ритуал приветствия для подростков
Статья «Ритуалы приветствия и прощания для тренниговых занятий»
Прощание с группой
Описание упражнения : Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
Психологический смысл упражнения : Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“ Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Я сегодня вот такой»
В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Ирина Николаевна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Игра «Поздоровайся радостно » или Игра «Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься»
Игра «Здороваемся необычно»
Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
Игра « Волшебный клубок»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.
Завершить можно этим же упражнением. Дети должны поблагодарить друг друга за занятие и сделать комплимент по его итогам.
«Привет! Как твои дела?»
Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно.
Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно»
Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.
Приветствия и другие упражнения для начала тренинга
Приветствие – неотъемлемая часть общения с людьми, а в тренинге и вовсе обязательный зачин. От того, каким образом в нем будет сказано первое «здравствуйте», зависит, возникнет ли доверие и взаимопонимание в группе, смогут ли ее участники адаптироваться в новой среде и включиться в работу.
Способы приветствий
Порядок выполнения упражнений может быть разным. В малочисленных группах приветствия передают по общему кругу. Большую аудиторию объединяют в малые команды, каждый участник которой по очереди приветствует остальных.
На первом занятии
Затем каждый участник по очереди произносит свое имя – как ему нравится, и демонстрирует жест руками. Остальные хором называют его и приветствуют, копируя движение рук.
Парное интервью. Разные вариации этого упражнения помогают узнать интересы товарищей по обучению и сократить дистанцию между ними.
Вариант 1. Участники объединяются в пары (можно по принципу «карусели») и расспрашивают товарища о том, что он рассчитывают получить от участия в тренинге, какие свои качества ценит, что у него лучше всего получается, что он любит, какие у него устремления, предмет его гордости, о чем никому не рассказывает.
Затем один из пары усаживается на стул, а второй, стоя у него за спиной, «играет» его – рассказывает о партнере от первого лица (по 1 минуте). Остальные могут задавать уточняющие вопросы стоящему. По окончании каждого выступления тренер уточняет у сидящего – верно ли угадал ответы «двойник», и просит описать чувства, испытанные во время высказываний партнера.
В течение 1,5 минуты участники общаются между собой (в паре), изучая интересы товарища по обучению и пытаясь найти между собой что-то общее. Затем каждый выходит к доске, соединяет свое имя с именем партнера линией, записывает над ней слово, обозначающее общий интерес (например, оба играют в футбол). Желательно провести 3-4 раунда общения.
«Здравствуй, ты представляешь…» С этой фразы можно начать приветствие на тренинге для сотрудников одной организации – она отлично снижает уровень сопротивления. Пускай каждый по очереди обратиться с ней к своему соседу, описывая какой-нибудь связанный с работой занимательный и забавный эпизод.
«Мое герб». Упражнение на самопрезентацию участников – также неплохой и достаточно показательный вариант начала корпоративного тренинга.
Все обучаемые получают по листу бумаги (А4) – его нужно разделить на 4 части и заполнить каждую символами, которые будут обозначать ответы на 4 вопроса:
Излагать свои мысли нужно с помощью сочетаний различных символов, эмблем, фигур, предметов и прочих опознавательных знаков, которые, по мнению каждого конкретного участника, лучше всего выражают его особенности.
По окончании творческой части упражнения (а она займет не более 10 минут) участники берут готовые плакаты и расходятся по аудитории – чтобы представиться и рассказать о себе и своем гербе партнерам по обучению.
По завершению все рисунки размещаются на доске.
«Барахолка». Вполне обычные на вид предметы помогут получить первое впечатление друг о друге. Каждый участник выбирает один предмет из набора (слайд), предложенного ведущим.
Затем по очереди называет свое имя и выбранный предмет, и отвечает на вопросы:
Многонациональный привет. Здесь много места фантазии.
Совсем юным и молодым участникам можно предложить стать в круг и разделиться на 3 равные группы – «европейцы», «японцы», «африканцы». Далее представители каждой этнической группы по одному обходят круг и приветствуют другие народности своим способом:
Более зрелую возрастную группу можно взбодрить приветствиями на разных языках. К этому моменту тренеру нужно подготовиться заранее, и написать карточки с подсказками.
