русланова у стен рейхстага

Зигзаги судьбы Лидии Руслановой: от нищеты до всенародной славы, от признания до тюрьмы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

Агафья Лейкина родилась в бедной крестьянской семье в 1900 г. Девочка рано осталась сиротой: отец пропал без вести на Русско-японской войне, мать умерла от болезни. Чтобы прокормить себя и двоих младших детей, Агаша стала петь за подаяние. Она пела так трогательно и «переживательно», что послушать ее приходили даже из других деревень. После года хождений с сумой над девочкой сжалилась вдова чиновника – она определила детей в приюты. Крестьянских детей в приюты не брали, поэтому Агафье пришлось сменить имя – так на свет появилась Лидия Русланова.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

В приюте на ее вокальные данные сразу обратили внимание, вскоре она стала солисткой детского церковного хора. Лидия Андреевна вспоминала: «Со всего города начали к нам ездить купцы, послушать, как сирота поет… И после приюта, когда меня отдали ученицей на мебельную фабрику, за песни мне все помогали. Лет в 17 была я уже опытной артисткой, ничего не боялась – ни сцены, ни публики».

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

В 1916 г. Лидия Русланова отправилась на фронт, медсестрой на санитарном поезде. Пела для раненых и солдат, которым предстояло идти на фронт. В 1917 г. она родила сына, но через год муж бросил ее и забрал с собой ребенка. В годы Гражданской войны (1918-1920) Русланова выступала с народными песнями перед красноармейцами. Как эстрадная певица дебютировала в 1923 г. в Ростове-на-Дону.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

Ее исполнение русских народных песен считают эталонным. Талантом Лидии Руслановой восхищались Федор Шаляпин и Леонид Утесов. Последний о ней говорил: «Ее имя стало почти нарицательным: Русланова – это русская песня». В ее репертуаре были сотни народных песен, самыми популярными в ее исполнении стали «Валенки», «Окрасился месяц багрянцем», «Липа вековая», «Очаровательные глазки» и др.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

С самых первых дней Великой Отечественной войны Лидия Русланова была в составе фронтовых бригад, вместе с солдатами она дошла до рейхстага, на ступенях которого исполнила свои знаменитые «Валенки». Но в конце 1940-х гг. репрессировали 74 офицера из близкого окружения «маршала победы» Жукова. Муж Руслановой генерал Крюков оказался в их числе, тогда же арестовали Русланову.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

В постановлении на арест значилось, что певица вела подрывную работу против партии и правительства, распространяла клевету о советской действительности, а главное – находясь вместе с мужем в Германии, занималась присвоением в больших масштабах трофейного имущества. Даже в наши дни есть сторонники той версии, что Русланову арестовали заслуженно и факт мародерства имел место. Впрочем, их противники настаивают на том, что Русланова стала невинной жертвой репрессий, направленных против Жукова.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

В 1948 г. Лидию Русланову приговорили к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. Певицу отправили в сибирский Озерлаг, а затем перевели во Владимирскую тюрьму. По свидетельству приемной дочери Руслановой, в лагере к ней относились с почтением даже уголовники, а крестьяне из соседних сел приносили еду. В 1953 г., после смерти Сталина, Русланова была освобождена, и уже осенью вновь давала концерты.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

До самой своей смерти в 1973 г. Лидия Русланова пользовалась невероятной популярностью и любовью публики. На ее похоронах собралось столько народа, что пришлось перекрыть движение. Она навсегда осталась легендой в истории отечественного искусства.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«Валенки» на ступенях Рейхстага и в лагерях. Лилия Русланова

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

НА СТУПЕНЯХ РЕЙХСТАГА

© Виолетта Баша, еженедельник «Моя семья»

Ангел по имени Сирота

Она была подростком, когда началась Первая Мировая война.

Он смотрел на Лидию с покорностью

Бойцы называли ее мамой

«Я выхожу за вас замуж».

