ржаное поле автор культурология
Шишкин «Рожь» описание картины
История и описание картины художника Ивана Шишкина «Рожь».
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) является одним из самых известных художников прошлого, одним из самых замечательных пейзажистов и одним из самых известных передвижников. В его творчестве немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами, прославляющими искусство русских художников. Одной из таких картин является великолепная по содержанию «Рожь».
Работа, которую мы здесь рассмотрим, была написана в 1878 году. Холст, масло. Размеры: 107 × 187 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Считается одной из тех картин, которые в лучшей манере отражают невероятную красоту и глубину искусства художника.
Идея для картины появилась у Ивана Шишкина после посещения Елабуги, где он побывал в 1877 году. Здесь, на Лекаревском поле, он увидел засеянное поле, посреди которого стоят величественные сосны. Увиденное так вдохновило художника, что он написал картину, которая поразила зрителей своей удивительной красотой. После написания картина была представлена на VI передвижной выставке, и вскоре была куплена П. М. Третьяковым для своей коллекции. С тех пор работа находится в Третьяковской галерее.
На картине мы можем увидеть красивый пейзаж с полем, соснами и голубым небом. На переднем плане поле, сквозь которое ведёт дорога. Дорога, которая начинается на переднем плане и витиевато уходит вглубь чего-либо, характерна как для живописи Ивана Шишкина, так и для живописи многих других художников-пейзажистов. Такой приём предназначен для того, чтобы уводить взгляд зрителя вглубь картины. Таким образом зритель может спокойно путешествовать по изображению, при этом не кидаясь взглядом из одной стороны картины в другую. Дорога — как указатель для следования по картине взглядом.
Жёлтую рожь оттеняют величественные зелёные сосны. Старые сосны выглядят мудрыми, пожившими, повидавшими на своём веку. Их ветви склонились будто под тяжестью лет. Деревья стоят вдоль дороги, также провожая взгляд зрителя вглубь картины, вплоть до одинокой сосны вдалеке, которая стоит в центре.
Картина прописана очень детализировано, так что можно рассмотреть каждую травинку на земле, каждую веточку на деревьях.
На картине ясный день, но художник подчеркнул, что собирается дождь. Вдалеке можно увидеть, как надвигаются грозные кучевые облака, которые несут с собой ливень и буйство стихии. Также можно обратить внимание на ласточек, которые летят низко к земле, почти у самой дороги. Как известно, низко летающие ласточки — к дождю.
Сам художник так охарактеризовал эту картину, сделав запись на одном из эскизов: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».
Идею для картины Рожь Иван Шишкин нашёл в Елабуге
Картина «Рожь» экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Идею для картины, как для многих других своих произведений, Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью Лидией. Картина «Рожь» считается одним из самых знаменитых произведений мастера. Ещё её называют классическим произведением русской реалистической пейзажной живописи. Люди старшего поколения помнят этот пейзаж по учебнику «Родная речь» для второго класса.
К моменту написания картины Иван Шишки уже был признанным мэтром живописи. Он получил всё, о чём можно было только мечтать художнику — славу, имя, деньги. Однако именно тогда, когда у него было всё, в жизни случилась беда. Одним за другим уходили в мир иной его самые близкие люди: отец, шурин, жена, два маленьких сына… Иван Иванович остался один с маленькой дочерью Лидой. Своё спасение он искал и находил только в работе. Именно тогда он нашёл идею для картины и написал ставшую знаменитой «Рожь».
На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево считается символом всего творчества художника. Влюблённый в русский лес, Шишкин всегда выписывал сосну нежно и подробно. На этой же картине старательно вырисованы клонящиеся от тяжести ветви, причудливые стволы и гордые верхушки. Просёлок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, обещает «увести в даль светлую». Людей на картине нет. Однако, если очень присмотреться, можно увидеть где-то вдали мелькнувший женский платок. Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. Не взирая на кажущуюся тишину, чувствуется приближение грозы. О ней говорят кучевые облака, что тяжело нависли над полем…
«Рожь» — звучащая картина. Иван Шишкин совершил настоящее чудо. Он сумел реально заставить зрителя прислушиваться к шелесту ласточкиных крыльев и шороху колосьев.
Тема бескрайнего поля уже использовалась Шишкиным в творчестве. В 1866 году мастер создал полотно «Дорога во ржи», всю нижнюю часть которого занимало бесконечное колосящееся ржаное поле, а верхнюю — такое же бездонное небо. Само же поле прорезалось унылой просёлочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. Так что приступая к работе через 12 лет, художник явно вспомнил своё старое полотно. Только идею для картины теперь он черпал из опыта прожитых лет и всего того, что уже довелось испытать.