Каждый член группы тянет карточку и приветствует своих соседей слева и справа на иностранном языке. Можно выполнить упражнение и в другом режиме – участники тренинга свободно бродят по аудитории, здороваются за руку и произносят выпавшее приветствие.
Необычные рукопожатия. Типичный способ приветствия деловых людей в тренинге имеет много модификаций. Можно предложить членам группы:
Локотки, коленки, поцелуи. В группе знакомых между собой участников простое русское пожатие рук можно дополнить взаимным касанием:
Если позволяет программа дня и целевая аудитория, можно задать «карнавальное» настроение и продолжить приветствие:
После упражнения желательно выяснить, как изменилось эмоциональное состояние членов группы.
Пожелание на сегодняшний день. Стоя в кругу, участники бросают мяч тому, кому хотят что-то пожелать, и высказывают свое пожелание – короткое, в одно слово. Важно, чтобы мяч «облетел» всех.
В последующие дни
Во второй (а в больших группах – и в третий) день командной работы участники продолжают узнавать друг о друге все новые сведения. В группе устанавливаются более доверительные отношения. Самое время вспомнить имена всех присутствующих и то, что происходило на первом занятии – чтобы усилить групповую сплоченность.
«Здравствуй, уважаемый…» Этими словами, с улыбкой и чувством радости, первый участник обращается к соседу справа, называет его по имени, и дополняет приветствие любым движением. А тот приветствует и называет уже своего соседа с правой стороны, повторяет жест предыдущего участника, и дополняет его своим, и так по кругу.
«Кто говорит?». Выбирается доброволец, который становится спиной к группе. Остальные свободно расходятся по залу в разных направлениях, и по очереди задают ему любые интересующие вопросы. Тот по голосу узнает говорящего – называет его имя, и отвечает на вопрос. Это упражнение целесообразно, когда все имена уже выучены.
Хорошо знакомым участникам можно предложить угадать друг друга по рукопожатию. Водящий игрок усаживается в центре, закрывает глаза, кладет руки на колени раскрытыми ладонями вверх. Остальные подходят к нему в свободно порядке, кладут руки ему на ладони. Задача добровольца не из легких – узнать, чья рука.
«Поймай мяч». Группа вместе с ведущим становятся в круг. Тренер «держит» в руках воображаемый мяч; демонстрируя его вес и размеры, перебрасывает кому-то из участников, приветствуя его и называя по имени: «Привет, Таня, поймай мой мяч!». Поймав мяч, Таня бросает его товарищу: «Привет, Миша, лови мой мяч», а тот передает дальше.
Когда мяч побывает у каждого, участники начинают «перебрасывать» друг другу разные предметы – конфету, горячую картошку, апельсин, шоколадный батончик и пр. По характеру выбранного объекта вполне можно судить об отношении участников друг к другу. Важно, чтобы движения бросающего и ловящего соответствовали называемому предмету.
Таким образом, упражнения на приветствие помогают участникам тренинга познакомиться, разговориться и немного раскрыться – насколько они сами того желают. Тем самым они, помимо прямого предназначения, развивают некоторые важные навыки, в частности коммуникабельные. А если еще кого-то или что-то изображать надо – способствуют активизации навыков креативности и подключению «творческого» полушария. Возможность задавать вопросы побуждает быть внимательными друг к другу. Сближаясь, расслабляясь и настраиваясь на творческую волну, участники обучения «разминают» мозги и заряжают «батарейки», настраиваясь на плодотворную работу.
«Я САМ»
Психологическая программа для подростков
Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания. Развивается самосознание, уровень самоуважения и самоконтроля. Именно в данный период подростки нуждаются в понимании, помощи старшего друга. Чтобы стать взрослыми, они пытаются выстроить себя, свой образ. Но, к сожалению, не всем подросткам удается создать позитивное представление о себе. Данная программа поможет это сделать.
Цель: создать условия для формирования позитивного образа через самосознание и саморегуляцию.
1. Создать условия для самовыражения подростков.
2. Сформировать воображение через сочинение свободных рассказов.
