роспись стен в стиле шинуазри
Китайские мотивы: 5 узнаваемых элементов стиля шинуазри в интерьере
Главная / Советы и идеи / Вдохновение / Китайские мотивы: 5 узнаваемых элементов стиля шинуазри в интерьере
Елена Эллер Fri, 25 Dec 2020 10:10:00 +0300
Слышали когда-нибудь о стиле шинуазри? Сейчас новая волна моды на него. В чистом виде он практически не используется, обычно лишь в качестве отдельных элементов, которыми разбавляется интерьер. Это красивое французское слово в переводе на русский звучит не слишком лестно и дословно означает «китайщина».
Но имейте в виду, что это не типичный Китай, а скорее европейская стилизация и даже выдумка на тему восточной экзотики. Вот самые яркие и узнаваемые элементы, которые помогут вашему интерьеру приблизиться к стилю шинуазри.
Такой интересный элемент способен добавить восточного экзотического колорита любой комнате, где вы бы хотели видеть нотки шинуазри. Китайская ширма — это один из самых простых способов заставить интерьер выглядеть впечатляюще. Особенно ярко будут смотреться деревянные модели с коричневой или чёрной лакированной поверхностью, которая украшена росписью с китайскими мотивами.
Наше мнение:
— Вы можете использовать ширму просто как декоративный элемент, скрыть с её помощью недостатки комнаты, поставить её за кроватью в качестве изголовья или даже попробовать в роли перегородки для зонирования пространства. В любом случае она придаст современному интерьеру элегантности, таинственности и восточного шарма.
2. Бело-синий фарфор
Одной из важных деталей стиля шинуазри считается китайский фарфор белоснежного цвета с синей росписью: вазы, чайные сервизы, статуэтки. Наиболее эффектно они смотрятся не поодиночке, а в большой компании.
Кстати, в последнее время очень популярным стал китайский садовый табурет. Пересматривая зарубежные издания, можно заметить, что во многих современных интерьерах этот бочкообразный предмет занимает почётное место. А белый цвет с кобальтовой росписью делает его наиболее выигрышным для стиля шинуазри.
3. Шёлковые обои с ручной росписью
Общую атмосферу помогут создать романтичные обои с изображением диковинных птиц, пионов, растений, бабочек, драконов, сценок из китайской жизни и пейзажных набросков. Многие известные производители выпускают сейчас в своих коллекциях обои необычных расцветок с ориентальными мотивами, которые смотрятся как настоящие произведения искусства.
Наше мнение:
— Но не всегда стоит всей этой красотой оклеивать всю комнату, иначе получится интерьер, в котором невозможно долго находиться, ну и по карману это очень сильно ударит. Лучше выберите для этого одну стену, сделав её акцентной, или же выделите лишь какие-то фрагменты.
4. Мебель в духе чиппендейл
Дополнить колоритность шинуазри поможет мебель в китайском стиле с мотивами пагод и геометрическими орнаментами, напоминающими конструкции из бамбука.
Известный британский мебельный мастер Томас Чиппендейл в своё время разработал огромную коллекцию мебели с ориентальным характером. А сейчас производится невероятное количество предметов такого плана, только в более современной интерпретации.
Стулья с узорчатыми спинками и зеркала в невероятных рамах сумели стать классикой мирового дизайна и изготавливаются до сих пор.
Шинуазри: особенности стиля
Чтобы понять, как стиль шинуазри обрел свой экзотический вид, нужно немного углубиться в историю его появления. В начале семнадцатого века благодаря Ост-индской компании в Европу начали стекаться вещи из Поднебесной. Расписные китайские ширмы, шелк, фарфор, мебель с золотыми инкрустациями — все это покорило европейские сердца. Проблема была одна — все диковинные вещи стоили запредельно дорого, и позволить их себе могли лишь единицы. Не желая мириться с такой несправедливостью, европейские мастера начали пытаться повторить китайские товары. Тогда и зародился стиль шинуазри.
По сути, шинуазри — это «европейский взгляд на китайский стиль», фантазии европейцев о Китае. Этот стиль даже называют слишком театральным и сказочным. Существует убеждение, что на французском языке любые слова звучат лучше, и оно вполне справедливо в случае с названием рассматриваемого стиля. Так и не подумаешь, что экзотичное и благозвучное слово шинуазри переводится как «китайщина». Тем не менее это так.
Шинуазри — это ветвь стиля рококо, для которого характерно излишество и экзотика. Французский подход к помпезной классике смешался с причудливыми китайскими мотивами и получился стиль, который мы сейчас рассмотрим подробнее.
Какие же элементы характерны для стиля шинуазри?
На коллаже: желтая подушка, кресло с хлопковой обивкой, фарфоровая ваза, китайская ширма, статуэтки девочек, фарфоровый слон, буфет в форме пагоды, золотое зеркало, обои в стиле шинуазри, фарфоровая пагода.
Нельзя воспринимать стиль шинуазри, как стиль, характерный для Китая прошлых столетий. Это не совсем верно. Все-таки шинуазри — это в первую очередь стилизация, представление европейцев о востоке. Когда европейцы только начали «подделывать» китайские товары, они допускали много неточностей: на тканях драконы могли соседствовать с пасторальными пейзажами Прованса, а рядом с пагодами могли располагаться тигры, пальмы и слоны. Европейские мебельщики выдумывали мебель в «китайском стиле» и особенно им полюбились пагоды и стебли бамбука, которые нашли отражение в стульях, столиках и даже кроватях. Знаменитый дизайнер Томас Чиппендейл создал целую серию мебели в стиле шинуазри, которая популярна и по сей день. На коллаже выше его авторству принадлежит золотое зеркало.
Несмотря на то, что в стиле шинуазри, как и в колониальном стиле, сплелись две разные культуры, он вышел очень эффектным и сказочным, за что его любят многие европейцы. В современных домах редко делают интерьеры полностью в этом стиле, скорее берут какие-то отдельные элементы и мешают их с чем-то еще.
Но есть и особые поклонники стиля, благодаря которым мы может полюбоваться этими снимками, являющими яркий пример тематических интерьеров.
Одни из самых больших коллекций обоев в стиле шинуазри — у фирмы de Gournay и Paul Montgomery. Десятки сочных вариантов для ценителей восточной романтики. Однако стоит помнить, что лучше не впадать в крайности. Сделайте лишь одну акцентную стену, чтобы в интерьере не было перебора.
Если говорить о фарфоре, то самая знаменитая фирма, делающая китайский фарфор — это Herend. Почти два столетия эта фирма держит марку и ценится качеством товаров.
Также в моду в последнее время вошли китайские садовые табуреты. Дизайнеры используют их вместо тумбочек или столиков. Эти выпуклые табуреты, похожие на барабаны, хорошо смотрятся практически в любом современном интерьере.
И напоследок несколько прекрасных примеров интерьеров в стиле шинуазри. Для вдохновения!
Почему европейская знать полюбила все китайское: Cтиль шинуазри
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Стиль шинуазри никогда не означал буквального следования образцам китайского декоративно-прикладного искусства и был скорее фантазией европейских художников об экзотических странах. Когда Людовик XV подарил китайскому императору шпалеры в стиле шинуазри, тот не увидел в них ничего китайского и счел образцами европейского искусства.
Открытие Китая
Все началось гораздо раньше. Впервые о «Катае», стране неслыханных богатств и правителей-мудрецов, написал Марко Поло. С середины XIV в. Итальянские ткачи начали использовать мотивы импортных китайских тканей в весьма вольной трактовке. Множились сказочные истории о тех далеких краях, и в 1655 году голландец Ян Нейхов посетил дворец китайского императора. Более сотни эстампов, иллюстрировавших его отчет, стали источником мотивов стиля шинуазри.
Затем последовали работы гравера Атанасиуса Киршера, изображавшего китайских правителей в неслыханно роскошных интерьерах. Людовик XIV, ознакомившись с работами Киршнера, безумно увлекся Китаем, приказал отделать стены апартаментов в Версальском дворце привозными китайскими тканями и на маскарадах появлялся в эксцентричных образах, вдохновленных китайским костюмом. В 1700 году король праздновал новый год по китайскому календарю.
Китай шагает по Европе
Для своей фаворитки мадам Монтеспан и собственного уединения Людовик выстроил «фарфоровый дворец» в Трианоне, облицованный керамическими плитками. Менее чем через два десятка лет дворец был снесен – королю наскучила фаворитка, а керамическая облицовка стен покрылась трещинами. Но мода на «китайские» постройки сохранилась.
Удивительно, но крупнейшая и одна из самых ранних построек в стиле шинуазри находится не во Франции, где стиль был наиболее популярен в кругах знати, а в Дрездене – это дворец Пильниц.
И даже в начале XVIII века шинуазри не сдавал позиций – в Баварии был построен «восточный» павильон во дворце Нимфенбург. В интерьерах появились китайские решетки и ширмы – привозные и европейского производства, текстиль и обои с «китайскими» орнаментами. Европейская знать с удовольствием устраивала во дворцах китайские кабинеты и китайские гостиные.
Шинуазри коснулся и России – в Екатерининском дворце есть китайская голубая гостиная, созданная Василием Нееловым и Чарльзом Камероном. Она совмещает как мотивы китайского декоративно-прикладного искусства, так и классические интерьерные элементы. По проекту Антонио Ринальди был построен Китайский дворец в Ораниенбауме.
Изображаемые на тканях, обоях и посуде фантастические китайские сады так и остались прекрасным сном, но во многом шинуазри проявил себя и в садово-парковом искусстве – в европейских романтических садах распространялся мотив пагоды (которая обычно представляла собой просто-напросто беседку). Чамое известное сооружение Европы, выполненное в стиле шинуазри, – пагода королевского ботанического сада Кью в Лондоне. Она построена по а по образцу фарфоровой пагоды XV в. в Нанкине.
Мотив пагоды проник и в костюм – так назывались многоярусные рукава женского платья, которые мы можем увидеть в работах художников рококо. В вышивках на платьях и жилетах появляются китайские зонтики (впрочем, зонтики появляются и в реальности в руках богатых дам), птицы, беседки, лодки, цветочные гирлянды и мосты. Женщины и мужчины – мода того времени не требовала брутальной мужественности – увлекаются раскладными веерами с китайскими росписями и носят узкие вышитые туфли со специфически скроенными носами.
Рождение европейского фарфора
Но средоточием стиля шинуазри стал фарфор. За вторую половину XVII века купцы Ост-Индской компании привезли в Европу примерно три миллиона предметов китайского фарфора разного качества, представители знати устраивали во дворцах «фарфоровые кабинеты», где выставляли свои коллекции, чтобы похвастаться перед гостями. Первым коллекционером китайского фарфора был саксонский курфюрст Фридрих Август I, ставший затем польским королём Августом II. Он был столь горячо увлечен фарфором, что обменял полк из шестисот драгун на полторы сотни китайских ваз из коллекции прусского короля Фридриха I.
Китай держал в строжайшей тайне технологию производства фарфора, и многие годы европейцы бились над этой загадкой. Созданием собственного фарфора и глазури Европа обязана союзу науки и алхимии.
Член французской Академии наук Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, который занимался плавкой металлов и поисками секрета состава китайской фарфоровой массы, объединил усилия с экспериментатором, аптекарем и алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером. Последнего от опалы спас король Август, увлеченный алхимией. Создатели называли фарфор «белым золотом». Так в Дрездене, а затем в Берлине и Аугсбурге, появились фарфоровые мануфактуры. Живописы-надомники, обслуживающие все эти мануфактуры, расписывали изделия золотом, серебром и цветными лаками, копируя работы китайских мастеров. Их творчество получило название «золотые китайцы».
Делфтский фарфор с росписями в стиле шинуазри был, как и в Китае в эпоху династии Минь, бело-синим. В XIX веке влияние делфтского фарфора испытала Россия – некогда цветная гжельская роспись оказалась очень органичной в кобальтовых оттенках.
Текст: Софья Егорова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Стиль шинуазри: обзор лучших идей на стыке рококо и традиционных китайских интерьеров
Насыщенность интерьера – одна из особенностей «китайщины»
Шинуазри в дословном переводе с французского означает «китайщина». Стилевое направление получило развитие как ветвь рококо с использованием приемов древнего искусства Китая. Активно развивалось в живописи, архитектуре, интерьере и моде. О том, что это за направление и как воссоздать его в домашних условиях — разберемся поподробнее.
Сочетание обоев и мебели в стиле шинуазри
Возникновение шинуазри в Европе
Тончайшая работа китайских мастеров XVII века
Изначально китайские товары привозились единицами, но постепенно партии импорта увеличивались, однако цены оставались довольно высокими. Поэтому европейцы начинают создавать изделия, подражая китайским ремесленникам. В результате зародился стиль шинуазри.
На заметку! Шинуазри – это европейское видение восточной экзотики. Изделия, созданные европейскими мастерами, являются стилизацией, и ни о какой достоверности речь не идет.
Области применения
Китай по-французски: интерьер в стиле шинуазри
Тонкие изгибы цветущей дикой сливы, пышные пионы и хризантемы, райские птицы, китайские пагоды, горные вершины, синие львы, похожие на собак — всё это сказочный мир шинуазри. Это красивое французское слово переводится как «китайщина», а сам стиль представляет собой европейское переосмысление китайского декоративно-прикладного искусства, поэтому иногда шинуазри называют ещё «псевдокитайским стилем». Посмотрим, как он проявляет себя в интерьере и что из этого можно повторить в собственном жилом пространстве.
Тогда
Экзотические сюжеты китайского Средневековья приплыли в Европу на торговых судах в конце XVII века, нанесённые на шёлковый текстиль, пузатые фарфоровые вазы, лакированные ширмы и другие диковинки из Поднебесной. Китайская экзотика пришлась европейцам по вкусу и быстро пустила корни во Франции, где в начале XVIII века начало набирать популярность рококо.
Растения в интерьере. Кусочек природы дома
Пожалуй, ни один дом не будет выглядеть обжитым, если в нем нет гераней на окнах или большого фикуса у балконной двери.
Китайские мотивы хорошо прижились на почве изящного и обильного рококо. Новая парижская мода вскоре распространилась по всей Европе. Но поскольку цены на популярную «китайщину» в XVIII веке кусались, за дело пришлось взяться европейским мастерам, так что в домах аристократов чаще встречались не подлинники, а искусные имитации китайской мебели и декора.
Европейские мастера не стремились к детальному копированию, а только вдохновлялись китайской архитектурой, флорой, фауной и мифологией. Мебель передавала форму загнутых вверх крыш китайских пагод и стеблей бамбука, на ширмах, стенах и текстиле летали драконы, цвели цветы и порхали птицы. Но в особенности китайского быта и философии европейцы вникать не стремились. Таким образом шинуазри стал облегченной версией китайского интерьера, полной заимствованных сюжетов, переосмысливающих Восток на западный манер.
В XVIII веке шинуазри, будучи разновидностью рококо, стремился к театральности и обильной декоративности. Интерьер был полон резной мебели, расписных ширмы, затейливых зеркал, фарфора и текстиля. Тогда у аристократов были в моде так называемые китайские комнаты, полностью декорированные в стиле шинуазри и напоминающее богато расписанные восточные шкатулки.
В начале XX века шинуазри снова вспыхнул среди модных тенденций, но прежнего размаха уже не имел, теперь в интерьерах встречались только отдельные элементы французской «китайщины», которые удачно вписывались в эклектичное ар-деко.
Новому витку популярности шинуазри отчасти обязан Коко Шанель. Если что-то нравилось Коко, это автоматически начинало нравиться всем, кто следил за модой.
В 1910-20-х годах законодательница вкусов собрала приличную коллекцию коромандельских лаковых китайских ширм, которые она не использовала по назначению в качестве перегородок, а декорировала ими стены и маскировала двери в своих апартаментах. Коко утверждала, что вечерами любит разглядывать сюжеты на ширмах, представляя, как они оживают.
И сейчас
В наш век шинуазри в интерьере, как правило, появляется небольшими порциями, в качестве изящных акцентов на базе сдержанной современной эстетики, китайские комнаты и вычурность рококо остались в прошлом.
Многие известные марки сегодня выпускают вещи, вдохновленные сюжетами шинуазри, так что добавить жилому пространству китайско-французского колорита довольно просто.
Популярный приём в стиле шинуазри: акцентная стена с узнаваемыми мотивами флоры и фауны на декоративных панно или обоях. Найти их несложно: «китайская» тема с цветами и птицами — популярный мотив обойных коллекций. Интерпретации встречаются разнообразные: от пёстрых и насыщенных до светлых и нейтральных. В почете золотистые оттенки, дуэт белого и голубого, нежные тона зелёного, жёлтого и розового.
Если хочется больше стилизации, обоями в стиле шинуазри можно оклеить все четыре стены в комнате, добившись непрерывного эффекта художественной росписи, как на фарфоровой вазе.
Обои «Little Greene», салон «Manders» (секция А4, А3)
Стилеобразующим элементом в интерьере станет бело-голубой китайский фарфор: посуда, вазы и декоративные фигурки. Одни из самых узнаваемых представителей шинуазри в современном интерьере: синие или белые фигурки львов, которых иногда называют собаками из-за их специфических морд, изящные чайные сервизы и чайные вазы с крышкой. «Чайными» такие вазы называют только у нас, на Западе они известны как «банки для хранения имбиря», а хранили в этих ёмкостях на самом деле разнообразные специи и масла. В Китае X века расписанная вручную фарфоровая чайная ваза считалась подарком, достойным самого императора.
Поддержать эстетику шинуазри в современном интерьере смогут мебельные элементы из лакированного темного дерева, золотые акценты, зеркала в затейливых рамах в стиле рококо и настольные лампы на тонких длинных «стеблях» с простыми белыми абажурами.
Ретро-дизайн в ванной комнате
Ретро-стиль сегодня испытывает второе рождение. Модными вновь становятся мотивы, взятые из греческой и римской традиций и давно забытые архаичные предметы. Дизайнеры все чаще идут на эксперименты, смешивают, казалось бы, несочетаемые стилевые решения.
Акцентные элементы в стиле шинуазри могут ненавязчиво приправить интерьерную классику и неоклассику, подружиться с элементами ар-деко и французского стиля, хорошо смотреться в нейтральных современных пространствах и на базе смешения стилей.