Как-то после одного фронтового концерта к ней подошел прославленный генерал, Владимир Викторович Крюков. Предложил прогуляться, пока на позиции было затишье. Шли, разговаривали. Вдруг прислушался, прервав Лидию на полуслове: «Тише, послушайте, ребенок плачет». Она ничего не слышала. Потом действительно услыхала, что далеко, за линией фронта плачет ребенок. «У меня дочка в Ташкенте, совсем маленькая, одна. Так тоскую о ней». Русланову поразил он, каким генерал говорил о своей дочери. И неожиданно для него и для самой себя она сказала: «Я выхожу за вас замуж». Через некоторое время они стали супругами. В перерывах между выступлениями Лидия Андреевна поехала в Ташкент и забрала девочку. Она так любила свою приемную дочь, что та сразу поверила, что это и есть ее настоящая мать. С генерал-лейтенантом, Героем Советского Союза Владимиром Викторовичем Крюковым Лидия Русланова провела последние двадцать пять лет жизни. К удивлению знавших эту семью женщин, в доме, где останавливался находящийся вечно в разъездах генерал, Русланова сама мыла полы, занавешивала окна кусочками цветной ткани, стирала мужу белье. Они разделили счастье и горе, любовь и преследования властей.

Под пытками она не предала мужа

Освободили ее только после смерти Сталина, в 1953-м году.
Умерла великая народная певица в 1973 году.

Источник

«Артисты Победы»: из истории фронтовых бригад».
Лидия Русланова

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстагаВ летописи выступлений советских артистов на фронтах Великой Отечественной Лидия Русланова с её легендарными «Валенками» занимает особое место. Знаменитый концерт, состоявшийся в победном мае 1945-го у стен поверженного рейхстага, у многих в первую очередь ассоциируется именно с Руслановой. «Вооружённая» репертуаром русских народных песен, певица прошла с концертами всю войну, и везде её встречали с нескрываемой радостью. Мощный голос, яркая сценическая харизма и огромная сила духа – всё вкупе это производило сильнейшее впечатление на бойцов, окрыляло, напоминало о мирной жизни и укрепляло веру в непременную Победу.

«Валенки» солдаты просили спеть чаще всего. В книге «Легенды и жизнь Лидии Руслановой» саратовский писатель и краевед Владимир Вардугин рассказывает, что Русланова сочинила собственную версию песни на одном из фронтовых концертов. «Ожидая своей очереди выхода на сцену, она смотрела на бойцов. В первом ряду сидел молоденький боец в плохоньких валенках, с которых на пол стекала лужица от растаявшего снега. Лидия Андреевна вспомнила припевку из саратовской частушки: «Валенки, валенки, не подшиты, стареньки». Тут же родились куплеты песни». «Феномен, что шуточная песня «Валенки» стала самой патриотичной песней в наступавшей армии, в побеждающей стране, символом стойкости советского солдата и его неиссякаемой жизнеутверждающей энергии. Песня утоляла солдатскую тоску по дому, примиряла его с разлукой, давала надежду, что она, эта разлука, какой бы тяжкой ни была, но – временна. Ведь до «логова» осталось совсем ничего, вот она, проклятая Германия, откуда приходило на родную землю кровавое зло фашизма», – добавляет автор книги «Лидия Русланова. Душа-певица» Сергей Михеенков. А вот ещё на эту же тему: «Удивительная судьба у этой простой незатейливой песни. Русланова слепила её из существовавшей ранее, окрасила своим голосом, неповторимым тембром, вдохнула свою энергию, и песня стала гимном победителей».

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстагаЕщё в 1943 году Русланова записала «Валенки» на грампластинку. А 2 мая 1945 года любимая песня всех бойцов прозвучала в исполнении певицы в Берлине, на ступеньках Рейхстага.

Но всё это было потом… А четырьмя годами ранее, в самом начале Великой Отечественной, под Ельней на Смоленщине Лидия Русланова получила своё первое «боевое крещение» в этой войне. «Только закончила одну из песен, как над головами появились «юнкерсы» в сопровождении «мессершмиттов». Посыпались бомбы, затрещали пулемёты, задрожала земля от взрывов. Смотрю, никто и ухом не ведет, слушают, как в Колонном зале. Думаю, и мне не пристало отсиживаться в траншее, да и концерт прерывать негоже. В общем, налёт фашистов выдержала, программу довела до конца», – вспоминала потом артистка.

