къуае – адыгейский сыр, пlастэ – мамалыга, чэтлыбжь – курица в соусе, хьалыжъу – лепешки с сыром, псы – ключевая вода)
Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.
(1 куплет в исполнении учащихся)
Учитель.
На первом месте адыгейский народ чтит правила норм поведения.
Киримизе Жанэ
Так в Адыгее говорят
1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.
3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.
4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.
5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.
6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.
7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.
Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Кушъэхапх» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Апэрэ лъэубэкъу – Лъэтегъэуцо» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.
Первые шаги.
Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айщет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.
Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
— Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
— Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.
Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
— На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.
Отец.
— Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.
Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец.
— Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий.
— На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.
Хозяин.
— Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий.
— Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин.
— Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий.
— Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:
Сын.
— Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.
Аскер Гадагатль
Да будет так!
…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!
1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.
Мурат Паранук
Край мой родной.
Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.
Агния Барто
Вовка – добрая душа
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.
Аскер Гадагатль
Адыгея моя
Живет адыгейский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Дмитрий Лихачёв «Раздумья».
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)
Хъяркlэ, ныбджэгъу лъапlэхэр!
Тхьашъуегъэпсэу! Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!