Майк Дагдэйл Питер Эдвардс Мартин Хокинс Себастьян Мойшель Дерек Пеннелл
Выход фильма «The Wall: Live in Berlin»
The Wall: Live in Berlin
Концертный альбом Роджера Уотерса
Дата выпуска
The Wall: Live in Berlin — концертное исполнение легендарной рок-оперы The Wall группы Pink Floyd, организованное её основным автором Роджером Уотерсом и состоявшееся 21 июля 1990 года на Потсдамской площади Берлина, которая долгое время была разделена Берлинской стеной. Концерт был заснят в виде телефильма, а также выпущен в сентябре 1990 года в виде концертного альбома.
Содержание
История концерта
В сентябре 1989 года 72-летний ветеран войны Леонард Чешир организовал Мемориальный фонд помощи жертвам катастроф, надеясь собрать 500 млн фунтов — по 5 фунтов на каждого погибшего в войнах XX века. Чешир связался с Роджером Уотерсом и тот согласился на постановку рок-оперы The Wall, хотя ранее обещал не исполнять её, пока не будет разрушена Берлинская стена. Как это ни удивительно, уже спустя несколько недель стена пала — путь к постановке был окончательно открыт. Вместе с тем, Уотерс старался отметить один принципиальный момент:
Концерт
Концерт состоялся в присутствии 200-тысячной аудитории 21 июля 1990 года на Потсдамской площади, которая была ранее ничейной землей, разделявшей Восточный и Западный Берлин. В течение концерта на сцене возводилась «стена» шириной более 160 м и высотой около 25 м, которая в конце была разрушена до основания. В шоу приняли участие многие яркие исполнители и актёры:
Композиция
Участники и исполнители
«In the Flesh?»
группа Scorpions
«The Thin Ice»
Уте Лемпер, Роджер Уотерс, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор
«Another Brick in the Wall (Part 1)»
Роджер Уотерс, Гарт Хадсон (саксофон)
«The Happiest Days of Our Lives»
Роджер Уотерс
«Another Brick in the Wall (Part 2)»
Синди Лаупер, соло на гитарах Рик ДиФонцо и Сноуи Уайт, соло на синтезаторе Томас Долби
«Mother»
Шинейд О’Коннор, группы The Band (аккордеон и вокал) и The Hooters (акустические инструменты)
«Goodbye Blue Sky»
Джони Митчелл, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор, Джеймс Голуэй (флейта)
«Empty Spaces/What Shall We Do Now?»
Брайан Адамс, Роджер Уотерс, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор
«Young Lust»
Брайан Адамс, соло на гитарах Рик ДиФонцо и Сноуи Уайт
«Oh My God — What a Fabulous Room» (вступление к «One of My Turns»)
Джерри Холл
«One of My Turns»
Роджер Уотерс
«Don’t Leave Me Now»
Роджер Уотерс
«Another Brick in the Wall (Part 3)»
Роджер Уотерс, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор
«Goodbye Cruel World»
Роджер Уотерс
«Hey You»
Пол Кэррак
«Is There Anybody Out There?»
Восточно-Германский симфонический оркестр и хор, Рик ДиФонцо и Сноуи Уайт (классические гитары)
«Nobody Home»
Роджер Уотерс, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор, соло на гитаре Сноуи Уайт
«Vera»
Роджер Уотерс, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор
«Bring the Boys Back Home»
Восточно-Германский симфонический оркестр и хор, Ансамбль песни и пляски Группы Советских войск в Германии
«Comfortably Numb»
Роджер Уотерс, Ван Моррисон и группа The Band, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор, соло на гитарах Рик ДиФонцо и Сноуи Уайт
«In the Flesh»
Роджер Уотерс, группа Scorpions, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор
«Run Like Hell»
Роджер Уотерс, группа Scorpions
«Waiting for the Worms»
Роджер Уотерс, группа Scorpions, Восточно-Германский симфонический оркестр и хор
«Stop»
Роджер Уотерс
«The Trial»
Тим Карри (обвинитель), Томас Долби (учитель), Уте Лемпер (жена), Марианна Фэйтфул (мать), Альберт Финни (судья)
«The Tide is Turning (After Live Aid)»
все участники (основные вокалы Роджер Уотерс, Джони Митчелл, Синди Лаупер, Брайан Адамс, Ван Моррисон, Пол Кэррак), Восточно-Германский симфонический оркестр и хор
Основные партии на инструментах исполняла группа The Bleeding Heart Band в составе:
Тридцать лет назад, 21 июля 1990 года на Потсдамской площади Берлина, которая в течение тридцати предшествующих лет была разделена Берлинской стеной, состоялось грандиозное шоу Роджера Уотерса The Wall Live in Berlin, основанное на одноименной рок-опере Pink Floyd, в присутствии 350-тысячной аудитории. Считается, что «The Wall Live in Berlin» единственный в мировой истории концерт, проходивший в двух государствах одновременно: на «ничейной земле» между Потсдамер-плац и Бранденбургскими воротами.
В интервью 2009 года журналу Mojo «Добро пожаловать в мой кошмар. » Роджер не без гордости рассказывал о своих приключениях той поры:
«Была веская причина для этого концерта в пользу потерпевших бедствие, и представилось возможным поставить шоу на Потсдамской площади. Некоторые наши контакты были просто невероятны. Например, у меня был военный оркестр русской армии, что само по себе удивительно. Чтобы репетировать с ними, нам пришлось заехать в самую глубь Восточной Германии. Мы не могли найти базу. Никто из местных жителей не смог сказать нам, где она есть. В конечном счете, мы натолкнулись на нее случайно. После репетиции мы сидели с офицерами, закусывая водку картофельным пюре, и говорили о том, что они собираются делать. Потому что все они возвращались домой. Для них служба здесь закончилась. Это было восхитительно! Единственная вещь, которая русским не понравилась — когда я спросил, не дадут ли они мне полдюжины танков. У них была туча танков, и пользоваться ими они не собирались. Я сказал: «Мне хочется выкрасить их черным, нарисовать скрещенные молотки и устроить хореографическую интерлюдию с вращающимися орудийными башнями». Это было бы здорово! Но они сказали: «Нет, танки не положено. Но мы дадим тебе грузовики».»
. Кто бы мог подумать, что Уотерс возьмет реванш, организовав ставшее не только «крупнейшим музыкальным шоу» представление, но рассматривавшееся как крупнейшее культурное и политическое событие в Европе на уровне Вудстока и Live Aid.
Этот незабываемый опыт превратил отъявленного милитариста в великого гуманиста. По возвращении в Англию он открыл первый из 256 домов Чешира для инвалидов войны. 44 года спустя, в сентябре 1989 года, он основал «Мемориальный фонд помощи жертвам катастроф», с целью сбора 500 миллионов фунтов стерлингов — по 5 фунтов в память о каждом человеке, павшем во всех войнах двадцатого столетия. Надеясь привлечь к делам фонда больше внимания, он связался с промоутером Майком Уорвудом, который и свел его с Роджером Уотерсом.
Они сразу прониклись взаимной симпатией. Уотерс нашел Чешира «необычайно впечатляющим», возможно, единственного «подлинного христианина», которого он знал. «Мы могли бы показаться неподходящей парой, — признался Чешир, — но между нами установились взаимоотношения, потому что отец Роджера погиб под Анцио.» Уотерс дал свое принципиальное согласие на постановку «The Wall» для сбора средств, которое шло в разрез с его зароком не играть ее до тех пор, пока не падет берлинская стена, то есть после дождичка в четверг.
Как ни странно, через несколько недель стена рухнула, дав Уотерсу и Чеширу благословение свыше. Что симптоматично, Роджер предупредил, что он «ни в коем случае не ехал в Берлин, чтобы отпраздновать то, что я считаю победой капитализма над социализмом. Я отправляюсь туда, чтобы отметить победу личности.»
Но воскрешение «The Wall» на берлинской Потсдамер-платц — ничейной земле и запретной зоне, в течение 29 лет отделявшей Восток от Запада — стало поводом восторженного изгнания духов не только «холодной» войны, но и предшествовавшей ей второй мировой. Потому что эта площадь была также местом, где располагался бункер развязавшего бесчеловечную войну и покончившего здесь с собой 30 апреля 1945 года Адольфа Гитлера.
Воссоздавая свою психологическую драму по образу и подобию концертного представления с участием всех звезд «Tommy», Уотерс прибег к услугам двух дюжин легендарных музыкантов, отразивших четыре десятилетия рок-музыки — от Джони Митчелл («Goodbye Blue Sky») и Вэна Моррисона («Comfortably Numb») до Синди Лопер («Another Brick in the Wall, Part 2») и Шинейд О’Коннор («Mother»). На «The Trial» выступили пять исполнителей: Тим Керри в роли Обвинителя, Томас Долби как Учитель, Уте Лемпер — Жена, Мэрианн Фэйтфул — Мать и Альберт Финни, который спел партию Судьи.
Но Роджер на этом не остановился. С влиянием Леонарда Чешира он смог пригласить Восточно-Германский симфонический оркестр и хор и Сводный военный оркестр Советской Армии Западной группы войск, которые были уравновешены парой вертолетов из 7-ой дивизии ВДВ армии США на интро к «Another Brick in the Wall, Part 2». В соответствии с гигантскими размерами мероприятия сама Стена представляла собой сооружение 168 м шириной и 25 м высотой. Марионетки Джеральда Скарфа также получили определения «самых больших когда-либо созданных кукол».
С аудиторией, насчитывавшей 200 тысяч человек (и десятки миллионов телезрителей) и производственными затратами более 8 миллионов долларов (которые были с лихвой возращены посредством продажи прав на съемки и распространение концерта на видео, а также благодаря вышедшему на «Меркьюри Рекордз» альбому, великолепно сопродюсированному Ником Гриффитсом) Уотерсу пришлось отказаться от оценки «Стены» как «заявления», направленного против гигантских рок-концертов. На повестке дня стояли решительные шаги.
Среди нескольких знаменитостей, не получивших приглашения, были «господин Гилмор» и «господин Мейсон», как Роджер теперь называл их. (О «господине Райте» речь вообще не шла.) «В философском, политическом, физическом и музыкальном плане, — сказал Уотерс, — у нас больше нет точек соприкосновения. Я их больше не уважаю.» «Холодная» война между сверхдержавами могла закончиться, но противоборствующие стороны Pink Floyd, похоже, были далеки от того, чтобы уладить свои разногласия.
Не то чтобы отсутствие остальных флойдовцев было очень заметно. И без них всего было предостаточно для того, чтобы занять внимание фэнов. Лучи прожекторов прорезали небо, над головами рассыпался фейерверк, оркестр Советской Армии мужественно аккомпанировал исполнению «Bring the Boys Back Home», название которой было высвечено на стене буквами высотой в шесть этажей, а новая надувная свинья сердито смотрела сверху, как Роджер в полной военной форме вышагивал, имитируя фюрера, на «In the Flesh» и «Run Like Hell». Этого было достаточно, чтобы 200 тысяч берлинцев завопили под слова финального припева: «Разрушьте стену!» — так искусство отдавалось эхом в жизни в звездный час рок-музыки.
40 лет «Стене» Pink Floyd. Альбом, фильм и политический символ
Автор фото, Blaine Harrington III
Визуальные образы пинкфлойдовской «Стены» вошли в обиход мировой культуры
Сорок лет спустя мы пытаемся осознать художественные, исторические и политические уроки пинкфлойдовской «Стены».
Альбом
Истоком The Wall, по признанию автора всех текстов и большей части музыки альбома Роджера Уотерса, стал постыдный для него самого эпизод во время первого в истории группы стадионного тура 1977 года. Имея за плечами суперуспешные The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here и Animals, Pink Floyd были на вершине славы и коммерческого успеха. Беснующаяся публика меньше всего пыталась проникнуться смыслом и содержанием глубоко личных и болезненно-проникновенных песен группы.
Автор фото, Gijsbert Hanekroot
Альбом The Wall был отражением глубокого внутреннего кризиса его автора Роджера Уотерса
Образ, родившийся в результате внутреннего конфликта художника, вызванного острым неудовлетворением своими отношениями с привычной к безудержному поп-разгулу публикой, стал основой для куда более глубокой, но такой же личной истории.
50-летняя история Pink Floyd в Лондоне
Впрочем, и The Wall сопровождался проблемами внутри группы, которые в конечном счете и привели к ее распаду. Уотерс занимал все более и более жесткую, почти диктаторскую позицию. Клавишник Рик Райт практически полностью отстранился от творческого процесса, записывая свои партии ночью, в одиночестве. Барабанщика Ника Мейсона на нескольких треках заменяли студийные музыканты. Отношения Уотерса и гитариста Дэвида Гилмора были напряженными еще со времен записи Wish You Were Here. И хотя он признавал руководящую роль Уотерса во время записи The Wall («Роджер хотел быть лидером, боссом и полностью руководить процессом, и де-факто так оно и было»), последующие события показали, что посеянные тогда зерна раздора уже начали давать свои всходы.
Это не могло не сказаться на результате. Несмотря на эпическое величие замысла и грандиозность воплощения, «Стена» с точки зрения музыкальной уступает и захватывающему воображение многоцветью The Dark Side of the Moon, и проникновенной лиричности Wish You Were Here. Раздутое до двойного альбома творение Уотерса утратило разнообразие предыдущих альбомов Pink Floyd и стало предвестником скорого распада группы.
Тем не менее, начавшаяся еще с феноменального успеха The Dark Side of the Moon репутация и глобальная популярность Pink Floyd обеспечили The Wall и колоссальное внимание медиа, и внушительные продажи.