Можно предположить, что такие бесстрашие и стойкость у Руслановой происходили из детства, которого, собственно, и не было – с самого раннего возраста она несла тяготы, которые не каждому взрослому были по силам. Прасковья Лейкина, как изначально звали будущую артистку, родилась в бедной крестьянской староверческой семье. Сразу после начала русско-японской войны её отца Андрея Лейкина, единственного кормильца, забрали в солдаты. «Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятеньке!» И она вопила: «На кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?» Бабушка не зря убивалась», – рассказывала Русланова. Отец домой не вернулся, мать вскоре умерла, девочка осталась одна со слепой бабушкой. Они ходили по Саратову и окрестным деревням – Лида пела, а бабка причитала: «Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает, подайте копеечку». Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома.

Когда Лиде было семь лет, умерла бабушка. На талантливую девочку-сироту обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Маленькую Прасковью она определила в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, где был собственный детский церковный хор. Поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки с головой выдавали её крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией «Лидия Русланова», под которыми она и войдёт в историю. Вскоре о девочке знал едва ли не весь Саратов, и в храм, где она пела, стекались потоки желающих её послушать.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстагаПрактика фронтовых выступлений к началу Великой Отечественной для Руслановой была не нова: войну она видела с раннего детства. В 1916 году юная Лидия отправилась на фронт в качестве сестры милосердия и до октября 1917 года служила в санитарном поезде.. Всю Гражданскую войну Русланова выступала перед бойцами регулярной Красной Армии. Потом была новая война – Советско-финская. Зимой 1940 года Лидия Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт. Стояли тридцатиградусные морозы, работать приходилось в тяжелейших условиях. Ездили на дрезине, автобусе, санях, а иногда и на лыжах, спали, не раздеваясь. Многие артисты не выдерживали, но только не Русланова: Чтобы не потерять голос от простуды, она принимала стрептоцид, и в итоге не пропустила ни одного концерта. За двадцать восемь дней концертная бригада дала более ста выступлений. Русланова могла отработать 4—5 концертов за один вечер – столь невероятными были сила и выносливость её голоса.

За годы Великой Отечественной войны Лидия Русланова дала свыше тысячи концертов, а во время коротких приездов в тыл записала несколько пластинок для фронта. Народный артист СССР фронтовик Анатолий Папанов вспоминал: «Военный госпиталь. И громкий, словно пытающийся скрыть неуёмную радость, голос Лидии Руслановой: «Валенки, валенки». Пластинку крутят несколько раз. Мы знаем, что ставят её по просьбе бойца. Ему надо ампутировать ногу, а анестезирующих средств в госпитале не осталось, он согласился на операцию без наркоза. Попросил только: «Поставьте мою любимую песню «Валенки».

Общеизвестен факт, что Русланова помогала фронту не только песнями – она отдала свои личные сбережения на батарею из четырёх «катюш», для десятого минометного гвардейского полка, сражавшегося на Западном фронте. Вслед за этим певица собрала деньги на ещё одну батарею этого вооружения, вызывавшего животный ужас у врага. Символично, что одноимённую песню «Катюша» Русланова стала исполнять одной из первых, причём в русской народной манере. «Это же фокстрот», – сделал ей замечание автор музыки Матвей Блантер. «Кому фокстрот, а кому русская песня», – отрезала Русланова.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстагаВесной 1945 года Лидия Русланова вместе с наступающей армией прибыла в ещё не освобождённый от гитлеровских войск Берлин. Именно там, у стен поверженного рейхстага, 2 мая 1945 года состоялся первый концерт советских артистов. Русланова выступала вместе с казачьим ансамблем песни и пляски Михаила Туганова. Один из его участников, Борис Уваров, делился своими воспоминаниями о том концерте: «У рейхстага людно, шумно, пёстро. Русский солдат – он, знаете, уж если отойдёт душой, шутка у него выйдет такая. Словом, праздник – рекой. Взошли внутрь логова. Обломки мебели, шкафы, ящики и прочий баррикадный хлам эсэсовцев догорал, нещадно чадя. Гарь душила, густой пепел под ногами. Над центральным мраморным залом провалившийся купол, вроде шатра. Сначала запел наш казачий хор, потом Русланова… Ком в горле встал, слёз не сдержать. Но не только со мной такое. Герои, орлы фронтовые, на груди тесно от наград, плакали не стыдясь. И заказывали, заказывали свои песни — кто сибирские, кто про Волгу-матушку…». В какой-то момент Лидия Андреевна объявила: «А сейчас – «Валенки, не подшиты, стареньки», которые до самого Берлина дошагали!». Слова Руслановой утонули в волне людского восторга. Как точно она выразила их мысли и настроение!