Тема засеянного поля неоднократно появлялась в произведениях и русской, и зарубежной живописи. Её можно встретить в работах Григория Мясоедова, Алексея Венецианова, Джорджа Виката Коула, Жана-Франсуа Милле…
Однако картина «Рожь» считается одной из самых лучших. «Рожь» – одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», – писал Иван Крамской Илье Репину. Критики утверждали, что благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец сумел достигнуть монументальности повествования. Пейзаж был выполнен намеренно статично. И при этом художник не только восхищается величием и мощью русских просторов, но и сумел передать свой восторг зрителю.
Современный искусствовед Виталий Манин сказал о картине следующее: «Трудно определить, какая из работ художника самая примечательная в его творчестве. Если таковой и нельзя назвать картину «Рожь», то, во всяком случае, её можно отнести к этапным, стержневым полотнам. В истории русского пейзажа она, несомненно, эпохальна».
Две картины с одинаковым названием
Через три года после Ивана Шишкина, в 1881 году, другой выдающийся художник-передвижник Алексей Саврасов, который, конечно же, не мог не знать этой картины, создаст свой шедевр на ту же тематику и с тем же названием. Однако его «Рожь» поглотила всё светлое. Глядя на неё, душу охватывает тоска и безысходность. Мало того, Саврасов создаёт второй вариант картины, ещё более мрачный…
Как бы там ни было, оба произведения — картины с одинаковой темой и одинаковым названием двух выдающихся русских художников-пейзажистов, вполне сосуществуют. Появление нового произведения (причём сразу в двух вариантах) нисколько не повлияло на величие Шишкинского полотна. Это совершенно разные, но однозначно выдающиеся картины. В их общей тематике нет ни спора, ни контрастности. Это — разговор двух великих художников, разговор на языке живописи. А зритель с удовольствием внимает столь высокой беседе.
Надо сказать, что у Шишкина есть ещё одна картина с тем же названием — «Рожь». Это офорт, созданный им значительно позже, в 1892 году. Он вошёл в альбом «60 офортов Шишкина. 1870—1892» (СП б., 1894) под названием «Рожь». Но эта работа очень мало известна и популярностью с одноимённой картиной 1878 года ей, конечно, не сравниться.
Сейчас копии картины «Рожь» можно увидеть на различных репродукциях, открытках, календарях, закладках, футболках, гобеленах, на красивых упаковках и коробках пирожных и мороженого и на других предметах. Почти любой безошибочно скажет, что это картина Шишкина…
Картина «Рожь» Ивана Ивановича Шишкина — симфония русского раздолья
«Рожь» — картина Ивана Ивановича Шишкина (Ivan Ivanovich Shishkin), отражающая простор и плодородие русской земли. На холсте изображено золотое ржаное поле, над которым распростерлись высокие небеса с далекими кучевыми облаками. Они обещают грозу. Желтый и голубой — основные цвета, которые использовал гениальный живописец в своем творении. Такое сочетание красок характерно для православной иконописи. Этой символичной цветовой палитрой художник показывает божественность природы. Сияющая желтизна оттеняется былинными соснами. Влюбленный в сосновые леса Иван Шишкин детально выписал могучие деревья, придавая им образ мудрых старейшин. На переднем плане — изъезженная полевая дорога, заросшая разнотравьем. Извиваясь, она приглашает зрителей вглубь поля насладиться тишиной и величием знойного лета.
Иван Иванович Шишкин — талантливый русский пейзажист XIX века, обладающий самобытной техникой изображения великолепия природы во всем ее разнообразии. В его сюжетах отсутствует драматизм. Содержательность, благородство и эпические черты присущи работам мастера. Творчество Ивана Шишкина является ступенью на пути глубокого познания естественных законов и правдивого отражения окружающего мира.
Картина «Рожь» была написана в окрестностях родной для художника Елабуги. Произведение демонстрировалось на VI передвижной выставке, открывшейся в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, и в этом же году было куплено московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым.
В картине «Рожь» автор подчеркнул изобразительными средствами те мелочи, красота которых остается незамеченной за однообразными буднями.
Сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь» для 4 класса
В данной статье вы найдете небольшое школьное сочинение по картине Шишкина «Рожь». На уроках русского языка дети знакомятся с творчеством данного художника, разглядывают картинки в учебниках и репродукции и часто пишут различные работы по картине «Рожь»: доклады, сообщения, сочинения и изложения.
В представленной статье кратко написано об авторе этого творения, процессе его создания и приведён небольшой анализ.
Кратко о русском художнике Иване Шишкине
Иван Иванович Шишкин – это величайший российский художник-живописец XIX века.
Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
Он родился в небольшом городе под названием Елабугу в семье торговца.
История создания картины
Идея написать картину «Рожь» пришла в голову художнику Шишкину тогда, когда он со своей дочкой приехал в Елабугу. Там он большое количество времени вместе со своей сестрой проводил в полях, которые были усыпаны рожью.
