ритуалы и ритуализмы в человеческом поведении
Ритуализм
Ритуализм – это специфический поведенческий паттерн личности, акцентирующий значимость и необходимость самого действа как церемониала, на фоне обесценивания того смысла, который стоит за таким актом. Подобная крайность ритуального акта таит в себе негативную составляющую, поскольку содержит бездушность, автоматизм, бессознательность, отсутствие эмоционального компонента в отношении проводимого церемониала. Ритуализм это в социологии вариация адаптивного поведения, предполагающая быструю социальную мобильность, одобрение и использование необходимых институциональных механизмов наряду с отвержением целей общества в связи с неспособностью их достигнуть.
Что это такое
Под ритуалом подразумевается шаблонный устойчивый порядок действий, характеризующийся церемониальностью. Считается формальным актом, другими словами смыслы и значимость, придаваемые ритуальной процедуре, в реальности не являются ценностями и не обладают смыслами для человека, совершающего ритуал. Отсюда фраза «это лишь ритуал для него» подразумевает либо лицемерие и игру человека, либо несоответствие его внешней поведенческой модели и внутренней составляющей, какой она должна выражаться в действиях. Проще говоря, понятие «ритуал» в обыденной речи характеризуется негативным окрасом.
Правота подобного отношения отражается в повседневном поведенческом паттерне людей. Огромная часть повседневного взаимодействия людей характеризуется церемониальностью именно в негативном значении термина. Г.Зиммель немецкий социолог в своих трудах заключил, что значительная часть обыденного бытия человека скомпонована актами-ритуалами незначительно либо абсолютно несвязанных с сутью забот и волнений.
Наличествующие повседневные взаимодействия всегда церемониальны в различной степени. Чем образованнее, цивилизованнее человек, более существенную роль в бытие его играют ритуальные акты. Так, например, такт является феноменом ритуализации обыденности. Тактичный субъект реплику о личных невзгодах не вставит, даже при её остроте для него и важности. И на подобную неуместную фразу собеседника он также не отреагирует.
Отсюда негативный окрас, приписываемый ритуальным актам не всегда закономерен. При этом отделить негативную составляющую от позитивного компонента в ритуале достаточно сложно. Именно из негативного истолкования явления «ритуал» возник термин ритуализм.
Описываемый феномен трактуется в трёх направлениях: во-первых, он считается принципом межличностных обыденных взаимодействий, во-вторых, является вариацией адаптивного поведения и, в-третьих, является ценностной характеристикой групп либо отдельных индивидов.
Ритуализм это в обществознании определение дано Р. Мертоном, который трактовал анализируемое понятие в качестве вариации индивидуального приспособления, когда субъект отвергает социально обусловленные цели вследствие неспособности их воплощения наряду с выполнением институциональных правил, предназначенных для реализации таких целей.
Ритуализм Мертона
Игнорирование целей определённой культуры на фоне согласия (часто доведённого до бессмыслицы) использовать социально санкционированные средства – это тип поведения ритуализм, являющийся одним из пяти типов приспособительного отклоняющегося поведения, предложенных Р. Мертоном.
Рассматриваемая вариация адаптации социальной проблемой в целом не является, поскольку, по сути, представляет собой решение человека, а внешние его проявления пусть и не предпочтительные в данной культуре, но институционально разрешены. «Последователи» ритуализма могут судить, основываясь на господствующих приоритетах культуры, либо «сожалеть о них».
Сложно судить насколько описываемый тип является отклоняющимся поведенческим паттерном. Он скорее представляет собой отход от культурного стандарта, предписывающего обязательность инициативного стремления вверх по общественной «лестнице», желательно придерживаясь институциональных правил.
Поэтому можно ожидать, что анализируемая вариация адаптации будет достаточно распространённым явлением в социуме, в котором положение людей в большей мере обусловлено их достижениями. Постоянная конкурентная конфронтация порождает острое беспокойство людей в отношении их статуса. Одним из средств снижения такого беспокойства считается неизменное понижение уровня притязаний. Тревога провоцирует действия строго в границах установленного порядка.
Внутреннюю философию социального ритуализма выражают такие высказывания: «Я доволен всем», «Я стремлюсь не высовываться», «Не намечайте высоких задач – не будет развенчания надежд». Подобные установки пропитаны мыслями, что глобальные притязания порождают опасность и разочарование, а незначительные – ублаготворение и гармонию. Подобная установка присуща рабочему классу в периоды массового увольнения, реорганизации, перемен, когда опасаясь сокращения, замораживают продуктивность труда на установленном, не убавляющемся и не растущем уровне».
Таким образом, ритуализм – это такой вариант адаптации человека, когда он стремится оградиться от опасностей и избежать неудач путём нивелирования ключевых культурных целей, следования любому гарантирующему безопасность однообразному режиму и институциональным правилам.
Примеры
Сами по себе ритуалы родом из глубокой древности. У животного мира они считаются инстинктивным поведением, а гомо сапиенс – большинство ритуалов насаждается культурой. Человек впитывает при помощи них модель поведения в определённых условиях.
Описываемый термин подразумевает регулярное соблюдение норм и следование правилам, являющимся традиционными по характеру и происхождению, однако давно уже не отвечают ценностям и требованиям реального существования. Соблюдение такого рода ритуалов может провоцироваться различными факторами: интересами «верхушки» власти, закостенелостью существующей системы институций и соответствующих организаций, отсутствием глобальных импульсов к трансформации сложившейся нормативного устройства.
Не существует ритуальных действий, совсем не соответствующих передающимся в них ценностям. Вырабатывание ценностей исторически формируется именно в существующих церемониалах, а всякий антиритуализм неминуемо приводит к свержению основополагающих ценностей, скрывающихся за ритуальными актами, ради иных новых культурных смыслов.
Помимо того ритуальные действия являют собой строго реализуемую и коллективно управляемую последовательность операций. Они ничего материального не порождают, а проводят переработку символов, приводя лишь к символическому видоизменению условия.
Ритуализм примеры из жизни можно наблюдать при изменении семейного положения. Поскольку любое решение, директива либо разрешение, обретаемое посредством обращения в бюрократические структуры, модифицирует обстоятельства лишь символически (проставленная в отделе регистрации актов гражданского состояния печать в документе, предназначенном для удостоверения личности).
Индивид, следующий рассматриваемому варианту социальной адаптации, даже при наличии абсолютной уверенности, что ему никогда не достичь успешности и не подняться на более высокую иерархическую ступеньку в организации, ощущает себя защищённым, поскольку следует определённым рутинным действиям, необходимым для достижения благополучия. Само такое ритуальное соответствие официально принятой модели институций предохраняет человека от тревоги и следующими за ней нервными всплесками, которые порождаются неудачными попытками реализации цели.
Так, например, ведёт себя служащий, фанатично преданный работе, напуганный увольнением и выполняющий с особым рвением бюрократические процедуры, строго следуя абсолютно всем инструкциям. При этом он не понимает, с какой целью это делается.
Таким образом, большинство церемониалов индивиды черпают из социума, где они обитают. Многие ритуализмы порождены государством. По прошествии часть религиозных церемоний превращаются в ритуализмы. Внедрение ритуализма несёт опасность, как психологическому состоянию молодого поколения, так и взрослым лицам. Они ведут к эмоциональной кастрации и дезориентации.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Ритуалы и ритуализм
Правота обыденного суждения заключается в том, что значительная часть наших повседневных взаимодействий действительно носит характер ритуала именно в этом негативном смысле слова. Г.Зиммель в ряде работ, посвященных анализу ‘чистых форм’ (термин Зиммеля) взаимодействий, пришел к выводу, что большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера, мало или вовсе не связанных с субстанцией волнений и забот.
Реальные жизненные взаимодействия всегда ритуализованы, когда в большей, когда в меньшей степени. И чем образованнее, культурнее (в общепринятом смысле этого слова) человек, тем большую роль в его жизни играют ритуальные моменты. Феномен такта есть феномен ритуализации повседневности. Тактичный человек не вставит в разговор реплику о собственной личной проблеме, даже если она для него в тысячу раз важнее темы данной беседы. Точно так же он не прореагирует непосредственно и ‘содержательно’ на неуместную реплику, или неуместный поступок другого.
Таким образом, негативный оттенок, придаваемый в характеристике действия как ритуального, не всегда правилен. Разделить негативное и позитивное в ритуале так же трудно, как определить, где кончается такт и начинается лицемерие, хотя именно из негативной интерпретации слова ‘ритуал’ возникло понятие ритуализма.
Ритуализм можно понимать в трех смыслах: во-первых, ритуализм как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий; во-вторых, ритуализм как форма адаптивного поведения; в-третьих, ритуализм как ценностная характеристика личностей, или групп, или даже крупных социокультурных систем. Сначала о первом. В начале главы 2 упоминалось об экспериментах Г.Гарфинкеля, ставящих своей целью ‘вскрытие’ обычно не замечаемых, принимаемых людьми на веру, или, можно сказать, латентных структур повседневности. Один из экспериментов заключался в следующем: студент-экспериментатор получал задание при встрече с приятелем, знакомым или коллегой вместо обычного ответа на приветствие поинтересоваться, что подразумевает партнер в этих приветственных словах. Услышав стандартный вопрос: ‘Как дела?’,- студент останавливался и приступал к ‘допросу’ приятеля, имевшего несчастье попасться ему на дороге: ‘Что ты имеешь в виду под делами? Как дела на факультете? Со здоровьем? Или с девушкой? Или что-то еще. ‘ Допрашиваемый начинал сердиться. А беседа, как правило, завершалась ссорой и криками: ‘Да пошел ты. Зачем мне нужны твои дела!’, или какими-нибудь другими столь же бурными проявлениями чувств.
О целях экспериментов Гарфинкеля я говорил в главе 2. В данном контексте они важны как демонстрация ритуализма, характерного для подавляющего большинства нормальных человеческих ситуаций и взаимодействий.
Остальные четыре типа: конформизм, когда индивид полностью принимает как культурные цели, так и институциональные правила их достижения; инновация, когда индивид принимает цели культуры, но отвергает институциональные средства их достижения (индивиды именно такого склада совершают преступления, типичные для конторских служащих, клерков: должностные подлоги, растрата казенных денег и т.д.); ритритизм, когда отвергаются как культурные цели, так и средства их достижения; бунт, когда индивид отвергает как цели, так и ценности, однако заменяет их на новые, альтернативные (такое поведение характерно для молодежи, отвергающей ценности отцов, а вместе с ними и стандартные способы реализации этих ценностей). Эта крайне полезная типология фиксирует основные типы поведения в стабильной социокультурной среде.
Третий смысл слова ‘ритуализм’ подразумевает систематическое следование нормам и правилам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни. Ритуализм такого рода может порождаться разными причинами: интересами власть имущих, косностью соответствующих организаций и институтов, отсутствием сильных импульсов к изменению сложившейся нормативной системы.
Такой же характер антиритуалистического протеста носила на первых ее порах религиозная Реформация XIV века. Сначала Лютер боролся не с католицизмом как таковым, а с его ритуалистическими чертами. Так, богослужение и библия только на латыни, множество сложных разнообразных имевших многовековую историю ритуалов, смысл которых давно забылся, и некоторые другие черты догматики и обряда противоречили требованиям времени, и, по мысли реформатора, их следовало отбросить прочь как пустую раковину, как старую змеиную шкуру.
Правда, оказалось, что как сейчас, в ходе недавней перестройки, так и пятьсот лет назад, в случае Реформации, все далеко не просто: ритуал, то что считалось чистой формой, наполненной по существу другим, новым содержанием, небезразличен по отношению к этой самой форме. Выяснилось, что отбрасывание одного за другим элементов ритуала последовательно, шаг за шагом ведет либо к уничтожению, либо к трансформации соответствующих институциональных образований, которые частично состоят именно в этих ритуализированных структурах действий. Католическая церковь мудро сохранила ритуал и во многом благодаря этому существует вот уже пять веков после Реформации. Советские лидеры поддались антиритуалистической пропаганде, требующей ‘отказа от старых форм’, ‘обеспечения единства слова и дела’ и т.д. Результат нам известен.
Эти примеры позволяют сделать вывод, что воинствующий антиритуализм, борьба против устаревших форм на самом деле всегда (или почти всегда) есть борьба против содержания, заключающегося в этих формах. Революции начинаются с антиритуалистического протеста и завершаются тотальным сломом соответствующих институтов. Другой вывод состоит в том, что нет ритуалов, которые совсем не соответствуют выражаемым в них ценностям. Формирование ценностей исторически складывается именно в таких, какие они есть, ритуалах, и всякий антиритуализм неизбежно сводится к борьбе против основополагающих ценностей, выражаемых в ритуалах, за иные, новые ценности.
Ритуалы в современной жизни человека
Ритуал – «(от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» [1].
Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей. Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность. Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.
Ритуальная природа Персоны
Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов. Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.
Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания. По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами. Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.
Сакральный смысл еды
Издревле важные ритуалы были связаны с приемом пищи – например, рядом с умершим клали воду или что-то из пищи «в дорогу», свадьба не мыслилась без обильного угощения, которое имело целью не только сытно накормить присутствующих, но и несло смысл объединения двух родов, выражения доверия (отказ от еды в доме хозяина часто принимался как выражение неуважения, агрессии, угрозы). Сакральное значение еды – именно в выражении любовных или доверительных отношений, закреплении их совместным актом принятия пищи. И сегодня эта традиция не исчезла: часто мужчина приглашает женщину в кафе или ресторан. Совместное принятие пищи сближает, позволяет лучше узнать человека, закрепляет союз. В каких-то странах женщина предпочитает платить за себя сама – этим выражается ее независимость от партнера и некоторое дистанцирование. В славянских странах принято, чтобы мужчина расплачивался за совместную трапезу, и тогда его влияние усиливается – тем самым, женщина подпускает его ближе к себе.
Подарки как ритуальное действо
Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах. В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени. Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину. Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права. Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.
Ритуальный союз мужчины и женщины
Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения. Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости. До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора. Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни. У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.
В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств. Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны. Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.
Литература
Автор: Павловская Гражина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Ритуализм: вид социального поведения
Ритуализм – особый тип поведения личности, подчеркивающий важность и значимость самого действия как ритуала, но обесценивающий то значение, которое выражается этим действием. Считается, что эта крайность ритуального действия несет в себе негативный окрас, так как заключает бездушность, механизированность, автоматизм и всякое отсутствие эмоций по отношению к проводимому ритуалу.
Ритуализм в обществе
«Это всего лишь ритуал» — такое выражение чаще употребляется тогда, когда имеется ввиду формальность выполняемой процедуры, то есть при стандартизированной форме поведения в определенной ситуации. При этом человек вовсе не проникнут чувствами, воплощением каких является ритуал по определению. Налицо расхождение между внутренним миром и внешне выполняемыми действиями.
Но тем не менее вся жизнь человека пронизана цепью ритуализированных действий. Самые простые и повседневные – приветствия, слова благодарности, добрые пожелания. Положительные характеристики заложены уже в самих лексических значениях данных слов. Но всегда ли человек, произносящий эти слова искренне проникнут пожеланиями?
Так, допустим, ученик, не выполнивший домашнее задание, идет в школу и втайне мечтает, чтобы учитель чудесным образом вдруг заболел. Но когда он входит в класс, то произносит: «Здравствуйте, Марья Ивановна!» Или же клерк, недавно лишившийся премии своим начальником, застает последнего в кафе за обедом. Он говорит: «Приятного аппетита!». Но мысли его в данный момент совершенно противоречат сказанному…
Приведенные примеры хотя и подтверждают некое лицемерие тех, кто совершает ритуал, но все же несут в себе особую социологическую функцию. Выполняя обязательное действие, человек определяет себя воспитанным, культурным, вежливым, то есть таким как требует общество. Соглашаясь быть участником некоего ритуала человек показывает свою готовность и желание быть членом данного общества. Он выполняет условия общества, общество принимает его.
В данном разделе ритуализм рассматривался как реализация повседневных межличностых отношений.
Ритуализм как адаптивная поведенческая форма
Адаптивное поведение — такое поведение, следуя которому человек полностью подчиняет себя правилам и требованиям общества. И делает все для того, чтобы между ним и обществом не возникало никаких конфликтов. При этом наблюдается полная зависимость личностного роста человека от социальных условий его существования.
Американский социолог Роберт Мертон определил ритуализм как тип адаптации индивида в обществе, когда тот при исполнении правил и норм отвергает цели данного общества, потому что не способен к их достижению. В таком случае ритуализированные действия принимаются за главное. И выполняя их такой человек чувствует себя спокойным и защищенным даже при полной уверенности, что никогда не достигнет намеченных целей.
По Мертону ритуализм является одним из пяти типов адаптации человека в обществе. Четыре остальные это: конформизм, инновация, ритритизм и бунт.
Ритуализм у детей
В журнале Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry было опубликована работа специалистов психологического факультета Тель-Авивского университета. Они утверждают, что дети у которых уровень чувствительности выше обычного могут развивать ритуализированное поведение. А это чревато обсессивно-компульсивным расстройством (постоянная навязчивость мыслей и действий).
Родители всегда радуются, когда их чада приобретают определенные привычки. Вовремя чистят зубы и моют руки перед едой, ложатся спать и т.д. Но если ребенок излишне раздражен, чувствителен к прикосновениям, у него наблюдается повышенная тревожность, то в сочетании с устойчивыми привычками это может быть первым признаком ОКР. При таком типе поведения взрослым лучше понаблюдать за ребенком и проконсультироваться со специалистами.
Учеными была выявлена четкая связь между сенсорной обработкой информации нервной системой, ритуализмом и обсессивно-компульсивными расстройствами. По анализам результатов установлено, что для адаптации к окружающей среде дети, имеющие повышенную чувствительность развивают ритуальные действия.