Концерт продолжался до поздней ночи, а когда он завершился, Русланова углём расписалась на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат. Так завершились её единственные, триумфальные «гастроли» по Европе…

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстагаВозможно, не все знают, что дебют Лидии Руслановой на профессиональной сцене в далёком 1923 году совсем рядом с нашим краем – в Ростове-на-Дону. Спустя много лет, после небывалых взлётов и жестоких «проверок на прочность», на закате жизни великая певица вновь вернулась на место старта своего профессионального творческого пути. В августе 1973 года, за месяц до смерти, Лидия Андреевна совершила гастрольный тур по южным городам, дав заключительный концерт в Ростове-на-Дону, ставший настоящим триумфом певицы. Круг почёта, совершаемый по дорожке стадиона, пришлось повторить несколько раз. Зрители, стоявшие в проходах амфитеатра, поклонники, которые заняли места на холмах поближе к стадиону, восторженно встречали медленно двигавшийся открытый автомобиль, на котором стоя ехала певица, улыбкой приветствуя слушателей.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстагаP.S. В первые послевоенные годы, когда певица была подвергнута опале и репрессиям, в одной из ведущих московских газет появилась критическая рецензия: «Ряд серьёзных упреков можно предъявить к такой популярной артистке эстрады, как Лидия Русланова. Кое-кто продолжает называть русскими певицами артисток, которые появляются на сцене в сарафанах и лаптях и исполняют частушки под саратовскую гармонь… Неслучайно Л. Русланова, продолжающая линию этих певиц, с таким трудом осваивает новый репертуар. Ей надо очень серьёзно подумать о своём положении на советской эстраде». Автор рецензии, по всей вероятности, не стоял на ступеньках разрушенного рейхстага, когда Русланова пела ликующим победителям свою коронную песню. Если бы он побывал там, написать такое ему бы и в голову не пришло. И уж наверняка газетный «критик» не мог даже предположить, какую добрую всенародную память оставит о себе Лидия Русланова и какая долгая жизнь уготована её песням. Они входят в репертуар многих артистов и коллективов, среди которых, конечно же, Заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс». Вокально-хореографические композиции «Валенки» и «Липа вековая» в исполнении солистки ансамбля Виктории Струковой вызывают неизменный восторг и продолжительные аплодисменты зрителей. И эти аплодисменты – не только восхищение мастерством наших артистов, но и дань памяти великой Руслановой, без которой невозможно представить ни отечественную эстраду, ни нашу Великую Победу.

При подготовке данной статьи использованы материалы онлайн-проекта «Искусство Победы» сайта «Московские сезоны», портала Культура.РФ, сайта издания «Комсомольская правда», а также материалы книг С.Е. Михеенкова «Лидия Русланова. Душа-певица» и В.И. Вардугина «Легенды и жизнь Лидии Руслановой»

Источник

Песни под пулями: как рождались советские хиты военных лет?

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

Как прошел победный концерт Лидии Руслановой на ступенях Рейхстага и как поднимали дух военнослужащих во время современных конфликтов в Афганистане и Сирии? Выступления советских артистов на фронте перед солдатами Великой Отечественной были как глоток свежего воздуха, напоминание о том, что где-то еще есть мир без войны. Любовь Орлова давала концерты перед артиллеристами и моряками, танкистами и летчиками, на боевых кораблях и военных аэродромах. Она настолько поднимала дух солдат, что ее успели возненавидеть фашисты. Лидия Русланова выступала буквально под обстрелами, а Клавдия Шульженко в составе фронтового джаз-ансамбля постоянно ездила на передовую и в госпитали, чтобы исполнить уже давно любимый и много раз переделанный военными «Синий платочек». Как рождались советские хиты военных лет и кто еще выступал для солдат – смотрите в новом выпуске программы «Секретные материалы».

