садака перекрывает 70 дверей несчастья
Три вещи, в которых поклялся Пророк ﷺ
Как известно, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) очень переживал за свою умму. Он переживал за жизнь мусульман, пока они пребывают на этом Свете, и за то, как они будут держать отчёт за свои деяния в Судный день.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах) о благих деяниях, за которые они получат больше всего вознаграждения. Точно так же он предостерегал сподвижников от порицаемых поступков, дабы они отдалились от них.
Передают со слов Абу Кабши Умара бин Са’да аль-Анмари (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ثَلاَثَةٌ أُقْسِمُ عَلَيْهِنَّ، وَأُحَدِّثُكُمْ حَدِيثًا فَاحْفَظُوهُ: مَا نَقَصَ مَالُ عَبْدٍ مِنْ صَدَقَةٍ، وَلاَ ظُلِمَ عَبْدٌ مَظْلَمَةً صَبَرَ عَلَيْهَا إِلاَّ زَادَهُ اللهُ عِزًّا، وَلاَ فَتَحَ عَبْدٌ بَابَ مَسألَةٍ إِلاَّ فَتَحَ اللهُ عَلَيْهِ بَابَ فَقرٍ
«Я поклянусь вам в трёх вещах и скажу вам что-то, а вы запомните это! Клянусь, что садака (милостыня) не уменьшает имущества раба, и если обойдутся с рабом несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно увеличит славу его, и если раб откроет для себя двери попрошайничества, то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности». (Тирмизи)
1. Садака не уменьшает имущества раба.
Здесь подразумевается истинное богатство человека, благодать, которую он получает от Всевышнего, а именно – тот запас, который он создаёт себе в мире вечном, совершая благое. Более того, его награда не только не уменьшается, наоборот, увеличивается в Судный день в несколько раз.
Человек ничего не теряет от этого, и то, чем он не смог воспользоваться в этом мире, он получит сполна на том свете. Если человек, имеющий два дома, перенёс свои вещи из одного своего дома в другой, мы ведь не говорим, что он потерял эти вещи или что его имущество уменьшилось.
Некоторые наши праведные предшественники, когда видели человека, пришедшего к ним с просьбами, говорили: «Мархаба тому, кто пришёл, чтобы перевести наше мирское имущество в имущество Ахирата».
2. Если с человеком обойдутся несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно увеличит его достоинство.
Если кого-то притеснили, и он в ответ не мстит своему обидчику и не требует компенсации за это, а наоборот, потерпит, то Аллах только увеличит его достоинство.
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) говорил, что истинное терпение – это проявление терпения в момент гнева, а истинное помилование – это прощение в момент причинения зла. Когда же люди поступают так, Всевышний Аллах защищает их от всего порочного, и даже враг станет им повиноваться, словно близкий любящий родственник.
3. Если раб откроет для себя двери попрошайничества, то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности.
Здесь подразумевается случай, когда человек просит людей о чём-то без крайней необходимости или делает попрошайничество постоянным источником своего заработка (профессионально занимается этим).
Имам Аль-Газали в своей книге «Ихья ‘улум ад-дин» приводит следующие слова:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел многим воздержаться от просьб и говорил: «Если кто-то будет обращаться к нам с просьбами, мы удовлетворим его просьбу, если же кто-либо обойдётся без этого, Всевышний Аллах избавит его от нужды«».
وَكَانَ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَأْمُرُ كَثِيرًا بالتعفف عن السؤال ويقول من سألنا أعطيناه ومن استغنى أغناه الله ومن لم يسألنا فهو أحب إلينا وقال صلى الله عليه وسلم استغنوا عن الناس وما قل من السؤال فهو خير قالوا ومنك يا رسول الله قال ومني
وَسَمِعَ عمر رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ سَائِلًا يَسْأَلُ بَعْدَ الْمَغْرِبِ فَقَالَ لِوَاحِدٍ مَنْ قَوْمِهِ عَشِّ الرَّجُلَ فَعَشَّاهُ ثُمَّ سَمِعَهُ ثَانِيًا يَسْأَلُ فَقَالَ أَلَمْ أَقُلْ لَكَ عَشِّ الرَّجُلَ قَالَ قَدْ عَشَّيْتُهُ فَنَظَرَ عمر فَإِذَا تَحْتَ يَدِهِ مِخْلَاةٌ مَمْلُوءَةٌ خُبْزًا فَقَالَ لَسْتَ سَائِلًا وَلَكِنَّكَ تَاجِرٌ ثُمَّ أَخَذَ الْمِخْلَاةَ وَنَثَرَهَا بَيْنَ يَدَيْ إِبِلِ الصَّدَقَةِ وَضَرَبَهُ بِالدِّرَّةِ وَقَالَ لَا تَعُدْ
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) после вечернего (магриб) намаза услышал голос просящего и сказал одному из своих людей: «Накорми его ужином».
Через некоторое время ‘Умар опять увидел этого человека, просящего подать ему. И спросил: «Разве я не велел накормить его?!» Его человек ответил: «Я накормил его«. ‘Умар подошёл к нему и посмотрел в торбу, что была у того под рукой. Она была полна хлеба. Тогда ‘Умар воскликнул: «Ты, оказывается, не нуждающийся, а торговец (занимаешься этим профессионально)!«
Правитель правоверных забрал торбу, хлеб передал на корм верблюдам и плетью прогнал этого человека, сказав: «Больше не возвращайся!«».
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал нам три рекомендации, чтобы мы придерживались их и, следуя всему этому, получили большое вознаграждение.
Нурмухаммад Изудинов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Садака – ступени Рая
Самое большое различие между победителем и лузером не в масштабе таланта, оно в том, готов ты или нет сделать всё возможное, чтобы воспользоваться дарованным шансом, или же позволишь ему ускользнуть. (Гинтама)
Приквел
2090 год. На Земле господствует Шариат, и мир прибывает в состоянии процветания. Войны давно прекратились, а нечестие и вероломство полностью искоренены. Неимущих практически не осталось, и люди соревнуются друг с другом не в добыче богатств, а в совершении богоугодных дел.
Теперь, чтобы сделать пожертвование, люди становятся в очередь и ждут возможности оказать кому-то помощь и тем самым заслужить довольство Аллаха. Жители Земли боятся, что могут не успеть хотя бы раз в своей жизни дать садака и подняться уровень ваше перед Всевышним.
Человек переживает о том, что по своей халатности может упустить шанс всей своей жизни и постоянно об этом думает. Его начинают мучить угрызения совести, и ничто мирское не способно отвлечь его от этих дум.
Он начинает искать знакомых, которые могли бы помочь ему найти мискина в других странах. Человек, не раздумывая, отправится туда, если это будет необходимо, ведь на кону стоит очень многое – возможность кому-то помочь.
Реальность
Нет, это был не трейлер из сиквела нашумевших «Мстителей» и даже не разгул моего воспалённого разума – это всего лишь описание того, что, возможно, будет происходить во время правления имама Махди. Об этом сказано в книгах, и коли наши потомки до этого доживут, то это будет просто отпад.
Мы же, к сожалению, живём в диаметрально противоположной плоскости, где алимы то и дело напоминают нам о том, какое гигантское воздаяние ожидает того, кто даёт садака. Чем же особенна милостыня?
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
Как известно, в Судный день перед нашим взором предстанет истинное положение вещей и то, как многое мы упустили. Если вдуматься, то даже сегодня не каждый человек имеет возможность совершать благие деяния и получать за это вознаграждение, как того хотелось бы. Именно поэтому так важно вовремя использовать возможность оказать кому-то помощь.
Как этого добиться? Адекватное размышление и постоянный анализ собственных поступков неизбежно натолкнёт любого из нас на мысль о скоротечности жизни. Понимая это, мы будем прилагать гораздо больше усилий, чтобы наши благие деяния в Судный день перевесили наши грехи. А садака – как раз один из самых мощных способов искупить собственные грехи и заслужить прощение.
Согласитесь, что не воспользоваться этой возможностью – просто преступление века, друзья мои. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا »
Качество садака
Любимец Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сказал:
يأتي على الناس زمان لا يبالي المرء ما أخذ منه، أمن الحلال أم الحرام
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари)
Учитывая, что мы максимально близко приблизились к такому времени, думаю, не лишним будет напомнить, что важным условием садака является то, чтобы потраченные на него средства были заработаны дозволенным путем.
Если человек, к примеру, содержит притон или берёт джек-пот в букмекерских конторах, а потом из этих денег «отстёгивает» на благотворительность, то едва ли получит от этого ожидаемую пользу.
Проще говоря, чтобы наша помощь брату по вере принесла ему баракат, необходимо чтобы она была «хяляльной». Это, так сказать, фундаментальные основы, о которых нельзя не знать.
Садака как защита
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара»: 274).
Нет сомнения в том, что поданная искренне милостыня поможет нам защитится от огня Ада. Пророк Мухаммад в одном из своих хадисов, который передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, далёк от Рая и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек любимее Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, 1961)
Примеры из жизни праведных
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приведено следующее.
Далее Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите. «, – Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал тебе слова: «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…«, а самым любимым из моего имущества для меня является роща Байрухаъ, так пусть же она станет милостыней (садакой) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах«. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким«. Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха«, – а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди». (Бухари, Муслим)
Постскриптум
Вероятно, со смертью Пророка ﷺ и четырёх праведных халифов ушла целая эпоха «золотого» Ислама, и на этом месте люди не раз пытались воздвигнуть Вавилон со своим «Шариатом».
Различные идеологии, конституционные строи и взгляды на мир стали меняться со сверхзвуковой скоростью, постепенно выжигая из нас образ истинных мусульман. Возможно, поэтому нашим уважаемым алимам приходится изо дня в день напоминать нам о достоинстве братства, взаимопомощи и садака. По-иному до нас, к сожалению, не достучаться.
Так, в недалёком будущем мы придём к тому, что наши дети будут представлять собой бездушную биомассу с единственным желанием – потреблять. И это не пустое сравнение для красного словца, а печальная констатация очевидного. Однако, пока наше солнце не взошло с Запада, не все мосты ещё сожжены.
А это значит, что у нас есть пока возможность творить добро. И один из самых лучших вариантов это сделать – садака. Думаю, именно милостыня, данная от чистого сердца, способна помочь нам не проиграть сегодня последний бастион нашего имана в этом мире пластмассовых ценностей.
И поэтому, пока кто-то судорожно калькулирует призрачный куш, другие, отламывая от своего хлеба ломоть, делятся им с бедными. На этом испокон веков и держится мир: на добре, на сопереживании, на помощи.
На этом, друзья мои, я с вами прощаюсь, любите друг друга и до новых встреч!
3 вида деяний, которые будут приносить вам пользу вечно
Человек всю свою жизнь может творить благие дела, зарабатывать награду и добиться довольства Всевышнего. Однако есть деяния, которые и после смерти человека будут приносить ему пользу и увеличивать количество его благодеяний.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не перестаёт нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Дауд, 2880; Тирмизи, 1376)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«Учёные сказали: «В этом хадисе говорится, что деяния умершего человека прекращаются, также прекращается обновление воздаяния ему, кроме воздаяния за эти три дела. Это не прекращается, ибо он (человек, совершивший эти деяния) является причиной этих дел.
Ведь ребёнок является заслугой его родителя, также заслугой человека являются знания, которые он оставил после себя благодаря обучению людей или написанию книг. Так же обстоит дело с непрерывной милостыней, которая представляет собой вакф (неиссякаемое при использовании имущество, переданное на дозволенные цели без права на заключение сделок).
Также в этом хадисе есть довод в пользу желательности жениться с целью родить благочестивых детей. Также в хадисе есть довод в пользу вакфа и огромного вознаграждения за него. Также в нём есть разъяснение достоинств знаний, побуждение к преумножению знаний, их передачи путём обучения, просвещения, написания книг и разъяснения важных вопросов, в нём поясняется, что следует выбирать сначала более полезные знания.
В этом хадисе также имеется довод в пользу того, что вознаграждение за дуа и садака доходит до умершего. В этих обоих вопросах достигнуто единогласное мнение учёных Ислама (иджма‘). Такое же решение достигнуто относительно уплаты долга«».
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سبعٌ يَجْرِي لِلْعَبْدِ أَجَرُهُنَّ وَهُوَ في قَبْرِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ: مَنْ عَلَّمَ علمًا أَوْ أجْرى نَهَرًا أَوْحَفَرَ بِئْرًا أَوْ غَرَسَ نَخْلًا أَو بَنَى مَسْجِدًا أَوْ وَرَّثَ مُصْحَفًا أَوْ تَرَكَ وَلَدًا يَسْتَغْفِرُ لَهُ بَعْدَ مَوْتِهِ
«Семь вещей будут продолжать приносить вознаграждение рабу Аллаха в то время, пока он будет находиться в своей могиле после смерти: знания, которым он обучал, канал, который он проложил, колодец, который он вырыл, пальма, которую он посадил, мечеть, которую он построил, копия Корана, которую он завещал, ребёнок, которого он оставил после себя и который обращается к Аллаху с мольбами о прощении для него после его смерти”». (Аль-Баззар в «Аль-Кашф»,149; Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 3449)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе перечислил семь пунктов, однако все они входят в те три категории деяний, которые упоминаются в предыдущем хадисе.
То же самое касается и другого хадиса, переданного от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаха), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ مِمَّا يَلْحَقُ الْمُؤْمِنَ مِنْ عَمَلِهِ وَحَسَنَاتِهِ بَعْدَ مَوْتِهِ عِلْمًا عَلَّمَهُ وَنَشَرَهُ، وَوَلَدًا صَالِحًا تَرَكَهُ، وَمُصْحَفًا وَرَّثَهُ، أَوْ مَسْجِدًا بَنَاهُ، أَوْ بَيْتًا لِابْنِ السَّبِيلِ بَنَاهُ، أَوْ نَهْرًا أَجْرَاهُ، أَوْ صَدَقَةً أَخْرَجَهَا مِنْ مَالِهِ فِي صِحَّتِهِ وَحَيَاتِهِ، يَلْحَقُهُ مِنْ بَعْدِ مَوْتِهِ
«Хорошие дела, воздаяние за которые не прекратится даже после смерти верующего, следующие: знания, которым он обучает других и распространяет; праведный ребенок, которого он оставляет после себя; копия Корана, которую он оставил в качестве наследства; мечеть, которую он построил; дом, который он построил для путников; канал, который он проложил; милостыня, которую он дал, когда был жив и пребывал в благосостоянии. Вознаграждение за эти деяния достигнут его после смерти». (Ибн Маджах, 242; Ибн Хузайма, 2490)
Смерть человека – это не конец, а только завершение временной жизни в этом мире и переход к вечной жизни в Ахирате. После этого момента у каждого человека теряется возможность совершить благодеяния, за исключением следующих трёх:
1. садака-джария, то есть непрерывная милостыня, приносящая пользу другим людям;
Пока эта милостыня будет приносит пользу людям, покойный будет получать вознаграждение за неё. Примеры такой милостыни перечислены в вышеприведённых хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
К этой категории также можно отнести все виды благотворительных фондов, поэтому у всех тех, кто строил эти объекты, а также помогал строительству, книги деяний не будут закрыты, и им будет записываться вознаграждение.
2. знание, полезное для людей;
Одним из самых больших благодеяний является передача людям тех знаний, которые приобрёл сам человек. Сделать это можно различными способами, но важнейшим из этих способов является обучение и воспитание учеников.
Не менее важным способом распространения знаний является написание и издание книг, а также распространение этих знаний посредством интернета. Конечно же, важнейшим условием при осуществлении подобной деятельности является польза, которую эти знания приносят людям.
3. благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.
Под благочестивыми детьми подразумеваются дети, выросшие в Исламе. Самая важная обязанность родителей – вырастить и воспитать своих детей хорошими мусульманами. Такой ребёнок будет всегда делать дуа за своих умерших родителей.
Из всего вышеприведённого явствует, что смерть человека является только концом его мирской жизни и началом вечной; со смертью человека прекращаются все его дела, но он может продолжать получать вознаграждение за некоторые деяния и после смерти. Таковыми являются три следующих деяния: садака-джария, полезное знание и благочестивые дети.
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Милостыня, которая может вызвать гнев Аллаха
Всевышний Аллах предписал Своим рабам поклоняться Ему и обещал за каждое поклонение соответствующую награду. Для каждого поклонения Всевышний установил условия, без выполнения которых это поклонение не принимается.
Также для каждого поклонения установлены адабы и суннаты, соблюдение которых увеличивает вознаграждение за него. Если поклонение выполняется без соблюдения адабов и суннатов, человек может не получить награду за него. А если не соблюдаются обязательные условия, это может даже привести к греху.
Как у каждого вида поклонения есть свои условия, адабы и суннаты есть и у милостыни. Таких адабов очень много, но о некоторых из них стоит поговорить подробнее:
1. искренность и стремление к довольству Всевышнего;
Основным условием и составной частью всех благих дел является намерение. Без намерения любое поклонение недействительно. Чтобы любое поклонение, в том числе милостыня, было принято Всевышним, у верующего должно быть искреннее намерение совершить его ради Аллаха.
От ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ، وَإِنَّمَا لِكُلِّ امْرِئٍ مَا نَوَى
«Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести». (Бухари, 1; Муслим, 1907; Абу Дауд, 2201; Тирмизи, 1647; Ибн Маджах, 4227)
Если у верующего нет искреннего намерения, самовосхваление и показное уничтожают даже самые большие его благодеяния. Более того, человек, который совершал благие дела напоказ, в Судный день будет сильно сожалеть.
Такой человек будет ожидать, что благодеяния помогут ему в День суда, когда он будет крайне нуждаться в них, но за выставление своих благих дел напоказ вместо вознаграждения он получит только наказание.
В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
وَرَجُلٌ وَسَّعَ اللهُ عَلَيْهِ، وَأَعْطَاهُ مِنْ أَصْنَافِ الْمَالِ كُلِّهِ، فَأُتِيَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا، قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا قَالَ: مَا تَرَكْتُ مِنْ سَبِيلٍ تُحِبُّ أَنْ يُنْفَقَ فِيهَا إِلَّا أَنْفَقْتُ فِيهَا لَكَ، قَالَ: كَذَبْتَ، وَلَكِنَّكَ فَعَلْتَ لِيُقَالَ: هُوَ جَوَادٌ، فَقَدْ قِيلَ، ثُمَّ أُمِرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ، ثُمَّ أُلْقِيَ فِي النَّارِ
«В День воскрешения приведут человека, которому Всевышний Аллах даровал обширный удел и которого наделил разными видами богатств, и Аллах напомнит ему о Своих благодеяниях, и он признает их, а потом Аллах спросит: “И что же ты сделал в благодарность за них?”
Он ответит: “Ради Тебя не упускал я ни одной возможности потратить деньги так, как это угодно Тебе”. Аллах скажет: “Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: «Он щедрый!», – и они говорили так”, – после чего относительно этого человека будет отдано соответствующее повеление, и его повлекут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад». (Муслим, 1905; Ан-Насаи, 3137)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль- Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит о наказании шахида, обладателя знаний и щедрого человека, потому что они совершали свои деяния не ради Всевышнего Аллаха. То, что их ввергнут в Ад, свидетельствует о категоричности запрета совершения деяний напоказ (рия) и строгости наказания за него».
2. скрытое и открытое подаяние;
В многочисленных хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорится о достоинствах скрытого расходования имущества в качестве милостыни. Скрытые пожертвования вознаграждаются больше, чем другие, потому что в них отсутствует показное.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша. … кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». (Бухари, 660; Муслим, 1031; Тирмизи, 2391; Ибн Хиббан, 4486)
Однако в некоторых случаях и за открытое расходование имущества на садака можно получить большую награду, и это может быть даже более полезным, нежели скрытое подаяние, особенно если человек хочет подать другим благой пример.
Учёные-богословы указывают на то, что добровольную милостыню следует давать скрыто, а обязательное садака (закят) желательно давать открыто, на виду у людей.
Если богатый человек открыто даёт закят из своего имущества, люди будут знать, что он выполняет свои обязанности, и не будут считать его скупым. Это также может стать примером для других богатых людей, которые обладают имуществом, достаточным для выплаты закята.
3. отказ от попрёков.
Попрёк подразумевает напоминание людям о своих подаяниях. Верующий, который благодаря милости Всевышнего Аллаха сумел пожертвовать своё имущество на благотворительность, должен благодарить Всевышнего, если же он попрекает этим тех, кому он дал милостыню, его пожертвования окажутся напрасными.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُبْطِلُوا صَدَقَاتِكُمْ بِالْمَنِّ وَالْأَذَىٰ كَالَّذِي يُنْفِقُ مَالَهُ رِئَاءَ النَّاسِ وَلَا يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ
(смысл): «О вы, которые уверовали! Не делайте ваши милостыни напрасными своими попрёками и обидами, подобно тому, кто тратит своё имущество напоказ перед людьми и не верует в Аллаха и Судный день». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 264)
От Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ خِبٌّ وَلاَ بَخِيْلٌ وَلاَ مَنَّانٌ وَلاَ سَيِّئُ الْمَلَكَةِ
«Не войдут в Рай ни обманщик, ни скупой, ни попрекающий людей своими благодеяниями, ни плохой господин». (Имам Ахмад, 32; Тирмизи, 1963)
Истинный верующий всегда помнит, что попрёки и напоминания о благодеяниях портят награду, которую он мог бы получить за это. Он также должен помнить, что Всевышний Аллах предостерёг от попрёков, которые уничтожают подаяние и губят благие дела.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».