3. Развить способность принимать и передавать информацию через развитие устной и письменной речи.
4. Создать условия для успешной деятельности, как главного мотива к обучению.
5. Создать условия для самораскрытия и понимания другого.
6. Сформировать способность к саморегуляции через самосознание.
7. Развить коммуникативные способности.
1. Занятия проводятся в форме тренинга 1–2 раза в неделю продолжительностью не более 30–40 минут.
2. Следует избегать использования средств и методов, дублирующих школьную программу.
3. Привлечь к групповой работе классного руководителя.
4. Провести не менее 5–10 занятий, в зависимости от успешности подростков.
Упражнение «Слава богу, ты пришел, потому что. »
Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что. » – и объясняет причину своей радости.
Упражнение «Расширение зоны»
Каждый по очереди пытается рассказать, в чем особенность того или иного участника группы. Затем тот, о ком говорили, добавляет свою информацию о себе.
Обсуждение чувств, которые подростки испытывали при этом упражнении.
Знакомство с правилами
Правила групповой работы:
2. Не говорить друг о друге плохо.
3. Не перебивать и слушать друг друга.
4. Подводить итоги после каждого занятия.
5. Не выносить сор из избы.
6. Быть откровенными в выражении чувств.
7. Быть активными в работе.
8. Поддерживать друг друга.
Упражнение «Внимание – опасность!»
Подростки двигаются по залу хаотично. Ведущий (эту роль исполняет психолог или кто-либо из участников) объявляет: «Внимание, опасность!» Все должны сгруппироваться как можно теснее, чтобы спастись. Вместе легче выжить.
– Что получилось, что было трудно и почему?
– Чувства, которые испытывали.
Все встают в круг, протягивают правую руку для общего рукопожатия и говорят: «Мы вместе!»
Упражнение «А ты с какой планеты?»
Подростки хаотично двигаются по комнате (залу), при этом стараются выяснить, кто с какой планеты прилетел. Тот, кого спрашивают, придумывает легенду и отвечает согласно ей (развиваются воображение, речь, коммуникативные способности).
Упражнение на развитие речи
1. Выбрать любые 2 слова, которые никоим образом не связаны между собой по смыслу.
2. В течение 5 минут написать 3 предложения, в которых эти слова связать по смыслу.
3. Объединиться в группы не более 4 человек.
4. В течение 5 минут составить общий рассказ, дать ему название.
5. Всем представить свой рассказ.
6. Выбрать лучший рассказ (самый интересный, логически выстроенный).
Обсуждение по следующим критериям:
– Кто дружно работал в группе.
– Кто был более активен.
– Кому было неинтересно и почему.
– Обсудить чувства, которые испытывали подростки.
Двигаясь в хаотичном движении, подростки стараются объяснить как можно большему количеству участников, почему жизнь хороша: «Представляешь, жизнь хороша, потому что. ».
В хаотичном движении подростки стараются собрать как можно больше комплиментов от участников группы: «Скажи мне, чем я хорош?»
1. Психолог объясняет, что подростки должны написать письмо себе, любимому. В нем должно быть как можно больше положительных суждений о себе. Если участник затрудняется, психолог вместе с другими членами группы помогает ему найти в себе положительные качества (10 мин.).
2. Все письма положить в центр круга, чистой стороной вверх, перемешать.
3. Затем участники садятся в круг, берут первое попавшееся письмо и читают.
4. Участники должны отгадать, чье это письмо.
5. Если оно получилось очень короткое, сухое, то можно добавить что-нибудь.
Цель данного упражнения – вызвать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому.
Психолог обсуждает с подростками чувства, которые испытывали участники при зачитывании писем, и почему они возникали.
Подростки сидят в круге, каждый по очереди говорит, что интересного он узнал о соседе справа, и при этом прощается так, как считает нужным, — хлопает по плечу, гладит по голове, просто говорит «пока».
Подростки говорят о себе что-то положительное, остальные добавляют: «Я очень хорошо пеку пироги». Подростки по желанию добавляют: «Знаем, но ты еще и умница!» и пр.
