Считается что обычай наряжать ель в христианской традиции ввел
Считается что обычай наряжать ель в христианской традиции ввел
Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.
В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.
1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ «о праздновании нового года». Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.
Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба, опубликованного в сентябрьском номере «Отечественных записок» за 1848 год: «На днях я видел свадьбу. но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».
В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
С кабака на бал: откуда появилась традиция наряжать елку?
Какой же Новый год без елочки? Пушистые хвойные красавицы, убранные мишурой и гирляндами, начинают радовать глаз задолго до праздника. Появляясь в витринах магазинов, на улицах и в кафе, они заставляют нас жить в радостном предвкушении боя курантов, подарков и исполнения желаний. А вы знаете, кто и когда нарядил самую первую елку? Почему на верхушку принято водружать звезду и как главный символ Нового года связан с питейными заведениями? Обо всем этом читайте в сегодняшнем материале «МИР 24».
«Дерево смерти»
Традиция украшать деревья в честь наступления нового календарного года известна еще с языческих времен. Так, древние кельты в своих ритуалах использовали омелу – она символизировала долголетие и плодородие и была обязательным атрибутом праздника зимнего солнцестояния – Йоля. Благодаря кельтам омела прочно вошла в англо-саксонскую культу: долгое время она служила основным рождественским украшением в Англии, а обычай целоваться под веткой омелы распространен до сих пор. А в Скандинавии омела считалась символом мира: радушные хозяева украшали ею дома, чтобы показать – путникам здесь всегда рады.
Празднование Йоля у германских народов никогда не обходилось без украшения йольского дерева и обмена подарками. В канун праздника люди шли в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами и цветными тряпицами, после чего вблизи дерева проводились различные обряды. Со временем деревца стали срубать и приносить в дом, где ставили на праздничный стол. К ветвям прикрепляли зажженные свечи, вешали на них яблоки и сладости, которые потом раздавали детям.
Славяне тоже наряжали деревья в честь праздников – чаще всего так отмечали Новолетие, приходившееся на март. Как правило, украшали березы и дубы: вокруг ветвей заплетали ленты и вышитыми убрусами (женские головные уборы). Таким образом наши предки задабривали лесных духов. Практиковались и жертвоприношения: возле дуба закалывали петухов, вокруг в землю втыкали стрелы, а некоторые приносили к дереву куски хлеба, мяса – у кого что было.
Кстати, любопытный факт: древние славяне украшали самые разные деревья, кроме ели. Дело в том, что в те времена она считалась «деревом смерти» и использовалась в основном в ритуалах, связанных с погребением. Так, еловые ветки бросали на пол в доме умершего, выстилали ими дорогу к кладбищу, делали из них траурные венки и т.д. Однако с распространением христианства отношение к ели изменилось.
От Дуба Тора к Вифлеемской звезде
Но обратимся от преданий к реальной истории. Большинство ученых склоняются к тому, что традиция наряжать рождественскую елку, какой мы знаем ее сегодня, оформилась позднее – в XVI веке. Впрочем, в одном легенды были правы: родиной обычая является Германия. Немалую роль в закреплении статуса ели как главного атрибута Рождества сыграли и браки между представителями знатных родов. Немецкие принцессы, выходя замуж, прививали красивый обычай в новых домах. Таким образом традиция наряжать елку вскоре распространилась в Австрии, Англии, Франции, Чехии, Голландии, Дании и других странах Старого Света. В Америке новогодние елки также появились благодаря немецким эмигрантам. Вначале их украшали свечами, фруктами и сладостями, позднее на ветви стали вешать игрушки. Их делали из воска, ваты, картона, а впоследствии и из стекла.
Но почему верхушку ели всегда венчает звезда? Поиски ответа приводят нас к еще одной красивой легенде. Согласно народному преданию, родоначальником знаменитой традиции был не кто-нибудь, а сам Мартин Лютер – знаменитый богослов и реформатор. Однажды в канун Рождества он возвращался к себе домой через лес. Устремив взгляд к небу, Лютер поразился великолепию звезд, усеявших небесный свод. Их было так много, что казалось, будто даже на верхушках высоких елей и сосен искрятся небесные огоньки. Вдохновленный этим образом, Лютер срубил маленькую елочку, посадил в кадку и, придя домой, поставил на стол. Верхушку он украсил звездой – в память о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к пещере, где родился Христос.
Праздник на крыше кабака
В Россию традицию праздновать Новый год вместе с другими иноземными обычаями принес Петр I. В 1699 году он ввел новый календарь и учредил праздник, фактически заменивший собой Новолетие, до этого отмечавшееся 1 сентября. Царь повелел всем своим подданным украшать дома и большие проезжие улицы ветками елей, сосен и можжевельника или целыми хвойными деревьями. 1 января 1700 года вся Москва веселилась, пела и танцевала, жители поздравляли друг друга с Новым годом и запускали фейерверки. Однако Нового года в традиционном понимании тогда еще не было. К тому же, до сельской глубинки царские нововведения доходили медленно, да и крестьяне – народ консервативный. В итоге за 50 лет традиция не прижилась и со смертью Петра фактически исчезла.
Но было одно место, где елка все-таки осталось – им, как ни странно, оказался кабак! Дерево привязывали к колу и устанавливали на крыше или у ворот заведения. Это был своего рода опознавательный знак. Из-за этого кабаки в народе стали называть «елками», и появились такие выражения, как «пойти под елку» или «упасть под елку» (отправиться в кабак), «елку поднять» (пьянствовать), «елкин» (состояние алкогольного опьянения). Елка стояла на крыше пивнушки весь год и к концу его была уже порядком засушенной, весьма скорбного вида. К Новому году этот обычай уже, по сути, отношения не имел.
Подарок царской невесте
Вновь хвойные символы праздника появляются в России уже в XIX веке. На этот раз – благодаря императору Николаю I. Женившись на прусской принцессе Фридерике (в православии – Александре Федоровне), царь решил сделать новоиспеченной супруге подарок, который напомнил бы ей о родном доме. Так в Зимнем дворце начали проводить новогодние торжества. Сперва столы украшали букетиками из еловых веток, а в 1819 году Николай Павлович впервые приказал поставить в Аничковом дворце новогоднюю елку. А почти 30 лет спустя в столице появилась первая публичная рождественская елка, которой смогли полюбоваться все желающие: она была выставлена в здании Екатерининского (ныне Московского) вокзала в 1852 году. Постепенно новогодние торжества дошли до «низов», и во второй половине XIX века нарядную елочку можно было встретить практически в каждом доме.
С приходом XX века Новому году вновь пришлось несладко. В 1914 году началась началась Первая мировая война, и многие семьи, хотя на тот момент новогодняя елка уже считалась русской традицией, начали отвергать и атрибут, и сам праздник. Внезапно вспомнили, что традиция – немецкая, а значит вражеская, отсюда и начались гонения на бедную елочку. Хотя в архивах до сих пор можно встретить снимки, на которых солдаты даже в окопах наряжали елку.
«Жить стало веселее»
В 1917 году произошло еще одно крупное событие, сильно повлиявшее на общественную и культурную жизнь в России – Октябрьская революция. Как и следовало ожидать, атеистически настроенные большевики крайне негативно относились к Рождеству, а вот Новый год сразу запрещать не стали. Даже Ленин не чурался этого праздника: хорошо известна его знаменитая поездка на новогоднюю елку в Сокольниках, где Владимир Ильич встретил Новый 1919 год в окружении воспитанников Лесной школы.
Но постепенно и в этом безобидном празднике углядели идеологическую диверсию и начали его потихоньку переделывать. Сначала были попытки устраивать комсомольскую, «антибуржуазную» елку, но в конечном счете ее просто отменили. Власти старались всеми силами отвлечь людей от праздника, замещая его различными спортивными мероприятиями. А в конце 20-х – начале 30-х годов дело дошло до того, что по улицам ходили специальные патрули, которые следили: не стоит ли где наряженная елка. И если у кого-то замечали такой «антисоветский» элемент, человек мог потерять работу, а то и хуже.
Но 17 ноября 1935 года Иосиф Сталин, выступая на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц, произнес знаменитую фразу: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее». Это был своего рода сигнал: настало время наряду с уже сложившимися советскими праздниками предложить людям что-то менее политизированное, привычное, легкое. И Новый год был идеальным кандидатом на роль такого праздника.
28 декабря 1935 года в главной газете СССР «Правда» появилась статья, в которой предлагалось организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев. Естественно, публикация была согласована со Сталиным. Организацию праздника взяли на себя пионеры и комсомольцы. И уже 31 декабря новогодние елки прошли в школах, детских домах и клубах.
С тех самых пор Новый год не покидает дома россиян, неизменно принося с собой запах мандаринов, оливье и шампанского – уже чисто национальных элементов, которыми он обрастал на протяжении десятилетий. И лишь она веками остается неизменной – сверкающая огнями новогодняя елка, под которой всех обязательно будут ждать подарки и чудеса.