Бойцы Михаил Егоров и Мелитон Кантария – первые, кого вспоминают, когда речь заходит о взятии Рейхстага весной 1945 года. Но тогда, в победные дни, внимание красноармейцев было приковано совсем не к ним. Ведь 2 мая на ступенях Рейхстага выступала всенародно любимая певица – Лидия Русланова. Сначала концерт хотели провести внутри здания, но петь там было невозможно: от порохового дыма першило в горле. Тогда выступление перенесли на улицу. Под открытым небом для тысяч солдат и офицеров артистка исполняла их любимые песни. Бойцы выкрикивали названия, а Русланова отвечала: «Спою, голубчики, что хотите спою». Знаменитые «Валенки» пришлось исполнять несколько раз. В Берлине Лидия Андреевна дала свой 1120-й фронтовой концерт. Бойцы говорили, что на войне ее песни действовали лучше любого лекарства и помогали забыть о смерти, страхе и боли.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

«Одну из таких очень трагических историй оставил Папанов. О знаменитой песне «Валенки» он говорил: «Я ее слышать не могу, хотя ее безумно люблю». Он лежал в госпитале, и в госпитале кончился наркоз, а одному летчику нужно было ампутировать ногу. И он сказал, что он согласится, но только при условии, что будет включена его любимая музыка. И «Валенки» были включены на полную мощность, и их раз сто исполняли, пока эта операция шла. », – рассказывает писатель Александр Мясников.

«Дать отпор врагу силой своего культурного «оружия», – с таким призывом уже 23 июня 1941-го года, на следующий день после начала Великой Отечественной, профсоюз работников искусств обратился к певцам, музыкантам, танцорам и актерам. И они откликнулись: малоизвестные артисты и звезды, любимцы всего Советского Союза – Леонид Утесов, Любовь Орлова, Иван Козловский. В стороне не остался никто. За четыре года войны во фронтовых концертах участвовали 42 тысячи артистов. Они дали около полутора миллиона концертов.

«Зачем нужны были эти концерты? Самое удивительное, что этот вопрос поначалу задавали себе все те, кто там выступал поначалу. У той же Руслановой, у той же Орловой есть воспоминания: ну какие концерты – тут война, страшное дело! И когда они увидели этих солдат, у которых лицо менялось, когда они слышали эту любимую музыку, они поняли, что это вопрос – в воздух. Людям нужна была какая-то отдушина, какое-то напоминание о том, что есть где-то нормальная жизнь, о них помнят, заботятся, они не брошены в окопах. Нет, это была фантастически умная идея», – поясняет Александр Мясников.

Новость о начавшейся войне застала певицу Клавдию Шульженко на гастролях в Ереване. Тут же из столицы Армянской ССР Клавдия Ивановна и музыканты ее джаз-оркестра отправили в Ленинград телеграмму с сообщением о том, что они передают себя в распоряжение Ленинградского военного округа. Как только артисты вернулись в город, их сразу зачислили в Красную армию. Клавдия Шульженко получила воинское звание – «рядовой». Командование выдало ансамблю старый автобус, который тут же превратился в их дом на колесах. Ведь Шульженко давала по три, а то и четыре концерта в день: утром пела перед солдатами и командирами, которым вот-вот идти в бой, днем выступала перед ранеными в госпитале, а поздним вечером радовала песней отдыхающих после сражений красноармейцев.

«Самое интересное – то, что они сразу были одеты в военную форму, и Клавдия Ивановна была одета в гимнастерку: ей говорили, что портупея и гимнастерка ей очень идут. Но буквально на первом же концерте к ней подошел один из командиров с просьбой: «Клавдия Ивановна, пожалуйста, выступайте в ваших концертных платьях, потому что это нам напоминает дом, семью», – рассказывает радиожурналист Георгий Гожев.