Подростки в течение 10 минут должны подготовить объявление в газету в рубрику «Ищу друга». После того как все напишут, они должны его презентовать. Все внимательно слушают друг друга и выбирают самое интересное объявление, которое соберет больше всего друзей.
Обсуждение того, что получилось, что не получилось, в чем было затруднение и почему. Какие чувства при этом испытывали.
Подростки двигаются хаотично по комнате (залу), при этом стараются сказать как можно большему количеству участников «Ты мой друг» и пожать руку. Кто соберет больше рукопожатий, тот и выиграл.
Обсудить чувства. Тот, кто собрал меньше всего рукопожатий, получает их от всех еще раз.
Подростки становятся в круг. Каждый представляет себя, называя свое имя и качество, которым он гордится, либо что-то изображает, чтобы всех удивить.
Дискуссия «Моя уникальность»
Психолог обсуждает с подростками, что такое уникальность человека, в чем она выражается, чем можно отличаться от других.
Стараться вывести подростков на разговор о положительных поступках, которые их развивают как личность.
Подростки по очереди говорят, чем они отличаются от других, за что их нужно уважать и за что они сами себя уважают. Остальные могут добавлять свое мнение.
Упражнение «А вы слышали?»
Подростки в течение 5 минут составляют о себе резюме, но такое, чтобы оно всех приятно удивило (можно фантазировать). Затем по очереди рассказывают всем.
Выбрать самое интересное сообщение. Обсудить чувства.
Упражнение «А вы видели?»
Подростки в течение 5 минут готовят самопрезентацию, которая может показать их с неожиданной стороны. Это может быть песня, сценка, стишок собственного сочинения и прочее. Можно использовать помощь группы.
Обсудить чувства, которые испытывали во время занятия, а также обсудить, что получилось, что не получилось, кто чем удивил.
Просто сказать: «До скорой встречи!»
Подростки по очереди здороваются с участниками группы и хвастаются тем, что они умеют хорошо делать.
Ребята должны взять чистый лист бумаги, разделить его на три части и подписать:
В течение 10 минут заполняют эту таблицу, затем пишут, чья помощь им нужна, если они испытывают затруднения, что им мешает, чтобы что-то делать. После того как все справятся с заданием, зачитывают полученное вслух.
Упражнение на снятие напряжения «Ай да он!»
По кругу каждый говорит каждому что-то приятное.
Подвести итоги занятия. Обсудить чувства.
Встать в круг, всем по очереди приветствовать друг друга, но при этом смотреть в глаза, двигаясь навстречу.
Психолог объясняет подросткам, что эмоции сдерживать трудно, иногда это может привести к проблемам в поведении. Понять свои чувства и чувства других им поможет «Таблица претензий». Подростки заполняют таблицу.
Заполнив таблицу, участники отвечают на следующие вопросы:
1. Что они готовы сделать по преодолению негативных чувств?
2. Готовы ли они простить того, кто их обидел? Можно ли простить другого, если понять его чувства?
Если подростки не готовы простить, то необходимо ознакомить их с техникой прощения по следующим этапам:
1. Инвентаризация чувств (какие чувства испытывает подросток в результате обиды, перечислить их).
2. Помочь осознать эти чувства (представить ситуацию через три канала восприятия — слышу, вижу, чувствую).
3. Помочь проанализировать, что меняется в их жизни.
4. Описать качества обидчика (что он из себя представляет).
5. Описать его чувства (предположительно).
6. Предположить причину его поступка.
7. Найти свою схожесть с обидчиком.
8. Помочь увидеть, в чем у них общие интересы, можно ли подружиться с обидчиком.
9. Что подросток готов сделать, чтобы снять напряжение.
Психолог дает возможность всем желающим обсудить свои случаи.
Подведение итогов. Обсуждение чувств.
Передавать по кругу зажженную свечу со словами прощения себя и другого: «Прошу прощения у. и сам себя прощаю».
Подростки садятся в круг, и каждый по очереди здоровается с соседом справа: «Здравствуй, я рад тебя видеть».
Заключение контракта с самим собой
Участники заполняют таблицу личностных изменений:
Перечень качеств, которые необходимо изменить | Обязательства к изменению | Сроки исполнения обязательств |
Подпись подростка _____________
Подпись психолога _____________
Подпись родителей _____________
Описание проблем, которые возникли во время заполнения контракта или во время заключения его ___________________________________________________________________
Провести обсуждение задания. Обсудить чувства.
Подростки садятся в круг. Каждый по очереди встает, подходит к любому присутствующему и говорит ему: «Все будет хорошо. Верь!»
Ребята хаотично двигаются по залу (комнате). Ищут себе пару или тройку. В течение 2–3 минут находят что-то общее в группе. По сигналу психолога каждая группа рассказывает о себе.
Психолог задает вопрос: «Что такое самооценка, из чего она складывается?» Предоставляет возможность участникам предположить, какая у них самооценка. Проводит диагностику по определению уровня самооценки (по любой методике на выбор). По результатам диагностики психолог подводит итоги.
В течение одной минуты подростки по очереди говорят о себе только хорошее. Если кто-то затрудняется, остальные помогают.
Обсуждение чувств, затруднений.
Упражнение «Спасибо за. »
Подростки должны в течение одной минуты сказать «спасибо» за то, что они находят в себе хорошего, конкретным людям, например: «Спасибо маме за то, что у меня красивые глаза. »
Упражнение «Круг доброжелателей»
Участники говорят каждому по очереди только хорошее.
Подвести общий итог по всем занятиям: что полезного узнали подростки о себе и других. Обсудить чувства.
Всем встать в тесный круг. Стоять и раскачиваться с закрытыми глазами, при этом мысленно желать всем самого лучшего.
Необходимые материалы: запись веселой музыки; чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши, любая методика по определению уровня самооценки.
Психолог говорит подросткам, что они уже расстаются, поэтому, чтобы у каждого осталась память о группе и друг о друге, они должны сделать два подарка — группе (останется у психолога) и одному участнику. Чтобы выбрать участника, которому подросток будет делать подарок, надо написать все имена членов группы, перемешать их. Ребята по очереди будут вытягивать имя того, кому они сделают подарок.
После того как подарки будут сделаны, они торжественно вручаются. В заключение можно спеть песню, взять автографы друг у друга. В этот день должна играть задорная музыка для поднятия настроения.
Любовь ЗУСМАНОВИЧ,
педагог-психолог,
ЦО «Гамма» № 1404,
г. Москва
Тренинг для подростков «Как научиться эффективно общаться (уроки общения для младших подростков 10-11 лет)».
Тренинг для подростков
«Как научиться эффективно общаться
(уроки общения для младших подростков 10-11 лет)».
Занятие 1. «Общение в жизни человека». (1,5 часа).
Цель: сплочение, создание положительного настроения на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
1) знакомство участников;
2) знакомство с целями курса занятий, проведение беседы о значении общения в жизни человека;
3) создание заинтересованности в занятиях на тренингах;
4) принятие правил проведения занятий.
5) подъем положительных эмоций через игровое взаимодействие с собой и другими.
• бэйджики или карточки с именами участников, мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с написанными на нем правилами группы.
Психолог обращается к участникам тренинга:
— Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди (по кругу) скажет «Здравствуйте» и назовет свое имя, а также одно из своих реальных хобби или увлечений, а затем в нескольких словах попробует объяснить, почему ему так нравится свое увлечение. Давайте начнем с меня. Здравствуйте, меня зовут Светлана. Я люблю психологию – науку о душе, потому что мне очень интересно, как устроена моя душа и души других людей. Изучать психологию – мое хобби. Поэтому я выбрала психологию своей профессией.
Дальше все участники по одному здороваются со всеми, после этого называют свое имя и свое увлечение, объясняя остальным, почему это им нравится.
Знакомство с целями курса занятий, проведение беседы о значении общения в жизни человека.
Психолог знакомит ребят с особенностями занятий:
— На занятиях мы будем учиться общению, получая от этого не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
— Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
— Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего и для кого это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Психолог предлагает обсудить правила, написанные на плакате, повешенном у доски.
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Закон «микрофона» (говорит только тот, у кого в руках микрофон). В качестве микрофона может выступать ручка, фломастер или игрушка.
3. Внимательность к говорящему человеку.
4. Доверие друг к другу.
5. Недопустимость насмешек.
6. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
7. Право каждого на свое мнение.
1) Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение не всегда нас радует и довольно часто доставляет нам неприятности.
— Задумывались ли вы, почему это происходит?
— Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения.
— В ссорах люди чаще обвиняют других. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, если ты сам этого захочешь. Для этого нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
2) Упражнение «Я рад общаться с тобой». Предложить каждому протянуть другому руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Делимся впечатлениями о занятии.
— Что понравилось? Что хотели бы изменить в себе?
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 2. «Почему люди ссорятся, или из конфликта без потерь».
познакомить с понятием «конфликт»;
определить особенности поведения в конфликтной ситуации;
обучить способам выхода из конфликтной ситуации;
снизить уровень конфликтности подростков.
• мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами, соблюдение которых помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
Повторение правил группы.
— Ребята, давайте повторим с вами правила нашей группы.
Психолог предлагает ребятам по очереди зачитать правила, написанные на плакате.
1) Беседа о конфликте.
Ведущий задает вопрос всем участникам: «Почему люди ссорятся?»
Всем предлагается подумать 3 минуты. Затем все варианты ответов записываются на доске.
— He владеют своими эмоциями.
— He принимают чужого мнения.
— Не считаются с правами других.
— Пытаются во всем доминировать.
— Не умеют слушать других.
— Хотят умышленно обидеть друг друга.
Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Сейчас мы выполним с вами несколько упражнений, а потом обсудим то, что вы чувствовали во время их выполнения. Выполнять упражнения будем в парах.
2) Упражнение «Разожми кулак».
Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.
3) Упражнение «Толкалки без слов».
Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.
4) Упражнение «Да и нет».
Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе позицию «да» или «нет». Вслух произносить можно только это. Необходимо убедить партнера поменять позицию на противоположную.
5) После игр проводится обмен мнениями:
— Какие испытывали эмоции?
— Было ли ощущение напряжения и раздражения?
— Как тебе удобнее спорить — произнося слово «да» или произнося слово «нет»?
— Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию?
— Что помогло избежать конфликта?
4. Обучение выходу из конфликта.
Прежде чем перейти к обучению участников способам выхода из конфликтных ситуаций, желательно предоставить им возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов.
На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске.
Возле доски вешается плакат с правилами поведения во время конфликтной ситуации:
«Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
1) Выслушать спокойно все претензии партнера.
2) На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
3) Попытаться убедить партнера говорить конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
4) Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
5) Извиниться, если в чем-то действительно не прав».
Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.
Правила на плакате зачитываются вслух и обсуждаются между участниками.
— Можно ли постоянно контролировать свое состояние?
— Как вы думаете, сможете вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?
— Что для вас было самым трудным на занятии?
Подумайте над высказыванием и постарайтесь его объяснить:
«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 3. « Как правильно дружить , или ласковое слово и кошке приятно».
развивать коммуникативные навыки;
вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость;
развивать положительную самооценку.
• мягкая игрушка в качестве микрофона, плакат с правилами дружбы, листы бумаги и карандаши по числу участников.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
1) Беседа «Как правильно дружить».
В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы».
Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищем.
Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
Не ссорься, не спорь по пустякам; общайся дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
2) Упражнение «Комплимент».
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия «Комплимента»: 1) обращение к партнеру по имени и 2) сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
— Тебе понравилось слышать приятные слова в свой адрес? А говорить комплименты другим?
— Что ты при этом чувствовал в том и другом случае?
3) Игра «Рецепт «приготовления» друга».
В этом упражнении дети узнают больше друг о друге. Упражнение проводится в парах. При этом они могут спрашивать друг друга о чем угодно: о внешнем облике своего партнера, его пристрастиях, чертах характера. В конце игры каждый ребенок должен написать своего рода рецепт на «приготовление» своего партнера. Естественно, текст и его оформление определяются возрастом и уровнем индивидуального развития каждого ребенка в классе. Возможно, некоторые дети смогут описать только внешний облик своего партнера по игре, более зрелые дети, возможно, проявят интерес к его психологическим характеристикам. Может быть, не всем удастся точно следовать стилистической форме рецепта. Все эти отклонения вполне допустимы.
Инструкция: разбейтесь на пары. Выберите каждый себе такого партнера, которого вы еще недостаточно хорошо знаете. Сначала вы можете немного рассказать друг другу о себе. Спросите своего партнера, как тот себя сегодня чувствует, о чем он думает. Выясните, что он любит есть, с кем он предпочитает играть, какую одежду любит носить, какие игры ему нравятся, где он обычно гуляет. Когда вы наберете достаточно информации друг о друге, то возьмите, пожалуйста, по листу бумаги и выпишите рецепт со всеми необходимыми ингредиентами, необходимыми для «приготовления» такого вот друга. Например, это может выглядеть вот так.
Рецепт для приготовления Александра.
— рыжие волосы средней длины;
— один большой вечно улыбающийся рот;
— 28 блестящих красивых зубов;
— одно сильное стройное тело;
— одна пара ковбойских сапог.
Причеши волосы и сделай посередине ровный пробор, волосы должны равномерно спадать в обе стороны. Затем обеими руками нужно навести максимальный беспорядок на голове. Лицо надо повернуть к солнцу, чтобы глаза сверкали ярче. Рот должен широко улыбаться. Не забудь сразу же надеть ковбойские сапоги, иначе ты никогда не получишь настоящего Александра. Теперь собери 28 больших зерен белого риса и воткни их по кругу под носом. Сомкни их покрепче и сам улыбнись пошире, потому что Александру это нравится.
Когда вы оба напишете свои рецепты, зачитайте их друг другу.
По завершении процедуры предложите детям сесть в общий круг. Желательно, чтобы они не сидели рядом с теми детьми, с которыми только что работали. Часть детей может зачитать свои рецепты, а остальные должны будут угадать, о ком идет речь. После этого каждый ученик отдает свой рецепт партнеру.
— Что нового ты узнал о своем партнере?
— Тебе понравился рецепт, написанный для «приготовления» тебя?
— Что в твоем рецепте оказалось самым важным для тебя?
— Какой рецепт тебе понравился больше всего?
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 4. « Наши сходства и различия ».
развивать навыки взаимодействия в группе;
развивать навыки самопознания и восприятия себя и других;
создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие в тренинговой группе.
• мягкая игрушка в качестве микрофона, листы бумаги и карандаши по числу участников.
Дети сидят по кругу.
— Начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.
1) Беседа «Наши сходства и различия».
Ведущий задает вопрос всем участникам:
— Как вы считаете, люди похожи друг на друга? А чем они могут быть похожи? (характером, стилем жизни, манерой поведения, общими взглядами, тем, что живут на планете Земля и т.д.)
— В то же время, этим же самым люди могут друг от друга отличаться (разные характеры, разные взгляды и т.д.)
— Как вы думаете, с какими людьми проще общаться – с теми, кто похож на вас или с теми, кто от вас сильно отличается? С кем легче найти общий язык?
— А хотели бы вы, чтобы все люди были друг на друга похожи и во всем всегда понимали друг друга? Не было бы скучно жить в таком мире?
— А что будет, если все люди станут настолько разными и непохожими друг на друга, что у них не найдется ничего общего? Представьте себе это. Смогут ли они тогда общаться между собой, что-то делать вместе?
Психолог подводит ребят к выводу, что все мы в чем-то похожи друг на друга, а в чем-то сильно отличаемся. И это хорошо, потому что каждый человек – это маленькая вселенная, со своими особенностями и индивидуальными качествами. Очень здорово в чем-то быть похожим на других, а в чем-то дополнять их.
2) Упражнение «Все мы чем-то похожи. »
В ходе этой игры очень красиво проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительных детей.
Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе. Покажите им, что вы искренне заинтересованы в этом, разместив в классе получившиеся в результате игры списки и возвращаясь время от времени к тому общему, что дети обнаружили у себя и других.
Инструкция. Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра. », «У каждого из нас ее мягкая игрушка. », «Любимый цвет каждого из нас — синий. «У каждого из нас мама ходит на работу. », «Мы все очень любим макароны. », «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает», «В каникулы мы все любим ездить на море. » и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.
— Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
— Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
— Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в классе?
— Как вы работали в своей команде?
— Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
3) Упражнение «Ролевая гимнастика».
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению поведенческого репертуара подростков.
Психолог обращается к подросткам:
— Мы сами можем выполнять одни и те же вещи по-разному, т.е. быть разными в разных ситуациях. Давайте попробуем в этом убедиться.
Психолог предлагает подросткам:
А) Рассказать известное стихотворение следующим образом:
— с пулеметной скоростью;
— со скоростью улитки;
— наездник на лошади;
— Каким образом тебе понравилось рассказывать и слушать стихотворение?
— А каким образом тебе понравилось ходить, сидеть, хмуриться и улыбаться?
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 5. «Как сделать так, чтобы тебя поняли без слов».
создать положительное настроение на дальнейшее продолжительное взаимодействие и сплочение тренинговой группы;
развивать невербальные навыки общения, учиться познавать себя через восприятие другого;
развивать творческие способности.
• мягкая игрушка в качестве микрофона.
1) Беседа «Как можно общаться без слов».
Психолог обсуждает с подростками, с помощью каких средств можно общаться с другими людьми. Обычно ребята сразу же называют речь. Психолог спрашивает их, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жестов, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая произведения. Можно попросить детей дома попробовать угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку, а на следующей встрече поделиться своими впечатлениями.
2) Упражнение «Что я люблю делать. »
В этом упражнении дети имеют возможность рассказать что-нибудь о себе, проявив при этом оригинальность и артистизм. Поскольку игра построена на принципе отгадывания, она нравится детям и развивает их любознательность.
Часто дети младшего школьного возраста — гениальные актеры. В этом упражнении вы можете задействовать эту их склонность, одновременно создавая для остальных ситуацию загадки. Однако не у всех детей в равной мере развиты артистические наклонности, поэтому очень важно, чтобы участие в игре было только добровольным. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы дети начали высказывать свои предположения лишь после того, как выступающий ребенок завершил свою пантомиму.
Инструкция: Мне хочется, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я хочу предложить вам следующую игру. Один из нас выберет что-то, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам это. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, поблагодарив нас за внимание, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно. После обсуждения будет выступать следующий. Давайте выступать начну я.
— Из выступлений каких детей тебе удалось понять, что они любят делать?
— Кто из детей любит делать то же, что и ты сам?
— Кто удивил тебя своими увлечениями?
— Трудно ли было объяснять что-либо другим без слов?
— Трудно ли было тебе отгадывать?
3) Упражнение «Через стекло».
Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.
Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора им можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне, пожалуйста, стакан воды, я очень хочу пить» и т.п., или дети сами придумают свое сообщение. Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было объяснять жестами то, что ты хотел сказать? А легко ли было понять то, что изображал жестами другой? Что было легче?
— Что больше всего тебе понравилось в этих упражнениях?
— Что нового ты сегодня узнал?
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг к другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».
Занятие 6. «Мои положительные качества».
сформировать чувство уверенности в себе, повысить самооценку, помочь каждому участнику осознать себя в новом качестве;
научить гармонично воспринимать самого себя и других в общении;
проработать положительные модели поведения в общении.
• мягкая игрушка в качестве микрофона, карточки с названием сказочных персонажей, сумочка и зеркальце.
1. Ритуал приветствия.
1) Беседа на тему «Мои положительные качества».
2) Упражнение «Посмотри на хорошего человека».
Участники интригуются словами психолога о том, что у него в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Потом участникам предлагается отгадать, чей это портрет. После того, как все предположения и аргументация иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные подростки раньше времени не догадались, чей портрет там изображен. Получится, что каждый из участников увидит собственное отражение в зеркале, а значит, самого себя.
— Кто согласен с увиденным? А кто не согласен? Почему?
— Какие чувства у вас вызвало увиденное?
Каждому участнику предлагается представить себя в определенной роли, например: