ритуалы в этике это
Обряд и этика
Не всякий, кто говорит Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царство Небесное,
но тот, кто творит волю Отца Моего, что в небесах.
Лицедеи! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, сказав:
«Народ этот устами чтит Меня,
сердце же его далеко от Меня;
но всуе воздают Мне честь,
уча наставлениям человеческим».
Горе вам, фарисеи, что вы вносите десятину с мяты, и руты, и всякого овоща,
а к делам правды и любви Божией нерадивы! А надо было бы и одно исполнить,
и другого не забывать.
Цитаты даны в переводе С. Аверинцева.
В жизни человека Церкви можно выделить две наиболее значимых сферы: ОБРЯДОВУЮ (или литургическую – в широком смысле этого слова) и ЭТИЧЕСКУЮ.
Обряд – это внешняя форма молитвенного поклонения Богу, это набор неких молитвенных действий (восхвалений, просьб, самоуничижений, благочестивых жестов и др.), чем-то напоминающих придворный этикет, где подчёркивается противопоставление слуги и его Господина, просителя и его Благодетеля. Целью всякого церковно-обрядового действия является привлечение и концентрация (стяжание) Божественной благодати – таинственной силы, способной защитить участников священнодействия от нападений со стороны демонов, а также исцелить от болезней, умирить страсти, вразумить и направить на путь праведности. Литургика – это наука, целью которой является точное соблюдение обрядовых предписаний во время богослужения.
Этика регулирует сферу взаимоотношений (будь то между человеком и Богом, или между человеком и окружающими его людьми), где всегда присутствует оценка с точки зрения категорий добра и зла. Этика есть наука о том, как следовать добру и избегать зла. В этической сфере, в отличие от обрядовой, не может быть формальности и условности, этика оценивает не внешний облик человеческих поступков, а их внутренние пружины, мотивацию.
К сожалению, в современной церковной действительности обрядовая сторона взяла полное верховенство над этической. Своей тучной массой обряд просто задавил этику. Неудивительно, что подавляющая масса прихожан убеждена, что наиболее важным во взаимоотношениях с Богом является:
– регулярное «отстаивание» служб (для чего «стоять», с каким результатом на выходе – не столь важно),
– скрупулёзное соблюдение обрядовых действий (правильно и вовремя перекреститься-поклониться, купить-зажечь N-ое количество свечек, правильно и с трепетом приложиться к священной утвари и т.п.),
– вычитывание многословных молитвенных правил, причём, в стиле «строчу-из-пулемёта», когда теряется всякая осознанность смысла читаемого текста и, как следствие, исчезает потребность в знаках препинания.
Как результат, христианская культура выродилась в культ обряда – явление, иногда обозначаемое словом «обрядоверие». Этическая сторона христианства при этом либо отодвигается на второй план, либо игнорируется вовсе. Это ощущается и во время богослужения, и во внебогослужебное время. Каждый из нас регулярно сталкивается с неэтичным поведением людей, находящихся в храме, включая клириков. Грубость, спесь, бестактность, эгоцентризм, жадность, алчность – всё это стало приметами нашего повседневного церковного быта. Этические вопросы, в отличие от библейско-богословских, очень редко затрагиваются в проповедях, а если и затрагиваются, то крайне формально, не задевая чувствительных сторон души, не касаясь жизненной конкретики. Священник, призванный стать учителем поведенческой культуры и образцом высокой нравственности, на практике показывает обратный пример – бескультурья и сомнительной морали. Прихожане, ожидаемо, начинают подражать своему пастырю.
Большинство из нас слабо осознаёт, что в очах Божиих ценится вовсе не частота наших крестных знамений и земных поклонов, и даже не величина наших денежных пожертвований, а совсем иные, порой неожиданные вещи. Например, то, как мы ведём себя во время богослужения по отношению к пожилым и немощным людям. Бог вряд ли оценит наши театральные поклоны, если мы причиняем ими неудобство тем, кто стоит позади нас. Бог вряд ли оценит наши свечки, если мы, пробиваясь сквозь толпу к подсвечнику, станем расталкивать локтями окружающих и, тем самым, бесцеремонно нарушать их молитвенную сосредоточенность. Бог неодобрительно следит за нашим поведением на отпусте, когда мы пытаемся протиснуться без очереди с целью поскорее приложиться к кресту. Бог отворачивается от нас, когда мы начинаем злоупотреблять своими связями и знакомствами даже в таких, казалось бы, мелочах, как получение просфоры по окончании службы. Богу противны меркантилизм, своячество и «блат», особенно в храме. Задумывается ли среднестатистический православный христианин над этими вещами?
Обряд выполняет важную функцию, он упорядочивает и ритмизирует наши молитвенные действия, даёт внешнюю форму нашему религиозному чувству, решает аскетические задачи (концентрирует волю). Регулярное посещение храмовых богослужений формирует тот духовный тонус, который необходим для борьбы со «страстьми и похотьми». (По своему назначению богослужебное «одно-и-то-же» можно уподобить утренней гимнастике, с той лишь разницей, что в гимнастике делается упор на тонусе тела, а в богослужении – на тонусе души.) Но одного обряда недостаточно. Без этики обряд превращается в формальный, омертвевший ритуал. Только этика способна вдохнуть жизнь в обрядовую сферу, пронизать её святостью Божественного Присутствия, заставить служить добру, а не фарисейскому «благочестию», пропитанному актёрским притворством, самодовольством и эгоизмом. Церковный обряд и христианская этика обречены на единение, ибо являются необходимыми компонентами всякого церковного таинства. Сам момент таинства – если таковое рассматривать не формально, а с точки зрения РЕАЛЬНОГО его воздействия на душу верующего – находится на стыке обряда и этики. Семя священнодействия, упавшее в этически подготовленную (живую) почву, всегда даёт всходы в виде таинственного действия благодати в душе верующего. Но таинства не произойдёт, если обряд уткнётся в глухую стену этической омертвелости. Благодать священнической молитвы, «паки и паки» стремящаяся пробиться к сердцу человеческому и не находящая способа сделать это, отступает восвояси. Вспомним слова Спасителя, обращённые к апостолам перед их выходом на вселенскую проповедь: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Мф.10, 12-13; ср. Лк.10, 5-6).
Обряд и этика неразрывно связаны между собой, но первенство в этом симбиозе всё же принадлежит этике. «…Всесожжения не благоволиши. Жертва Богу – дух сокрушен» – говорит Псалмопевец (Пс. 50, 18-19). И в Нагорной проповеди Господь учит нас вовсе не обрядовым предписаниям, а этическим нормам. И Свои чудесные исцеления Господь будто намеренно приурочивает к субботним дням, нарушая тем самым одно из важнейших обрядовых предписаний Моисеева Закона. Может быть, Христос желает этим самым расставить верные приоритеты и подчеркнуть, что совершение доброго поступка важнее соблюдения обрядовой традиции?
РИТУАЛ
Смотреть что такое «РИТУАЛ» в других словарях:
Ритуал — Ритуал традиционный порядок проведения какой либо церемонии. Религиозный ритуал обрядовая церемония, которой приписывается некий мистический смысл. Ритуал (биология) стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый… … Википедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый, от ritus религ. обряд, торжественная церемония), одна из форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая к. л. утилитарного или самоценного значения.… … Философская энциклопедия
РИТУАЛ — (лат.). Богослужебные обряды западной церкви, обязательные для исполнения, также служебник, книга с описанием церковных обрядов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИТУАЛ лат. ritualis, относящийся к… … Словарь иностранных слов русского языка
РИТУАЛ — РИТУАЛ, ритуала, муж. (от лат. ritualis обрядовый) (книжн.). Установленный порядок обрядовых действий при совершении какого нибудь религиозного акта. Ритуал погребения. Ритуал свадьбы. || Церемониал, выработанный обычаем порядок совершения чего… … Толковый словарь Ушакова
ритуал — церемония, церемониал, обряд; порядок, инициация Словарь русских синонимов. ритуал см. обряд Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ритуал — согласно Э. Фромму символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание коих лежит в общих ценностях. Различаются: 1) ритуал рациональный выражающий стремления, ценные для… … Большая психологическая энциклопедия
РИТУАЛ — (от латинского ritualis обрядовый), вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В… … Современная энциклопедия
РИТУАЛ — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Большой Энциклопедический словарь
РИТУАЛ — исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символич. поведения, в к рой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в… … Энциклопедия культурологии
Ритуал — (от лат. ritualis обрядовый) вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних… … Политология. Словарь.
Ритуал — порядок проведения обряда, в том числе похоронного. Может включать сценарий обряда, тексты речей и песнопений, описание одежды и атрибутики, репертуар сопровождения, режиссуру и ремарки к ней. Источник: МДК 11 01.2002: Рекомендации о порядке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Анатомия души. Ритуал, вера и этика в социуме
Photo © 2015 Swami Runinanda™. «The interior of city’s synagogue in Moscow»
________________________________________________
«Только тот, кто строит будущее, имеет право быть судьей прошлого». Фридрих Вильгельм Ницше
Стандартный городской обыватель, услышав слово «ритуал», как правило воспринимает его своеобразно в достаточно однобоком контексте, сопрягая с популярным названием «ритуальные услуги». Ритуал, как некое действие возник на заре зарождения человека разумного — Хомо сапиенса. Ему нужны были ритуалы на все случаи жизни и вера в Бога — великое бессмертное и всемогущее божество, а вначале множество божеств, которые помогали бы ему выжить в первобытно общинном состоянии в противоборстве со необузданными стихиями в окружении диких хищных зверей.
______________________________________
Человек разумный (лат. Homo sapiens; также встречаются транслитные варианты Хомо Сапиенс и Гомо Сапиенс) — вид рода. Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В конце верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. Природа и сущность человека являются предметом как философского, так и религиозного диспутов. Человечество — совокупность человеческих индивидов. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации является предметом изучения социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.). Неоантропы (др.-греч.новый, и человек) — обобщённое название людей современного вида, ископаемых и ныне живущих.https://ru.wikipedia.org/wiki/Человек_разумный
______________________________________
История существования человечества была необычайно насыщена во все века ритуалами поклонения многочисленным богам и полубогам. В действительности, во многовековой культуре Востока, ритуал, является обязательным и неотъемлемым звеном в любом действии или цепочке последовательных действий, любое его действие одухотворялось ритуалами, превращая его в сакральное событие, придавая действию ауру сакрализации, придавая ему необычайную значимость. Обязательным условием ритуала являлась тщательная поэтапная подготовка к ритуалу. Например, чайная церемония в Японии.
______________________________________
Чайная церемония (яп. тя но ю), «путь чая», «искусство чая» (яп. садо:, тядо:) — специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями. https://ru.wikipedia.org/wiki/Японская_чайная_церемония
______________________________________
Не буду перечислять типы ритуалов, но напомню, что большая часть от всех ритуалов не религиозные, например, ритуалы вуду, магические, сексуальные, ритуалы племен догонов из Африки, ритуалы племен Австралии, которые совмещают православие, мусульманское вероисповедание со своей традиционной культурой и дорелигиозными ритуалами.
______________________________________
Догоны (самоназв. Dogom, Dogon и др., ед. ч. Dogone; фула Ha;e, ед. ч. Kado, букв. «язычники») — народ на юго-востоке Мали (юг области Мопти). Живут (компактно или смешанно с фульбе) в труднодоступном районе вокруг уступа Бандиагара, на прилегающем плато и равнине Сено, а также в нескольких приграничных селениях Буркина-Фасо. Говорят, на догонских языках. Многие также в разной степени владеют фула, играющим роль лингво-франка для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана. Французским, государственным языком Мали, владеют единицы. Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане, в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10 процентов — христиане (католики и протестанты). https://ru.wikipedia.org/wiki/Догоны
______________________________________
Меня с детства, насколько себя помню тянуло к изучению культурного наследия Востока. В начале это чтение взахлёб китайских, японских и корейских сказок, затем по мере взросления исторические заметки с живописным описанием элементов одежды, обычаев и быта далеких и экзотических цивилизаций древнейших эпох. Позднее книги о жизни, обычаях, ритуалах и законах средневековых династий Японии, Китая, Индии и Кореи. По мере взросления эти знания углублялись и расширялись, и перешли в плоскость практического применения через освоение восточных единоборств. Моё увлечение культурой достигло апогея в зрелом возрасте через усвоение в начале теории, а затем практики учения Бусидо, которое полностью поглотило моё воображение отточенным совершенством и неземной красотой. Мне не составило труда освоить технику бусидо с тренировочным боккеном. У меня было ощущение, что я когда-то очень давно уже владел этим искусством, как будто знания всплывали фрагментально из моей подсознания. И тогда меня осенило,- до моего сознания, ума исподволь прикасаются волны инкарнационной памяти.
______________________________________
Бусидо; (яп. буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно сформировалось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бусидо
______________________________________
Это являлось моим имперсональным опытом сверхчувственного познания, выраженный через интеллектуальную интуиция метафизических проекций, то есть непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя, но он абсолютно, то не прикасалось ни с верой, ни с религией, это нечто такое, что значительно глубже.
Ритуал — это некое магическое действие, которое проводилось очень и очень давно первобытным человеком в пещере над изображениями наскальных рисунков, изображавших сцены охоты на крупных животных. Языком современного человека, этот ритуальное действие, упрощено можно назвать симуляцией или тренингом, непосредственно перед процессом самой охоты.
______________________________________
Симуляция (жарг., калька c англ. simulation) — имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы. В вычислительной математике используется перевод «математическое моделирование». https://ru.wikipedia.org/wiki/Симуляция
______________________________________
К примеру, некоторые религии с целью привлечения в своё лоно верующих чрезмерно обросли ритуалами, направив свою деятельность на придание ей помпезной пышности. Этим как-бы придавая ей больше значимости, при обслуживании ритуалами социума. При этом взымая за услуги материальные ценности, превратившись в образец успешной бизнес-модели. Церковь получила практически даром от государства великолепные угодья с вековыми деревьями, некогда территории национальных парков, приобрела яхты и лимузины, открыла побочные бизнесы. Церковный ритуал добротно обжился в социуме: трансформируясь, аккумулируя и стяжавшая материальные ценности превратилась в образец помпезного ритуализма.
В истории христианства, сама идея ритуализма до сих вызывает нескончаемые споры в рамках различных ветвей христианской конфессии, с одной стороны в пользу ритуализма, с другой стороны против его, как например: ритуализм поощряет идолопоклонство, так как он призывает верующих концентрироваться на ритуальных объектах и предметах, а не на том, что они должны символизировать; использует чрезмерно сложные формы богослужения, которые не могут быть оправданны на основании описаний богослужения в Евангелие, Деяниях или посланиях в Новом Завете сами апостолами и мессией, и так далее.
Меня, человека всегда смущал и вызывал гамму разнообразных, порой противоречивых чувств отрывок из текста заповедей Божьих Нового Завета «…не возжелай раба ближнего» по ряду логически детерминированных причин, которые изложу ниже.
Поскольку, согласно первоисточника, которым является Библия, этот текст, действительно является, участком текста 10 заповедей, которые были даны в виде «Скрижалей Завета» (Втор. 9:9, 11:15) Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19:10-25). Обстановка, в которой Бог дал Моисею и сынам Израиля десять заповедей, описана в Библии. Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блистали молнии, и, в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» (Исх. 24:12; 31:18; 32:16) или «Скрижалях Завета» (Втор. 9:9, 11:15), и передал их Моисею. Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа, Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали, и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей (Втор. 10:1-5).
Итак, текст заповедей дан (продиктован голосом бога) непосредственно самим Богом, причем у Бога есть великолепная возможность знать всё наперед, что будет с человеком и со всем человечеством «до скончания веков», иными словами до конца существования человечества. Но рабство уже давно отменили, как на законодательном уровне, так и в рамках международного права, ибо это является нарушением базисных прав человека. Из вышеизложенного следует, несколько выводов, если верить такому первоисточнику, как Библии с полным беспристрастием:
· заповеди дал не сам Бог, ибо истинный бог, знал бы заранее, что значительно позже рабство будет вне закона, а также будет отменено;
· сверхъестественные способности «Бога», описанного в Библии чрезмерно преувеличены;
· не исключается вероятность посредника (ов) Бога, которого (ых) античные люди принимали за всемогущего Бога Творца (к примеру, представители внеземных цивилизаций, принявшие непосредственное участие в формировании нашей цивилизации);
· возможно, Моисей, спустившись с горы и разгневавшись на идолопоклонников разбил две каменные скрижали, а при повторном написании сделал ошибку, что мало вероятно, ибо повторное написание скрижалей было совершено под непосредственным присмотром того же «бога»;
· все знают, что бог всемогущ и вездесущ, из этой аксиомы следует, что он всё и всегда знает, и никогда не делает ошибок, тем более в тексте заповедей, из чего следует последующее умозаключение;
· бог, продиктовавший заповеди на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства», был изначально против отмены рабства;
· «в присутствии сынов Израиля» заповеди не могли быть продиктованы богом, так как «сыны Израиля» остались у подножия горы Синай, в виду того, что Моисей в категорической форме запретил им подниматься на вершину горы, где ему (Моисею) были даны заповеди завета. Из чего следует что название «Скрижали свидетельства» не имеют права называться свидетельствами, в виду отсутствия свидетелей (сынов Израиля), как таковых;
· потомки, «сынов Израиля» поклонявшихся Золотому тельцу, пока Моисей получал заповеди существуют и поныне, именно у них есть праздник Мемуна (Мамона), который они пышно празднуют и ныне, но они являются значительной частью, но всего лишь, частью всех сынов Израиля.
Заповеди божьи и святое писание писались людьми и для людей, и как любой рукотворный продукт, созданный человеком, не был лишен ошибок в процессе их создания. Изначально, религия со времен своего зарождения существовала для обретения слабыми человеческими существами веры в нечто сверхъестественное, придавая ему смысл жизни в служении божеству в надежде его покровительства, как при жизни, так после смерти. Для процесса поклонения сначала идолам, а затем божествам необходим был ритуал, как инструмент поклонения, по истечению времени инструмент поклонения усложнялся и совершенствовался, приобретя необычайно причудливые формы. Таким образом, обрастая ритуалами религия превратилась в доминирующую пирамиду власти, для получения абсолютной власти над умами людей, позиционируя себя, с главным создателем моральных и этических норм в обществе, взяв монополию на истину во всех науках. Неугодных подвергали инквизиции в виде пыток с целью признательных показаний обвиняемыми в ереси, и последующего сжигания на костре (Галилео Галилей, Жана д ‘ Арк). Религия зачастую не является непреложным звеном для связи человека, как индивидуума с Богом, можно предположить, что это разветвленная структура института религии, которая является обыкновенной коммерческой структурой, приватизировавшей мощи святых и чудеса и эксплуатирующей их с целю привлечения, как можно больше адептов веры в своё «святое лоно».
«Царство Божие придёт к нам только тогда, когда церковная вера с чудесами, таинствами и обрядами заменится верой разумной, без чудес, таинств и обрядов. Время это приближается. Вера эта ещё в зародыше. Но зародыш не может не разрастаться». Иммануил Кант
Рассмотрев, таким образом с помощью дедуктивного анализа всего лишь часть текста Святой Книги и фрагмент текста одной из заповедей. Русский философ Вл. Соловьев писал по поводу религии: «Ветви одного и того же дерева разнообразно скрещиваются и переплетаются между собой, причем эти ветви и листья различным образом соприкасаются друг с другом своими поверхностями — таково внешнее или относительное знание; но те же самые листья и ветви помимо этого внешнего отношения связаны еще между собою внутренне посредством своего общего ствола и корня, из которого они одинаково получают свои жизненные соки, — таково знание мистическое, или вера». Под этим связующим «стволом и корнем» он подразумевает, безусловно русское православие, его богоизбранность. Вл. Соловьев одним из первых вывел утопический реализм — философского всеединства под лоном христианской веры, который мистическим путем воплотился в учение о Богочеловеке, который согласно его воображения, в последующем трансформируется «естественным путем» во всеобщее Богочеловечество. Характерно то, что он в своих «изысканиях» не удосужился предоставить, ни одной предпосылки для возникновения богочеловека и богочеловечества. Но благодарные потомки в лице черносотенцев и националистов по истечению времени подхватили соловьевскую утопию, и ожесточённо стали воплощать её в жизнь в «народно-освободительной» войне на Донбассе.
«Сотворить идеал — это значит переделать своего дьявола в своего Бога. А для этого надобно прежде всего сотворить своего дьявола». Фридрих Вильгельм Ницше
И здесь, в моём мозгу всё встало на свои места — это был ответ на ряд вопросов, которые не давали мне до этого покоя: «Почему нынешняя православная Россия, включая РПЦ до сих пор не признаёт террористическими, радикальные мусульманские организации Хамас и Хизбалла?». «Почему она вооружает и обучает боевиков, по сути террористических организаций Хамас и Хизбалла современным вооружением наперекор резолюциям ООН?».
В философии Н. Бердяева, его трудах о вере необычайно громко звучит тематика мессианства «русского» православия. Он высоко ценил мессианские идеи Вл. Соловьева, и детерминировано считал, что ценность его трудов в том, что мессианство «русского» православия, опирается на вселенский универсализм, а не в понимании славянофильского национального самоутверждения русской церкви, как утверждал Соловьев. Процесс «богостроительства» необычайно широко охватил современную Россию в контексте создания «национальной идеи», но ровно в той же мере внутри её латентно происходит процесс «богоразрушения», можно не соглашаться с моим диагнозом, но это диалектический закон фундаментальной философии о дуальности материального мира гласит о «единстве и борьбе противоположностей». Некогда Ф Энгельс «сформулировал» «три закона диалектики», которые были получены путем плагиата более ранней диалектики Гегеля и Канта.
Ф.Энгельс, К.Маркс и Вл.Ульянов (Ленин) приватизировали диалектику Гегеля и Канта, и назвали её — диалектическим материализмом.
Три закона диалектики Гегеля и Канта:
_______________________________
· Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу»).
· Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»).
· Закон отрицание отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого»).
Чего только не делали некоторые исторические личности ради того, чтобы «прогреметь» в веках и попасть в Википедию!
______________________________________
Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Emile Durkheim, 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.
Целостность и связность обществ в условиях модерна, лишённого традиционных и религиозных связей, представляли главный исследовательский интерес Дюркгейма. Первый крупный труд социолога, «О разделении общественного труда», увидел свет в 1893 году, а через два года он опубликовал свои «Правила социологического метода». Тогда же он стал первым профессором социологии первого во Франции социологического факультета. В 1897 году он представил монографию «Суицид», где провёл сравнительный анализ статистики самоубийств в католических и протестантских обществах. Данная работа, положившая начало современным социальным исследованиям, позволила окончательно отделить социологию от психологии и политической философии. В 1898 году Дюркгейм учредил журнал L’Ann;e Sociologique («Социологический ежегодник»). Наконец, в книге 1912 года «Элементарные формы религиозной жизни» Дюркгейм представил свою теорию религии, основанную на сопоставлении общественной и культурной жизни аборигенов и современников. Дюркгейм желал видеть социологию широко признанной, полноценной научной областью. Он переработал созданный Контом позитивистский подход и предложил свою методологическую систему, своего рода эпистемологический реализм. Другим предметом его популяризации стал гипотетико-дедуктивный метод. В понимании Дюркгейма социология представала наукой об институтах в широком смысле, то есть об «убеждениях и режимах поведения, установленных коллективно». Целью социологии он видел открытие структурных социальных фактов. Дюркгейм был сторонником структурного функционализма, применимого как в социологии, так и в антропологии. До самой смерти, настигшей учёного в 1917 году, Дюркгейм оставался одной из центральных фигур французской интеллектуальной жизни. Он стал автором многочисленных лекций и публикаций, посвящённых проблемам социологии знаний, образования, религии, права, а также вопросам морали, социальной стратификации и девиантного поведения. Дюркгейм ввёл в научный оборот ряд популярных ныне терминов, в частности, «массовое сознание». https://ru.wikipedia.org/wiki/Дюркгейм,_Эмиль
______________________________________
Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма. На самом деле, мультикультурализма глобализации получили полное фиаско, после убийства католического священника во время службы, кстати на родине Дюркгейма, но значительно позже 26 июля 2016 года, когда священник с перерезанным горлом во Франции успел выкрикнуть: — «Изыди, Сатана!». (http://www.dni.ru/incidents/2016/7/26/343401)
Несомненно, в понимании Дюркгейма социология представала науку об институтах (примеч. авт. «власти») в широком смысле, то есть об «убеждениях и режимах поведения, установленных коллективно». Но когда институты власти полностью подавлены или уничтожены автократическим правлением, законы социологии можно трактовать в любом направлении, буквально «как захочешь», так как они (законы социологии) в режиме, не работающих институтов власти абсолютно не работают.
Таким образом, чем больше познаешь, тем более убеждаешься в том, что ничего не знаешь. Чем глубже и шире познаешь окружающий мир, тем больше возникает вопросов, тем больше начинаешь сомневаться в незыблемости прописных истин, которые как кучи хлама мешают двигаться к истине. Не в этом ли, глубочайший смысл процесса познания?!
Мне сразу приходит на ум крылатая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже»! Поясню, её основной смысл ниже:
греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в сочинении «Федон» приписывает Сократу слова: — «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизирует с Платоном и имея в виду его, пишет: — «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Лютер (1483-1546) говорит: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть» («О порабощенной воле», 1525). Выражение «Amicus Plato, sed magis amica veritas» — «Платон мне друг, но истина дороже», было сформулировано Сервантесом во 2-й части, гл. 51 романа «Дон Кихот» (1615). (Словарь крылатых слов, 2004).
Примечательно, что сам процесс познания в цивилизованном и просвещенном обществе непосредственно влияет на процесс секуляризации, таким образом он делает вклад в эволюцию структуры всего социума.
______________________________________
Секуляризация (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (вне религиозных) норм. До конца XX века в русском языке термин «секуляризация» был традиционно историческим и описывал процесс экспроприации церковных земельных владений в пользу государства, который в России практически закончился в XVIII веке, см. Секуляризация (история). https://ru.wikipedia.org/wiki/Секуляризация_(социология)
______________________________________
Это процесс естественный, и базируется на законах общественной психологии и социологии, поэтому насильственное навязывание религиозных чувств, рассчитано на не притязательную, флегматичную и малообразованную публику с искусственно архаичным укладом жизни.
Мною проведённые наблюдения выявили тот факт, что семантика древнего санскрита в религиозных текстах, к примеру, в обращениях божества непосредственно через текст сакральных шлок в Ведах к человеку, как правило построена на глаголах в повелительном наклонении, из чего следует, что повелительная форма наклонение выражает ожидание немедленного наступления (выполнения) действия, но чаще имеется в виду, что такое действие должно наступить только по окончании другого. Таким образом формируя структуру из цепочки последовательно построенных действий, которые в конечном счете составляют алгоритм некого ритуала, только при правильном его прочтении в последующей трактовке.
Из это следует, что построение ритуала в сакральном понимании, несёт в своей основе применение законов прикладной квантовой физики, приводя к неким структурным изменениям на тончайших планах, и как следствие приводящее к упорядочиванию последующей нисходящих проекций на физическом плане, в материальном мире. Совершенно очевидным является факт, что пока существует человек всегда и во все времена, в любой общественной формации будут иметь место ритуал, вера и этика. Ибо они являются исходным продуктом жизнедеятельности сознания человека. Интересно то, что ритуал и вера не несут на себе нагрузки прагматичного утилитаризма, но этика, несущая зерна логики, по своей природе утилитарна и универсальна. Этика существует практически во всех сферах деятельности человека, а также есть такое понятие, как профессиональная этика.
Но в нашем дуальном мире, есть юристы, политики, силовые структуры, дипломаты и так далее, чтобы соблюдать юридические и международные договоренности в рамках профессиональной этики, есть юристы, политики, силовые структуры, дипломаты для того, чтобы обходить и нарушать, а чаще грубо нарушать юридические законы и международные договоренности. Поэтому обучение международной дипломатии предусматривает и то и другое.
Является ли, этика — величайшим «изобретением» человечества? Ответ однозначный: — «Да, и без сомнения!» Без морально-этических правил и норм человечество обречено на вымирание.
Давайте разберемся, где же основные исторические истоки этики?
Понятия о добре и о законах нравственной жизни человека, как индивида в социуме таких же, как и он сам людей Аристотель изложил в трактате, который написал для своего сына, Никомаха. Ученые называют это сочинение «Никомаховой этикой» – для отличия от других трактатов, тоже именуемых «этикой» и, по всей вероятности, ошибочно приписанных Аристотелю («Большая Этика», «Эвдемова Этика» и др.). Практически «Никомахова этика» была сводом наставлений своему сыну, а также поколению молодых людей его возраста. Согласно воззрению Аристотеля, истинная этика не сводится к одному лишь познанию добра, потому что человек, знающий добро, может, увлекаясь чувственными желаниями, поступать дурно, идя на поводу своей самости. Аристотель считает, что главная суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму началу в мотивациях. Сначала эта разумная этическая деятельность бывает только результатом отдельных актов свободного решения души; но через упражнение она становится привычкой в его повседневной жизни, трансформируясь в «увеличение его добродетелей через волеизъявления», и как следствие в последующем став неизменным свойством его характера. Тогда разумный элемент души непрерывно владычествует над тем её элементом, который доступен влиянию чувственных впечатлений и страстей; тогда человек живет добродетельно и постоянно поступает нравственно. Главную отличительную черту добродетели «Никомахова этика» Аристотеля видит в том, чтобы держаться разумной середины между противоположными крайностями, ибо крайности — это суть пороки. Так, пороками являются две крайности: тщеславие и малодушие, а середина между ними – великодушие. Оно – есть величайшая этическая добродетель. К числу добродетелей Аристотель относит также мужество (среднее между пороками безрассудной отваги и трусости), щедрость (среднее между расточительством и скупостью) и т. д.
Нравственная деятельность души, истинная этика всегда направлена к высочайшему благу, добру; поэтому она приведет к счастью. Без добродетели невозможно счастье, которое является основной цель жизни. Но кроме добродетели, для счастья необходимы и физические блага: здоровье, хорошее телосложение, материальное благосостояние. Таким образом, Аристотель, не признавая, как делает Аристипп (основоположник гедонизма), высочайшим благом наслаждение, не исключает истинного наслаждения из понятия о счастье.
______________________________________
Гедонизм (др.-греч. — «наслаждение», «удовольствие») — консеквенциалистское этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия. Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Утилитарист Иеремия Бентам называл такой подход «гедонической расчётливостью».https://ru.wikipedia.org/wiki/Гедонизм
______________________________________
«Никомахова этика» Аристотеля признаёт важным условием счастья хорошее телосложение и другие физические качества, что считает их необходимыми для возможности вести добродетельную жизнь. Наслаждение, по Аристотелю, есть естественное следствие добродетели; оно — является чувством довольства, возбуждаемое в человеке сознанием, что его поступки нравственно хороши. Хорошие поступки не охватываются определением одного какого-нибудь элемента нравственной жизни, так как добродетель не одна. Есть разные добродетели; каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности; но есть добродетели, составляющие обязанность всех людей; в особенности главнейшей добродетелью является — справедливость. Вывод Аристотеля о том, что любое подлинно этическое, есть добродетель и имеет свой первоисточник — разум, что неизбежно приводит к возможности человека свободно выбирать между добром и злом. «В нашей власти добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда властны, либо воздержаться от этого действия», – пишет он в «Никомаховой этике». Свобода воли (примеч. авт. «свобода выбора», «свобода волеизъявления») в «Никомаховой этике» Аристотеля — является главным правилом, что подчеркивает её универсальную уникальность.
Высочайшим достижением этики является то, что её конечная цель — это общее благо, благо социума, цивилизации. Поэтому нравственная философия имеет тесную связь с философией общественного быта («политикой»). Переход от «этики» к «политике» делает небольшой трактат Аристотеля «О дружбе». Аристотель считает дружбу добродетелью, потому что она — тоже, есть исполнение этических обязанностей. Нравственность, по воззрению Аристотеля, обуславливается тем, что человек живет в обществе других, как он сам людей. По определению Иммануила Канта,- «Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».
______________________________________
Свобода воли (греч. ; лат. liberum arbitrium) — это возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. В философии с давних пор ведётся спор о существовании свободы воли, её определении и природе. Существуют две противоположные позиции: метафизический либертарианизм — утверждение, что детерминизм неверен и, таким образом, свобода воли существует или по меньшей мере возможна, и жёсткий детерминизм — утверждение о том, что детерминизм верен и свободы воли не существует. Обе эти позиции, если они утверждают, что детерминизм несовместим со свободой воли, классифицируются как инкомпатибилистские (англ. incompatibilism). Если же роль детерминизма в этом вопросе отрицается, то такие позиции называются компатибилистскими. Принцип свободы воли имеет следствия в религии, этике и науке. К примеру, в религии свобода воли подразумевает, что желания и выбор человека могут сосуществовать с божественным всеведением. В этике существование свободы воли определяет моральную ответственность людей за свои действия. В науке изучение свободы воли может выявить способы прогнозирования человеческого поведения. https://ru.wikipedia.org/wiki/Свобода_воли
______________________________________
Например, в межвидовом животном мире тоже существуют ритуалы и этика, продиктованные животными инстинктами. Образцом животного ритуала является инстинкт животного «метить свою территорию» экскрементами, таким образом животные фиксирую своё личное пространство. Не могу согласиться с утверждением некоторых авторов, что ритуал является частным случаем обряда. Таким образом авторы этого утверждения упрощают главное назначение ритуала, превращая его в некое жалкое подобие «народного творчества». Подобный априорный подход к сущностной основе ритуала является теми самыми «граблями», на которые наступают незадачливые авторы, привыкшие мыслить шаблонно, не учитывая в своих трудах и изысканиях множества переменных, которые непосредственно влияют на процесс ритуала.
Не удивительно, что социология и психоаналитика современных авторитарных режимов, высоко расценивает значимость ритуала в любом действе, любом событии социума, как одну из «духовных скреп» сплачивающую все слои общества. Подобные мероприятия, которые детально от режиссированы и напоминают театральную постановку для гиков, они назвали её «креативом».
______________________________________
Гик (англ. geek, IPA gi;k) — человек, чрезвычайно увлечённый чем-либо; фанат. Изначально гиками именовали людей, увлечённых высокими технологиями (обычно компьютерами и гаджетами). В 2000-е годы распространилось другое значение слова: человек, увлечённый популярной культурой, член фэндома. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гик_(человек)
Эта дата, может быть юбилеем «граненого стакана» или балалайки, либо открытием фотовыставки на пешеходной части главного проспекта в день города. Например, пробег бегунов или велопробег по главной трассе города, в честь юбилея Петра Первого, чем не постановочное общественной мероприятие, со всеми атрибутами общенародного ритуала, с последующим подробным освещением во всех масс-медиа?
Мне претит фривольный и небрежный подход к истории вообще и в частности моего народа, наполненной трагизмом и фатализмом. Когда история через определённый период времени, как бы повторяется, словно дежавю, то есть крутится «по замкнутому седьмому кругу»; в то время, как «шальные мысли, словно сорвавшиеся кони в прошлое гонят». Но совершенно случайно узнал о спектакле «Истории об истории», широко ангажируемом по телевидению его седовласым руководителем, который взахлёб расхваливает его неординарную «гениальность» за «уникальность» этого сценического действа, как он считает интересного «эксперимента». Ну, хватит экспериментировать и глумиться над своей историей! Миллионы, десятки миллионов человеческих жизней уничтожены и покалечены политическими экспериментами! История такого никогда не прощает, она не терпит конъюнктурщины и экспериментов!
Конечно же, инфантильному, малообразованному и ленивому люмпену, современнику, возможно проще переваривать информацию для осознания исторических событий своего народа. С ухмылкой на лице созерцать ужимки мимов, скоморохов в фривольной чрезмерно упрощенной форме, в виде шутовских интерпретаций величайших, порой кровавых и трагических событий истории под аккомпанемент попсовых музыкальных композиций. Ему люмпену, конечно же лень пойти в архив или библиотеку для изучения толстенных исторических томов, рыться в пыльных папках исторических документов. Да и в интернете, не досуг люмпену и обывателю поискать. Читать многостраничный исторический материал тоже необычайно тяжело, утруждая себя бесконечными поисковыми запросами! Любая небрежность и фривольная трактовка событий, связанных между собой многострадальной истории народа, рода человеческого по своей сути аморальны. Интерпретация кровавых событий истории через спектакль скоморохов,- это оскорбление исторической памяти: «…по могилам отцов ведьмы пляшут по кругу!». Спектакль «Истории об истории» — это надругательство над памятью моего убитого войной отца, моих погибших дедов и прадедов, которые с верой в лучшее будущее отдали жизни, за то, чтобы эти скоморохи плясали на их костях, на священной памяти о них. Чем вообще думали люди, придумавшие и воплотившие это убожество, не знаю?! В принципе, и не хочу знать, как и их самих.
Copyright © 2016 Swami Runinanda™
© Свами Ранинанда 09.08.2016