ручки дверей в эрмитаже
Художественное убранство Эрмитажа. Дворцовые двери
«На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха,
почти всё придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла»
Н.Н.Врангель, российский историк
Мы с друзьями любим приезжать в Эрмитаж к половине одиннадцатого утра, точно к открытию. Быстро пройдя в фойе, мы поднимаемся по белоснежной Иорданской лестнице на площадку второго этажа. Отойдя от шумного потока туристов, спокойно гуляем по залам европейского искусства.
Я люблю рассматривать не только шедевры скульптуры Микельанджело, Бернини или живопись Тинторетто, Веласкеса, но и художественное убранство интерьеров музея. Созданные талантливыми архитекторами, они очень разнообразно украшены художественной бронзой, наборным паркетом и мраморными каминами. За столетия декораторы украсили стены и потолки лепниной и гобеленами в различных стилях: барокко, рококо, ампир, классицизм и модерн.
Проекты дворцовых дверей рисовали придворные архитекторы в полном соответствии с декоративными элементами интерьеров Эрмитажа. Тщательно прорабатывая эскизы дверных ручек и замочных накладок из позолоченной бронзы, они строго контролировали отливки и чеканку этих произведений декоративно-прикладного искусства. Большие плоскости делили филёнками на части, обрамляя их великолепным орнаментом. Для создания аллегорических рельефов на двери приглашали бригады лучших мастеров из Франции и Италии. Модели для резчиков по дереву лепили профессиональные скульпторы из петербургской Академии художеств, в которой для этого был создан специальный орнаментальный класс.
Резные детали дверей покрывали левкасом, а затем наносили тонкий слой золота. Эту трудоёмкую работу выполняли опытные мастера позолотчики с помощью лака мардана, беличьих кисточек и маленьких листиков настоящей позолоты. Огромные размеры дверей Зимнего дворца позволяют художникам создавать целые симфонии из скульптурных и декоративных элементов. Любуясь виртуозной работой краснодеревщиков и чеканщиков, я всегда помню, что авторами композиционных решений дверей были великие петербургские зодчие: Растрелли, Стасов, Ринальди.
Сегодня красивое художественное убранство своего дома Вы можете заказать в творческой мастерской Селиверстова Игоря в Петербурге. Наши мастера работали в музее и Академии художеств, создавая декоративные скульптуры, позолоченные рельефы и ажурные светильники из бронзы, дерева и гипса в любом стиле от барокко до модерна. Произведения искусства, созданные нами, позволят Вам декорировать интерьер дома с эрмитажной роскошью.
Змеи, ладони, лапы. Где в Петербурге можно увидеть необычные дверные ручки
Настоящей петербургской достопримечательностью стали дверные ручки. Каких их только нет: в форме змей, ладоней, лап птиц.
В одном только Эрмитаже несколько тысяч дверей, ручки которых считают произведением искусства. Немало внимания и к бывшим резиденциям и дворцам. Какие элементы декора сохранились до наших дней, увидел корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Александр Одинцов.
Эти ручки помнят руки миллионов. От царских до мозолистых пролетарских. Николаевский дворец, ныне Дворец труда, еще один шедевр Штакеншнейдера. Резиденция меняла хозяев, но не интерьеры. Дошли до нас и ручки, типа фаль. Лишь некоторые из них потеряли прежний облик.
— Выточили не такого размера. Дворец пережил бог его знает что: и революцию, и первую мировую войну, когда здесь был госпиталь.
За последние два десятка лет внешних изменений не было. Сохранность проверяют ежегодно надзорные органы. Для пышных дворцов, к слову, такое убранство было привычным.
НАТАЛИЯ ФЁДОРОВА, главный специалист управления социального партнерства ЛФП:
Но на державу посягали, и не раз. Металлы ради, не искусства для. В девяностых несколько орлиных лап не досчитались.
Чуть было не лишились и уникальной ручки на дверях базилики на Невском проспекте. Эта, к слову, новодел. Но точно такая же была здесь и до революции. Что конкретно сжимает женская рука, сведений нет. Можно лишь предполагать, учитывая моду на античность в XVIII веке.
ОТЕЦ ЮРИЙ (ДОРОГИН), священник католического прихода Святой Екатерины Александрийской:
А может быть, это жезл, символ власти и достоинства. Он был у церемонимейстеров, которые приглашали на таинства. В случае с храмом в прямом смысле становишься ближе к таинству, дойдя до ручки.
Истории здесь нет, зато есть концепция. Доброжелательный жест. Их коллеги по сфере обслуживания словно приманивают мистикой островов Карибского бассейна. Изображение духа Барона Субботы украшает другое заведение. И манит к себе не только любителей рома.
Такие фотосессии можно устраивать, пожалуй, с каждой ручкой, ведь они как маленькие достопримечательности. С историей и своей уникальной атмосферой — стоит только дотронуться.
Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».
Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Немного из истории Эрмитажа
Зимнему дворцу на главной площади Санкт-Петербурга уже почти 260 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. А вот 1764 год принято считать годом основания Эрмитажа.
Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.
На сегодняшний день Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, основная экспозиционная часть которого занимает пять зданий, связанных между собой, расположенных вдоль набережной реки Невы — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж.
В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.
Дворцовый паркет Эрмитажа
Любопытно, что в России паркет появился приблизительно в 15 веке. Так как каменный пол не добавлял комфорта жилищам, во дворцах и помещичьих усадьбах стали применять древесину. Изначально активно использовали хвойные породы: сосну, ель, пихту. Позже в качестве пола стали использовать доски из благородного и долговечного дуба.
Еще раз повторюсь, невзирая на то, что мы ходим по дворцовым паркетным полам Эрмитажа ногами, он является такими же экспонатом, как и шедевры искусства, хранящиеся в нем самом. Но больше всего удивляет то, что при всем при этом художественный дворцовый паркет уникален и неповторим в каждом из залов огромного музейного комплекса.
Эскизы для эксклюзивных напольных покрытий Эрмитажа создавались известнейшими архитекторами XIX века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления дворцового паркета использовали древесину твердых и экзотических пород деревьев: дуба и палисандра, груши и яблони, ореха и красного дерева, сандала и махагона. По способу укладки мозаичный паркет, собирался бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживала специфическая клейкая подкладочная основа. Затем готовые модули укладывали на мощные напольные балки.
Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. И сегодня мы предлагаем вам небольшой виртуальный экскурс по основным залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.
Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа
Сам паркет Георгиевского зала был собран из 16 видов элитного дерева. Его орнамент включал в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба, изображенного на потолке в центре зала. Общая площадь покрытия разделена на модули бордюрами с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.
Повторной реставрации напольное покрытие подверглось после бомбежки Зимнего вначале 1941 года. Рисунок паркета Георгиевского зала реставраторами был восстановлен полностью еще до окончания войны, так как Большой тронный зал был олицетворением величия и значимости России со времен империи. Во время последней реставрации, проводимой в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать гравировку, созданную в еще в 1840-х годах.
Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа
Петровский зал Эрмитажа, спроектированный и созданный французским архитектором О. Монферраном в 1833 году, по замыслу должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга и первого императора России. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания декоративного рисунка. За основу орнамента была выбрана большая розетка в центре зала с вплетением между её лепестками петровских вензелей в виде двойных символов «Р». По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.
К слову сказать, Петровский зал за всю историю Эрмитажа пострадал больше всего: во время пожара в 1837 году и бомбежки Зимнего дворца немцами во Вторую мировую. После пожара большую реставрационную часть работ провел российский архитектор В. П. Стасов, который по сохранившимся эскизам Монферрана смог полностью воссоздать первозданный рисунок наборного паркета.
2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.
Малахитовый зал Эрмитажа
Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.
Золотая гостиная Эрмитажа
Изначально проект золотой гостиной имел куда более скромный вид. Лишь только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве: двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большей роскошью и шиком.
Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева
Павильонный зал в Эрмитаже
Павильонный зал, расположенный в северной части Малого Эрмитажа, и был создан в 1858 году архитектором Е. А. Штакеншнейдером. Уникальность паркета этого зала заключена в идентичности стилистики рисунка совмещенных комнат. Этот зал представлен в виде коридоров, соединяющихся в центральной части, где расположена мозаика с мелкими мозаичными узорами, напоминающая полы древнеримской бани. Этот рисунок выгодно отразил богатство материала и ювелирную работу российских мастеров.
Мозаичная розетка в центре зала разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки видим щит с изображением Медузы-Горгоны, а в секторах воссозданы события военных походов римлян и конных битв, а также мифологические сюжеты. Эта работа, расположенная в центре этого зала, уникальна и имеет особую историческую ценность.
Соборный зал Эрмитажа
Соборный зал отделан по проекту архитектора В. П. Стасова. Цветовая гамма паркетного покрытия решена в тон тронному залу. Поавда, отличается монотонным рисунком – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет ни бордюров, ни розеток – глазу не за что «зацепиться». Прихожане, стоящие на службе слышат лишь звуки молитвы, видят тонкую позолоту интерьера, иконы со святыми образами, а если глаза и опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают их к происходящему.
К большому сожалению, в рамках краткого обзора невозможно показать все образцовые экспонаты дворцового паркета Эрмитажа, но хотелось все же пару слов сказать о старинной технике «графье», которую использовали при оформлении вензелей и узоров на паркете в исторического дворца. Её суть заключена в том, что в массиве дерева вырубались желоба на определённую глубину основного полотна, которые затем заполнялись цветной древесной пылью, расплавленным металлом, перламутром, янтарём, другими материалами. Такой пол менее износостойкий и стоит дороже, выполненных в других техниках, но ведь это того стоит.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
166 лет назад Эрмитаж открыл свои двери широкой публике
Запись опубликована 16 февраля 2018 года автором Дарья Савельева в рубрике Находки для туристов с метками праздники, города, путешествия, достопримечательности, туристы, проживание.
Если вы вдруг искали повод навестить Северную столицу на выходные, то вот вам отличный повод сделать это!
Уже в эту субботу петербургский Эрмитаж отмечает день, когда его впервые открыли широкой публике.
Прошло уже 166 лет (с 17 февраля 1852), как Эрмитаж открыл свои двери, и теперь каждый год его посещает больше трёх миллионов человек со всего мира.
По этому поводу мы собрали семь интересных фактов об одном из самых популярных музеев планеты, которые многим, наверняка, неизвестны.
По данным Tvil.ru, Санкт-Петербург вошёл в тройку самых популярных городов для поездок на праздничные выходные, приуроченные к 8 марта. Туристы ездят в Северную столицу в среднем на 7 дней и проживание им обходится в 12 493 руб. Удобно и безопасно забронировать жильё в Санкт-Петербурге можно от 1 785 руб. в сутки на популярном сайте бронирований Tvil.ru.
1. Попасть в Эрмитаж когда-то не мог даже Пушкин
Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II — после того, как она приобрела коллекцию из 255 работ голландских и фламандских художников. Картины разместили в тихих апартаментах дворца, отсюда и название Эрмитаж (с французского — место уединения, келья, приют отшельника). Коллекция постепенно разрасталась, но вплоть до середины XIX века музей был местом для избранных: посетить его можно было только по специальному пропуску. Даже Александру Сергеевичу Пушкину для этого пришлось искать протекцию: помог поэт Жуковский, воспитатель царских детей. Внук Екатерины II, император Николай I, позволил Пушкину посетить Вольтеровскую библиотеку — знаменитое собрание книг философа, читать которые (а уж тем более делать выписки) было строжайше запрещено. Сам Николай I, кстати, тоже любил гулять по музею в одиночестве и даже запретил слугам обращаться к нему в это время по бытовым вопросам. Однако, именно он в 1852 году и сделал музей публичным, и к 1880-му Эрмитаж посещали уже около 50 000 человек в год.
2. В Эрмитаже официально работают коты
3. В хранилищах Эрмитажа есть секретные шедевры
Конечно, рассказы о «бездонных хранилищах» Эрмитажа не имеют отношения к реальности, но периодически публике действительно представляют картины, о существовании которых никто не знал (иногда даже сами сотрудники музея). Так, например, в 60-х картину известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон» буквально нашёл голландский искусствовед. Он пил чай в подсобке с сотрудниками музея и увидел, что под шкафом валяется какой-то лист. Это оказался холст, приобретённый Екатериной II ещё в 1772 году — находку отправили на реставрацию и вернули в экспозицию музея. Говорят, с тех пор каждый сотрудник очень внимательно смотрит по сторонам в надежде найти шедевр. Впрочем, иногда о «секретных» картинах в хранилищах всем известно, но для публики они открываются много лет спустя: в 1995-м году, например, на экспозиции «Неведомые шедевры» представили 74 работы импрессионистов и постимпрессионистов — Ренуара, Мане, Писсарро, Моне, Дега, Ван Гога — все картины были вывезены из Германии ещё в 1945 году и с тех пор хранились под замком.
4. В ХХ веке в Эрмитаже был гараж
Император Николай II очень любил автомобили: первую машину он купил в 1905-м, а уже к 1911 году в императорском парке автомобилей было уже около 50 разных марок. Mercedes, Rolls-Royce, Delaunay-Belleville, Brasier, Renault, Peugeot, а также российские «Лесснер» и «Руссо-Балт» хранились в гараже, построенном специально для нужд императора — между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем. Здесь была мойка для машин, бензоколонка и собственная система парового отопления, чтобы автомобили не повредила коррозия. Увы, они всё равно не сохранились: большевикам тоже нравились красивые машины и в 1917-м году при разграблении Эрмитажа весь автомобильный парк Николая II исчез.
5. В стенах Эрмитажа видят ожившие экспонаты
Легенды об Эрмитаже — целый пласт в петербургской мифологии: они повествуют о призраках, гуляющих по залам, об оживающих экспонатах и мистических случаях. Одна из самых известных таких историй — о кланяющемся Петре I. По слухам, восковая фигура императора встаёт, кланяется и указывает посетителям на дверь. Интересно, что внутри куклы действительно есть шарниры, позволяющие ставить её и сажать в кресло — это и даёт большой простор для фантазии. А для тех, кто любит сюжеты пострашнее, есть история про один из экспонатов в зале Древнего Египта — скульптуру львиноголовой богини Сахмет, которая была крайне кровожадной и хотела стереть с земли весь род людской. Один раз в году, якобы в полнолуние, на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужа, похожая на лужу крови. Её замечают только служители, а к моменту появления первого посетителя «кровь» высыхает.
6. Во время войны Эрмитаж был бомбоубежищем
22 июня 1941 года, сразу же после начала Великой Отечественной войны, экспонаты музея начали отправлять в эвакуацию: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрандт — работы великих художников упаковывали круглосуточно, сотрудники музея даже спали в залах. Основную часть собрания — около двух миллионов экспонатов — удалось увезти, за остальными присматривали сотрудники уже во время бомбёжек. В подвалах Эрмитажа организовали 12 бомбоубежищ: заложили окна кирпичом, навесили железные двери, сколотили топчаны. Здесь жили не только работники музея, но и преподаватели Академии наук, художники (они и зафиксировали атмосферу блокады в своих рисунках), их семьи. Здесь же, под тёмными сводами, был стационар на 100 коек. А сотрудники музея в перерывах между артобстрелами продолжали вести научную работу: учёный Борис Пиотровский, долгие годы возглавляющий Эрмитаж, написал здесь свою книгу о древнем городе Кармир-Блуре.
7. На полный осмотр Эрмитажа нужно потратить 11 лет
Эрмитаж сегодня — один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нём — более трёх миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.