Вдохновившись этим видом, художник сделал план местности, а дома в скором времени создал репродукцию.
Описание и анализ картины «Рожь»
Картина была написана в 1878 г., и для ее создания Шишкин использовал только яркие краски.
На переднем плане мы видим раскинутое поле с золотистыми колосьями. Многие из них из-за своего веса наклонились к земле и сжались, а какие-то направлены прямо в сторону солнца.
Рядом с ними можно заметить небольшие цветы – васильки, которые придают пейзажу нежность и утонченность. Рядом с ними видна уже заросшая травой и ромашками тропинка.
Но самым главным дополнением к этой картине являются могучие сосны. Левая имеет уже старый вид, она покосившаяся и наполовину лишена коры из-за сильного холода. А другие сосны густые и пышные, за ними нельзя увидеть и ствола.
Вдалеке на небе можно заметить случайно пролетающих птиц, а над ними белые и легкие облака. Ближе к горизонту можно разглядеть небольшое скопление туч, что наталкивает на мысль о дожде.
Сочинение по картине Ивана Шишкина «Рожь» для 4 класса
Иван Шишкин – потрясающий художник, способный при помощи кисти создавать настоящие шедевры. Одной из них является картина «Рожь», которую он написал во время отдыха на своей родине.
Автор создал ее исключительно из ярких красок, которые передают всю красоту окружающего мира.
Мы видим бескрайнее поле с созревшей рожью. Колосья налились и нагнулись, они ждут, когда люди соберут урожай и приготовят из них вкусные пряности. На картине видна длинная дорога, по которой проехал не один уставший после тяжелого дня путник.
Все проезжали через это поле, вдохновляясь его красотой, любуясь длинными могучими деревьями, сторожами этого замечательного места. Эти сосны выдержали немало ударов, пока защищали золотистое ржаное поле.
Картина передает ощущение безмятежности и покоя. Благодаря своей пустынности, она расслабляет, помогает позабыть обо всех своих проблемах и задуматься об окружающем мире, а главное о природе.
Заключение
Картина Ивана Шишкина «Рожь» является потрясающим творением, которое оставляет за собой только яркие впечатления. Золотистые поля, могущественные сосны и дорога, у которой нет конца.
Эта картина учит всех нас главному – природу нужно беречь.
Сочинение по картине Шишкина «Рожь»
Пример сочинения для 4 класса школы по картине Ивана Шишкина «Рожь».
Картина Шишкина Рожь план сочинения 4 класс
Шишкин Рожь сочинение по картине 4 класс
Автором картины «Рожь» является знаменитый русский художник, пейзажист, передвижник Иван Иванович Шишкин. За свою творческую жизнь Иван Шишкин написал большое количество полотен, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской живописи и находятся в крупнейших музеях. Самыми известными можно назвать «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Ручей в берёзовом лесу», «Дубовая роща» и многие другие. К самым известным работам Шишкина относится и та, которую мы рассмотрим далее.
Картина «Рожь» была написана в 1878 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
На картине мы можем увидеть бесконечный простор поля, засеянного рожью. Судя по тому, что всё поле уже стало желтовато-золотистым, идёт последний месяц лета, когда близится время сбора урожая.
Поле простирается до самого горизонта. Через всё поле ведёт витиеватая дорога. Она будто бы заставляет зрителя пройтись по ней и таким образом изучить всё пространство картины, начиная от переднего плана, где растут полевые цветы, и до самого горизонта.
Дорога зеленоватая, покрыта травкой, но по всему видно, что утоптанная. Если присмотреться, то на дороге видны головы двух человек, которые шагают то ли с сенокоса, то ли просто по своим делам из одной деревни в другую.
На картине изображён знойный август. Но жаркая погода вскоре сменится проливным дождём. На то, что скоро начнётся дождь, указывают две вещи на картине. Вдалеке небо заполонили тучи. Кучевые облака неумолимо надвигаются на поле. Также приближающийся дождь предсказывают и низко летающие ласточки. На переднем плане картины, у самой земли дороги, можно увидеть двух ласточек, которые ловят мошкару.
В небе, прямо над соснами, можно увидеть стаи птиц. Перед дождём они будто всполошились, кружат стаей над полем, превращая и без того захватывающий пейзаж в нечто совершенно удивительное.
Картина вызывает настоящее чувство восхищения. Поражает мастерство художника, который очень точно изобразил каждую малейшую деталь. Во всём чувствуется искренняя любовь художника к русской природе, русским просторам, полям, каждой травинке. И эта любовь передаётся зрителям картины, заставляя искренне переживать, впитывать в себя все те чувства, что художник вложил в свою картину.