ритуал спуска корабля на воду
Ритуал спуска корабля на воду
Крещение представляет собой таинство посвящения в христианскую церковь. В католической церкви крещение символизирует собой конец старой жизни и появление на свет нового человека, нареченного новым именем. Форма церемонии и связанные с ней ритуалы могут незначительно отличаться в разных церквях, однако крещение всегда включает в себя использование воды и обращение к Святой Троице: «Я крещаю тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа». Кандидат полностью или частично погружается в воду, либо священник окропляет его голову святой водой.
В основе уподобления спуска корабля крещению лежит взаимодействие двух концептуальных областей, в ходе которого сфера-источник «крещение человека» частично проецирует свой сценарий на сферу-реципиент «спуск корабля на воду». Сфера-источник может быть представлена как фрейм-сценарий, в котором выделяются следующие составляющие: дитя, крёстные, призыв, молитва к Троице, имя и святая вода. Изначальная цель метафорического уподобления — получение кораблем покровительства Бога.
На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крёстный (англ. — «godfather») и крестная (англ. — «godmother»). В силу того, что в период Реформации церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей выступали представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины. История засвидетельствовала имя первой крестной на американском флоте Лавинии Уотсон, дочери именитого жителя Филадельфии. 22 августа 1846 года она крестила парусное судно «Germantown» на филадельфийском кораблестроительном заводе.
Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует переход корабля в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крёстный торжественно обращается к кораблю со словами: «In the name of the United States I christen thee…», произносит имя корабля, далее следует разбитие бутылки с какой-либо жидкостью. В роли «святой воды» может использоваться вода, сидр, вино, но традиционно предпочитают светский напиток — шампанское. Бутылка разбивается о носовую часть корабля: «As „Constitution“ ran out, Captain Sever broke a bottle of fine old madeira over the heel of the bowsprit». Место разбития выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека. Именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.
После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже порождает образную метафору погружения ребёнка в купель со святой водой. Любопытно, что стапеля, на которых покоится корабль, репрезентируются лексемой «cradle» — колыбель, люлька, что ещё раз подчеркивает антропоцентричный характер судна. Корабль, подобно ребёнку, покидает свою «колыбель», когда он способен передвигаться в пространстве.
Спуск корабля на воду – важный ритуал
Спуск корабля на воду – важный ритуал, к которому моряки относятся очень серьёзно. Ведь на морском судне они проводят несколько месяцев в году, доверяя ему свои жизни. Тут нельзя ошибаться! И мореплаватели стараются всё сделать по обычаям предков, не пропустив ни одной детали.
К примеру, важно не забыть разбить о борт корабля бутылку шампанского!
А зачем? – спросят сухопутные граждане. А затем, что о борт знаменитого «Титаника» разбить бутылку почему-то забыли.
Чем это обернулось, все прекрасно знают. Но почему именно шампанское? Эта история тянется с древнейших времён!
Поскольку Создатель внушал, что все люди братья, то резать братьев стало как-то неудобно. Пришлось перейти на красное вино. Тем более, что Христос назвал его своей кровью. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна.
Это обычай, издавна существующий в Америке. «Дама» является, как правило, женой директора фирмы, инженера, мастера или рабочего. Ей вручают большой букет и выдают документы: «Леди такая-то действительно дама такого-то судна».
Наступает торжественный момент спуска судна со стапелей. Перед кораблем длинная цветная лента. Когда корабль начнет двигаться по натертому жиром помосту, лента рвется, и перед судном впервые открываются лазурные дали морей и океанов.
Председательствующий на торжестве дал сигнал: судно тронулось, заскользило по деревянным доскам, «дама» разбила о борт бутылку шампанского.
Наверняка, станет интересно насчет Титаника: компания White Star Line, владелица судна, не придерживалась этой традиции.
Блог моряка торгового флота
Записки о морской жизни.
воскресенье, 29 августа 2010 г.
Спуск корабля на воду
Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.
Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.
Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.
Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.
С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.
В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.
Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.
Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.
Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Для крещения судов предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.
Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».
Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить защиту Всевышнего для себя и своего корабля.
На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. — «godfather») и крестная (англ. — «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.
Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.
Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.
Материал взят из свободных источников в сети.
Современная церемония спуска судна на воду — яркое впечатляющее зрелище — ведет свое происхождение от древних обычаев. Однако во время великолепного праздника с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом о мистическом значении обряда никто особо не вспоминает.
Так, о традиции разбивать при спуске корабля о его нос бутылку шампанского или вина знают все. Но мало кто задумывается над тем, что вино когда-то символизировало кровь, и эта «кровь» должна была «оживить» фигуру, поддерживавшую бушприт.