«Случались вещи совершенно невероятные во время этих выступлений. Например, у Утесова есть такие неожиданные воспоминания: они ехали выступать с джаз-оркестром, причем за Утесовым охотились (немцы расценивали этих артистов как главных врагов, и за ними реально охотились, очень много артистов погибло, целые артистические труппы погибали). И когда они подъезжали к фронту, он вдруг впервые в жизни увидел бой в воздухе. Он увидел, как немцы сбили советский самолет и оттуда выпрыгнули три парашютиста. И когда он приехал выступать, они расположились на импровизированной сцене, стали играть, вдруг он увидел трех людей, которые в летных костюмах и шлемах приближаются. Он говорил: «Нас обуяла такая несусветная радость, что мы играли до такой степени, что там всех завели», – вспоминает Александр Мясников.

Далеко не одна история чудесного спасения была и у Клавдии Шульженко. Кузов грузовика очень часто становился для певицы импровизированной сценой. Во время одного из таких выступлений начался немецкий авианалет. Шульженко даже не успела ничего понять, как ее вдруг кто-то резко столкнул вниз и прижал к земле. Когда же все закончилось, певица снова поднялась на сцену, отряхнулась и продолжила выступать как ни в чем ни бывало. В ноябре 41-го джаз-ансамбль Клавдии Ивановны отправился на Ладогу, петь для работников знаменитой Дороги жизни. Концерты проходили в палатках, наскоро сколоченных сараях, а иногда и просто на льду. Холод обжигал горло, у музыкантов сводило пальцы, но программу всегда доигрывали до конца и ехали выступать перед следующей бригадой. Как вспоминала Клавдия Шульженко, самым необычным фронтовым «концертным залом» стала большая остывшая печь для обжига кирпича, внутри которой поместились и зрители, и артисты.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

«Ее пригласили дать концерт на Кировском заводе. Концерт проходил в цеху. Она проходила сквозь комнату заводоуправления и обратила внимание: там был накрыт стол, и на столе лежал маленький кусочек блокадного хлеба и одна чудом уцелевшая шпротинка. Когда закончился концерт, она удивилась, почему аплодисментов почти не было. А дело в том, что рабочие и ночевали прямо у станков, они были голодные, еле стояли у станка – у них не было сил аплодировать. Поэтому хлопки были такие «жидкие». И когда закончился концерт, ее пригласили на банкет. Представляете: каждый отрезал маленькую корочку от своего 125-граммового кусочка и отломил кусочек шпротинки, чтобы угостить Шульженко и музыкантов оркестра», – рассказывает Георгий Гожев.

Как только в репертуаре Клавдии Шульженко появился «Синий платочек», без него уже не обходился ни один ее концерт. Этот хит, как сказали бы сегодня, написали еще за год до войны композитор Ежи Петерсбурский и поэт Яков Галицкий. Но к Клавдии Ивановне песня попала не сразу. Во время одного из фронтовых концертов зимой 42-го года к певице подошел лейтенант Михаил Максимов. Он попросил артистку посмотреть его стихи на музыку Ежи Петерсбурского. Новый вариант со словами «Строчит пулеметчик за синий платочек» пришелся по душе Шульженко. А сама песня тут же вступила в негласное противостояние с немецким хитом – знаменитой «Лили Марлен». Ее солдаты вермахта слушали по радио каждый вечер перед отбоем. Кстати, германские артисты своих бойцов живым общением и концертами не баловали.

«Уже в Гражданскую войну, в 1919 году, было издано два декрета о том, что артисты должны выступать на фронте перед фронтовиками. После окончания Гражданской войны – это мало кто знает – все театры, включая Большой, были обязаны два раза в год, в День Красной армии 23 февраля и на 7 ноября давать бесплатные концерты. То есть такая традиция была еще до начала Великой Отечественной войны», – рассказывает Александр Мясников.

Даже когда народ-победитель наслаждался мирным небом над головой, вдалеке от границ СССР советские военнослужащие продолжали слушать и слагать фронтовые песни. Так, в начале 80-х между Аргентиной и Великобританией начался вооруженный конфликт: страны спорили, кому принадлежат Фолклендские острова – небольшой архипелаг в Атлантическом океане. В это же время на островах в городе Порт-Стэнли строительный батальон из СССР удлинял взлетно-посадочную полосу. Когда английские десантники высадились на Фолклендах, советские военнослужащие заминировали все подходы к аэродрому. Они вооружились кирками, ломами, лопатами, и три дня стройбат держал оборону. Эту историю советские политики старались не афишировать. О противостоянии СССР и Великобритании стало известно лишь благодаря… песне.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

Великая Отечественная война застала многих исполнителей врасплох: им пришлось в спешке переделывать репертуар под новые реалии, под новых слушателей. В современной России некоторые музыканты поняли, что военные песни – это то, от чего не стоит отказываться и в мирное время. Даже когда пушки молчат, такая музыка найдет своего слушателя. Так, Вика Цыганова в начале 90-х, когда на дискотеках зажигали под хиты «American boy» и «Два кусочка колбаски», выступила перед публикой с песней «Андреевский флаг». С тех пор офицеры и солдаты стали ее главной аудиторией. Вот уже три десятка лет Виктория – желанный гость во всех воинских частях. За плечами у артистки три военных конфликта.

«Я смотрю на фотографию: стоят 200 человек в камуфляжной форме и я – в оранжевой куртке, просто мишень! За мной охотились там, и деньги давали, чтоб нас подловить где-нибудь. Так что, разведчики нас там выручали», – вспоминает певица Вика Цыганова.

За несколько лет операций в Сирии российские военные базы стали еще и своеобразными концертными площадками. Музыка здесь звучит на любой вкус. Ведь в горячую точку на Ближнем Востоке прилетали и эстрадные исполнители, и рок-музыканты. Страх в таких поездках отходит на второй план. И лишь когда артисты возвращаются домой, к ним приходит осознание, какой опасности они подвергали свои жизни.

«Мы подарили [солдатам] икону Георгия Победоносца. И мои подруги-музыканты тоже ездили как-то на Новый Год в Сирию. Была бомбежка по нашей базе. И они рассказывали, как испуганные, забежали в палатку и спрятались под иконой Георгия Победоносца. А потом командир им сказал, что ее подарила Вика Цыганова. Они дрожали, плакали, боялись. И просто молились», – рассказывает Вика Цыганова.

Весной 2016-го сирийские войска совместно с российскими военнослужащими освободили от террористов древний город Пальмиру. Уже через несколько недель на сцене древнеримского амфитеатра выступал Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра. Поездка в Сирию была настоящей секретной спецоперацией. О том, что играть придется в зоне боевых действий, музыканты узнали за два дня до выступления. Произведения Баха, Щедрина и Прокофьева исполняли для российских и сирийских бойцов, а также для гражданского населения.

«Там было по-настоящему одномоментное все: и страх, и счастье – дать то малое, что мы можем, для людей, которые там находятся. Я играл «Чакону» Баха. Это определенная высота музыкального искусства. Услышанное там, я уверен, произвело впечатление даже не на мирных жителей», – говорит скрипач Павел Милюков.

«Услышите о наших победах – знайте: в них есть и ваша заслуга», – так говорили бойцы Красной армии артистам фронтовых бригад в годы Великой Отечественной войны. Солдаты и командиры часто вспоминали, что после концертов они ощущали невероятный прилив сил. И вот что интересно: спустя много десятилетий, когда благодаря технологиям можно слушать почти любую музыку из любой точки мира, живые фронтовые концерты все так же важны для военных.

русланова у стен рейхстага. Смотреть фото русланова у стен рейхстага. Смотреть картинку русланова у стен рейхстага. Картинка про русланова у стен рейхстага. Фото русланова у стен рейхстага

«Ты, глядя в глаза этим офицерам, видишь глаза, которые ждут дома: их жен, их детей. Это очень сильно ощущается, на каком-то духовном, молитвенном уровне. И поэтому, конечно, хочется их укрепить, сказать, что они нужны, что их ждут, что они обязательно должны вернуться. Этот момент катарсиса очень сильный, личный у меня. А у ребят, наверно, это связь с Родиной, дыхание дома, домашнего очага, своей семьи. Это очень сильные чувства», – признается Вика Цыганова.

Посмотреть выпуск передачи «Секретные материалы» от 28 марта можно также на нашем YouTube-канале.

Смотрите новые серии документального проекта «Секретные материалы» в субботу в 6:45 на телеканале «МИР».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *