самовольно установленные козырьки над балконами
Правительство Саратовской области
Саратовская область выбирает вектор лидерства
Новости органов власти
УК может обязать собственника демонтировать самовольно установленные балконные козырьки
Специалисты Государственной жилищной инспекции дали разъяснения о том, кто несет ответственность за падение снега и наледи с козырьков и балконов многоквартирных домов.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме предусматривают, что оно должно содержаться в состоянии, обеспечивающем в том числе безопасность жизни и здоровья граждан. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства не допускается.
Если козырек над балконом не входит в состав общего имущества, очищать самовольно установленный козырек от снега и наледи обязаны его владельцы, а ответственность за падение снега и наледи с козырька балкона несут собственники квартиры.
Управляющая организация, которая обязана по закону и договорным отношениям соблюдать меры безопасности, отвечает перед собственниками помещений за безопасность для жизни и здоровья граждан, а также защищает права и интересы собственников дома в суде.
При обнаружении самовольно установленной конструкции УК выдает владельцу предписание на ее очистку и демонтаж. В случае, если собственники не исполняют предписания, УК имеет право обратиться в суд для защиты прав других жильцов, в том числе с требованием демонтировать такие козырьки.
Управляющая организация ради обеспечения безопасности имеет право очистить козырьки и балконы самостоятельно. Но возместить расходы на очистку придется конкретным собственникам в порядке гражданско-правовых отношений.
Кроме того, собственники помещений дома могут принять решение увеличить минимальный перечень работ и услуг, которые оказывает управляющая организация и утвердить соответствующий тариф на содержание общего имущества дома.
Самовольно установленные козырьки над балконами
В ряде случаев суд отказывает в иске о демонтаже самовольно установленных козырьков над балконом квартиры и приходит к выводам о том, что как устройство крыши балкона, так и его остекление не нарушает права граждан.
Но, как показывает нижеприведенная судебная практика, иски органов местного самоуправления или граждан, права которых установкой крыш и козырьков балконов соседей нарушены, удовлетворяются судами, если установлено, что такие навесы, крыши и козырьки действительно нарушают права граждан, а ответчик при этом, не представляет суду доказательств обратного.
Отдельно стоит отметить, что например, в Москве, порядок получения разрешений, в том числе на переоборудование балконов, урегулирован нормативными актами Правительства Москвы и, как видно, сам факт несоблюдения требований законодательства Субъекта Федерации является достаточным основанием для демонтажа самовольно возведенных крыш и козырьков балконов и лоджий.
Например, иск Управы района о возложении солидарной обязанности по восстановлению лоджии квартиры в проектное состояние, путем демонтажа самовольно установленных заграждающих конструкций крыши в виде козырька над лоджией в принадлежащей ответчикам квартире удовлетворен, суд обязал демонтировать козырек на лоджии.
Суд указал, что установка козырька лоджии произведена ответчиками самовольно. Ответчики в суд не явились, разрешительной документации (проект) на переустройство ответчиками суду не представлено. В соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 08 февраля 2005 года №73-ПП «О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы», мероприятия по остеклению и устройству лоджий и балконов производятся в соответствии с проектом ( см. извлечение из заочного решения Зеленоградского районного суда г. Москвы от 22 мая 2012 года).
По другому делу, московским судом также удовлетворен иск о демонтаже навеса лоджии.
Суд по иску Управы района обязал ответчика демонтировать перекрытие (козырек) над лоджией, восстановив лоджию в проектное состояние (ответчик в суд не явился, доказательств не представлял).
В квартире ответчика была произведена перепланировка в виде устройства перекрытия (козырька) над лоджией. Суд сослался на то, что в соответствии с п. 4.2.4.9 Правил не допускается среди прочего размещение на балконах и лоджиях громоздких и тяжелых вещей, самовольная установка козырьков, а также на то, что с 01 декабря 2011 года вступило в силу постановление Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах». Данным постановлением утверждены Требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах. Данные требования ответчиком, самовольно установившим перекрытие (козырек) нарушены.
Проектом не предусмотрено наличие перекрытий (козырьков) непосредственно над лоджиями верхнего этажа.
Решением Зеленоградского районного суда г. Москвы от 27 июня 2012 года по делу № 2-1087/2012 постановлено: обязать ответчика демонтировать перекрытие (козырек) над лоджией, восстановив лоджию в проектное состояние.
Навес и остекление балкона приводит к разрушению вышерасположенного балкона
Решением Шатурского городского суда Московской области от 20 августа 2012 года по делу № 2-1234/12 постановлено: обязать ответчиков демонтировать оконные блоки и металлическую кровлю балкона в квартире в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Основанием явилось следующее: ответчики самовольно переоборудовали балкон под лоджию, установив оконные блоки и металлическую кровлю. В результате произведенного переоборудования нарушен воздухообмен и балконная плита, расположенная этажом выше в квартире № 30, разрушается, находится в аварийном состоянии, и без демонтажа оконных блоков и металлической кровли балкона в квартире ответчиков проведение ее капитального ремонта не возможно. От влажности начинают мокнуть торцевые части балконов. Т.о., навес, остекление балкона приводит к разрушению вышерасположенного балкона. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г., переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного в нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются (п. 1.7.2); перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (п. 1.7.3). Общим имуществом являются балконные плиты.
Другой пример из практики:
Решением районного суда от 24 мая 2012 года постановлено: обязать Кузнецова в течение 30 календарных дней после вступления решения суда в законную силу демонтировать за свой счет незаконно возведенный козырек крыши балкона суда постановлено обязать ответчика демонтировать за свой счет незаконно возведенный козырек крыши балкона, указав, что запрещается устанавливать навесы над балконами, их остекление возможно только после согласования и письменного разрешения межведомственной комиссии по переустройству и перепланировке жилых помещений.
Собственники нежилого помещения обратились в суд с иском к собственнику квартиры о демонтаже незаконно возведенной крыши балкона, указав, что с навеса балкона, произошел сход снега. Перепланировка балкона выполнена ответчиком самовольно, без получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Причиной схода снега послужила несвоевременная очистка снега с несанкционированного навеса балкона. Согласно п.3.8.6, п.4.2.4.9 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 изменять оформление балконов допускается лишь по проекту и согласованию с органами местного самоуправления. Не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства..
По другому делу установлено:
..козырек над балконами жилых помещений ответчиков монтирован без надлежащего разрешения, согласования с органом местного самоуправления, следовательно, нарушает законные права и интересы всех собственников помещений данного многоквартирного дома, поскольку создается угроза, жизни и здоровью. В техническом паспорте жилого дома по плану проектированы только балконы, прежде, чем установить козырек на балконе, не предусмотренный проектом, необходимо обращение в Департамент градостроительства. Истец (ТСЖ) просил суд обязать ответчиков демонтировать козырьки, установленные ими самостоятельно на балконах, тем самым восстановить архитектурный облик здания. Свои требования истец мотивировал тем, что ответчиками самостоятельно произведена установка козырьков на их балконах, которые расположены под наклоном на 16-17 этажах, что может привести к нанесению вреда имуществу или здоровью граждан в случае обрыва скопившегося на них снега и сосулек. Заочным решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 26 июля 2012 года по делу № 2-1069/2012 по иску ТСЖ, постановлено возложить обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на ответчиков демонтировать самовольно установленный козырек над балконами квартир.
Вернуться к оглавлению обзора практики: Как узаконить устроенный балкон, крышу, козырек балкона, остекление балкона, лоджии, объединить комнату с балконом? Судебная практика
Самовольно установленные козырьки над балконами
Согласно п. 4.2.4.9. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.
Следует учитывать и наличие региональных нормативных актов, регулирующих процедуру согласования перепланировки, переустройства помещений, в том числе и устройство навесов, крыш, козырьков балконов, лоджий. Однако такие акты приняты далеко не во всех регионах России, что, тем не менее, не мешает судам удовлетворять иски органов местного самоуправления, управляющих организаций о демонтаже самовольно переоборудованных балконов и лоджий, ссылаясь на вышеуказанное постановление Госстроя № 170.
Логика запрета на самовольное устройство крыши или козырька балкона, а равно его остекление состоит в том, что, во-первых, если проектом строительства дома не предусмотрено такое остекление и возведение крыши, то возможно, балкон не рассчитан на дополнительные нагрузки. В том же постановлении Госстроя № 170 указано, что работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Крыша с остеклением балкона создает дополнительную нагрузку, что может повлечь обрушение.
Во-вторых, как правило, самовольно установленная крыша или навес балкона упирается в вышерасположенную балконную плиту. Данное обстоятельство означает, что осуществить ремонт данной балконной плиты будет проблематично, и без демонтажа крыши балкона, расположенного ниже, доступ к требующей ремонта балконной плите, скорее всего, будет невозможен. Плотное примыкание крыши (навеса) к вышерасположенной балконной плите также затрудняет воздухообмен, а в результате влажности происходит более быстрое разрушение балконной плиты, коррозия металлических конструкций.
В-третьих, в зимнее время довольно частым явлением становится сход снега с крыш и навесов балконов. Снег и сосульки падают на головы граждан, на припаркованные рядом с домом автомобили, на законно находящиеся на фасаде (в соответствии с проектом строительства дома) козырьки перед входом в нежилые помещения, расположенные на первых-вторых этажах дома, проламывает их, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Анализ судебной практики по делам об обязании демонтировать самовольно установленные крыши, козырьки и навесы над балконами позволяет сделать вывод, что, в основном, суды удовлетворяют подобные иски. Однако нельзя не отметить, что суд может в подобном иске и отказать, если установит, что переоборудование балкона не нарушает ничьих прав и интересов и соответствует строительным и санитарным нормам.
Вернуться к оглавлению обзора практики: Как узаконить устроенный балкон, крышу, козырек балкона, остекление балкона, лоджии, объединить комнату с балконом? Судебная практика
Как узаконить самострой в форме козырька к балкону и его остекления?
Здравствуйте. Живу в 5-ти этажном доме на 5-м этаже, являюсь собственником жилья.
На балконе установил козырек, затем застеклил балкон. Как оказалось это не законно.
Как в данной ситуации узаконить самострой и сколько это может стоить?
Как узаконить самострой в форме козырька к балкону и его остекления?
Добрый день! В данном случае идёт речь об переустройстве и переустановке.
Согласно п. 1 и п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ ил орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагается пакет документов ( п. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).
Факты, изложенные в исковом заявлении, указывают на самовольное строительство, а в силу п.п. 1 и 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласноп.2, п.п.2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
У Вас больше подходит под переоборудование.
Здравствуйте. Живу в 5-ти этажном доме на 5-м этаже, являюсь собственником жилья. На балконе установил козырек, затем застеклил балкон. Как оказалось это не законно. Как в данной ситуации узаконить самострой и сколько это может стоить?
ЖК РФ, Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе — заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
обращайтесь в администрацию, если откажут то соответственно в суд.
Сосед почти не виден
Верховный суд РФ сделал такое разъяснение, когда пересматривал итоги одного «балконного» спора. Дело заключалось в том, что одна из собственниц квартиры в многоквартирном доме переделала свой балкон.
Соседи, возмущенные таким неудобством обратились к местным властям. Тем переделка также не понравилась, и уже власти потребовали возвращения квартиры в прежнее состояние, утверждая, что ответчица затеяла перепланировку без разрешений компетентных органов и без согласия соседей. Со своей стороны, жильцы дома подали и свой иск. По утверждению соседей, балконный козырек выходит за границу балконной плиты приблизительно на 1,5 метра, что портит им и вид с балкона, и образ дома.
Дама сдаваться не стала и ответила встречным иском. В нем она написала, что собрала кучу разрешений от всех инстанций и просит ей не мешать наслаждаться жизнью с новым и безопасным балконом.
О правовых вопросах управления многоквартирным домом эксперты «РГ» рассказывают в рубрике «Юрконсультация».
Судя по документам, которые оказались в распоряжении суда, перестройка балкона отвечает и санитарным, и противопожарным требованиям. И по мнению специалистов, нарушений несущих конструкций при перепланировке не было. В ходе судебного процесса выяснилось, что предстоящий ремонт балкона одобрили 49 соседей и владелец нежилого помещения дома.
Местные суды встали на сторону собственницы квартиры.
По их мнению, перестройка балкона выполнена с учетом требований строительных и санитарных норм и правил, никак не нарушает права и интересы собственников других квартир, не создает угрозы их жизни и здоровью и не меняет «целевое назначение помещений».
Но власти города и другие соседи с таким решением не согласились и оспорили его уже в самую высокую инстанцию. Власти города посчитали, что такое решение опасно в первую очередь тем, что теперь каждый сможет перестраивать балконы по своему вкусу и желаниям. Во что превратится лицо города, трудно представить.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ «балконный» спор внимательно изучила и с мнением коллег не согласилась. Верховный суд сказал, что гражданка перепланировку провела самовольно, разрешений она не получила, согласований с властями и соседями не провела. Высшая инстанция объяснила, что балконные плиты входят в состав общего имущества, а, следовательно, любая их перепланировка должна быть согласована со всеми собственниками помещений в доме.
А местные суды посчитали вполне достаточным, согласие четырех десятков соседей. Но местные суды не приняли во внимание,что противников реконструкции балкона оказалось больше. А между тем категорически возражающие против расширения балкона соседи составили коллективное обращение в суд и в материалах дела оно имеется.
Суд отменил все вынесенные решения по делу и направил его на новое рассмотрение, предписав учесть позицию ВС РФ.