От язычников до христиан. Откуда взялась традиция наряжать елку на Новый год
Редакция, Общество, 9:52, 22.12.2020
В СССР елки сначала украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро
Откуда взялась традиция наряжать елку на Новый год и Рождество?
Традиции наряжать ёлку уже больше 2 тыс. лет. Исследователи предполагают, что этот обычай пришел к нам от древних германских времен, пишет АиФ. Они обожествляли природу и верили в лесных духов, в особенности же почитали тех, кто живет в вечнозеленых хвойных деревьях. Люди были уверены, что они становятся особенно могущественны зимой и управляют метелями и морозами.
Астрологи назвали самые опасные и удачные дни в декабре 2020-го
Астрологи советуют в Дни силы помнить о том, что мысль материальна, а в опасные дни быть готовыми к неприятным ситуациям и крупным неурядицам
Чтобы задобрить духов, люди украшали ели сушеными плодами, различными лакомствами и цветными тряпочками, а жрецы совершали особые обряды. По мнению доктора филологических наук Елены Душечкиной, со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, на них вешали яблоки и сахарные изделия.
А после крещения германских народов этот обычай принял христианскую окраску. По преданию, традиции украшать ёлку именно в канун Рождества положил начало немецкий реформатор Мартин Лютер. Именно он украсил верхушку ёлочки звездой в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус, пишет РИА Новости.
В XVI веке в Центральной Европе на Рождество было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное маленькими вареными яблочками и орехами.
В Россию традиция украшать новогоднюю ёлку впервые пришла благодаря Петру I, который позаимствовал ее у немецких друзей. Впрочем, тогда традиция не прижилась, и во второй раз пришла в нашу страну в 1819 по настоянию супруги великого князя Николая Павловича, прусской принцессы Шарлотты.
В 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении вокзала впервые нарядили публичную рождественскую ёлку.
Затем рождественские ёлки несколько раз запрещали. В первый раз – во время Первой мировой войны как «вражескую» традицию. Во второй – с 1924 года, когда ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским.
Постепенная реабилитация ёлки в СССР началась в 1935 году. Тогда и прошел первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей.
Когда правильно наряжать ёлку православным
Украшать ель в рождественские праздники – обычай, пришедший в средневековую христианскую Европу из языческих обрядов. Впервые это стали делать в XV-XVI веках, но есть легенда, которая приписывает эту «моду» Мартину Лютеру – лидеру Реформации.
К XVIII веку ель в Европе стала атрибутом Рождества. В православных странах, живущих по григорианскому календарю, наряжают её именно к 25 декабря. В Россию же ель изначально пришла как символ Нового года.
Возвратившийся из заграничного путешествия Петр Первый в 1699 году издал указ, в котором повелел вести летоисчисление по-европейски: от Рождества Христова, и отмечать новолетие не 1 сентября, как раньше, а 1 января. Указ предписывал особым образом праздновать этот день: велено было зажигать фейерверки, огни и украшать города хвойными ветвями.
Если же средства не позволяли, то предписывалось «хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день». Так, уже с начала XVIII века ель в России постепенно становится символом Нового года, а уже затем – Рождества.
Когда ставили
Однако вплоть до 40-х годов XIX века в России не было традиции ставить ель ни в Новый год, ни в Рождество. Лишь к концу столетия это стало обычным делом. Так как прежде Рождество в России, как и в Европе, праздновалось до Нового года, ель стала наряжаться именно к Рождеству – по аналогии с европейским обычаем.
Украшения
Украшали еe свечами, завернутыми в позолоченные бумажки конфетами, орехами и сухофруктами. Всему этому довольно быстро нашли символическое значение: сладости символизировали изобилие и «дары волхвов», которые принесли Христу-Младенцу.
Специальным образом закрепленные свечи символизировали «горение веры», а верхушка дерева увенчивалась звездой, наподобие Вифлеемской. Позже появились гирлянды, игрушки из стекла, картона.
Мнение Церкви
Отношение русской Церкви к рождественской ели вплоть до XX века было настороженным: в постановлении Синода 1916 года (в разгар Первой мировой войны), указывалось, что обычай этот иноземный и языческий. Но ёлка прижилась даже в церковных учреждениях и легко вошла в российскую культуру, сочетая в своём образе христианскую и обрядовую символику двух праздников.
От Петра I до Павла Постышева: кто подарил россиянам традицию наряжать елку
Трудно сейчас представить, но традиция наряжать елку была в России не всегда. Обычай пришел к нам из Германии.
Попытка № 1: Петр I и его именной указ
Петр I, которому во время заграничного вояжа понравилась эта традиция, своим указом «О праздновании Нового года» от 20 декабря 1699 года повелел считать началом года 1 января. И в этот день в домах и на улицах Москвы «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
О традиции забыли на 100 с лишним лет.
Попытка № 2: Николай I и подарок супруге
Вспомнили об обычае ставить елку в XIX веке в Чудовом дворце в Кремле. В 1817 году женился великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I. Чтобы порадовать свою молодую супругу Александру Федоровну, дочь прусского короля, он устроил для нее на Рождество первую в России настоящую елку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сластями и подарками.
Вслед за императором наряжать елку на Рождество стала московская знать — купцы Вишняковы, затем Андреевы. К 1880-м годам елка к Рождеству стала в Москве обычным делом. Их устанавливали не только в домах, но и в школах, учреждениях, на катках, а в игрушечных лавках начали торговать елочными игрушками. В те годы елки нередко украшали мандаринами. Фрукт этот был редким и дорогим в Москве, потому и покупали его по большим праздникам. Правда, традиция ставить елку была в XIX веке преимущественно городской. В сельской местности такое развлечение не было популярным.
Во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, елка попала в опалу. В стране началась антинемецкая кампания, и рождественскую традицию наряжать дерево посчитали вражеской. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции.
Елка под запретом: пострадала за религиозную пропаганду
После революции запрет на елку отменили. Но ненадолго. В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским, а годом позже началась антирелигиозная кампания. Празднование Рождества запретили.
Елку стали считать «дикарским» и «поповским» обычаем, пресса называла ее «религиозным хламом» и «религиозным дурманом» и писала, что именно с нее начинается религиозность детей.
Вместо рождественских праздников тогда стали проводить карнавалы московских комсомольцев с ряжеными попами, монахами и ксендзами. Катки на Патриарших прудах и Девичьем поле были заполнены молодежью, над ними стреляли фейерверки. А выходные дни на заводах и фабриках, в учреждениях и организациях по просьбам трудящихся отменили и сделали рабочими.
Наряжать дома елку стало противозаконно. Рождественские елки наряжали тайно. Главное — не забыть занавесить окна, потому что управдом или дворник мог заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов.
Попытка № 3: Павел Постышев и елка для детей
Павла Постышева называют «человеком, который вернул народу елку». Он был вторым секретарем ЦК компартии Украины и в декабре 1935 года приехал в Москву на пленум ЦК ВКП(б).
После разговора с И.В. Сталиным на пленуме Постышев опубликовал в газете «Правда» заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
Об этой истории вспоминал в мемуарах его сын Леонид, ставший позже старшим научным сотрудником Академии общественных наук при ЦК КПСС. «Однажды летом 1935 года отец вдруг произнес странную фразу: “Что-то мы все-таки не додумали…”». Речь, как выяснилось, шла о запрете елки. Павел Постышев рассказал своим детям, «с какой завистью мы заглядывали в окна богатеев, где вокруг наряженной и обвешанной подарками елки водили хороводы буржуйские дети». Постышев отправился в Москву с идеей вернуть праздник детям.
На заметку обратили внимание, праздник вернулся и стал всенародным. Только елку стали наряжать не на Рождество, а на Новый год.
Перед его отъездом сын Леонид тяжело заболел воспалением легких. Вернувшись с пленума, Постышев сразу же пришел к сыну и поставил на тумбочку возле его постели маленькую елочку, которая «засветилась десятком маленьких стеклянных свечек». Вскоре сын пошел на поправку, а в семье так и говорили, что вылечили его не врачи, а елка.
С тех пор для московских детей массово строили горки и катки, организовывали карнавалы и спектакли. На рынках шла бойкая торговля елками, а в магазинах — новогодними украшениями.
Впервые праздник новогодней елки организовали в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая — красная. Вместе с елкой появился Дед Мороз в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке. А позже, в 1950-х годах, возникла Снегурочка: образ внучки Деда Мороза придумали писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков. Конфеты и фрукты в качестве украшений сменили новые игрушки — пионеры с горнами, пистолеты, игрушечные автомобили, дирижабли, початки кукурузы, спутники, персонажи русских народных сказок. Примерно так елку наряжают до сих пор.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы.