ритуальные двери в храме
Средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарь
Последняя бука буква «а»
Ответ на вопрос «Средние двери в церковном иконостасе, ведущие в алтарь «, 5 (пять) букв:
врата
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова врата
Определение слова врата в словарях
Примеры употребления слова врата в литературе.
Лишь такая организация Дисциплины Духа, когда явлена чистота духовнопсихическая, нравственная и умственная в устремлении к Единению Творения в Высшем с Творцом Любовью и Радостью безличностными, есть Условие Великого Откровения Золотых Врат Храма Красоты Бытия Высшего, которые открываются перед Человеком Свершений, и Свет лучезарной Сомы Радж Истечении Амриты Сварати наполняет собою все Естество человеческое.
Вратами в Антимир и астрономическими ценами, прошел слух, что скоро будет очередная и, возможно, последняя демонстрация Ле Монте и Скотта.
И тут запел хор, и владыка со священниками и дьяконами вышел из царских врат в светлой, усыпанной каменьями митре, в парчовом, тканном серебром и золотом облачении, встал перед иконостасом, сурово сдвинув брови и крепко уставив в пол высокий архипастырский посох.
Опасались ввести в искушение властолюбивых правителей, могущих перехватить беловодских посланцев, и не в меру усердное жречество, способное подрезать крылья взыскующим Врат?
Когда герцог велел ей улечься так, чтобы насладиться с ней любимым им способом, невольница почувствовала большой молот де Бланжи, готовый проникнуть сквозь плотно закрытые черные врата.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Средние двери, ведущие в алтарь
Последняя бука буква «а»
Ответ на вопрос «Средние двери, ведущие в алтарь «, 5 (пять) букв:
врата
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова врата
Примеры употребления слова врата в литературе.
Лишь такая организация Дисциплины Духа, когда явлена чистота духовнопсихическая, нравственная и умственная в устремлении к Единению Творения в Высшем с Творцом Любовью и Радостью безличностными, есть Условие Великого Откровения Золотых Врат Храма Красоты Бытия Высшего, которые открываются перед Человеком Свершений, и Свет лучезарной Сомы Радж Истечении Амриты Сварати наполняет собою все Естество человеческое.
Вратами в Антимир и астрономическими ценами, прошел слух, что скоро будет очередная и, возможно, последняя демонстрация Ле Монте и Скотта.
И тут запел хор, и владыка со священниками и дьяконами вышел из царских врат в светлой, усыпанной каменьями митре, в парчовом, тканном серебром и золотом облачении, встал перед иконостасом, сурово сдвинув брови и крепко уставив в пол высокий архипастырский посох.
Опасались ввести в искушение властолюбивых правителей, могущих перехватить беловодских посланцев, и не в меру усердное жречество, способное подрезать крылья взыскующим Врат?
Когда герцог велел ей улечься так, чтобы насладиться с ней любимым им способом, невольница почувствовала большой молот де Бланжи, готовый проникнуть сквозь плотно закрытые черные врата.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Глава VIII. О дверях царских, катапетасме или завесе и о прочих дверях
§1. Двери царские и святые
В иконостасе находятся три двери, ведущие из алтаря в храм; одни называются средними, другие южными, а третьи северными. Средние врата, прямо от престола ведущие во храм, достойны уважения больше других. Средние врата, во-первых, называются царскими, потому что чрез них в Св. Дарах проходит Царь славы и Господь господствующих; потом они называются святыми, потому что чрез них проносятся Св. Дары; притом эти врата святы и потому, что чрез них не позволено входить простым людям, а только освященным.
§2. Завеса
За царскими вратами в алтаре находится завеса, по-гречески катапетасма. Завеса есть полотно на шнурах, или опускающееся сверху вниз, или передвигающееся от одной стороны к другой. Симеон Солунский (в гл. 6, о храме) говорит: «завеса, находящаяся при жертвеннике (престоле), означает небесную при Боге скинию, где находятся лики св. ангелов и отшедшие к Богу святые». Завеса эта в Уставе (лист 15) называется внутрь сущею, т.е. внутреннею дверью. А так как эта же завеса в иных местах опускалась сверху вниз, то и называется еще горнею дверью, или горними дверями, а самые врата в дверях называются дольними или нижними и внешними дверями. Те и другие двери, для выражения различных знаменований, иногда отворяются, а иногда запираются. О сем будет сказано во 2 части, гл. 6, §46 и гл. 7, §5 и §34.
§3. Двери южные и северные в иконостасе
Южные двери называются диаконскими не потому, чтобы ими выходили и входили одни только диаконы; но от диаконика, куда вели эти двери. Правда, диаконы, для перенесения в алтарь священных сосудов и прочей утвари, имели близкий из диаконика вход; но когда они выносили народу благословенный хлеб или богоявленскую воду, как показано в гл. 6, §1, то всегда выходили из южных дверей. Притом издревле на диакона возложена была обязанность наблюдать за благочинием народа, стоящего во храме; для исполнения сей обязанности они выходили всегда южными дверьми. Св. Кирилл Александрийский (в 3 кн., о поклонении) пишет: «священникам вверен престол и сущее внутрь завесы, которым так и именоватися достоит, и да сохраняют священство свое, диаконом же сие, да хранят целость скинии (сосудохранительницы), все сосуды в оной хранимые и благочиние народа». В Пост. апост. (кн. 8, гл. 11) говорится: «отроки должны стоять пред алтарем; чтобы они порядка не нарушали, один из диаконов должен смотреть за ними, а другие должны ходить по церкви и наблюдать над мужчинами и женщинами, чтобы не было между ними шуму, и не переходил бы никто с места на место, не шептались и не дремали». Итак, от диаконика и по должности, отправляемой диаконами, южные двери называются диаконскими, которые им собственно и вверялись. Северные двери иногда называются пономарскими, не потому, чтобы одни пономари ими входили и выходили: часто диаконы и священники в служении ими ходят, особенно в малом и великом выходах; но эти двери пономарскими называются потому, что вещи, за ними находящиеся, как то: уголья, вода, свечи, вверялись хранению пономарей, о чем подробнее увидим в отделе, где будет говориться о поставлении их, и двери северные вверялись хранению пономарей.
Средняя и боковые двери в притворе
Западные двери, ведущие из храма в притвор, в иных храмах бывают одни, а в других трои, одни средние и двои боковые. Средние западные двери у некоторых писателей называются иногда царскими, как в иконостасе, потому что они выше и шире боковых. В Священном Писании эти двери называются красными ( Деян.3:2 ). Название красных они получили от вышины, широты и красоты своей, особенно сравнительно с двумя боковыми дверями. О средних и боковых дверях смотри ниже гл. 10, §11.
Двери великие в паперти
Двери же, ведущие из притвора на паперть, называются великими, а иногда серебряными. Это можно видеть из Пролога на 8 сентября, где о Созонте диаконе сказано, что «постоявши в великой церкви, он пошел к красным и великим дверям». Следовательно, идя из церкви, первые – из храма в притвор были красные, а вторые – из притвора в паперть великие. Потом сказано: «идя с диаконом ко двору паперти, остановились у серебряных врат». Эти двери вели из паперти в притвор. Серебряными же названы потому, что в великой церкви обиты были серебряными досками.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Двери храмовые
Дверь храма – значимый элемент его убранства. К тому же, она несет серьезную практическую нагрузку: защита от злоумышленников, звуко- и теплоизоляция. В данном разделе представлены двери от наших партнеров – мастерской «Патриарший лес». Они изготовлены из натурального дуба и снабжены качественной фурнитурой. Мастерская применяет стопроцентный массив; полотна, и коробки изготавливаются в толщине, позволяющей достойно выдерживать нагрузки: изменение температуры, влажности и т.п.
Для храмов, находящихся в северных регионах мы предлагаем двери повышенной морозоустойчивости: с увеличенными дверными коробками, сложными пазами и т.п.
Церковные двери издревле делали очень массивными и богато украшали. Дверь храма – это символические врата в Горний мир. Мы предлагаем двери с различным оформлением: вырезанными из дерева крестами, иконами, орнаментами, а также патинированием, латунными элементами.
Двери могут быть изготовлены в любом размере.
Упрощенное оформление – при толщине полотна 40 мм. – 25 000 руб./м2.
Обычное оформление – при толщине полотна 40 мм. – 30 000 руб./м2., 60 мм. – 40 000 руб./м2., 80 мм. – 50 000 руб./м2.
Двери с резными филенками – при толщине полотна 40 мм. – 40 000 руб./м2., 60 мм. – 45 000 руб./м2.
Двери с резными порталом и филенками – при толщине полотна 40 мм. – 45 000 руб./м2., 60 мм. – 60 000 руб./м2.
Дверь с резными иконами, резным порталом и филенками – при толщине полотна 40 мм. – 60 000 руб./м2., 60 мм. – 80 000 руб./м2.
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)