Викинги считали, что мрачные боги морей требуют человеческую жертву за каждое судно, входящее в их стихию, поэтому привязывали ненужных им пленников к спусковой дорожке, чтобы их кровью умилостивить богов. И так поступали не только викинги: вплоть до XIX века на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ: плененных врагов привязывали к бревнам, использовавшихся в качестве катков.
Такой ритуал приобретал особое значение для боевых кораблей. Поэтому считалось, что они должны как можно раньше ощутить запах крови: еще в 1784 году в Триполи боевые корабли спускались в воду с рабом, привязанным к форштевню.
С приходом христианства церемонии крещения и благословения судов стали спокойнее, обходились уже без человеческих жертв. Однако в начале этого века в Абердине спуск судна сопровождался «всего-навсего» избиением и принудительным купанием подмастерьев корабельных плотников: некоторых из них бросали в волну, поднятую вошедшим в воду судном, и трижды окунали с головой.
В суровые времена средневековья рискованная обязанность выбивать задерживающие клинья из-под спусковых салазок возлагалась на преступников. Позже корабельные мастера Новой Англии стали делать это сами, но потребовали (и стали получать) за опасную работу «под днищем» дополнительное вознаграждение в виде внушительных количеств грога.
Считалось, что музыка, кровь жертвенных животных и крепкий ром поднимают и веселят дух не только живых, но и умерших. При спуске судов Вест-Индской компании существовала такая церемония: судно, нагруженное блюдами с деликатесами для предков и украшенное цветами, накануне спуска проходило смешанный христианско-языческий ритуал — его благословляли, а затем заливали палубу кровью белых петухов, кур, овец, а также черных коз.
Со временем кровь заменило вино, а затем и шампанское. Вплоть до XVII века вино выливали на нос корабля из серебряного кубка, который потом бросали в дар Посейдону: до наших дней этот дорогостоящий обычай не дожил.
Суда миссионеров крестились молоком. В период «сухого» закона в США вино заменялось имбирным пивом. Для крещения судов предназначенных для перевозки пива, их хозяин — известная пивоваренная фирма «Артур Гиннес», использовала продукт собственного производства. А папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была окрещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность.
Однако не рекомендуется крестить суда водой, иначе они будут неудачливыми. Предание гласит, что первая попытка спустить на воду после такого крещения корабль ВМС США «Конститьюшн» потерпела неудачу. Корабль сдвинулся с места только после того, как «коммодор Джеймс Сивер подошел к форштевню и разбил о него бутылку отборной старой мадеры».
Спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Крестя корабль, моряки хотят получить защиту Всевышнего для себя и своего корабля.
На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor (рус. — «поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крестный (англ. — «godfather») и крестная (англ. — «godmother»). В силу того, что в период Реформации эта церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей стали выступать представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.
Ключевым моментом ритуала является наречение корабля именем, которое символизирует его переход в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крестный торжественно обращается к кораблю, произнося его имя, далее следует разбитие бутылки. В роли «святой воды» может использоваться сидр, вино, но моряки традиционно предпочитают шампанское. Место разбития бутылки выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека: именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.
Если бутылка не разбивалась, это не сулило ничего хорошего. Поэтому некоторые американские верфи держат в штате специальных людей – ловцов бутылок, которые вовремя должны подхватить летящую мимо бутылку и придать ей нужное направление, обеспечив тем самым удачный спуск. Когда однажды в Ньюкасле бутылка при спуске не разбилась, а судно уже сошло в воду, крестного срочно посадили на буксир, и церемонию успешно повторили на плаву.
К слову сказать, несчастье или ранение, происшедшие при спуске, клеймили судно в глазах большинства моряков как несчастливое, поэтому многие предусмотрительные судостроители помещали бутылку шампанского в мелкую сетку из серебряной проволоки, чтобы осколки не разлетались в разные стороны.
В общем, спуск судна на воду – очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет.
Материал взят из свободных источников в сети.
Морские традиции Русского Севера.
Корабелы знают толк в морских традициях и досконально их соблюдают.
Нам потребуются:
1.Мать (крестная)
2. Бутылка шампанского
3. Священник
4. Капитан(ы)
5. Сами корабли
6. Водоем, куда их спустить
Спуск судна на воду не менее радостное и торжественное событие на верфи, чем закладка. В этот день труд множества людей — конструкторов и проектировщиков, сварщиков и судосборщиков, механи¬ков и монтажников, маляров и отделочников, многих других специалистов — вдруг на их глазах овеществляется в сложнейшем плавучем инженерном сооружении, детище их рук и ума.
Это одновременно и один из самых ответственных моментов строительства, ведь корабелам предстоит спустить со стапеля на воду сооружение, имеющее иной раз массу в несколько десятков тысяч тонн и высотой с многоэтажный дом, причем сделать это необходимо быстро, не нанеся вреда ни кораблю, ни стапелю, ни людям.
Ранее утро перед спуском. Последние приготовления. Фото: Виктор Васенин, «Российская газета»
На протяжении веков перед спуском корабли освящали и выбирали для них небесных покровителей. В православии, в частности, это были Иисус Христос, Божья Матерь или один из святых. Со временем обряд освящения кораблей стал одной из главных морских традиций.
Первое описание процедуры освящения было обнаружено в египетских папирусах и относится к 2100 году до н. э. Это был, если можно так выразиться, отчет о спуске на Нил корабля фараона.
Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель — заслужить покровительство богов. Одно время даже считалось, что наиболее успешно этой цели можно достичь, принеся в жертву людей. Например, викинги, спуская свои суда на воду, укладывали под кили невольников. Чем сильнее были невольники и чем лучше сложены, тем на большее расположение богов можно было надеяться. На островах Западного и Восточного Самоа после спуска пироги на воду нескольких пленников бросали за борт на съедение акулам. Задобренные таким образом хищники, считали самоанцы, в дальнейшем не тронут тех, кто будет плавать на этой пироге. Финикийцы и народы Востока кропили борта но¬вого судна кровью только что заколотых пиками красавиц девушек-рабынь. Римляне при спуске своих судов приносили в жертву пленных пиратов. Более гуманными в этом отношении были греки. Они, правда, тоже использовали для обряда освящения кровь, но не человеческую, а молодых барашков.
В Средневековье неизменным атрибутом освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Именно так освящали суда, участвовавшие в плавании Христофора Колумба. Хроники сообщают, например, что в 1418 году в Саутгемптоне (Англия) королевский корабль освящал сам епископ. Обряд освящения судна всегда обставлялся весьма пышно — королевский сановник, которому преподносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля. Затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце XVII века выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого на воду судна бутылку с вином. Эта церемония сохранилась до наших дней, и по примеру Франции для этого стали использовать шампанское, которое как бы символизирует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной.
По традиции бутылку шампанского о форштевень судна разбивает женщина. Обычно это жена какого-либо высокопоставленного лица, реже известная артистка, кинозвезда или общественный деятель.
Крестная мать «Апостола Андрея» Пономарева Лариса Николаевна, первый зам председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Чукотского АО.
Капитаны судов будут беречь пробки как зеницу ока. Это амулет, охраняющий корабль от беды.
В Турции принято кропить вновь построенное судно заранее освященной водой. Иранцы используют для этого речную воду либо окропляют спусковые салазки кровью жертвенного ягненка. Арабам для этой же цели служит вода из святого источника в Мекке. Для кропления фруктовозов датчане пользуются апельсиновым соком, а для рефрижераторов — кусочками льда. В Японии судно, спускаемое на воду, украшают множеством цветных лент и воздушными шарами, а в разгар церемонии освобождают из неволи голубей и устраивают настоящий дождь из конфет.
В Российском императорском флоте при спуске корабля служили торжественный молебен в присутствии высокопоставленных государственных сановников, генералов и адмиралов, а иногда и самого царя. В нашем случае роль императоров исполнили кураторы проекта Роман Копин, губернатор Чукотского автономного округа, и Артур Николаевич Чилингаров.
Кураторы проекта Губернатор Чукотского АО Роман Копин и Артур Николаевич Чилингаров, представители Карельской и Чукотской епархий.
Фото: Виктор Васенин, «Российская газета»
За работу корабелам пожалован серебряный кубок.
Спуск корабля на воду
Спуск корабля на воду – впечатляющее и удивительное зрелище, имеющее интересную многовековую историю. Каким смыслом наделяли ритуал первой встречи корабля с водной стихией наши предки и какие его отголоски можно встретить в церемониях сегодняшних дней?
Кровь и вино – из истории в современность
О традиции во время спуска корабля на воду разбивать о борт судна бутылку с шампанским «на удачу», знают многие. Но мало кто знает, что изначально этот ритуал проводили с задействованием другого алкогольного напитка – вина. Красное вино во все времена символизировало кровь и жертвоприношение. Омывая символической «кровью» борт судна, моряки таким образом преследовали цель «оживить» фигуру, которая поддерживает выступающий вперед с носа судна брус.
Кровавый ритуал средневековья
Традиция омывать дорогу «кровью» ведет свою историю со времен викингов.
Средневековые скандинавские мореходы считали, что ублажить мрачных богов морей можно лишь принеся им в жертву человеческую кровь. Для этой цели к спусковой дорожке каждого судна, отправлявшегося в путь, они привязывали пленников.
Такая же варварская традиция встречалась и у народов, проживавших на островах Таити, Тонга и Фиджи. Только в этом случае жертв привязывали не дорожке, а к бревнам, выполняющим функцию катков. «Кровавое крещение» сопровождало любые походы и спуски боевых каноэ на воду.
Ритуал с жертвоприношением при спуске на воду военных кораблей был призван не только задобрить богов водной стихии, но и придать уверенности морякам, которые еще даже до встречи с врагом получают возможность «почувствовать запах крови». Часто после этого головы жертв закрепляли на корме.
Упоминания об этот кровавой традиции встречаются еще в источниках, датируемых 1784 годом. Они описывают события в графстве Триполи и в частности спуск военного корабля на воду, к носовой части судна которого был привязан один из рабов.
Альтернатива жертвоприношениям людей
Со времен распространения христианства традиция приобрела менее «кровожадные нотки». Жертвоприношение стало бескровным. Церемония сопровождалась «всего лишь» избиением и принудительным купанием подмастерьев, работающих на суднах корабельными плотниками.
Спуск корабля на воду не обходился без обязательной процедуры – выбивание клиньев из-под пусковых салазок. Эту опасную работу в основном поручали выполнять людям, дальнейшая судьба которых уже была предопределена – преступникам. За работу «под днищем» они получали вознаграждение в виде внушительных порций грога. Захмелевшие работники во время выбивания клиньев громогласно распевали песни.
Как считалось в те времена крепкий ром, громкая музыка способны радовать не только живых, но и умерших. А чтобы задобрить богов водной стихии моряки заливали палубу кровью жертвенных животных: черных коз и овец, либо же белых кур и петухов.
Со временем и от этого языческого обряда отказались, заменив пролитие крови жертвенных животных омовением бортов красным вином.
Вплоть до конца 17-го века повсеместно проводили ритуал спуска корабля на воду, сопровождавшийся омовением носа корабля вином, пролитым из серебряного кубка. В завершение ритуала кубок выбрасывали в море, как дар верховному морскому богу Посейдону. Ритуал обходился «в копеечку», а потому со временем кубок из серебра был заменен на стеклянную тару. Достоверно известно, что в первый раз разбили бутылку о переднюю часть корабля в 1699 году.
Вино – не единственный напиток, используемый для омовения в момент спуска корабля на воду. К примеру, судна миссионеров в Индии «крестились» молоком неспелых кокосовых орехов. Турецкие корабли – дождевой водой, а рыболовные судна – рыбьим жиром.
В 20-е годы прошлого столетия, когда в США действовал национальный запрет на производство и продажу алкоголя, именуемый как «сухой закон», во время традиционного ритуала стали использовать имбирное пиво.
Церемония «крещения» судна
Рождение нового судна было связано и с праздничными церемониями. К примеру, в древней Греции отправляемое в первый путь судно украшали пышными гирляндами живых цветов, а палубы устилали ветвями с лавровыми листьями.
Во время празднования играла веселая музыка, звучали стихи. Используя красноречие и рифму, участники торжества обращались к Афине Палладе и Нептуну с тем, чтобы они защитили новое судно от опасностей и невзгод.
С 15-го столетия в странах Европы церемонию «крещения» кораблей возглавляли исключительно титулованные особы: герцоги, принцы и короли. Обряд заключался в том, чтобы, испив из кубка, нужно было разлить оставшееся вино по палубе, произнеся фразу «Нарекаю тебя именем…Да благословит Бог тебя и всех, кто будет с тобой плавать!»
Залог успешного начала
Процесс спуска корабля на воду нередко включает как курьезные, так и печальные моменты. Так в 19-м веке широкое распространение получило веяние назначать для судна «крестную мать». Удостоившаяся сего звания барышня должна была разбить бутылку в момент набирания судном разбега по спусковым дорожкам стапеля и дать благословение.
С этим обрядом была связана одна забавная история, случившаяся с принцессой, назначенной «крестной». Девушка не рассчитала собственные силы и вместо того, чтобы разбить бутылку о борт судна, проделала это, но о голову почетного гостя торжества.
С тех пор бутылку стали фиксировать веревкой к носовой части корабля. А вот предписание укутывать бутылку в сетчатый кокон появилось после того, как осколки разбивавшихся вдребезги бутылок неоднократно ранили участников церемонии и стоявших в первых рядах зрителей.
С обрядом спуска корабля на воду связано множество суеверий:
Пробку от бутылки, разбившейся во время церемонии, принято в дальнейшем хранить в капитанской рубке. Ее размещают в паре с портретом «крестной», используя как амулет, оберегающий от несчастья.
Существует негласное правило, что судно должно плавно погрузиться в водную гладь. Наглядным подтверждением тому является один из самых неудачных спусков корабля на воду – британского трансатлантического парохода «Титаник». Хоть для смазки направляющих сходней и задействовали 23 тонны жира, но в момент спуска одно из бревен вылетело, убив стоявшего рядом человека. К сожалению, никто не принял во внимание дурное предзнаменование.